После длительного перерыва активность на фронте суборбитального туризма снова растет. Вырвавшаяся вперед с кораблем New Shepard компания Blue Origin построила третий летный экземпляр и намерена продолжить программу испытаний. А серьезно отставшая после катастрофы 2014 года Virgin Galactic со SpaceShipTwo спустя три года достроила новый корабль взамен разбившегося и вот-вот приступит к испытаниям с включением двигателя.


Летавшая первая ступень New Shepard и макет корабля на выставке, фото Blue Origin

Blue Origin


Последней по времени новостью Blue Origin является выступление Клэя Моури (Clay Mowry), вице-президента Blue Origin по продажам и маркетингу. По его словам, сейчас к полетам готовится третий летный экземпляр суборбитальной ракеты-носителя New Shepard. Ракета уже доставлена на космодром и, как ожидается, полетит до конца года. New Shepard — многоразовая ракета, второй летный экземпляр совершил пять полетов, последний из которых состоялся 5 октября 2016 года. На основе полученного опыта в ракету вносятся изменения, например, появится несколько люков для доступа к агрегатам, что должно сократить и удешевить межполетное обслуживание. Также планируется улучшить теплозащиту.


Интерьер капсулы New Shepard, по центру твердотопливный двигатель системы спасения,
фото Blue Origin


Несмотря на то, что предыдущие полеты проходили успешно и даже лучше ожидаемого (например, в пятом пуске испытывалась система спасения, и допускалась потеря первой ступени, но она выдержала тест), тем не менее, Blue Origin не торопится. Первые испытания с людьми планируется провести только в 2018 году, причем для этого будет использован следующий, четвертый, летный экземпляр ступени, который еще строится. Из-за годового перерыва в полетах может показаться, что Blue Origin зря потеряла год, но это вряд ли верно. Прежде всего, изготавливалась новая капсула (в летавшей не было даже окон), которую тоже нужно подвергнуть испытаниям перед пуском. Нужно модифицировать конструкцию ракеты на основании полученного опыта. Плюс, очевидно, Безос (глава Amazon и Blue Origin) не хочет вливать больше денег, чтобы ускорить работы — по словам Клэя они многому научились, причем всего за 1/50 стоимости орбитальной миссии.


Ракета New Glenn в сравнении с существующими, историческими и разрабатываемыми ракетами, рисунок Blue Origin

Формально это не имеет отношения к суборбитальному туризму, но не стоит забывать, что обе компании ведут работы и над орбитальными проектами. У Blue Origin это New Glenn, тяжелая ракета (грузоподъемность оценивается в 45 тонн) с многоразовой первой ступенью. В проект уже вложено $2,5 миллиарда личных средств Безоса. Клэй Моури сообщил, что на ракете будет установлен семиметровый обтекатель вместо предполагавшегося изначально 5,4-метрового. Также известно, что на ракету уже есть контракты — один запуск купил Eutelsat и пять — OneWeb.

Virgin Galactic



Испытания SpaceShipTwo, фото Virgin Galactic

Второй летный экземпляр корабля SpaceShipTwo находился в процессе производства на момент катастрофы 2014 года и был закончен весной 2016. Летом того же года космоплан с личным именем VSS Unity приступил к испытательным полетам. До сих пор все полеты проводились без включения двигателя. Здесь отдельная драма — двигатель первой версии корабля, SpaceShipOne, на котором совершали суборбитальные полеты в начале нулевых, не масштабировался на более тяжелый SpaceShipTwo. Пришлось менять твердое горючее. До сих пор новый двигатель с новым горючим не испытан в полете, и остается только надеяться, что за прошедшие годы его смогли полноценно испытать на земле. Впрочем, Джордж Уайтсайд, исполнительный директор Virgin Galactic, полон энтузиазма. По его словам, они провели множество испытаний и сейчас находятся «на границе полета со включенным двигателем». Последний планирующий полет прошел в августе этого года, и ожидается, что будет еще один перед включением двигателя. Также, по словам Уайтсайда, в производстве находятся еще два корабля SpaceShipTwo, которые планируется доделать через год-два.

