Начать свое повествование хочу с цитаты: «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». И действительно, на дорогах нашей страны с каждым годом автомобилей становится все больше, их поколения сменяются поколениями, модели моделями. В данном разнообразии очень легко запутаться, а вот выделиться из общего потока наоборот становится все сложнее и сложнее.

В данной статье я хочу рассказать о своих мыслях на тему изменения внутреннего облика автомобиля, а поможет мне в этом, как и во многом другом — микроэлектроника, в лице всем известного контроллера Arduino.



Итак, за время своего водительского стажа (порядка 8 лет) я успел испробовать на себе немалое число моделей автомобилей, находившихся либо в моей личной собственности, либо во владении родственников или друзей: ВАЗ 2109, 21099, 2112, Honda Accord, Honda Civic, Volkswagen Jetta, Mitsubishi Lancer X, Skoda Oktavia, BMW E34 и многие другие. Из всех авто, пожалуй, наиболее сильно мне запомнилась Honda Accord 1993 года выпуска, с замененным на неродной 200-сильный легендарный двигатель H22A, находящаяся в данной конфигурации в моем владении 2 долгих года. Что мне в ней нравилось — её характер, мотор с легкостью раскручивался до 7500 оборотов и обладал выраженным подхватом ровно с 4000 оборотов. Однако низов на нем не было, совсем!

Сегодня я езжу уже на другом автомобиле — Suzuki SX4, у него данная проблема носит еще более выраженный характер ввиду 1600 кубового всего 112 сильного двигателя и немалой массы в 1330 кг (вместе с водителем).

Отсутствие тяги на низких и средних оборотах — проблема практически всех современных малолитражных двигателей, в среднем до 3000 оборотов они не «едут» совсем — ускорения нет никакого, что несомненно неудобно ни в городе, ни на трассе.

По видимому такие настройки динамики вводятся авто производителями в угоду снижения токсичности выхлопа, расхода топлива и повышения надежности двигателей (искусственно заниженная мощность на низких оборотах продлевает жизнь всем трущимся деталям в двигателе).

Данная проблема кардинально решается несколькими методами:
— замена мотора на более объемный;
— установка небольшой турбины с ранним спулом (довольно популятный метод, дает эффект более объемного двигателя с 1500-2000 оборотов);
— установка объемного компрессора с приводом от коленчатого вала двигателя (дает эффект более объемного двигателя практически с холостых оборотов но занимает очень много места в подкапотном пространстве, метод практически не пользуется популярностью).

В один прекрасный день мне в голову пришла идея — а что если взять холодную часть турбины (центробежный компрессор) и вращать его крыльчатку не отработанными выхлопными газами и не при помощи ремня от коленчатого вала ДВС, а мощным электродвигателем, обороты которого можно менять при помощи электроники и выставлять такие, какие точно нужны для поддержания необходимого уровня наддува, а соответственно и мощности и крутящего момента автомобиля на любых (!) оборотах:



Данная идея относительно не нова — первые упоминания которые мне удалось найти о таких системах относятся к 2009 году — год разработки вспомогательного электрического наддува авто концерном Audi, в их системе электродвигатель вращает крыльчатку небольшого компрессора на оборотах до 3000 до включения основного турбокомпрессора, тем самым нивелируя эффект «турболага» — плохой отзывчивости мощного турбированного двигателя на низких оборотах. Система была продемонстрирована на модели Audi RS5 в 2012 году, но на конвейер так и не попала. Аналогичные системы планируются к разработке и другими авто производителями — ориентировочно такие системы увидят свет на серийных автомобилях в 2017-2019 годах.

А что если не ограничиться 3000 оборотами и крутить электродвигатель и дальше, до 4000 — 5000 оборотов? Таким образом можно перекрыть практически весь повседневный диапазон оборотов, использующийся при вождении автомобиля в 90% случаев.

Да, на это потребуется довольно большая мощность — по моим расчетам при частоте вращения коленчатого вала 4000 оборотов для ДВС объемом 1600 куб см и необходимого наддува в 0,4 бара (максимальный уровень наддува, поддерживаемый большинством штатных ЭБУ автомобилей без перепрошивки и внедрения в электронику авто) — отбираемая мощность на привод крыльчатки компрессора составит около 4,5 кВт (с учетом среднестатистического КПД центробежного компрессора в 50%).

В свободной продаже сейчас есть довольно мощные и в тоже время небольшие по габаритам авто\авиамодельные бесколлекторные электродвигатели, развивают мощность в максимуме до 10-15 кВт и имеющие напряжение питания 50-70 вольт:



Недолго думая был куплен диагностический адаптер — ELM 327 bluetooth mini:



И на его основе сделан считыватель данных об оборотах и положении дроссельной заслонки двигателя. На фото по порядку: диагностический адаптер, arduino uno, простенький бесколлекторный двигатель и регулятор к нему.



Написан небольшой скетч для ардуино:

#include <Servo.h>
#include <SoftwareSerial.h>
#define RxD 2     
#define TxD 3         
 
SoftwareSerial ELM327Serial(RxD,TxD);
int motor_value = 0;
Servo firstESC;
int engine_on_rpm=500;
char rxData[30];
char rxIndex=0;
double rpm , drossel;

void setup()
{
  pinMode(RxD, INPUT);
  pinMode(TxD, OUTPUT);  
  ELM327Serial.flush();  
  ELM327Serial.begin(38400); 
  ELM327Serial.println("ATZ");
  delay(900);
  ELM327Serial.println("ATSP0"); 
  delay(100);
  firstESC.attach(2);    // attached to pin 2 I just do this with 1 Servo
  Serial.begin(9600);    // start serial at 9600 baud
  firstESC.writeMicroseconds(700);
  delay(1000);
}
 
void loop()
{
 rpm = Get_Rpm();
 drossel = Get_drossel(); // в данном скетче не используется

  if (rpm_var>engine_on_rpm) {     
     motor_value = map(rpm,1000,6000,860,2000);
  }
  else motor_value = 700; 
  
  if (rpm_var<1000) motor_value = 700; 
  
  firstESC.writeMicroseconds(motor_value);
}


Скетч заработал сразу — моторчик при заведенном двигателе стал вращаться со скоростью, пропорциональной оборотам двигателя:



Теперь осталось дело за «малым» — собрать прототип устройства, которое будет нагнетать воздух в двигатель исходя из данных текущего положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя.

