Грамотно настроенный учет компьютерной техники защитит вас от факапов в инфраструктуре и сохранит десятки часов рабочего и личного времени. О том, как добиться такого результата, читайте в этой статье.

Сразу хочу предупредить, что все изложенное ниже это не вычитанный в книгах best practice, а выжимка моего, порой не всегда удачного опыта. Поэтому с благодарностью приму конструктивную критику.


Итак, начнем. Зачем ИТ-службе нужно вести свой учет компьютерного оборудования? Ведь вся компьютерная техника учитывается на счетах организации и данные об оборудовании уже есть в бухгалтерской системе. Зачем тогда отвлекать технических специалистов от разработки софта/администрирования систем/ремонта оборудования и грузить их «бухгалтерской» работой?
Дело в том, что собранные в бухгалтерской системе данные не спасут вас от проблем, например, при вирусной атаке.


«Заразить компьютер в корпоративной сети, поднять привилегии, получить доступ к домену администратора и одной кнопкой остановить деятельность компании любого размера» — так описал специфику работы вируса WannaCry его автор.


Чтобы остановить этого проныру как минимум нужно знать местоположение зараженных компьютеров. В бухгалтерской системе будет указана кладовая, в которой числится компьютер, и пользователь (но это не точно). Фактическое местоположение компьютера и его IP-адрес вы не узнаете.


Чем больше времени будет потрачено на выяснение, в какому закутке стоит зараженная машина, тем ниже шансы остановить распространение вируса и деградацию инфраструктуры. Как вы понимаете, финансовые и репутационные потери от остановки бизнес-процессов будут на порядок выше затрат на ведение учета ИТ-оборудования. Впрочем, wannacry это еще цветочки. Есть угроза и посерьезней…


Помните старую шутку, что зима в Россию всегда приходит неожиданно, поэтому коммунальные службы не успевают к ней подготовиться? Аналогичная беда с подготовкой бюджета на следующий год – вроде все знают о сроках, но почему-то заявки на замену техники подают в самый последний момент. И крайним обычно остается ИТ-специалист, отвечающий за распределение оборудования – не предусмотрел, не предпринял должные меры, не проявил настойчивости и т.д. и т.п. Если вирусная атака может обойти вас стороной, то наезды из-за не вовремя выделенной техники точно прилетят вам в голову.


Но выход есть: прекратите собирать заявки на замену техники. Начните вести учет параметров, по которым техника должна попадать в программу модернизации (например, объём HDD, диагональ монитора, скорость печати принтера и т.д.). В этом случае вы сможете формировать перечни техники на замену автоматически из своей учетной системы. Нет заявок – нет проблем.


Чем еще поможет налаженная система учета ИТ-оборудования? Тем, что на любой, даже самый каверзный вопрос руководства вы сможете дать ответ уже через 5-15 минут, а не в «завтра с самого утра». Например, финансовый директор спрашивает: «сколько принтеров у нас в кладовке, сколько в ремонте, сколько у пользователей, сколько было утилизировано в этом году, в каких отделах принтера простаивают?». Если у вас учитываются стадии жизненного цикла ИТ-оборудования, то на все (!) эти вопросы вы дадите ответ в течении 15 минут. В противном случае придется собирать данные из разных источников в течении 2-3 часов (если не больше).


Полагаю, с вопросом «зачем нужен свой учет ИТ-оборудования» разобрались. Это меньшее из зол по сравнению с ситуацией, когда у вас только разрозненные данные бухгалтерского учета и сырые отчеты SCCM.


Давайте теперь спроектируем такую систему учета ИТ-оборудования, которая поможет решить обозначенные выше проблемы. Нам потребуется:


  1. определить границы учетной системы;
  2. разработать справочник категорий оборудования;
  3. разработать модель жизненного цикла;
  4. определиться с правилами идентификации оборудования;
  5. разработать атрибутную модель.

