image

[Прим. пер.: в оригинале используется слово crunch, означающее что-то вроде «напряжённо работать, чтобы успеть в срок». Статья написана про игровую индустрию, но, как мне кажется, применима к разработке любых продуктов.]

Переработки — прискорбная особенность нашей индустрии. Что с ней делать, пока кто-нибудь не решит её окончательно?

Обсуждая переработки, мы обычно спорим о том, бывают ли условия, при которых они приемлемы — «хорошие», а не «плохие» переработки — и что нужно изменить в индустрии в целом чтобы избавиться от «плохих». Я согласен, что было бы отлично, если бы индустрия начала меняться сверху: руководители могли бы взять на себя больше ответственности за улучшение условий работы и обеспечение более дружелюбной и устойчивой среды для разработчиков игр. Но такие изменения скорее всего будут медленными и постепенными. В мире огромное количество студий, и взгляды их руководителей на решение этой проблему резко противоположны. Их слишком много для единогласного принятия.

Это значит, что хотя и есть причины ждать улучшений, всё равно существует большая вероятность столкнутся в своей карьере с «плохими» переработками, и чем дольше ваша карьера, тем вероятность выше. «Если не нравится — уходите» — популярная среди плохих начальников и интернет-комментаторов песня, но по разным причинам иногда это невозможно. Например, это может поставить под угрозу вашу работу, а найти новую быстро не получится.

Поэтому, если вы только что начали работать в этой индустрии и встретились со своим первым «горящим сроком», или только решаете, стоит ли заниматься играми, услышав все эти ужасные истории о переработках, вот мои размышления о том, как возникают «напряги», и как пережить их.

image

Как возникает напряжение в работе?


Оно может возникнуть в коллективе любого размера, никто не защищён от этого. Это случается и в больших компаниях, и в инди-студиях, с новичками и ветеранами. Есть стереотип злобного жующего сигару босса, приказывающего подчинённым вкалывать, чтобы увеличить прибыль, и иногда именно так и происходит. Единственное, что можно здесь сделать — постараться избегать таких начальников.

Но перенапряжения могут возникать и естественным образом, без вмешательства руководства. Например, небольшая группа разработчиков решает оставаться на работе допоздна, чтобы успеть к важному сроку. Руководители студии замечают их и, пытаясь помочь, начинают заказывать доставку еды по вечерам. Это даёт остальным сигнал о необходимости «поднапрячься», и всё больше людей начинает задерживаться в офисе. На тех, кто уходит вовремя, начинают косо посматривать. В этих взглядах читается: почему вы не выполняете свой долг как мы? Вскоре перерабатывать начинает вся студия. В эту ловушку её загнал взаимный стыд.

Даже работающие в одиночку разработчики могут чувствовать, что не в праве нарушить обещание, данное клиентам или фанатам, поэтому повышают нагрузку. Это может быть особенно опасным, потому что люди, работающие в одиночку, иногда считают виновными в такой ситуации только себя: они недооценили сложность работы, недостаточно умны, должны были подготовиться лучше. Без поддержки сотрудников или товарищей по команде соло-разработчики могут быстро «выгореть» физически или морально.

Разница между «плохим» и «хорошим»


Когда лидеры индустрии говорят о «хорошем» стрессе, они обычно имеют в виду случаи добровольного участия — команда имеет высокую мотивацию, уверена, что работает над выдающимся проектом, и единогласно хочет максимально вложиться в создание ещё более потрясающего продукта. Следует надеяться, что таким работникам ещё и хорошо компенсируют их переработки: платой за сверхурочные, бонусами, долей в прибыли или справедливым разделом. «Плохие» переработки наоборот — обязательны, не имеют видимого конца, не вдохновляют вкладывать энтузиазм и усилия. Ситуация с плохими переработками может быстро перерасти в неопределённое чувство обречённости, в ссоры и психологический ущерб, влияющий на личную жизнь сотрудников.

