Около 70% всех квадрокоптеров, производимых в мире, покупают американцы – собственный летающий гаджет есть у каждого третьего жителя США. Но за последние несколько лет волна интереса к этим дронам докатилась и до России. Положение дел на рынке схоже с общемировым — позиции двух гигантов, DJI и Parrot, едва ли кто-то может оспорить.

Но как же выбрать себе такого летающего помощника, на что ориентироваться, если вас манят извержения Кракатау, спортивные трансляции или просто интерес к техническим новинкам? В процессе поиска ответа родилось несколько табличек, план и советы, которыми я и делюсь ниже.

image


Терминология


Начнем, как водится, с азов. Квадрокоптеры – это БПЛА (беспилотные летательные аппараты) с четырьмя роторами. Чтобы компенсировать реактивный момент, два винта гаджета, передний левый и задний правый, вращаются в одну сторону, передний правый и задний левый – в другую.
В технической литературе БПЛА часто именуют мультикоптерами. Мультикоптеры могут оснащаться не только четырьмя, но и 2 роторами (бикоптеры), тремя – трикоптеры, шестью – гексакоптеры, восемью – октокоптеры.

Производители квадрокоптеров называют их дронами. Правда, следует учитывать, что дроны – общее наименование всех беспилотников, в том числе и автомобилей. Таким образом, допускается называть квадрокоптеры как БПЛА, так и дронами или мультикоптерами.

Виды квадрокоптеров


По назначению квадрокоптеры делятся на профессиональные и любительские. Такая классификация достаточно условна, поскольку технические характеристики многих любительских моделей вплотную приближаются к параметрам профессиональных, и с появлением новых моделей границы все больше стираются.

Размер квадрокоптера обычно определяют по длине диагонали рамы. Различают три группы гаджетов:

  • миниквадрокоптеры – длина диагонали не превышает 25 см. В этом классе выделяется подгруппа микромоделей – с размером диагонали 5–7 см;
  • средние квадрокоптеры – длина диагонали 30–70 см;
  • большие модели – с длиной диагонали более 70 см.

Миниквадрокоптеры – в основном игрушечные. Вес большинства из них составляет менее 100 г. Гаджет с такой массой просто сдувает ветром, поэтому микродроны предназначены для полётов исключительно в помещениях. Как правило, дети их используют как игрушку, а взрослые — как модель для тренировки перед покупкой более серьезных образцов. На этом рынке безраздельно властвует компания Parrot.
image
Минидрон Parrot Airborne Cargo

Лёгкие маломощные минидроны с длиной диагонали 10 – 25 см могут летать под открытым небом только в безветренную погоду. Иногда длина диагонали квадрокоптера массой 200–300 г может превышать 25 см, но при низкой мощности мотора такие модели всё равно относят к минидронам.

Средние квадрокоптеры используют для спорта или любительских съёмок. Средние и большие дроны оснащают профессиональной аппаратурой для аэрофотосъёмок. Качество изображения, получаемого с помощью больших и средних квадрокоптеров, зависит не только от технических характеристик камеры, но и от системы стабилизации, препятствующей дрожанию картинки.

Качества дрона зависят также от типа мотора:

  • игрушечные модели оснащаются коллекторными моторами;
  • на средние и большие квадрокоптеры, предназначенные для полётов под открытым небом, устанавливают более долговечные бесколлекторные моторы.
image

Parrot и DJI


Подход к производству квадрокоптеров интересно рассмотреть на примере двух лидеров рынка: китайской компании DJI Technology (Dajiang Innovation Technology) и французской Parrot SA.

DJI Technology основал в 2006 году гонконгский предприниматель (тогда ещё студент) Фрэнк Ван Тао. Для того, чтобы наладить производство, одному из компаньонов Ван Тао пришлось продать собственную квартиру.
image
XP3.1 WayPoint — первые серийные контроллеры, обеспечивавшие полет дронов DJI по заданному маршруту

Первые дроны DJI стоили безумно дорого: цена БПЛА, выпущенного в 2010 году, составляла 10 000 $. Понятно, что большим спросом такой чудо-гаджет пользоваться не мог. И тогда компания пошла по пути удешевления продукции за счёт внедрения новых технологий. Стратегия оправдалась: уже в 2014 году было продано 140 000 дронов. Сегодня DJI занимает 70% мирового рынка дронов.

