Сегодня, во времена массового хайпа вокруг кастомизации всего на свете, начиная от рабочего стола и заканчивая корпоративным ЦОДом, мы решили не уходить в дебри очередного трендсеттерства, а поделиться своим опытом в области решений для организаций – корпоративным браузером. Путь к финальной версии браузера для организаций был неблизкий и в некоторой степени тернистый – про это мы тоже вам расскажем в надежде, что это избавит от лукавого и поспособствует улучшенному восприятию информации. А уже ближе к финалу поделимся инсайдерской информацией про техническую сторону решения: с методами аутентификации, синхронизацией профиля, настройками репозитария с блэк-джеком и групповыми политиками.



Ситьюэйшн: Проблема


Наша компания «ЛАНИТ-Интеграция» участвовала в проекте у заказчика «н» – необходимо было опубликовать набор внутренних приложений для сотрудников, которые используют разнообразные устройства для доступа – от ноутбуков до планшетов. Все шло неплохо (т.е. действительно неплохо). Все было настроено, продемонстрировано заказчику, т.е. все были довольны. Но потом что-то пошло не так.

Во время подготовки к совещанию у ведущего менеджера не заработала визуализация на внутреннем портале, когда необходимо было продемонстрировать текущую загрузку сотрудников. Нам пришлось в срочном режиме мобилизоваться и решать проблему. Здесь стоит отметить, что сотрудники в компании заказчика используют не просто Sharepoint, Oracle и Битрикс, но и безудержно веселятся каждый по-своему в разных версиях, а команды разработчиков разбросаны по регионам и сфокусированы в большей степени на своих внутренних задачах.

В поисках источника проблемы мы протестировали все, что можно протестировать, и немного больше. Визуализация, как и правила публикации, работают в нормальном режиме. Не получалось сразу подключиться к «проблемному» ПК. Поскольку политиками информационной безопасности запрещен удаленный доступ, пришлось делать для нас исключение. Не составило большого труда выяснить, что загвоздка была в браузерном пристрастии конкретного пользователя. Здесь все достаточно прозаично: в фокусе тестировщиков оказались два браузера последних версий для последующей проверки на совместимость с порталом. Проблема в том, что разные пользователи испытывают нежные чувства к разным браузерам. И чувства эти редко разделяются разработчиками софта. В итоге выходит, что нововведения, прекрасно функционирующие в одной программе просмотра, абсолютно бесполезны при использовании другой: сотрудник их не находит и соответственно не применяет. Кровь и пот программистов потрачены зря, автоматизация бизнес-процессов – ноль.

Разумеется, проблема была решена при выявлении, но нас было не остановить, ибо мы решили продвинуться дальше и сфокусировались на следующих задачах:

  • принять за корпоративный стандарт один браузер и проводить тестирование и разработку только с ним и под него;
  • произвести интеграцию с внутренней ИТ-инфраструктурой;
  • распространять настройки централизованно, чтобы все сотрудники не звали каждый раз «тыжпрограммистов».

Решение. Статус «В активном поиске»




Собрали рабочую команду. Решили начать с анализа рынка браузеров. Само собой, основным критерием для нас была популярность. Желательно, чтобы часть пользователей с браузером уже работала, ну или, на худой конец, о нем слышала. Согласно статистике OpenStat, liveinternet и Hotlog, лидеры десктопных обозревателей в рунете выглядят так:

  • Google Chrome,
  • Яндекс.Браузер,
  • Safari,
  • Mozilla Firefox,
  • Opera,
  • IE.

От Safari отказались сразу: пользователей с маками у нас совсем не большинство. IE Edge тоже выкинули из списка, потому что у нас работает множество почитателей Windows 7 (no offence).

В общем, с участниками забега определились.  

Мы взяли параметры, критичные для реализации идеи, и разбавили их приятными сердцу мелочами. В результате небольшого исследования у нас родилось следующее:


(Примеры бенчмарков: первый, второй).

