Это информация для тех, кто уже пробовал использовать или использует CRM-системы и более сложные системы автоматизации бизнес-процессов (далее – системы), но не доволен результатом, однако все еще хочет чтобы:

  • Система работала;
  • Все бизнес-процессы были автоматизированы;
  • Система давала результат в виде экономии времени, уменьшения издержек и увеличения дохода.

Основные проблемы, с которыми вы могли столкнуться, внедряя систему, у себя в компании:

  • Сотрудники совсем не используют систему;
  • Сотрудники частично используют систему;
  • Система периодически «глючит» (выдает ошибки, работает некорректно, работает медленно – тормозит);
  • Система автоматизирует не все области бизнеса;
  • Не нашли систему подходящую под свой бизнес;
  • Вам уже давно разрабатывают систему, но никак не могут дописать.

Если среди этих проблем есть те, которые встречались вам, перейдем к тому, откуда они берутся и что с ними делать.

Основная проблема, которая у вас была или есть, вероятней всего возникла из-за выбора системы. Есть два основополагающих варианта. И с каждым из вариантов связанны свои проблемы:

1 вариант: использовать «готовое решение», частично настроив его под особенности своего бизнеса.
2 вариант: разработать систему «под себя».

Первый вариант — это все готовые решения, типа amoCRM, Bitrix24, Мегаплан и др. Это ваш случай? Тогда обсудим проблемы которые могут последовать за этим выбором и как от них избавиться.

Сотрудники частично используют систему

Один из самых неприятных случаев. Потому что вроде используют, а вроде и не полностью. И не понятно что делать.

Чтобы понять откуда берется такая ситуация надо понять, как действуют сотрудники: любая система используется сотрудниками настолько, насколько она удобна для них и насколько помогает решать им их задачи.

Так откуда же берется это “частично”?

Все просто. Система начинает использоваться частично только тогда, когда у сотрудников для некоторых бизнес-процессов есть свои, более простые решения. Чаще всего такая проблема возникает если вы неправильно выбрали систему из готовых решений или не настроили какой-то бизнес-процесс. Поясню на простом примере. Предположим в системе нет удобно организованного чата. В этом случае сотрудники будут периодически использовать WhatsApp и Telegram, даже при общении по поводу работы и клиентов. В начале кажется что это мелочи. Ну и пусть! Но шаг за шагом это приводит к большим проблемам, к тому, что система все реже и реже используется, а необходимые данные все чаще не попадают в систему. Такая проблема распространена больше для готовых решений. Невозможность идеально связать все бизнес-процессы с системой приводят к тому, что сотрудник, в случае некоторых из процессов, сам находит удобный для себя инструмент, который решает его задачи. Хотя это должна была делать система. И это приводит к все меньшему и меньшему ее использованию.
К слову, забегая вперед, такая проблема существует и для обладателей разработанных “под себя” систем, но только если систему разрабатывал человек, который не понимает как мыслят и действуют сотрудники, например фрилансер.

Что делать?: Грамотно подходить к выбору системы, либо разрабатывать систему «под себя».

Система автоматизирует не все бизнес-процессы

Откуда такая проблема? Она появилась уже на этапе выбора. Вы решили автоматизировать все бизнес-процессы? Навсегда забудьте про такое словосочетание как “Готовое решение”. Приняв решение автоматизировать всю компанию целиком от идеи готового продукта придётся отказаться сразу. Имея хотя бы месяц в запасе, лучше сразу озадачиться разработкой системы «под себя». Поскольку, что бы вам не обещали и что бы вы не делали с готовым решением, такая система все равно уже имеет свой каркас, основу на которой она построена. И сколько бы вы денег не потратили на ее доработку она не сможет охватить все процессы, учесть все особенности. В результате вроде и хотели все автоматизировать, но отдельные процессы все равно приходится делать вручную. К тому же, чем больше вы будете пытаться ее менять, привлекая разных специалистов, тем больше она будет «глючить» и становиться конструкцией из костылей, которая в любой момент может рухнуть. С такой проблемой встречаются все, кто пытаются внедрить «готовое решение» и при этом хотят автоматизировать все бизнес-процессы, но особый случай когда в виде системы пытаются использовать 1С.

