Привет, друзья! Сегодня мы предлагаем поговорить о виртуальной реальности. Поводов для этого сразу два. Во-первых, 17-го октября состоится релиз VR-платформы Microsoft Mixed Reality. Во-вторых, 20-го октября мы откроем российские продажи нашего VR-шлема Lenovo Explorer. В сегодняшнем материале расскажем, чем нам все это грозит и как все это работает. Добро пожаловать под кат!



Не секрет, что первая волна VR-устройств по большому счету была интересна только узкому кругу энтузиастов. И еще востребована в «профессиональном» сегменте – для создания вау-эффекта при продаже недвижимости, обучающих приложений, программ для проектирования и т.д. Для массового пользователя все это было недостаточно понятно, чересчур дорого и отпугивало малым количеством контента.

Впрочем, более трети всего вкусного VR-пирога даже сейчас приходится на игры. В дальнейшем эта доля будет только расти. Аналитики Goldman Sachs, например, предполагают, что к 2025-му годовой размер рынка VR-игр может достигнуть $106 млрд., прибыль от их реализации – почти $12 млрд., а количество игроков преодолеет отметку в 200 млн. человек.  

Но это светлое будущее, а мы пока находимся в уютном настоящем, и ситуация на данный момент такова. Первое: очевидно, что дальнейшим драйвером роста индустрии станут именно игры в виртуальной реальности. Второе: раньше как пользователи, так и сами производители VR-шлемов не до конца понимали, какими именно они должны быть. Теперь и у тех, и у других очень много опыта – самое время переходить из ниши в массовый сегмент.



Ну а третье – это как раз релиз платформы Microsoft Mixed Reality, которая станет мощнейшим стимулом для популяризации VR. Если фреймворк окажется достаточно востребованным, то у него есть все шансы повторить успех DirectX со всеми вытекающими из этого преимуществами для программистов и пользователей.

Получается, что любая условная «Хижина дядюшки Лю» сможет выпускать свои инди-игры в виртуальной реальности. Популярный единый стандарт – это также простота и экономия для крупных производителей игр. Одновременно с этим появляется возможность кастомизации контроллеров. Ну а для конечного пользователя и вовсе сплошные плюсы: больше контента и меньше цены за счет конкуренции между производителями VR-гаджетов.



Lenovo Explorer


Знакомьтесь: это Lenovo Explorer, наш шлем виртуальной реальности, созданный для платформы Microsoft Mixed Reality. Возможно кто-то из вас даже уже успел опробовать его в действии на выставке «Игромир 2017». В России мы впервые продемонстрировали новинку именно там, и это только начало.



Рассмотрим его со всех сторон в деталях. Прежде всего важно то, что гаджет очень легкий: он весит всего 380 граммов. Существенно меньше, чем главные конкуренты. Кроме того, он ощущается намного легче и удобнее благодаря продуманному распределению веса на голове.

Второй существенный момент – удобное крепление. На задней части шлема есть небольшая «крутилка», с помощью которой можно очень крепко и надежно зафиксировать устройство на голове.



А толстые и мягкие подкладки сделают так, что давление будет минимальным. Тут, конечно, лучше один раз попробовать, чем посмотреть дюжину фотографий, но вот вам показательный факт: ни на «Игромире», ни во время нашего совместного теста с журналистами на удобство посадки не жаловался практически никто.



Идем дальше, к самому главному. Lenovo Explorer оснащен двумя LCD-экранами с разрешением 1440х1440 точек. В итоге глаза пользователя видят картинку с разрешением 2880х1440 пикселей. Опять же, это вновь больше, чем у VR-шлемов наших уважаемых конкурентов, шлемы которых вышли ранее. Если присматриваться, то пикселизация, конечно, есть, но она практически не бросается в глаза.



Угол обзора в нашем шлеме составляет 110 градусов, регулировка фокусного расстояния программная: в диапазоне от 59 до 67 мм. И – для многих это станет приятным сюрпризом – шлем можно без проблем использовать вместе с обычными очками. Проверено как во время наших собственных тестов, так и на «Игромире». Подходя к зоне с Explorer многие посетители выставки привычным жестом снимали очки, но мы просили их оставить. Радости и удивлению в итоге не было предела.

Если вдруг во время погружения в виртуальную реальность вас кто-то решил отвлечь, то снимать Lenovo Explorer совсем не обязательно. Можно просто поднять основную часть шлема с дисплеями и линзами вверх как забрало. Удобно!



