Новые крупные производители смартфонов на российский рынок приходят крайне редко. Оно и понятно: рынок давно поделен, на дворе какой-никакой, но кризис, а у россиян давно сложилось четкое понимание, каким производителям стоит доверять. Новые малоизвестные в наших широтах имена воспринимаются так себе. Без энтузиазма. С плохо скрываемым… ну если и не с презрением, то с сильным недоверием – точно. Особенно если речь о брендах, которые предлагают не какие-нибудь дешманские аппараты, а что-нибудь из разряда «10 тысяч рублей и дороже».

Поэтому единственный способ добиться успеха для новых игроков рынка смартфонов в России – давить ценой. Не просто даже давить, а ДАВИТЬ. Да, это непросто. И на первых порах некоторым компаниям даже приходится продавать устройства в ноль. То есть ваще без прибыли. Зато это дает возможность познакомить широкие народные массы со своей продукцией, завоевать некий имидж и получить хоть какую-то заметную долю рынка.

А теперь давайте посмотрим, что случилось осенью 2017 года.



В Россию пришли сразу два новых крупных производителя смартфонов. Речь идет не о каких-то там безымянных китайских брендах с непроизносимыми названиями, а, на минуточку, об Oppo и Vivo. Если кто не знает, это поистине гигантские и далеко не бедные компании. Обе они входят в китайский холдинг BBK. По итогам 2016 года Oppo стала лидером китайского рынка смартфонов, заткнув за пояс Huawei, Samsung, Apple и так далее по списку.

Однако лидерство у себя в Китае еще не означает умение понимать, чувствовать иные рынки – в частности, российский. Что Oppo, что Vivo провели гламурные пафосные презентации в Москве. Oppo даже сделала своим лицом Егора Крида, который теперь люто, бешено форсит сами понимаете какие смартфоны. Незадолго до этого он точно так же форсил Samsung, а теперь вот поливает елеем Oppo, постя соответствующие фоточки в Twitter с iPhone (подробнее здесь).



Казалось бы, причем здесь Его Крид? Его фоточки с iPhone служат своего рода прелюдией к тому треш-угару, которым сопровождается выход Oppo и Vivo на российский рынок. Потому что смартфоны обоих этих брендов будут продаваться через… крупную федеральную розницу. С ее конскими накрутками в размере 30-40 процентов, о которых давно слагаются печальные легенды. Собственно, федеральная розница – это самый ужасный, непоследовательный, тупиковый путь для вывода нового недешевого (ключевой момент!) бренда смартфонов на российский рынок. Потому что: имени у такого бренда пока нет, его имиджевый заряд равен нулю, народ его не знает; в то же время, привлекать покупателей ценой не выйдет ну просто никак – из-за тех самых конских накруток. Которые добавляются даже не к цене смартфона в Китае, а к цене смартфона после пересечения российской границы – уже после уплаты НДС (+18%), Михалковского сбора (+1%) и прочих накладных расходов, связанных с официальным импортом электроники через границу РФ. Как следствие, цена по сравнению с заводской растет после растаможки и накруток «федералов» если и не в два раза, то в полтора – точно. В итоге видим следующую картину: смартфоны Oppo среднего уровня, которым красная цена – 15 тысяч рублей, стоят на полке какого-нибудь «Связного» за 25 тысяч. Аналогичная ситуация с моделями Vivo – самый дешевый на полке федеральной розницы оценен в 22 тысячи. Предлагая при этом дешевый HD-экран! Опять же: такой смартфон может стоить тысяч 10-12, но уж никак не 22.


Vivo V7 с HD-экраном за 22 тысячи рублей. Ранее продавать смартфоны с такими дисплеями за много денег могла себе позволить только Apple. А теперь вот еще и Vivo. Но то, что позволено Apple, малореально в случае китайских игроков с продуктами абсолютно средних свойств и качеств

Что в итоге? История наверняка повторится. Oppo в 2013 году уже приходила в Россию – и ровно по той же схеме: с помпой бессмысленных крутых презентаций, кучей пафоса в рекламе. И с конскими ценниками в каналах продаж в виде крупной федеральной розницы. И примерно через год с рынка логично вылетела. Думается, уже в 2018 (максимум – в 2019) компания Oppo снова нас покинет. Вместе со своей сестричкой Vivo.