Важно, что эмоциональный настрой может меняться со временем. Стресс может сначала быть «хорошим»: интересным временем, проводимым с сотрудниками за совместными обедами и играми в Mario Kart после компиляции последней сборки. Но потерпев несколько неудач, тот же проект может превратиться в печальный марш смерти с редкими разговорами, машинальным поглощением еды и ненавистью к сотрудникам и всему миру.

Можете согласиться или не соглашаться с моим определением. Как разработчик, вы можете иметь своё понятие о «хорошем» и «плохом» стрессе. Причины, выгода и результаты переработки (или её отсутствия) в разных ситуациях сильно отличаются, поэтому их стоит рассмотреть подробнее.

image

Не чёрно-белое


Можно определить отношение гипотетического работника к переработкам как спектр между двумя предельными значениями. На одном конце спектра люди, настолько фанатично приверженные и равнодушные к расстановке сил и деньгам, что могут бесконечно самозабвенно перерабатывать без каких-либо причин. На другом конце находятся те, кто ни секунды не хочет оставаться на рабочем месте сверхурочно, даже если небольшая команда, в которой они трудятся уже несколько лет, создаёт что-то волшебное и уже близка к завершению. В обеих этих крайностях нет ничего плохого, хотя первых окружающие могут считать «дураками», а вторых — «засранцами».

Чаще всего, разумеется, встречается нечто промежуточное. На практике, в работе на игровую студию есть хорошие и плохие стороны. Можно уважать своего начальника за одно, и не уважать за что-то другое. Некоторые аспекты игры могут восхищать, другие разочаровывать. Кто-то в студии вдохновляет вас и вы считаете удачей работать с ними, с другими вы стараетесь не общаться.

Другими словами, в чём-то вы гордитесь своей работой и считаете, что она отчасти важна с точки зрения искусства. Вы — не восторженный адепт, но и не полностью прожжённый циник. Поэтому аргументы «за» и «против» лишних усилий зависят от конкретной ситуации.

Переработка ради компенсации


Вы можете посчитать, что обещанная компенсация в будущем (например, премия после выпуска продукта или доля от прибыли) стоит неоплачиваемой переработки в настоящем. Это нормально, но учтите, что такие схемы компенсации могут быть довольно сложными для понимания, и по самой их природе результаты невозможно предсказать заранее. Суммы часто рассчитываются таинственными способами, которые вы никогда не сможете отследить, особенно в крупной компании. Ожидается, что вы примете условия и будете довольны ими как знаком признательности компании. Разумеется, премия может быть хорошей, но заранее сложно понять, стоил ли ваш скорбный труд того, что вы получите в конце.

Если часы работы без денежной компенсации не ваш вариант, стандартным компромиссом является участие в схеме с премиями (часто с медицинскими бонусами) и работа с почасовой оплатой. Такая схема может быть приемлемой, если вас беспокоит возможность эксплуатации сотрудников на зарплате и ненормированного рабочего дня. К сожалению, сотрудники с почасовой оплатой в иерархии студии часто воспринимаются как люди «второго сорта».

Насколько я понимаю, логика предложения всех этих привилегий типа медицинской помощи и премий для сотрудников на зарплате заключается в том, что они будто бы вкладывают больше души в конечный продукт, если работают дольше, чем это предусмотрено зарплатой. Сотрудник как будто «ставит на кон себя» («skin in the game»), как любят выражаться бизнесмены. Я не особо разделяю это мнение: я работал со многими подрядчиками с почасовой оплатой, которых больше волновал конечный результат, чем некоторых получающих зарплату сотрудников.

Неважно, какова структура вашего вознаграждения — если вы работаете в команде, в которой витает явная или невыраженная идея «после выпуска игры мы все разбогатеем!», то сделайте над собой усилие и забудьте о ней. Мотивирование себя только большой суммой, которую вы получите, а может быть и нет — не самая хорошая стратегия. Если вы ловите себя на мысли «Нужно ещё немного потерпеть эту чушь, и я всё сделаю», то вы уже на опасной дороге. Не говоря уже о том, что ожидания богатства гарантированно бесплодны. Разумеется, в вашем случае может и сработать! Однако шансы на то, что вы решите все материальные вопросы в своей жизни, именно таковы: это только шанс. Билет лотереи, вероятность выигрыша в которой невозможно точно рассчитать, поэтому воспринимайте это именно так. Неважно, насколько вы удачливы, если вам нравится лотерея только тогда, когда вы выигрываете, то в большинстве случаев вас ждёт разочарование.