Кадры испытаний VSS Unity:

Буксировка без отцепки:



Планирующий полет:



Испытания системы торможения:



Параллельно в компании ведутся работы над средствами выведения полезных нагрузок на орбиту. Как и SpaceShipTwo, это будет система воздушного старта, только носителем в ней выступит Boeing-747, который использовался родственной компанией Virgin Atlantic. Из под его крыла будет стартовать немаленькая ракета LauncherOne, которая должна будет выводить 200 кг на солнечно-синхронную орбиту.


Ричард Бренсон и сотрудники на фоне LauncherOne, по людям можно оценить размер ракеты. Фото Virgin Galactic

Заключение


После некоторого затихания новостей лидеры суборбитального туризма снова зашевелились, и будет интересно посмотреть на новые испытания. Ближайшие (даты пока не названы) — New Shepard с «полноценной» капсулой, планирующий полет SpaceShipTwo и испытания его двигателя.

Комментарии (20)


  1. mladshij
    18.09.2017 08:14
    +4

    Ну наконец-то какие-то новости по New Shapard. Я уж думал, что Безос совсем забросил этот проект. Всё-таки великая вещь — конкуренция.


    1. lozga Автор
      18.09.2017 08:15
      +4

      У меня ощущение, что конкуренция для него не стимул. Формально Бренсон давно выиграл XPrize, но так и не начал возить туристов. И даже если начнет, у Безоса конструкция лучше, безопасней.


      1. voyager-1
        18.09.2017 10:10
        +1

        Плюс, очевидно, Безос (глава Amazon и Blue Origin) не хочет вливать больше денег, чтобы ускорить работы — по словам Клэя они многому научились, причем всего за 1/50 стоимости орбитальной миссии.
        Сколько же тогда по их мнению орбитальная миссия стоит, если они уже сейчас 1 млрд $ в год тратят? Даже если учесть что часть средств уже шла на New Glenn и капсулу — цифры огромные получаются. У SpaceX первый млрд $ набрался к маю 2012 года (со всеми инвестициями и оплатами по предзаказам от NASA), и на эти средства слетало 5 Falcon 1 и 3 Falcon 9 с Dragon-ом + стоимость разработки этого всего.
        У меня ощущение, что конкуренция для него не стимул.
        Мне кажется ему такой же трудно достижимой мечты не хватает как марсианская колония у Маска, и наверно его больше сам процесс конструирования увлекает — иначе бы New Shepard думаю уже бы возил туристов. Желание выполнить что-то такое грандиозное подстёгивает Маска, и заставляет подстёгивать всех окружающих. Похоже у Безоса такого нет — от того и такая ужасная медлительность.

        Хотя Маск кажется погряз в текущих делах и в последнее время тоже сдаёт — от реактивной посадки на Марс отказались, сами сроки первых полётов на Марс съехали на неопределённый срок, изначальная концепция ITS отменена, а новая — так и не представлена…


        1. ariklus
          18.09.2017 11:34
          +2

          Так Маск хочет новаторства, mad Science! и быстро-дешево-эффектно, а Наса его «тормозит» своими нормативами по ТБ.


          1. BaLaMuTt
            18.09.2017 14:08
            +2

            И правильно делает что тормозит. Людей запускать и спутники запускать это разные вещи ибо запуск людей в космос требует куда большего развития технологий чем запуск спутника.


          1. Valerij56
            18.09.2017 19:59
            +3

            Надо учесть, что нормативы НАСА тормозят не только Маска, но и Боинг. Дело в том, что НАСА заложило очень высокую расчётную безопасность. Коммерческие корабли должны, по критериям НАСА обеспечить не более одной потеи экипажа на 270 полётов. До сих пор уровень безопасности был намного ниже.

            И неизвестно, м.б, именно Маск предлагает более безопасный вариант. Но он пока не опробован на практике…


        1. Valerij56
          18.09.2017 20:10
          +1

          Мне кажется ему такой же трудно достижимой мечты не хватает как марсианская колония у Маска
          Безос сторонник «эфирных городов».

          Хотя Маск кажется погряз в текущих делах и в последнее время тоже сдаёт
          Погряз в делах" — возможно, сдаёт — вряд ли.Концепция ITS не отменена, но подверглась изменениям. На сколько я понимаю, Маск хочет более эффективно использовать разряжённую атмосферу Марса, плюс уменьшив ITS планирует обойтись без государственной поддержки. Кроме того, у нег есть какие-то идеи, связанные с лунной транспортной системой, которую может использовать государство, заказывая рейсы и «покупая билеты».