Была ли у Oppo и Vivo альтернатива? Конечно, была. Вместо архаичной схемы с федеральной розницей можно было задействовать продажи через интернет, как поступают все «нормальные» китайцы. Для начала – тот же AliExpress. Или хотя бы комбинировать эти варианты. Именно так делает, например, китайская же Doogee. Ее флагманские смартфоны можно найти в том числе и в федеральной рознице. Оно и понятно: на большие продажи этих моделей никто и не рассчитывает, это просто, скажем так, демонстрация возможностей. Для этих же целей «АвтоВАЗ» в свое время выпускал «Лады» с кожаным салоном и двухлитровыми движками Opel – понятно, что это штучный и никому особо не нужный товар, зато он позволяет заявить о себе как о более серьезном производителе. А недорогие модели Doogee, в свою очередь, доступны на AliExpress. За счет этого достигается максимально возможное снижение цены. Достаточно сказать, что на AliExpress за 7 тысяч рублей можно купить модель Doogee с двойной задней камерой, металлическим корпусом, сканером отпечатков пальцев. И самое главное (чего нет ни в Oppo, ни в Vivo, ни даже в Meizu и Xiaomi) – с защитой от воды (стандарт IP68) и ударов.

Из всего перечисленного в том же Vivo V7, что предлагается в России, есть только сканер. Защиты от воды, металла и сдвоенной камеры нет – и это при цене в 22 тысячи рублей! У Oppo – то же самое (то есть ничего нет), только уже при цене в 25 тысяч. Зато сладкоголосый Егор Крид на прессухе спел, ага. И расплатятся за его пение покупатели смартфонов Oppo – ведь затраты на маркетинг так или иначе заложены в цену устройств.


Doogee S30 за 7 тысяч рублей на «Али». Двойная камера, сканер отпечатков и даже защита от воды и ударов – и все это за 7 тысяч. С гарантией и сертификацией в России – все как положено

Скажете, что Oppo и Vivo можно с тем же успехом купить на AliExpress? Oppo по неизвестным причинам на этой площадке отсутствует, а некоторые модели Vivo – да, можно. В несертифицированном и нерусифицированном виде, да еще и без гарантии. Та же Doogee гарантию в таком случае – при покупке на AliExpress – дает. И предлагает там именно сертифицированные аппараты.

С некоторых пор – с середины декабря 2017 года – так же поступает и Xiaomi. Этому производителю надоело работать с российским дистрибьютором и федеральной розницей. Цены оказываются такими, что завоевание рынка идет черепашьими темпами. То ли дело прямые продажи через «Али»: сертифицированный Xiaomi Redmi 5A с гарантией там по акции стоил менее 6 тысяч рублей (сейчас – уже чуть больше 6 тысяч рублей). В федеральной рознице его бы продавали тысяч за 9. Что очень дорого: никакого металла и сканера отпечатков пальцев в этой модели нет, защита от воды и ударов также не полагается, а конкурировать ей придется с теми же защищенными моделями Doogee, где все это имеется. При равной цене Xiaomi теоретически может взять силой бренда, а при на половину более высокой цене смыса в покупке смартфона Xiaomi вообще теряется.


Официальный российский Xiaomi Redmi 5A с гарантией стоит на «Али» 6 200 рублей. А в оффлайновой рознице стоил бы в полтора раза дороже

Для примера – сравнение Xiaomi и Doogee ценой в районе 7 тысяч рублей с Vivo за 22 тысячи. Делайте выводы. По основным параметрам Vivo сливает, кое в чем выигрывает, но это никак не оправдывает в три раза (!) более высокую цену.



Ну и еще один пример. Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера. Продажи – опять-таки только через AliExpress. Смартфоны у AGM весьма навороченные, с оригинальными самсунговскими AMOLED-экранами, хорошими камерами, достойным железом Qualcomm (а не глючных жрущий энергию MediaTek), и даже датчиками загрязнения воздуха. На AliExpress удалось поставить ценник на них в районе 30 тысяч рублей. Если бы продажи шли через федеральную розницу, то было бы тысяч 45. А то и все 50.


Работа VOC-датчика в AGM X2. Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня

И опять же просто для понимания степени треш-угара – сравнение AGM X2 с Oppo F5 6Gb. Оба стоят «тридцатку», но первый предлагается на «Али», второй – в официальной федеральной рознице. У Oppo круче только фронтальная камера, что важно разве что для аудитории уровня «фанаты Егора Крида и его шефа Тимати».



