История со взрывом на испытаниях двигателя «Лин Индастриал» породила дополнительную интригу. Оказалось, что первые в России испытания ракетного двигателя частной компанией прошли еще за месяц до аварии «Лин Индастриал», в ноябре 2016, и провела их компания НСТР Ракетные технологии. При этом ТВ Роскосмоса поставило в сюжет об испытаниях интервью Николая Дзись-Войнаровского, подписав его как сотрудника «Лин Индастриал» при том, что на момент публикации он уже работал в НСТР РТ. В декабре сайт НСТР РТ был пуст, а сам Николай не желал делиться информацией о компании с общественностью. Тогда отсутствие достоверных сведений дополнительно подогревало скандал, на форуме журнала «Новости Космонавтики» находились горячие головы, утверждавшие, что на самом деле не существует ни компании, ни двигателя. Спустя полгода со мной связались представители компании НСТР РТ и согласились ответить на несколько вопросов.


Сотрудники компании НСТР РТ на InSpace Forum 2017

Когда появилась ваша компания? Кто ее директор, и почему он решил заняться частной космической деятельностью? Чем собирается заниматься компания?

Частная космическая компания ООО «НСТР Ракетные Технологии» была зарегистрирована 18 августа 2016 года, но в фазу активной работы перешла спустя три месяца. ООО «НСТР Ракетные Технологии» входит в группу компаний «НСТР», цель предприятий: создание устойчивого бизнеса в области космонавтики, космоса и космических программ. Управляющим директором ГК «НСТР» является Черников Виктор, с раннего детства увлекающийся всем «околокосмическим и космическим». На данный момент «НСТР РТ» работает в режиме конструкторского бюро и ведет поиск подходящего участка земли для строительства собственной производственной базы, подыскивает подрядчиков для будущего строительства.

Сколько человек сейчас в компании, и откуда они пришли?

На данный момент непосредственно над проектом работают четыре человека, в перспективе полугода мы готовы довести количество сотрудников до десяти. Если говорить в целом о привлеченных в «Ракетные Технологии» специалистах, можно говорить о 14-ти, но они в основном заняты сопровождением компании. Создание сайта, PR, финансы, бухгалтерия… Люди приходят в компанию в основном по личному приглашению, круг специалистов не так велик. Специфическая задача — конструирование и запуск частной космической ракеты, требует узкой специализации, и подходящие люди в целом известны.

Откуда компания берет средства на работу?

Компания существует полностью за счет частных инвестиций. Мы не привлекали гранты от сторонних фондов.

Почему раньше вы скорее скрывали информацию о себе, а теперь передумали?

Частная космическая компания «НСТР Ракетные Технологии» — полностью открытая компания, и мы ничего не скрываем, если только разглашение информации, по мнению менеджмента, не угрожает интересам предприятия. До момента создания нашего работающего двигателя не имело особого смысла поднимать «шумиху». Руководство ориентируется на реальные дела, и нет особого смысла во вкладывании усилий, времени и денег в то, что реально не работает, но звучит как нечто грандиозное. Заявления о больших целях — еще не их достижение. Мы объявили о своем существовании после достижения конкретных, хотя и промежуточных результатов. «Первая компания, которая провела огневые испытания», «первая частная космическая компания, овладевшая технологией создания ЖРД». Теперь мы уделяем связям с общественностью больше внимания, в том числе это видно по нашему сайту и по основным социальным сетям.



Ваш двигатель — почему выбрали именно такую топливную пару, размер, тягу? Как разрабатывали, когда испытали, характеристики?

Топливная пара закись азота — керосин была выбрана как возможный задел на будущее. Прочие параметры — по критерию достаточности для тестов. Двигатель на испытаниях развил тягу 85 килограмм, после доработок на новых испытаниях в 2017 — 100 кг. Стенд на данный момент прошел все необходимые испытания, многократно доказав свою работоспособность.

Этот двигатель — промежуточный этап, или вы его будете эксплуатировать? На ракете с какими характеристиками?

