На сайте следственного комитета появилась новость о завершении следствия по этому делу.
К уголовной ответственности привлечены электромонтажник специзделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев, контролер Диана Гудкова (нарушение правил безопасности при ведении иных работ) и начальник 1653 военного представительства Минобороны РФ Марат Насибулин (халатность).

Полный текст новости:
Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации окончено расследование по уголовным делам, возбужденным по факту аварийного пуска в июле 2013 года ракеты-носителя «Протон-М» с блоком из трех космических аппаратов «Глонасс-М».

К уголовной ответственности привлечены работники федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени им. М.В. Хруничева» электромонтажник специзделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова, им предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности при ведении иных работ, то есть по ч. 1 ст. 216 УК РФ. Кроме того, обвинение по ч. 1 ст.293 УК РФ (халатность) предъявлено начальнику 1653 военного представительства Минобороны РФ Марату Насибулину.

По версии следствия, обвиняемые Гришин, Николаев и Гудкова в 2011 году занимались установкой на ракету-носитель «Протон-М» датчиков угловых скоростей в канале рыскания. В результате нарушения ими технологической дисциплины, предусмотренной конструкторской и технологической документацией, эти датчики были установлены неправильно (с поворотом на 180 градусов от штатного положения). Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало её падение и разрушение. В рамках расследования обвиняемые Гришин и Николаев частично признали свою вину в совершении преступления.

В свою очередь Насибулин, руководствуясь тем, что на протяжении длительного периода времени при установке указанных приборов нарушений не выявлялось, а также в связи с сокращением штата сотрудников исключил операцию контроля установки приборов из соответствующего Перечня. В результате сотрудник военного представительства не присутствовал при этом, и приборы были установлены без соответствующего контроля. В результате совершения этих преступлений государству причинен ущерб на сумму более 5 млрд рублей.

В настоящее время Гришин, Николаев и Гудкова завершили ознакомление с материалами уголовного дела. Уголовное дело в отношении них направляется для утверждения обвинительного заключения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Обвиняемый Насибулин и его защитник завершают ознакомление, по окончании чего дело также будет направлено для утверждения обвинительного заключения.

Привлечение к уголовной ответственности указанных лиц вызвано тем, что именно их действия находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Гришин, Николаев некачественно выполнили работу, то есть создали условия для аварии. Гудкова и Насибулин фактически являлись конечным звеном в этом процессе и обязаны были устранить эти условия, но ничего не сделали. Кстати, последующий контроль уже не позволил бы выявить ошибки в установке приборов, и предотвратить неисправность можно было только на этапе работы в 2011 году. Таким образом, следствие установило исчерпывающий круг лиц причастных к произошедшей аварии, что подтвердили в том числе результаты проведенных экспертиз.

Кроме того, конечно же, следует принять во внимание и тот факт, что в 2009-2011 годах в центре произошло увеличение доли малоопытных сотрудников с одновременным ростом количества сотрудников предпенсионного возраста. Причем все это происходило в условиях роста объема производства, увеличения количества заказов. Эти факторы тоже повлияли на качество производимых в центре работ. Если смотреть более глубоко на эту проблему, то причиной, способствовавшей аварии, конечно же, является падение авторитета рабочих профессий, который произошел в 90-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров.

Руководитель управления В.И. Маркин

sledcom.ru/news/item/931022/?type=news&more_link=1&_=70992

По интернету гуляют фотографии этой детали с пометкой «Д.Рогозин в твиттере публикует серию снимков с пояснениями», но гугл на сайте twitter.com и приводимой переписки не нашел.

Комментарии (55)


  1. Rumlin
    27.05.2015 23:14
    +1

    Погуглил по " Диане Гудковой". Пресса считает что назначили стрелочников. Столько лет собирать и вдруг каким-то образом прицепить датчик вопреки предохранительному штырьку:
    Окончательное обвинение было предъявлено не только 55-летней контролерше качества Центра имени Хруничева Диане Гудковой, но и двум сборщикам — Денису Гришину и Евгению Прохорову
    — То, что у нас «Протоны» падают, виновато общее состояние отрасли, невозможно нанять кадры для сборки ракетоносителя в Москве за 25 тысяч рублей в месяц. Даже контролер получает не больше 40 тысяч, — считает Курганов.

