На прошедшей неделе в Инстаграм Илона Маска появилась фотография нового скафандра SpaceX для пилотируемой версии корабля Dragon. По плану, новые корабли Boeing CST-100 и Dragon v2 полетят в следующем году, логично, что сейчас нам начали показывать скафандры. В чем полетят астронавты недалекого будущего?


Небольшой ликбез


На сегодняшний день скафандры можно разделить на две условные группы — спасательные корабельные на случай разгерметизации космического корабля и для работы в открытом космосе (ВКД). Например, наши космонавты летают на «Союзах» в скафандрах «Сокол», а работают в открытом космосе в скафандрах «Орлан». На Спейс Шаттлах после катастрофы «Челленджера» астронавты выполняли взлет и посадку в скафандрах ACES, но при этом на корабле были скафандры EMU для работы в открытом космосе. В английском языке есть даже два разных названия — IVA Suit (IntraVehicular Activity, внутрикорабельная деятельность) и EVA Suit (ExtraVehicular Activity, внекорабельная деятельность). Из-за разных требований конструкция и внешний вид скафандров заметно различаются — корабельные легче, комфортнее и имеют меньшую автономность, а в скафандрах для ВКД можно проработать в открытом космосе до примерно 10 часов. Новые скафандры от SpaceX и Boeing относятся к корабельным, а вот модифицированный ACES (MACES) для «Ориона», как ожидается, кроме работы в корабле будет способен на аварийные выходы в открытый космос до четырех часов. В истории космонавтики также были скафандры, пригодные для обоих типов деятельности, например, советские «Беркут» и «Ястреб», а также американские «Джемини» и A7L для «Аполлонов».

SpaceX


По свежему фото в Инстаграм видно, что внешний вид скафандра совпадает с утекшими в сеть некоторое время назад фотографиями.



Также очень похожий скафандр заметен на видео 2015 года.



Информации пока крайне мало, Маск умело интригует и вызывает любопытство. Был слух, что от скафандра требовалось выглядеть «офигительно» («badass-looking»), который косвенно подтверждается словами Маска в Инстаграм: «было очень сложно совместить эстетику и функциональность». На скафандре не заметны разъемы под кислородные шланги от корабля (скорее всего они прикрыты тканью или находятся сзади), и он действительно выглядит стильно. Из-за стройных линий некоторые даже начинают спекулировать, что, мол, SpaceX сделали принципиально другой по конструкции скафандр обжимного действия (MCP), но это маловероятно. Скорее всего, конструкторы вдохновлялись тоже не мешковатым скафандром «Меркурия», реализовав его на новом уровне технологий.



Boeing


В начале года был представлен скафандр компании Boeing. Здесь конструкторы постарались повысить удобство, например, скафандр на 40% легче других моделей (назывался вес всего 5,5 кг), шейное кольцо заменено на мягкую герметичную молнию, специальная молния на животе облегчает сидение и стояние в скафандре, а сетчатый материал knit-net борется с раздуванием надутого скафандра и не мешает в обычном полете. Отдельным достоинством называются перчатки, совместимые с емкостными тачскринами.







Две большие молнии — на спине для входа и на шлеме — позволяют надеть скафандр быстро, но могут вызвать вопросы надежности. Впрочем, молнии успешно использовались на скафандрах «Джемини» и A7L, и даже советская космическая промышленность с ними экспериментировала.


Мягкий шлем скафандра G5C для «Джемини». Использовался в длительной миссии именно из-за удобства


Вариант советского «Сокола» с молнией

MACES


Наименее стильным (но, возможно, самым надежным) является скафандр для корабля Orion, который разрабатывается в NASA. Он является модификацией скафандра для Спейс Шаттла ACES и легко узнаваем по характерному оранжевому цвету (в США их даже называют «тыквенные скафандры»).


ACES


MACES на испытаниях

Здесь есть и не очень комфортное шейное кольцо, и мешковатый вид, но по объему и качеству проведенных тестов это, скорее всего, лидер. Также конструкторы собираются сделать его способным к выходам в открытый космос длительностью до 4-х часов. На МКС такие выходы обычно длятся раза в два дольше, заменить EMU этот скафандр не сможет, но для каких-то задач может хватить и этого времени.

