Доброго времени суток! Хочу поделиться с сообществом размышлениями о том, как подходы, используемые в IT, могут помочь людям в решении обыденных, повседневных задач. И предложить конкретный метод решения, сила которого заключается исключительно в его использовании широким кругом людей. Речь пойдет о следующих подходах и инструментах:


В качестве предметной области будет рассмотрена «покупка легкового автомобиля», однако предложенный метод применим и при решении других задач. Кому интересно – добро пожаловать под кат.

Решив приобрести автомобиль, я, желая сэкономить время и нервы, обращался исключительно к официальным дилерам и всё равно столкнулся со спецификой российского авторынка. Ниже при описании контактов с дилерами я активно использую слово «некоторые» чтобы никого не обидеть (т.к. были различия в отношении даже у официальных дилеров одной и той же марки).

Краткое описание проблемы


При звонке, как правило, Вас всячески пытаются заманить в салон (некоторые, даже заявляя, что автомобили есть в наличии, хотя это заведомо не так). В салоне же никто из менеджеров особо не торопится, и время течет сквозь пальцы: то договор не печатается, то доверенность просрочена, то она выдана не на заключение договоров продажи автомобилей и т.д. и т.п.

Получив данный опыт я решил в дальнейшем не тратить время впустую на формальную часть (всё, что касается договора), а прояснять это при первом же телефонном разговоре. Однако оказалось, что проблемы с договором (как ни странно) характерны для очень многих официальных дилеров:

  1. Некоторые фирмы отказывались прислать типовой договор купли-продажи.
  2. У некоторых наименование Продавца не имеет никакого отношения к заявленному официальному дилеру. Просто другая фирма.
  3. У некоторых договор был, мягко говоря “никакой”. Или даже предлагали подписать договор с рядом незаполненных полей (в том числе VIN! т.е. вписали не тот VIN и покупай б/у по цене нового!).
  4. У некоторых договор адекватен по форме, но права покупателя минимальны. Или права продавца заоблачны.
  5. При попытке обсудить сомнительные пункты договора, в разговор, как правило, вступает специально обученный человек, единственная цель которого пояснить Вам, а не верблюд ли Вы часом? И что договор у них верный, и они не первый год на рынке и т.д.

Постановка задачи и предлагаемое решение


Итак, моя задача как покупателя: сэкономить время и купить авто.

Устав объяснять несуразности в договоре очередного дилера, я понял, что больше не хочу даже читать их договора, потому что уже уяснил, что именно мне нужно и «догадываюсь в чём и как меня обманут»©. Так я осознал первый шаг к решению задачи.

Первый шаг к решению: повторное использование кода


Мне нужна моя версия договора, которую я знаю и ее не нужно перечитывать. Этот договор типовой для сделки данного рода, значит я могу обращаться с ним к любому дилеру. Эта версия договора ограждает (юридически) меня от возможных махинаций нечистого на руку дилера, но и не ставит в неудобное положение честного дилера. Поэтому этот договор – честный.

Итак, первый шаг к решению – это Честный Типовой Договор. Очевидно, что такой подход не будет работать «в лоб»: одиночку с его договором просто проигнорируют. И за первым шагом естественным образом следует шаг второй.

Второй шаг к решению: Рассказать о найденном решении сообществу


Сила Semantic Versioning проявится лишь в том случае, если он будет принят сообществом. Тот же механизм работает и для Честного Типового Договора, только с ещё большим эффектом. Используя предлагаемый подход человек сам получает преимущество, и одновременно усиливает тех, кто уже использует его и наделяет преимуществом тех, кто будет использовать позже. По сути получается система с позитивной обратной связью, которая замкнута сама на себя.

В случае Semantic Versioning «Ясно определив и сформулировав идею версионирования, становится легче сообщать о намерениях пользователям вашего ПО». В случае Честного Типового Договора легче понять намерения дилера: достаточно просто задать вопрос: «Вы работаете по Честному Типовому Договору?» (возможно, с указанием номера версии).

Однако просто рассказать о найденном решении мало. Нужно ещё и организовать совместную работу над Честным Типовым Договором. И это третий шаг.

Третий шаг к решению: организация совместной работы.


Для совместной работы над Честным Типовым Договором создан репозиторий на Github с исходным текстом договора в формате .TeX.