    Согласно обвинению, при сборке ракетоносителя в 2011 году Денис Гришин и Евгений Прохоров неправильно установили один из гироскопов, а Гудкова, как контролер качества, не заметила их ошибку, что и стало причиной падения ракеты.

    — Если мы смотрим на посадочное гнездо для гироскопа, то видно, что его нельзя установить неправильно. Предохранительный штырек длиной около сантиметра этому препятствует, — настаивает адвокат.


    1. AmberSP Автор
      27.05.2015 23:34
      +19

      >Предохранительный штырек длиной около сантиметра этому препятствует

      Если фотографии по ссылке twower.livejournal.com/1117337.html не фейковые, то предохранительные штырьки гораздо меньше и сантиметра, и штырей с резьбой. Так что сильный монтажник может с ними справиться.

      Вот память DDR тоже имеет защиту от дурака, чтобы нельзя было не той стороной вставить. А я однажды справился, вставил. От сильного дурака защиты нет.


      1. Rumlin
        27.05.2015 23:49

        Если они нашли фрагмент ракеты с неправильно вставленным датчиком. А могли и «полярность» в датчике припаять не так. Контроль качества изготовитель не провел, в результате датчик выдавал показания с поворотом на 180 градусов.


      1. tundrawolf_kiba
        28.05.2015 01:22
        +9

        >А я однажды справился, вставил.
        В детском саду устроили конкурс с просовыванием фигурок в подходящие отверстия, в результате дети разделились на умных и сильных. :-)


      1. wormball
        28.05.2015 02:01
        +3

        По фотографии не защита, а одно название. Там даже силу применять не надо. Закрутил — держится, а что оно на полсантиметра выше — это уже надо специально высматривать. Хотя запросто можно было бы сделать винты в углах неправильного четырёхугольника — так бы при всём желании в неправильном положении можно было бы максимум два винта вкрутить, и весь вид бы кричал, что что-то не так.


        1. teifo
          28.05.2015 03:11
          +2

          Интересно, а сколько стоит сделать защиту узла, детали с такой вот защитой от дурака? Сколько на это пойдет материалов, ну то есть не будет ли она (деталь, узел) больше по размерам, тяжелее и т.д.? Может такой защитой только критически важные узлы выполняют?


          1. nomadmoon
            28.05.2015 04:16
            +3

            Капитан очевидность говорит что почти нисколько — расположение крепежных дырок в чертеже только поменять. Попробуйте например прикрутить вверх ногами блок питания обычного писюка.


            1. teifo
              28.05.2015 05:08

              Раз переделка узлов стоит копейки в сравнении с возможной аварии тогда вопросов больше нет.


            1. Rumlin
              28.05.2015 17:16

              Есть корпуса с отверстиями для возможности установки блока питания с разворотом на 180.
              Пример ASUS TA-230 www.nix.ru/include/view-photo.html?good_id=31881&pid=2241


        1. Int_13h
          28.05.2015 04:23
          +2

          Пытливый ум монтажника и не с таким справится. Только троекратный контроль за выполнением всех технологических операций.


    1. JerleShannara
      28.05.2015 15:34

      Вопрос: сколько вариантов засунуть 3.5" дискету в 3.5" дисковод существует. Подсказка — человек обременен сильными руками.


      1. Alexeyslav
        28.05.2015 15:45
        +1

        8 вариантов. + 1 экзотический — запихнуть ДВЕ дискеты сразу.


        1. wormball
          28.05.2015 15:55
          +3

          Две дискеты можно запихнуть уже 64 способами!


        1. JerleShannara
          28.05.2015 16:21
          +1

          Бинго! Вы угадали!