Скафандр для «Федерации»


Естественно после такого разнообразия хочется узнать, как идут дела у отечественных разработчиков. Корабль «Федерация» полетит еще нескоро, но можно найти информацию о создаваемых сейчас прототипах новых скафандров.


«Сокол-МП», «пассажирский»



Любопытно, но по видео создается ощущение, что конструкторы НПП «Звезда» пошли путем максимальной простоты и удобства — руки и ноги будут настраиваемой длины, чтобы не делать скафандр под конкретного человека, перчатки (одну из самых сложных частей скафандра) серьезно упростили, вместо «кишки» для входа на груди поставили гораздо более быструю и удобную молнию. Шлем все также закрывается на механический замок, но сплошного металлического кольца не было и раньше, так что тут нет серьезного отличия по удобству от молнии.

Интересно, когда конструкторы разных предприятий идут разными путями. Пусть расцветают сто технических решений, любопытно будет посмотреть на то, как они будут выглядеть и летать.

Комментарии (87)


  1. mmMike
    28.08.2017 07:58
    +2

    скафандр на 40% легче других моделей (назывался вес всего 5,5 кг),


    Вот это просто поразило… Мой сухой костюм (waterproof d7) практически столько же весит. А там в общем то ничего лишнего нет.
    А тут скафандр!


  1. Rumlin
    28.08.2017 08:20
    +5

    Обращает внимание белый цвет скафандра SpaceX. Наверное «для красоты» презентации и затем изменится на яркий из соображений безопасности. Белый цвет сложно заметить спасателям.


    1. differentlocal
      28.08.2017 08:34
      -2

      Dragon не планирует садиться в заснеженных степях Казахстана, а во Флориде белый вполне заметен.


      1. Forget
        28.08.2017 08:45
        +4

        Вот только в аварийном режиме Dragon должен иметь возможность сесть не только во флориде и в аварийной ситуации никто не будет выбирать садиться заснеженную степь или пустыню. Хотя конечно в капсуле можно разное добро на такой случай разместить, спасательные одеяла, к примеру, двуцветные бывают — с одной стороны серебряные, с другой — золотые.


        1. OriSvet
          28.08.2017 19:02
          +1

          Есть ощущение, что оранжевые с белым купола парашютов будут даже погашенные на землю позаметней оранжевых скафандров. Еще существуют всякие там сигнальные ракеты, дымы.
          Да и службы наблюдения стали сейчас пожалуй получше, чем в 60х, найдут не спустя несколько суток.


          1. Zenitchik
            28.08.2017 23:08
            -1

            В этом деле запас карман не тянет. Кроме того, если существует рациональная причина для выбора цвета — это роскошный повод послать дизайнера нахрен.


            1. alff31
              28.08.2017 23:53
              +3

              Что вы все пристали с белым цветом? Оранжевый скафандр никак не поможет в поисках.
              Напомню что сейчас российские скафандры белые и никто особо не переживает что они могут быть незаметны в снегах тундрыimage


              1. Oberon812
                29.08.2017 07:17
                +2

                Напомню, что при аварийной посадке в холодном климате экипаж Союза в роли утепления надевает элементы гидрокостюма «Форель». Оранжевого.
                www.zvezda-npp.ru/ru/node/107


                1. lokiby
                  30.08.2017 12:25

                  Эм, а кто сказал что у SpaceX не будет чего-то подобного на случай нестандартной посадки?


      1. suslovas
        28.08.2017 08:46
        +4

        Гагарин тоже не планировал садиться в Саратове. Я, конечно, понимаю, что сейчас не те времена, но непредвиденные ситуации и аварийные посадки никто не отменял.


    1. voyager-1
      28.08.2017 08:49
      +4

      Алюминированному Navy Mark IV это никак не мешало быть заметным в океанских водах, и садиться — собираются опять туда же. Ну и на Марсе — оранжевый вполне не примечательный цвет).

      Из-за стройных линий некоторые даже начинают спекулировать, что, мол, SpaceX сделали принципиально другой по конструкции скафандр обжимного действия (MCP), но это маловероятно.
      Профессору MIT (бывшей заместителем директора NASA ещё полгода назад) удалось добиться давления в 25 кПа на своём обжимном костюме — это уже рабочее давление Navy Mark IV из программы Меркурий, и A7L из программы Аполлон. Так что принципиально — такой скафандр уже можно сделать, хотя она заявляет целью 30 кПа.