Французская фирма Parrot была основана в 1994 году тремя компаньонами: Кристин де Турвель, Жаном-Пьером Тальвардом и Анри Сейду. С самого начала компания специализировалась на изготовлении беспроводных устройств, разработке технологий обработки сигналов и распознавания голоса. С 2000 года Parrot вместе с компанией Ericsson занялась внедрением технологии Bluetooth Hands Free. Отсюда до производства дронов – буквально один шаг.

В 2010 году Parrot представила свой первый БПЛА Parrot AR.Drone. Благодаря сочетанию демократичной цены и высокого качества он имел столь ошеломляющий успех, что в 2015 году компания создала дочернюю фирму Parrot Drones.
image
Parrot AR.Drone

Обзор моделей DJI


Журналисты дали DJI прозвище «Apple среди дронов». Эта аналогия полностью связана с высоким качеством и долговечностью квадрокоптеров, а также с широким использованием новых материалов и разработкой технологий.

С 2014 до 2016 года линейкам профессиональных моделей DJI Phantom и Inspire не было равных. Однако в сентябре 2016 года компания DJI представила модель складного дрона Mavic Pro.

Таблица1. Сравнение характеристик линеек Phantom (на примере Phantom 4), Inspire (Inspire 2) и Mavic (Mavic Pro Combo)
image

Все модели DJI оснащены датчиками GPS и Глонасс, поддерживают интеллектуальные режимы TapFly (полёт в точку, указанную оператором) и ActiveTrack (следование за объектом). Квадрокоптер Inspire 2 рекомендуется эксплуатировать при температуре от -20 до +40 °C, Phantom 4 и Mavic Pro – от 0 до +40 °C.

Inspire 2 – профессиональный гаджет, с помощью которого можно снимать фильмы голливудского класса. Корпус аппарата изготовлен из лёгкого и очень прочного алюминиево-магниевого сплава. Для получения качественного видео дроном должны управлять два оператора, каждый со своего пульта: один – отвечающий за полёт (он получает данные с фронтальной камеры), другой – за основную камеру. Основная камера (по выбору пользователя – Zenmuse X4S или X5S) вращается на 360°. Чтобы шасси не попали в кадр, в полёте они автоматически убираются. Дальность передачи данных – до 7 км. Используя Inspire 2, журналисты могут напрямую вести трансляцию с места событий.

image

DJI Inspire 2

Phantom 4 – дрон с великолепными аэродинамическими свойствами. Он очень устойчив в воздухе, а благодаря трёхосной системе стабилизации картинка не дрожит даже при резких изменениях курса. Угол обзора объектива камеры – 94°, геометрических искажений почти нет. Для передачи данных используется технология Lightbridge 2 – та же, что и в Inspire 2. Но управлять Phantom 4 очень просто, с этим справляется один оператор.

image
DJI Phantom 4

Mavic Pro незаменим для туристов и любителей экстремального спорта. У Phantom 4 и разложенного Mavic Pro диагонали примерно одинаковы. Но если для переноски Phantom 4 обязательно нужен специальный бокс, то лёгкий складной Mavic Pro в прочном «неубиваемом» корпусе можно носить в рюкзаке или большом кармане. Чтобы не повредить линзу объектива, её закрывают специальным колпачком. При этом технические характеристики камеры Mavic Pro впечатляют. Правда, угол обзора объектива – всего 78,8°. Но зато изображение не искажается, даже если камера расположена вплотную к объекту.