Что делать?: Разрабатывать систему «под себя», либо довольствоваться тем, что есть.

Не нашли систему подходящую под свой бизнес

Тут все просто. Значит вы просто не нашли разработчика, который сможет сделать ее под ваш бизнес.

Что делать? Искать подходящего разработчика и разрабатывать систему «под себя».

Сотрудники совсем не используют систему

Если это ваш случай, то вы явно очень сильно «намудрили» с выбором системы.
Вероятней всего она настолько сложна что без обучения тут не обойтись. А обучение — это книжка толщиной с «Война и мир». Я конечно утрирую, но суть от этого не меняется. Такой вариант лично мне встречался, когда в компании самостоятельно пытались внедрить облачную версию bitrix24, либо делали из 1С невообразимую конструкцию, которой заставляли пользоваться менеджеров. Менеджеры — не бухгалтеры. У них другие задачи. Повторюсь, потому что это очень важно: любая система будет использоваться настолько, насколько она удобна для сотрудников и насколько помогает решать их задачи. Вы, конечно, можете их заставить использовать ее в приказном порядке. Но эффект от системы будет очень далек от того, что вы бы могли получить при правильном подходе.

Что делать? Грамотно подходить к выбору системы.

Система периодически «глючит»

Самый распространённый вариант для случая, когда «готовое решение» постоянно пытаются доработать и залатать. Это как купить джинсы с дырками, а потом их зашивать потому, что они вам не нравятся. Зрелище печальное. Не поймите меня неправильно, в любом готовом решение есть возможности его дополнить и изменить уже проверенными дополнениями. И они будут отлично работать. Но когда их слишком много и когда вы выходите за их рамки, глюков вам не избежать. Такая проблема может возникнуть и c “под себя” разработанной системой. Но обычно в том случае если вы нанимаете не очень опытного фрилансера.

Что делать? Правильно выбирать и настраивать систему или сразу разрабатывать систему «под себя».

Если резюмировать, то нередко верным решением становится разработка системы «под себя». И не трудно понять почему. Я не думаю, что кому-то нужно объяснять, чем лучше пиджак сшитый на заказ. Но есть и свой нюанс. Для малого бизнеса это невыгодно. А вот для среднего и крупного бизнеса это, пожалуй, лучшее решение. Вы не найдете ни один крупный бизнес, который бы использовал «готовое решение». Так же как вы вряд ли найдете малый бизнес, который разрабатывал систему «под себя». Но прежде чем что-то решать посмотрите на проблемы, с которыми сталкиваются ваши коллеги выбрав изначально второй вариант, а также на их решения.

Второй вариант это разработка системы под “себя”.

Это ваш случай? Тогда начнем.

Вам уже давно разрабатывают систему, но никак не могут дописать

Я думаю вы и сами поняли, что основная проблема тут в выборе исполнителя.
Кто-то хочет сэкономить и поэтому нанимает фрилансеров. Как результат — никаких гарантий качества и выполнения оговоренных сроков заказа.

Но при этом у меня есть один вопрос к вам. А что вы делали все то время пока вам “якобы” писали систему? На самом деле причина в том, что вы недостаточно контролировали результат. Хотите чтобы все было в срок, требуйте еженедельных отчетов по выполненной работе. А если вам скажут, что это невозможно сделать, меняйте разработчика сразу и бегите от него как от огня. Просто поверьте: за неделю можно написать простую систему. И если вам не могут предоставить даже минимального результата, значит ваше время тратят впустую.

Что делать? Правильно выбирать разработчика и требовать постоянные отчеты по ходу работы.

Сотрудники совсем не используют систему
Такая проблема связана исключительно с неверным выбором разработчика, который не может понять: чего хотите вы, ваши сотрудники и как работает ваш бизнес. Итог деятельности специалиста низкого уровня – система, которая будет абсолютно неудобна для использования. Я не устану это повторять: любая система используется настолько, насколько она удобна для сотрудников и насколько помогает решать их задачи.