Рынок браузеров уже достаточно зрелый, поэтому неудивительно, что их возможности пересекаются на 80-90%. Все по умолчанию предлагают автообновления, менеджер паролей и встроенную защиту при серфинге (проверка репутации веб-сайтов и загружаемых файлов на наличие зараженного контента). Все позволяют организовать достаточно удобный процесс администрирования для централизации и автоматического распространения как самого браузера на ПК, так его настроек. Поскольку мы заботимся об экономистах, маркетологах, юристах и бухгалтерах, нам это важно.

Поддержка ОС и разрядность нам также важна, поскольку в компаниях целый зоопарк компьютеров и ОС, начиная от Windows 7-10 и заканчивая отечественными разработками на базе Linux – AltLinux.

По результатам сравнения мы выделили двух аутсайдеров: Internet Explorer, поскольку, повторюсь, нам важна мультиплатформенность, и Opera, в которой поддерживается только разрядность х86.

В итоге до финиша дотянула вот эта тройка:

  • Google Chrome,
  • Mozilla Firefox,
  • Яндекс.Браузер.

Далее следовал этап совещаний с коллегами, которые немного увлеклись (сейчас не об этом), но все же привнесли парочку качественно важных требований к корпоративному браузеру:

  • интеграция с внутренними ресурсами, в том числе, интеграция поисковой строки с порталами;
  • настройка на главной странице виджетов с ссылкой на определенные сервисы и сайты с учетом потребностей отдельных функциональных групп сотрудников (кастомизация под разноплановые отделы, да);
  • брендирование браузера, раз уж речь идет про корпоративный стандарт.

Ситьюэйшн: Решение




Новые вводные несколько изменили положение вещей. Конечно, первая мысль, возникшая по итогам совещания, — создать собственное решение. От нее, больше к счастью, чем к сожалению, пришлось отказаться. Даже поверхностные прикидки по затратам человеко-часов с учетом загрузки на внешних проектах показали, что завершим мы разработку где-то в ближе к концу этого столетия.

С другой стороны, зачем изобретать колесо? Есть ведь уже готовые решения. Почему бы не доработать до корпоративного продукта именно их?

Целесообразность дальнейшей аналитики и сопоставления теперь уже непосредственно корпоративных решений браузеров стремится к нулю. Поскольку, по сути, наши критерии были указаны выше и скрупулезно разложены по полочкам, осталось понять, с какой командой разработчиков из тройки финалистов мы могли бы максимально продуктивно сработаться. Пара дней брейнсторминга не помогла. Но иногда, если упорно лежать в направлении мечты об идеальном корпоративном браузере, что-то произойдет. Так и случилось – в скором времени к нам постучался Яндекс со своим новым предложением.

Таким образом, решением нашей задачи стал продуктивный симбиоз: Яндекс.Браузер для организаций в нашей корпоративной версии позволяет осуществлять интеграцию с внутренними ресурсами, обеспечивать необходимый уровень безопасности, реализовывать индивидуальную настройку виджетов и использовать корпоративный стиль заказчика при оформлении.

С учетом скорости, с которой меняется законодательство, не исключено, что требование хранить данные на территории России скоро коснется не только государственных организаций, но и простых смертных. А посему то, что серверы, с которыми синхронизируется браузер, и откуда идет загрузка обновлений, располагаются на просторах нашей необъятной Родины, вообще не лишне. В любом случае, на данный момент — это единственный продукт подобного рода с открытым кодом, что позволяет его сертифицировать и рекомендовать для установки даже в организации с повышенным чувством долга перед Отечеством.

Добавим к этому наличие официальной поддержки, в которую может обратиться любой пользователь, даже не владеющий разговорным хиндиглийским: все специалисты говорят на чистом русском языке (T for Tolerance, но без обид). Это, кстати, большая редкость в наше время.
А потом настал час X – мы дружно засели собирать решение, начав с ИT-отдела и закрепив пройденное с бухгалтерией.