  1. MiXaiL27
    28.05.2015 04:18
    +20

    А батюшкам почему обвинений не предъявляют, мол освящали святой водой ненадлежащего качества?


    1. Alexeyslav
      28.05.2015 11:39
      -2

      Святая вода защищает от демонов а не от халатности сборщиков!


      1. Bluewolf
        28.05.2015 12:35

        Но ведь… демонов, хм, нет?


        1. AmberSP Автор
          28.05.2015 13:09
          +7

          «Как нет?!», — дружно вздрогнули Unix-админы.


        1. Alexeyslav
          28.05.2015 15:42
          -4

          Есть они. Они проявляют себя на ровном месте, где казалось бы нет никакой халатности но вот оно — ломается.
          Демоны — это понятие обобщающее, куда входят причины не подконтрольные человеку. Например песчинка на пластине из которой делают чип, который может в любой момент отказать и нет способа выявить этот дефект на начальном этапе даже самыми строгими стресс-тестами.
          Высокоэнергетические космические частицы — это тоже попадает под понятие демона.
          И кстати то что окропляют ракету — это действует только на первые секунды полета… святая вода сойдет с ракеты и в нее могут вселится новые демоны, если успеют.


          1. MiXaiL27
            28.05.2015 15:51

            Демон Максвелла, да о чем вы?


      1. beeruser
        28.05.2015 12:45
        +2

        А если демон вселился в человека?
        При сборке следующего Протона святой водой следует окроплять сборщиков и контролёров.
        Ну и фургончик для проведения обряда экзорцизма должен быть всегда наготове.


        1. Alexeyslav
          28.05.2015 15:35

          Окроплять придется перед каждой сменой, накладно будет :) стоимость ракеты вырастет в 2 раза.


          1. EvilBeaver
            28.05.2015 19:07
            +2

            Они и трезвые датчики раком вставляют, а если еще и каждому дать окропиться…


  1. WillSmith74
    28.05.2015 07:03
    +10

    По моему, тут все очень даже прозрачно:

    В свою очередь Насибулин, руководствуясь тем, что на протяжении длительного периода времени при установке указанных приборов нарушений не выявлялось, а также в связи с сокращением штата сотрудников исключил операцию контроля установки приборов из соответствующего Перечня.


    Т.е. раньше эта операция была и контроль производился. Осталось выяснить, кто отдал приказ о сокращении штата сотрудников. Только боюсь, так можно и до начальников самого Маркина дойти.


  1. lolmaus
    28.05.2015 09:55
    +6

    От знакомого, занимающего должность в Королеве, слышал следующее мнение. Все полимеры были просраны, спутники готовы не были. Поэтому, чтобы не схлопотать, они запустили пустышки и спровоцировали аварию.

    Мотороллер не мой.


    1. seysen
      28.05.2015 12:59

      Вот уж сомневаюсь, что владелец спутника не тестирует его перед запуском и устанавливает на РН «коробку», которая еще не факт, что заработает.
      Не при таких ценах…


      1. zapimir
        28.05.2015 13:41
        +1

        «что владелец спутника не тестирует его перед запуском и устанавливает на РН «коробку»»
        Это всё в тех случаях, когда владелец коммерческая компания, а не государственная с подсосом из госбюджета.
        Просто как-то очень странно, что падали в основном Протоны с российскими спутниками. За 2,5 года 5 аварий и все с российскими спутниками, при этом угробили 6 спутников ГЛОНАСС, и в то же время 2 десятка успешных запусков импортных спутников теми же Протонами.
        Да и в авариях с ГЛОНАСС какие-то ошибки смешные, в 2010 — топлива перелили, в 2013 — датчик неправильно прикрутили, и это для ракеты которая уже на тот момент около 50 раз запускалась.


        1. encyclopedist
          28.05.2015 17:58

          На последнем упавшем Протоне — Мексиканский спутник американского производства.