Что делать?: Найти исполнителя, который еще на этапе разработки сможет на нее посмотреть с точки зрения программиста, владельца и сотрудника.

Система периодически «глючит»

Эта проблема всегда связана только с выбором разработчика и движка.
Что делать? Правильно выбирать разработчика.

Также со вторым вариантом связанно несколько устоявшихся мифов. И если вы пойдете на поводу у них, результат тоже оставит желать лучшего:

1. “Профессиональный” движок лучше самописного. Причем на самом деле под умным словом профессиональный подразумевается платный и универсальный движок. Вот только реальная статистика говорит об обратном. Более 50% процентов всех веб-сервисов и практически любой крупный проект написаны на самописных движках. Почему? Все тот же пиджак сшитый на заказ. У каждого есть свои плюсы и минусы. И это гораздо более глубокий вопрос чем просто ответ что лучше, а что хуже.

2. Тотальная зависимость при разработке системы «под себя» от разработчика системы. Возможно, но если только вы связались с фрилансером, который написал настолько корявый код, что любой приличный программист (даже за большие деньги) не будет его дорабатывать. Ну, если только за очень-очень большие))). А так любой нормальный код можно доработать.

Как вы видите, в основном при разработке системы “под себя” все проблемы связанны с выбором исполнителя. Важнейшим критериями при выборе, кроме банальных добросовестности и опыта, является умение смотреть на систему со стороны заказчика. Т.е. смотреть на систему не как программист, а как пользователь.

Сейчас можно разработать систему, которая охватит все процессы в компании, будет иметь мобильные приложения и позволит дополнять ее всем необходимым (например, сканерами отпечатков пальцев и т.д.). В случае разработки системы «под себя» ограничений практически нет. Это вопрос только денег.

А если грамотно и последовательно подойти к самой разработке, то постепенно дорабатывая систему, можно отдать меньше денег, чем за готовое решение, а получить более лучший результат. Но тут уже решать вам.

Комментарии (43)


  1. Nekto_TM
    09.09.2017 19:03
    -1

    Сколько ни приходилось юзать CRM — всё зря. До сих пор связка блокнот+память оказываются на порядок быстрее и эффективнее. Вести дела в CRM — это отдельная работа, и проблема в том, что как и любая работа — эта работа не для всех. Я, например, дизайнер, меня один только вид CRM демотивирует. В итоге я просто на нее забиваю и успешно выполняю все свои задачи, сэкономив кучу времени и сил.


    1. BestWebService Автор
      09.09.2017 19:11
      -1

      Nekto_TM, это уже зависит от самой CRM и от того как продать тебе идею использования. Не секрет что большинство существующих готовых решений на самом деле не удобны. У некоторых интерфейс из прошлого века. И конечно в таком случае удобней блокнот + память. Однако.
      Когда клиентов слишком много и приходится работать в рамках компании не одному блокнот и память уже не выход. Чем больше сотрудников тем эффективнее оказывается CRM.
      Второй момент заключается в том когда интерфейс системы реально удобен. Еще казалось бы недавно все хаяли 2007 офис, а теперь он всем потраву, и казалось бы не так давно бухгалтера были против 1С, а сейчас кто без нее работает? Даже не самый удобный интерфейс в итоге за счет функционала может победить. А если к этому добавить интерфейс и удобство мобильного приложение, то и блокнот для тебя останется в прошлом.
      К тому же история CRM насчитывает не так много лет. Всего пару десятилетий. Так что все еще впереди.


      1. Nekto_TM
        09.09.2017 19:29

        тому же история CRM насчитывает не так много лет. Всего пару десятилетий. Так что все еще впереди.

        Наверное. А пока гораздо удобнее специальный человек, который ставит другим людям задачи и следит за их выполнением. «Другие люди» же, в свою очередь, выбирают свой собственный инструмент для самоконтроля, будь то CRM или блокнот с ручкой.

