Минувшая неделя ознаменовалась двумя в каком-то смысле дополняющими друг друга новостями. Китайцы скопировали Falcon 9 SpaceX (на самом деле нет), а компания Northrop Grumman за $9,2 миллиарда поглотила крупного «космического частника» Orbital ATK.


Испытания тестового стенда LinkSpace

Не копия


«Китайцы скопировали SpaceX» — в таком формате вы уже могли слышать эту новость, она разошлась весьма широко. Но реальность заметно отличается. Китайская компания LinkSpace, которую называют «первой частной космической компанией Китая», показала концепт ракеты New Line 1, где легко узнаваемы посадочные «ноги» и, если приглядеться внимательней, решетчатые рули первой ступени Falcon 9 компании SpaceX.


Слайд презентации LinkSpace

Прежде всего, New Line 1 гораздо меньше и легче Falcon 9. Со стартовой массой 33 тонны, что в 16 раз легче F9, New Line 1 относится к ракетам-носителям сверхлегкого класса и должна будет выводить на солнечно-синхронную орбиту всего 200 кг полезной нагрузки. Также на первой ступени стоят 4 двигателя (вместо 9 у F9) тягой в 10 тонн каждый (в семь раз слабее Merlin 1D). Разница в количестве двигателей означает и другие алгоритмы посадки, потому что держать включенными придется минимум два двигателя (вместо одного у F9), и из разницы соотношения их тяги и пустой массы ступени логично предположить, что китайские двигатели могут гораздо сильнее дросселироваться (их тягой можно управлять в большем диапазоне).

Далее, конкретный внешний вид посадочных опор не относится к высоким технологиям, и их копирование скорее вопрос внешнего вида и дизайна, чем серьезной инженерной задачи. А решетчатые рули китайцы «скопировали» у Falcon 9 ровно в том же смысле, в котором сама SpaceX «скопировала» их у СССР, где их и придумали много лет назад. Никакое конкретное техническое решение Falcon 9 нельзя прямо скопировать на New Line 1 — каждый агрегат придется проектировать под гораздо более легкую ракету с нуля.

В то же время, одну вещь LinkSpace все-таки позаимствовала у SpaceX — концепцию посадки первой ступени при помощи двигателей на посадочные опоры. Дело в том, что вариантов спасения отработанных ступеней много — двигатели, парашюты, крылья, можно спасать всю ступени или только блок двигателей без баков. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и SpaceX продвинулась дальше всех в одном конкретном способе, показав его принципиальную реализуемость. Экономические расчеты нужно подтвердить длительной эксплуатацией, и многоразовая схема вполне может иметь разную эффективность для ракет-носителей разных весовых категорий. Поэтому правильнее сказать, что китайская LinkSpace скорее вдохновлялась SpaceX. Это в интервью не скрывают и представители компании:

SpaceX очень классные, и Falcon 9 — отличнейшая ракета, мы рассматриваем их как цель и пример для подражания, потому что у них есть очень многое, чему мы можем научиться
Ху Женью (Hu Zhenyu), основатель и CEO LinkSpace

В целом эта история наводит на размышления, причем очень далекие от штампов «Китай только копирует чужое». Прежде всего, отлично, что появляются новые космические стартапы в разных странах, интересно смотреть, как они экспериментируют с различными техническими идеями, и повышается вероятность того, что в итоге получится что-то полезное для всего человечества.

Вторая мысль, увы, имеет горький оттенок. Китайское телевидение сделало репортаж о компании, в которой говорится, что LinkSpace — это шесть молодых людей не старше тридцати.



Стартап разработал свой двигатель, сделал и успешно испытал несколько технических демонстраторов, которые висели на реактивной тяге. На этом фоне бледно выглядят результаты отечественных частников, которые на сегодняшний день в лучшем случае смогли успешно испытать только двигатель, а не в лучшем случае испытания закончились взрывом и впечатляющим скандалом. Китай — это первая экономика и «кузница» планеты, и это уже дает системный эффект, когда заняться производством хайтека там гораздо легче, чем в других странах. Даже если бы New Line 1 был полной копией, в двадцать лет копировать лучшие мировые образцы не стыдно. А через 10-20 лет, боюсь, уже мы будем копировать передовые решения набравшихся опыта китайских инженеров.