          1. Rumlin
            28.05.2015 18:55

            На НК в тепе про падение видел фразу, что мексиканский должен был лететь на другом Протоне, на космодроме их очередь поменяли. Что было необычно.


            1. zapimir
              29.05.2015 00:44

              Так там же еще один Протон вернули на завод (13 апреля 2015), так как нашли металлическую пыль в трубопроводах, причем двух ступеней.


          1. zapimir
            29.05.2015 00:42

            Я о 2,5 годах, между двумя падениями ГЛОНАССОВ, т.е. с декабря 2010 до июля 2013.


  1. progchip666
    28.05.2015 10:06

    удалён


  1. olekl
    28.05.2015 10:29

    А как собственно нашли, что причиной стали именно эти детали? Есть где-нибудь эта инфа?


    1. AmberSP Автор
      28.05.2015 10:45
      +4

      Дык поведение ракеты было похоже на то, как будто этот датчик выдает данные с точностью до наоборот. Внезапно он уцелел среди обломков, обнаружили странные следы, провели эксперимент и оказалось, что точно такие же следы получаются если его прикрутить неправильно.

      А уж заговор ли это с целью скрыть неработоспособность спутников, которые «протон» выводил или следствие того, что все полимеры просрали — неизвестно. Лично мне обе причины кажутся равновероятными.


      1. bachin
        28.05.2015 11:29
        -1

        Внезапно он уцелел среди обломков — это чудо какое-то, если вспомнить какой там факел был.
        И на нем оказался след — надо же, знали что искать и нашли в конце концов!
        Конечно, царапина на месте крепежа была оставлена «до», а не «после».
        Да, я «диванный аналитик» и не сомневаюсь в том, что эксперты понимают в этом лучше меня. Меня просто удивляет насколько однозначные выводы делаются из данных, которым я бы не стал доверять на 100%


        1. Alexeyslav
          28.05.2015 11:46

          Еще и не такое бывает.
          Выводы сделаны из множества данных которые не стали раскрывать, озвучили только самые простые и очевидные. Конечно же, эти данные подтверждаются несколькими методами и на основании множества других данных.


        1. EvilBeaver
          28.05.2015 19:08
          +1

          Почитайте Чертока. Они выясняли причины аварий на аппарате, сломавшемся за миллион километров и достоверно воспроизводили в лаборатории, вносили изменения, дефект исчезал.


      1. Alexeyslav
        28.05.2015 11:42
        +1

        Заговор врятли… датчики ставили в 2011 году, задолго до того как могло быть известно что «явки провалены, спутники не должны полететь».


        1. AmberSP Автор
          28.05.2015 12:05

          Ну ради такого дела можно датчики-то и переставить, наверное. Мне попадалась инфа, будто бы к ним есть доступ через какие-то технологические лючки. Для теории заговора это вообще не проблема :)


    1. JerleShannara
      28.05.2015 15:38

      А как определяют, что авиакатастрофа произошла по вине заклинившего какого-нибудь клапана, если напрямую параметры его работы в FDR не пишутся? Тут также


  1. GarryC
    28.05.2015 11:53
    +3

    Вообще то я видел картинку с графиком тангажа, и как человек, сдавший ТАУ, заявляю, что ошибка знака отклонения не может привести к рысканью. Ошибка знака приведет в прогрессирующему уводу, но никак не к раскачке. Если кто не согласен, помоделируйте.


    1. Gothician
      28.05.2015 13:20

      Большинству главное, что официально огласили причину.
      Тем более, что на ТВ всегда будет дежурный «эксперт», который расскажет все, что угодно — от неправильно установленного датчика до завихрений торсионного поля.


    1. Singerofthefall
      28.05.2015 14:43
      +1

      ИМХО, рассуждать, не имея на руках детального отчета, и не разбираясь в работе АБСУ ракеты, довольно бессмысленно. Например, почему вы думаете, что ошибка знака отклонения по каналу рыскания была единственным следствием неправильной установке датчиков? В статье вообще весьма расплывчато написано «Это исказило работу системы управления ракеты-носителя».