image

Переработка ради опыта


Когда только сотрудник начинает работу в игровой индустрии, ему, естественно, хочется доказать, что у него есть всё необходимое для успеха. Он должен держать планку высоко, особенно если пришёл в знаменитую и уважаемую студию, работающую над большой игровой франшизой. Ему не хочется подвести свою команду. У него есть иррациональный страх не понравиться начальству. Он может даже считать, что «стоящие у руля» люди знают, что делают.

Некоторые руководители специально ищут молодых начинающих сотрудников, у которых с большой вероятностью нет пары или семьи (нужно учесть, что расспрашивая о семье и семейном статусе кандидата на работу, они нарушают закон). Они считают, что таким образом повышается вероятность того, что сотрудники смогут работать круглосуточно.

Не знаю, является ли готовность пожертвовать собой ради целей компании ценной чертой, но тот, кто ею обладает, может с самого начала работы взять на себя тяжелейшую нагрузку. Я не хочу обесценивать желание видеть свои цели даже в тяжёлой ситуации и понимаю мотивацию сразу же поучаствовать в создании крупного игрового проекта. Но я надеюсь, что вы ещё долго собираетесь проработать в игровой индустрии. Поэтому, если единственным способом разработки для вас будет серия жёстких дедлайнов, то вы не узнаете о других способах создания игр. Вы будете думать: «Вот так и делаются игры», постепенно приближаясь к катастрофе.

Как и в случае с финансовой мотивацией, завоевание доверия и получение опыта — отличный результат. Но будьте внимательны, если это становится единственной причиной работы.

Переработка ради своей команды


Все мы люди. Мы не можем каждый день работать с одним коллективом и не ощутить при этом чувства сопричастности. Даже если вы не очень восхищены продуктом, а вознаграждение не так велико, как вы стоите, вы можете решить, что нельзя оставлять своих коллег мучиться в одиночестве. Вы будете перерабатывать вместе с ними, чтобы продемонстрировать свою поддержку. Если вы полностью осознаёте, на что идёте, то это абсолютно приемлемый выбор.

Такая ситуация напоминает мне старое клише из военных фильмов: несколько солдат отправляется на опасное и сложное задание, не потому что они верят в великую миссию или уважают командира, а потому что привязаны друг к другу. Они прикрывают товарищей и идут на задание как единое целое.

Однако хитрые начальники знают, что иногда можно эксплуатировать такие чувства в своих целях, так что не забывайте об этом.

image

Берегите себя


Переработки влияют на физическое состояние, поэтому стоит отслеживать сигналы, подаваемые телом. Стандартный совет: делайте перерывы. Потянитесь и глубоко вздохните. Сделайте зарядку. Постарайтесь высыпаться. Не мучайте желудок жирным фаст-фудом слишком часто. И так далее.

Переработки могут влиять и на психологическое состояние. Не всегда просто признать, что у вас возникла проблема. Иногда вы месяцами ощущаете бессмысленность любых действий, или постоянно представляете, как жестоко убиваете всех своих сотрудников, или регулярно напиваетесь, чтобы справиться со всем этим дерьмом. Что вы постоянно повторяете себе, снова и снова?

Можно получать эмоциональную поддержку от своих близких. Это справедливо: ведь это часть отношений. Но если ваши отношения разбалансированы слишком долго, они становятся тяжкими, несправедливыми, и, в результате, невыносимыми. Многие ваши сотрудники будут сочувствовать тому, что ваша личная жизнь страдает от игр (и существует большая вероятность, что их отношения страдают тоже). Но не позволяйте им считать, что без этого никак не обойтись.