Помочь в доработке договора может каждый желающий. Вот основные направления:

  • Доработка текста договора. Особенно, если Вы юрист или представитель дилера. Договор должен учитывать риски Продавца, но Покупатель не должен разделять эти риски. Знание бизнес-процессов Продавца поможет улучшить договор, возможно даже подготовить несколько версий в зависимости от конкретных условий.

    Пример: если авто уже в салоне (на складе) срок поставки не может быть 1,5 месяца. Иначе в случае недобросовестного дилера уже Покупатель несёт риск, что с суммы полной предоплаты будут просто «крутить» процент. И, наоборот, если автомобиль только в поставке, да ещё и из-за рубежа 1,5 месяца это адекватный срок.
  • Стилевое оформление договора. В текущей версии не всё гладко с LaTeX разметкой.
  • Повышение удобства использования.
    Добавить возможность не меняя исходник договора создавать pdf-файл, включающий в себя данные Продавца и Покупателя (представленные, например в двух json-файлах). Создание инструкции, как из исходника собрать готовый pdf-документ (я, например, использовал online сервис, но считаю что обязательно должен быть offline вариант).
  • Популяризация идеи Честного Типового Договора.
  • Актаулизация Честного Типового Договора. Например, в случае изменения законодательства.

Экономическое обоснование целесообразности


Хочется верить, что с внедрением Честного Типового Договора отношения между людьми изменятся в лучшую сторону. И что качество услуги возрастёт.

Кроме того, договор может быть хорошей иллюстрацией при изучении предметной области, если предусмотреть комментарии по каждому пункту: чем он важен и какие риски несёт человек при изменении формулировки или при исключении данного пункта.

Однако основное, что можно получить при использовании Честного Типового Договора – это экономия времени. Экономия времени достигается по следующим направлениям деятельности:

  • Изучение подводных камней данной предметной области.
  • Не нужно вычитывать отдельно договора каждого диллера (если бы проблема была в одному-двух дилерах, этой статьи просто не было бы).
  • Не нужно предлагать и согласовывать исправления к договору каждого дилера.
  • Если что-то пойдёт не так, то с корректным договором (и чёткими сроками в нём) можно быстрее инициировать судебное разбирательство и раньше вернуть сумму предоплаты.

Под спойлером моя оценка эффекта экономии времени при массовом использовании Честного Типового Договора. Оценка весьма ориентировочная, поэтому если кто-то может предложить более адекватную оценку, прошу привести её в комментариях.

Оценка экономии времени
Поскольку у меня нет статистики по времени, затраченному людьми на обработку договоров купли-продажи автомобилей, я буду брать нижнюю оценку, основываясь на своём личном опыте (без юридического образования, но имею некоторый опыт работы с документами). Время моей обработки договоров в среднем распределилось так:
  • 05 мин. – Запрос и получение договора.
  • 30 мин. – Вычитка и анализ договора.
  • 15 мин. – Попытки согласовать вопросы, связанные с договором.

Итого на 1-го дилера 1-н человек в среднем тратит 50 мин. (нижняя граница). А поскольку проблема с договорами имеет место быть, то будем исходить из предположения, что 1-му человеку придётся отработать минимум по 2-м дилерам. Т.е. минимальные затраты 1-го человека составят: 50 мин./дилера * 2 дилера = 100 мин. = 1ч. 40 мин.

Теперь оценим количество договоров в год. По информации
об автомобильном рынке России с Википедии средний годовой объём продаж автомобилей за период с 2008 по 2012 годы составил около 2,3 млн. штук.
А судя по диаграмме структуры автомобильного рынка 1999-2017 речь идёт о новых автомобилях, а есть ведь ещё и подержанные.

С другой стороны у авторынка своя специфика (в том числе есть коммерческий транспорт, его навряд ли приобретают физ. лица). Но нужно отталкиваться от какой-то конкретной цифры. Предположим, что количество заключенных физ. лицами договоров о покупке авто ориентировочно равно 1 млн. штук в год.

На текущий 2017 год приходится 1752 рабочих часа (247 рабочих дней — 28 отпускных = 219 дней = 1752 часа при 8 часовом рабочем дне).
Примем что 1 человеко-год ~= 1752 человеко-часа.
Экономия каждого человека при использовании Честного Типового Договор составит 5/3ч.
За год будет сэкономлено: 1'000'000 * 5/3ч. ~= 1'666'666 часов.