Всем спасибо за внимание.
Жду ваших комментариев!

Комментарии (121)


  1. wrewolf
    16.06.2015 20:08
    +3

    Вы изобрели компрессор :)


    1. mask0t
      16.06.2015 20:51
      +1

      если быть точным — то электро компрессор, когда обычно в автомобилях применяется механический компрессор (о котором автор и упоминает)


      1. wrewolf
        16.06.2015 21:02

        А я вот считал, сейчас компрессоры электро, будем знать


        1. NikitosZs
          16.06.2015 23:35

          Топливо->сгорание->механическая энергия->индукция->механическая энергия гораздо менее выгодно, чем приводить турбину в движение от того же ДВС на прямую.


          1. wrewolf
            16.06.2015 23:59

            вся работа, то как раз ради полной отвязки от оборотов ДВС, вот и нужен в любом случае отдельный источник для привода турбины


            1. anmi
              17.06.2015 11:38

              VAG'овские турбокомпрессорное моторы и отключают компрессор чисто механически, когда не нужна его поддержка. Это даже еще проще работает.


  1. mask0t
    16.06.2015 20:55
    +1

    Интересно было бы узнать, какая же зависимость величины наддува от оборотов и положения дроссели?
    Если от горячей части турбины вы избавились, то наверняка проблема с перегревом газа на выходе турбины уйдет, но все равно, как мы знаем, при сжатие газ будет нагреваться — тем самым вопрос, повлияет ли установка охладителя (интеркуллера?) на эффективность наддува при вашей схеме?


    1. Frimen3 Автор
      16.06.2015 21:46

      Интеркулер ставить не планируется, так как при таком давлении он это давление только снизит значительно (на 0,1 бар как минимум), а вот воздух охладит не сильно. При 0,4 бар воздух не настолько сильно нагреется чтобы ставить ещё интеркулер дополнительно.


    1. Muzzy0
      17.06.2015 14:45
      +2

      Воздух на выходе турбины нагревается не от горячей части, а от сжатия.


      1. mask0t
        18.06.2015 08:00

        Паразитный нагрев от горячей части имеется, особенно при динамичной езде.


        1. Muzzy0
          18.06.2015 14:11
          +1

          Именно, что паразитный. Основной нагрев — от сжатия.


  1. GloooM
    16.06.2015 21:03
    +6

    Недавно попалось забавное видео на эту тему :)


    1. Nizametdinov
      16.06.2015 23:07
      -5

      ИМХО это два оленя — что мешало померять давление, создаваемое этой электротурбиной и не устраивать цирк с малолитражкой?
      Типичные Бивис и Батхет, которые физические явления, происходящие в движке изучают «на ощупь».


      1. GloooM
        16.06.2015 23:34
        +2

        Это же развлекательная передача, а не научно-документальный фильм, немного другой жанр и преследует другие цели.
        Мне больше всего понравилась забава с твинлифчарджером )))


        1. Nizametdinov
          17.06.2015 11:02

          Если смотреть с точки зрения развлечения, может и покатит.
          Подзадрало, что все автомобильные передачи скатились к этому цирку. Тот же топгир например.


          1. GloooM
            17.06.2015 11:09

            Скучные цифры мало кому интересно, да подать их интересным образом не так просто. ТопГир мне кажется всегда был развлекательной, ну по крайней мере с текущими прошлыми ведущими.


            1. Nizametdinov
              17.06.2015 11:18

              ТопГир мне кажется всегда был развлекательной,

              Неее, было время когда эти трое не устраивали заездов с бабушкиными креслами на крыше машин, и не катались на консервных банках. Начало 200*, 1-5 сезон наверно.


          1. unn
            17.06.2015 16:44

            Топ гир всегда был веселым и очень дорогим шоу, а не научной передачей для ботаников.


      1. sibvic
        17.06.2015 05:14
        +2

        Вообще-то все так делают. Никто не меряет показатель 1 компонента в теории, все смотрят на конечный результат все системы в целом, то есть что получает конечный пользователь. Даже если этот вентилятор отдельно и создает какое-то давление, то надо ещё учитывать объем прогоняемый этим вентилятором, плюс объем воздуха потребляемый двигателем (который на впускном тракте разряжение создает). То есть в теории можно получить положительное давление, а поставив на реальную систему положительного давления уже не будет. Подход «пользователи-дебилы смотрят как быстро работает система в целом, а надо замерять скорость работы каждой фичи» по моему не правильный.


        1. Nizametdinov
          17.06.2015 10:59

          Никто не меряет показатель 1 компонента в теории

          Ого, honeywell оказывается ничего не меряют, а выпускают на рынок компрессора, а потом кулибины их лепят на движки со словами «мне повезет» и смотрят что получается на выходе?
          yadi.sk/i/55AXXSs7hJDco — а это фотошопе…


          1. sibvic
            17.06.2015 17:17

            Honeywell проектирует компрессора и потом их продает не проверяя на реальном двигателе?


  1. Q2W
    16.06.2015 21:09
    +3

    А скорость вращения крыльчатки какая будет? Вроде у турбины она вращается со скоростями в сотни тысяч оборотов в минуту. Этот электромотор вряд ли так может.