На данный момент компания начала работу над созданием «большого» ЖРД. Наш второй двигатель уже будет использован непосредственно на ракете. Под названием ERRAI она сможет выводить на орбиту спутники массой 1-10 кг.



Каковы сравнительно близкие и конкретные планы компании? Каких новостей ждать?

Сравнительно близкие: собственная производственная база, новый ЖРД, стенд, создание собственной РН (последовательно). Компания продолжает свою работу! И готовится к укрупнению, согласно ранее намеченному плану. Новостей в ближайшее время должно становиться больше! Возможно, как и ранее, многое станет для общественности сюрпризом! Но это же приятные сюрпризы для всех кому не безразличен русский космос.

Заключение


За прошедшие полгода на сайте НСТР стал появляться контент. Также там сказано, что кроме сверхлегкой ракеты компания занимается проектом роботизированных телескопов с доступом по интернету. Хорошо, что НСТР РТ вышла из информационной тени, будем надеяться на хорошие новости от них.

Комментарии (51)


  1. blot88
    07.08.2017 07:56
    +2

    Название "частная космическая компания" звучное конечно, но пока там нечего обсуждать. Что я вынес из прочитанного: пока всё только в планах и 4 человека с непонятным бюджетом, первые новости о компании со словом "скандал".


    1. lozga Автор
      07.08.2017 09:08
      +5

      Скандал не их, они случайно со своим первенством по испытаниям в нем оказались.


    1. Valerij56
      07.08.2017 09:37
      +2

      Это не название, это как бы «категория».

      В SpaceX в 2002 году, первым, очевидно, Маск, третий Мюллер, второй, очевидно — бухгалтер, седьмой была нанята Гвинн Шотвелл…

      Мне не кажется очевидным успех отечественного коммерческого оператора единичных запусков миниспутников, но буду очень рад ошибиться. Непонятно, кто им будет делать ПН, желающих запускать на отечественных РН не видно, да и страна бодрым шагом движется в стан изгоев.


      1. blot88
        07.08.2017 11:01
        +2

        Согласен, если не смогут привлечь крупных инвесторов так и останутся вчетвером на "коленке" клепать свои поделки. А с учётом того, что экономика чувствует себя всё хуже и хуже, я думаю инвесторы в очередь не становятся. Доступ к иностранным технологиям будет ограничен из за санкций, а к отечественным их могут не допустить. Пожелаем им удачи, терпения и не иссякаемого энтузиазма (без сарказма).


        1. Valerij56
          07.08.2017 13:49
          +1

          Ну, скажем так, в основном необходимые технологии и не бог весть какие (правда, безусловно, затратные), если инженеры у них с опытом работы в отрасли, то необходимые технологии могут уже иметь в голове.

          Основная проблема с заказами. На западные заказы я бы не рассчитывал, на индийские и китайские тоже — и кто остаётся?


          1. AleXP3
            08.08.2017 09:42

            А почему не стоит рассчитывать на «западные заказы»?


            1. Valerij56
              08.08.2017 12:18
              +1

              При продолжении развития в сегодняшнем направлении можно прогнозировать усиление самых разных санкций. В мире сейчас много других проектов малых ракет-носителей, которые никакими санкциями не затронуты.


              1. AleXP3
                08.08.2017 12:40

                На санкции будут и контр-санкции. И тогда Запад останется без возможности участия в пилотируемых полетах и возможности закупать у России двигатели к Атласам.


                1. Valerij56
                  08.08.2017 13:51

                  К этому моменту (двадцатые годы) на Западе будет несколько пилотируемых кораблей, и свои двигатели.


                  1. AleXP3
                    08.08.2017 18:03

                    Наверное так. Или не будет. Прогнозы нынче дело неблагодарное. Я вот помню некоторые планы Запада уже в 2011 году начать такие пилотируемые полеты. Пока никак.