1'666'666 человеко-часов / (1752 человеко-часов / 1 человеко-год) ~= 951 человеко-год.

Трудозатраты на составление Честного Типового Договора ориентировочно оцениваю в не более чем 1 человеко-год. Например, если над ним изъявит желание работать 35 человек каждый из которых потратит на это по 50 часов. Или 50 человек по 35 часов каждый.

Экономия времени 950 рабочих человеко-лет! Или иначе труд 950 человек в течение 1го года.

Если кратко: пусть в среднем покупатель тратит 50 минут на анализ одного договора и ему приходится изучить договора минимум двух дилеров. Что при 1'000'000 сделок в год составит ~951 рабочий человеко-год.

При использовании честного типового договора получим экономию в 950 рабочих человеко-лет!

Как это работает


Как только версия Честного Типового Договора будет готова, каждый человек сможет воспользоваться ей. Исходный текст договора общедоступен, нужно лишь добавить данные о Продавце и Покупателе.

Скорее всего дилеров устраивает их текущая версия договора, поэтому инициатива воспользоваться Честным Типовым Договором будет исходить от Покупателя и пройдёт следующие стадии:

  1. Дилеры не в курсе о Честном Типовом Договоре. Но от своих потенциальных клиентов регулярно получают упоминания о нём.
  2. Дилеры уже в курсе, но не знают как реагировать и делают вид будто бы «не в теме».
  3. Кто-то из дилеров решает использовать Честный Типовой Договор как свой козырь. И громко заявляя об этом получает конкурентное преимущество.
  4. Теперь прочие дилеры от своих потенциальных клиентов регулярно слышат вопрос: «Почему же Вы не используете Честный Типовой Договор? Вот дилер_из_пункта_выше использует! Вы что же, не хотите работать честно?»
  5. Прочие дилеры вынуждены перейти к использованию Честного Типового Договора.

На стадиях 1-3 в арсенале у потенциального покупателя имеются такие аргументы:

  1. Покупка автомобиля типовая операция, и для нее уже предусмотрен Честный Типовой Договор.
  2. Вы же хотите продать автомобиль? Пожалуйста, ознакомьтесь с данной версией договора. Если вашу компанию в нём что-то не устроит – направьте мне протокол разногласий.
  3. Если ваш договор утверждён официальным представителем марки, где же ссылка на него на сайте официального представителя?

Текущая версия (0.0.1) Честного Типового Договора:

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (34)


  1. AntonSor
    03.04.2017 18:58

    Хорошая попытка, но, увы, крайне наивная. Погуглите «типовая форма договора купли-продажи» и «типовая форма договора поставки». Вы увидите как раз то, что пытаетесь сейчас сделать. Основные положения регламентированы Гражданским кодексом и Законом о защите прав потребителей. И неужели в автосалонах, которые вы посетили, настолько отклоняются от типовой формы, что договор идет вразрез с ЗОЗП?


    1. AntonSor
      03.04.2017 18:58
      +1

      Может быть, вы ходили к каким-то жуликам? Наверное, и машины у них со скрученным пробегом :)


      1. Leerooooy
        03.04.2017 20:19

        Нээээ, брат! нэ битай, ни крашэный! Сам бы ездыл!

        А вообще вы совершенно правы, все основные пункты прописаны уже на законодательном уровне и собственно они и создают рамки. Собственно все на них и опираются, правда со временем добавляя определенные пункты, чтобы не повторять прошлых ошибок, но эти пункты всегда разные даже внутри какой-то одной отрасли.