Шаг 1. Определить границы учетной системы


Не стоит распылять усилия и пытаться наладить учет сразу и везде. Изучите данные по инцидентам/проблемам и найдите «бутылочное горлышко», т.е. группы оборудования, которые доставляют вам больше всего хлопот. Начните налаживать учет именно в этих группах.


По моему опыту чаще всего в «застревают в бутылочном горлышке» компьютеры и оргтехника. Реже всего комплектующие и расходные материалы (как правило по ним хватает данных складского учета).


Шаг 2. Разработать справочник категорий оборудования


Чтобы было удобнее формировать отчеты, каждую группу техники нужно разделить по категориям. Например, вы решили наладить учет пользовательского оборудования. Берем группу «компьютеры». Из каких категорий она будет состоять? Персональный компьютер, ноутбук, планшет и т.д. Затем берем следующую группу – «устройства отображения» и делим на категории ее. В итоге у вас получится примерно вот такой справочник категорий:


Группа Категория
Компьютеры Персональный компьютер, ноутбук, планшет
Устройства отображения Монитор, телевизор
Оргтехника Принтер, копир, сканер

Благодаря этому делению вы сможете быстро делать выборки из базы данных и получать отчеты как по группе «компьютеры», так и по каждой из категорий этой группы.


Шаг 3. Разработать модель жизненного цикла оборудования


Чтобы оперативно получать информацию о том, в каком статусе находится оборудование нужно разработать т.н. «модель жизненного цикла оборудования».

Советую начать с простой модели и детализировать ее по мере необходимости:


Событие Статус Что отслеживает статус?
Новое оборудование поступило на склад, неиспользуемое оборудование вернулось на склад Хранение на складе Отслеживает фактический складской запас
Оборудование передано ИТ-специалистам для настройки, ремонта, апгрейда Настройка/Ремонт Отслеживаем нагрузку на персонал ИТ-службы
Оборудование передано пользователю Эксплуатация Отслеживаем фактическое количество техники в работе
Пользователь уволился, но оборудование осталось на рабочем месте (ждут нового сотрудника) Хранение в подразделении Отслеживаем скрытые резервы
Оборудование снято с рабочего места, как непригодное к эксплуатации Подготовка к утилизации Отслеживаем хлам, который нужно утилизировать
Передали оборудование на утилизацию подрядчику Утилизация Отслеживаем выполнение договора на утилизацию

По моему опыту самый быстрый способ повысить эффективность системы учета ИТ-оборудования, это начать отслеживать статусы жизненного цикла. Не пренебрегайте этим шагом!


Шаг 4. Определить способ идентификации оборудования


Поскольку вам придется заниматься поиском и инвентаризацией оборудования, нужно заранее определить, как вы будете идентифицировать найденную технику. Мне известно пять способов идентификации:


Способ идентификации Преимущества Недостатки
Бирка с номером. На оборудование приклеивается бумажная бирка с учетным номером или учетный номер наносится маркером. Низкие затраты на расходные материалы и оборудование для маркировки Достаточно высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений оборудования. Низкая износостойкость бумажных бирок.
Серийные номера производителя. Используются нанесенная при изготовлении оборудования этикетка с SN и штрихкодом. Нет затрат на оборудование и расходные материалы для маркировки Не подходит для идентификации «самосборных» ПК. Высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений, т.к. серийные номера находятся в труднодоступных местах.
Этикетка со штрих-кодом. На оборудование наносится износостойкая этикетка с учетным номером и штрих-кодом. Низкие затраты на оборудование для маркировки и расходные материалы. Сокращение трудозатрат на актуализацию данных и учет перемещения оборудования. Явных недостатков не выявил.
RFID-метка. На оборудование наносится радиометка. Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. Высокая стоимость оборудования и расходных материалов. Невозможность идентифицировать оборудование без использования RFID-сканера.
Штрих-код + RFID. На оборудование наносится радиометка с напечатанным на ней штрих-кодом и учетным номером Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. Высокая стоимость оборудования и расходных материалов.

