Так получилось, что инструменты DevOps обычно иллюстрируются на примере CI/CD какого-то масштабного веб-сервиса. Отчасти так получилось по историческим причинам, отчасти свою роль сыграли замечательные книги типа Google SRE Book.


К черту, давайте посмотрим на что-нибудь действительно новое. На Mobius 2017 к нам приезжает Jing Li из Viacom, с докладом «Android meets Docker».


Накануне конференции удалось найти несколько минут в его плотном графике и задать пару вопросов. В этом интервью Jing рассказывает о DevOps в мобильной разработке, приводит примеры задач и дает конкретные рекомендации по улучшению вашего DevOps процесса.


— Привет. Расскажи Хабру о себе. Где ты работаешь, чем занимаешься?


— Раньше был разработчиком в компаниях Sony, Nokia, eBay и Viacom (они — хозяева MTV, Paramount Pictures и так далее). В данный момент я готовлюсь к следующему большому приключению, отдыхаю дома и работаю над своими open source-проектами (https://github.com/thyrlian). Информационные технологии сейчас развиваются очень быстро, каждый день нужно изучать слишком много нового. Поэтому после работы я стараюсь заниматься машинным обучением и виртуальной реальностью .


— Как ты попал в мобильную разработку? Ты занимаешься DevOps на постоянной основе или это была какая-то разовая работа?


— Так же как дети любят играть на игровых приставках, я пристрастился к мобильнику еще со школы, когда трава была зеленее, а экраны — монохромными. Понятно, что после окончания университета я сразу же занялся мобильной разработкой. В мобильной разработке DevOps происходит каждую минуту, в особенности, когда кто-то заливает изменения в код. Так же как в обычной разработке, DevOps требует большой работы по написанию кода, правильной архитектуры и сложных конфигураций. Учитывая комбинацию этих трех аспектов, сложно сказать, что это какая-то одноразовая работа. Это постоянный процесс, свой прогресс в котором можно отслеживать по множеству вполне конкретных признаков:


  • Скорость — время твоей реакции должно быть такое, чтобы разработчикам не приходилось ждать ответа слишком долго;
  • Стабильность — никто не хочет работать с разваливающейся системой, это потеря времени;
  • Надежность — результаты должны быть достаточно качественные и достоверные, никаких ложных срабатываний;
  • Консистентность — результаты не должны отличаться между несколькими попытками запуска, или между разными машинами;
  • Гибкость — использование модульных систем позволяет писать код один раз, а запускать его — везде (Jenkins, CircleCI и т.п.);
  • Унификация — нужно избавляться от языковых барьеров и использовать один универсальный язык для склеивания разных частей системы;
  • Масштабируемость — при возможности параллельного выполнения задач необходимо выбирать правильные пути разрешения инженерных компромиссов;
  • Воспроизводимость — никогда не терять контроля над конфигурациями системы контроля версий.

Часто вижу, как люди раз за разом жмут кнопку «перезапустить сборку» в надежде, что сборка позеленеет. Это происходит как раз из-за проблем со стабильностью, надежностью и консистентностью.


— Как именно DevOps на мобильных платформах отличается от того, что происходит при разработке веб-сервисов (типа Google) или десктопных приложений? Есть ли в нем что-то особенное?


— Тулчейны для традицинной разработки: бэкенд, фронтенд, десктоп — они достаточно функциональны и выполняются нативно. На мобилках же нужно выбирать между запуском на компьютере или на мобильной платформе. Которая, в свою очередь, может быть как физическим устройством, так и симулятором. Кроме среды, существуют зависимости на различные сторонние сервисы. Наиболее общая часть — это публикация: Google Play, App Store или какой-то из сервисов публикации типа HockeyApp или Fabric. Для каждого из этих сервисов существуют консольные утилиты, которые можно использовать в автоматизации. С другой стороны, можно использовать инструменты типа Fastlane. Часто нужно заботиться и о побочных задачах. Одна из основных задач — дизайн. Например, нужно решить, как простым образом автоматически импортировать и конвертировать дизайнерские ресурсы. Если приложение работает в нескольких странах — можно встретиться с задачей синхронизации локализаций с сервисов коллективного перевода типа Crowdin или POEditor. Это еще не вся головная боль — например, мы захотели мониторить производительность приложения после публикации. Или вот, каким образом получить оценки и отзывы пользователей? Как отобразить в виде графиков на большом мониторе, висящем на стене? Все эти данные получаются со внешних сервисов, интегрировать их между собой совсем не просто.


— У тебя всегда в запасе интересные истории. Расскажи о какой-нибудь задаче, которую тебе пришлось девопсить для мобильной платформы? Лучше что-нибудь не по теме доклада, чтобы сохранить интригу.


— В те времена, когда Google еще не выпустили Android 6.0 Marshmallow, система во время установки просила пользователя предоставить соответствующие разрешения. Если же новая версия приложения хотела расширенных прав, приложение не могло автоматически обновиться — вначале система запрашивала у пользователя разрешение на этот расширенный набор прав. Однажды это случилось и в нашей команде — мы добавили какую-то библиотеку, которая внезапно втихую добавила какие-то дополнительные разрешения. Это мгновенно обрушило частоту обновлений нашего приложения. Стало понятно, что в Continuous Integration нужно добавить проверку, которая сигнализировала бы об изменениях в списке разрешений. К сожалению, готовых решений в тот момент не существовало. Первое, что пришло в голову — написать юнит-тест, который программно все это проверит, но написать такой тест не вышло (нельзя получить все разрешения). Вторая попытка — распарсить AndroidManifest.xml, и, конечно, эта затея тоже была обречена на провал, поскольку разрешения сторонних библиотек лежат в их собственных манифестах и управляются сборщиком манифестов. Наконец, я решил проанализировать сгенерированный APK, вытащить из него полный список разрешений и потом сравнить с предыдущими, заранее сохраненными, результатами (https://github.com/thyrlian/NoNewPermissionForAndroid). Этот подход сработал отлично, но, как видите, он не является интуитивно-понятным и требует дополнительной работы. Кстати, начиная с Android Studio 3.0, встроенный APK Analyzer предоставляет аналогичную функциональность из коробки (https://developer.android.com/studio/build/apk-analyzer.html). Экосистема становится все лучше и лучше.