        Вот может быть тут и зарыто будущее для CRM: ИИ, который заменит пресловутого «специального человека». Программный помощник, который будет участвовать в совещаниях, общаться с командой и создавать to-do-list, раздавая задачи и справляясь об успехах.


        1. BestWebService Автор
          09.09.2017 19:31

          Все возможно)
          При этом все дело в удобстве. Человек делает так как удобно ему. И именно в этом и состоит решение. Но думаю скоро ты его увидишь и сможешь воспользоваться.


          1. Nekto_TM
            10.09.2017 16:43

            Удобно не заниматься лишними делами, которые в лучшем случае не помогают справляться с основными задачами, а в худшем — мешают. Залезть в црмку — уже лишнее дело само по себе.

            Но думаю скоро ты его увидишь и сможешь воспользоваться.


            Ну ок, посмотрим)


            1. BestWebService Автор
              10.09.2017 16:46
              -1

              Насчет того что залезать в срмку это лишнее дело сам по себе — согласен)
              А ты видишь суть. Это основная проблема решение которой я ищу.


      1. staticlab
        10.09.2017 00:42

        Не поделитесь ли скриншотами интерфейсов своих систем?


        1. BestWebService Автор
          10.09.2017 09:50
          -1

          На данный момент нет. Под NDA. Позже, да. Не отрицаю рынок готовых решений как один из вариантов развития. Просто пока не видел среди них приличного решения.


          1. Analitik_Telecom
            10.09.2017 10:01
            +4

            А что пиариться пришли, раз по nda? Рынок щупать, аудиторию? Раз скрины интерфейсов под nda, значит, у вас продукта нет. Нет продукта — нет внедрений. Потому и описанные причины неприживания crm у вас банальные, собранные по интернету, а не на своем опыте. Пустышка, кароч, расходимся…


            1. BestWebService Автор
              10.09.2017 10:14
              -2

              Не надо людей по себе судить. Я им помогаю разобраться. Каждый раз помогая владельцам бизнеса встречаюсь с одними и теми же проблемами. Вы любите пиариться и делаете что-то только ради этого. Это ваш личный выбор. Однако помощь людям гораздо интереснее. Сайт habrahabr.ru изначально преследует другие цели, нежели пропагандируете вы.
              Если для того чтобы доказать нужно пиариться, оставьте такой выбор себе. Не надо его навязывать другим. Все что нужно, чтобы понять с кем мне приходилось работать, можно найти в интернете.

              Вы делаете абсолютно нелогичные выводы что явно говорит что вы гость в этой области. Для того чтобы разработать систему нужно как минимум логически мыслить. Как максимум быть помешанным на систематизации.
              В вашем же поведении видно отношение к людям как к стаду и отсуствие логики. Сразу видно что вы не программист, а обычный тролль. Не вижу смысла продолжения общения с вами. Вы в прицепе не понимаете как устроен этот рынок.


              1. Analitik_Telecom
                10.09.2017 13:05
                +1

                Как от правды-то развезло вас. Я инженер и 20 лет занимаюсь CRM. Так-то да, гость, в таких капитанских темах всегда гость. А про CRM тут лучше вас уже даааавно написано. Но вы партизаньте, партизаньте, всем нужно на рынке выбиваться… Может, и до вас клиент дойдёт.


                1. BestWebService Автор
                  10.09.2017 13:31
                  -1

                  Просто не люблю лгунов в бизнесе. Они приносят больше всего проблем.

                  Трудно наверно было 20 лет назад когда crm еще не пришли на российский рынок. Хотя вы наверно было первопроходцем. Тогда извините.


                  1. Analitik_Telecom
                    10.09.2017 17:02
                    +2

                    Учите матчасть. АСУ были ещё в СССР, а 20 лет назад были уже и российские решения, и активно рвались на рынок зарубежные ACT и Siebel. А «взрослым» российским срмкам уже по 10-15 лет. Так что все эти новоделы вызывают у нас, автоматизаторов и вендоров, лишь усмешку. Кстати, в портфолио на сайте у вас нет ни одного внедрения, так что я допускаю, что вы рассчитываете пилить что-то на чужой базе либо на php-шном фреймворке. Впрочем, подождём, когда уши торчать начнут, вы же свою партизанщину на этом посте не остановите.


