Для понимания статьи стоит знать правила игры «Мафия». Пример правил можно прочесть тут.

И снова здравствуйте. Продолжаю тему игр в реальности. Сегодня мы поговорим про видоизменение стандартной игры Мафия, но в которую можно играть, когда у вас собралась компания больше чем в 50 человек.

Всё началось с того, что я приехал готовить детский лагерь в место, где прямо в этот момент проходил уже другой наш лагерь. Вожатые того лагеря мне начали жаловаться на то, что дети не хотят играть ни в какие игры, кроме Мафии. И хоть дети и были довольны, играя постоянно в одну и ту же игру, вожатым она успела осточертеть. А так как у нас в лагерях работают волонтёры, то всегда хочется, чтобы кроме детей и сами вожатые тоже получали удовольствие от происходящего.

Тогда я предложил вожатым как-нибудь видоизменить игру Мафия, чтобы добавить ей жизни. «Но как мы можем изменить игру Мафия?» — спросили меня вожатые. Я задумался…

Ранняя попытка изменить игру Мафия


Какое-то время назад я проводил видоизменённую Мафию на команду из 14-ти человек. Тогда, чтобы закрепить информацию про одну преступную организацию 19-ого векаEN, я внёс в игру довольно маленькое изменение: Я повесил на стену самодельный календарь и перед началом игры объявил, что Мафия не сможет убивать в один определённый день недели, как и некоторые члены той преступной организации.

Сразу скажу, что игра прошла так себе — я зачёркивал на календаре каждый ход по одному дню. Учитывая то, что каждую ночь мафия убивала одного мирного жителя, и каждый день мирные жители убивали одного подозреваемого, то на всю игру уходило меньше недели. А значит день, когда нельзя было убивать, наступал всего один раз за игру. Фишечка не выстрелила, но ребята с удовольствием поиграли в Мафию. Как обычно.

Мафия на 100 человек


Да, это не опечатка, игра действительно изначально планировалась на 100+ человек. Но удалось её провести только на 52, поэтому я пишу в заголовке о том, о чём точно могу говорить.

Придумывание изменений


Первое, от чего я хотел избавиться — вылет из игры. Я считаю, что нелюбовь к играм на вылет, это не моя личная прихоть, а это объективная и важная часть придумывания любой игры, которую должен понимать каждый создатель игр. Как-никак, основная цель любой игры — развлечь людей. А когда человек вылетает из игры, то мы лишаем возможности получать удовольствие человека, который хотел его получить. Он оказывается наравне с человеком, который изначально вообще не хотел играть, и тупо сидел в углу и смотрел, как играют другие.

Вылет из игры


В игре Мафия это особо заметно — в первый же день выбывают 1-2 человека, которые потом вынуждены ждать, пока игра окончится и начнётся занова, чтобы наконец-то поиграть.

Пример частичного решения: Пастер-Пыж (18+)
Давно, когда я ещё играл в местный (Рижский) КВН, мы периодически командой собирались ночью и играли в «Мафию» и «Контакт». Тогда я придумал частично решение полного вылета из игры Мафия. Хоть и не на долго.
Изначально была такая роль — «Пыжик» (насильник). Этот персонаж выбирал ночью (отдельно от мафии), кого «изнасиловать», и этот человек не мог весь следующий день участвовать в обсуждениях и голосовать. Роль довольно забавная, но весь смысл его хода терялся, если мафия решала той же ночью убить того же человека, которого он пыжил. Человек и так молчал, потому что был убит. Тогда я изменил его на похожего персонажа — «Пастер-Пыж». Это тот же самый Пыжик, но который перед изнасилованием отпускает грехи. Если человека убивает мафия в ту же ночь, как над ним поработал Пастер-Пыж, то человек с небес может сказать свою последнюю фразу, и в день своей смерти ещё может голосовать… Но после этого он становится обычным игроком, выбывшим из игры.

Наша команда вообще славилась чёрным юмором, так что не обессудьте из-за шуток с изнасилованием и священниками…


Член нашей команды КВН — Пеня. Думающий о своей молодости в лесу.


Но чем можно заменить смерть? Тем более, когда она является основной механикой игры.
Я подумал о депортации. Это как раз подходит к сеттингу, что группа людей является географической локацией — городом. Дальше нужно просто придумать, чем занять депортированных людей на этой локации, чтобы для них игра продолжалась.