                    1. Olga_Voronova
                      08.08.2017 18:09

                      На санкции будут и контр-санкции. И тогда Запад останется без возможности участия в пилотируемых полетах и возможности закупать у России двигатели к Атласам.
                      Это НИКОГДА не попадет под контр санкции. потому, что это деньги приносит в РФ


                      1. AleXP3
                        08.08.2017 18:30
                        +1

                        Это тоже не более чем предположение. Со всеми вытекающими…

                        Россия сейчас много чего делает, что явно приносит ей не только некоторые неудобства, но и прямые финансовые убытки в тактическом временном интервале.


                    1. Valerij56
                      08.08.2017 18:30
                      +1

                      Здесь интересная тонкость. Если бы НАСА всерьёз торопилось иметь американские пилотируемые корабли, то они бы у них были в 2013-2015 годах. Дело в том, что известный нам Дракон был задуман как пилотируемый. Выводить его должна была ракета Фалькон-5, меньшей мощности. по сравнению с Фалькон-9. В «багажнике Дракона должна была быть жидкостная толкающая СА, в случае штатного полёта она в режиме сниженной тяги должна была довыводить корабль на орбиту. „Пересадить“ такой корабль на Фалькон-9 было бы не сложно, но НАСА первоначально принципиально возражало против посадки в океан…


                      1. AleXP3
                        08.08.2017 23:12

                        Если бы да, то оно конечно.

                        Прогнозы в области космонавтики они очень сильно всегда разнятся с реальностями. По крайней мере в временных периодах. И американцы уже пытались отказаться от российских двигателей, но дали задний ход, насколько я припоминаю.


                        1. Valerij56
                          08.08.2017 23:31

                          И американцы уже пытались отказаться от российских двигателей, но дали задний ход,
                          Если честно, то не особо пытались. А Дракон в грузовой версии уже летает.


                          1. AleXP3
                            09.08.2017 00:42

                            Только вот сроки все сдвинулись лет на десять. За это время вон даже у Северной Кореи много чего полетело интересного )


                            1. Valerij56
                              09.08.2017 09:55
                              +1

                              NASA планировало полететь в 2015. По факту полетит в 2018. Где десять лет? Маск свой корабль запустил в 2010 году, через восемь лет после создания фирмы. Пилотируемый без вмешательства НАСА мог бы запустить в 2012-2015 годах.

                              И что сравнимо интересное полетело в Северной Корее за десять лет? Наконец сумели запустить спутник?


                              1. AleXP3
                                09.08.2017 11:22

                                Выше я уже давал ссылку на «планы».


                                1. Valerij56
                                  09.08.2017 19:47

                                  Ну, давали. И я вам уже объяснял, что Дракон, о котором Элон Маск говорил в 2007 году летает с 2010. Вы просто не знаете, что это грузовая версия пилотируемого корабля. Его пилотируемая версия вполне могла бы летать с 2012-2015 года.


                                  1. AleXP3
                                    09.08.2017 22:12

                                    Его пилотируемая версия вполне могла бы летать с 2012-2015 года.
                                    Жаль, что не летает.


                                1. Valerij56
                                  09.08.2017 20:29

                                  Сорри.


                1. Nordosten
                  09.08.2017 01:08

                  И какие будут контр-санкции после 2020 года, когда штаты уже откажутся от двигателей и будут сами пускать астронавтов?


                  1. AleXP3
                    09.08.2017 01:18

                    Планам начать делать РД-180 самостоятельно уже больше двадцати лет. Вот когда, наконец, они действительно это осилят — тогда и посмотрим, что будет дальше. Я выше уже писал: прогнозы, особенно конкретные, дело неблагодарное. В общих чертах оно все вроде очевидно: если одна сторона начинает давить на другую, то непременно будет противодействие. Но предметно рассуждать о будущих событиях крайне сложно. Я не берусь.


                    1. Valerij56
                      09.08.2017 09:58

                      Не будут они делать РД-180, это двигатель предыдущего поколения. Они будут делать ВЕ-4 и Раптор, метановые, изначально спроектированные под многоразовые ракеты.


                      1. AleXP3
                        09.08.2017 11:33

                        А ведь ранее они собирались самостоятельно начать производить аналог РД-180. Видите как бывает резко меняются планы? То-то и оно!