От Yandex нам достались чудесные msi-пакеты, для последующей доработки и распространения которых мы решили использовать Microsoft System Center, хотя никто не станет возражать, если они пойдут через групповые политики или тот же самый Altiris для Windows, а для Linux-систем — Ansible и Puppet. Никаких сложностей здесь возникнуть не должно, главное — соотнести их с функциональной группой (отделом, если угодно) и указать пару параметров.

Anyway, сначала нужно зайти на клиентский компьютер под учеткой (в данном случае) ИТ-специалиста, перейти на портал самообслуживания, где отобразится назначенное для этого пользователя приложение, готовое к установке.



После установки перед пользователем откроется настроенное табло с доступом к веб-интерфейсам консолей администратора, что включает систему мониторинга, виртуализации и т.д., а также базовый пакет с почтовой системой, внутренним порталом и Service Desk-ом. Как вы понимаете, для бухгалтера на место мониторинговых систем приходят MC Dynamics, 1C и прочие прелести.

Что касается синхронизации, то мы налинуксовали синхронизацию с Windows, Windows — Windows, Linux — Windows и Linux — Linux соответственно.  На данный момент возможно синхронизировать все активные сессии (все те открытые табы, которые видны в специальном разделе меню «настроек», закладки, настройки, пароли, автозаполнение форм, темы, напечатанные URL (история, строго говоря), поиск по умолчанию, расширения и кое-что еще (саспенс и интрига). Локальную синхронизацию мы включаем отдельной политикой, в параметрах которой можно задать путь к папке с синхронизируемыми данными. Если включить данную политику, автоматически отключится возможность синхронизации с серверами Яндекса, как таковыми. И уже совсем другая политика отключает UI входа в синхронизацию с серверами Яндекса.

В принципе, на этом этапе можно закругляться, хотя нам есть еще что рассказать про включение локальной синхронизации, тонкости брендирования, компоновку тумб, сборку поискового сервиса, который ищет не только в интернете, но и во всех системах заказчика и многое другое. Так что, если вам это интересно, дайте знать — мы с радостью поделимся опытом и опишем решения в следующей статье.

Ждем ваши замечания (чуть меньше) и комментарии (чуть больше). Спасибо и всем кармы.
 
Статья написана вместе с Z_M_A

Комментарии (30)


  1. Cheater
    07.09.2017 14:17
    +3

    > принять за корпоративный стандарт один браузер и проводить тестирование и разработку только с ним и под него

    Вот так в 90-е и рождались IE-онли клиент-банк приложения, для которых у нас в бухгалтерии до сих пор виртуалки с WinXP и IE конкретной версии.

    На что только люди не идут, лишь бы не писать кроссбраузерный код…


    1. dnmnk Автор
      07.09.2017 16:09

      И не говорите. Ох уж эта «подсознательная мудрость». НО! Банковские приложения, как и многие другие разработки такого плана, — это одна история. Они по умолчанию должны быть кроссплатформенными и максимально клиентоориентированными. А перед нами стояла совершенная другая задача — задача по оптимизации рабочих процессов как таковых («Комплекс Бога», одиннадцатая серия шестого сезона сериала «Доктор Кто», мимо нас не прошла) и снижению затрат на внутреннюю разработку, поскольку решение не выходит за рамки компании.
      P.S. На что люди только не пойдут, чтобы не писать макросы для всех табличных редакторов.


  1. arandomic
    07.09.2017 14:21

    А почему при выборе браузера вы смотрели популярность по рунету, а не по организации?


    1. dnmnk Автор
      07.09.2017 14:42
      +1

      Популярность по организации проверить на достойном уровне было сложно, т.к. организация большая и геораспределенная.
      Если проверять стандартными инвентарными средствами (тем же SCCM), то на одном ПК часто было установлено минимум два браузера.
      Проводить опрос — длительное мероприятие, а у нас были сжатые сроки.
      Мы использовали статистику по рунету, т.к.:
      1) можно было получить результат в короткие сроки;
      2) большинство пользователей используют браузер и дома (это означает, что статистика правдива и ее можно наложить на организацию).
      Уже тогда закралась мысль, что если для одного предприятия решение подойдёт, то можно его использовать и для других.