      1. GarryC
        28.05.2015 14:55
        +1

        В ссылке в основной статье (сейчас почему то не работает) были фото со следами неправильной установки и внизу был график тангажа по времени. Так вот там ярко выраженное рыскание. Может быть, графики фэйковые, но других я не видел. Вот я и выразил сомнение, что подобная поломка могла привести к подобному поведению. Когда-то давно (с 1984 по 1989 год) я работал на около-космическом предприятии и, честно говоря, удивлен что в настоящее время важный датчик не был троирован.


        1. encyclopedist
          28.05.2015 17:32

          Так на графике был тангаж или рыскание (крен, тангаж и рыскание — это на самом деле названия трёх осей)? Или вы рысканием называете нарастающие колебания?


          1. GarryC
            29.05.2015 10:55

            Именно рыскание, то есть нарастающие колебания, свойственные пере-регулированию, по каналу тангажа. Наверное, рыскание имеет и другой смысл в аэродинамике, я имел в виду именно этот.


            1. Gothician
              29.05.2015 11:29
              -1

              Ры?скание (ры?сканье) — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси (см. также вертикальная ось самолёта), а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder). Один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём углам Эйлера, которые задают поворотное положение летательного аппарата относительно его центра. © Википедия


    1. Alexeyslav
      28.05.2015 15:49

      Это если система управления единственная. А если там две системы дублировали друг друга с разными наборами датчиков? Управление за счет тяги и аэродинамическими рулями? Одна работает нормально, а другая дурит но обе с разными длительностями переходных процессов.


      1. Singerofthefall
        28.05.2015 15:59

        [edited] Сначала неправильно понял смысл вашего комментария, извиняюсь.

        Да, такое тоже возможно.

        А по поводу халатности — ну всякое бывает. Посмотрите, например, про катастрофу рейса 2303 под Синаем, которая произошла из-за того, что техник перепутал входные каналы крена и руля направления автопилота, что привело к раскачке с возрастающей амплитудой. Я это все к тому, что чтобы разобраться с реальной причиной нужно точно понимать все последствия переворота датчиков, и то, как АБСУ реагирует на неправильные данные того или иного характера. В прессе никто этого разжевывать не будет, т.к. большинству это а) неинтересно, и б) непонятно, поэтому «перевернутый датчик» — достаточно исчерпывающее объяснение для большинства.


        1. gorbln
          28.05.2015 23:57
          +2

          Так а чего далеко ходить? Вот самолёт, на котором каналы стабилизации неправильно подключены были, что вызывало нехилую раскачку. Только благодаря опыту пилота (и, надо думать, его желанию ещё немного пожить) — самолёт был посажен, что называется «одним куском».


          З.Ы. В ролике нехорошие слова.


          1. Singerofthefall
            29.05.2015 09:40

            Если кому интересно, это инцидент с Ту-154 RA-85563.


  1. Equin0x
    28.05.2015 17:22
    +1

    Утешает лишь то, что следователи СК, по видимому, — настоящие профессионалы.


  1. tranquil
    28.05.2015 18:08
    +1

    Работать за 40000 рублей в месяц и быть под реальной угрозой уголовного преследования?
    Последние кадры убегут после этого.

    Мне кажется spacex рано или поздно победит без вариантов просто потому что они решают проблемы а не ищут виноватых. И потому что они нанимают лучших, а не тех кому больше некуда идти.


    1. Gothician
      28.05.2015 18:16

      SpaceX сейчас держится на Маске, как когда-то Apple держался на Джобсе. И даже если не будет Маска, скорее всего, будет держаться, если к управлению не придут «эффективные менеджеры» (что касается яблок, Тим Кук вроде не из таких), а вото в Роскосмосе, судя по всему, их побывало множество.


    1. EvilBeaver
      28.05.2015 19:11

      Виноватых все-таки ищут всегда, ведь причины аварий расследуются и у Маска в том числе. Вопрос в том лишь, что с виноватыми делают, когда найдут.