Лета как будто и не было: кажется, буквально вчера все взахлеб обсуждали июньскую презентацию с WWDC, на которой представители Apple рассказали общественности об iOS 11, и вот уже считанные недели отделяют нас от публичного релиза. А значит, пришло время освежить в памяти все, что было сказано о новом девайсе, и морально подготовиться к неизбежным переменам, которые ждут всех, кто имеет дело с мобильными приложениями. И это касается не только разработчиков. В новой версии было значительно переработан App Store, а значит достанется и маркетологам, и контент-менеджерам, и дизайнерам — измененная среда продвижения задает новые правила и приоритеты, тем самым заставляя меняться и продукт.

В статье мы пошагово опишем свой опыт подробного знакомства с бета-версией обновленного App Store, выделим основные изменения, которые отметили для себя, и предположим, как следует скорректировать стратегию продвижения, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.



Здоровая конкуренция


Первое крупное изменение, которое бросается в глаза, как только загрузится приложение — это обновленный набор вкладок на нижней панели. Речь здесь идет не о простой реструктуризации, но о принципиально новом подходе к представлению контента.



Панель вкладок iOS 10



Панель вкладок iOS 11

Как мы видим, вкладка «Топы» исчезла в принципе; забегая вперед, поясним, что часть информации, которая в ней содержалась (например, топы платных и бесплатных приложений), ушла в другие вкладки, а часть — просто была ликвидирована (Top grossing apps). Вместе с тем, появились новые вкладки «Игры» и «Приложения», а также таинственный раздел «Сегодня». Ослабевающее внимание к топам и специфика нового контента наводит на мысли, что в Apple приняли новую политику: акцент смещается с крупных, успешных игроков на проекты без особых регалий, но с самобытностью и хорошим потенциалом. Разумеется, для независимых разработчиков и инди-компаний это отличные новости.

Особенно многообещающе в этом отношении выглядит раздел «Сегодня», который целиком посвящен последним новинкам и содержит массу редакторских материалов разных форматов: тематические подборки, истории успеха/проб и ошибок, интервью с командами, лайфхаки, рекомендации. Иными словами, у рядового разработчика появляются новые пути привлечь к себе внимание и оказаться на главной странице — имеет смысл задуматься о том, как можно эффектно подать если не сам продукт, то его историю и свой опыт. Однако за счет более подробного и глубокого освещения общее количество приложений, которые ежедневно попадают на главную страницу, сокращается. На официальном сайте Apple призывает команды рассказывать о себе в свободной форме, подчеркивая при этом, что предпочтение будет отдаваться таким продуктам, которые отличаются хорошим дизайном или графикой, оригинальностью и новизной, универсальностью (локализации, технические характеристики), а в случае с играми также добротными геймплеем, звуком, управлением и проработанной историей.

Такая дифференциация требований подводит нас к следующему пункту — глобальному разделению игр и приложений, на которое указывает появление одноименных вкладок в панели. Оно выгодно прежде всего для неигровых утилит — по статистике на 2016 год, игры составляли около половины общего числа продуктов, оставляя далеко позади все прочие категории. Отделение такого массивного пласта тайтлов резко снижает конкуренцию за места в топах и редакторских подборках — ведь каждая вкладка содержит свои собственные рейтинги.



Разделы Игры и Приложения

Это самые существенные изменения в наборе и составе представленных вкладок. Раздел «Обновления» не подвергся значительным изменениям, только поменялся в панели местами с «Поиском». По словам Apple, поиск будет теперь осуществляться по приложениям, играм, редакторским материалам и встроенным покупкам, хотя бета-версия еще не отражает такой широты охвата. Страница ввода запроса сохраняет свой обычный вид — та же строка, то же автозаполнение и тот же список запросов «в тренде». А вот на странице с результатами поиска можно увидеть кое-что новое.