Оптимальным способом я считаю маркировку техники этикетками со штрихкодом. Кстати, Yurich еще в 2013 году написал пошаговую инструкцию по изготовлению этикеток. Крайне рекомендую его статью к прочтению.


Шаг 5. Разработать атрибутную модель


Вот теперь давайте приступим к самому важному – к разработке атрибутной модели. Мой список рекомендуемых к учету атрибутов, с указанием для чего они нужны, приведен ниже. Используйте его как отправную точку при разработке своей атрибутной модели.


  • Общепринятое наименование производителя и модели оборудования. Обратите внимание, что в накладных наименования производителя и модели могут быть искажены. Старайтесь записывать именно общепринятые наименования, чтобы техническую информацию о модели было проще найти на сайте производителя.
  • Номенклатурный номер, под которым модель оборудования заведена в справочнике материалов бухгалтерской системы. Его стоит учитывать для быстрого поиска однотипного оборудования.
  • Инвентарный номер, присвоенный оборудованию при постановке на бухгалтерский учет. Его стоит учитывать для поиска оборудования в бухгалтерской базе. Обратите внимание, что по правилам бухгалтерского учета инвентарный номер может быть одинаковым у нескольких устройств (например, у ПК, монитора и принтера в составе лабораторной установки). Кроме этого, инвентарный номер обязательно присваивают только основным средствам, т.е. оборудованию стоимостью выше 40 000 рублей (подробнее в ПБУ 5/01, ПБУ 6/01). Поэтому у подавляющего количества компьютерной техники в вашей организации инвентарного номер может и не быть. Взамен его может использоваться сложно-составной номер, например <номер кладовой>/<количество этой номенклатуры на учете в кладовой>.
  • Учетный номер, присвоенный ИТ-подразделением при принятии оборудования на обслуживание. Во многих организациях ИТ-службе удобнее присваивать оборудованию свой ID, чем использовать инвентарные номера.
  • Серийный номер, присвоенный производителем оборудования. Стоит учитывать на случай гарантийного ремонта и как запасной идентификатор при невозможности определить инвентарный/номенклатурный/учетный номера оборудования.
  • Почтовый адрес здания, название или номер строения (если по одному адресу находится несколько строений), номер кабинета (или название участка и строительные оси здания, если это производственное помещение). Такой набор реквизитов поможет найти технику, в каком бы закутке она не находилась.
  • Подразделение, в котором работает пользователь, ФИО и телефон пользователя. Контакты пользователя нужны чтобы получить физический доступ к оборудованию. Подразделение, вам пригодится для группировок в отчетах и для выхода на руководителя, если пользователь окажется недоступен. Также полезно знать табельный номер и … дату увольнения пользователя. По табельному номеру удобно строить сводные отчеты, если нужно посмотреть, какие еще ТМЦ числятся за сотрудником. Дата увольнения поможет выявить бесхозное оборудование.
    В моей практике был забавный случай. На небольшом заводе начальник одного из подразделений несколько недель добивался выделения ему более производительного компьютера. Бюджета на технику не было, поэтому приняли решение поискать простаивающую технику в подразделениях. Два дня поисков и более мощный компьютер нашли … в кабинете этого начальника, за соседним столом. Компьютер остался после увольнения сотрудника. О том, что это более производительная машина проситель не знал. А ИТ-службу не предупредили об увольнении пользователя этого компьютера.
  • Технические атрибуты, по которым вы сможете принять решение о модернизации оборудования. Например, такие:

Группа Технические характеристики
Компьютеры Hostname, IP-адрес, тип и частота CPU, тип, количество и объём HDD, тип и объем RAM
Устройства отображения Диагональ, разрешение, видеовыходы
Оргтехника Цветность, возможность сканирования, скорость печати, формат, наличие USB, RJ-45, WiFi

На первый взгляд атрибутов слишком много и у персонала уйдет уйма времени на поддержание системы учета в актуальном состоянии. Давайте проверим, так ли это.