Находите ресурсы. Они существуют! Не отказывайте себе в помощи профессионалов. Один из побочных эффектов современной популярности «литературы откровений» заключается в том, что многие выделяющиеся произведения этого жанра посвящены крайностям. Люди считают, что по сравнению с прочитанными историями их собственные проблемы не так уж велики, поэтому нужно стиснуть зубы и справляться с ними. Вы знаете, что переживёте трудности, ведь вы умны. Вы думаете: мы выпустим игру, и всё снова придёт в порядок. Нужно просто немного потерпеть.

Но не совершайте ошибку и не будьте слишком стойким. Всё, чего вы добьётесь таким образом — отложите проблему на будущее. Будьте готовы принять профессиональную помощь, даже если проблема не кажется слишком ужасной. Я приведу физическую метафору (она далека от идеала, но надеюсь, вы поймёте смысл): сломанная нога гораздо серьёзнее растяжения лодыжки. Сломанная кость обычно означает попадание в травмпункт и месяцы восстановления. С другой стороны, небольшое растяжение позволяет обойтись без доктора. Вы проковыляете примерно шесть недель с болезненной опухолью, но потом она пройдёт сама. Скорее всего.

Несмотря на это, каждый знает, что при растяжении лодыжки поход к врачу — это благоразумное и логичное действие. Никто из друзей не скажет: «Ты что, ребёнок? Не можешь сам справиться с растяжением?» Врач не может вылечить растяжение, но, по крайней мере, он профессионально сделает перевязку, выпишет лекарства, чтобы легче переносить симптомы, и даст советы о том, что нужно делать, пока вы восстанавливаетесь.

Аналог «сломанной ноги» в психологическом состоянии — очевидный, трагический надлом. Но не думайте, что можно пустить всё на самотёк, когда у вас «растяжение лодыжки». Конечно, психотерапевт, психиатр или инструктор по медитации не сможет залезть к вам в голову и всё исправить. Но как в случае с врачом и лодыжкой, он сможет направить вас на правильный путь.

Восстановление после стресса


Когда «плохая» переработка завершается, многие начинают думать: «В следующий раз у нас получится лучше». Я уважаю это чувство: думаю, стремление к совершенствованию абсолютно необходимо. Однако такие ожидания могут искушать. По моему собственному опыту, если команда сильно перерабатывала, чтобы закончить игру, то велики шансы, что над следующей игрой она будет трудиться почти так же. И не важно, сколько времени и усилий она потратила на «исправление ошибок» между проектами. Я не думаю, что в этом есть какой-то злой умысел. Дело больше в том, что привычки коллектива тяжело менять. Выпуск игры через колоссальное перенапряжение — это одна из тех рефлексивных привычек с «мышечной памятью», которые обычно возникают у команд.

Может быть, у вас появится желание взять перерыв. Возьмите и наслаждайтесь! Но отпуск после выпуска игры, когда вы просто сидите и пялитесь в стенку (а такое часто случается после переработок) не слишком полезен. Увеличение свободного времени само по себе не восстановит вас волшебным образом. Если вы вели машину, пока капот не задымился, ремни износились, а на шинах стёрлись протекторы, то не получится починить автомобиль, просто остановив его на какое-то время. Делайте активные шаги для восстановления, которые эффективны для вас. Возможно, стоит вспомнить, для чего вы начали заниматься созданием игр в первую очередь. Или нужно выбрать что-то, совершенно не связанное с играми. Побудьте «овощем» какое-то время, если хочется, но не ограничивайтесь этим.

image

Заключение


Если вы работаете в индустрии создания игр, то скорее всего, вы рано или поздно встретитесь с переработками. В некоторых случаях начальство делает их обязательными, в других случаях вам предстоит решить, стоит ли вкладывать дополнительные усилия в сложившихся обстоятельствах. Причинами могут быть поддержка ваших коллег, вера в то, что вы создаёте действительно что-то большое, или обещанная за выполнение работы награда. Если вы перерабатываете, то узнайте о преимуществах, получаемых руководством от ваших переработок, и прикиньте, соизмерим ли он с получаемой вами выгодой.