— В России существует культура высокоспециализированных команд: отдельная разработка, отдельное тестирование и т.п. Расскажи, каким инструментам стоит научиться сисадмину, чтобы лучше взаимодействовать с мобильными разработчиками, помогать им более эффективно? 


— Мобильным разработчикам сисадмины кажутся волшебниками. По опыту моих предыдущих работ, хороший волшебник в мобильной команде выглядит так:


  • Он не просто мастер консоли, он еще и хорошо разбирается в проекте. Например, Gradle де-факто является официальным инструментом сборки для Android, поэтому разумно выбрать Groovy как основной язык для всех скриптов сборки. А вот на iOS очень популярны CocoaPods и Fastlane, поэтому выбрать стоит уже Ruby.
  • Сисадмины не смогут охранять покой команды 24/7. Члены команды самостоятельно должны понимать, как пробиться сквозь типичные проблемы сборки, особенно сквозь мелкие, но неотложные проблемы. Когда не нужно постоянно ждать кого-то, кто придет и решит твою проблему — растет не только эффективность, но и твоя удовлетворенность работой.
  • «Мобильные разработчики» называются «мобильными разработчиками», потому что хорошо разбираются в мобилках. Им не обязательно хорошо разбираться в базах данных или чем-то еще — по факту, они обычно и не разбираются. Но как только мобильное приложение начинает общаться с сервером по API, при возникновении проблем нужно все это отлаживать, и для мобильного разработчика эта отладка — большая боль. Даже не пытайтесь учить их сложным SQL-запросам или как погрепать логи огромной командой в консоли. Лучше устроить для них небольшой ознакомительный курс по использованию Kibana или Grafana, в которые вы самостоятельно вбили часто используемые запросы.
  • С другой стороны, админ должен четко знать потребности мобильного разработчика и понимать цель, которую он хочет достичь. Может быть, вы уже тысячи раз настраивали правила Sonar для Java-бэкенда, но эти стандартные правила не подходят для Android. Android-разработчикам нужны свои специальные настройки. Перед тем, как отдавать им готовое решение, внимательно проверьте, что это решение специально заточено для мобильной разработки.

— Какие технологии должен изучить разработчик, чтобы выстраивать хорошую инфраструктуру и правильный DevOps-процесс? Как писать мобильные приложения так, чтобы их было удобней девопсить?


— Нужно изучить хотя бы один скриптовый язык, потому что в типичной среде сборки нельзя рассчитывать исключительно на Java/Objective-C. Функциональность по сборке нужно превращать в модули, небольшие фрагменты, которые не просто упрощают рефакторинг, но и позволяют проще адаптироваться к различным условиям (например, при переходе с пайплайнов Jenkins на Cricle CI, или если с Circle CI нужно перепрыгнуть на Travis CI). Мобильная разработка стремительно эволюционирует, поэтому не стоит закладываться на использование исключительно каких-то конкретных сторонних решений, ведь они могут стать устаревшими в любую секунду. Закладывайтесь на официальные инструменты и публичные API от Apple и Google, и созданные на их основе инструменты. И главное, думайте широко, рассматривайте решения, отличающиеся от своей текущей конфигурации. Например, если Android-разработчик вдруг захочет установить на вашу среду сборки (например, на MacMini) какой-то новый инструментарий, попробуйте проанализировать, к каким последствиям это приведет.


— ОК, спасибо! Встретимся на Mobius 2017!

Комментарии (5)


  1. kovserg
    07.10.2017 10:08

    Зачем столько шумихи вокруг DevOps последнее время? Оказывается сисадмин может использовать скрипты для автоматизации своих действий. Шок и удивление. Как-будто раньше так не делали.


    1. OnYourLips
      07.10.2017 16:41

      Просто заменяйте слово «DevOps» на слово «админ» при чтении. Какая разница, как админа называют?


    1. olegchir Автор
      10.10.2017 13:08

      DevOps — это не «программирующий админ», это культура разработки. Она охватывает совершенно всех как минимум вдоль цепочки разработки-поставки-обслуживания сервисов.

      Что касатеся «скриптов»… Ну как бы, вот у Джинга случилась проблема с необходимостью сверять наборы permissions на андроиде. Он попробовал написать модульные тесты с программным получением прав, попробовал распарсить AndroidManifest.xml и написать свой мерджер, в конце концов дошел до распаковки apk. Результат оформил как законченный продукт на Гитхабе, который может составить конкуренцию современной фиче из AndroidStudio. Это все точно описание «админа» со «скриптами»?


  1. kovserg
    07.10.2017 17:00

    How 'DevOps' is Killing the Developer — jeffknupp.com/blog/2014/04/15/how-devops-is-killing-the-developer
    Меня просто смущает такая плотность DevOps-а в последне время. Что чуть ли не из каждого утюга DevOps-DevOps-DevOps


    1. olegchir Автор
      10.10.2017 13:13

      Имхо, мир изменился, и девопс стал совершенно обычной вещью. Как воздух. Это не просто «плотность в последнее время», это свойство реальности, без которой уже нельзя. Все, кто этого еще не осознал, носятся с девопсом как писаной торбой :-) Таких много — большая шумиха.