Словом, времена-то поменялись, а купающиеся в своем величии на китайском рынке Oppo и Vivo этого не заметили. И в России их ждет… да фиаско их ждет – если, конечно, они в срочном порядке не изменят подход к «завоеванию» нашего рынка. Не изменят – будут биты. Причём с двух сторон: в нижнем сегменте – мелкими дерзкими гопниками вроде Doogee, а в верхнем – более серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM. Которые хоть и не приглашают на свои пафосные презентации модных певцов ртом в виде фальшивых амбассадоров, но зато продают более функциональные и во всех смыслах более интересные модели. И самое главное – в два-три раза дешевле. Таковы уж нынешние реалии рынка. Пафос никто больше не ценит.

Комментарии (34)


  1. Fermalion
    25.12.2017 13:31

    Статья называется «Типичные ошибки», но по факту, ошибка здесь рассмотрена только одна.
    Конечно, фактор цены и каналов сбыта важен, но единственная ли это туча на горизонте новых китайских игроков?


    1. alexeystar
      25.12.2017 14:30

      Не единственная, конечно, но ключевая. Канал — это же ключевое в продажах.


  1. lobzanoff
    25.12.2017 14:10

    Ну, это счастье скоро кончится… :( Скоро введут пошлину 30% на посылки дороже 20 евро + 18% НДС, и цены почти сравняются. Впрочем, в местной рознице скорее всего на фоне этого еще выше задерут цены, но легче от этого не становится. Так что торопитесь, кто не успел раньше, халява скоро закончится.


  1. ARD8S
    25.12.2017 14:13

    Так что торопитесь, кто не успел раньше, халява скоро закончится.

    Ну вот ОК. Человек купил дуги на али. Он сломался через месяц. Что с ним делать? Где СЦ? Кто-нибудь возьмётся за ремонт их аппаратов кроме сервисов из Москвы и Санкт-Петербурга?
    Ладно если человек шарит, часть проблем можно решить заказом запчастей на али и феном. По факту даже этот самый тмалл посылает телефоны с гарантией, но или их никто не отремонтирует по «гарантии» или скрипя зубами и потрепав покупателю нервы.
    Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки, надёжных мало.
    Вот если бы главный козырь этих новых китайцев — полноформатная экспансия, а именно, вместо пустой рекламы- два года гарантии в СЦ многих городов РФ, тогда да, рынок их бы принял. Так в своё время престижио себе сделал продажи и сейчас их недорогие аппараты неплохо покупают даже с 1 летней гарантией.
    В магазин, хоть если что, свой кирпич можно принести и сдать, обменяв на другой или забрать деньги, остальное — проблемы магазина. Попробуйте вернуть что-нибудь али/моллу через месяц-два после покупки. Хотя некоторые наши интернет-магазины (нормальные, федеральные, а не кидалы-однодневки) продают вместе как китайские версии, так и глобальные. Китайские могут пустить по акции, например. Те же сяо, но без работающего у нас LTE. Наши «оффлайны» спокойно могут так же динамить с гарантией, но если что, на них можно хоть пожаловаться.


    1. ed007
      25.12.2017 14:56

      Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки
      Не сказал бы. Гарантийный ремонт покрывает лишь заводской брак. Большая часть поломок — вода, удар — не имеют гарантии. А простой платный ремонт за счет юзера делается в любой мастерской.


    1. denticulus
      25.12.2017 15:24

      Покупал планшет Хуавей на Алиэкспресс. Через полгода отказал тачскрин. Написал продавцу, тот сказал «отправляйте». Отправил, через 1,5 месяца получил планшет с новым стеклом. Расходы на отправку мизерные.


    1. Nalivai
      25.12.2017 15:40

      По заводскому браку легко берут по гарантии, иногда даже с пересылкой за счет продавца, но даже если и нет — пересылка не очень дорогая.


    1. Barnaby
      25.12.2017 16:54

      Он сломался через месяц. Что с ним делать? Где СЦ?

      СЦ в Китае РФ, отправляешь его назад почтой и ок. Я в Германию железо отправлял, не так уж это и сложно.


      Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки, надёжных мало.

      Из 3х смартфонов ни один не сломался, 2 морально устарели. Что вообще там может сломаться если он изначально не бракованный и не кидать его об стенку?