Теперь поговорим о подключении к компьютеру. Огромного количества портов для этого не потребуется: нужно только два интерфейса – USB и HDMI. Всё. Длина провода – 4 метра. Хватает, чтобы перемещаться в пределах среднестатистической российской комнаты и не спотыкаться. Ключевой момент — не требуется никаких внешних сенсоров, а значит пространства в комнате и свободных портов будет меньше, а кабелей лежащих вокруг — меньше.



Для просмотра виртуальных экскурсий, 360-градусных видео и панорам, работы в приложениях будет достаточно ноутбука с мобильным Core i5 7-го поколения и встроенной графикой. Частота обновления в таком случае составит 60 Гц.

Для VR-игр рекомендуется уже другой набор «железа», там на первый план выходит дискретная видеокарта начиная с GTX1060, а вот процессор новым уже может и не быть – хватит десктопного Core i5 начиная с 4-го поколения. Причина не только в высоком разрешении картинки (напомним, это 2880х1440), но и в том, что частота обновления здесь в 1,5 раза выше – 90 Гц. А нам ведь еще 60 fps нужно, иначе не будет нормальной синхронизации.



Кстати, о плавности картинки. Очень не советуем судить о ней по демо-роликам из YouTube. От фактической она сильно отличается в худшую сторону. Это именно тот случай, когда для достоверной оценки все обязательно нужно увидеть в шлеме собственными глазами. Например, дублирующее изображение на экране может отставать и даже подёргиваться, но в самом шлеме при этом всё работает плавно и хорошо.



Для отслеживания положения в пространстве Lenovo Explorer не требует наличия никаких внешних сенсоров. За это отвечает набор интегрированных датчиков и две встроенные в Explorer камеры. Они же нужны и для позиционирования контроллеров. Но если вдруг контроллеры пропадают из зоны видимости (например, когда в каких-то играх вы достаете оружие из-за спины), то на этот случай в них тоже есть свои собственные сенсоры. Работают они от АА-батареек, но также есть возможность проводного подключения.



Встроенных наушников в Lenovo Explorer нет. Для их подключения на правой части шлема есть «аудиоджек» на коротком проводке – для подвижности. Недостаток у этого решения только один: так появляется дополнительный провод. Но достоинств больше: устройство становится дешевле и легче. Плюс вы можете использовать любые собственные наушники, а для многих пользователей это целый фетиш.



Microsoft Mixed Reality


Со шлемом более-менее разобрались, теперь пара слов о том, как для пользователя выглядит платформа, для которой он сделан. Визуально – это очень симпатичный домик, стоящий на скале возле океана. Где-то далеко и высоко посреди неба парят летающие острова. Остается разве что шум волн и какой-нибудь легкий лаунж включить… но что-то мы отвлеклись. Об абсолютном реализме, разумеется, речи пока не идет, но внутри очень уютно.

Перемещение внутри дома происходит при помощи контроллеров. Зажимаем кнопку, выбираем нужную точку и стиком определяем направление, в сторону которого хочется смотреть сразу после телепортации. Если до этого опыта погружения в VR не было, то в первые минут 5-10 это кажется непривычным, но потом об этом напрочь забываешь и все делаешь на автопилоте. В крайнем случае можно использовать клавиатуру с мышкой или контроллер XBOX.



Предметы внутри дома можно двигать и поворачивать. На этом и основан принцип работы с приложениями, которые в виде окон можно свободно развешивать на стенах, потолке и просто в «воздухе» посреди комнат. Например, слева – Excel-таблица, в центре – открытая база данных, цифрами из которой таблицу нужно заполнить, а справа – фоновый сериальчик. Альтернативных вариантов масса.

Сам дом разделен на несколько комнат, каждая из которых в демо-версии нужна для знакомства с определенными возможностями. В кинозале смотрим обычное видео, в рабочей зоне таскаем туда-сюда окна с программами, есть уголок с VR-экскурсиями и 360-градусными роликами и панорамами.

Плюс, конечно, игровая зона. И тут интереснее всего. В качестве «демок» мы выбрали три проекта. Первый – простенький тир по мотивам вселенной Halo: берем две пушки в руки и яростно расстреливаем мишени за отведенное время. В геймплейном видео ниже вся движуха начинается с 1-50:



Второй проект – VR-версия нашумевшего Super Hot. Время здесь идет только в тот момент, когда игрок двигается. Можно спокойно осматриваться по сторонам и планировать тактику, а затем аккуратно уворачиваться от пуль, кидаться во врагов бутылками и пепельницами, отбирать у них оружие и, конечно, валить супостатов на землю точными ударами в челюсть.



