Широкое распространение мобильных устройств, привело к тому, что большое число сотрудников в рабочее время начало злоупотреблять социальными сетями, тратя на это огромное количество времени. Фактически социальные сети превратились в бич XXI века.

Тема не нова, и постоянно будоражит как работодателя, так и сотрудников. Мотивы работодателя ясны, это потеря эффективности и производительности: вместо того, чтобы заниматься делом — сотрудник тратит рабочее время, которое между прочим ему оплачивается. Для большинства людей, социальные сети уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, блокируя и ограничивая доступ в интернет со своего оборудования, работодатель вынуждает персонал использовать собственные мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты...), и как результат: сотрудники все равно сидят в социальных сетях, только работодатель уже ничего не видит, не знает, не понимает.

К чему это приводит, можно глянуть здесь:

> Отчет об активности сотрудников в социальных сетях в рабочее время (отчет)

socmetr image.investigate.socmetr.people

(был использован инструмент: SOCMETR.People)

сразу уточню, это не внутренняя информация компании, сбор информации производится по моей собственной инициативе для подготовки материала к статье (побудителем сей писанины, является один из моих предыдущих работодателей — название компании не столь важно, как и имена коллег (все совпадения случайны) (согласно ФЗ 152 ст.6 ч.1 п.9, для сбора статистической информации с последующим ее обезличиванием, согласие субъекта персональных данных не требуется). Важен тот факт, что социальные сети работодателем заблокированы, но не смотря на это, две трети сотрудников все равно ими пользуется (но уже со своих мобильных устройств). Если взглянуть на месячный график, то картина не очень радостная: половина сотрудников не столько пользуется, сколько злоупотребляет ими.

Почему?


Социальные сети стали нашим образом жизни: мы получаем оттуда новости (и не тот негатив, который льётся из СМИ, а то что нам интересно: красивые мальчики и девочки, шикарные машины, экзотические места, шедевры кинематографа и прочее), просматриваем фото, слушаем музыку, читаем анекдоты, смотрим видео, клипы, общаемся, связываемся с людьми будучи разделенными огромными расстояниями. Одним словом — одно приложение, а столько возможностей, оно конечно не подменяет двух друзей и ящик водки, но все к этому двигается.

Со следующего года, то бишь с 2018, в рабочее русло вступает поколение 2000+, а оно уже всё там, с детства вкусив этот прекрасный плод.

Таким образом не зависимо от того блокируется доступ к социальным сетям или нет ими пользовались, пользуются и будут пользоваться всё большее количество населения — это тенденция. Другой вопрос, что нормального сотрудника не имеет смысла контролировать, от него всегда будет результат, и он самостоятельно отлично справляется с распределением своего времени, само же ограничение доступа скорее вредит, ибо порой мешает узнать, что-то новое, либо справится с существующей проблемой. Обратная же сторона медали — это та часть сотрудников, которая занимается злоупотреблением, она то и раздражает — причем как работодателя, так и тех сотрудников, которые работают и вынуждены тянуть двойную норму, это порождает вопрос: а нужны ли сотрудники, которых необходимо заставлять работать и которым необходим надсмотрщик?

В этом ключе я бы хотел показать, что теряют работодатели блокируя социальные сети.

«Не можешь победить, возглавь» (с)

Чего лишается работодатель?


Во-первых, руководители разных уровней:

  • Теряют информацию об эффективности сотрудников и штатных единиц, и их скрытых резервах
  • Как следствие первого, не могут пресечь сие безобразие

Во-вторых, отдел набора персонала:

  • Лишается возможности, проверить кандидата на активность в социальных сетях у текущего работодателя, до того, как сделает официальное предложение о работе

В-третьих, отдел кадров:

  • Лишается инструмента для избирательной мотивации сотрудников (а именно, нет смысла, в мотивации тех, кто сидит в социальных сетях)
  • Теряется дополнительный показатель эффективности (KPI): аля «активность в социальных сетях»
  • Не имеет возможности избавиться от сотрудника еще на стадии испытательного срока, в случае злоупотребления социальными сетями
  • Не имеет возможности блокировать расширении штата, при аномальной активности в социальных сетях штатной единицы
  • Не имеет лишнего повода для дисциплинарных взысканий, и увольнений сотрудников

Вывод


Таким образом, сотрудникам не стоит забывать, что социальные сети — это инструмент с обоюдоострыми концами, а работодателю — о том, что запрет не всегда лучший способ добиться чего-либо.

Однако, не смотря ни на что, мы все являемся свидетелями того, как глобально формируются тенденции, повышающие роль социальных сетей в обществе и в нашей жизни.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. Chumicheff
    22.03.2017 14:39
    +2

    Со следующего года, то бишь с 2018, в рабочее русло вступает поколение 1990+

    Может всё-таки поколение 2000+?
    Люди 1990+ уже 10 лет работают как.