      1. x67
        07.09.2017 17:41
        -1

        email рассылка всем сотрудникам с ссылкой на гугл-опрос. Все очень просто и быстро


        1. dnmnk Автор
          07.09.2017 18:58

          В теории — да, но на практике выясняется, что не у всех сотрудников есть доступ в интернет.
          Кроме того, опросы — дело долгое, т.к. часть сотрудников в отпуске, часть в командировке, а часть по-просту игнорит разные опросы.


      1. andreyle
        08.09.2017 10:16

        Если проверять стандартными инвентарными средствами (тем же SCCM), то на одном ПК часто было установлено минимум два браузера.

        Как раз у SCCM есть инструмент Software Mettering который позволит оценить реальное использование программы, а не установлено оно или нет.


        1. dnmnk Автор
          08.09.2017 10:20
          +1

          Такой инструмент есть, и он очень удобен (особенно если это касается Symantec Altiris).
          Сложность вот в чем.
          1) Его нужно настраивать и корректно запустить инвентаризацию. Инвентаризация же занимает много времени, т.к. должен быть корректный интервал сбора (каналы связи, когда более 50к агентов, могут немного пострадать), ждать пока все свои ПК включат.
          2) И все таки SCCM 2007 — не очень новая версия.


  1. lvx
    07.09.2017 15:26
    +1

    А почему у Firefox стоят минусы напротив «Фильтр фишинга» и «Блокировка баннеров»? Дополнениями же решается…


    1. dnmnk Автор
      07.09.2017 16:47
      +1

      Набэдили, исправимся. Фишинг у Mozilla — встроенный механизм, а блокировка идет как встроенная (скажем так, не очень удобная), так и в качестве допа (ADBlock решает)


  1. tjomamokrenko
    07.09.2017 16:26

    А почему не написать расширение для firefox/chome/edge/safari, которое позволит не городить браузерное подобие Linux Bolgenos?

    Или не написать chef/ansible рецепты для централизованного управления конфигурацией firefox/chome/edge/safari?


    1. tjomamokrenko
      07.09.2017 16:34

      Сорри, слишком бегло прочитал статью.


  1. rinatishe
    07.09.2017 17:26

    «ржу, нимагу»
    да это же РЖД!
    внедрял там, ога =)


    1. dnmnk Автор
      07.09.2017 18:07
      +1

      Ноу паблисити, проект еще продолжается, но это точно не РЖД. у наших партнеров есть реализации в больших организациях, например Сбербанк yandex.ru/company/services_news/2017/0424


  1. wertex15
    07.09.2017 20:12

    Выбрали Яндекс… ммм… может скоро и госзакупки вместе с госуслугами будет не только в IE…


    1. dnmnk Автор
      08.09.2017 09:44
      +1

      Как знать, вдруг и такое случится…


  1. PureRiddle
    08.09.2017 10:40
    +1

    У Вас закралась опечатка в таблице. В разделе «2. Разрядность» у Opera стоит два "+".


    1. dnmnk Автор
      08.09.2017 11:10

      так и было задумано. Но чтобы не было вопросов/сомнений, добавим ссылку на 64-битную версию. кстати, вот она… #ССЫЛКАССЫЛКА


      1. Theodor
        08.09.2017 12:01

        1. dnmnk Автор
          08.09.2017 12:01
          +1

          Можно и так, если угодно


  1. PbIXTOP
    08.09.2017 11:33

    Не пойму, почему в Firefox про внешнюю авторизацию написано «аккаунт Firefox» — ведь разработчики позволяют запускать свой сервер синхронизации.
    Про блокировку баннеров тоже не понятно — ведь она прекрасно блокируется на уровне ИТ-инфраструктуры и при этом работая в любом браузере и приложении.