Третий проект, пожалуй, самый показательный: это Space Pirate Trainer, полноценный шутер. Игрок стоит на платформе и яростно расстреливает вылезающих отовсюду дронов. Периодически в воздухе появляются бонусы и новое оружие, которое можно менять, как бы доставая из-за спины при помощи джойстика. В то время, как враги делают выстрел по игроку, время немного замедляется, оставляя шансы красиво увернуться и тут же отомстить. Очень затягивает! Поначалу непривычно, что уворачиваться надо именно телом — приседая или делая шаг вправо.



Разумеется, это тоже только начало. Различных игр довольно много уже сейчас, а в дальнейшем станет еще больше. Включая готовящиеся к релизу VR-версии Fallout 4 и Doom. Как и Bethesda, другие серьезные издатели тоже не сидят сложа руки — ходят неподтверждённые слухи по интеграции шлемов со Steam VR.



Для того, чтобы уютный домик посреди океана завелся на жестком диске вашего компьютера понадобится Windows 10 Fall Creators Update и немного терпения. Прямо 17-го октября все необходимые файлы автоматически скачаются и установятся, и все VR-игры будут доступны к покупке и скачиванию из магазина Windows Store. С подключением Lenovo Explorer к платформе тоже никаких проблем не будет. Все устроено так, чтобы пользователь только вставил два штекера от провода шлема в порты своего ПК, а дальше все настраивалось, устанавливалось и скачивалось само.

Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать


Нет никаких сомнений, что VR – это всерьез и надолго. Вопрос лишь в том, когда виртуальная реальность станет по-настоящему массовой. Мы считаем, что активная фаза роста в консьюмерском сегменте начнется как раз в 2018-м году и делаем ставку на игры, как на основной драйвер роста всей индустрии. При этом мы не забываем и про другие сценарии использования, такие как виртуальные экскурсии, объёмное и 360-видео, дизайн и обучение в виртуальной реальности – всё это теперь намного доступнее.

В то же время, мы понимаем, что потенциальным покупателям обязательно нужен опыт погружения в VR. Иначе просто невозможно понять, стоит ли обзаводиться шлемом или нет. Именно поэтому вместе с началом продаж Lenovo Explorer 20-го октября мы откроем несколько демо-зон в магазинах «М.Видео», где гаджеты до конца года будут продаваться на правах эксклюзива. И это будет не разовая акция во время лонча, а постоянная, скажем так, экспозиция. Хочется VR-шлем, но нет уверенности, что он нужен и подойдет? Пожалуйста – заходите и пробуйте.

Стоимость Lenovo Explorer составит 39 990 рублей, но если сделать предзаказ, то можно сэкономить 10% – получится примерно 36 тысяч. Сюда уже включены контроллеры, потому что делая ставку на игры нет совершенно никакого смысла предлагать шлем отдельно от них.

На этом, кажется, все. Спасибо за внимание!

Комментарии (24)


  1. VanyaKokorev
    16.10.2017 17:50

    Что мешает сделать хотя бы FullHD на каждый глаз, чтобы можно было 3D-кино смотреть без потерь?


    1. Fagot63
      16.10.2017 19:16

      Просто крупные фирмы долго раскочегариваются. А с учетом выходящего в следующем году нового шлема от Pimax, где на каждый глаз идет 4к картинка с общим 200 градусным обзором и поддержкой трех платформ(включая свою), все остальные шлемы просто не котируются. Слишком зернистая картинка.


      1. VanyaKokorev
        16.10.2017 19:35

        От Pimax следует ожидать неприятных сюрпризов типа отсутствия HDMI 2.0 на первой версии шлема и плачевного качества ПО


        1. Fagot63
          16.10.2017 19:46

          На 4PDA ходили слухи что лишь первые партии шлемов были 4к, потом туда вкорячили 2к экран.
          Впрочем это был их первый опыт, и могли быть косяки.
          Но 8к все же выглядит очень вкусно, тем более что к нему планируется или реализовано куча модов.


  1. Brenwen
    16.10.2017 18:13
    +2

    регулировка фокусного расстояния программная: в диапазоне от 59 до 67 мм.
    Может все-таки расстояния между зрачками?