Я собирался проводить игру на pre-camp'е (несколько дней до лагеря, когда идёт подготовка) для вожатых; и посчитал, что вожатых со всем остальным стаффом будет около 100 людей (я ошибся, но об этом ниже)
Так почему бы не провести игру для всех сразу? Я разделю людей на группы, в которых они будут играть в обычную мафию, с обычным числом людей, но вместо того, чтобы убивать людей, они будут депортировать людей в другую группу. Отличный способ избавиться от мафии на своей локации, и в то же самое время усложнить игру другой группе, если в игре будет соревновательный элемент.

Соревновательный элемент


Если никто в Мафии не умирает, то нужно какое-то другое условие победы. Но, чтобы с локации всё ещё нужно было стараться изгнать мафию, а ошибочная депортация мирных жителей ухудшала ситуацию для остальных мирных жителей. Пусть они соревнуются, какая локация соберёт больше денег. Каждый игрок будет проносить в казну локации 100 условных единиц денег каждый день. А мафия, значит, будет их воровать.

Что делать мафии


Условились, что мафия ворует честнозаработанные деньги у мирных жителей. Но это должно происходить как-то по-особенному, чтобы мафии было выгодно быть в той или другой локации, иначе мафии будет абсолютно не интересно играть. Для этого делаем, что количество украденных денег зависит от числа мафий на локации, и от числа мирных жителей.

Загадки


Не хотелось бы, чтобы получилась игра с полной информацией, ибо всегда есть игроки, которым нравятся скрытые элементы игры, в которых нужно разбираться. По-этому я решил, что мирные жители не будут точно знать, сколько на их локации находится мафий. Но они будут знать, что это можно высчитать по какой-то формуле.
Благодаря этому в игре могут появиться негласные роли. Такие, как человек, следящий за приростом денег, и старающиеся по этой цифре вычислить количество мафий (так и вышло)

Сеттинг


Итак, у нас есть основные механики игры. Нужен сеттинг — окраска, в которой всё будет происходить. Темой лагеря была «Америка 20-ого века», и я подумал, что к нашей механике неплохо подойдут колонии Британии. Америка, Ямайка, Нигерия, ЮАР, Индия, Австралия. Темы лагеря вообще не обязательно было придерживаться, ведь игра для вожатых, так что несоответствие временного промежутка не критично. И так, каждая локация — одна из колоний Британии. Ведущие (я и напарница) — сама Британия. Так же, в каждой колонии будет по наместнику Британии — локальному ведущему, который будет вести игру в конкретной колонии — следить за тем, кого и куда депортирует мафия ночью, и кого — мирные жители днём. Так же, эти люди смогут ведущим сообщать важную информацию для подсчёта денег — количество мирных жителей и мафии за конкретный день.

Так же сеттинг помог мне решить чисто математическую проблему: если все мафии из всех колоний будут скидывать деньги в один общий общаг мафии, то эта сумма не будет так уж сильно отличаться, вне зависимости от того где сколько мафий. Это вышло из-за того, что после быстрого прикидывания и одного телефонного звонка человеку, у которого лучше меня с математикой, мы пришли вот к такой формуле:

$Stolen = Colony\_Income * \left ( \frac{Mafia\_Quantity}{Innocents\_Quantity} \right )$


Формула работает, и её не так уж сложно вычислить игрокам при помощи реверс-инжинеринга.

Эта формула была известна только мафии. Мирным же жителям нужно было дойти до неё логически-математическими рассуждениями.

Чтобы избавиться от проблемы неостановимо крупного и постоянного прироста денег в общаг мафии, я решил сделать одной из колоний аутентичную колониальную Австралию. Она изначально будет пустой, и прибывая в ней мафия будет обычными мирными жителями. Так колонии, высылая заключённых в Австралию, будут сильно уменьшать прирост денег в общаг мафии. Более подробные правила Австралии будут лежать в самой Австралии, и о них будут знать только люди, побывавшие в ней.

Подготовка


На подготовку не хотелось тратить слишком много времени. Как-никак игра проводится один раз, и для вожатых.

Карты


Нужен способ распределить роли. Играя в маленькой группе, подходят и простые похлопывания игроков, пока у них закрыты глаза… Но это не честно, и нельзя проверить, если кто-то жульничает. По-этому лучше иметь карты с ролями. Конечно можно раздавать и не карты, а просто бумажки… Но согласитесь, что карту держать в руках приятнее. А ещё её можно утащить с игры как сувенир.