      1. Peter1010
        28.08.2017 09:56
        +1

        Марс не оранжевый и не красный. А вполне обычного цвета. Так что Рыжий скафандр там то же будет заметно без особых проблем.


        1. terek_ambrosovich
          28.08.2017 10:07

          Белый там будет много заметнее рыжего.


          1. Rumlin
            28.08.2017 10:42
            -3

            На фоне твердой углекислоты? Возможно цвет скафандра от Boeing хорош для Марса, хотя вчера смотрел документалку «Военная приемка — «Гефест». Новейшие роботы в Cиpии — 27.08.2017», в которой утверждалось, что пилоты бомбардировщика не видят цель синего цвета…


            1. terek_ambrosovich
              28.08.2017 10:58

              Я сильно сомневаюсь, что высадки астронавтов на Марсе будут в области полярных шапок. На Луне белый цвет тоже предпочтителен…
              Вероятность сценария, когда цвет скафандра будет играть важную роль при поиске «потеряшек» — очень мал объективно.
              Маску нужен круто выглядящий летный скафандр.
              Если цветовое и внешнее оформление элементов скафандра не сильно сказалось на функциональности — то почему бы и нет…


              1. Rumlin
                28.08.2017 11:16

                Ситуации могут быть разные. Может неизвестный каприз марсианской погоды.
                И без сплошного белого покрова найти среди белых пятен одно нужное сложно.
                www.nasa.gov/image-feature/jpl/a-world-of-snowy-dunes
                image


                1. voyager-1
                  28.08.2017 11:32

                  Эти дюны — находятся на широте 75° (что севернее Мурманска на Земле). А садиться собираются намного ближе к экватору (это даёт и больше солнечной энергии для батарей, и меньший импульс для перехода с парковочной орбиты к траектории спуска на Марс). На данный момент выбран регион Arcadia Planitia с широтой в диапазоне 40-60°.


                1. terek_ambrosovich
                  28.08.2017 11:38
                  +1

                  Ну вот на приведённом снимке оранжевое пятнышко будет более заметно, чем белое? Сомневаюсь. Марс вообще может очень «разноцветным», найти на нём (при желании) можно области с любым цветовым ландшафтом.
                  Капризы марсианской погоды с выпадением углекислоты возможны (даже в экваториальной зоне), но они очень кратковременны. Емнип, для этого требуются температуры ниже 120 градусов. Сильно сомневаюсь, что при таких условиях будут проводиться работы вне базы. Будут сидеть в куполе и ждать «потепления».


                1. dfgwer
                  28.08.2017 14:06
                  +2

                  Зеленый скафандр, однозначно.


                  1. Fagot63
                    28.08.2017 17:45

                    Ага а потом его снимки с «Mars Reconnaissance Orbiter» попадут к конспирологам и пошло поехало. :)


      1. black_semargl
        29.08.2017 00:19

        Обжимной скафандр крутая идея, но данный должен находится при нормальных внешних условиях всё время кроме аварии. А выключить обжим весьма сложно.


      1. RobotexModel2
        29.08.2017 07:36

        А как мужикам в этом скафандре передвигаться?


        1. Valerij56
          29.08.2017 13:19
          +1

          Без проблем — при изменении формы объём и усилие обжима меняются очень незначительно.


        1. voyager-1
          29.08.2017 14:20

          Если вы заметили, на скафандре много замысловатых чёрных линий (можете погуглить фото в других ракурсах по ключевому слову BioSuit) — это силовые шнуры, отвечающие за обжим. Фишка этого скафандра как-раз заключается в том, что эти шнуры прокладываются по таким линиям, которые не растягиваются и не сжимаются в процессе движения тела.

          Таким образом человеку не приходится как в обычном скафандре под наддувом затрачивать лишнюю энергию на сгибание/разгибание суставов (так как потенциальная энергия скафандра почти не меняется в процессе движений).