                    1. BestWebService Автор
                      10.09.2017 17:24
                      -1

                      Историю вы хорошо изучили. Если вы 20 лет назад работали с crm, то почему же конкретные названия не привели для примера?) Вы же с ними работали. Или вы просто исторический эксперт?) Да им 10-15 лет, но нам же с вами интересней цифра 20, или вы готовы признать что солгали)
                      Человек который не врет и имеет опыт, написал бы следующим образом: я работал с такими-то система. Вы же просто даете историческую справку.

                      Если например говорить о Sibel, то 20 лет назад они только начали мощно развиваться в США. Вы можете придумывать что угодно, но с 20 годами вы переборщили в желании показать всем какой вы… хороший. А по образованию я как бы инженер. Остальное додумайте сами.

                      Я бы все это проигнорировал, но судя по всему вы много вреда тут приносите своим поведением.

                      Статья написана на основании своего опыта внедрения систем в тех компаниях которые вы увидели. Не хотите не верьте. Никто вам не мешал пройти мимо. Но диванная аналитика я так понимаю еще в цене. И судя по вашим словам вы не представляете что такое NDA, видимо не приходилось пересекаться.

                      Для большего понимания. Статья не для экспертов, а для простых людей. Для меня важно чтобы простые люди понимали как что устроено и для них я и пишу.
                      А вы как я понимаю просто господин тролль, который пользуется помощью друзей) Приятного вам дня)


                      1. staticlab
                        10.09.2017 17:32
                        +1

                        Человек который не врет и имеет опыт, написал бы следующим образом: я работал с такими-то система.

                        И судя по вашим словам вы не представляете что такое NDA, видимо не приходилось пересекаться.

                        То есть все обязаны предъявить примеры, а вам нельзя — у вас лапки NDA?


                        1. BestWebService Автор
                          10.09.2017 17:49

                          Вы только что подставили своего партнера по троллингу. Надеюсь хотя бы поймете как. Да уж. Я надеялся хотя бы на интересную воскресную партию.


                          1. staticlab
                            10.09.2017 18:15

                            Вы пишете на Хабре статью якобы исключительно для непрофессионалов, зная, что непрофессионал не заметит логических нестыковок за типичной маркетинговой шелухой. Хабровчане их находят, но все они по вашим словам — тролли. Как же тогда строить с вами беседу?


                            Кстати, недавняя статья от RegionSoft вызывает намного больше доверия. И нет, я с ними никак не связан и даже никогда с их системой не работал.


                            1. BestWebService Автор
                              10.09.2017 18:20
                              +1

                              Ну так вы укажите на несостыковки.
                              То что нельзя за неделю сделать простую систему? Я уже объяснил как мы это делали.
                              Еще есть «якобы» несостыковки?

                              Если вы претендуете на звание Хабровчанина, то давайте поговорим без взаимных обвинений, руководствуясь логикой. Докажите что вы не тролль (или просто конкурент которому не понравилось наличие статьи на сайте, что судя по всем вероятно). Вы говорите несостыковки. Я объясняю. Потому что пока я только видел обвинения без доказательств.

                              Приступим?


                              1. staticlab
                                10.09.2017 18:25

                                Да вот выше моё предыдущее сообщение про NDA.


                                1. BestWebService Автор
                                  10.09.2017 18:31
                                  +1

                                  Мы о статье общаемся или как? У вас есть претензии к статью и как вы сами написали: логических нестыковок

                                  конкретно приведите логическую несостыковку. Я так понял вы человек умный. Здесь уже давно. Ратуете за полезность этого ресурса. Я жду от вас соответствующего общения. Несостыковки в статье пожалуйста. Там про nda ничего нет.