Так что я купил колоду карт, подготовил бумажки, и попросил напарницу, и девочку, которая будет при проведении одной из наместников Британии, помочь мне наклеить бумажки на карты. Вышло вполне неплохо:

По законам жанра — вся полезная информация на карте.

Ролей было всего две — мафия и мирный житель. Большее количество ролей бы сильно тормозило такую большую игру. Но для окраски я решил добавить ничего не значащие профессии мирным жителям. Согласитесь, что приятнее быть хоть немного уникальным «Лавочником», чем серой массой «Мирных Жителей».

Клей-карандаш на удивление хорошо держал бумагу на глянцевых картах. Немного раздербанил одну, чтобы вам показать:


Деньги


Было решено, что каждая колония будет зарабатывать свои отдельные деньги, и мафии всех колоний вместе будут воровать деньги в один общаг. Но как это отобразить, чтобы игроки видели состояние игры? У меня в распоряжении для игры был проектор, так что тут дело переходит к вопросу программирования.

Microsoft Excel

Разумеется, первое что приходит в голову: Сделать всё в Microsoft Excel. Он уже умеет делать различные вычисления, и можно сделать так, чтобы их результат красиво отображался на экране. Но так как вычисления происходят раз в день, должны храниться промежуточные результаты вычислений (чтобы показывать сумму за все дни), и входная информация постоянно меняется (количество мирных и мафии), то всё равно придётся использовать VBA.
Конечно это вариант, который даже будет работать. Но есть вариант получше.

Unity3D

У меня уже был опыт в использовании Unity3D для отображения состояния игры на проекторе. И хоть с Юнити придётся писать большее количество математики вручную, у Юнити есть одна килер-фича, из-за которой я буду всегда использовать именно Unity3D для подобных проектов: Поддержка двух мониторов, с отображением разной информации на каждом мониторе. Это значит, что пока игроки будут видеть только общее число денег каждой колонии, и общее количество игроков каждой колонии, я на своём ноутбуке смогу видеть информацию, которая им не должна быть известна — количество мафий в колонии, и количество украденных денег. А так же, кнопки управления, которые бы только ухудшали внешний вид игрового экрана.

Так это выглядит в редакторе:

Слева — экран ноутбука. Справа — проектор.


Отдельно экран ноутбука

Как отображать на двух мониторах разную информацию при помощи Unity3D
Не буду вдаваться в совсем технические аспекты, которые и без меня можно нагуглить. Основной смысл в том, что создаётся две камеры, смотрящие на одну и ту же сцену. Но они привязываются к разным мониторам в настройках камеры:


Дальше в Culling Mask выбираете, какие слои вы хотите, чтобы эта камера отображала:


И кладёте интересующие вас объекты на нужные слои.

Не забудьте активировать оба монитора при включении программы вот таким скприптом:
	void Start()
	{
		if (Display.displays.Length > 1)
			Display.displays[1].Activate();
		if (Display.displays.Length > 2)
			Display.displays[2].Activate();
	}



Правила Австралии


Как я писал выше, в Австралии лежит листик, с более подробными правилами. Игрокам же в начале игры объясняется минимум, и обращается их внимание на то, что Австралия в начале игры пустая.
Лист с правилами Австралии


Проведение


В целом игра прошла хорошо. Не считая того, что, как я писал выше, я рассчитывал на 100 человек, а их было чуть больше 50-ти. А это значит, что почти в каждой колонии было изначально всего 10 человек (не считая пустой Австралии) из которых было две мафии. Для более интересной игры, нужно было бы иметь хотя бы по три мафии в колонии, но на 10 человек, это бы нарушило всю математику.

Вожатые играли с удовольствием, и даже жители Индии, чья колония из-за бага в программировании оказалась в вечном минусе, не растерялись. Все подумали, что это не баг, а аутентичная фича, как с Австралией. Так как у игры не было особых условий остановки и победы, то играли до наступления времени обеда. На последнем ходу Австралия вырвалась на первое место, если не брать в расчёт всёпоглощающую мафию. И после игры вожатые охотно обсуждали, как им удалось кого обдурить, или раскрыть, высчитав формулу начисления денег.