Долгие переработки легко могут привести к физическим и психическим расстройствам, которые нанесут ущерб и вам, и окружающим. Уделяйте внимание себе и прислушивайтесь к другим людям. Если вы обнаруживаете, что опасное поведение вошло в привычку, то важно распознать его и решить проблему, даже если она выглядит не так страшно, как истории, о которых вы читали.

Сложно создать баланс между работой над интересными вам проектами, работой с интересными людьми, подходящим ритмом и достойной компенсацией. Реальный мир далёк от идеала и не всегда можно найти работу, которая удовлетворяет даже одному из этих параметров. Но если вы сможете выжить в условиях переработок благодаря осознанию того, на что вы идёте, и контролируя своё физическое и психологическое состояние, то день за днём будете успешно разрабатывать игры.

Безопасных вам путешествий.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (16)


  1. stargazr
    21.03.2017 14:05
    +3

    Мотивирование себя только большой суммой, которую вы получите, а может быть и нет — не самая хорошая стратегия.

    Да, особенно для твоих работодателей.
    Настоящие гребцы программисты должны работать за еду. Почти в каждой вакансии есть пункт про печеньки, который мягко намекает на это.


    Однако шансы на то, что вы решите все материальные вопросы в своей жизни, именно таковы: это только шанс.

    Лучше всего тогда, получается, вообще не ждать вознаграждения. Тогда и ожидания обмануты не будут.


  1. copist
    21.03.2017 15:41
    +1

    В нашей команде Icons8 принят 100% неотклоняемый железный факт, что переработки не оплачиваются. Есть гибкий график, позволяющий перераспределить часы с одной недели на другую. Но нет оплаты за лишние часы. Если хочешь, можешь распечатать их в виде купонов по 5 минут и сделать гирлянду. Но обычно гирлянду печатать не из чего. Всё что нужно, делается в рабочее время. Всё что не нужно — не делается. Если приспичит сделать срочное внеплановое, значит задерживается плановое. Команда сама принимает решение, что важнее — плановое или внеплановое. Иногда более ценным является прикрыть глаза на срочное, иногда — потерпеть с переносом задач.


    1. rfvnhy
      22.03.2017 14:17

      На самом деле при интенсивной работе переработки не самое лучшее решение, особенно если они регулярные.
      Ведь возрастает риск заболеваний, выше усталость, а следовательно падает интенсивность и качество работы.
      Вместе с тем во многих видах работ иногда бывают «авралы», которые невозможно учесть заранее, как-то спланировать, отодвинуть из-за них другие работы…
      Вот в этом случае переработка вполне возможна, если она не сильно вредит основной работе…


    1. vdonich
      22.03.2017 20:10

      Точно так же, как и баг, зарепоченный с боевого сервера, является симптомом каскадного отказа систем тестирования (код ревью, юнит/интеграционных/e2e/проч тестов, мониторинга с плавным выкатыванием), переработка является аналогичным симптомом каскадного отказа менеджмента.

      В большинстве случаев, переработка может быть поставлена в план, либо отложена на следующий релиз, вынесена в отдельный проект и прочее — еще до того, как дошла до непосредственно программиста.

      Исключая, разумеется, ситуации когда при релизе кто-то ошибся и вбил /dev/hda1 вместо /dev/hda0 и все сломалось.
      Или наоборот — «дай-ка я пофикшу что там нам мешало -O3 добавить»


  1. copist
    21.03.2017 15:47

    Замечу, что это не первая статья про «переработки — зло», в которой рассматривается перерабатывающий как лицо наёмное. Стоит только ему встать в роль нанимателя или предпринимателя, он сам же начинает рассматривать ситуацию строго наоборот. Работает больше 8 часов в день, 40 часов в неделю. Потому что интерес и страсть. Потому что ответственность. Потому что им самим же установленные сроки или договорённости.

    Я не знаю, как обстоят дела у идеальных боссов, у идеальных предпринимателей, у идеальных нанимателей — мне кажется, что спокойных, размеренных, невозмутимых Мастеров Йод среди них немного.