    1. kumbr_87
      16.06.2015 21:29

      что сразу бросилось в глаза:
      1. турбина как уже писали выше начинает эффективно работать на 100К и выше. У показанного мотора скорей всего KV около 150 (оборотов на вольт в минуту) и рабочее напряжение 50В максимум т.е. он выдаст максимум 7500 оборотов. Т.е. нужен либо специфический компрессор работающий на «низких» оборотах либо другой мотор.
      2. авиамодельные двигатели не рассчитаны на большой ресурс работы. в них стоят ужасные подшипники и почти отсутствует смазка которая начинает отсутствовать там полностью через час наработки. т. е. даже если двигатель и будет давать пользу то оптимальный режим для него будет — при ровной езде двигатель выключен, открыта заслонка, при ускорении двигатель включается, заслонка закрывается, благо разгоняются такие двигатели до максимума оборотов за секунду другую.

      P.S. указанный мотор не имеет ничего общего с видео в посте GloooM, маленький мотор в видео полная ерунда. Моторы наподобие того что приведен в статье развивают тягу в 30 кг и это уже не шутки, берегите части тела.


      1. Frimen3 Автор
        16.06.2015 21:49

        Автотурбо ПК23-Е (компрессор такой русский) будет дуть как раз 0,3-0,4 бара если на шкив его мультипликатора посадить электромотор с максимумом в 8-10к оборотов. На колесе компрессора это будут обороты в районе 20-25 тысяч.
        То что смазка начинает отсутствовать через час наработки — это, по-моему фантастика. Я конечно не берусь утверждать, у меня пока опыта работы с ними не было, но судя по всему эти двигатели должны выдерживать в среднем 100 часов наработки.


        1. kumbr_87
          16.06.2015 22:37

          Зависит от конкретной модели, но в целом смазывать надо каждые пару часов обычно, не реже. И подшипники часто приходится менять


          1. Frimen3 Автор
            16.06.2015 22:48

            Вот это засада, спасибо, не знал. Возможно как вариант использовать другие, более качественные подшипники? Или смазывать их при покупке более качественной смазкой (если они разборные конечно)?
            Еще один вариант — заказать разработку бесколлекторника в московское НПО, но за это они просят больше миллиона рублей — фантастическая сумма для домашних экспериментов)))


            1. GloooM
              16.06.2015 22:51

              Тут возможно разумно будет поискать на каких машинах серийно устанавливалась такая конструкция и посмотреть цену в автозапчастях и может быть даже на разборках/ебеях/т.п. на б/ушную запчасть такую.


              1. Frimen3 Автор
                16.06.2015 22:53
                +1

                В том то и дело что пока ни на каких не устанавливалась, были только прототипы и есть только планы и, возможно, уже разработки о которых пока не пишут.


        1. GloooM
          16.06.2015 22:41

          По опыту сборки квадрокоптера охотно верю в качество подшипников, хрустеть начали уже на 15-20 вылет. Каждый полет по 10-15 минут, вот и наработка.


          1. MyFearGear
            17.06.2015 03:19

            Почему бы не взять сразу герметичные подшипники? В чем проблема?


            1. Frimen3 Автор
              17.06.2015 07:38

              Про герметичные подшипники не слышал, спасибо, погуглю.


            1. kumbr_87
              17.06.2015 15:22

              А такие существуют? :) На сколько мне известно все необходимо время от времени смазывать, разве что период может сильно различаться в зависимости от назначения, условий использования и т.д. Не существует сальников которые ничего не пропускают, а те что пропускают мало думаю очень быстро выйдут из строя при их использовании на скоростях хотя бы несколько десятков тысяч оборотов в минуту.


              1. MyFearGear
                17.06.2015 17:21

                2rs\LLU\LLH маркировка. И да, у них ограничение по скорости есть, вот взял например:
                Подшипник NTN 10х26х8
                негерметичный: 29 000 rpm
                герметичный LLH: 25 000 rpm
                герметичный LLU: 21 000 rpm

                Вроде не особо сильное ограничение, должно подойти как мне кажется, главное нужный размер найти.


      1. Finesse
        17.06.2015 07:08

        Поставить пару шестерён для увеличения количество оборотов. Не?


        1. Frimen3 Автор
          17.06.2015 07:39

          Там и так электродвигатель будет на ременной мультипликатор ставиться. А в идеале нужно уходить от любых мультипликаторов и делать высокоскоростной электродвигатель, так как любая передача уменьшает КПД.


  1. SarganSaor
    16.06.2015 21:25

    Насколько я знаю, просто так поставить турбу на стоковый двигатель небезопасно, нагрузки и режимы работы двигателя другие, поршневая группа атмосферник может быть просто не рассчитана на наддув.


    1. Frimen3 Автор
      16.06.2015 21:53

      Как правило (опыт русских и международных тюнеров), практически все атмосферники выдерживают кустарный наддув до 0,5-0,6 бар. Так что лишние 0,4 бара им точно не повредят :) При условии, конечно же, перепрограммирования ЭБУ двигателя или установки дополнительного суб-компьютера, корректирующего топливную смесь под наддув.
      Это, конечно, серьезный камень предкновения, так как перепрограммирование ЭБУ это уже гораздо более сложный процесс нежели чем просто установить компрессор на впуске…


  1. heaver
    16.06.2015 22:34
    +2

    И где Вы будете брать электричество для этого мотора? Если Вам нужно 4,5кВт на эл. двигатель, значит нужно минимум 5кВт генератор и это без учета механических и электрических потерь. Эту мощность (и горючее) оно сожрет от ДВС, эта система хотя бы добавит столько? Возможно, чтобы избавиться от турбоямы на пару секунд, в такой системе есть смысл, в формуле1 такое используется.
    Собственно, в случае установки электрогенератора и желания синхронизироваться именно с оборотами ДВС, Вам стОит взять трехфазный генератор и соединить напрямую его три фазы с тремя фазами двигателя. Не понадобится никакой электроники.