Пришли к успеху


Вторая новость вызвала меньше внимания, но она по-своему важна и также наводит на размышления. Компания Notrhrop Grumman за 9,2 миллиарда долларов приобрела частную космическую компанию Orbital ATK. На вопрос «зачем» лучше всего отвечает слайд из презентации с мероприятия, посвященного событию.


Источник: Doug Messier

Компания Orbital ATK производит твердотопливные ракетные двигатели, которые используются как в военных, так и в гражданских целях, эксплуатирует Pegasus, единственную из использующихся сейчас ракет-носителей воздушного старта, а также возит на МКС грузы на корабле Cygnus и ракете-носителе Antares в рамках программы COTS параллельно SpaceX. Также они эксплуатируют ракету-носитель Minotaur и создали по заказу NASA зонд Dawn, который сейчас исследует Цереру. Northrop Grumman — сравнительно старая и очень крупная компания (активы оцениваются в $25 миллиардов на 2016 год), которая работает в аэрокосмической и военной отраслях. Кроме, например, бомбардировщиков B-2 или коммуникационных спутников TDRSS, Northrop Grumman является основным подрядчиком в создании телескопа «Джеймс Вебб».


РН «Антарес», фото Ken Kremer

Компании действительно неплохо дополняли друг друга, и расстраиваться по поводу их объединения стоит разве что только военным заказчикам — там будет меньше конкуренции, и цены могут вырасти. В космической же сфере получается любопытная картина — Northrop Grumman такая же частная компания, как и Orbital ATK, но говорить о частном космосе здесь уже язык не поворачивается. У понятия «частная космонавтика» сейчас отчетливый дух стартапов, новых и, по крайней мере сначала, небольших компаний. Но те фирмы, которым посчастливилось вырасти и «прийти к успеху», меняются и встраиваются в систему на новом уровне. При этом, кстати, теряется внешняя привлекательность компании. Это нормально, например, Google уже мало кто называет «корпорацией добра». А если, как и в первой новости, представить себе будущее лет через 10-20, то этот эффект способен дать забавные результаты — успех тех же SpaceX может породить новости вроде «Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и SpaceX создали компанию American Launch Alliance, эксперты опасаются повышения цен на космические запуски в условиях монополии».

В целом же, пусть и местами с горьким привкусом, обе новости хорошие. Появляются ли новые или взрослеют старые компании, это говорит об активной жизни космической отрасли.

Комментарии (24)


  1. voyager-1
    25.09.2017 07:36
    +4

    Также на первой ступени стоят 4 двигателя (вместо 9 у F9) тягой в 10 тонн каждый (в семь раз слабее Merlin 1D).
    Я думаю они скорее на Falcon 1 ориентируются (каким он должен был стать, если бы на него были заказы).
    каждый агрегат придется проектировать под гораздо более легкую ракету с нуля.
    Так такие технологии Маск даже Blue Origin с ULA в ближайшее время не продаст (о чём он говорил сам).
    В целом эта история наводит на размышления, причем очень далекие от штампов «Китай только копирует чужое».
    Ну в целом это и есть копирование, только не непосредственно конструкций а технологий.
    Китай — это первая экономика и «кузница» планеты
    Пока ещё вторая, и до «мозга» планеты — Китаю ещё ой как далеко. А звания «кузницы» и «житницы» страны как мы знаем к богатству народа напрямую не ведёт.
    А через 10-20 лет, боюсь, уже мы будем копировать передовые решения набравшихся опыта китайских инженеров.
    Боюсь мы уже пришли к этому, только пока не в космической отрасли. Но с такими темпами урезания бюджетов на образование, науку и космос — мы к этому придём намного скорее думаю.


    1. lozga Автор
      25.09.2017 07:42
      +5

      Ну в целом это и есть копирование, только не непосредственно конструкций а технологий.

      Технология — это конкретная реализация. Здесь же правильнее сказать, что вдохновлялись идеей.

      Пока ещё вторая, и до «мозга» планеты — Китаю ещё ой как далеко.

