В нашем блоге на Хабре мы много пишем о технологиях, использующихся в сфере ритейла — например, рассказывали, что умеют современные кассы и какие интересные гаджеты можно встретить в магазине.

Сегодня речь пойдет об еще одном важном элементе ритейл-инфраструктуры — весах. Эти привычные всем устройства уже давно используются не только по прямому назначению, но и для решения некоторых совсем неочевидных задач.

Какие весы бывают в магазинах, и сколько это стоит


Прежде чем двигаться дальше, выясним, какие вообще весы используют современные магазины. В настоящий момент в сфере ритейла существует два типа таких устройств: «магазинные» весы и оборудование для подсобных помещений.

К весам первого типа относятся:

  • прикассовые весы;
  • весы для проверки покупателями;
  • прилавочные весы;
  • подвесные весы;
  • весы самообслуживания (сенсорные и тач);
  • порционные весы.

В подсобных помещениях магазина также используются самые разные весы:

  • Весы промышленного взвешивания: автоматическом режиме взвешивают товар, упаковывают его и печатают этикетки.
  • Полуавтоматический этикеровщики с функцией взвешивания: взвешивают товар и печатают этикетки, а упаковку осуществляет оператор.
  • Платформенные весы могут быть разных размеров: от небольших, использующихся для взвешивания коробок, до больших, выдерживающих тонны веса.

Конечный набор оборудования для взвешивания зависит от типа магазина. Если магазин большой, то ему могут понадобиться устройства разных типов. В гипермаркетах значительная часть весового оборудования размещается в торговом зале для удобства покупателей и ускорения процесса обслуживания. Весы промышленного взвешивания конвейерного типа используют для «полуподсобных» помещений-аквариумов, где с их помощью фасуют товары (мясо, сыр, рыба). Наглядным примером служат весы Ohaus Defender 3000. В подсобных помещениях устанавливают весы для работы с поступающими грузами — товары завозят фурами, так что оборудование должно уметь обрабатывать серьезный вес. Речь идет, к примеру, о весах CAS DB-II.

Полностью оснастить гипермаркет всем необходимым весовым оборудованием стоит дорого, поэтому многие компании стараются экономить на устройствах какого-либо типа. Например, магазин может использовать оборудование стоимостью более 500 тысяч рублей для подсобных помещений, но экономить на прикассовых весах, устанавливая дешевые китайские или корейские устройства за 6-8 тысяч рублей. Общая цена весов для зоны самообслуживания и торгового зала достигает нескольких сотен тысяч рублей.

Маркетинг и продажи: что умеют весы


На первый взгляд кажется, что весы в магазине несут только одну функцию — помогают узнать вес товара. Но современные устройства могут еще и выступать в роли инструмента маркетинга и увеличения выручки. Прежде всего это относится к весам, оснащенным графическими экранами разного размера.

К примеру, очень многие весы самообслуживания сейчас не только показывают данные о взвешиваемом товаре, но и в периоды простоя транслируют рекламу. Также некоторые устройства оснащены вторым экраном, на котором постоянно демонстрируются важные для магазина анонсы.



Еще один интересный механизм — демонстрация данных об акциях на том же экране, что выводит информацию о весе товара. Например, если покупатель взвешивает огурцы, система может рядом показать ему оповещение о скидках на помидоры. Настройки такой рекламы довольно гибкие, например, весы способны рекомендовать продукты, которые хорошо сочетаются друг с другом в салате.

На всех весах и других ритейл-устройствах с экранами магазин может выводить общую рекламу доступных акций. Если нужно оповестить покупателей о том, что сейчас действует скидка на молоко, то информацию об этом можно вывести на все экраны в помещении — это эффективный способ привлечения внимания. Связано это с тем что зачастую всё весовое оборудование в гипермаркетах завязано в общую локальную сеть магазина, либо через Ethernet-соединение либо через Wi-Fi.