    1. Frimen3 Автор
      16.06.2015 22:40

      В первых прототипах питание — с четырех последовательно соединенных АКБ. В будущем если наддув удастся — с преобразователя 12-50 вольт от штатной (желательно замененной на гелиевую) АКБ.
      Генератора на 5кВт не нужно, так как электронаддув будет работать не больше 20% всего времени, соответственно и штатный стандартный 1кВт генератор должен справиться с этой задачей.


      1. BubaVV
        17.06.2015 00:44

        А кстати можно и батарею ионисторов предусмотреть, если наддув будет включаться только при обгонах например


      1. kumbr_87
        17.06.2015 06:23
        +1

        Только проблема в том что приведенный двигатель потребляет в пике больше около 100А. Т.е. чтобы сделать преобразование 12-50В потребуется снимать 400А с 12В.

        P.S. по поводу трехфазного генератора соединенного напрямую с тремя фазами двигателя. С приведенными бесколлекторниками непрокатит т.к. для них нужен ESC (контроллер скорости) который стартует мотор и подает правильный ток взависимости от положения ротора. Причем частоты переключения обмоток доходят до сотни килогерц в некоторых экземплярах.


        1. Frimen3 Автор
          17.06.2015 07:42

          400А — разве это проблема? Гелевые АКБ Optima, к примеру, могут отдавать стартерный ток до 900 — 1000 ампер. Да и простые кислотные отдают до 500-700 ампер.


          1. blind_oracle
            17.06.2015 10:19

            Это в импульсе, недолго, я так понимаю. В постоянке — гораздо меньше.


            1. MyFearGear
              17.06.2015 11:25

              Так и у двигателя 100А тоже в пике, а не в постоянке.


              1. blind_oracle
                17.06.2015 11:31
                +1

                400, а не 100.


          1. kumbr_87
            17.06.2015 23:41

            Ну 1000 ампер они не отдают при старте двигателя вроде, максимум пару сотен, но тут надо еще учитывать что ресурс аккумулятора такие токи убивают очень сильно. Свинцовые аккумуляторы предназначены для работы в буферном режиме. И если пару раз в день нагрузить их запуском стартера терпимо то использовать их для постоянного включения компрессора при разгонах уже куда более болезненно. Да и в целом представьте себе преобразователь 12В 400А->50В-100А. Вещь не очень тривиальная и не плохо было бы иметь некоторый запас для нее т.к. индуктивные нагрузки при высоких токах дают много негативных эффектов в итоге необходимо иметь преобразователь рассчитанный на ампер 600 на входе и на 150 на выходе, в лучшем случае.


    1. Muzzy0
      17.06.2015 14:49

      Трёхфазный двигатель на такие обороты? Тут постоянка.


  1. BubaVV
    17.06.2015 00:44
    +5

    Воплощается в жизнь городская легенда советских времен про наддув из пылесоса на Запорожец


    1. DIHALT
      18.06.2015 18:55

      Это не легеднда. Ее и в самом деле делали. Говорят даже что то давало. Чертежи я сам видел, как и фотки готовой турбины.


      1. Muzzy0
        24.06.2015 16:13

        Делали и давало — немного не одно и то же ;)


  1. sibvic
    17.06.2015 04:52

    ИМХО оборотов электромотора не хватит чтобы турбина нормальное давление начала выдавать. Крайне не верю в результат, но всё-таки интересно что получится. Надеюсь автор напишет про результат.


    1. Frimen3 Автор
      17.06.2015 07:45

      Если оборотов не хватит — выточим другие шкивы мультипликатора и поставим ремень подлиннее (увеличим передаточное соотношение от электродвигателя к колесу компрессора). Про результат напишу если мне удастся:
      — найти лишние 60-70 тыс рублей на все железо, сейчас этих денег у меня нет;
      — все собрать и заставить это работать и хоть как-то дуть! :)


      1. dimastd
        17.06.2015 08:54

        по моим расчетам при частоте вращения коленчатого вала 4000 оборотов для ДВС объемом 1600 куб см и необходимого наддува в 0,4 бара — отбираемая мощность на привод крыльчатки компрессора составит около 4,5 кВт

        Можно посмотреть расчёты?

        Для Вас главное, мгновенно раскрутить компрессор (в противном случае нет смысла, он будет просто отставать от мотора, в случае с приводом от колена эта проблема отпадает сама-собой), поэтому надо озаботится мощным электромотором, у которого хватит сил сдвинуть с места всё это хозяйство мгновенно.

        Кстати, для разовых заездов (типа люто пульнуть с места) можно раскрутить электромотор за секунды до старта, тогда трогаться будете на «полном спуле». Избыток будете блуофом сбрасывать («пшик» будет шикарный) или тем же электромотором регулировать.

        Проблемы с топливом решаются разными путями.

        И ещё, электротурбина позволяет не использовать её при «гражданской» езде, два топливных режима, и все дела.

        Результат в любом случае будет положительным.Только вот вопрос — почему так не делают?

        Сколько Вы планируете потратить на это?


        1. Frimen3 Автор
          17.06.2015 09:24

          Расчеты посмотреть можно, дайте Ваш электронный ящик. Но прислать смогу только через 2 недели — сейчас я в командировке.
          Мгновенно сдвинуть не получится, в любом случае будет задержка минимум 50 миллисекунд на передачу управляющего импульса (30мс считывание данных о положении ДЗ + 20 мс управляющий период для регулятора бесколлекторного мотора) + на раскрутку электромотора уйдет никак не меньше 300мс, а может и все 500 мс. Но моторы есть разной мощности — до 17кВт, при наличии средств можно поэкспериментировать с разными.

          Использовать полный буст только при старте конечно хорошая идея, но у меня концепт именно простого городского автомобиля, имеющего хороший крутящий момент с низких оборотов независимо от того — старт это или продолжение прямолинейного движения :)

          Два топливных режима можно запрограммировать в суб-компе типа AEM, Greddy E-manage или Unichip. Но вот стоят они от 10круб за б\у и подключение их не особо простое.

