Эта статья – традиционный пост, подводящий итоги завершившегося года. А также история о том, что даже хороший продукт нужно уметь правильно продавать.

Безусловно, главное событие года для нас – переход в open source. Это привело к взрывному росту сообщества и – как ни парадоксально – продаж. Под катом я расскажу о причинах и результатах этого шага, и в дополнение сделаю обзор основных новшеств с технической точки зрения.

image
Активные проекты на платформе CUBA

Дисклеймер: если вы еще не знакомы с платформой CUBA, рекомендую прочитать этот пост.

Итак, старая лицензия была похожа на модель 1С: стоимость зависела от количества установленных приложений и одновременных пользователей. Однако то, что работает для 1С в силу фактически монопольного положения на рынке, оказалось неприменимо для нового продукта. Разработчики пробовали платформу и даже оставляли позитивные отзывы, но на разработку промышленных приложений практически никто не решался.

Мы предполагали, что основной причиной были именно ограничения на распространение приложений, создаваемых на платформе, и в итоге решились на переход в open source. Не без колебаний: отдавать бесплатно то, на что потрачены десятки человеко-лет разработки, зная, что пути назад уже не будет – достаточно волнительно.

Новая лицензионная политика вступила в силу в апреле. С этого момента платформа распространяется по лицензии Apache 2.0. Кроме того, мы оставили платными некоторые дополнительные компоненты, как, например, генератор отчетов и CUBA Studio — визуальный инструмент, ускоряющий разработку приложений на платформе. Для этой платной части лицензия тоже поменялась и стала привязана к разработчику. В итоге, все ограничения на распространение приложений были сняты.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже в апреле продажи превысили результат всего предыдущего года. К концу года у нас появились коммерческие клиенты в 33 странах – в лидерах Германия, США и Россия. Это дает уверенность в том, что у нас будет достаточно ресурсов для активного развития платформы.

Такой же рост произошел и с сообществом разработчиков. Мы собираем анонимную статистику использования платформы от пользователей, которые соглашаются ее предоставлять. Согласно ей, в конце года одновременно на CUBA разрабатывалось более 800 проектов — это 6-кратный рост за год! Количество сообщений на форуме выросло с одного-двух до 20-30 в день. Для поддержки сообщества мы запустили регулярные вебинары и тренинги, открыли специализированный чат в Gitter.


Рост количества проектов по месяцам

В технической части, на основании запросов от сообщества, мы сфокусировались на том, чтобы расширить возможности применения платформы в различных сценариях. Если вкратце — сделать ее более гибкой, более открытой, более масштабируемой. Вот наиболее значимые изменения за последний год:

Генерация приложения на основе существующей базы данных. Встроенный в Studio инструмент создает модель данных и генерирует по ней интерфейс, не меняя структуру БД. Это сильно сокращает усилия по миграции устаревших приложений на платформу.

Интеграция с облаком Jelastic. Теперь можно задеплоить приложение в Jelastic в один клик прямо из Studio. Добавили инструкции по деплойменту в другие облака.

Встраивание сторонних визуальных компонентов. Если вам не хватает стандартных компонентов платформы – можно подключить Vaadin, GWT или произвольные JavaScript компоненты.

Поддержка нескольких хранилищ данных. Одна из наиболее востребованных фич – приложение на платформе, включая стандартный UI, теперь может работать с несколькими БД одновременно.

Компоненты приложения. Механизм позволяет разбить монолитное приложение на независимые функциональные модули, развивая их как отдельные проекты. Такие модули можно деплоить по отдельности или в рамках одного приложения, у них скорее всего будет свой UI, модель данных и бизнес-логика – согласно концепции Self Contained Systems.

Новый REST API стал полностью поддерживать принципы REST с использованием URI, HTTP verbs и OAuth2.

Кроме этих крупных, в релизах 6.1, 6.2 и 6.3 было множество других улучшений. А в феврале 2017 выйдет релиз 6.4, в котором появится поддержка клиента на Polymer.

Конечно, несмотря на рост, в абсолютных цифрах сообщество разработчиков на платформе еще невелико. По факту, мы в самом начале пути. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и надеемся чаще радовать разработчиков новыми фичами!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. andrewgrow
    12.01.2017 17:10

    Отлично написано!
    Возможно, у вас есть видео с какой-нибудь презентации, где очень подробно и наглядно рассказывается о платформе?


    1. glaschenko
      12.01.2017 17:16

      Спасибо! Такого видео к сожалению нет, самое близкое — статья, на которую давал ссылку в дисклеймере. Из видео можно посмотреть Quick Start.


  1. S_A
    12.01.2017 18:11

    Ох-ох, интереснейшая разработка. Зашел демки посмотреть — залип. Круто.


  1. Fox_exe
    12.01.2017 20:36

    Окей, похвастались… Ток лично я так и не понял, что это вообще такое (Прочитав половину текста). Упоминание 1С дали некие намёки, но не более.
    Пиар — хорошо, но надо в первую очередь рассказывать чем вы круче других (Фичи? Плюшки?)


    1. glaschenko
      12.01.2017 21:48

      Так я же специально сделал выше ссылку на пост с описанием самой платформы. Сделаю более заметным.