Также в последнее время распространение получила технология так называемой этикетки без подложки или «бесконечной этикетки». При ее использовании ритейл-оборудование, которое печатает этикетки — к нему относятся весы разных типов — может вносить на нее не только данные о товаре, но и промо-информацию. Пример — проведение акций с купонами. Они могут быть напечатаны на чеке за покупку, при их предъявлении в следующее посещение магазина покупатель получит скидку.

Еще один сценарий — печать на этикетке продукта рецепта блюда, в котором его можно использовать. Идя на этот шаг, магазины пытаются расширить чек, подталкивая клиента докупить недостающие для приготовления продукты.

Что еще: синхронизация оборудования


Помимо основного применения и маркетинговых функций весы способны приносить дополнительную пользу. Этого можно добиться с помощью их синхронизации с другим использующимся в магазине оборудованием. Пример такой связки — синхронизация весов, находящихся в системе самообслуживания (Self-checkout), с видеонаблюдением. Таким образом можно снизить количество случаев мошенничества в магазине и сэкономить на персонале (не потребуется, чтобы каждый Self-checkout контролировал отдельный охранник). Причем камера может быть как установлена над зоной самообслуживания, так и интегрирована непосредственно в весы, как это сделано с банкоматами.



Также весы могут синхронизироваться с электронными ценниками. Это позволяет экономить усилия на прописывании ценников весового товара — сразу после того, как сотрудник взвесит мясо или рыбу, цена этого куска будет автоматически подсчитана и выведена на дисплей.

How-to: как магазину выбрать весы


В завершение — несколько советов от экспертов компании «Пилот» по выбору весов для магазина:

  • Весы нужно использовать по назначению. Не нужно пытаться в подсобке выкладывать на прикассовые весы тяжеленные грузы, а весами самообслуживания взвешивать куски говядины в помещении-аквариуме. Мало того, что от неправильного использования устройства могут выйти из строя, так вы еще и не задействуете весь их функционал. А вместо этого, условно говоря, будете колоть орехи королевской печатью.

  • Важно думать о надежности и простоте подключения. Выбирая весы, обратите внимание на то, как они будут синхронизироваться с внутренними системами магазина, смогут ли в гармоничной связке работать с кассами и другой периферией. Важно, чтобы весы обладали большим количеством разнообразных протоколов синхронизации. Например, у Dibal DPOS400 40 протоколов и возможность соединения по COM и USB.

  • Не всегда стоит переплачивать за дополнительные функции. Существуют прикассовые весы, оборудованные поворотной стойкой, куда выводится дополнительная информация о весе товара и его стоимости за килограмм. Понятное дело, они стоят дороже, чем весы, у которых стойки нет. Однако далеко не факт, что эта стойка действительно нужна. Дело в том, что клиенту неудобно смотреть на нее. Лучше выводить информацию на монитор покупателя кассы — это информативнее. Кроме того, весы со стойкой занимают больше места, а пространство кассового узла и так заметно ограничено, а в него нужно вписать множество других устройств.

  • В зоне самообслуживания самое главное — размер дисплея. Клиент хочет как можно быстрее решить свою задачу, и большой экран помогает в этом. Например, на крупном экране можно показать не только интерфейс системы взвешивания, но и выводить коды популярных товаров. Таким образом покупатель сможет взвесить все, что нужно за один раз, а не подходить к весам отдельно с каждым товаром.

  • У весов с оператором желательно, чтобы был второй экран. Если какой-то товар может взвесить только сотрудник магазина, то пока клиент будет ждать, логично показать ему важные анонсы акций или рекламу на втором экране.

  • Весы должны сокращать объём ручного труда. Промышленные весы конвеерного типа должны требовать минимального участия человека в своей работе. Идеальный вариант — когда работники магазина только нарезают товар и кладут его на весы, а взвешивание, печать этикетки и упаковка осуществляются в автоматическом режиме при помощи одного комплекса, а не нескольких устройств.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. 2PAE
    18.05.2017 11:56

    Взвесить покупателя на входе, взвесить на выходе. За разницу в весе списать деньги с карты. Профит!


    1. eisaev
      18.05.2017 17:00

      Главное, чтоб не в магазине по продаже сантехники — как бы зачислять на карту не пришлось.