image

Говорят… где-то в Свердловской области проходит крупный магистральный канал связи… вернее таковых здесь несколько. Так говорят в “Ростелекоме”, однако раскрывать точное местоположение магистральных кабелей не собираются, да и знать такую информацию положено лишь высшему руководству компании. Форс-мажоры и аварии на столь ответственных участках инфраструктуры дело серьезное и чревато плачевными последствиями. Несмотря на то, что последняя крупная авария в уральском отделении “Ростелекома” датирована аж 2005 годом, в компании ежеквартально проводятся учения по ликвидации возможных последствий порыва на важных линиях связи.

Апрель 2017 стал месяцем очередных учений. В связи с этим в “Ростелеком” решил вновь продемонстрировать широкой публике методы и технологию действия в аварийных ситуациях.

Итак. Место действия поле близ села Ольховка. По легенде из-за весеннего паводка была повреждена магистральная линия связи “Москва-Пекин”. Реанимировать кабель приехала одна из лучших бригад “Ростелекома” в Свердловской области.

image

Место в повреждения с точностью в несколько метров можно определить с помощью рефлектометра, а дальше с помощью кабелеискателя находят точное место повреждения.

image

image

image

Обрыв оказался под водой, а значит в ход пойдет насосная станция и “Мистрали”. В уральском “Ростелекоме” так окрестили компактные французские экскаваторы, которые были поставлены оператору в один день в день, когда французы отказались поставлять России одноименные авианосцы.

image

image

image

image

Компактный экскаватор уютно разместился в кузове грузовой «Газели». Ремонтная бригада с помощью специальных стоек помогают «Мистралю» спуститься на землю, пока остальные подготавливают к работе насосную станцию.

image

image

Люди, “Мистраль” и насосная станция работают слаженно, и спустя небольшой промежуток времени поврежденный кабель удается достать из под толщи воды и нескольких метров земли. На следующем этапе на месте повреждения будут делать вставку из нескольких десятков метров кабеля.

image

image

image

image

image

image

Поврежденный кабель заводят помещение лаборатории на колесах, где кабель будет монтироваться в муфту.

image

image

Сварка оптоволокна будет происходить в специально оборудованной лаборатории на колесах. Эти “Камазы” имеют все необходимое для длительной работы вдали от цивилизации. Поэтому, варить оптику в такой лаборатории комфортно.

image

image

image

image

Для проверки работы отремонтированного волокна, у бригады под рукой есть оптический телефон. Его подключают к кабелю и проверяют возможность связи. Кроме этого он подходит для связи в отдаленных местах, где попросту отсутствует мобильный сигнал.

image

image

image

Авария устранена оперативно — в «Ростелекоме» к разгулу стихии готовы. Плодотворный день можно завершить полевой кухней.

image

Встречать весну во всеоружии «Ростелекому» приходится ежегодно. На время неблагоприятной паводковой ситуации сформированы аварийно-профилактические группы, ремонтно-восстановительные бригады и аварийно-восстановительные команды связи.

В этом году на Среднем Урале выпало снега выше нормы на 15-30%, поэтому весеннее половодье на территории Свердловской области серьезное.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. nerudo
    21.04.2017 15:53
    +2

    Кабель в автобус, надеюсь, через разные двери заносили?


    1. zetroot
      21.04.2017 16:11
      +3

      Я где то читал байку про связистов, срастивших кабель, который занесли через разные двери буханки. Посовещавшись с завгаром, решили что сделать пропил в кузове и заварить его назад будет быстрее, чем резать и снова полдня сращивать 100500 жил кабеля…


      1. artskep
        21.04.2017 17:33
        +1

        Если я правильно понял 18 фотку, этот вопрос уже решили: два маленьких окошка по бокам и большое для вытаскивания. С виду логично выглядит.
        Хотя, может быть, это был «опыт, сын ошибок трудных» :-)


      1. stalinets
        21.04.2017 18:33

        Все связисты слышали эту байку)) И наверняка не одна и не две бригады попадали там на самом деле. Ещё есть в варианте с палаткой, типа один кабель завели под низ, а второй через дверь палатки.


      1. mayorovp
        22.04.2017 11:26

        Я нечто похожее читал вот тут: http://ithappens.me/story/2192


  1. stanislavskijvlad
    21.04.2017 16:41

    На IT Happens была эта история.