                                  1. staticlab
                                    10.09.2017 18:44
                                    -1

                                    С вашего позволения, я бы сначала хотел услышать комментарий об этой нестыковке. Вы назвали комментатора диванным аналитиком и троллем, аргументировав это взаимоисключающими фразами. Иначе я рискую потратить время на анализ статьи, а вы мне просто ответите, что я тролль.


                                    1. BestWebService Автор
                                      10.09.2017 18:57
                                      +1

                                      Судя по тому что вы написали: «Хабровчане их находят» вы или кто-то другой уже нашли несостыковки. А иначе то что вы написали получается не правда. Т.е. говоря простым языком клевета. В любом случае если вы так пишите, значит вы их знаете, т.е. анализировать вам ничего не надо.

                                      Т.е. время вам тратить не надо. Не благодарите что я вам его только что сэкономил)

                                      Вы сюда зашли для того чтобы статью обсудить? Я просто другой причины для траты времени не понимаю. Давайте вместе дружно поможем людям.
                                      Давайте обсуждать. А иначе я не понимаю зачем вы тут. Как мы только что с вами выяснили, вам даже анализировать ничего не надо.

                                      PS: прямо в начале статьи написано — Это информация для тех… Не совсем понимаю зачем вы ее читали, если вы так время экономите)


                    1. staticlab
                      10.09.2017 17:28
                      +1

                      Кстати, в портфолио на сайте у вас нет ни одного внедрения, так что я допускаю, что вы рассчитываете пилить что-то на чужой базе либо на php-шном фреймворке.

                      Автор пишет: "Просто поверьте: за неделю можно написать простую систему". Так что скорее всего вы правы.


                      1. Subrisk
                        10.09.2017 17:43
                        +1

                        Ага. За неделю. Пацаны вот провели исследование насчёт CRM за неделю — отлично про краши, ТЗ и прочее.


                      1. BestWebService Автор
                        10.09.2017 17:44
                        +1

                        Имея свой движок можно. А он есть и даже не один. Вы можете и дальше развлекаться, мне не жалко, но не надо людям ложную информацию предоставлять. Это как минимум низко по отношению к ним.

                        Я же не говорю о полноценной системе для серьезного заказчика. Но ваше поведение тролля предсказуемо.


                        1. Subrisk
                          10.09.2017 18:00
                          +1

                          Да что ж у вас аргументы какие — тролли, NDA, для простых людей… Все тролли? Ваши реплики говорят только о вашем непрофессионализме. Пришли на Хабр, не вышло, признайтесь и напишите что-то реально крутое…


                          1. BestWebService Автор
                            10.09.2017 18:41
                            +1

                            Крутое, понятие относительное. Для вас это объяснение чего-то, что вам неизвестно и непонятно. Есть люди менее компетентные чем вы в этом вопросе. Для них это решение. Все просто. Статья выходи за рамки этого ресурса. Она отвечает на вопросы людей которые в этом не разбираются. А такие есть. Не все разбираться в этом вопросе так как вы. Не стоит судить по статье только по своим знаниями, если они у вас высоки.
                            Всего хорошего.


    1. DrPass
      10.09.2017 02:14

      Сколько ни приходилось юзать CRM — всё зря. До сих пор связка блокнот+память оказываются на порядок быстрее и эффективнее

      Дело в том, что CRM, кроме частных случаев, это не инструмент, упрощающий работу «конечного» специалиста, работающего с клиентами. Да, она ему может помочь в ряде случаев по аналитике, по поиску контактов, по работе с историческими данными. Но в целом объем работ по корректному ведению своей клиентской базы в CRM обычно превышает пользу от её плюшек.
      Зато CRM (если ей пользоваться) круто помогает вашему начальству. Вот начальник в CRM будет видеть и вашу эффективность работы, и где вы не дорабатываете, и выполнение задач. А на закуску он будет застрахован от вашего ухода. Ведь когда вы уйдёте, вы заберете с собой и блокнот, и память. А CRM сохранит для компании ваши сделки, ваши контакты, историю вашего общения с ними, и всё это может быть передано другому менеджеру, чтобы тот продолжил работу с вашей клиентской базой с того момента, на котором вы остановились.


