Развитие кремниевой долины: день в техшопах, общие качества мобилизаторов, партнерские бизнес-модели. Первая часть здесь.

Техшопы — еще один пример развивающих форматов цифрового производства. Сегодня в мире работают 11 техшопов, которые посещают более 10 000 человек. 8 находятся в США, по одному во Франции, Японии и ОАЭ. Выручка сети в 2015 году составила 14 миллионов долларов.

image
Вечер субботы в техшопе Сан-Хосе

В Калифорнии три техшопа — в Сан-Франциско, Сан-Хосе и на полпути между ними в Рэдвуд Сити. Техшоп в Сан-Хосе — это 12 цехов: Laser Studio, 3D Studio, Machine Shop, Hot Shop, Plastics Area, Grinding Room, Finishing Room, Electronics Lab, Metal Shop, Wood Shop, Textiles Area, Garage Area.

Сотни видов оборудования в них — гидроабразивный станок, плазморезки, 15-ти тонный пресс, лазерные граверы и резаки, 3D принтеры, швейные машины. Самый высокий спрос на лазерные резаки, иногда их надо бронировать заранее и ждать очередь. Много компьютеров с программным обеспечением CAD/CAM. В каждый техшоп вложено более миллиона долларов в станки и инструменты, технологии и оборудование. Техшопы открыты для всех и работают с раннего утра до полуночи.

Техшоп в Сан-Хосе работает с 2006 года. В бизнес-модели предусмотрено все необходимое для того, чтобы реализовать любые идеи, включая цифровую систему управления для задуманных проектов. Тех, кто не имеет опыта в производстве — увлекательно научат, а тем, кто опытен, предложат помощь в проектировании и экспериментах. За 120 долларов и несколько вечеров новичков здесь научат, к примеру, сварке.

В техшопах каждый день проводятся 5-10 групповых занятий для взрослых и детей. Среди них такие курсы, как производство из композитов, проектирование и изготовление мебели на фрезерных ЧПУ, красивая вышивка с помощью ЧПУ швейных машин и многие другие.

image
Расписание занятий на месяц

Годовой абонемент в техшоп стоит 1650 долларов в год, принцип работы очень схож с фитнес-клубами: владельцам клубной карты доступно всё оборудования для материализации своих идей. К сожалению, в Techshop San Jose не оказалось книжной и сувенирной лавки, проспектов, журналов и книг о техшопах и современном производстве. Нам показалось, что не хватает нормального объяснения, что такое техшоп, чем интересны классы, что можно сделать с оборудованием. При этом, книги и журналы издательства Maker Media, увлекательно рассказывающие о методах современного производства и всех возможных «сделай сам» направлениях, продаются в каждом книжном и почти на каждом газетном прилавке Калифорнии.

Когда мы уходили поздним субботним вечером, в цехах техшопа продолжали что-то паять, резать, около десятка человек что-то программировали. А воскресным утром следующего дня в Техшопе Рэдвуда мы встретили команду из нескольких преподавателей и полутора десятков посетителей, которые увлеченно работали над проектированием автономных автомобилей. Группа из 7 девушек училась шить с помощью швейных машин с числовым программным управлением.

image
Основные общие качества пространств-мобилизаторов и других подобных техшопам мест – активное сообщество, доступность и открытость, комплексная инфраструктура.

Сообщество. Вокруг собирается сообщество пассионарных энтузиастов, которые с удовольствием работают с оборудованием и решают задачи своих проектов. Предприниматели, студенты, производственники, изобретатели, инвесторы – все они включаются в экосистему, с помощью которой проектам, находящимся в самой ранней стадии развития, иногда удается трансформироваться в бизнес с ощутимым возвратом на инвестиции. Мобилизаторы часто проводят мероприятия (отслеживать и записываться на них можно на eventbrite.com и meetup.com), на которых люди разных сообществ встречаются и обсуждают проекты, новые идеи, развивают отношения.

Доступность. Мобилизаторы, как правило, расположены в центре городов с расчетом на то, что проходящие мимо могут в них зайти даже поздно вечером.

image
Окна техшопа в субботу ночью — в витринах продукты техшоперов, включая деревянные барбекюшницы

Гостем техшопа вполне могут люди, обладающими нулевыми знаниями в производстве, дизайне или программировании. В 2016 техшоп в Рэдвуде запустил мобильный проект вместе с Fujitsu – «Techshop inside», мобильную мастерскую для увлекательного, проектно-ориентированного обучения STEAM (science, technology, engineering, arts, math) в тех городских районах, жители которых не имеют доступа к современному техническому образованию.

image

Инфраструктура. Команда, оборудование, программное обеспечение, образовательные программы – все необходимое для того, чтобы превратить свою задумку в первый прототип, в MVP (Minimum Viable Product), пройти через валидацию гипотез и вывести продукт на краудфандинговую платформу. Должности помощников в командах техшопов – “dream consultant”, по сути — консультант по материализации мечты. Их ключевые показатели эффективности – скорость освоения вами инструментов, оборудования, CAD/CAM для реализации вашей идеи.