  1. andrey_aksamentov
    21.04.2017 17:11

    Прикольный трактор, на батарейках?


    1. artskep
      21.04.2017 17:27

      ХЗ на чем, но че-то мне подсказывает, что до кабеля он так и не докопал бы. Он даже в лужу не спустился. что с его габаритами и клиренсом вполне объяснимо.


      1. nevzorofff
        21.04.2017 17:40

        Я вообще не понял смысл этой мистрали, там объём ковша на 5 лопат.


        1. andrrrrr
          22.04.2017 00:36
          +3

          в этом и смысл экскаваторов, быстрее копать чем в 5 лопат, меньше уставать, и меньше народа.

          или у вас смысл в том: «чем бы работник не занимался, лишь бы зае**лся!»?


      1. stalinets
        21.04.2017 18:36
        +1

        По опыту устранения грунтовых аварий скажу, что и такой экскаватор часто может быть незаменимым подспорьем. Всяко лучше и быстрее, чем копать лопатами. Но мы вот такого не имеем, зато имеем многочисленные контакты трактористов по всей области, и почти всегда удаётся оперативно нанять экскаватор. Но иногда — да, случается и залёт, что приходится копать вручную.


  1. artskep
    21.04.2017 17:19

    Так говорят в “Ростелекоме”, однако раскрывать точное местоположение магистральных кабелей не собираются, да и знать такую информацию положено лишь высшему руководству компании.

    Хм… А желтые таблички «Кабель. Не Копать!» поставленные с завидной периодичностью типа совсем не выдают где кабель лежит? :-)


    1. Ugrum
      21.04.2017 17:27

      А хрен его знает, магистральный он или нет.


      1. GreyPhantom
        21.04.2017 18:37
        +1

        Силовой, с 6 кВ напряжения.


    1. stalinets
      21.04.2017 18:41
      +3

      Разумеется, всё это пыль в глаза) Кому надо — всё могут узнать. Только высшее руководство, что ли, занимается кроссированием волокон, или прописыванием потоков на мультиплексорах? Полагаю, что если это реально важная магистраль — всякие NSA давно поставили там свои жучки, а в статьях по-прежнему бахвалятся секретностью.


      1. voidptr0
        21.04.2017 21:10
        +2

        Разумеется, всё это пыль в глаза)

        Вы посмотрите на белоснежность рукавов — они-то и света белого не видели до фотосессии.


        1. teifo
          21.04.2017 23:39

          А почему они белые, а не желтые, красные для большей заметности в грязных условиях?


    1. zaq1xsw2cde3vfr4
      21.04.2017 21:02
      +1

      А табличек можно натыкать там, где кабеля нет, чтоб враг заколебался копать.


      1. andrrrrr
        22.04.2017 01:38

        чтобы очередной тракторист-экскаваторщик копнул ямку там где он думает что нет кабеля.


        1. Rumlin
          22.04.2017 17:33
          -1

          Такие трактористы проводят вечер в компании спецслужб, которые очень оперативно возникают на месте обрыва (не так давно рассказывал мне об таких случаях пенсионер-связист узла связи КГБ, кабели действительно никак не обозначены, и чаще всего на них налетают энергетики своим кабелеукладчиком).


          1. mayorovp
            23.04.2017 10:10

            Так задача-то в чем: связь обеспечить или над трактористом морально надругаться? Первая задача не решается независимо от оперативности прибытия спецслужб на место обрыва.


            1. Rumlin
              23.04.2017 14:52
              -1

              Связь продолжает обеспечиваться резервными каналами. К слову в городе «морально надругаться» приходилось в 90-е над похитителями кабелей. Точность повреждения вычислялась точно до люка.


              1. mayorovp
                23.04.2017 14:57

                Резервный канал решает первую задачу, опять-таки, независимо от оперативности прибытия спецслужб на место обрыва.


  1. ARD8S
    21.04.2017 18:55
    +7

    Я так понял копнули лужу чисто для галочки, «повереждённый» кабель выложили из кузова чистый и сварили.
    Вот, кстати, лучше бы на счёт сварки раскрыли тему побольше. Для чего аппарат Fujikura? Точное сведение концов кабеля выполнять? И «оптический телефон» как к кабелю подключают? Его же уже сварили?! ОК, концы катушки можно проверить, а как если он в земле? Нет ли каких-то муфт проходных типа магистральный кабель-m-f-кабеля кусок-f-m-магистральный кабель? И разве кабель проложен не в специальном трубопроводе с многослойной изоляцией поверх кабеля на большой глубине? Или что, в поле колхозник может его лопатой перебить?