                        1. Valerij56
                          09.08.2017 19:51
                          +1

                          Вот сюрприз! Люди, которые «собираются производить» ВЕ4 и Раптор никогда не собирались производить РД-180. Да и те, что «собирались производить РД-180» тоже не особо собирались. Они хотели иметь документацию, право и возможность развернуть производство.


                1. black_semargl
                  10.08.2017 15:02
                  +1

                  Пилотируемые корабли у них будут свои уже в следующем году.
                  Атласы тоже уже всё — закуплена последняя партия движков. Хотя ещё лет пять летать будет.



      1. gjf800jg
        07.08.2017 13:14
        +2

        Аминь…


  1. Valerij56
    07.08.2017 08:37
    +2

    Также там сказано, что кроме сверхлегкой ракеты компания занимается проектом роботизированных телескопов с доступом по интернету.
    Жаль, что ничего не сказано о характеристиках тех телескопов, которые они планируют использовать. Да и Курская область для установки телескопов не самое лучшее место. Но если эти инструменты будут использоваться хотя бы для школьных уроков астрономии — уже хорошо…


    1. lozga Автор
      07.08.2017 09:08

      Подождем, может что и напишут.


    1. voyager-1
      07.08.2017 10:15

      Конечно Карачаево-Черкесия была бы лучше, и уж если речь зашла об интернете — то можно было бы и на Чили замахнуться. Но я думаю что у ребят не такая замечательная ситуация с деньгами, чтобы строить самим себе инфраструктуру с нуля (в первом случае), или платить немалые взносы (во втором).

      На счёт школьных уроков — согласен: не вижу ничего плохого и зазорного в начинании с чего-то простого. А то сколько уже у нас начинаний провалилось, в желаниях то с нуля массовый электромобиль построить, то «убийцу» iPhone и iPad — ни счесть уже.


      1. Valerij56
        07.08.2017 10:39
        +1

        Конечно Карачаево-Черкесия была бы лучше
        Будем надеяться, что то «первая ласточка». Но для школьных (и подобных) уроков было бы очень хорошо, если эта система будет иметь возможность коллективного доступа, возможно с ретрансляцией в классную/школьную сеть через сервер школы или учителя. Просто школ много, и уроки у них примерно в одно время.

        А в отношении Чили, то там уже есть подобная обсерватория. Я бы предложил подумать о нашем Алтае.


        1. prostofilya
          07.08.2017 12:10

          Я бы предложил подумать о нашем Алтае.

          Облачность не слишком высокая?


          1. Valerij56
            07.08.2017 13:52
            +1

            Та как раз из-за большого числа безоблачных дней построена, например, солнечная электростанция.

            Количество солнечных дней в году достигает более 300.


            1. prostofilya
              07.08.2017 14:05

              Они и в Онгудайском районе недавно построили и строят рядом с Горно-Алтайском, где солнечных дней в году где-то около половины, наверное. За Кош-Агачский точно не скажу, но вполне возможно, там и климат и рельеф совершенно иной, возможно это вариант, да.


  1. Nordosten
    07.08.2017 11:07
    +1

    Человек отвечающий за PR есть, а самого PR не видно. Это как если бы посадили марсоход, и только потом появилась новость что вообще был марсоход.


    1. lozga Автор
      07.08.2017 11:57

      Я так понял, что они только начали пиаром заниматься.


    1. maxpsyhos
      07.08.2017 12:19
      +2

      Но это всё же лучше, чем 10 историй «мы строим марсоход», 9 из которых без вести пропадают в хаосе ещё до запуска.


  1. Avenit
    07.08.2017 11:43

    Думал она изобрели какую-то камеру с контроллером монтировки которая управляет персональным телескопом онлайн, а нет, они свой строят телескоп строят.


  1. Yukarin
    07.08.2017 16:29
    +1

    Странное видео с «прожигом». Напомнило мне старые добрые любительские «карамельные» движки, которые некоторые даже приправляли алюминиевой пудрой, было прям 1 в 1 как на видео.


    1. lozga Автор
      07.08.2017 16:30
      +1

      Подозреваю, это химический запальник