      На мой взгляд оценка в ВВП по ППС корректней, чем по номинальному. А по ней Китай уже несколько лет как первый.


      1. voyager-1
        25.09.2017 08:03
        +1

        Технология — это конкретная реализация. Здесь же правильнее сказать, что вдохновлялись идеей.
        Ну в таком случае скопировали идею значит). Поменять число двигателей и смасштабировать конструкцию в несколько раз вниз — это всё таки ещё копирование, а не новая разработка. Хотя возможность сравнить две системы построенные на разной компонентной базе и с разными масштабами — это конечно дорогого стоит, за это ребятам жирный плюс и всяческих успехов.
        На мой взгляд оценка в ВВП по ППС корректней, чем по номинальному. А по ней Китай уже несколько лет как первый.
        Данные по ППС предоставляются самими государствами (впрочем как и по номиналу). Только по ППС — возможностей мухлежа значительно больше, так что по ППС мы скажем на 6 месте (в что верится с трудом) или на 12 по номиналу (что более реалистично). У китайских финансистов есть достаточно причин завышать свой ВВП напирая на «победу коммунизма» так что в их ППС я тоже верю слабо.


        1. old_bear
          25.09.2017 11:53
          -1

          Ну в таком случае скопировали идею значит

          Ага, приблизительно как копирование идеи круглых колёс в количестве 4-х штук в автомобиле-строении.


          1. voyager-1
            25.09.2017 12:53
            +1

            Скорее тогда уж в телего-строении. В технологиях многоразовых ракет мы пока ещё не продвинулись даже до уровня карет. Так что аналогия не в тему.

            Когда кто-то использует в своей новой одноразовой ракете НДМГ/АТ или RP-1/LOX — в этом нет никакого заимствования, так как эти технологии уже в каждой книжке по ракетным технологиям разобраны. А когда ваша ракета похожа как две капли воды на единственную построенную по новой технологии за последние n-десятков лет, и которая захватила за 7 лет почти весь коммерческий рынок — тут да, попахивает заимствованием.


        1. finnm
          25.09.2017 15:08

          какую идею скопировали?
          почти все идеи и концепции придуманы до spaceX.
          разве что название похожее и внешность РН на рисунке.
          это наверняка только ради пиара. «корпорация» то из «трех студентов».

          кстати уже была волна новостей «китайцы копируют spaceX в СМИ».
          но там шла речь о серьезной компании «China Academy of Launch Vehicle Technology». которая занималась возвращаемыми носителями задолго до появления spaceX…


      1. yarric
        25.09.2017 10:09
        +2

        Лучше по ВВП на душу населения вообще смотреть.


        1. voyager-1
          25.09.2017 10:51
          +2

          Это показывает уровень развития страны и обеспеченность граждан, но всё же многое тоже от общего рынка сбыта зависит. Так в топ-10 стран по ВВП на душу населения входят Люксембург и Сан-Марино с ?100 тыс. населения, которые не могут создать рынок сбыта практически ни для чего.

          В долгосрочных прогнозах Китай обходит США по номиналу ВВП на рубеже 2020-2030 годов, но доказательств этому как свершившемуся факту — нет, достаточно только на лидеров отраслей по капитализации отраслей поглядеть — все технологические лидеры были и остаются в США.

          Мы же к прискорбию по прогнозам даже на рубеже 2050-х никуда не продвигаемся. В Россию никто не верит, и не без основания: демографическая ситуация у нас так себе все последние 25 лет, и рост ВВП у нас небольшой и нестабильный. Да и ВВП по номиналу на душу населения — у нас сейчас даже ниже средне-мирового уровня.
          Hellsy22

          А во-вторых, ППС — вообще лукавая штука, поскольку от состава виртуальной потребительской корзины оценка может меняться в разы.
          Поэтому я в неё и слабо верю когда она отличается 1,6 раза (как в случае с Китаем) и совершенно не собираюсь верить когда она отличается 2,8 раз (как с Россией). Можно в качестве примера поглядеть на Англию, Германию и Францию (которые не пытаются никому ничего доказать) — у них ППС и номинал ? равны.