      1. Pakos
        04.04.2017 10:30
        +2

        Когда продавал машину, выставив для начала выше рынка (вдруг кому нужна именно такая, потом можно уступить, а вот «специально для Вас и только сегодня — при покупке автомобиля +20% к цене абсолютно бесплатно» будет отличным поводом дать в морду) получал только звонки от «автосалонов»-перекупщиков, которые берут типовой договор (на словах «вы ничего не теряете — бесплатная диагностика, мойка, хранение»), добавляют пункты что бесплатно, но а) только если покупатель купит, иначе (если забрать) — всё оплачивается по конским тарифам, б) имеют право почти произвольно снижать цену (10% в неделю, например), не согласен с текущей — забирай, но см п. а), а хранение набегает очень быстро. Уже зная эти подвохи просил прислать их договор (да-да, я уже понял что у вас два покупателя в очереди на мою машину с очень адекватной(хи-хи, я-то знаю какую ставил) ценой, но пришлите ваш «стандартный как у всех» договор). Одни прислали, другие сразу отвалились. Приславшим поправил пункты (про штрафы и платежи — у них же уже покупатели есть) — отослал обратно и они тоже пропали.
        Так что не вижу почему они должны принять предложенный автором договор (что салоны-покупатели, что салоны-продавцы). У нормальных уже есть более-менее адекватный договор, защищающий их и [почти] не подставляющий клиента, неадекватным он не нужен в принципе.
        PS. После выставления цены по рынку первый звонок был через 5 минут, звонок купившего — через полчаса после модерации объявления.


    1. DrPass
      03.04.2017 23:34

      И неужели в автосалонах, которые вы посетили, настолько отклоняются от типовой формы, что договор идет вразрез с ЗОЗП?

      Насколько я понял из статьи, проблема была не столько в продавцах, сколько в крайне придирчивом покупателе. Я не раз покупал автомобиль, и не припомню такого, чтобы договор как-то расходился с законодательством, или предполагал «слишком мало прав покупателю»


    1. unanimity
      08.04.2017 13:53

      Отвечая на Ваш комментарий ниже — я обращался исключительно к официальным дилерам.
      По данному комментарию, согласен с Вами, что основные положения регламентированы. Но есть нюанс — наша российская специфика. Живой пример с которым я столкнулся, обратившись к дилеру бюджетной марки, которую купил более дорогой бренд. Дело было так:

      Есть марка «A» и марка «Б», позиционируемая как «A для бедных» и дилерские центры их расположены один от другого не более чем в 50 метрах.
      Так вот я обратился в «А для бедных» с просьбой предоставить типовой договор. Мне прислали скан договора двух дневной давности марки «А»! Договор был неполный. Видимо, решили не присылать последнюю страницу с подписями.
      Зато паспортные данные клиента, номер ПТС и VIN, название модели и цену сделки с фирмой «А» получил человек обратившийся в «Б» с совсем иным запросом.

      Закон о персональных данных есть. Покупатель, наверное (договор же не полный) сам разрешил использовать свои персональные данные, поставив подпись в договоре. Всё по закону, но!
      Имхо, ситуация выглядит дико. Что же это за бизнес, для которого проще переслать скан готового документа вместо типового шаблона?

      Проблема не в том, что нет типовой формы, проблема в том, как она используется и используется ли вообще.
      ЧТД — это способ самоорганизации людей. Когда люди захотят то, что уже есть начнёт применяться более правильно.


  1. Alexey2005
    03.04.2017 21:20
    +1

    Зачем нужен TeX, если есть Markdown? Он проще, удобнее, а инструменты для его обработки создают куда меньше проблем и отличаются большей гибкостью.
    TeX даже в doc/docx просто так не перегнать, да и при работе с кириллическими TeX-документами постоянно возникают проблемы с кодировкой.


    1. worldmind
      04.04.2017 00:01
      -2

      Я как знатный графоман скажу вам, что markdown, asciidoc и скорее всего всё остальное такого типа это полная лажа, чуть шаг в сторону уже ничего нельзя сделать, я в итоге всё перевёл в LaTeX, там можно сделать всё и из него можно конвертировать во всё с терпимым качеством.
      Он тоже отстой, но лучшее из того что пробовал, возможно docbook тоже неплох, но как-то не сложилось у меня с ним.
      Какие проблемы с кодировкой?


      1. Alexey2005
        04.04.2017 00:13

        До тех пор, пока вся работа осуществляется на одной машине, всё в порядке. Но вот если нужно взять TeX-документ на ноуте или тем более поработать за чужим компом, вот тут-то и начинается…
        Всякие проблемы с пакетами, вылезают ошибки расширений и definition-файлов, вместо кириллицы конверторы типа pandoc выдают кракозябры, причём хорошо ещё, если закракозябрен весь текст, а то ведь бывает, что съехала кодировка только в какой-то части документа, это ещё и не сразу увидишь.
        В общем, тут вместе с документом нужно всё окружение развёртывать, чтоб нормально работать. А его ещё попробуй повтори, если уже и сам не помнишь, что конкретно заюзано вот в этом документе.