В воздухе Mavic Pro, несмотря на небольшой вес, очень устойчив, трёхосевая система стабилизации компенсирует вибрацию при порывах ветра, поэтому изображение не дрожит. При передаче данных используется не только Wi-Fi, но и новейшая технология Ocusync, дальность составляет до 7 км. Качественное видео можно сразу транслировать в социальные сети.

Несмотря на то, что пульт Mavic Pro миниатюрен, конструкторы предусмотрели возможность управлять гаджетом просто со смартфона или даже жестами.

image
DJI Mavic Pro

Неделю назад вышла новая и самая (пока что) компактная модель фирмы — DJI Spark. Модель весит 300 г, диагональ на 6 см меньше, чем у Mavic Pro, функционал немного упрощен ради уменьшения габаритов. К примеру, угол обзора изображения можно менять только вверх и вниз, а для поворота камеры в сторону придется поворачивать уже сам квадрокоптер. Разгоняется дрон до 50 км/ч в спортивном режиме, а вот время автономной работы скромное — всего 16 минут от одного заряда при скорости в 20 км/ч. Этот недостаток компенсируется возможностью заряжать дрон от портативного power bank-а или любого другого источника питания через USB-кабель. Как и его предшественник, Spark умеет воспринимать команды жестами. Камера оснащена сенсором CMOS 1/2,3 дюйма. Разрешение фотографий, сделанных при помощи новинки, составит 12 Мп, а Full HD видео можно будет снять с частотой 30 кадров в секунду. Чтобы снять панораму, достаточно будет нажать одну кнопку.

За сохранность дрона отвечает система из сенсоров и датчиков, которая предотвращает падение или столкновение с другими объектами. Для управления по карте с точностью до 30 м используются навигационные системы GPS и ГЛОНАСС. При потере сигнала квадрокоптер вернется обратно. Официально завезенных в Россию моделей пока нет, так что получить модель можно только по предзаказу.

image
DJI Spark

Обзор моделей Parrot


Логотип компании Parrot – весёлый попугай. «Попугайские» цвета: красный, жёлтый и зелёный, – часто используются в дизайне гаджетов компании. Продукция фирмы рассчитана на самый широкий круг потребителей.

Предполагается, что подросток, вдоволь наигравшийся минидронами Parrot, сохранит о них лучшие воспоминания и, повзрослев, купит многофункциональный квадрокоптер AR.Drone, Bebop 2 FPV или Disco FPV.

Игрушечные квадрокоптеры Parrot с разноцветными наклейками и LED-подсветкой по внешнему виду напоминают инопланетных стрекоз. Они очень быстры и маневренны.
image

Parrot Airborne Night

Таблица 2. Сравнение характеристик минидронов Parrot
image

Для тех, кто уже пресытился миниквадрокоптерами и хочет приобрести гаджет посерьёзнее, компания Parrot предлагает более сложные, многофункциональные модели.

Таблица 3. Сравнение характеристик многофункциональных дронов Parrotimage
Оптимальные условия для полётов беспилотников Parrot – температура от 0 до 40 °C.

Parrot AR.Drone 2.0 – один из самых популярных любительских квадрокоптеров. По соотношению цены и эксплуатационных качеств он подходит как опытным пользователям, так и новичкам. С его помощью очень удобно осваивать технику полётов дома и на улице: благодаря защитному кожуху квадрокоптер не повреждает предметы обстановки. Хотя кожух считается «домашним» аксессуаром, для большей безопасности рекомендуется надевать его и при полётах под открытым небом, особенно в городе. Дальность и высота полёта гаджета ограничены дальностью приёма сигнала Wi-Fi. Если пользователь захочет, чтобы его «птичка» летала дальше и выше, можно дополнительно приобрести усилитель сигнала. Но чересчур «лихачить» не рекомендуется, так как корпус хрупкий и способен выдержать столкновения не со всеми препятствиями. Производители позаботились, чтобы пользователю было удобно брать гаджет в поездки: зарядное устройство укомплектовано 4 вилками, предназначенными для разных типов розеток.
image
Parrot AR.Drone 2.0