      1. ARD8S
        25.12.2017 20:38

        Это если у вас есть определённая доля везения и попадётся хороший товар и добросовестный продавец с QC, но больно уж много их развелось, как только красочно они себя не называют и official store и direct sales store (имя бренда), но не все реально будут помогать после 15 дней, когда покупатель уже не сможет открыть спор. Большинство продавцов брендами третьего эшелона тупо отмолчится. В после поломки в течение года в итоге имеем- гарантия две недели или вообще нет, если не повезёт. И не предъявишь никому и ничего, покупатель с дохлым планшетом/смартфоном и т.д… Я знаком с сервисниками и они на хлебушек себе этим неплохо зарабатывают (именно на ремонте %random brand% китайской электроники, т.к. запчастей полно), и сам балуюсь, бывает. Понятно, что ведущие китайские бренды вполне надёжны, но и с ними тоже проблемы есть, а заводской брак не всегда проявляется сразу. Да уж что там продавцы, даже служба поддержки али не всегда выручает покупателей, даже в случае очевидно заводского брака или несоответствия товара. Продавцы даже с коронами и шильдиками «надёжный бренд/продавец» порой играют в молчанку или корчат из себя баранов «искренне не понимая», что он них хотят на английском и тем более на «гуглоанглийском».


        1. Ariez
          25.12.2017 22:29

          Не знаю, я видимо тоже что-то делаю не так. Заказанные из-за бугра давным-давно Nexus 4 проработали 2,5 года у меня, 3,5 — у супруги, во всех случаях просто умер аккумулятор и еще что-то (за счет чего телефоны начали сильно глючить при падении заряда ниже 70%, при этом одна смена аккума не помогла) + морально устарели. Сменил на Meizu Note M2 (опять не ростест), сменил через год потому что исходно модель была не особо удачной в смысле быстродействия (при этом никаких реальных нареканий или брака не было, до сих пор лежит запасным). Сейчас — заказанный из Китая Xiaomi mi5s, уже больше года. Единственное нарекание — разбитый дисплей из-за моей криворукости — кстати, впервые среди всех смартфонов, которые у меня были))))


          1. Werevolf
            26.12.2017 11:21

            О, 5s. А датчик отпечатков пальцев у вас тоже кривой и работает с 10 раза, или все норм?


            1. betrachtung
              26.12.2017 12:17

              У меня он был, датчик нормально работал.


              1. Werevolf
                26.12.2017 12:32

                Я и прошивку менял, и обнулялся, все равно не работает как должен.


            1. Ariez
              26.12.2017 17:35

              Да все ок с датчиком. Проигрался полгода, сейчас разблокирую браслетом ))


          1. ARD8S
            26.12.2017 12:07

            По выборке среди знакомых ремонтников и своей ~1200-1500 устройств за три года, пришёл к выводу, что брак китайщины, выпускаемой под разными брендами третьего эшелона и ниже ~10-15% в течение года. По приходу с китая ~20-30% сразу. Второго эшелона ~5-10%. Сяо и мейзу всё-таки считаются лидерами китайского смартфонодельства, как и хуавей с леново. По ним статистику не собирал, ибо они, обычно идут мимо «рукодельщиков». Но знаю, что некоторые модели выходят весьма неудачными и перекашивают статистику. У перебрендированных китайцев, которыми торгуют у нас примерно те же ~10-15%, но их хотя бы можно вернуть по явному браку в магазин.


            1. Ariez
              26.12.2017 17:37

              Может быть, я такой выборки, разумеется, не проводил, я могу оперировать только собственным опытом + опытом супруги и родителей, у которых тоже сяоси, сяоми и хуавей ))


              1. ARD8S
                26.12.2017 21:41

                Тут ещё и везение, даже с сяо и мейзу, не говоря уж о других, у кого-то всё хорошо, кому-то из миллионов продавцов взудмается не проверить и послать брак, у кого-то проблема вылезет позже, а кому-то помятый или вообще дуля вместо телефона (самое обидное) и спор в пользу продавца. Всяко бывает. Даже с молла косячные бывает приходят хотя их, по идее, должны открывать и проверять, когда вкладывают зарядник. Если кто-то считает, что риска заказывать на али нет и что там сплошная халява- то они не правы. Просто чью-то экономию уже кто-то оплатил своим огорчением.


  1. Leonid62
    25.12.2017 14:25

    Мне просто очень нравится эта статья. Аналогичные проблемы бизнеса можно найти в любой сфере, от продуктов до ресторанов.


  1. Ugrum
    25.12.2017 14:51

    Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера…
    Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня…
    серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM......

    Шо, опять?
    Вы чему — нибудь учитесь, в принципе? Посмотрите комментарии к прошлой статейке про эту срань, лень повторяться. Г-жу Торшину и Блюдио вам не повторить.


    1. dernuss
      25.12.2017 15:37

      Видимо если много раз повторять про Бундесвер, то люди поверят…


  1. eandr_67
    25.12.2017 15:06

    Весь смысл статьи — в очередной раз попытаться навесить на уши лохам маркетинговую сказочку про «гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера».