        1. worldmind
          04.04.2017 12:25

          Не сталкивался, обычно ставлю texlive-full и отдельно ничего устанавливать не приходится, на чужих машинах можно его запускать с live dvd


        1. telhin
          08.04.2017 16:11

          Можно сделать флешку с дистрибутивом полным или частичным. Также есть менеджеры пакетов, которые вполне справляются с поддержкой актуальных версий.


    1. unanimity
      08.04.2017 14:37

      Изначально, как более простой формат хотел использовать reStructuredText. В нём есть удобная возможность задавать переменные (например, ФИО, цена и т.д.) и подставлять их значения в тексте договора где требуется.
      Так можно логически отделить (вынеся переменные в начало документа) рыбу договора от данных Дилера и Клиента. Хотелось бы, конечно, разделять рыбу договора от данных физически (хранить в разных файлах).

      Отказался от reStructuredText, поскольку не смог решить несколько оформительских задач:

      1. Добавить на каждой странице подписи Покупателя и Продавца в нижнем колонтитуле.
      2. Выровнять в рамках одной строки дату по правому краю, а город по левому (хотя это и в текущем TeX варианте пока не работает — город съехал ниже).

      С Markdown плотно не работал, мне видится, что он схож с reStructuredText в том, что предназначен для «компьютерных» документов. Поэтому столкнувшись с проблемой вёрстки «бумажного» документа, перешёл на TeX, как инструмент, предназначенный именно для вёрстки «бумажного» документа.

      Если в Markdown можно сверстать аналогичный pdf и поддерживаются переменные — научите как, буду благодарен! Главное, чтобы по текстовому исходнику было легко собрать приемлемый pdf.
      В перспективе можно поддерживать несколько вариантов разметки — пусть каждый работает с тем, что привычнее.


  1. eka1939
    03.04.2017 23:01

    Не надо покупать воздух. Нет автомобиля — нет денег. Если дилер заинтересован продать автомобиль, а не получить задаток — оптимизирует все сам. А «потенциальные покупатели перламутровых пуговиц» нужны дилеру как стоп-сигнал зайцу. Хочешь купить на своих условиях? Сделай так, чтобы это было выгодно дилеру тоже, а не только тебе.

    В авторемонте тоже положено заключать договор на ремонт, причем по правилам это может быть «заказ-наряд, квитанция или иной документ». Но попадаются индивидумы, которым нужно «ДОГОВОР НА ЗАМЕНУ ЛАМПОЧКИ», а не Ваш заказ-наряд. Отправляем читать «Правила оказания услуг авторемонта». Нам обучение клиентов не оплачивается.


  1. worldmind
    04.04.2017 00:02

    Идея правильная, но как уже заметили лучше если есть типовой договор рекомендованный государством — свой продвинуть сильно сложнее.


  1. road_t
    04.04.2017 03:33

    Так может создать что-то вроде ГОСТа для типовых договоров? Т.е. на государственном уровне это контролировать. Отдельные аспекты описаны в Гражданском кодексе, но дьявол в деталях: одного неоднозначного пункта достаточно, чтобы ушлый юрист вывернул все наизнанку.
    За несоответствие договоров ГОСТу карать конскими штрафами и отзывами лицензии.
    Ну это так, фантазии. У нас такое, конечно, не прокатит)


    1. unanimity
      08.04.2017 14:51

      Государство дало возможность заключать договора в свободной форме, и это правильно.
      Юристы предлагают варианты типовых договоров, соответствующие текущему законодательству, и это хорошо.
      Наука (computer science) создала инструменты для удобной работы с информацией, а предприниматели (Github) позволяют бесплатно использовать хранилище, доступное по сети, и это особенность нашего времени.

      От человека требуется всего лишь проявить инициативу в том, что ему небезразлично.