В зависимости от интерфейса учетной системы на первичную регистрацию каждого устройства потребуется 5-10 минут, на актуализацию данных 1-2 минуты. Предположим у вас в организации 350 пользователей, устройств для учета 1 000 штук. В год заменяется 20% парка техники (из расчета срока службы 5 лет), 10% парка проходит ремонт и модернизацию. Значит каждый год вам нужно будет:


  • внести в систему 200 новых записей (200x10 = 2000 минут);
  • два раза обновить статусы у 200 новых устройств (200x2x2 = 800 минут);
  • два раза обновить статус у 200 выводимых из эксплуатации устройств (200x2x2 = 800 минут);
  • два раза обновить статусы у 100 попавших в ремонт устройств (100x2x2= 400 минут).

Итого вы потратите 4 000 минут в год. Накинем еще 10% на непредвиденные перемещения. Получим 4 400 минут в год или 17 минут в день. Полагаю, это вполне приемлемые трудозатраты для поддерживания в актуальном виде системы учета на 1 000 единиц техники.


К тому же их можно сократить до 10-12 минут: технические атрибуты забирать из SCCM, данные о пользователе из кадровой системы. Но это вопросы архитектуры, их я планирую раскрыть во второй части статьи. Также во второй части я покажу, как оперативно организовать внедрение спроектированной системы учета. Пока же давайте сделаем паузу.


Прошу дать в комментариях обратную связь. Это поможет мне подробнее раскрыть интересующие вас вопросы при подготовке продолжения статьи.

Комментарии (33)


  1. andyudol
    11.01.2018 08:04

    Существуют программы для учёта. Какие из них подходят для вашей модели?


    1. HappyClover Автор
      11.01.2018 11:23

      Модель достаточно простая, поэтому подобрать софт для ее автоматизации несложно. Но нужно отталкиваться от текущего состояния вашей инфраструктуры и перспектив развития.

      Если ситуация «денег нет, но вы держитесь», то с определенными оговорками можно использовать древний, но бесплатный «Sklad — checkcfg» (http://checkcfg.narod.ru/sklad.htm) Знаю пару промышленных предприятий с парком ПК >200 шт, где это ПО живет уже более 10 лет.

      Если с финансированием все более-менее в порядке, инфраструктуру строите не на коленке, а по современным технологиям/стандартам, то стоит посмотреть на коммерческие системы управления ИТ-активами (ITAM). Их функциональность на пару порядков перекрывает предложенную мною модель учета. Я работал с двумя такими системами – ИнфраМенеджер (http://www.inframanager.ru/solutions/itam/) и А-Трекер (http://itam2.ru/ATracker).


      1. nafanya_br
        11.01.2018 12:35

        Кстати, да, checkcfg помог в своё время очень хорошо. Из бесплатного могу обратить внимание на ITDB (http://www.sivann.gr/software/itdb/). Работа через web-интерфейс, журнал изменений, стойки, возможность печати учётных наклеек на Avery и много другое. Работаю с ней больше года при парке 100 пк — очень удобно.


      1. Mikhael1979
        12.01.2018 06:31

        Инфраменеджер фу — внедряют его у нас сейчас. Уже 3-й год как.
        Вот на этом раньше работал. Значительно юзабельнее.


    1. FAN2tom
      13.01.2018 13:29

      Использую ПО "Hardware Inspector", полностью закрывает все вопросы, указанные в статье и даже на много больше (позволяет вести учёт ПО, импорт из AIDA64 и т.д.)


  1. vin2809
    11.01.2018 08:19

    Спасибо за статью.

    Под «свою» модель может и не существовать программы. Я так понял, что автор собирается показать как и что он разработал…

    Жду продолжения!