Страницы поисковой выдачи на iOS 10 и iOS 11

Графика first


Эти экраны хорошо иллюстрирует еще одну тенденцию, прослеживающуюся в новом дизайне App Store — возрастающую роль графического наполнения. Карточки приложений расположены несколько теснее, чем в предыдущей версии, однако на этой ограниченной площади умещаются уже не два, а три вертикальных скриншота. Вместо статичного изображения можно использовать видео, у которого теперь настроено автоматическое проигрывание (в режиме без звука) при прокрутке. Одним словом, разработчику предоставляются все условия, чтобы с ходу привлечь пользователя броским визуальным контентом. Броскость здесь выходит на первый план — более мелкие скриншоты и иконка должны сильнее притягивать внимание, те несколько секунд видео, который посетитель неизбежно увидит, должны быть достаточно динамичными и интригующими, чтобы заставить его остановиться. Само собой, что мельчить с промо-надписями не стоит: пользователь их просто не сможет прочитать да и, вероятнее всего, не захочет. Прочие сведения о продукте урезаются и оформляются в более сдержанном стиле, отходя на задний план. Примечательно также, что из состава этих базовых сведений исчезает название компании-разработчика — на его месте располагается категория или же короткая приписка, о которой мы поговорим позже.

И еще одно обстоятельство, которое следует отметить: ужатые размеры каждой «карточки» приводят к тому, что она не занимает экран целиком или даже основную его часть. Уже в процессе прокрутки ваше приложение конкурирует за внимание пользователя с тем, которое идет следом.

Индивидуальные страницы продуктов


Теперь перейдем на индивидуальную страницу приложения и посмотрим, что изменилось здесь. Это наиболее информационно насыщенный экран, который, вполне логично, подвергся кардинальной переработке. Главное отличие в том, что новая версия не содержит вкладок — практически вся информация представлена на едином пространстве. Однако есть и более частные изменения в расположении и наборе блоков, которые необходимо учитывать при продвижении продукта.



Страницы продукта на iOS 10 и iOS 11

Верхняя часть экрана содержит самую основную информацию о продукте, выстроенную в лаконичном и упорядоченном виде. Первая полоса — название приложения и компании.

Вторая полоса — две кнопки целевых действий. Кнопка «Загрузить» изменилась, пожалуй, только к лучшему — стала ярче и соблазнительнее, однако редизайн кнопки «Поделиться» вызывает в сообществе некоторые сомнения. Перемена действительно получилась настолько радикальной, что пошла в ущерб интуитивности: она резко отличается по виду от аналогичных элементов на других моделях, не вызывает нужных ассоциации (троеточие скорее наводит на мысли о раскрытии более подробной информации) и расположена там, где раньше размещалась кнопка покупки. Кроме того, опция «Поделиться» теперь исчезает из поля зрения посетителя, как только он прокрутит верхнюю часть экрана. Все это вызывает пессимистичные прогнозы о том, что популярность этой функции в ближайшее время может резко упасть.

Рейтинг и отзывы


На третьей полосе верхней панели располагаются показатели, которые могут мотивировать пользователя на покупку: средняя оценка, на которой сделан явный визуальный акцент, число проголосовавших, плашка «Выбор редакции» (если она есть), место в общем рейтинге и возрастные ограничения. Важное нововведение: средняя оценка теперь рассчитывается на базе голосов с момента публикации приложения, а не последнего обновления. А что же делать тем, кого текущий результат не удовлетворяет и кто возлагает большие надежды на обновление? Для них существует вариант «обнулить» статистику, но прибегнуть к нему можно не чаще раза в год. Такая схема, конечно, удобна скорее для сохранения хорошей репутации, чем для ее восстановления, и это следует иметь в виду.