          Потратить на это я хочу не больше 60 тыс рублей, но пока таких денег нет, появятся не раньше чем через пол-года.
          Есть желание поучаствовать и стать спонсором?)


  1. gluck59
    17.06.2015 09:18

    /прикидывает место для установки на мотоцикл (Honda VTX 1300ccm с карбюратором)


  1. Frimen3 Автор
    17.06.2015 09:23

    В мотоцикл, боюсь, не влезет )


  1. Yurich
    17.06.2015 10:28

    Позвольте предложить Вам более простую схему решения вопроса. Выкручиваете двигатель, продаете его, взамен приобретаете дрыгатель J20A-2, который продается примерно за 40тр (с учетом того, что свой продадите, потратите реальных денег тыщ 20 с демонтажом и монтажом), еще десятку максимум потратите на легализацию, получаете 145 совершенно честных кобыл без всяких проблем и рисков угробить мотор.


    1. Frimen3 Автор
      17.06.2015 14:53

      А можете дать ссылку где Вы видели J20A с SX4 за 40т.р.? В лучшем случае их продают на ebay из америки по 60-80 т.р. за движок. Итого такой свап потянет на 100тр+. Делали уже один свап в хонду, знаем…
      Еще вопрос — какой ЭБУ ставить под J20A — родной 2литровый? На старый эбу 1.6 слишком много чего завязано в машине чтобы его менять — на вскидку хотябы начнутся проблемы с иммобилайзером. Потом подушки двигателя от чего брать — непонятно, подойдет ли коробка от М16А — непонятно. Короче описания такого свапа я не видел в интернете, скорей всего не все так просто и явно это будет стоить не 20тр.
      Но вариант интересный, были у меня и насчет него мысли тоже.
      В идеале конечно поставить J20A + на него турбину, но это деньжищи такие что сами понимаете — пол-машины можно за эти деньги купить.


      1. Int_13h
        18.06.2015 13:33

        Под каждый двигатель — свой ECU, но в наших краях сузуковский 1.6 меняют сразу на тойотовский 3s :)


        1. Frimen3 Автор
          18.06.2015 20:43

          Очень интересно… и 3S-GTE ставят в сузуки? Не видел вообще никаких свапов в интернете в SX4, не поделитесь ссылками на информацию?
          Или напишите на frimen3 at gmail.com, если не сложно…
          Ваши края это Вы какой край имеете ввиду — приморье судя по всему?


          1. Int_13h
            19.06.2015 09:43

            На эскудо/витары если точнее, получается мощный джип. Вот например www.drive2.ru/l/4338379
            И вот эксперимент интересный forums.drom.ru/suzuki-escudo/t1152108451.html
            Края — Иркутск.


            1. Frimen3 Автор
              19.06.2015 10:07

              Дак это для эскудо\витары. У SX4 же по идее совсем другая компоновка всего…
              Но я был бы не против поставить какой-нибудь 2JZ-GTE в SX4, если это реально конечно )


              1. Int_13h
                19.06.2015 10:41

                Главное, чтобы в моторный отсек вошел. В остальном сварка и болгарка творят чудеса :)


  1. Sergey89
    17.06.2015 10:52
    +2

    Есть готовые решения, например www.phantomsuperchargers.com (обсуждение www.ft86club.com/forums/showthread.php?t=39719). В пике до 0.35 бар в течении 1-1.5 мин.


    1. GAS_85
      17.06.2015 11:34

      Да решений навалом, помню Жорик еще тестировал китайский продукт.


      1. Frimen3 Автор
        17.06.2015 14:57

        Не согласен, решений практически нет.
        Жорик тестировал китайский 300-ваттный вентилятор, который мало того что в силу мощности даже перемешивать большой объем воздуха на высоких оборотах не может, дак и в силу конструкции больше 0,05 — 0,1 бар он даже при высокой мощности не создаст. Импеллеры не предназначены для создания высокого давления на замкнутый объем. Короче китайские воздуходувки к такого класса решениям не относятся!


        1. GAS_85
          17.06.2015 16:38

          Как я понял из видео он таки купил вариант китайского решения, а вот работает ли оно, было проверено и наглядно предоставлено. Так что я не согласен что китайские воздуходувки к решениям не относятся, но соглашусь с тем что решение туповато и не работает как надо.


  1. mark_ablov
    17.06.2015 20:40

    Я много катался на турбированных машинах (скайлайны. чейзер, марки — 1/2jz, даже tt-шка).
    Но сейчас по городу катаюсь на компрессорной машинке, и не нарадуюсь — никакого турболага, отличная тяга и при низких оборотах (иногда даже балуюсь ручным переключением передач вместо автомата), обслуживания вообще не требует. Сколько я парился с этими турбинами, брр.
    Конечно, для автогонок только турбо, но мы же говорим про город/трассу?


    1. Frimen3 Автор
      17.06.2015 22:46

      Да, мы говорим про город\трассу.
      Я лично катался только на злом атмо и на турбодизелях, на злых турбомоторах или компрессорных не доводилось. Хотя какой-нибудь 2JZ-GTE для нашего северного региона это мечта — таких у нас одна-две машины на весь город.
      У турбо есть один плюс — подхват с определенных оборотов, вносит некий элемент драйва в вождение (очень многом турба нравится именно за это и турбу они ни на что другое не променяют). Хотя мне вот тоже больше нравится именно тяга с низов — тут выбор либо объемный мотор, либо компрессор. Поэтому и затеял такую тему с компрессорным наддувом.