      1. Jef239
        10.09.2017 04:27

        Зато клиенту CRM полезна. Один раз у провайдера в CRM на меня поставили галочку easy adopted — и всё, никаких проблем с «перезагрузите роутер» и «нажмите кнопочку пуск». Сразу — перевод на 2ую линию поддержки. Не помогла вторая — заявка на идет на третью.

        Удобно. То, что ты инженер, а не домохозяйка пришлось доказывать всего один раз.


      1. Nekto_TM
        10.09.2017 16:47

        Дело в том, что CRM, кроме частных случаев, это не инструмент, упрощающий работу «конечного» специалиста

        Рад, что не у меня одного сложилось такое впечатление.

        Начальству полезно, да, клиенту полезно, а непосредственному исполнителю, создающему добавочную стоимость, — вредно. И думается мне, что это один из факторов, который может поспособствовать уходу исполнителя из фирмы. Как я говорил, работа с црм — это действительно работа, ей неохота заниматься, она демотивирует.


  1. AslanKurbanov
    09.09.2017 19:51
    +2

    За годы работы у нас на фирме сложилась оптимальная связка: веб-система(php + mysql) и 1с.

    Веб-система общается с 1с на примитивном уровне в виде текстовых файлов с разделителями точка с запятой, которые гоняются туда сюда в периодичностью от 8 часов до 5 сек.

    Веб-система, заменила собой бумажный документооборот и стала как надстройка над 1с: раньше заводился наряд заказ, распечатывался и в бумажном виде путешествовал по отделам: корпоративному — макетному — производственному — отделу доставки. Заказы терялись, застревали, бумажки терялись.

    Теперь все удобно мониторить, ведется история, параллельно на сервере папочки с макетами под номером заказа. Обмен работает через папки на корп.сервере, куда есть доступ по FTP.
    Статусы выгружаются для клиентов на сайт, файлы с Интернет-заказами для обработки на сервер для 1с и т.д.

    Очень помогла закупка штрихсканеров и маркировка штрихкодами бумажных заказов на доставку и сборку, которые печатаются из 1с. Курьеры утром сканером отмечают заказы, которые везут, а дома вечером через сайт заполняют данные об отвезенных заказах-так им считается зарплата. Также на складе при сборке, на выдаче при самовывозе-провел сканером и в 1с высветился заказ. Периодически на сайт грузятся статусы — клиентам смс-ки отправляются или письма и тд.

    Приятный бонус: я, как веб-программист, договариваюсь с 1с-программистом только о формате передаваемых данных, названиях полей, все остальное меня не волнует, все ужасы 1-эса остаются для меня за кадром. Так же как для него веб-разработка тайна великая.

    Вот так малой кровью удалось многие вопросы решить и что немаловажно сделать возможным удаленную работу для менеджеров и макетчиков-дизайнеров, ну и для меня конечно, вот только "как пожар, так хоть увольняйся" :)

    Так что малому предприятию самописная система вполне по плечу.


    1. BestWebService Автор
      09.09.2017 20:43

      Отличное решение. Спасибо за поведанный опыт.
      Единственное, я бы добавил к этому решению мобильное приложение, чтобы курьеры уже в пути все отмечали и прямо шик.


      1. AslanKurbanov
        10.09.2017 10:29
        +1

        Это да! Еще привязать их перемещения к gps. Когданибудь изучу мобильную разработку и вот тогда :)

        и еще про то что перестают пользоваться: такое было и есть — например, на производстве ребята должны отмечать статус заказа, так вот они все аккуратно делают-делают, и вдруг в какойто день Х, по неизвестной причине перестают, забивают, т.к. для них это лишняя непонятная операция, и они не в курсе что к этому подвязаны другие процессы. Необходим контроль постоянный.

        Отличие СRM от самописных систем еще в том, что программист становиться носителем сакральных знаний, его нужно беречь чтобы не переписывать потом все с нуля.