Зато возможность смягчить негативную реакцию со стороны пользователей проявляется в другом — теперь компания может оставлять ответы на комментарии пользователей, чтобы прояснить ситуацию и, возможно, опровергнуть критику. Это тем более ценно потому, что «карусель» со свежими комментариями (в сопровождении ответов, если таковые имеются) теперь выдается непосредственно под описанием, вместе с более детальной информацией об оценках — не нужно даже делать дополнительный шаг, меняя вкладку, как раньше. В целом, новый дизайн сильнее концентрирует внимание пользователя на том, как оценивали приложение его предшественники и призывает разработчика активно вступать в диалог.



Раздел Оценки и отзывы на iOS 11

Прокручивая страницу ниже, можно заметить, что акцент на визуальном контенте сохраняется и здесь. Мини-версия иконки закреплена на верхней панели и постоянно остается у пользователя перед глазами в процессе навигации. Галерея занимает центральное место на странице, причем ее объем в новом App Store расширен: для одного приложения можно добавлять до пяти скриншотов и до трех видеороликов. Ролики могут подгружаться отдельно для каждой локализации, подгоняются под ширину экрана, и первый из них начинает проигрываться автоматически. В отличие от экрана с результатами поиска, размер скриншотов в галерее остается сопоставимым с прежним. Для особо отличившихся тайтлов добавляется еще одна графическая составляющая — крупный баннер на самом верху страницы, который заставляет вспомнить о Google Play.


Промо-баннер на странице приложения

К слову, с оценками и отзывами связано еще одна грядущая перемена, которая в данный момент не слишком афишируется. Apple планирует принудительно ввести собственный API для реализации в приложении всплывающих окошек с предложением оставить оценку или комментарий, который раньше предлагался добровольно. Оценки и комментарии, оставленные в приложении, автоматом будут переносится на маркет. В SKStoreReviewController прописаны ограничения: приглашать пользователей поделиться впечатлениями можно только три раза в год и только в том случае, если они еще не оставляли отзыва.

Описание и прочие тексты


Текстовое наполнение страницы складывается из следующего:

  • Название. Его длина сократилась с 50 до 30 символов. Название, естественно, индексируется при поиске и отображается как в выдаче, так и на индивидуальной странице. Менять его можно при обновлении.
  • Приписка — новое поле, также с ограничением в 30 символов. Это небольшой слоган, который кратко выражает суть приложения и, в идеале, пробуждает в читателе интерес к более близкому знакомству. Он высвечивается на странице прямо под названием и также индексируется при поиске. Аналогичным образом, приписка заменяется только при обновлении.
  • Промо-текст — еще одно новшество, текст длиной до 170 символов. Он выводится на странице приложения перед описанием, но при поиске не индексируется — соответственно, использовать его под ключи бессмысленно. Смысл промо в том, чтобы сообщить пользователям какие-то не приуроченные к обновлениям новости — например, рассказать о како-то акции или инициативе. Редактировать промо можно в любой момент, когда появится свежая информация.
  • Описание. Основной текст, описывающий приложение, отображается на индивидуальной странице приложения после галереи. Как и прежде, изначально пользователю видна только часть описания (полностью оно раскрывается по клику), и часть эта уменьшилась с пяти строчек до трех. Редактировать текст описания теперь разрешается только при загрузке новой версии.

Вывод здесь напрашивается сам собой: Apple продолжает мягко, но настойчиво искоренять привычку разработчикам злоупотреблять ключами в названии и при этом поощряет тех, кто умеет писать ёмко и креативно, достигая нужного эффекта даже на малых объемах.

«Что нового»


Далее идет еще одна интересная секция — «Что нового», которая включает информацию о последнем обновлении и ссылку на полный список версий. Интересна она своей неожиданно возросшей значимостью. Данный блок в новом App Store становится подвижным — его местоположение определяется тем, установлено ли приложение на девайс просматривающего. Если нет, он будет занимать скромное место после отзывов и рейтинга, если же продукт уже в наличии — информация об обновлениях будет отображаться сразу за верхней панелью, соблазняя пользователя попробовать новый функционал (работает, даже если приложение было удалено). Соответственно, если вы заинтересованы в вовлечении старых пользователей, не забывайте о том, что именно этот раздел становится вашей визитной карточкой.