Итог


Любую игру можно видоизменить и добиться ощущения абсолютно другой игры. И хоть мою основную задачу она не выполнила — я так и не услышал, чтобы вожатые в лагере начали видоизменять приевшиеся игры — результатом я всё равно доволен.

Комментарии (29)


  1. Shultc Автор
    03.08.2017 10:37

    Готов к обсуждению альтернативных вариантов формулы.


  1. EyeGem
    03.08.2017 10:58
    +1

    Писец это вроде как Писарь? Или…


    1. Shultc Автор
      03.08.2017 11:00
      +2

      Одно другому не мешает. Писецwiki.
      Всё-таки так забавнее.


  1. hhiippyy
    03.08.2017 10:58
    +1

    А почему было принято решение оствить 5 локаций по 10 человек с 2-мя мафиями, а не снизить количечтво локаций до 4 по 13 человек с 3-мя мафиями?


    1. Shultc Автор
      03.08.2017 11:02

      Отличный вопрос. Тут меня подвела то ли переподготовленность, то ли неподготовленность — количество людей выяснилось уже на месте, и переделывать программу в Unity не было возможности и времени.


      1. hhiippyy
        03.08.2017 11:07
        +2

        в принципе, можно было просто оставить одну локацию пустой, объявив, что её захватила Франция и там нет больше британских подданых


        1. Shultc Автор
          03.08.2017 11:22

          Думал не использовать одну колонию. Но если бы в неё нельзя было депортировать людей, то это бы запутало игроков. Если бы было можно туда высылать игроков — получается практически вторая Австралия.


  1. hdfan2
    03.08.2017 12:13

    тем выгоднее прибыль

    Это как? Выгодной может быть покупка, сделка, а прибыль может быть больше или меньше.


    1. Shultc Автор
      03.08.2017 12:16

      Я не могу найти эту фразу у себя в статье. Не подскажите, где вы её нашли?


      1. hdfan2
        03.08.2017 12:32
        +1

        На карточке на второй фотографии.


        1. Shultc Автор
          03.08.2017 12:36

          А… Они писались ночью практически на коленке. Так что да, не совсем корректно вышло. Вы правы.


  1. Sensative
    03.08.2017 12:35
    +2

    А что за кнопки BG- и BG+?


    1. Shultc Автор
      03.08.2017 12:38
      +2

      Кнопка «BG+» закрывает весь экран проектора огромной картой (она сейчас на заднем плане). Полезно в начале игры, пока участники рассаживаются — и придаёт атмосферу, и не отвлекает людей перед началом игры вещами, которые им пока что видеть не надо.
      «BG-», соответственно, убирает карту демонстрируя игрокам все нужные поля.


  1. klisitsyn
    03.08.2017 23:56

    В формуле в случае Innocents == 0 возможно деление на ноль, обращающая Stolen в бесконечность. Может, в знаменатель надо поместить общее количество оставшихся игроков?


    1. Shultc Автор
      03.08.2017 23:58

      Если мафии удавалось избавиться от всех мирных в колонии, то они получали вообще все заработанные деньги колонией за игру… А насчёт общего числа — там что-то с математикой не сходилось. По-моему мафия начинала зарабатывать так мало, что практически терялся весь смысл формулы, и число становилось почти что статичным.


  1. tchspprt
    04.08.2017 10:34

    1.

    Первое, от чего я хотел избавиться — вылет из игры. Я считаю, что нелюбовь к играм на вылет, это не моя личная прихоть, а это объективная и важная часть придумывания любой игры, которую должен понимать каждый создатель игр. Как-никак, основная цель любой игры — развлечь людей. А когда человек вылетает из игры, то мы лишаем возможности получать удовольствие человека, который хотел его получить. Он оказывается наравне с человеком, который изначально вообще не хотел играть, и тупо сидел в углу и смотрел, как играют другие.

    «Вылет из игры» не означает вылет из игры, на самом деле. Даже вылетев, можно продолжать играть — достаточно видеть всё происходящее днём и честно закрывать глаза ночью, так же напрягая извилины, собсна как и с безучастными игроками.


    1. Shultc Автор
      04.08.2017 10:34

      Наблюдения и мысли в своей голове не подходят под определение «игра». Это ближе к чтению книги, или просмотру сериала. Вы же их игрой не назовёте?