          Кстати там на коленях и локтях видны чёрные шайбы — за счёт их вращения регулируется давление обжима. Просто и элегантно: ни тебе сложных систем регулирования давления в скафандре, ни системы вентиляции. Единственно что скафандр делается индивидуально, с применением 3D моделирования, но с современной вычислительной техникой, и лазерным моделированием — это стала не проблема.


    1. lozga Автор
      28.08.2017 09:08
      +2

      У Boeing синий скафандр в море тоже будет плохо видно. Но при наличии нормальной связи это мелочи.


      1. Bearcub
        28.08.2017 09:54
        +3

        Ключевое в Вашем комментарии — при наличии.


        1. lozga Автор
          28.08.2017 10:01
          +2

          Даже в случае аварийной посадки по пеленгаторам и баллистическим расчетам известно примерное место посадки. Аварийный набор связи автономен от корабля, т.е. надо корабль разбить или сразу утопить, чтобы без связи остаться, тут уже скорее люди выйдут из строя раньше аварийной рации.


          1. Bearcub
            28.08.2017 10:13
            +3

            В жизни всякое бывает. И будь я космонавтом, я бы хотел чтобы меня было видно на любой поверхности, а не полностью полагаться на технику.


            1. voyager-1
              28.08.2017 11:49
              +5

              И будь я космонавтом, я бы хотел чтобы меня было видно на любой поверхности, а не полностью полагаться на технику.
              Отчасти поэтому вы и не космонавт). Как писал Майкл Маллейн в своей книге:

              Если бы к нашему командиру подошли бы техники, и сказали: «Мы забыли установить центральный двигатель (RS-25), вы всё ещё уверены, что хотите лететь?». Он бы скорее всего ответил: «Конечно, просто запустите те два, что у нас есть».

              П.С. За безопасность и у нас и у них — отвечают совсем не космонавты. А то и Шаттлы бы летали до сих пор (включая полярные орбиты), и наш Михаил Бурдаев уже бы облетел Марс на «Союзе», и неизвестно вообще чтобы было ещё).


              1. Zenitchik
                28.08.2017 13:06
                +3

                А Королёв говорил, что полёт в космос — это уже героизм сам по себе, поэтому тех, кто хочет стать героем, надо гнать от космоса поганой метлой.


                1. black_semargl
                  29.08.2017 00:21
                  +2

                  Да, те кто очень хотят стать героями — обычно становятся ими посмертно. А зачастую и с кучей окружающих.


          1. Rumlin
            28.08.2017 10:44

            off некоторые утверждают, что пилоты очень плохо видят цели синего цвета. geektimes.ru/post/292381/#comment_10278675


            1. black_semargl
              29.08.2017 00:22

              Глаз, особенно пилота, привычно игнорирует цвет неба


    1. Zergos_Z
      28.08.2017 13:06

      Возможно в скафандре будут использованы какие-то более современные средства для поиска, чем визуальное наблюдение? Возможно будут несколько дублирующих друг-друга маяков + GPS?


      1. DenisKoronchik
        28.08.2017 15:19
        +1

        Нет ничего лучше чем цвет, когда все остальные каналы поиска провалились по техническим причинам. Я вообще не понимаю дискуссии по поводу цвета, что-то мне подсказывает что его легко можно менять. И для разных миссий он может быть разным


        1. Zergos_Z
          28.08.2017 17:17

          Просто я не вижу смысла в смене цвета скафандра на случай мнимой безопасности. В свое время читал статью о том, что каски солдат во время второй мировой можно было-бы сделать толще, и они выдерживали-бы попадание пули более крупного калибра, но решили этого не делать, т.к. при попадании подобной пули всеравно ломается шея. Также и тут, если у вас отказала вся техника вместе с дублирующей, то спасать уже можно не особо торопится, т.к. экипаж уже скорее всего не выжил.


          1. DenisKoronchik
            28.08.2017 18:29
            +2

            Может быть и не выжил, а может еще жив. Представьте что космонавты сбились с курса и сели в тайге. В белых скафандрах. Очевидно же что на фоне снега их прозще увидеть, когда они в оранжевых.
            Давайте представим что они сели на Марс и что-то произошло (связи нет). Можно хотя бы сделать ряд снимков предполагаемого места посадки и узнать выжил ли экипаж (по перемещениям). А для этого нужно чтобы скафандры отличались от реальных цветов ландшафта в заданной местности.
            Тут же суть в том, что цвет сделать дешево, но это еще один возможный вариант. Чем больше таких вариантов, тем лучше для космонавтики ибо есть больше шансов спасти жизнь или хотя бы узнать что произошло, чтобы в следующий раз это учесть.