    1. rfvnhy
      22.03.2017 14:22

      Вот только у «босса» обычно больше доход от «переработки».
      Через 10-15-20 лет он зачастую вообще может «уйти на покой» и пожинать результаты своей работы.
      Опять же обычно значительно более полноценное питание, условия отдыха (в тч ежедневного), более качественное мед. обслуживание компенсируют большие затраты времени ради большего дохода.
      Для наемных работников такой ситуации представить достаточно сложно. Я думаю это единицы процентов в нашей стране.


  1. Contriver
    21.03.2017 16:04
    +1

    Переработка ради компенсации
    — здоровье за деньги не купить, если вам не компенсируют заменой 7 сердец (как у Рокфеллера), а программистам ещё и мозга с нервной системой.
    Переработка ради опыта
    — возможно удел молодых,IT- индустрия в современных условиях быстроменяющаяся, завтра наработанный в переработках опыт уже будет возможно не нужен актуален, а здоровье и свободное время будет потеряно -общение с семьёй, друзьями и просто нормальная социальная жизнь — это все бесценный капитал!
    Разница между «плохим» и «хорошим»
    — стресс не может быть хорошим, да он мобилизует организм, но учитывая повседневный стресс и домашние хлопоты, стресс превращаеися в хронический.При исчезновениии стресса происходит выгорание, так как снизилась выработка эндорфинов и неоромедииаторов.
    Переработка ради своей команды
    — зависит от характера, тем более работа не война и сотрудник не солдат, а брать на себя чужое так и надорватся недолго.Тем более недобросовестные коллеги и начальники эту особенность психологии активно эксплуатируют.
    Берегите себя
    — думаю каждый с этим согласен.
    … поход к врачу — это благоразумное и логичное действие… он профессионально сделает перевязку, выпишет лекарства, чтобы легче переносить симптомы, и даст советы о том, что нужно делать, пока вы восстанавливаетесь
    и выдаст больничный, не надо героизма.
    Ведь так .....
    Вы проковыляете примерно шесть недель с болезненной опухолью, но потом она пройдёт сама. Скорее всего
    — недолго так и хроническое заболевание заработать.
    Пример:
    Знакомый в гололёд упал на руку, потянул как показалась плечо, так что рука не поднималась.Так как больничный по слухам в компании не приветствовали (хотя естественно оплачивали), решил само пройдёт.Итог: рука теперь выше плеча поднимается с болью — проблема с сухожилием, у врача был но от сам больничного отказался-дедлайн у него на работе однако был! Так как рука была правая и работал мышкой, что то в ней не «срослось».А отдыхал бы на больничном не шевеля рукой, наверняка бы всё срослось — вердикт врача!
    Восстановление после стресса
    — 100500% с этим согласно большинство

    Заключение
    … переработка допустима только в работе на себя, при условии соблюдения разумности труда и отдыха.
    Перерабатывая недолго и «гемморой» заработать во всех смыслах
    , вместо компенсаций.


    1. Pakos
      22.03.2017 10:56

      Может ли переработка с компенсацией считаться «работой на себя»?


    1. rfvnhy
      22.03.2017 14:48

      >— здоровье за деньги не купить, если вам не компенсируют заменой 7 сердец (как у Рокфеллера), а программистам ещё и мозга с нервной системой.

      Ну частично вполне возможно.
      1. Вы пришли домой и вам не надо тратить усилия и время на готовку, уборку, огород на даче,… почти всё это вполне можно купить. У вас более удобная мебель, расположение дома, расстояние работа-дом, расположение школы (или ребенка до школы сопровождает наемный персонал, как и уборка/готовка).
      2. Ремонты дома выполняете не вы вечерами/по выходным/ во время отпуска, а наемный персонал.
      3. Более качественное мед. обслуживание, лекарства,…
      4. Более полноценный отдых во время отпуска.


  1. symbios_zi
    21.03.2017 16:04

    Сам не верил пока не попробовал медитацию. Если практиковать ее ежедневно — сильно помогает убрать эмоциональный фон, положительный или отрицательный. Есть ли у кого подобный опыт?