          1. BalinTomsk
            25.09.2017 19:37
            -9

            ---демографическая ситуация у нас так себе все последние 25 лет,
            ---демографическая ситуация у нас так себе все последние 25 лет,

            За это спасибо Горбачеву и Ельцины — катастрофические 90-е.
            Сейчас политика лучше чем у большинства европейских стран.

            ---ВВП по номиналу на душу населения — у нас сейчас даже ниже средне-мирового уровня.

            Это не РФ вина, что ВВП привыкли считать по курсу доллара США. ВВП надо считать за вычетом текущего госдолга, который у многих стран больше ВВП (США, Япония, Италия, ....)


            1. voyager-1
              25.09.2017 20:25
              +5

              Сейчас политика лучше чем у большинства европейских стран.
              Вы про это недоразумение что ли? Вы себе хоть представляете сколько стоит вырасти ребёнка даже где-нибудь в глубинке? И попробуйте сравнить эту «заботу» с той же Германией, в которой молодым семьям просто сразу выделяют жильё, а на детское пособие мать с ребёнком реально может безбедственно прожить (в противоположность нашему пособию, которое полнейшее издевательство над здравым смыслом).
              Это не РФ вина, что ВВП привыкли считать по курсу доллара США. ВВП надо считать за вычетом текущего госдолга, который у многих стран больше ВВП (США, Япония, Италия, ....)
              1) Если вам не нравятся доллары — можете перевести в любую приглянувшуюся валюту, даже рубли. Результат будет тем же — мы будем плестись где-то ниже середины.

              2) «Да вы на госдолг США посмотрите»! — да, очень смешная шутка, только на человека с экономическим образованием мало-мальски разбирающимся в вопросе — не действует по своему назначению, к сожалению).

              Большая часть этого долга — внутренняя (то есть США должно своим гражданам), если брать Японию — то они сейчас первые или вторые держатели госдолга США (то есть США должны им, они — всем другим).

              Ну а теперь вишенкой на тортик — вы себе хоть представляете сколько наши госкомпании (а не коммерческие) внешним должникам из этой суммы должны? А это — тот же госдолг, только скрытый. И это при 3,5 триллионах $ нефтедолларов притекших к нам за последние годы — это половина от реального внешнего долга США между прочим. А теперь можете вспомнить что население России как раз два раза меньше США, и то что нефтедоллары не надо было возвращать — и можете начинать рвать на себе волосы, пытаясь найти нас в лидерах хоть по одному экономическому показателю.


              1. vZakhar
                26.09.2017 10:16
                +2

                Не вводите людей в заблуждение. А то народ побежит трактор заводить. Жилье никому в Германии просто так не дают. Если доход меньше определенного уровня или другие отягчающие, город платит за аренду определенных квартир и добивает доход до минимума («социал»). Kindergeld, пособие — выплачивается ежемесячно до 18ого года жизни ребенка — составляет в среднем примерно 200 евро.


                1. Fedorchik
                  27.09.2017 13:34
                  +1

                  Вы тоже не вводите. Если уж назвали «ниже определенного» то будьте добры определить это значение. Тогда уже читаль сможет делать какие-то выводы.
                  Можете заодно привести стоимость «основного пакета» для сравнения.

                  А то «контрим недоговорки недоговорками».


                  1. vZakhar
                    28.09.2017 23:24
                    +1

                    Отнюдь. Я не ставлю целью агитировать за или против определенной системы, а указываю на неточность в чужой агитации.
                    Конкретные цифры я Вам указать не могу, так как они зависят от многих факторов, т.е. само по себе — формат серии статей. Желающий может погуглить в направлении Hartz IV и почитать кто и на какие выплаты имеет право.
                    Дабы удовлетворить Ваш интерес к цифрам, даю упрощенный пример: здоровый человек работает на минимальной ЗП (400 евро, убирается\разносит еду по 10 евро\час по выходным), снимает убитую социальную квартиру со сложными соседями за 400 евро, платит 100 за отопление. Он может претендовать на 669 евро дотаций. Т.е. по факту государство оплатило жилье и коммуналку и добило остаток до минимума, чтобы хватило на еду. А, еда выйдет в 200 евро в месяц, если полноценно питаться базовыми дешевыми продуктами. Ну и за электричество и другую коммуналку надо доплатить — 0.2-0.4 евро\кВт + остальная коммуналка (по-разному, обычно до 50).
                    Суть: это все не проблема, если трудиться как все, не обязательно высококвалифицированно. Но халява будет уменьшаться вместе с ростом дохода. Рабочий средней кваллификации уже не может претендовать на какую-либо халяву. Программист — тем более.