      1. mark_ablov
        18.06.2015 06:07

        Драйв в чём? Я взял для города не особо жрущую машину, всего 200hp / 2.3L, но тем не менее, 6.5с 0-100 для меня по драйву вполне сравнимы с 5с, которые выдавал 2jz 300hp.
        Конечно, 500hp+ это уже другой разговор, вот там драйв, так драйв. Сам не владел, но 402 метра ездил.
        Вот чего я сейчас не понимаю, так это почему так мало компрессорных машин :(


        1. Frimen3 Автор
          18.06.2015 07:19

          А что за машина конкретно у Вас сейчас? 2,3 компрессор, вроде 200 лошадей маловато для компрессора с таким объемом…


          1. mark_ablov
            18.06.2015 07:31

            SLK 230. Для города выбирал по внешнему виду / удобству, а не по характеристикам, поэтому возможно не самый эффективный вариант, да.


        1. Satyricon
          18.06.2015 11:40

          6,5 до 100 с 200hp? Какой вес был у автомобиля? Фантастика какая-то. И 2jz 5 сек до сотни с 300hp не выдаст. Секундомером мерили? :) Audi S4 кастом с 500+hp при весе в 1900кг выдает 4,8 до сотни, замерено телеметрией, там же замерен AMG 5,5 литровый, выдал 4,1 до сотки.
          upd: посмотрел спеки, 7,7 до сотки у вашего авто, абсолютно вменяемый результат.


          1. mark_ablov
            18.06.2015 11:58

            > Какой вес был у автомобиля?
            Стандартный. ~1450kg.
            Из читерства разве что слики были ;)
            > Секундомером мерили? :)
            Раскадровка GoPro. Не весть что, конечно, но лучше чем «один два три».
            > upd: посмотрел спеки, 7,7 до сотки у вашего авто, абсолютно вменяемый результат
            По спекам стоковый выдаёт 7.0, емнип.
            > И 2jz 5 сек до сотни с 300hp не выдаст.
            Ну сам ездил, помню еще. Погуглил, вот к примеру — www.drive2.ru/r/toyota/963718

            PS: На следующей неделе драг-битва, там похожу-поспрашиваю кто сколько ездит.


            1. mark_ablov
              18.06.2015 12:04

              > По спекам стоковый выдаёт 7.0, емнип
              Чекнул, 6.8, однако. Так что замеренные 6.5 довольно близки даже к стоку ;)


              1. Satyricon
                18.06.2015 12:25

                Посмотрел в 3-х разных местах, увидел 3 разных цифры :) Как обычно, впрочем, с любой другой машиной точно так же.


                1. mark_ablov
                  18.06.2015 12:35

                  Ну там по движку смотреть надо. SLK230 есть 2 модификации с немного различными модификациями двигателя (M111).


            1. Satyricon
              18.06.2015 12:11

              По спекам стоковый выдаёт 7.0, емнип

              Вот тут как раз вам «ип» :)
              Ну сам ездил, помню еще. Погуглил, вот к примеру — www.drive2.ru/r/toyota/963718

              Тоже видать гопрохой или секундомером замерял, а может прогой на айфоне/андроиде. Все это плюс/минус поллуны. После замеров на нормальной телеметрии результат обычно сильно удивляет в неприятную сторону.


              1. mark_ablov
                18.06.2015 12:33

                > Вот тут как раз вам «ип» :)
                www.zeroto60times.com/vehicle-make/mercedes-0-60-mph-times
                Для M111.973 L4 — 6.8 для 0-60mph, то есть не более 6.9 для 0-62mph.
                M111.983 L4 малость помощнее, так что выдаст чистые 6.8

                > После замеров на нормальной телеметрии результат обычно сильно удивляет в неприятную сторону
                Вполне возможно, но я всё-таки более-менее четко измерял раз со спеками совпадает.
                Закажу конвертер/провод для DLC (он там круглый, 16-контактный OBDII) — чекну.


            1. Satyricon
              18.06.2015 20:41

              Я только приветствую. Получится — куплю.


      1. DIHALT
        18.06.2015 18:59

        Труба тащит по разному, зависит от трубы. Например твинскролл PSAшный THP150 начинает в полный момент тащить уже с 1300 оборотов и тащит эту полку до 4.5тысяч, плавно стухая к 6. У ваговского TSI что то похожее, но тащить начинает с 2к, но чуть дальше, до 5 чтоль.


        1. Frimen3 Автор
          18.06.2015 20:39

          Приветствую на огоньке:) А Вы что думаете, товарищ DIHALT, насчет идеи мощного электронаддува — реально такое осуществить или нет, какие подводные камни тут могут быть? Интересны любые Ваши мысли по этому поводу!


          1. DIHALT
            18.06.2015 20:51

            А сколько ватт выдает обычная турбина?

            По идее электродвижки сейчас адовые, хороший импеллер тягу в несколько десятков килограмм дать может. При том, что у импеллера очень низкий КПД. Но ресурс у них сильно ограничен, по крайней мере у ширпотреба, что можно достать просто так вот.


            1. Frimen3 Автор
              18.06.2015 21:01

              Конкретно компрессор ПК23-Е на 4000 оборотах в 1.6 движок даст прибавку в районе 20кВт при затратах в 5кВт. Причем эти 5кВт будут браться с аккумулятора и потом медленно восстанавливаться, то есть чистыми грубо мы получим прибавку 20кВт мгновенной мощности.


              1. DIHALT
                18.06.2015 22:08

                Т.е. надо 5кВт вкачать? Ну это довольно рядовая мощность для бесколлекторников. Дают они 10тыщ оборотов, можно мультипликатором 1:10 накрутить до сотни, как это дает обычная турба. Только надо 5квт снимать либо с отдельного генератора, либо иметь буферный аккумулятор для прыжков.


                1. Frimen3 Автор
                  18.06.2015 22:43

                  В районе 5кВт, да.
                  Буферный аккумулятор — на 50 Вольт (как питание у бесколлекторника)? Литиевый или свинцовый? Как его заряжать тогда?
                  Или буферный ставить также на 12 вольт и заряжать его штатным генератором?