            Другими словами затраты не сопоставимы с возможной выгодой.


            1. wiha
              28.08.2017 22:50

              И лук со стрелами, чтобы охотиться пока тебя ищут))


              1. Zenitchik
                28.08.2017 23:09

                У них для этого более подходящее оружие есть.


                1. wiha
                  29.08.2017 15:17
                  +4

                  Ну так у них есть и более подходящие системы обнаружения. Но почему-то все уцепились за цвет, в век светодиодов, умных часов и гпс с приемником в каждом смартфоне. Да автономных гпс маяков на 200 грамм десяток можно навесить.


                  1. Mikeware
                    31.08.2017 07:25
                    +2

                    «Идеальная система — это система, которой нет, а ее функции выполняются»©«ТРИЗ», Г.С.Альтшуллер
                    поэтому если какую-то задачу можно решить просто изменением цвета — почему бы ее не решить изменением цвета? :-)


                    1. Valerij56
                      31.08.2017 10:22

                      В данном случае для Маска важнее презентабельный внешний вид, это позволит ему иметь больше клиентов.


          1. eugene08
            29.08.2017 07:36

            Где бы вы такое могли прочитать? СШ-40 (та самая каска) в котором воевали во вторую мировую, весил 800гр. СТШ-81 «Сфера» разработанный в 80х гг весил 2,6кг и имел 2 класс защиты, более поздние шлемы также заметно более тяжелые чем старые каски.


            1. Olga_Voronova
              31.08.2017 10:25

              В первую мировую войну основное поражение личного состава шло из винтовки, удар винтовочной пули при не пробитии тяжелого шлема действительно ломает шею. Сейчас идет тренд на уменьшение калибров стрелкового оружия, и уменьшение энергии пули. кое, что шея уже выдерживает))) И да, второй класс защиты это очень мало (далеко не всякий пистолет) (если совсем не изменила память то та же гюрза со спец патроном пробивает третий класс с 20 метров. Ходили слухи, что сделали пистолет который пробивает бронежилеты 4-5 классов защиты. И да гарантированно выстрел из охотничьего гладкоствольного оружия останавливает только третий класс. (формально 2+ но не рекомендуется).


              1. Oberon812
                31.08.2017 11:55

                Основное поражение личного состава в ПМВ пришлось на артиллерию, а основная роль шлема (общевойскового, а не единичных бронированных экземпляров, вроде Brewster body armor) — защита от осколков.


                1. Olga_Voronova
                  01.09.2017 08:06

                  Согласна. особенно учитывая, что первые названия даже как бы намекают «противошрапнельный шлем».
                  Но в комментарии на который я отвечала речь шла именно о поражении пулей.


  1. wyfinger
    28.08.2017 10:16
    +2

    Наименее стильным (но, возможно, самым надежным) является скафандр для корабля Orion, который разрабатывается в NASA.

    По-моему наоборот — наиболее стильный. Вкусовщина.


  1. mukizu
    28.08.2017 13:41

    Ничего в скафандрах не понимаю, но надеюсь у нашего цвета поменяют. А то это какие-то «ведутся дорожные работы».


    1. dfgwer
      28.08.2017 14:09

      Лучше нет. А то выйдет в трех известных цветах.


    1. Zenitchik
      28.08.2017 15:16
      +8

      Аналогичные задачи приводят к аналогичным решениям. Почему думаете «дорожные работы» такого цвета?


      1. mukizu
        28.08.2017 22:29

        Чтобы видно было, очевидно. Но сдается мне именно такая комбинация цветов и даже именно эти цвета — далеко не единственный вариант


  1. MarkNikitin
    28.08.2017 15:19
    -1

    Хорош Маск, главное быть в фешен тренде космической моды)


  1. BaLaMuTt
    28.08.2017 15:32
    +2

    Мда… у маска скафандр чем-то скафандры главных героев крайнего Mass Effect напоминает. Только вот будет ли такой скафандр практичен в использовании вот в чём вопрос ведь реальный космос и научная фантастика всё-таки разные вещи и в реальности главное не внешний вид, а функциональность.