      1. Hellsy22
        25.09.2017 10:17
        +3

        На мой взгляд оценка в ВВП по ППС корректней


        Более-менее корректная оценка представляет собой чистый доход домохозяйства после вычета всех обязательных расходов и налогов, нормированный по ППС. Но с ней есть ряд проблем — во-первых, не очень понятно, что считать «обязательными расходами», у меня вот автомобиля нет и мне он не нужен, а в США он есть почти у каждой семьи и появляются соотв. статьи расходов. А во-вторых, ППС — вообще лукавая штука, поскольку от состава виртуальной потребительской корзины оценка может меняться в разы.


      1. Valerij56
        25.09.2017 15:50
        +2

        Технология — это конкретная реализация. Здесь же правильнее сказать, что вдохновлялись идеей.
        Тогда бы ребята поставили пять двигателей, четыре в углах и один по центру…


    1. x67
      25.09.2017 10:52
      +3

      На самом деле Китаю еще есть чему у нас поучиться, но время бежит быстрее любых ракет, а со временем и сокращается технологическое отставание Китая. Еще немного и у нас действительно есть шанс стать никому не нужным остовом одной из технологических держав прошлого.


      1. Hellsy22
        25.09.2017 11:27
        +2

        Ну зачем же вы так. Ведь есть еще арабские страны и почти вся Африка.


        1. x67
          25.09.2017 13:38

          Учитывая весь политический суп, который сейчас готовится, и за них придется бороться с конкурентами, попутно защищая от налетов демократии. К тому же я не вижу предпосылок для серьезного развития Африки в ближайшем будущем, не считая некоторых уже достаточно развитых (чтобы иметь кэш не только на нашу технику) стран.


  1. Aplgt
    25.09.2017 12:06
    +3

    Нет, когда у китайских стартапщиков на видео теста двигателя начал летать какой-то мусор — я удивился. Но когда там побежали КУРЫ...!!! :)

    www.youtube.com/watch?v=yKz8Eek6C4c


    1. Valerij56
      25.09.2017 15:42
      +8

      У маска мощная ракета и поэтому по его испытательному полигону бегают коровы!


    1. Wizard_of_light
      25.09.2017 16:44
      +2

      Стенд-то у китайцев прямо как у «Лин Индастриал»! А если бы движок рванул, курам пришлось бы несладко.


      1. finnm
        25.09.2017 17:20
        +2

        судя по видео. это малотонажный развозной грузовичек «на башмаках». по совместительству стенд. вероятно даже передвижной. чтобы проводить испытания где-нибудь в ночи на окраинах промзоны )


      1. igormich88
        25.09.2017 19:59

        Как раз хотел про них спросить, живы ли они? А то у них на сайте крайняя новость поздравление с днём космонавтики.
        spacelin.ru/novosti


  1. Valerij56
    25.09.2017 15:44
    +1

    В космической же сфере получается любопытная картина — Northrop Grumman такая же частная компания, как и Orbital ATK, но говорить о частном космосе здесь уже язык не поворачивается.
    Я бы не стал так торопиться. Лучше было бы сказать об этом в прошедшем времени, типа «но ранее говорить здесь о частном космосе оснований не было». Потому, что теперь они точно есть.

    Орбитал — участник и победитель программы CRS2, наряду с SpaceX и Sierra Nevada Corporation получившая контракт по этой программе на доставку на МКС грузов с 2020 года. Теперь этот контракт у Northrop Grumman, и вряд ли его хотят похерить.

    Появляется очень много интересных возможностей, но пока они все бездоказательны. Но можно сказать уверенно, что на рынке инвестиций в частный космос поставлен новый рекорд. А следовательно некоторые «Старые Гранды, к которым, безусловно относится и Northrop Grumman, решили испытать себя на ниве частного космоса.