Parrot Bebop 2 мог бы соперничать с DJI Mavic Pro, если бы не дальность полёта – всего 2 км. Однако неоспоримый плюс Parrot Bebop 2 – скорость 65 км/ч и высокая маневренность. При испытаниях в аэродинамической трубе аппарат смог на дистанции 300 м противостоять встречному ветру скоростью до 65 км/ч. Благодаря хорошо продуманной системе стабилизации видео получается очень качественным, картинка не дрожит.
image

Parrot Bebop 2

Модели Parrot Disco FPV конструкторы придали форму самолёта, что значительно улучшило её аэродинамические качества. По техническим характеристикам этот гаджет — конкурент Phantom 4. Небольшая дальность полёта (2 км) компенсируется высокой скоростью и маневренностью. Благодаря системе стабилизации изображение не дрожит. Видео с качеством 1080 p Full HD передаётся на смартфон в режиме реального времени.

image

Parrot Disco FVP

Советы по выбору квадрокоптера


Человека, который впервые покупает квадрокоптер, продавец может озадачить вопросом: RTF или KIT? RTF (Ready-to-Fly) – это, собственно, и есть квадрокоптер: фирменный, заводской сборки. Для того, чтобы он полетел, его просто нужно вынуть из коробки (возможно – надеть винты) и зарядить. KIT – это «конструктор», из которого необходимо собрать дрон. Понятно, что сборка требует определённого уровня знаний и опыта, а также времени.

Есть несколько универсальных рекомендаций, которые подойдут и новичкам, и более опытным пользователям:

  1. Определитесь с суммой, которую вы готовы истратить на покупку дрона.
  2. Новичкам для тренировок слишком дорогие модели брать не имеет смысла. Не годятся и чересчур маленькие гаджеты: управлять ими не очень удобно. Лучше приобрести недорогую лёгкую игрушку с диагональю 20–25 см. Здесь идеально подойдут минидроны Parrot: благодаря подсветке хорошо видно, где у них передний отсек.
  3. Выбирая квадрокоптер, следует подумать о том, что будет, если он упадёт. Наиболее прочные корпуса изготавливают из карбона и алюминиевых сплавов. Желательно, чтобы винты были защищены.
  4. Самые долговечные моторы – бесколлекторные.
  5. Если вы не планируете фотографировать извержение вулкана или вершину Эвереста, а собираетесь ограничиться соседним парком, то вполне можете сэкономить, купив гаджет с меньшим радиусом действия, но хорошей видеокамерой.
  6. Если вам нужно очень высокое качество изображения, а бюджет ограничен, целесообразно купить квадрокоптер с надёжной системой стабилизации, а камеру GoPro приобрести отдельно.
  7. Покупая дорогой квадрокоптер, обязательно приобретите специальные очки. Надев их, вы увидите мир с высоты птичьего полёта.

Итоги


Итак, каковы же результаты нашей битвы титанов? По внешнему виду сравнивать их не стоит, это слишком индивидуально. Стоит только отметить, что цветовое разнообразие у Parrot побольше.
Основные критерии для выбора — это время работы, высота подъема, качество съемки. С недавних пор — возможность заряжать беспилотник от USB (как в новом Spark). Определите для себя, какое качество фото и видео вам нужно — если вам принципиальны конкретные пиксельные характеристики или ISO, то вам на прилавок DJI. Если достаточно просто хорошего качества, то смысла переплачивать нет.

Оцените, придется ли вам снимать при больших отрицательных температурах — если да, то вам не подойдут модели Parrot, они не предназначены для условий ниже нуля.

Возможно, исходить стоит именно из бюджета — если для вас приемлемо потратить сумму, необходимую для покупки того же Mavic Pro, то смысла сравнивать с линейкой Parrot нет. С другой стороны, если вам просто нужен стабильный аппарат, качественно выполняющий свои функции — уверены, Parrot Bebop 2 вас порадует.