    1. blutovi
      22.03.2017 14:42

      Да, действительно, сейчас поправлюсь, спасибо за замечание


  1. Free_ze
    22.03.2017 15:03
    +2

    Почему такой акцент именно на социальные сети? Сейчас, конечно, любой инфопортал с комментариями можно назвать социальной сетью, но мотивация там находиться может быть разной.


    1. blutovi
      22.03.2017 15:09
      -3

      Навеяно, сотрудниками одного отдела, на каждом совещании они плачутся, что безумно заняты, но каждый раз когда к ним заходишь, они со своих девайсов сидят в социальных сетях.


      1. echi
        22.03.2017 16:13
        +6

        Казалось бы, причем здесь социальные сети? В вашей компании нет ориентиров KPI? Какая разница, по какой причине человек не выполняет работу? Какая разница, чем занимался человек при успешном выполнении работы?

        Проблема тут мне кажется в том, что вы пытаетесь динамически оценивать производительность человека в стиле «О! Смотрите этот может поднажать!», «А! Этот всегда медленно работал, и без соцсетей!».

        Если человек оценил свою работу, просрочил ее выполнение, он может сделать выводы, объяснить вам почему так случилось. Ваше дело согласится или отклонить объяснение. Вы же хотите подкрепить ваши обвинения отчетом об использовании соцсетей. Что это даст?


        1. blutovi
          22.03.2017 16:34
          -2

          Показатели KPI, есть не во всех компаниях, а кое где они они присутствуют только формально (сам в такой компании работал).

          Будучи сотрудником, мне не важно почему мой коллега, что-то там не сделал, но ровно до тех пор, пока на меня не переложили его работу.

          Будучи руководителем, мне требуется трезво оценивать ресурсы которые у меня есть (ибо какой из меня руководитель — если я не могу распределить задачи между коллективом, и толком не могу их занять, если они находят время по полдня сидеть в социальных сетях).

          Будучи владельцем, я хочу понимать за что я плачу (какой смысл иметь сотрудников, которые не работают, и руководителей, которые не могут за этим проследить, в конце концов — от этого зависит мой бизнес, и их зарплаты).


          1. echi
            22.03.2017 16:48
            +3

            То есть вас вполне устроит, что после предупреждения человек заведет себе аккаунт под вымышленным именем, зато по косвенным признакам он выпадет из вашей оценки и будет загружен теперь на 100%? Это же путь в никуда.

            На одной из моих работ повесили камеры, KPI там был уже внедрен. На следующий день, стеклянные глаза смотрели в мониторы, у кулера разговоры стали сухими. Руководитель тоже смотрел на свой монитор и первую неделю увидел небольшую ступеньку, которая сошла к прежним показателям. Рабочая атмосфера была просто уничтожена, все результаты тимбилдингов поделены на ноль, лояльность опустилась до нуля — как результат отток половины сотрудников за ближайшие полгода. Совсем загнанные остались сидеть конечно, говорят до сих пор сидят. Руководитель теперь трезво оценивает свои ресурсы — как говорится, «тебе не нужно оценивать ресурсы, если у тебя их нет».


            1. blutovi
              22.03.2017 16:54
              -2

              Основная причина ухода сотрудников — это деньги.
              Если их особо не платят, да и еще работать заставляют, то действительно имеет смысл искать более комфортное место работы.


            1. blutovi
              22.03.2017 16:55
              -1

              Да и c KPI не всегда все просто, от него должна зависеть премия, а не основная часть зп (IMHO).


          1. salabon
            22.03.2017 19:55

            Будучи сотрудником, если на вас перекладывают работу без увеличения общей загруженности, то какая вам разница почему кто-то не справился и работу переложили на вас.
            Если работу переложили на вас «внапряг», т.е. рабочее время и зп остались такими же, но в них нужно втиснуть больше работы — это проблема с вашим руководителем, и возможно стоит задуматься о смене работы… что все равно не имеет отношения к тому, сидит Петя ВК целый день или нет.

            Будучи руководителем вам действительно требуется трезво оценивать свои ресурсы. Но снова таки прямого отношения к соц. сетям это не имеет.
            Сотрудники сидят в соц сетях, потому, что нужно отвлечься. И ваша оценка того, сколько нужно человеку для восстановления сил может отличаться от реально необходимого времени. Все зависит от конкретного человека. Может ему в отпуск давно пора, по этому он прокастинирует.
            С другой стороны есть сотрудники, мотивация и лояльность которых равна нулю, по разным причинам. И это снова упущение вас, как руководителя. Стоит задуматься о том, нужны ли вам такие сотрудники.

            Будучи владельцем необходимо развивать отдел HR и понимать, что это не просто «отдел кадров».
            Заниматься сотрудниками работа менеджеров и HR.
            Но задача руководителя, не в том, что бы «следить» за сотрудниками и тыкать их палкой, что б работали… Рабовладельческая бизнес модель никогда не была эффективной.
            И если все, что может руководитель это «следить» и «занимать сотрудников», то вам, как владельцу стоит поискать менеджера получше.