    1. Skerrigan
      25.12.2017 15:18

      Ну после Хамви (да-да, Хаммер — это гражданская версия, если кто не знал) так и пошло-поехало — пример же был подобного. Вполне реальный. Но как всегда, набежали маркешлюхи и дискредитировали данный подход.


    1. alexeystar
      25.12.2017 16:18

      «Маркетинговой сказочке» отведено полабзаца в конце, так что не усугубляйте.


      1. eandr_67
        25.12.2017 16:48

        Стандартный приём подобных материалов: когда в кучу более-менее достоверной информации вставляется совсем немного безусловной лжи, выдаваемой за информацию.

        Именно ради того, чтобы это ложь была проглочена, вокруг неё и городят густую дымовую завесу реальных фактов.


        1. Werevolf
          25.12.2017 17:36

          Все вокруг такие эксперты, плюнуть не в кого (с)


      1. Ugrum
        26.12.2017 14:54

        «Маркетинговой сказочке» отведено полабзаца в конце, так что не усугубляйте.

        Т.е. вы хотите сказать, то если смешать варенье и говно в пропорции 10 к 1, то на выходе мы получим не 11 частей говна, а вполне употребимый продукт?


  1. SandroSmith
    25.12.2017 16:46

    А где же ссылочка в конце «только у нас doogee s30 всего на 200 рублей дороже али»?


    1. Conscience
      25.12.2017 19:41

      В этой статье рекламировался АГМ Х2, а как написано выше — «продажи только через алиэкспресс».


    1. alexeystar
      26.12.2017 07:20

      А вот нет ссылочки! Представляете?


  1. agaruppa
    25.12.2017 17:31

    Изящная реклама китайских смартов


  1. copypasta
    25.12.2017 18:02

    А публикация материалов, содержащих информацию, не соответствующую действительности, не запрещена правилами GT?


  1. overmind88
    25.12.2017 18:12

    Oppo уже выходили на российский рынок 4-5 лет назад, но и тогда не смогли


    1. alexeystar
      26.12.2017 07:19
      -1

      В статье это упоминается. Не смогли ровно по той же причине, по которой не смогут сейчас.


  1. betrachtung
    26.12.2017 09:20

    Главная проблема китайских смартфонов в том, что они сделаны для китайцев.
    Большинство китайских смартфонов имеет либо дизайн с более или менее заметными нотками айфона (хотя в последнее время ситуация заметно улучшилась — китайские бренды пусть и не обретают собственное лицо, но переходят от закоса под айфон к просто безликим обмылкам), либо «внедорожный» дизайн, за который любой турист засмеёт.
    В плане софта всё ещё печальней. Дизайн поперёк всех гайдлайнов (и сам с собой даже не сочетающийся), поломанное юзабилити (свёрнутые уведомления, помойка на рабочем столе, перепутанные настройки и куча других мелочей, кажущихся неважными, но дико раздражающих при использовании), закономерные проблемы со стабильностью и совместимостью в случае, если к китайским дизайнерам присоединились китайские программисты в своём желании переработать андроид под китайские нужды — ну и, конечно же, помойка из мусорных приложений, включая китайский антивирус, китайское облако, китайский магазин тем и прочие невероятно полезные вещи.
    Стоит заметить, что китайского пользователя такой подход вполне устраивает, завязка на китайские сервисы его не напрягает, китайский дизайн ему ближе и привычней западного, ну и подход «напихать побольше куцых и корявых приложений, которые потом не убрать, и выдать это за преимущество», видимо, китайцы одобряют. А вот на Западе это выливается в то, что первым шагом перед использованием становится перепрошивка — и, соответственно, китайские телефоны приобретают либо очень экономные и нетребовательные люди, либо гики, готовые немного повозиться ради отличного «железа» за копейки.
    Ах да, ещё из-за того, что средний рост на Востоке заметно меньше европейского — и так же меньше размер рук — китайский рынок тяготеет к однозначно двуручным смартфонам (с планшетным сценарием использования). Потому что если тебе уже и 4.6" сложно управлять одной рукой, то лучше сразу взять 6".
    Однако, есть и китайские производители, ориентированные на западного потребителя — например, HMD Global (Nokia). У них тоже далеко не всё гладко, плюс они заметно дороже, чем, скажем, Xiaomi с такими же характеристиками, зато для простого пользователя вне Китая они подходят на ура. У меня сейчас коллеги повально берут Nokia 6. Сам я подумывал о восьмёрке, но она не очень удобна.