Встроенные покупки


Кстати, подобную, и даже большую, автономность получили и инаппы. Их не только можно скачивать непосредственно с маркета, не заходя в приложение и не устанавливая его, но и рассматриваются они теперь как своего рода мини-продукты, которые можно продвигать как отдельные тайтлы — скажем, они могут фигурировать в редакторских подборках. На странице приложения будет представлен полный набор инаппов и подписок — каждый пункт на отдельной небольшой плашке с названием, иконкой и описанием. Так что можно уже тренироваться придумывать звучные наименования и подбирать арт.


Но не стоит обманываться самостоятельностью инаппов: они все-таки остаются частью продукта и любые проблемы с ними оборачиваются проблемами с проектом в целом. В этом отношении показателен кейсом студии DevGame, у которой процесс публикации приложения серьезно затянулся как раз из-за мелкого недочета в иннапе — ознакомиться с их поучительным опытом подробнее можно здесь.

Изменения в остальных блоках не настолько масштабны: дизайн раздела «Информация» стал удобнее, появились секции, посвященные разработчику и другим его проектам, но это мало влияет на общее представление продукта.

Приятным бонусом разработчику является новое оформление канала: каждый разработчик получает шапку — коллаж, составленный из иконок приложений канала, где более крупно выделяется та иконка продукта, который был добавлен или обновлен последним.



Выводы


Обобщая сказанное, мы сделали для следующие выводы о перспективах, которые открывает для нас обновленная версия App Store:

  • Поле возможностей для разработчиков среднего звена расширяется: администрация заинтересована в свежем материале для колонок и предлагает специальный канал связи для заявок. Разделение игр и приложений также снижает уровень конкуренции в топах.
  • Пользовательская оценка получает больший вес, определяя рейтинг приложения на долгое время. Обновленная структура экрана привлекает внимание к таким показателям, как место в рейтинге и средняя оценка, на видное место выводятся отзывы.
  • Разработчиков поощряют вступать в диалог с пользователями, добавляя свои комментарии к отзывам.
  • Apple начинает более жестко контролировать взаимодействие приложения с маркетом, вводя особый API для всплывающих окон с оценками.
  • Качественный визуальный контент — залог успеха. Новый дизайн отдает больше места под изображения; он заточен под броские, визуально «цепляющие» картинки и видеоматериалы, способные вовлечь пользователя с первой секунды.
  • Сокращается объем текстовых полей, что свидетельствует о новом этапе борьбы Apple с заспамленными названиями и выдвигает новые требования к контенту.
  • Разделы «Что Нового», инаппы и подписки становятся «лицом» приложения, которое формирует образ продукта у отдельных групп пользователей и требует качественного, продуманного оформления.

Одним словом, работы на ближайшие три недели хватит всей команде. За дело, и удачи после релиза!

Комментарии (5)


  1. Veliant
    25.08.2017 13:10
    +4

    Можете закидать камнями, но у меня стойкое ощущение возникло, что большую часть идей взяли у Google Play. А разделение по игры/приложения/обновления уже давно сделано в маркете Blackberry.


    1. EverydayTools
      25.08.2017 13:18

      Не только у Вас. Промо-баннер, рейтинг крупный и со времени добавления на маркет, количество символов в названии… все одно к одному.


      1. foxin
        26.08.2017 09:40
        +1

        И скругленные кнопки. Сейчас бы гуглу в суд подать за «копирование формы элементов управления в магазине приложений». Чисто поржать с отмаз эпла на эту тему.


        1. asmrnv777
          27.08.2017 18:14

          Ну у эппла форма Squircle используется очень давно и очень много где, так что не прокатит :)
          А так да, постоянно друг у друга подглядывают что одни, что другие.


    1. ad1Dima
      25.08.2017 13:59

      У Microsoft тоже такое разделение. Все друг у друга копируют хорошие идеи