Не то чтобы победила дружба… Просто конкурсанты оказались из разных категорий. DJI — профессиональный, Parrot — семейно-любительский.

image

Если вдруг вам приглянулся какой-либо из дронов – добро пожаловать на сайт Inspector Gadgets! Неопределившимся готовы помочь консультацией.

Пишите в комментариях, какой квадрокоптер понравился больше всего и почему — интересно узнать ваше мнение!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. kozyabka
    31.05.2017 21:39
    +3

    Конечно же тот который сделал сам)

    image


  1. VolodjaT
    01.06.2017 00:10
    +2

    «К примеру, угол обзора изображения можно менять только вверх и вниз, а для поворота камеры в сторону придется поворачивать уже сам квадрокоптер»

    разобрались бы в теме прежде чем статьи писать
    третья ось в мавике для стабилизации, а не для поворота.
    обзор по горизонтали, как и в фантоме, поворотом всего коптера


    1. byria
      01.06.2017 01:16
      +1

      Некогда! Надо продавать!


    1. ffpss
      03.06.2017 09:04

      Заметил в видео DJI — Introducing the DJI Goggles (2:46) — head tracking по yaw и pitch
      В видео по движению головы градусов 15-20 в каждую сторону дает


    1. ksetdekov
      03.06.2017 09:04

      Про третью ось не совсем корректно. Частично вращение по рысканию реализовано через подвес. На земле, например, камера примерно на 20 градусов управляется по повороту из стороны в стороны.


  1. CAJAX
    01.06.2017 01:06
    +3

    Миниквадрокоптеры… На этом рынке безраздельно властвует компания Parrot.

    В какой-то параллельной реальности разве что. В этом классе властвуют всякие чирсоны и хабсаны.


    1. slavka107
      01.06.2017 07:03
      -2

      В данной статье мы говорили всего о двух компаниях, а не о Hubsan, WL Toys, Blade или Traxxas, к примеру. Из компаний Parrot и DJI в секторе миниквадрокоптеров у Parrot выбор очевидно лучше


      1. CAJAX
        01.06.2017 08:49
        +5

        Сегодня мы сравним Хаммер и Запорожец. Как известно Хаммер малолитражки не выпускает а потому в этом секторе безраздельно властвует Запорожец.


      1. Fandir
        01.06.2017 15:51

        Spark где в сравнении?


      1. Fandir
        01.06.2017 15:55

        Parrot Bebop 2 может только с ним соперничать при том, что Spark имеет двух осевой подвес и стоит на 50 баксов дешевле


  1. SovGVD
    01.06.2017 02:25
    +4

    > для поворота камеры в сторону придется поворачивать уже сам квадрокоптер
    > Parrot Bebop 2 мог бы соперничать с DJI Mavic Pro, если бы не дальность полёта – всего 2 км.
    Ой… Ну неужели нельзя были найти человека в теме, прежде чем писать такое.

    Пероты эти и прочие коптеры без подвеса в плане картинки не могут соперничать с DJI вообще никак. Никакая электронная стабилизация изображение не будет работать так же шикарно как механика.


  1. mdaemon
    01.06.2017 13:57

    Чисто теоретический вопрос, вдруг кто то разбирался, а нельзя использовать с квадракоптером очки виртуальности для телефона? Какие нибудь Samsung Gear VR например?


    1. VolodjaT
      01.06.2017 15:16

      с коптерами DJI можно. Только нужна программа litchy (с плеймаркета). там есть режим VR с разделением экрана и управлением поворотом головы. Но ИМХО это больше побаловатся — красивое видео так не снимеш

      Я использую самодельные очки на линзе Френеля — тогда видно полностю весь экран без необходимости разделения картинки на две части


  1. Sonzanie
    03.06.2017 09:03

    Начало какое-то уж очень сеошное и "где-то я его видел"
    А вообще-после около полугода полетов на самой простенькой Симе (X5SW) задумался о сборке "из всего, чтобы было", ибо у фабричных часто находились какие-то фатальные недостатки.