  1. Rockerman
    04.04.2017 04:27
    +1

    Договор на то и договор — вы договариваетесь. Если вас не устраивают их пункты — предложите свои. Но это сработает только если продавец очень сильно заинтересован в продаже. Если же у диллера своя версия договора, которую они скорее всего не собираются менять ради одного настойчивого покупателя, то самым логичным решением будет найти другого диллера с более подходящими условиями. Ну, или брать машину со вторичного рынка, тогда сами составите свой Честный договор. Бодаться с крупной организацией по поводу вашего видения договора бессмысленно — им это не надо. Им проще найти других более податливых покупателей и не иметь геморроя. А вот когда каждый второй или существенная часть покупателей начнут отказываться от сделки — вот тогда пойдут на встречу.


  1. potan
    04.04.2017 09:28

    Хорошо бы иметь договор в машинноцитаемом формате, что бы его свойства (соответствие законодательству, максимальные выплаты и тп) можно было формально доказывать пруверами. А LaTeX генерировать из него.


    1. tmin10
      04.04.2017 10:07

      А как вы представляете законы в машиночитаемом виде? И их валидацию?


      1. potan
        04.04.2017 14:05

        Я глубоко вопрос не изучал, но вот ссылки на тему Specification of the Legal Knowledge Interchange Format, Legalese Compiler


      1. AntonSor
        04.04.2017 19:05

        Вот пойдут массово человекоподобные роботы — и законы для них придется делать в машиночитаемом виде :)


    1. bopoh13
      04.04.2017 11:11

      В Консультант+ такие формы существуют уже пару лет. Только в ГИБДД договор на несколько страниц могут завернуть, потому что выверять написанное «в соответствии» никому не хочется. Полстраницы кто продал, кто купил.
      Хотите большего — придётся нанимать юриста, которому тоже кушать нужно (по факту юристы лучше знают, как часто у нас законодательство меняется; любая ошибка в договоре, — и суд может признать сделку ничтожной).


      1. unanimity
        08.04.2017 15:18

        Только в ГИБДД договор на несколько страниц могут завернуть, потому что выверять написанное «в соответствии» никому не хочется.

        Договор на пяти страницах убористым шрифтом (не считая приложений) о покупке нового автомобиля. Регистрация в ГИБДД заняла около получаса (записывался через госуслуги заранее) — был приятно удивлён. Возможно дело в том, что автомобиль новый, не знаю.


  1. ogoNEKto
    04.04.2017 15:31

    Поддержу инициативу автора. Кроме того, стадию «просто игнорировать», судя по комментариям, данная идея уже прошла и перебралась в «высмеять и поругать».
    В свое время примерно также, наверно, была воспринята GPL.
    Все будет зависеть в итоге от пары энтузиастов, меры их упертости и качества конечного результата.
    Спрос на подобные вещи безусловно есть.
    За TeX люто плюсую!


  1. vlad1988_1
    04.04.2017 15:31

    Боюсь, что при принятии ЧЕСТНОГО ДОГОВОРА цены на автомобили возрастут. Цена есть производная из нескольких факторов и возросшие риски продавца лягут на покупателя, иначе сокращение рынка (не все смогут это выдержать экономически) и опять повышение цен.
    Единственно что необходимо сделать Хабрасообществу, то написать петициию и пересмотреть регуляторный механизм составления договоров, заставив делать договоры прозрачными как сейчас в сфере кредитования.


  1. Scarred
    04.04.2017 16:17

    Сама идея подобного договора — классная.
    Сейчас если поискать «типовой договор» на что нибудь — можно получить все что угодно, от приличного шаблона со всеми пунктами необходимыми по текущему законадательству, до устаревших или завирусованных документов. А уж форматирования вообще бывает такое что проще заново набрать с распечатки, чем вбить данные.
    Да и не только договора — всякие уставы, бланки, справки и т.д.

    Вообще подобное могут внедрить конторы типа Гаранта или Консультанта. И Git поднять и правки делать с комментариями… Только вряд ли займутся :(


    1. anatolius
      07.04.2017 21:59

      Консультант уже давно занялся, только бесплатно работать им нафиг не упало.


      1. Scarred
        08.04.2017 12:04

        Ну да, впрямую это не монетизировать…


  1. Primus_IP
    08.04.2017 15:31

    Не нужно вычитывать отдельно договора каждого диллера (если бы проблема была в одному-двух дилерах, этой статьи просто не было бы).