    1. Nordosten
      28.08.2017 22:50
      +1

      Люди пробовавшие и другие скафандры довольны скафандром от SpaceX


      Garrett Reismann (@astro_g_dogg) on Twitter: This suit is much better than the one I wore in the Shuttle.


      1. BaLaMuTt
        29.08.2017 07:36
        -7

        Судить о его годности можно будет пожалуй только после реального полёта в космос. Очень даже может быть что весь этот «baddass looking» окажется в реальности не более чем очередным маркетинговым bullshit от Маска.


        1. Valerij56
          29.08.2017 13:23
          +4

          Видите ли, глядя на предыдущие маркетинговые bullshit от Маска хочется чтобы он делал их чаще. Или у вас другое желание?


          1. BaLaMuTt
            30.08.2017 10:01

            Я вовсе не против того чтобы Маск занимался тем чем он сейчас занимается как и не против того что в реальную космонавтику он привнесёт хотя бы капельку научной фантастики. И сомнений в том что его скафандр неплох у меня нет. Но в любом случае это только первая версия этого скафандра ни разу не летавшая в космос и не факт что последующие версии сделанные уже на основе опыта реальных полётов будут выглядеть также, а не станут больше похожи на классические скафандры.


            1. Valerij56
              30.08.2017 11:02
              +1

              С тем. что это только первая версия я согласен. Однако напомню, что это не скафандр для ВКД, это полётный скафандр для «туристов» и коммерческих заказчиков. Причём, я думаю, что могу предсказать его «слабое место» — маленький ресурс. Не удивлюсь, если скафандры будут оставаться у туристов на память о полёте. Не удивлюсь так же, если появится продвинутая версия, пригодная для ВКД.

              В этом и фокус — вы ждете скафандр для ВКД.


              1. BaLaMuTt
                30.08.2017 15:20

                Учитывая марсианские амбиции Маска он его скорее всего пилить будет с расчётом на использование на поверхности Луны/Марса, а не для работы где-нибудь на МКС. Там и Орланов с EMU хватит.


                1. Valerij56
                  30.08.2017 18:10
                  +1

                  Нет. Это третий тип скафандра, отличающийся и от полётного, и от скафандра для ВКД. Но, естественно, лунный скафандр будет очень похож на скафандр для ВКД. Марсианский будет попроще, он не будет встречаться с такими перепадами температур, как лунный.

                  И уж точно Маску не нужно комплектовать Дракон, который сейчас будет работать как «такси до орбиты МКС» скафандром, рассчитанным на прогулки по поверхности Марса.


    1. Stalker_RED
      29.08.2017 04:58

      И в трейлере eve-online был похожий скафандр


    1. SargeT
      29.08.2017 18:50

      Смотря с какого края. Мотоциклетные каски первого смотрелись очень даже органично в сравнении со стекляшками в стиле подводно-космической НФ из последнего.


  1. Xeli
    28.08.2017 15:32
    +1

    Русская разработка выглядит как штаны abibas с китайского вещевого рынка.


    1. DEM_dwg
      28.08.2017 15:50
      +1

      По всей видимости Российская разработка, имеет цель сделать дешевый адаптивный скафандр.
      Хотя визуально больше понравился скафандр от Boeing.


      1. Xeli
        28.08.2017 20:26
        +2

        Я думаю космос не то место где стоит экономить на материалах систем жизнеобеспечения. Тем более в таком штучном товаре как скафандр. Вот если бы мы завтра собрались депутатов наших послать на колонизацию Плутона, то можно было бы и сэкономить.
        Подумаешь померло бы рыл 50 из нескольких сотен от разгерметизации, а еще 50 от отказа системы охлаждения. При их интеллектуальном уровне это была бы не очень печальная потеря для человечества.


        1. DEM_dwg
          28.08.2017 20:30

          Это не значит, что будут экономить на материалах.
          Представьте, что один скафандр вышел из строя, что делать…
          Где брать еще один?
          А так достал скафандр, подогнал ростовку и в путь…


  1. Arxitektor
    28.08.2017 16:16

    У меня вопрос если полетят на Марс человек хотя бы 10-15. Эх мечты.
    Можно ли будет развернуть какое-то подобие GPS для упрощения навигации?
    Хотя бы в зоне выполнения работ?
    Иди сделать покрытие которое очень хорошо отражает при подсветке лазером определённой частоты?