    1. Mimus_spb
      21.03.2017 16:21

      у всех регулярно практикующих медитацию есть подобный опыт :)


    1. ksil
      22.03.2017 15:23

      А зачем убирать положительный?


  1. debose
    21.03.2017 21:48

    Так перерабатываем или загоняемся?)


    1. sav1812
      22.03.2017 11:03

      Перезагоняемся. :)


  1. rfvnhy
    22.03.2017 10:56
    +1

    С переработками самое сложное вовремя остановиться.

    много букв из личного опыта и опыта многих знакомых
    Если в начале переработка может быть вызвана реальными необходимостями то потом она может быть вызвана забиванием на работу других сотрудников, неправильно установленными сроками работ (ведь раньше же аналогичную работу за тот же срок уже делали), и многими, многими другими причинами.

    А дальше начинается веселье.

    В начале за каждый час переработки вам платят или дают отгулы, потом платят за некоторые переработки, но уже не за все, а потом просто ждут от вас что будете перерабатывать просто так.
    Особенно любят спихнуть на других свою работу или родители («у меня ребенок!, садик/школа/кружок/бассейн/....» или люди с пожилыми родителями, за которыми уже нужен уход.
    В итоге если первые разы такие люди отпрашиваются напирая на совесть остальных, то дальше они начинают считать что так и надо и все им должны.

    Тут главное очень вовремя остановить их. Лучше на первой стадии.
    Проработал 6-7 часов вместо 8? ну так и получи меньше остальных!
    Почему ТВОЮ работу должен делать кто-то ДРУГОЙ бесплатно/за спасибо?

    Еще смешнее когда компания начинает испытывать материальные трудности.
    И если раньше за любые переработки вам оплачивали без проблем то сейчас начинают напирать на корпоративный дух, совесть и тд и тп
    Тут то же главное остановиться вовремя.
    Одно дело когда аврал 1-2 дня в месяц и он действительно нужен и приведет к улучшению положения как фирмы, так и сотрудников.
    Другое — когда часть сотрудников уволена(оптимизация/сокращение/...), а их обязанности распределены на других без материальной компенсации или с недостаточной компенсацией.
    Обычно начальство начинает обещать отпуск/премию/… когда-нибудь потом, когда «фирма снова встанет на ноги/...»
    Если у вас нет точных данных что проблемы временные и будут положительно решены (особенно если конкретно ВЫ сможете повлиять на положительный результат) то скорее всего вы получите или часть обещанного или просто ничего.
    А дальше от вас будут ждать что ту же самую работу в следующий раз вы сделаете просто бесплатно.

    В общем надо вовремя заметить «начало конца» и занять четкую позицию на тему переработок/чужой работы/…
    Или никогда не делать или делать очень редко или требовать ВСЕГДА оплачивать любые переработки.
    Ну и быть готовыми что при занятии обороны вас уволят или «выживут» с работы.
    А дальше надо решать что вам важнее. Данная работа или своё здоровье и материальное благополучие.

    «Не в деньгах счастье» только в том случае, если денег ХВАТАЕТ на нормальную жизнь, оплату медстраховки, нормальную еду, жилье, проезд,…
    Тут вот недавно статья пробегала, что 160к$ может не хватать на жилье и проезд в той местности, где работа, за которую платят эти самые 160…


    1. stargazr
      22.03.2017 15:22

      При манипуляциях совестью можно попробовать самому в ответ на совесть давить.
      "Устал" / "заболел" / "плохо себя чувствую" / "Другим же тоже тяжело" и т.п.


      В деньгах или не в деньгах счастье, я не знаю — но точно не в работе по найму.
      На работе вообще строго ничего не должно интересовать, кроме денег и должностей.
      Не должно быть ничего, способного их заменить, особенно если это по-детски разукрашенные стены, гамаки, печеньки и прочая хипстерская гадость (это все к комфорту на рабочем месте имеет отдаленное отношение).
      А "творчеством" нужно заниматься дома, и я не имею в виду опенсорс — напротив, если уж делать, то только для себя, чтобы очередной ушлый "дядя" не воспользовался плодами вашего труда бесплатно.