                  1. DIHALT
                    19.06.2015 04:21

                    Вольтаж нужен тут тот, на котором будет работать преобразователь движка. Для его зарядки надо будет городить схему, а тип аккумулятора не важен, но думаю лучше будет литий. Меньше габариты, быстрей заряжается.


                    1. Frimen3 Автор
                      19.06.2015 05:34

                      Под «преобразователем движка» имеете ввиду его регулятор оборотов или преобразователь напряжения питания? Для прототипа пока есть мысль питать движок просто от четырех последовательно соединенных свинцовых АКБ. Но если дело дойдет до реализации, можно будет к Вам за советом обратиться? :)


                      1. DIHALT
                        19.06.2015 05:42

                        А там все в одном. Просто так питать не получится, он ведь трехфазный с датчиками Холла. Так что вы в любом случае питать будете его инвертор.

                        Обращайтесь, мне интересно :)


                        1. Frimen3 Автор
                          19.06.2015 05:52

                          Спасибо!
                          Нет нет, двигатель пока планируется бездатчиковый — типа Turningy CA80-80 www.parkflyer.ru/product/101781. Или движок с датчиками для большого крутящего момента будет лучше использовать?
                          Грубо говоря, для СА80-80 к примеру нужна будет батарея на 50 вольт и к ней схема зарядки от аккумулятора? Батарею где-то на 10 Ач нужно будет сделать (чтобы хватало минут на 30 непрерывной работы двигателя), или она будет быстро заряжаться и можно поставить на 3-5 Ач?


                          1. DIHALT
                            19.06.2015 06:05

                            Лучше с датчиками использовать. Без датчиков он может просто не стартануть, там же еще мультипликатор будет.

                            Заряд батареи будет зависеть от того сколько генератор на нее даст и от самого генератора. А емкость батареи надо ставить исходя из требуемого времени работы буста.


                            1. Frimen3 Автор
                              19.06.2015 06:20

                              Двигателей с датчиками на такую мощность не видел, к сожалению. Думаю, их только на заказ разработать могут… но тогда нужно сразу высокооборотисный делать (на 35 000 оборотов под нагрузкой 5кВт), чтобы движок можно было напрямую на вал компрессорного колеса посадить без мультипликатора.
                              P.S. разработка б\к движка тянет на 1,5 млн рублей в Москве :) мне такое не потянуть, только если стороннее финансирование привлекать.


                              1. DIHALT
                                19.06.2015 07:13

                                Ничего не мешает приколхозить датчики холла к любому движку :) Внешную платку, магнит… Закрепить только чтобы это не улетело в стратосферу. Разбери любой мотор с датчиками да посмотри как он устроен. Они нужны чтобы точно понимать положение ротора в любой момент.


                        1. tmg
                          19.06.2015 10:31

                          современные ESC, за большие не знаю — но на моделях которые стоят точно, понимают положение ротора по наводкам с обесточенных катушек. Про ESC с датчиками Холла уже давно не слышно.


    1. Zelgadis
      18.06.2015 03:01

      А мне наоборот нравится турболаг. Этакий рояль в кустах.


    1. DIHALT
      18.06.2015 18:57

      А кто компрессор ставит? Я только у мерина видел.


      1. mark_ablov
        18.06.2015 19:25

        Угу, мало их.
        Из того, что сам видел — Audi S4 и Ягуары XF/XJ.
        Ну и знаю еще про пачку спорт/супер-каров, типа корветта
        «Вот чего я сейчас не понимаю, так это почему так мало компрессорных машин :(»


    1. Muzzy0
      24.06.2015 16:53

      Мне вот даже странно… Двигатели с двумя турбинами делают. Электрическая муфта кондиционера — тоже ничего особенного.
      Так почему, до сих пор, никто не сделал мотора с турбиной для высоких оборотов и отключаемым компрессором для низких?


      1. Frimen3 Автор
        24.06.2015 20:10

        С завода такого, вроде, нет ни у кого. Но вот кастом в сервисах и гаражах вроде делают — видел когда-то фотку подкапотки хонды прелюд с установленным рутсом и турбиной одновременно.


        1. Muzzy0
          25.06.2015 09:04

          Кстати, не думали сделать именно так и не заморачиваться с электромотором?


          1. Frimen3 Автор
            25.06.2015 11:54

            Думал просто турбину поставить небольшую, в-принципе будет почти тоже самое что и рутс на низах только тысяч с 2 оборотов и до самых верхов.
            Но даже с простой турбиной заморочек довольно много, не говоря уже рутсе + турбина. А электродвигатель с компрессором я могу и сам установить, в отличие от турбины.


        1. mark_ablov
          26.06.2015 07:03

          Кастомы не такая уж и редкость. На те же субари частенько делают.
          С завода есть, называется twincharger. Но их очень мало. Меньше даже чем с компрессором.
          Да и машинки с этой технологией не особо интересны. Малолитражки.


  1. Satyricon
    18.06.2015 11:57

    Ничего у вас не выйдет. Нет таких электронаддувалок, чтобы хоть что-то надуть :)


    1. Frimen3 Автор
      18.06.2015 20:37

      Не раз слышал это про электронаддув, мол ничего из этой идеи не выйдет. Но принципиально не вижу серьезных препятствий, посему скорей всего попробую.


      1. Satyricon
        18.06.2015 21:13

        Я только за. Получится — куплю.


        1. Frimen3 Автор
          18.06.2015 21:16

          А ради интереса, кукую сумму бы Вы были готовы отдать за электрические 0,4 бара?


          1. Satyricon
            18.06.2015 21:19

            Я бы взял как дополнение к своей битурбо для подхвата с раннего низа. Думаю за кит больше 5к не дал.


            1. Frimen3 Автор
              18.06.2015 21:32

              5к чего, простите? 5к баксов он стоить явно не будет, там даже с наценкой врядли больше 2к получится.