  1. ncix
    09.09.2017 23:47
    -1

    Поскольку, что бы вам не обещали и что бы вы не делали с готовым решением, такая система все равно уже имеет свой каркас, основу на которой она построена. И сколько бы вы денег не потратили на ее доработку она не сможет охватить все процессы, учесть все особенности

    Есть такой класс систем — BPMS. Это плафтормы, специально созданные для автоматизации произвольных бизнес-процессов. Частично они настраиваются без участия разработчиков, но почти всегда они дают и возможность просто взять и дописать нужный код. Разница с системой, созданной "с нуля" в том что в BPMS уже есть огромное количество всего готового, что можно просто взять и использовать. Или развивать под свои задачи.


    1. BestWebService Автор
      10.09.2017 09:41

      Разница не только в этом.
      Это вопрос выбора. У каждого выбора есть свои плюсы и минусы. Если говорить только о плюсах, к правильному выбору это не приведет. То о чем вы говорите имеет отношение к готовым решениями и частично перенимает как их минусы, так и плюсы. Но это тема для отдельной статьи.


    1. snovikov
      10.09.2017 09:42

      А есть примеры работающих решений?
      Я сталкивался с BPMS, но впечатление от работы с ними негативное. Системы подобного класса имеют определённые ограничения и кастомизация это ещё та головная боль.


      1. ncix
        12.09.2017 10:14

        Есть конечно. Слыхали, некоторые банки уменьшили сроки открытия счетов с нескольких дней до нескольких часов? Это BPMS.
        Да, BPMS пока почти исключительно энтерпрайз уровень, с соответствующими бюджетами. Впечатление от работы безусловно зависит от качества конкретного внедренного решения.


  1. harrman
    10.09.2017 13:32
    -1

    любой срм это набор обязательных стандартных процедур… если одна и та же задача решается каждый раз в обход стандартной процедуры, то это либо плохое описание процесса, либо управленческий хаос в головах у сотрудников


    1. BestWebService Автор
      10.09.2017 13:36
      +1

      Согласен, однако законы управления в микро, малом, среднем и крупном бизнесе разные. И для малого и среднего бизнеса это более актуальные проблемы чем для крупного.


  1. viras777
    10.09.2017 21:10
    -1

    Я бы высказался более обширно… Если вам нужен word, crm, бухгалтерия и т.д. в области типовых решений — берите готовый продукт и не засоряйте мозги разработчиков изобретением велосипеда. Однако, если у вас нечто большее, как система управления производством, ну или попроще как у товарища AslanKurbanov, то самописный продукт — это уже конкурентное преимущество. Но не надо быть наивным и думать, что самописка — это чистый JS и голый html c php. Если позволительно и применимо, то можно использовать готовые фреймворки, даже ту же 1С. Когда требуется нечто большее и хочется быстрее/гибче, пусть будет, например, php+postgresql, а связь с внешними системами через выгрузку или прямой sql.
    Кстати, про самописку, никто кроме «своих» программистов не может знать лучше и обширнее предметную область куда идёт написанный продукт. По крайней мере у нас на заводе так :)


  1. kanarisru
    11.09.2017 09:13

    Да… а я когда то за 400 баксов CRM с бухгалтерией написал за два месяца.
    Цена доллара изменилась, сейчас. наверное. CRM систему написать тысячи 4000 баксов стоит? Кто знает?


  1. medvoodoo
    11.09.2017 12:53

    Во всех случаях неудачного, именно неудачного, внедрения CRM у меня на работах были виноваты исключительно инициаторы внедрения, а главной проблемой было, что они, почему-то, думали, что в CRM есть готовое описание ИХ бизнес-процессов. Соответственно ожидания не оправдывались. Достаточно успешными были внедрения, когда на CRM вешали сравнительно небольшую часть бизнес процессов, например только новые B2C заказы, для которых логика и процессы были прозрачны и не требовали дополнительных согласований между отделами.


    1. BestWebService Автор
      11.09.2017 22:33

      Вы правы. Непонятно почему вам минус кто-то поставил. Я к этому добавлю еще одну основную проблему. Они видимо считали что все само по себе внедрится.