Еще один тренд долины – развитие бизнес-моделей взаимного дополнения ресурсами возможностей различных компаний. Пример – работа трех производственных компаний –контрактных производителей fictiv.com и sculpteo.com, глобального гиганта flex и технологического коворкинга Techshop. Эти компании расположены в Сан Франциско на минимальном расстоянии друг от друга.

image
В том числе благодаря этому их бизнес-модель работает через синергию различных ресурсов.

Ресурсы Fictiv и Sculpteo — удобный и простой онлайн маркетплейс для b2c заказов, молодая и энергичная команда предпринимателей. Скорость в исполнении заказов: готовность изготовить и доставить детали за 24 часа.

Ресурсы TechShop — открытый до полуночи для производства малых заказов и прототипов парк оборудования и энергичная, очень молодая, почти без бизнес-опыта команда.

Ресурсы Flex, микрофабрики и инновационной лаборатории — высокоточное дорогое производственное оборудование и высококомпетентные дорогие специалисты.

Благодаря неформальному (или формальному, не суть) партнерству все три компании зарабатывают тем, чем по отдельности заработать невозможно или очень сложно. Fictiv и Sculpteo принимают заказы (3D модели деталей) через простой и удобный веб-интерфейс. При этом для компании нет необходимости нести затраты на содержание парка производственного оборудования и дорогих специалистов: эту функцию выполняет микропроизводство Flex. Задачу «spark the curiosity», фактически – маркетинг, создание и развитие нового рынка сложных DIY продуктов решает TechShop.

Также представьте, что происходит, когда люди из этих компаний, команды, заказчики и клиенты, встречаются на митапах или вечером за кружкой пива. Из обсуждения их идей, мыслей и желаний они начинают создавать новые продукты, сервисы и компании. И благодаря экосистеме относительно быстро растут.

Резюме части 2:

1. В городах кремниевой долины для каждого реализована возможность зайти с идеей и уйти с продуктом, воспользовавшись станками, оборудованием, инструментом и помощью команды техшопов. За последние три года число техшопов увеличилось, они пользуются популярностью, в том числе, во Франции, Японии, ОАЭ. План запуска на ближайшие годы – в десятках других стран.
2. Техшопы открыты и расположены в центрах городов, реализуя, в том числе, маркетинг ценности индивидуального и командного производства и созидания – для баланса потребительских моделей.
3. Компании долины используют преимущества бизнес-моделей взаимного дополнения ресурсами возможностей различных компаний и синергии через обмен ресурсами. Пример – Fictiv, Sculpteo, Flex и Techshop.
Роль новых компаний в трансформации отраслей, выводы и резюме – в третьей части статьи.

Более подробно о техшопах, статистика развития, проекты, success stories — здесь

Авторы: Павел Биленко (Pavel_Bilenko at skolkovo.ru), Максим Фельдман (Maxim_Feldman at skolkovo.ru). Московская Школа управления СКОЛКОВО, 2017.

Комментарии (15)


  1. termsl
    28.09.2017 13:36
    +2

    Вероятно, единственно возможный вариант для обычного человека что-то сделать в текущее время, так как затраты на сопоставимую по возможностям мастерскую становятся все дороже и дороже, плюс содержать и одно ПО может стоить не подъемные для частника средства.


    1. lingvo
      29.09.2017 09:21

      На раньше вроде как были гаражи, сараи с инструментами, дядя Вася-токарь, который за бутылку готов был выточить любую деталь. И можно было что-то сделать на коленке.
      Мне кажется, что появление таких мастерских больше связано с текущей сингулярностью на рынке труда. Люди ищут себя, пытаются заниматься несвойственными им вещами, найти применение своим знаниям и умениям в другой области. И Techshop именно то место, где, казалось бы, абсолютно разные технологии работают вместе и дополняют друг-друга. Как программирование и металл или шитье и ЧПУ.


      И монетизация, как мне кажется, играет небольшую роль — окупить такое оборудование будет ой как не просто.


      1. termsl
        29.09.2017 10:15
        +1

        Надо разделять ситуации там и тут.
        Там всегда было раздолье хоббистов, а проживание большой массы в частных домах этому только способствует, поэтому станки в гараже совсем не редкость и куча бизнесов, готовых удовлетворить любой запрос хоббиста, но если брать субурб, города, где креаклы теснятся в многоэтажках без гаражей и земли — вот тут фабы и становятся актуальными.