    1. interprise
      28.08.2017 17:48

      можно. отчет очевиден, вопрос только в том насколько много нужно будет взять с собой оборудования


    1. differentlocal
      28.08.2017 21:16
      +1

      Подобие GPS, конечно, сложно в условия отсутствия наземных станций и дороговизны вывода спутников. Но и не нужно — никто не будет в ближайшие десятилетия на Марсе летать на самолетах, запускать крылатые ракеты и даже ездить на автомобилях. Там не нужны метры точности, а в большинстве задач — даже десятки метров не нужны, и тем более не нужно покрытие все территории.

      Навигация же уровня «найти путь к базе и нескольким заданным точкам в радиусе 1000 километров» решается достаточно легко.


      1. UJIb9I4AnJIbIrUH
        28.08.2017 21:50

        Тоже так подумал. По идее на сравнительно небольших площадях спутники не нужны, достаточно разместить станции на возвышенностях и ориентироваться по ним.


      1. Valerij56
        29.08.2017 04:14
        +1

        Навигация же уровня «найти путь к базе и нескольким заданным точкам в радиусе 1000 километров» решается достаточно легко.
        Вам так кажется. На Марсе (а тем более на Луне) горизонт намного ближе, загоризонтная связь невозможна.

        В зоне базы для точной навигации можно создать локальное поле, разместив несколько передатчиков на возвышенностях или специальных вышках/мачтах. При современных технологиях это не сложно, причём подобная система может работать и в космосе, в трёхмерном пространстве. Если видна хотя бы одна вышка — её можно пеленговать, двё — по ним обычно уже можно ориентироваться.

        никто не будет в ближайшие десятилетия… и даже ездить на автомобилях.
        По поводу автомобилей — не зарекался бы. Неспешное передвижение нынешних роверов, кроме прочего, связано с малой мощностью их источников энергии. Это не является константой — тот же Kilopower отлично подойдёт для марсианского ровера с буровой установкой (для лунного его придётся дорабатывать). Такой ровер будет в транспортном положении передвигаться достаточно быстро, а заодно прихватит одного-двух относительно простых и недорогих роверов-разведчиков на аккумуляторах для обследования территории вокруг во время бурения. Закинуть на Марс такой ровер вполне может Фалькон Хэви, тем более после освоения заправки на орбите.

        Подобие GPS, конечно, сложно в условия отсутствия наземных станций и дороговизны вывода спутников.
        При дальних выходах спутниковое созвездие необходимо. Хотя бы для обеспечения связи. Вывод спутников с поверхности Марса (Луны) первое время не потребуется, созвездия развернут с Земли. В качестве наземных станций могут использоваться оснащённые ответчиком объекты с известным координатами. Если мы всерьёз начинаем изучать Марс (Луну) их будет много.

        Остальное немного ниже, вот здесь.


    1. Valerij56
      29.08.2017 03:35
      +1

      Подобие GPS делать на Марсе (как и Луне) смысла нет. Дело в том, что спутник GPC (как и ГЛОНАС) служит в такой системе только продвинутым ориентиром, и не имеет информации о том, кто позиционируется с его помощью. А на Марсе и Луне жизненно важной может быть информация о тех, кто находится поблизости и может предоставить помощь, безопасное убежище, организовать спасательную экспедицию. Более того, передать тем, кто находится поблизости информацию о том, что кто-то рядом с ними терпит бедствие. В земных условиях это обеспечивается обычными радиостанциями, но на Марсе (Луне) загоризонтная радиосвязь представляет проблему.

      Поэтому для Луны (Марса) необходимо небольшое созвездие спутников, обеспечивающее загоризонтную связь, а, при необходимости (и возможности) и связь с Землёй.