  1. Compiller
    11.01.2018 08:26
    +1

    Моим бухгалтерам и начальнику про такие системы не говорите… А то ведь работать заставят.
    А в список устройств телефоны добавьте, как стационарные, так и мобильные.
    А в программу-агент для сбора данных — реакцию на смену комплектухи в служебных системниках.


    1. vin2809
      11.01.2018 08:41

      А то ведь работать заставят.
      Надеюсь, что это шутка.

      Дайте автору возможность рассказать про свои задумки, а потом уж и «стол заказов».

      Кстати, я когда-то тоже писал программу учета, так еще и бланки для перемещения она делала.


    1. electronus
      11.01.2018 18:28

      А работать именно их и надо заставлять. Asset ID клеить при приемке оборудования.
      А менять комплектуху в системниках извольте. Только Decom и покупка нового…


  1. bisor
    11.01.2018 09:26
    -1

    жду статью про заправку картриджей ))
    хабр, куда ты катишься?


    1. HappyClover Автор
      11.01.2018 11:36

      Не поверите — еще в марте 2017 г. хотел эту статью запилить, но тогда передумал, т.к. контент совсем уж для новичков. А потом таких грустных ситуаций в учете ИТ-активов насмотрелся, что решил все таки написать статью для начинающих, чтобы по граблям не бегали.


      1. qwertEHOK
        11.01.2018 12:05

        а можно не про заправку, а про учет?
        учет картриджей, ремонтов, перезаправок, сроков заправок\ремонтов.
        как посчитать цену принтера\картриджа\1 страницы
        спасибо


  1. vin2809
    11.01.2018 09:33

    Я с Вами тоже где-то согласен. Но уж лучше этот пост, чем сравнивать пробелы и табуляцию.

    Может быть стоит завести хаб типа «Для начинающих» или «Детский сад». Но и такие публикации должны быть.


    1. alexey_public
      11.01.2018 13:18

      Не совсем детский сад.
      Тут дело не столько в примитивности, сколько в базовом минимуме, который неплохо собран в одном месте. Можно что-то и забыть в реальной жизни. Может кому-то в таком виде оно пригодится.
      Кроме того сам материал очень удобен для распространения среди начальства, чтобы оно прониклось :-) Написан как раз в таком стиле, что можно давать хоть главному, если у него возникают вопросы типа — а зачем вы тут вообще работаете и чем занимаетесь.

      А вот иметь бы отдельную пометку уровня сложности и новизны материала было бы неплохо. Сам материал хорош, но при всем при том было бы хорошо, если бы издалека было видно что он имеет простой уровень сложности, а новизны в нем в сущности особой нет.


  1. Tisar
    11.01.2018 11:24

    Сейчас как раз занимаюсь внедрением учёта оборудования.
    Кто какие использует этикетки для маркировки оборудования? Пока планирую использовать обычную самоклеющиюся бумагу, но какие то наклейки хлипкие, легко отклеиваются.


    1. HappyClover Автор
      11.01.2018 11:26

      Рекомендую avery zweckform l6009-20. На моем ноутбуке такая этикетка приклеена на нижней поверхности, рядом с лицензионным стикером. Стикер уже отклеивается, этикетка держится.


    1. FAN2tom
      14.01.2018 10:36

      Печатаю на принтере спец. этикетку, разработанную по внутренним требованиям, на обычной бумаге, а затем приклеиваю её скотчем. Минимум затрат!


  1. luchistiy_pirojok
    11.01.2018 11:26

    Очень кстати статья) как раз ведётся инвентаризация и возникает множество «вопросов» к нам, как к ИТ отделу. Направление компании не относится к ИТ, но много пользователей и самой разнообразной техники. Так что — спасибо автору!)


  1. BSergius
    11.01.2018 11:28

    Кажется вы описали обычную БДшку учета. Все это помещается в несколько таблиц и прикручивается веб-морда. