image

После перехода к Steam Direct предстоит ответить на множество вопросов, поэтому среди потребителей и разработчиков возникают слухи и домыслы. Как разработчик, очень близко знакомый с процессом Greenlight с 2015 года и дважды успешно его прошедший с Spooky's Jump Scare Mansion и HD Renovation (в сумме у этих игр больше миллиона пользователей), я хотела бы поговорить о Direct и о первых впечатлениях о нём. Стоит рассказать о многом, в том числе об изменениях для защиты от злоупотреблений коллекционными карточками Steam, о ценах и о том, что новая система будет значить для разработчиков и потребителей.

Старый способ: Steam Greenlight


Давайте начнём разговор со Steam Greenlight. Это будет просто справочная информация, постараюсь изложить её покороче. Steam Greenlight — это функция Steam, реализованная компанией Valve для помощи инди-разработчикам в продаже их игр в Steam. Как работал этот процесс: разработчик платил Valve за участие в Greenlight 100 долларов. Разработчик должен был заплатить этот взнос только один раз, а потом мог загрузить в Steam Greenlight любое количество игр. Деньги назад не возвращались.

После оплаты разработчику предоставляли доступ к порталу Steam Greenlight, в котором он мог создать страницу Greenlight с информацией об игре (название и описание), загрузить на неё видеоролики, трейлеры и скриншоты, полезные ссылки (например на демо игры) и ссылки на страницы в соцсетях. Кроме того, нужно было добавить на страницу всех причастных к созданию (если был ещё кто-то, кроме вас), после чего всё готово к публикации страницы в Greenlight.

Теперь о том, как работал процесс одобрения — после публикации страницы ваша игра оказывалась в Steam Greenlight, где пользователи голосовали «Да», «Нет» или «Возможно», чтобы выразить свой интерес. Кроме того, они могли подписываться на страницу и делиться ссылками на неё, оставлять комментарии, читать посты в блоге и объявления создателя страницы. Все игры в Greenlight ранжировались по количеству голосов «Да», и если ваша игра попадала в сотню лучших Steam Greenlight, то вы могли рассчитывать на возможный успех. Если игра добиралась на самую верхушку в конкурсе популярности (одно из пяти верхних мест), ваша игра одобрялась сообществом и ей давался «зелёный свет». Поздравляем! То, что было после, не очень важно для этой статьи, так что остановимся на этом.

Новый способ: Steam Direct


Теперь поговорим о Steam Direct и о том, что мы знаем об этом процессе. Помните о взносе в 100 долларов на Steam Greenlight? Заплатив его, вы могли публиковать любое количество игр. Ну что ж, теперь вам придётся платить по 100 долларов за игру. Взнос больше не однократный. Светлая сторона, если так можно выразится, заключается в том, что если ваша игра сама заработает в Steam больше 1000 долларов, то эти 100 долларов вам вернут.

После оплаты вам нужно заполнить информацию о себе: имя, номер социального страхования и т.д., чтобы можно убедиться, что вы действительно тот, за кого себя выдаёте. Valve также требует заполнения налоговой формы и банковской информации. В процессе заполнения вы должны будете подписать несколько соглашений о неразглашении (NDA). После завершения всей этой бюрократической работы и когда компания удостоверится, что вы — реальный человек, вам разрешат ввести коммерческую информацию — название игры, описание, стоимость и т.д. В процессе Greenlight этого не требовалось делать, пока вашей странице не дадут «зелёный свет».

Когда вы со всем этим разберётесь, вас пригласят в портал разработчиков Steam. Здесь можно будет загрузить свою игру: файлы, достижения, коллекционные карточки Steam и тому подобное. Необходимо передать на тестирование почти готовую версию игры Valve, чтобы компания убедилась, что вы не пытаетесь опубликовать на платформе зловредное ПО или что-то подобное. Обычно это занимает несколько дней. То же самое относится и к коллекционным карточкам Steam и другим дополнительным файлам к игре. Valve рекомендует делать всё это не позже, чем за 30 дней до запланированного выпуска игры, чтобы все файлы были одобрены за разумное время, и никому не пришлось паниковать. У термина «игра» нет строгих определений, но Valve потратит несколько дней на проверку того, соответствует ли ваша игра описанию на странице. После одобрения Valve вы можете выпускать игру в Steam. Поздравляю!

Цена известности


Да, с этим есть проблемы. Самая главная — раньше ваша игра должна была завоевать определённый интерес в Steam Greenlight. В Steam Direct нужно будет просто заплатить, и всё — вы уже в деле. Проблема в том, что Steam практически превращается в PC-версию Google Play Store.

Это очень сомнительный ход для меня как для разработчика и потребителя, потому что на платформе будет ещё больше игр. Кажется, это не так плохо, правда? Но на самом деле это так, потому что в Steam и так уже сложно найти в общей куче стоящие игры — 40% игр в Steam были выпущены 2016 году. С системой Steam Direct процесс поиска новых игр, которые привлекут ваш интерес, ещё больше усложняется. Как разработчику вам придётся конкурировать с кучей не очень качественных игр, занимающих главную страницу, которую должны были занять вы.


Steam Direct добавляет новый непрерывный поток игр, но поиск игр также сложен из-за добавляемых пользователями меток. Любой человек, тролль он или нет, может зайти на страницу игры в Steam и добавить на неё метки. Часто очень низкокачественным играм люди добавляют метку «horror» или «scary», даже если она не является хоррором. Это может быть двухмерный сайдскроллер про единорога, собирающего пирожные, но если игра некачественная, то тролли добавят ей метку «horror». Если вы будете искать новые игры с меткой «horror», то наверняка найдёте игры-хорроры или пугающие игры, но также там будут и совершенно точно не относящиеся к этому жанру игры. Эта проблема уже существует, но чем больше низкокачественных игр появится в Steam из-за постоянного добавления новых, тем сильнее будут пользователи злоупотреблять системой меток.

Ещё одно мое мнение может быть непопулярным. Я говорила с несколькими разработчиками и они, как и я, считают, что цена публикации игры в Steam Direct должна быть немного выше, чем 100 долларов. По-моему, она должна быть не ниже 500 долларов, особенно учитывая то, что вы получите деньги обратно, продав на сумму больше 1000 долларов. Благодаря Patreon, потоковым каналам разработчиков на Twitch, да и просто собираемыми на сайте пожертвованиями хороший разработчик и хорошая игра легко наберут нужную сумму денег.

Кстати, об оплате: как насчёт тех разработчиков, которые продают игры за 99 центов или даже бесплатно? Они не вернут своих денег, а если и вернут, то за 99 центов нужно обеспечить солидное количество продаж. Ситуация с бесплатными играми ещё хуже, потому что при возврате средств внутриигровые транзакции не учитываются. Кто-то может сказать: «Да зачем возвращать деньги? Вы же получаете РЕКЛАМУ!». Или: «Почему вы хотите получить деньги обратно? Вы делаете игры только ради заработка?!» На оба этих заявления я могу ответить, что разработка игр не всегда дешева. Хорошо, когда вы получаете отдачу за свою работу, она помогает создавать новые игры.

Интересна (если не сказать больше) ситуация с разработчиками, выпускающими бесплатные игры. Я сочувствую тем, кто хочет выложить игру в Steam, сделать её бесплатной и при этом не получит с этой новой системой ничего — это не очень честно по отношению к ним. Разработчики, получающие небольшую прибыль, могут вообще не получить денег. Моя первая игра в Steam была бесплатной. Я понимала, что не могу вернуть деньги, потому что: 1.) Это невозможно и 2.) Никто из разработчиков не вернёт свои деньги. Если бы систем Steam Direct была введена тогда, я завидовала бы тем, кто вернул свои деньги, потому что мне бы не удалось этого сделать. Надеюсь, будет какая-то система, помогающая таким разработчикам бесплатных игр. Возможно, стоит возвращать деньги, если у них будет X загрузок, как будто это платная игра, заработавшая 1000 долларов.

И ещё одна тема: злоупотребление коллекционными карточками Steam


Серьёзной проблемой Steam Greenlight было злоупотребление коллекционными карточками Steam. Разработчики генерировали тысячи ключей, передавали их ботам, запускавшим игры Steam для фарминга карточек. Потом они ставили на карточки высокую цену и получали свой процент на их продажах.

Эта проблема существует на нескольких уровнях, в том числе она заключается и в двух наших любимых словах — в алгоритме Steam. Если вы не знали: чем больше времени играют в игру, тем Steam считает её более популярной, поэтому больше рекламирует её на главной странице, рекомендует её пользователям, и т.д. Понятно, что это серьёзная проблема. Steam показывает нам непопулярные и некачественные игры, потому что фармящие карточки боты ломают всю систему.

С вводом Steam Direct компания Valve изменила подход: теперь игре с карточками нужно достичь определённого количества часов игрового процесса у всех игроков, плюс она обязана соответствовать каким-то другим показателям, которые Valve от нас скрывает. Как только игра достигнет этих показателей, карточки начинают выпадать. После этого все игроки, наигравшие время в этой игре, будут получать карточки. Звучит круто, правда? Ну, не совсем. Особенно если учесть то, что мы не знаем показателей, которых должна достичь игра. Не говоря уже о том, что коллекционные карточки Steam являются серьёзной причиной отказа от покупки — если пользователи не смогут получить карточки сразу же, это может стать проблемой. Даже в нынешней системе потребители жалуются, что карточки не выпадают. Это вредит магазину, охотникам за ачивками и коллекционерам, и всё ради борьбы с небольшим количеством людей, фармящих карты для заработка. Но я уверена, что даже при таких изменениях фармеры карточек всё равно найдут способы продолжать свои махинации.

Эй! Это моя игра!


Последняя проблема, которая пришла мне в голову — наверно, самая важная из всех перечисленных. Это проблема украденных работ и блокировок по DMCA. В процессе Steam Greenlight злоумышленники иногда полностью копировали уже существующую в Greenlight страницу и публиковали её в Greenlight. Почему я называю их «злоумышленниками»: ссылка на демо игры на самом деле вела к вредоносному ПО. В Greenlight были фальшивые страницы, обманом вынуждавшие ничего не подозревающих пользователей скачивать вредоносное ПО.

Такое случалось как минимум один раз с оригинальной Spooky's Jump Scare Mansion в Greenlight. Что должен делать разработчик, когда увидит такое? В Steam Greenlight на страницу с копией своей игры мог пожаловаться сам разработчик и сообщество, кроме того, можно было попросить о блокировке по DMCA, и если игра получала достаточное количество жалоб, её блокировали. То же относится к фанатским играм и играм с заменёнными ресурсами. А что насчёт Steam Direct? Насколько тщательно будет проводиться поиск, чтобы никто не украл вашу работу или не заменил в ней ресурсы? При использовании Steam Direct вы больше не сможете просить о блокировке по DMCA, пока игра не будет выпущена и не начнёт зарабатывать деньги, и меня это довольно сильно пугает.

В наихудшем случае разработчик-злоумышленник может забрать чью-то игру, заработать на ней денег и исчезнуть. Такие люди могут даже брать игры из бесплатных источников (например, на itch.io или gamejolt) и выдавать их за свои. Надеюсь, Valve очень тщательно подойдёт к тому, чтобы решение проблемы не оказалось слишком сложным для разработчика, иначе мы будем завалены подобным контентом.

Куда двигаться дальше?


Это вся информация, которая пока у нас есть, плюс мои размышления. Нам просто нужно подождать подробностей, чтобы провести более точный анализ, чтобы решить, хорошая это идея, или нет. Я понимаю, из чего исходит Valve при внесении таких изменений. Она стремится уменьшить препятствия на пути разработчиков, но я не уверена, что такая система хорошо защищена от людей, пытающихся эксплуатировать её, чтобы «срубить» шальных денег.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. OlegKozlov
    12.07.2017 09:47
    +2

    Интересна (если не сказать больше) ситуация с разработчиками, выпускающими бесплатные игры. Я сочувствую тем, кто хочет выложить игру в Steam, сделать её бесплатной и при этом не получит с этой новой системой ничего — это не очень честно по отношению к ним.

    Нахрен с пляжа! То жалуемся, что треша много, а то бесплатный треш не окупается. Всё правильно сделали — хочешь выложить свою поделку бесплатно нагрузив информационное поле Стима, покажи насколько сильно ты этого хочешь.

    Впрочем, с тем, что первоначальный взнос должен быть больше я согласен с автором. Если взнос возвращается, то он должен работать как барьер от игр плохого качества.


  1. domix32
    12.07.2017 10:25

    Было обрадовался, что автор Spooky's Jump Scare Mansion на хабре, а оказалось это перевод. Плашка перевода совсем непримечательная на мобильных устройствах.


  1. JustPeople
    12.07.2017 10:45

    Если задуматься то ситуация с фармом карточек valve выгоднее чем кому бы то ни было...


    Почему? Да потому что больше карточек выфармлено — больше карточек упадёт в маркет, больше транзакций — больше взятий комиссий.
    Те кто зарабатывают на фарме карточек, крутя 1000 аккаунтов с купленными за бесценнок у разработчиков ключами делают прибыль Valve, если посмотреть шире все деньги так или иначе остаются внутри системы Steam (хитрые способы обналов с потерей % не в счет, тк один черт этот обнал означает чей то ввод денег в систему :)


    Так что эта ниша никуда не денется, может изменится, не более.


    1. Jogger
      12.07.2017 20:43

      Не всё так просто.
      Во-первых — есть репутационные потери. Valve не нравится, когда Steam называют мусоркой, и они наконец-то попытались что-то с этим сделать.
      Во-вторых — комиссия это конечно здорово, но не забывайте — во многих случаях это не комиссия с реальных денег, а комиссия с внутреннего кошелька Steam, т.е. деньги и так на 100% уже принадлежат Valve, и комиссия по факту просто ограничивает количество внутренней валюты. Так что Valve ничего по факту не получает от каждой сделки, а вот комиссия, которая идёт разработчику — реальная, т.е. Valve приходится по факту ОТДАВАТЬ часть денег. Дальше — больше, внутренняя валюта, полученная с продажи карточек, зачастую расходуется на покупку игр в Steam, а значит Valve, опять таки, должны из своего кармана отдавать часть денег разработчику(или издателю) купленной игры. Польза же от продажи карточек возможна только если для их покупки кто-то закинул денег на внутренний кошелёк Steam, что случается далеко не всегда (и собственно, чтобы это случалось почаще, и нужна комиссия в пользу Valve при сделке).


      1. JustPeople
        12.07.2017 22:12

        Внимательно прочитал вас… и ведь да вы правы. Я как то не задумался о том что с момента пополнения кошелька в стим деньги уже осели на счетах valve и все остальное просто внутренние транзакции за счет комиссий постепенно уменьшающие общий объем этих фантиков внутри стима.


        1. TheShock
          13.07.2017 02:07

          Не совсем так. Комиссия уменьшает количество денег которые лежат у юзеров на счетах и заставляет докладывать деньги. Если бы всё было так просто, как вы говорите, то комиссия не нужна. А так эти деньги есть у юзеров на руках и пока они не пропадут — новые деньги юзеры не принесут. Т.Е. комиссия — это и есть деньги Валв


          1. Jogger
            13.07.2017 18:39

            Неоднозначно. Если человек потратил «фантики» и докупил новых за реальные деньги — Valve получает прибыль. Но это в общем случае не гарантируется.


  1. BlackDizel
    12.07.2017 12:33
    +1

    подписан на прекрасный твиттер-аккаунт https://twitter.com/SteamReleases.
    Каждый день просматриваю список свежих релизов в steam, за неделю может попадет один-два качественных релиза, остальное—шлак vr, трололо игр, мобильных игр, конвеерных hidden object игр.

    Проблема в том, что даже эти вышоупомянутые один-два качественных релиза иначе в интерфейсе steam не найти.


  1. EvilG
    12.07.2017 13:33
    +2

    Единственное с чем можно согласиться без всяких но и если — 100 долларов. Да, 5000 это был бы перебор и, возможно, конец для подавляющего большинства инди-разработчиков. Но 500 долларов смогли потянуть бы все. В том числе и в России. Если есть уверенность в своей игре можно и пособирать 3-6-12 месяцев.

    Но, судя по всему, Стиму выгодны эти тонны игр. И отсекать даже часть из них они не захотели.


  1. Jogger
    12.07.2017 20:33
    +1

    Это очень сомнительный ход для меня как для разработчика и потребителя, потому что на платформе будет ещё больше игр.

    Это вы из какого пальца высосали? Если раньше разработчик платил 100$ и публиковал 10 говно-игр, то теперь за то же количество игр он заплатит в десять раз больше. Имхо это совершенно не способствует разрастанию количества игр, скорее наоборот. Особенно если ограничение на коллекционные карточки будет столь эффективным, как обещают Valve.

    Единственная реальная из описанных проблем — действительно, непонятно, что делать разработчикам, которые хотят выложить игру бесплатно. Единственная надежда на то, что Valve продумает для них какой-то альтернативный вариант публикации (тем более что карточек в них нет, и потому проблемы с накруткой на них быть не должно)