              1. Satyricon
                18.06.2015 21:39

                5к рублей, конечно. 2к баксов у меня 2 новых турбины стоят.


                1. Frimen3 Автор
                  18.06.2015 21:54

                  Вы пошутили наверно. Тут только компрессор 20к стоит, плюс электродвигатель 10к, плюс регулятор к нему 10к, плюс управляющая электроника.
                  За 5круб только китайскую воздуходувку купить можно.


                  1. Satyricon
                    19.06.2015 12:27

                    Нет, не пошутил. За ваши 20+10+10+электроника можно купить какой-нибудь гаррет и так дунуть, что мало не покажется. Смысл ставить электронаддув имеет только если он будет дешевым, потому что приход с него маленький, только для раннего вспомогательного буста. Имхо, конечно.


                    1. Frimen3 Автор
                      19.06.2015 13:26

                      Если не пошутили то тогда Вы, простите, любитель халявы :) Поскольку этот электронаддув на средних оборотах даст лошадей 25 прибавки, что при минимальной цене на тюнинг в 1000 рублей за лошадь никак не может стоить дешевле 25 000 рублей. Так что в малых объемах 50 крублей за простую в установке прибавку 25 лошадей (эквивалент 40 л.с. на максимальных оборотах) это нормальная цена.
                      Про гаррет «в ту же цену» — Вы наверно и сами знаете что к цене турбины нужно прибавить цену других железяк для её установки (коллектор, интеркулер, форсунки, трубы и т.д. и т.п.) + работа по установке, итого за наддув 0,5-0,6 бар гарретом придется заплатить минимум 150-200 тыс рублей. А чтобы дунуть чтобы «мало не показалось» (больше 0,6) придется еще и низ мотора усиливать, а это уже совсем другие деньги.


                      1. Satyricon
                        19.06.2015 14:12

                        Конечно я любитель халявы, а как же.
                        К вашим 50к потребуется еще править мозги на каждой машине персонально, плюс так же ставить интеркулер, что ведет за собой те же трубки, пайпы и прочее. Выше уже вам писали, что интеркулер нужен, иначе толку с наддува почти не будет. На ауди с 2,7т мотором штатный наддув 0,6 и интеркулеры таки стоят, а температура на впуске 80 градусов бывает.

                        необходимого наддува в 0,4 бара (максимальный уровень наддува, поддерживаемый большинством штатных ЭБУ автомобилей без перепрошивки и внедрения в электронику авто)

                        Вот этот момент я что-то упустил сначала в статье. Поясните, где вы такое вычитали? Дунете в коллектор и смесь уйдет, двигатель подавится просто. Посмотрите русское видео про тест китайских электронадувалок, там у ведущего машина глохла от воздуха, которого мотор не ждет. Просто дунуть и поехать не получится. Даже на моем моторе, где есть 2 турбины, датчик давления воздуха в коллекторе и ДМРВ, ЭБУ скорее всего будет падать в аварию, видя, что в системе есть наддув, которого ЭБУ не просил.


                        1. Frimen3 Автор
                          19.06.2015 14:31

                          Про интеркулер не согласен — можно ставить, а можно и не ставить. 0,4 не такое большое давление чтобы воздух настолько сильно нагревался при сжатии (хотя это мое ИМХО, подтвержденное опытом людей, которые ставили компрессора наддувающие до 0,5 бар). Короче я против интеркулера при таком небольшом давлении — только лишние 0,1 бара от давления съест и все (сопротивление то он создаст не маленькое потоку).

                          Про то что эбу необходимо будет настраивать под наддув — это правда процентов в 80-90 случаев, ибо есть не новые машины которые могут работать с небольшим наддувом абсолютно со стоковым ЭБУ (русские ВАЗы до 2010 года, ниссан альмера классик, нива шевроле. субару EL15\EJ20, некоторые лексусы и т.д.).


  1. Aloy
    19.06.2015 15:45

    добавлю немного того что уже сделали автопроизводители.

    F1 -2014


    система AUDI
    image

    источники:
    www.drive.ru/technic/52e23bb194a65690ce00013e.html
    www.drive.ru/kunst/audi/506ef7d6b721420305000149.html


    1. Frimen3 Автор
      20.06.2015 20:14

      Эту схему от ауди видел уже года 2 назад. Как видно, интеркулер у них охлаждает воздух только от основного турбокомпрессора, после электрического воздух сразу в двигатель попадает.


      1. GAS_85
        22.06.2015 12:04
        +1

        Как говорит один мой друг: «Да, но нет.» Это схема для полностью турбировнного двигателя, т.е. он не дышит атмосферным воздухом ни на каких оборотах. Охлаждение воздуха от электро турбины не требуется, т.к. видимо она работает только на низких оборотах и при старте двигателя, когда основная турбина еще не раскрутилась, а создаваемое ей давление значительно меньше (скажем 0,1-0,2 бар) и служит только для того, чтоб «протолкнуть» воздух через интеркулер и «медленную» турбину.


        1. Frimen3 Автор
          22.06.2015 12:20

          Да врядли 0.1-0.2, иначе тогда какой в электротурбине смысл? Думаю все 0.5 — 0.6 есть.


          1. GAS_85
            22.06.2015 13:53

            Посмотрел по ссылкам и да, возможно вы правы. Там еще график приведен что турбина подхватывает не с 0я, а с низов.


  1. xHellKern
    22.06.2015 14:56
    +1

    Если доберетесь дальше проектирования то ждет Вас большой сюрприз — ЭБУ мотора очень не понравится положительное давление во впускном коллекторе, не понравится качество смеси, и чтобы это победить придется переписывать\модифицировать прошивку ЭБУ


    1. Frimen3 Автор
      22.06.2015 15:37

      Не спорю, скорей всего это будет так. Но как быть с тем что на некоторых авто турбины на такое малое давление ставят без перепрошивки? И авто реально едут.