Стартап iSee — американская компания, основанная выходцами из MIT. Ее сотрудники занимаются исключительно исследованиями в сфере робомобилей. В частности, они планируют использовать ИИ для того, чтобы обучить машины принимать решения в случае непредвиденных обстоятельств. Разработчики называют все это «здравым смыслом», фактически, iSee всеми силами старается сделать так, чтобы робомобили могли быстро реагировать в сложных ситуациях. И конечно, эта реакция не должна приводить к жертвам или авариям.

Разработки, которые ведутся сейчас в других компаниях, в основном идут в направлении обучения компьютерных автосистем распознавать знаки, дорожную разметку, номерные знаки других автомобилей, погодные условия и т.п. Машина идентифицирует объект и поступает так, как ее «научили». Но в сложных ситуациях, когда попадается нечто, чего машина «не знает», такая система не работает.

Несмотря на то, что многие аварии происходят по причине «человеческого фактора», водитель-человек все же способен быстро реагировать на появление нестандартных ситуаций.

У iSee уже есть первый прототип их системы, установленный на SUV от Lexus. Один из основателей компании ранее владел этим авто, но решил выделить его на благо науки (конечно, преследуя и коммерческие цели, не без этого). Над программной платформой в компании работает семь специалистов, все — программисты высокого класса. По мнению представителей стартапа, если у них получится, то новая технология сможет изменить то, что сейчас называют робомобилями. Машины с компьютерной системой управления станут гораздо «умнее».

Сделать предстоит многое, поскольку в iSee пытаются использовать ряд человеческих особенностей, которые позволяют водителю избегать опасных ситуаций, возникающих неожиданно. Например, водитель-человек понимает, что если находящийся впереди автобус стоит на автобусной остановке, значит, на дороге в ту же минуту может появиться много людей. Следовательно, спешить не стоит. А вот обычные робомобили этого не «понимают». Для них что едущий автобус, что стоящий — препятствие одного порядка. И люди, возникающие как будто из ниоткуда, могут поставить робомобиль в тупик. В iSee же стараются научить системы управления автомобилей таким вещам. Потому разработчики и называют своей целью добавление компьютеру толики «здравого смысла».

В качестве примера ошибочного поведения современных автомопилотов разработчики приводят Tesla, едущую по дороге в Китае. На YouTube есть ролик, на котором изображен электромобиль Tesla в режиме автономного управления, который без раздумий, если так можно выразиться, устремляется на подметально-уборочную машину. Дело в том, что автопилот Tesla тренировали в Европе и США, и система просто не знает о существовании машин, отличающихся от тех, что используются в указанных регионах.

В iSee пытаются понять, какие особенности человеческого сознания и мышления помогают нам избежать аварий в сложных ситуациях. И эти особенности разработчики планируют воссоздать в программном виде, сделав AI умнее. Кроме всего прочего, речь идет об обучении машин взаимодействию с окружающей их средой. Компьютер должен понимать, что произойдет с объектом А, если объект Б поведет себя определенным образом. Конечно, объектов может быть гораздо больше, чем два, и в этом заключается основная проблема для робомобилей. Самая совершенная система сейчас не сможет сравниться с реакцией взрослого человека. Но программная платформа, создаваемая в iSee, может обучаться взаимодействию с миром примерно так, как это делают маленькие дети.

Метод проб и ошибок — один из многих, которые используются специалистами компании. Здесь хорошо то, что любая из ситуаций, через которые прошел компьютер, послужат основой для получения опыта. Если система смогла найти путь решения возникшей проблемы, то это решение останется в памяти, и в следующих ситуациях, похожих на уже случившуюся, автомобиль будет «знать», что делать и с высокой степенью вероятности решение будет правильным. Метод работы сотрудников iSee имеет название. Это вероятностное программирование. Названная сфера относительно новая, и опыт в ней еще предстоит наработать.

Кстати, в большинстве научно-фантастических произведений первые роботы, которые взаимодействуют с людьми — человекоподобные. Но скорее всего, в реальности этими роботами будут именно автономные машины.

Не только программная платформа




Да, разработчики робомобилей понимают, что и «железо» должно быть точно заточено под решение определенного круга задач. Илон Маск, компания которого упоминалась выше, заявил о начале разработки собственных чипов для своих систем автоматического управления. Помогать компании в этом начинании будет AMD.

В настоящий момент Tesla сильно зависит в своей работе от Nvidia, компании, которая поставляет элементы нынешней аппаратной «начинки» автопилота. В будущем сотрудничество с AMD позволит несколько снизить зависимость Tesla от Nvidia.

В целом, Илон Маск старается следовать своему же принципу, оглашенному ранее — пытаться использовать собственные разработки тогда, когда это возможно.




Комментарии (2)


  1. Rumlin
    24.09.2017 12:14
    +1

    пытаются понять, какие особенности человеческого сознания и мышления помогают нам избежать аварий в сложных ситуациях

    Из текста не видно перспектив решения такой задачи.
    Вспоминаются мемы «В любой непонятной ситуации...» и «Do a Barrel Roll ...» — и это тоже особенности человеческого сознания и мышления…


  1. 0o0
    25.09.2017 14:00

    Непредвиденные ситуации так называются потому, что их нельзя предвидеть. А пример с автобусом и пассажирами — о другом.