      Система навигации на Марсе и Луне должна использовать принципиально другие спутники. Это прежде всего спутники связи, но, одновременно, это спутники навигации. При необходимости точного позиционирования спутник запрашивает автоответчики на неподвижных ориентирах на поверхности, несколько таких запросов позволяют спутнику рассчитать свою траекторию (спутник, вообще-то, должен делать это постоянно) и даёт несколько отсчётов наклонной дальности до терпящих бедствие, что даёт возможность вычислить две возможных точки. Имея подобную информацию с предыдущего витка (а, следовательно, и примерное местоположение) можно выбрать правильную точку.


      1. UJIb9I4AnJIbIrUH
        29.08.2017 10:38

        А сколько такой спутник будет весить при сегодняшнем развитии американских технологий (кстати, сколько — при создании в РФ?) и реально ли будет выведение таких аппаратов в качестве сонагрузки к основным посылкам на Марс?


        1. Valerij56
          29.08.2017 13:40
          +1

          Конкретных цифр не скажу, но думаю, что не ошибусь, если скажу, что американские будут весить первые сотни килограмм. Но цифры очень зависят от запаса топлива/рабочего тела для коррекции орбиты. Как я понимаю, полёты на окололунную орбиту и на Луну начнутся после освоения дозаправки верхней метановой ступени Фалькона Хэви на НОО, где-то начало двадцатых.

          Дозаправленная верхняя ступень сможет отправить к Луне хоть полную ПН одноразового Фалькона Хэви (это около 70 тонн), или доставить на окололунную орбиту ПН многоразового Фалькона Хэви (где-то 30-40 тонн). Для Марса требуется примерно такая же характеристическая скорость, так что массы похожи. При полётах к Марсу и на Марс можно использовать торможение в атмосфере.

          Кстати, у коммерсантов уже есть планы послать к Луне спутник-ретранслятор для обеспечения связи. Думаю, коммерсанты развернут такое созвездие, получив якорный заказ от НАСА.


  1. mistik_max
    28.08.2017 16:54

    Интересная информация, отличные фото — респект автору и всем кто следит за этой космической авантюрой Илона Маска!


  1. Zergos_Z
    28.08.2017 17:25

    Интересует такой вопрос: будет-ли женский вариант скафандра? Т.к. судя по этим картинкам, в некоторых местах такой скафандр для женщины будет тесноват.


    1. Fagot63
      28.08.2017 18:08

      Это смотря какой размер. :)


    1. lozga Автор
      28.08.2017 20:19
      +1

      «Сокол» делают под конкретного человека. Если будут универсальные скафандры, то там будут разные размеры и диапазоны подгонки, так что все поместятся.


      1. Zergos_Z
        29.08.2017 16:36

        Основная цель Маска — удешевление комоса. Поэтому, как я думаю, скафандр должен быть универсальным.


        1. Valerij56
          30.08.2017 11:51
          +1

          Наоборот. Никто из туристов в этом скафандре на ВКД не пойдёт. Прогуляться/полетать, сделать селфи за бортом как аттракцион могут устроить, и для этого на борту будет несколько «универсальных» (по размерам) скафандров, таких же, как профессиональные или облегчённые, но они намного тяжелее и дороже полётных. Поэтому универсальные (для ВКД и полётные) скафандры не прижились, получается дороже, и ресурс дорогих и сложных скафандров для ВКД (а он не очень-то и большой) расходуется не эффективно.


    1. QDeathNick
      29.08.2017 15:06
      +3

      Тоже беспокоитесь, что Марс будет населён женщинами, которым не жмёт скафандр?


      1. Zergos_Z
        29.08.2017 17:28

        Больше всего я беспокоюсь, что там вообще не будет женщин.


  1. evil_rrock
    28.08.2017 17:48
    +1

    EVE Online уже отметилось по этому поводу своим постом в FB


  1. Golickoff
    29.08.2017 07:36

    Вы тут всё про цвета… КДПВ отзеркалена, или флаг действительно пришит задом-наперёд и на то есть обоснованная причина?


    1. lozga Автор
      29.08.2017 07:40
      +2

      Флаг пришит правильно. На движущихся объектах синяя часть должна быть впереди.

      Пример
      image


      1. NihtRaven
        29.08.2017 12:28

        Это у них еще от военных пошло. Аля развивающееся знамя во время атаки. Так например на форме солдат есть правый и левый флаг


  1. orcy
    29.08.2017 18:36

    Большая часть обсуждения в комментариях — правильно ли выбраны цвета.