    Вспомните случай, когда товарищ изменил содержание договора (например тут можно почитать).
    Договор все и всегда будут перечитывать. Точно так же ЧТД будут перечитывать и продавцы, и покупатели.


    1. unanimity
      08.04.2017 16:07

      Договор все и всегда будут перечитывать. Точно так же ЧТД будут перечитывать и продавцы, и покупатели.

      Безусловно ту версию, которую люди подписывают им следует перечитать. Тут я с Вами полностью согласен.

      Не нужно вычитывать отдельно договора каждого диллера ...

      Здесь я имел ввиду именно этап запроса договора у дилера. Поскольку договор у всех разный, каждый полученный договор приходится анализировать отдельно, затем согласовывать пункты, которые меня, как клиента не устраивают.

      Вы затронули интересную тему, поэтому развивая мысль, рассмотрю ещё несколько ситуаций.
      Теоретически возможна ситуация, когда по телефону мне скажут, что работают по ЧТД, а по факту предложат иной договор. Да, у меня на руках будет ЧТД, и да, я впустую потрачу время на визит к дилеру.
      Но это уже явный обман и психологически иная ситуация. На мой взгляд есть, две основных ситуации:

      1. Человек пассивно согласился с предложенными (пусть навязанными) условиями. В дальнейшем пытаться им манипулировать проще, поскольку предпосылки манипулирования закладываются в формулировках договора.
      2. Человек сам обсуждает и согласовывает условия договора на равных. В дальнейшем пытаться им манипулировать сложнее, поскольку попытка выйти за рамки формулировок договора — это противоречить самому себе.

      А помимо них может быть и множество иных ситуаций, в том числе тех, когда ЧТД не поможет.
      Например: предложат в подарок (по акции) доп.оборудование и проведут как доп. соглашение (с изменением трактовки того или иного пункта ЧТД).
      Жизнь многообразна в своих проявлениях.


  1. A_Mex
    08.04.2017 16:14

    Абсолютно согласен с автором.
    По долгу службы регулярно борюсь с автосалонами за справедливые условия договоров (от имени организации-покупателя).
    Ситуация с автосалонами аналогична ситуации с банковкими договорами в недавнем прошлом. При этом, если в банковком секторе ситуцию разруливает ЦБ и законодатели, заставляя банки поумерить аппетиты, то в автосфере ситуация остается запущенной: «физик» — покупатель имеет мало возможностей как-либо спустить автосалон «с небес на землю».
    Вот вам прямо пункт из последнего договора купли-продажи, который риски продавца перекладывает на покупателя прикидываясь обстоятельствами «непреодолимой силы»:

    9.1. Стороны настоящим пришли к соглашению о том, что отказ завода-изготовителя и/или импортера по любым основаниям от поставки Товара Продавцу (в том числе поставки в комплектации и/или с дополнительными опциями, дополнительным оборудованием, указанными в Спецификации (Приложение № 1 к настоящему Договору) либо существенное нарушение сроков отгрузки Товара Продавцу заводом-изготовителем и/или импортером на 20 (Двадцать) календарных дней и более, препятствующие своевременному исполнению Продавцом обязательств по передаче Товара Покупателю, либо увеличение заводом-изготовителем и/или импортером цены Товара, будут считаться обстоятельствами, за которые ни одна из Сторон настоящего Договора не отвечает по смыслу части 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации. В указанных случаях Продавец уведомляет об этом Покупателя и в соответствии с указанной частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства Продавца по передаче Товара Покупателю прекращаются за невозможностью исполнения, а Договор прекращает свое действие (расторгается) со дня, следующего за днем указанного уведомления Продавца. В таком случае полученные Продавцом от Покупателя денежные средства подлежат возврату Продавцом Покупателю в течение 30 календарных дней по письменному требованию Покупателя. Какая-либо иная ответственность Продавца исключается.


    При этом я не согласен с тем, что цены по ЧЕСТНОМУ ДОГОВОРУ возрастут. Просто продавцам придется чуть больше шевелиться и отнестись к покупателям как к равноправным партнерам.