      1. tchspprt
        04.08.2017 10:49

        И во многих ли случаях вы сможете после прочтения книги или просмотра сериала дать совет автору по ошибке в сюжете или проконсультироваться с автором по непонятным в сюжете моментам? А вот обсудить ошибки красной или чёрной команды вполне себе можно. Или свои ошибки в мышлении. А вот тут, кстати, можно вывести следующий пункт:

        2. Полноценная мафия — это спортивная мафия, описанная Аскиляном. То бишь в десять человек с 3-мя чёрными в предводительстве одного дона и остальными красными в предводительстве одного комиссара. Любое творчество имеет право на существование, само собой, вы молодец. Но тут речь идёт не о той мафии, которая от логики и сумасшедшего умственного напряга, подобно шахматам, но в коммандном режиме и с прокачиванием навыков социализации. Дополнительные персонажи в игре убивают «шахматоподобность» и превращают игру для тренировки мозга в игру для развлечения. Исключительно моё имхо, без обид. И когда речь идёт о игре лишь для развлечения, тогда само собой вылет нужно избежать, но к мафии нельзя относиться как к игре для развлечения.


        1. Shultc Автор
          04.08.2017 11:03

          Если игра не для развлечения, то это либо спорт, либо работа, либо что-то ещё. Получение от процесса удовольствия никак не нарушает определения «игры».

          И вообще, откуда такая категоричность? Почему вы думаете, что в игре с 10-тью игроками, три из которых мафия — думать надо, а в игре, в которой 50 игроков и 10 мафий — думать не надо?


          1. tchspprt
            04.08.2017 11:16

            А сможете ли вы будучи мирным жителем честно запомнить всё происходящее за столом в 50 игроков? Или вы рассчитываете, что к вам будут приходить игроки, способности запоминать и помнить которых отклоняются от обыденных способностей людей помнить на все три сигма, при этом обладающие хорошими навыками логического мышления и успевающие в перерывах между напряжением памяти этими логическими навыками воспользоваться? :)


            1. Shultc Автор
              04.08.2017 12:00

              Вы статью читали? «За столом» сидит 10 человек, но к ним периодически приходят новые, которых и нужно вычислить.

              И я эту игру уже проводил, и никто не жаловался на сложность. Либо все наши вожатые — гении, либо вы просто неправильно представляете себе ситуацию и сложность.


          1. tchspprt
            04.08.2017 11:28

            Скажем так: мафия — на стыке развлечений и спорта. Примерно как и клубы радиотехники и радиоборьбы. Или как игроки ММО, у которых Clan War строго по расписанию. К этому нельзя относиться как к какой-нибудь простой настолке и к клубу настольных игр.


            1. hhiippyy
              05.08.2017 12:51
              +1

              А футбол, по Вашей классификации спорт или развлечение?


              1. tchspprt
                07.08.2017 10:22
                -1

                Спорт, очевидно же.


                1. hhiippyy
                  07.08.2017 10:44
                  +1

                  Тогда, придерживаясь Вашей логики, запрещено во дворе гонять мяч, так как нет рефери, тренеров и прочего. И не для развлечения это.
                  Мне кажется пора взглянуть на мир шире и многосторонней.
                  Футбол э о спортивная игра и меет право существовать и просто как игра и как полноценный спорт.


                  1. tchspprt
                    07.08.2017 10:58

                    По моей классификации футбол это чистый спорт. По моей классификации спорт и развлечение — это один ряд, хобби и дело — другой ряд. И для дворовых ребят футбол — это спорт и хобби, а для представителей клуба — спорт и дело. Хотя я на самом деле просто зануда.


        1. pestilent
          06.08.2017 23:34

          О, а я всегда думал, что мафия — игра на психологию, а не на логику. Правда, я сам в нее никогда не играл. Собственно, именно поэтому и не играл.


          1. Shultc Автор
            07.08.2017 00:27

            Так психология не может существовать без логики. Вообще, ничего не может существовать без логики. Даже сюрреалистические произведения должны придерживаться хоть кокой-то логики, чтобы наш мозг мог их понять.


          1. tchspprt
            07.08.2017 10:52

            Поначалу да. Потом интуитивные выводы, которые вытекают из психологии, пытаются отключить. Мафия на логику, игра за мирного строится исходя из голосований. Тем не менее, не смотря на то, что играть на психологии можно только поначалу, со временем смещая вектор в сторону логики, психология за столом опытных игроков возникает редко, но метко.