    1. stalinets
      21.04.2017 22:27
      +3

      Ну это просто учения, без особой «глубины» проработки. Даже кабель в муфте только один заведён (это вставка, магистраль, ясное дело, не рвали и потому не заводили в муфту и не варили), а они чего-то там варят =) Ну да это не особо важно.
      На фотках Fujukura FSM-80, один из самых крутых на сегодня, если не самый крутой, сварочник для оптики. Когда закладываешь в него подготовленные и сколотые волокна, он их прецизионно сводит, юстирует и сваривает в электрической дуге. Потом на место сварки надвигается защитная термоусадка КДЗС и усаживается.
      Оптический телефон — редко нужный сейчас атавизм. Он имел значение, когда оптика уже была, а сотовых ещё не было. А проверять качество сварки надо не оптическим телефоном, а рефлектометром.
      Насчёт проходных муфт — не понял вопроса. Если надо подключиться к кабелю не разрезая волокна, есть такая вещь, как «устройство бокового ввода», но это костыль, и кабель всё равно надо разделывать до волокон.
      В грунте кабель прокладывают по-разному, и кабель бывает разный. От толстенной брони до задувного кабеля вообще без металла, который прокладывается в ПЭТ-трубке. Но проблема в том, что экскаватор играючи рвёт любой кабель… Ну разве что если в грунт положить что-то для морского дна с бедро толщиной, тогда да, не порвёт, но так не делают. А лопатой, если специально не стараться, кабель, наткнувшись на него, не перебьёшь. И над кабелем (который лежит метр двадцать) ещё в 40...60 см лежит жёлтая лента с надписью «Осторожно! Кабель! Не копать!» и т.п.

      Если интересно — я писал на Хабре статьи про оптику, можете посмотреть.


      1. TimsTims
        23.04.2017 00:51
        +1

        Если интересно — я писал на Хабре статьи про оптику, можете посмотреть.
        А я уже собирался реквестировать статью от вас)


      1. lubezniy
        25.04.2017 22:09

        Оптический телефон — редко нужный сейчас атавизм. Он имел значение, когда оптика уже была, а сотовых ещё не было. А проверять качество сварки надо не оптическим телефоном, а рефлектометром.

        А как выходят из положения, когда голосовая связь с узлом нужна, а кабель лежит в месте, где сотовые не ловят?


        1. stalinets
          25.04.2017 23:39
          +4

          Сейчас они ловят почти везде. Я вот ещё ни разу не столкнулся с ситуацией, когда прям ни одна сеть никак не ловит. Да, было, что, например, что оператор А в этом месте не ловит — ну нестрашно, у кого-то из ребят обязательно будет мобильник с симкой операторов Б, В и Г — они ловят. Или если связь плохая — отошёл метров на 50 на возвышенность, и она уже нормальная.
          И опять же, чтобы поговорить через оптический телефон по волокну — это надо послать человека с таким же телефоном на БС (иногда за десятки км), при этом он заберёт машину (которая может быть нужна на месте аварии или вообще лишней машины не будет). Вы скажете — на БС всё равно сидит измеритель и пусть он заранее берёт с собой телефон. Но измеритель, сидящий на стульчике на БС пока остальные копают и устраняют аварию — для нас это роскошь, людей и так мало. Мы не варим аварии под контролем, а проводим измерения потом (и плохих сварок практически не бывает). И общаемся по телефону не с человеком на базовой станции, а со своим начальством или напрямую с мониторинговым центром оператора, и дежурный сообщает, что такая-то связь поднялась, а такая-то ещё нет.
          В крайнем случае можно иногда посылать «гонца», который будет периодически отъезжать с мобильником от места устранения аварии в зону приёма и докладывать, что и как.

          Если заранее известно, что будем работать в месте без приёма — ну можно взять пару раций и оставить в зоне, где ещё ловит мобильник, связного с одной из раций.


  1. Killing_Joker13
    28.04.2017 10:07
    -1

    Ребята молодцы, тренируются. Прям как настоящие военные учения.