  1. Yurik17
    16.10.2017 19:03

    Странно, в Мвидео цена указана в 39 990, ни про какую скидку нигде не указано…
    Вообще, при наличии единой платформы (если я правильно понял суть) уже может и имеет смысл присмотреться еще раз к VR. До этого был куплен китайский клон окулуса, но там меня расстроило, что без специальных приложений почти ничего не работает. То есть каждая игра требовала чего-то своего и не было такого, что «у меня есть VR, хочу поиграть».
    Кстати, у вас в конце статьи опечатка (вроде как) про 20е сентября :)


    1. Yurik17
      17.10.2017 10:25

      www.microsoft.com/en-us/store/d/lenovo-explorer-windows-mixed-reality-headset-with-motion-controllers/8n5sn73q2xvg
      Как-то $400 с очень большим трудом переводятся в 40к нашими (без учета скидки)…


      1. byria
        17.10.2017 12:55

        Таки даже на microsoftstore.ru не заявлено :(


        1. RaphZak
          17.10.2017 16:33

          Для HTC Vive цены тоже очень разные 599 $ (35кр) и 49990р.
          Все это особенности российского неприятного ценообразования


  1. Drako_Staarn
    16.10.2017 20:14

    **На задней части шлема есть небольшая «крутилка»

    Я просто оставлю это здесь.

    image


  1. Insane11
    16.10.2017 21:08

    Если качество такое же, как у блейд-серверов, то ну его нафиг. = (


  1. Zmiy666
    17.10.2017 03:23

    Хм… а почему ушей нет или я чего-то не понял? Может я что-то путаю но HDMI же и звук прекрасно передает… зачем отдельный провод для наушников…


    1. Nikobraz
      17.10.2017 07:01

      Это мы еще на Sony HMZ-T1 проходили. Не всех устроят комплектные уши. Не всех устроит да и увеличит стоимость набортный ЦАП.


    1. Siroejka
      17.10.2017 15:05

      Без ушей останется юзер) На первой фотке жесть как уши завернулись. У некоторых людей ушные раковины совсем негибкие, но это не про него.


  1. pzhivulin
    17.10.2017 06:44

    А расскажите про эту штуку: www3.lenovo.com/us/en/jedichallenges


  1. Kain_Haart
    17.10.2017 07:52

    драйвером роста индустрии станут именно игры в виртуальной реальности

    ну-ну ;-)


    1. Fagot63
      17.10.2017 09:39

      Да, всем давно известно. Порно — двигатель прогресса! :)
      А если серьезно, не только игры, но и симуляторы для обучения. Только недавно посмотрел ролик виртуальный тренажер электромеханика РЖД.
      И есть куча сфер, где подобные тренировки ускоряют процесс обучения. Да и материал так куда лучше закрепляется. Плюс VR офисы/презентации/фильмы и т.д.


  1. Kain_Haart
    17.10.2017 08:11

    Можете прояснить несколько пунктов?


    Lenovo Explorer оснащен двумя LCD-экранами с разрешением 1440х1440 точек. В итоге глаза пользователя видят картинку с разрешением 2880х1440 пикселей.

    Размер «картинки» должен быть меньше, исходя из того что часть ее выводится на оба глаза одновременно. Какой размер этой части, и какое разрешение все-таки получается у виртуальной панорамы и какой угловой размер пикселя?


    частота обновления здесь в 1,5 раза выше – 90 Гц. А нам ведь еще 60 fps нужно, иначе не будет нормальной синхронизации.

    Как «частота обновления» влияет на нагрузку видеокарты, если рассматривать ее отдельно от fps?


  1. Cherezzabo
    17.10.2017 09:41

    Из коробки с играми из Стима будет работать шлем? Или придется плясать с бубнами и настраивать шлем под каждую игру?


  1. KyberPrizrak
    17.10.2017 12:04

    Хочется взглянуть на внутренности шлема. Особенно учитывая фразу: «регулировка фокусного расстояния программная».


  1. byria
    17.10.2017 12:32

    Кроме как в Мвидео планируются продажи с 20 го числа? Или это эксклюзивный ресселер?


  1. byria
    17.10.2017 12:52

    1.И кстати, проверил на совместимость вот этой софтиной Windows Mixed Reality PC Check и мой BCM20703 Bluetooth 4.1 USB Device (Bluetooth адаптер встроенный в ноутбук) выделен знаком предупреждения (желтый треугольник). Ожидать проблем?
    2.И еще хотелось бы услышать чем же отличаются очки от других вендоров, в частности от Samsung лучшими заявленными экранами и иными параметрами?


    1. Kain_Haart
      17.10.2017 14:03

      А ведь верно, как получается что


      Lenovo Explorer оснащен двумя LCD-экранами с разрешением 1440х1440 точек. В итоге глаза пользователя видят картинку с разрешением 2880х1440 пикселей. Опять же, это вновь больше, чем у VR-шлемов наших уважаемых конкурентов

      Когда у Samsung HMD Odyssey — Resolution: 2880 x 1600


  1. barbanel
    18.10.2017 14:58

    Очень понравилась маркетинговая фраза про то, что пикселизации не заметно.
    Хватит маркетингового буллщита, на таком разрешении еще как заметна!