        У нас- раньше были бартерные отношения, которые позволяли за не великий товарный эквивалент получить подпольно услугу, так как она выполнялась на оборудовании предприятия, из материала предприятия, сотрудником за его же оплачиваемое предприятием трудовое время, что после комерциализации предприятий стало не возможным, либо крайне затруднительным, токари и прочие долгое время считались не престижными профессиями и практически вымерли, те, которые еще не вымерли- лишились доступа к станкам.
        Станки стремительно, тысячами отправляются на переплавку, потому, что работать на них не кому, а места занимают много, рынка для хоббистов у нас внутри нет, не возможно или крайне затруднительно купить физ лицу заготовки материала, стоимость на качественный инструмент и расходку из-за границы космическая, аренда, хоббийной технической литературы нет, что-то физическое сделать на заказ с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее.

        Также, и тут и там ни кто не хочет связываться с единичным заказом — мороки больше, логистика одна становится безумно дорогой, и глядя на этот замкнутый круг, люди принимают решение делать сами, после этого два варианта- свой воркшоп либо фаб.


  1. lingvo
    28.09.2017 17:48

    Помоему Techshop — это более тяжелая версия Makerspace. В первом детали делаются из металла и надежных печатных плат, во втором из пластика и на макетках. В обоих случаях используется современное оборудование.


    1. ManPavel Автор
      29.09.2017 02:13

      Или хакспейса. Не суть как назвать, важны возможности, функционал, влияние на развитие людей, компаний и стран. Это влияние огромно.


  1. Ark_V
    28.09.2017 18:22
    +1

    Как видите возможность монетизации подобной модели в России, на фоне высокой платы за аренду помещения, амортизации оборудования, еще и зарплата команде техшопа? Сколько ценник за пользование будет, многие ли поднять смогут?


    1. ManPavel Автор
      28.09.2017 18:22

      В Москве — да, в России в том же виде — нет


  1. iva2000
    28.09.2017 22:08

    Возможность каждому куда-то придти и поучиться сварке или поиграть в «вышивку ЧПУ» — колоссальное преимущество и гордость для всей страны. В Москве, допустим, есть Дар Труда и Фаблаб МИСиС, а есть ли такие сто подобных или еще лучших организаций в ста крупнейших городах РФ?


    1. ManPavel Автор
      29.09.2017 01:59

      Нет


    1. termsl
      29.09.2017 11:18

      Сварке можно поучиться в практически любом городе на профильных курсах повышения квалификации, без смузи и белоснежных коворкингов конечно))


      1. vbifkol
        29.09.2017 11:37
        +1

        Пробовали? Профильные курсы — гуано для корочек, но все равно 3 месяца очной дневной. Альтернатива — технарь, 3 года очно. Курсов «научиться тыкать электродом/полуавтоматом за пару выходных или 2 недели по часу вечерком» на рынке нет.


        1. termsl
          29.09.2017 11:52
          +1

          Пробовали, почему гуано, теория, практика, и да, очно, со свидетельством гос образца.

          Поучиться есть варианты, палочкой потыкать, только если в частном порядке найти знакомого с дачей или гаражом, или арендовать гараж.
          Я боюсь подумать, сколько надо всяких бумаг и $$$ у нас, на открытие места, где можно человеку с улицы дать попробовать варить, так как это одних инструктажей по закону и ответственных целый вагон с прицепом ТБ, электро безопасность, пож безопасность, емкости под давлением и прочее.


          1. vbifkol
            29.09.2017 12:29
            +1

            У меня с профильными курсами опыт не очень. Корочки есть, но времени потратил слишком много, а знаний получил — минимум. Фактически, я за свои 15 тыр еще учил препода на станках работать. И просрал месяц там, где можно было парой дней обойтись. Зато лицензированный оператор сименс синумерик тёрн. Даже боюсь на сварку ходить — там просят три месяца полного дня, а по отзывам нихрена вкусного.

            Третий абзац — да, наше законодательство пытается изо всех сил человека защитить от легкого получения навыков и умений. А то вдруг конкурентоспособным станет, денег заработает, а там и думать начнет.


  1. soundnix
    29.09.2017 09:33

    Хорошо, что в настоящем времени еще не отменили в школах России уроки труда. Только предмет теперь называется «Технология». У пацанов вместо гаджетов появляется возможность подержаться за молоток да и вообще помастерить и девчонки не стоят в сторонке, а готовят винегрет, в отдельном классе (:
    Не знаю во всех ли школах, но вводится предмет (от начальных до выпускных классов) на котором собирают различные устройства из конструкторов типа lego, они программируются и выполняют различные действия в зависимости от конструкции. Предмет ведет дядька в свитере, без бороды, дочка говорит классный предмет.
    Техшопы, думаю разделят нишу с квест-румами в скором времени.


  1. gosha-z
    29.09.2017 09:33
    +1

    Не рекламы ради: 4Axis. Я к ним отношения не имею.