    1. DrPass
      09.04.2017 00:45

      Ну а что вам не понравилось-то в этом пункте? Вы хотите, чтобы вам автосалон каким-то образом любой ценой продал автомобиль, который ему не поставил дистрибьютор? Или хотите, чтобы автосалон вам неустойку платил за срыв поставки третьей стороной? А завод автосалону неустойки платит?

      При этом я не согласен с тем, что цены по ЧЕСТНОМУ ДОГОВОРУ возрастут.

      Чудес же не бывает. Вот смотрите, в работе любой компании есть какие-то риски. Ну не бывает так, чтобы все поставки были вовремя, цены поставщика за месяц ожидания авто никогда не изменялись и т.д. Сейчас, если такое произошло, то автосалон как-то договаривается с покупателем, и тот или идет на уступки, или забирает деньги. Если по вашему желанию это превратить в ответственность автосалона, где он должен будет или продавать дешевле, или платить неустойки, то итоговая прибыль автосалона упадёт. А значит, он будет вынужден поднимать цены, чтобы сохранить уровень рентабельности. Поэтому я бы не лез в эту сферу с лишним регулированием. Защиты покупателя, которая предоставляется текущим законодательством, и так достаточно.


      1. Scarred
        09.04.2017 10:46
        +1

        Салон взял деньги, сказал машина будет через N дней (а срок может быть довольно большой), к этим N дням поставки добавляются 20 дней просрочки. Затем салон сообщает что поставки не будет и надо написать заявление на возврат денег. После этого салон еще 30 дней деньги может у себя держать. Итого салон пользуется моими деньгами сроком примерно от 2х месяцев.
        На мой взгляд это как-то не правильно.

        Или хотите, чтобы автосалон вам неустойку платил за срыв поставки третьей стороной?

        Да. А с третьей стороной путь салон разбирается, получает неустойку от завода, транспортной компании и т.д.
        Под форс-мажор с трудом можно подвести действия правительства, новые пошлины или изменения таможенных правил… Но опять же о таких изменениях заранее известно в «узких кругах».
        Вот смотрите, в работе любой компании есть какие-то риски.

        И эти риски уже заложены в цену.
        Ну не бывает так, чтобы все поставки были вовремя, цены поставщика за месяц ожидания авто никогда не изменялись

        Я внес предоплату сегодня, салон заказал авто… ну путь завтра заказал. По определенной цене. Почему цена должна изменится через месяц? (скачек доллара опустим, это форс-мажор)


        1. DrPass
          09.04.2017 21:13

          Салон взял деньги, сказал машина будет через N дней (а срок может быть довольно большой), к этим N дням поставки добавляются 20 дней просрочки. Затем салон сообщает что поставки не будет и надо написать заявление на возврат денег. После этого салон еще 30 дней деньги может у себя держать. Итого салон пользуется моими деньгами сроком примерно от 2х месяцев.

          Ну, да, бывает. Ну и почему бы это вам было не пофигу, учитывая, что в их интересах также сделать вам продажу и получить профит, а не мусолить их у себя на счете, платить с них налоги, а потом всё это возвращать? На депозит они себе их не положат, а процентный доход на остаток на текущем счете мизерный.

          Да. А с третьей стороной путь салон разбирается, получает неустойку от завода, транспортной компании и т.д.

          Не вопрос, но это тоже будет всё за ваши деньги. Сейчас это бесплатно. Лично я лучше потерплю два месяца с какой-то вероятностью получить обратно свои деньги, а не авто, чем буду покупать автомобиль на сколько-то Франклинов дороже.

          И эти риски уже заложены в цену.

          Существующие — само собой. Вы же предлагаете новых им навесить.

          Я внес предоплату сегодня, салон заказал авто… ну путь завтра заказал. По определенной цене. Почему цена должна изменится через месяц? (скачек доллара опустим, это форс-мажор)

          Потому что автосалон их тоже покупает у третьей стороны. За доллары. Причем та третья сторона, которая производит автомобили, продаёт их в сотню стран и в тысячи автосалонов. И вендоры не будут идти навстречу какому-то дилеру, перенося на себя неустойки по срокам, валютные риски и т.д. Вы хотите, чтобы дилеры за вас покрывали всякие неурядицы, которые может пережить ваш заказ. Но… оно им-то зачем надо? Им ведь проще вообще не связываться с таким покупателем, чем рисковать своей прибылью.