            Если вкратце:
            Относитесь к сотрудникам, как к взрослым людям, а не как к быдлу.
            Если человек, не хочет работать — нужно решать проблемы, которые ему мешают работать или расстаться и ним и найти ему замену.


            1. blutovi
              22.03.2017 19:56

              Относитесь к сотрудникам, как к взрослым людям, а не как к быдлу.
              Если человек, не хочет работать — нужно решать проблемы, которые ему мешают работать или расстаться и ним и найти ему замену.

              Всё верно


  1. blutovi
    22.03.2017 15:09
    -4

    Навеяно, сотрудниками одного отдела, на каждом совещании они плачутся, что безумно заняты, но каждый раз когда к ним заходишь, они со своих девайсов сидят в социальных сетях.


  1. Contriver
    22.03.2017 19:56

    Есть вполне законный способ умеренно сидеть в соцсетях.
    В соответствии с СаНПин офисные работники работающие с компьютером вроде должны делать в конце каждого часа перерыв 10-15мин. Берёте свой гаджет, устраиваетесь у окна типа подышать «отдыхаете в соцсети».Руководителю при наезде отписываетесь о необходимости соблюдения правил труда и отдыха.При серьёзном наезде ищете работу(в it секторе в крупных мегаполисах это не проблема), берёте отпуск(из отпуска увольнение без отработки) и заяву в федеральный надзорный орган о несоблюдении труда и отдыха конфликте и этой причине увольнения, там работодателю выдадут таблетку от жадности, чтоб думал в дальнейшем!
    Проверено на моих коллегах, даже увольнятся не пришлось!
    В последнее время работодатели рабовладельцы не дают ни дыхнуть ни пукнуть работнику! Камеры, контроль компьютера прямо ЗОНА офис строгого режима.


    1. blutovi
      22.03.2017 19:57

      Знание Трудового Кодекса — сила! (улыбка)


      1. sim-dev
        22.03.2017 20:53

        Слабаки ваши работодатели! 15 минут каждый час — это 25% рабочего времени. Зарплату на 25% урезали бы, да и санпиньтесь хоть до одури.
        Или как у нас: в положенное законом время для отдыха глаз взял грабельки или метёлку и на уборку территории: глазки отдохнут, а ручки наоборот — сплошная польза для организма! Составлено расписание «перерывов для глаз» по отделам — на улице чистота, все здоровые и бодрые… В дождь — вы не поверите! все просто как угорелые пашут, без всяких перерывов, и никакого стремления жаловаться!


        1. blutovi
          22.03.2017 21:38

          ТК не позволяет уменьшать заработную плату, по этому и существуют схемы с большой премиальной частью.


          1. sim-dev
            24.03.2017 08:36

            Все смешалось в доме Облонских ©
            После того, как глава Правительства дал указание считать зарплату и совокупный доход одним и тем же (а иначе как вы объясните тот факт, что «повышением зарплаты», например, у воспитателей детских садов, называется увольнение нянечек и перекладывание их обязанностей на воспитателей с добавкой 70% зарплаты няньки, ну и еще 1,5 ставки — за счет сокращения других воспитателей), я тоже не делаю разницы между чистой зарплатой и надбавками/премиями/бонусами сверх оклада.


        1. Free_ze
          23.03.2017 10:28

          В дождь — вы не поверите! все просто как угорелые пашут, без всяких перерывов, и никакого стремления жаловаться!

          Отдайте людям паспорта, нельзя же так издеваться!


    1. dom1n1k
      22.03.2017 23:35

      Руководитель не увидел элементарного противоречия, что сотрудник собрался отдыхать от компьютера за компьютером?


    1. Free_ze
      23.03.2017 10:20

      А не могли бы подсказать документ?


  1. Contriver
    23.03.2017 11:58

    В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводиться ежедневная влажная уборка, а также систематическое проветривание после каждого часа работы (п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

    Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей компьютеров рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов или ввод данных и т.?п.) с напряжением внимания и сосредоточенности при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности(соответствующие труд.договору и обязанностям), не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организовывать перерывы на 10 – 15 минут через каждые 45 – 60 минут работы.

    Такие перерывы:

    включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ;
    увеличиваются на 30% при работе в ночное время (п. 1.6 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
    СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

    Или как у нас: в положенное законом время для отдыха глаз взял грабельки или метёлку и на уборку территории: глазки отдохнут, а ручки наоборот — сплошная польза для организма!
    а вот за это, если предложит мой работодателя, пошлю его искать женское место числа пи, так как эта работа не соответсвует моей специальности, трудовым обязанностям и квалификации по ТК РФ.
    Статьи ТК РФ привести или вы всё равно заминусуете как тут делают входящие в корпоративные посты пользователи, накидываясь всем коллективом на написавшего нелояльный комментарий в корпоративном посте


  1. eavprog
    24.03.2017 08:40

    Социальные сети как средство показать на дверь