          1. dimm_ddr
            21.09.2017 13:07
            +1

            Безос сторонник «эфирных городов».

            Ну это не значит, что это его мечта. Мне кажется речь шла именно о том, что у Безоса не хватает мотивации для движения вперед, а не о том, что у него нет амбициозных идей. Наличие идей необязательно сочетается с желанием их исполнять же.


            1. Valerij56
              21.09.2017 13:51
              +1

              Не только. Решения Безоса пока выглядят менее эффективными, чем у Маска. Выбрано более дорогое и технологически сложное топливо, пока нет коммерческого использования полученных результатов, есть только планы запускать людей в суборбитальные полёты через год. Для реализации стратегии «эфирных островов» ещё только предстоит строить гигантские орбитальные станции. Кроме того, у Безоса есть огромный и успешный бизнес — Амазон, поэтому к космосу он во многом относится как к хобби. Отсюда намного меньшая мотивация.


      1. Valerij56
        18.09.2017 20:03
        +1

        У меня ощущение, что конкуренция для него не стимул.
        Возможно Безос разочаровался в суборбитальном туризме как в бизнесе, но использует Новый Щепард как «ракету-парту».

        И, да, согласен, что конструкция Безоса намного безопасней.


  1. pnetmon
    18.09.2017 08:19
    +1

    SpaceShipTwo… До сих пор новый двигатель с новым горючим не испытан в полете, и остается только надеяться, что за прошедшие годы его смогли полноценно испытать на земле.

    Кажется его включали в полете который из-за организационных и ошибочных действий пилота завершился катастрофой. Или сейчас уже другая разработка?


    1. lozga Автор
      18.09.2017 08:52
      +2

      Да, катастрофа произошла в полете, где должен был в первый раз испытываться новый двигатель.


      1. tnenergy
        18.09.2017 20:51
        +2

        А что в итоге — они остались все с тем же гибридником, изменив процедуры или новое железо будет?


        1. lozga Автор
          18.09.2017 23:38
          +3

          Топливо поменяли с консистенции резины на консистенцию пластика. Принцип двигателя остался без изменений. После катастрофы изменили процедуры (здесь я подробно писал про ход событий катастрофы)


  1. Valerij56
    18.09.2017 19:55
    +2

    Интерьер капсулы New Shepard, по центру твердотопливный двигатель системы спасения,
    Здесь немного сложнее. Это «двигатель корабля», и при штатном запуске он так же срабатывает, и поднимает капсулу на большую высоту, чем поднимается ступень. Ну и в случае необходимости он уводит капсулу от неисправной ступени, это верно.


    1. lozga Автор
      18.09.2017 23:35

      В предыдущих полетах он не включался при штатной работе. И перегрузка будет немаленькой, если его включить. Откуда у вас такая информация?


      1. Valerij56
        19.09.2017 02:47
        +1

        Тогда какой двигатель включался в апогее при разделении капсулы и ракеты? О другом двигателе в капсуле мне не известно ничего.

        При необходимости уменьшить тягу твердотопливного двигателя и снизить перегрузки вполне возможно, отведя часть газов в дополнительные сопла.


        1. lozga Автор
          19.09.2017 07:53
          +1

          При разделении там хватит очень маломощной пиротехнической или даже пневматической системы. Двигатель САС очень мощный, пересмотрите испытания, он на участке работы ракетного двигателя, в районе максимального скоростного напора, способен унести капсулу вперед от ракеты.


          1. Valerij56
            19.09.2017 12:01

            При разделении — да, но капсула поднимается ощутимо выше ракеты. Но, вероятно, вы всё же правы, а я ошибаюсь. Прямого утверждения, что это следствие работы именно этого двигателя у меня нет.


  1. argumentum
    19.09.2017 12:44
    +3

    Заголовок у статьи немного неправильный. Вместо

    Новый виток активности суборбитального туризма
    — правильнее будет:
    Новый виток испытаний космических кораблей, предназначенных для суборбитального туризма