    1. dnmnk Автор
      08.09.2017 11:34
      +1

      В таблице мы все же на внешнюю синхронизацию фокус сместили, а что касается баннеров, то если ИТ инфраструктура внутренняя, то — «да», здесь мы с вами согласны. Но если пользователь берет своё устройство (ноут) домой и заходит уже через публичный Wi Fi, то инструменты, встроенные в браузеры, отличное подспорье.


  1. spopovru
    08.09.2017 12:02
    +1

    С учетом скорости, с которой меняется законодательство, не исключено, что требование хранить данные на территории России скоро коснется не только государственных организаций, но и простых смертных.

    Занимательный критерий для выбора. Хорошая, годная страна, раз приходится об этом думать.

    Вообще, как человек, занимающийся периодически сходной работой, в вашем анализе я вижу стремление подогнать критерии под победу конкретного решения, что неприятно.
    Надеюсь, это лишь моё впечатление и мне просто показалось.

    В нашем случае в очень_крупной_компании стандарт браузера — Chrome в общем случае, ну и Safari для Apple-девайсов… Тем паче, есть много зарубежных площадок, и насаждать там поделие от коллег из Яндекса не хотелось бы.


    1. dnmnk Автор
      08.09.2017 12:02

      Тенденции как бы намекают на подобную перспективу, Вам не кажется? В нашем случае средство подбиралось для цели, как, полагаем, и в вашем (в_ну_очень_крупной_компании)


      1. spopovru
        08.09.2017 12:57
        +1

        Тенденции как бы намекают на подобную перспективу, Вам не кажется?

        Я также, как и Вы, не склонен к оптимизму в отношении российского законодательства, но расчёт на такие плачевные сценарии закладывать бы не стал. Но то, что при внедрении учтён даже столь пессимистический сценарий — скорее благо, так что снимаю шляпу перед Вашей прозорливостью.

        Средство, конечно, всегда подбирается под конкретные цели, но я не вижу реальных преимуществ Яндекс Браузера перед тем же Chrome / Chromium. Это моё мнение и я его никому не навязываю.
        В то же время, не поверю, что результат не был предопределён ещё до проработки рынка, и «проработка» по сути свелась к обоснованию выбора.


        1. dnmnk Автор
          08.09.2017 14:03
          +1

          При выборе того или иного продукта для решения нашей задачи мы выступаем за непредвзятый подход и стараемся учитывать требования и пожелания наших заказчиков (не секрет, что мы все-таки интегратор ). В данном случае заказчик оказался не совсем коммерческий и не совсем с желанием хранить и отправлять данные куда-либо из страны. Кстати, на конечный итог повлияла и локальная поддержка и возможность участвовать в roadmap развития продукта, а это бонус, который крупные трансанталтические компании не всегда способны предоставить.


  1. Wagner
    08.09.2017 23:44
    +1

    А где обещанная пасхалка? :D

    А уже ближе к финалу поделимся инсайдерской информацией про техническую сторону решения: с методами аутентификации, синхронизацией профиля, настройками репозитария с блэк-джеком и групповыми политиками.


    1. dnmnk Автор
      11.09.2017 10:03

      Мы решили пока всего по-немногу, а если статья приглянется, то напишем запредельно серьезную про все вышеупомянутые блэк-джеки


  1. zloba13
    11.09.2017 10:00

    Кто-нибудь скажите им, что Опера под х64 есть, а Хром, Опера и Яндекс браузер это одно и то же.


    1. Z_M_A
      11.09.2017 10:19
      +1

      Спасибо, что подсказали. Как же мы могли не догадаться, что все это Chromium, и забыть включить еще и Амиго со Спутником — не губите нас…
      ЗЫ: если следовать вашей логике, то feodra — это одно и то же, что и RHEL, а Ford Focus = Mazda 3 = Volvo s40.
      И да, про Opera ссылку мы скинули и "+" в таблице стоит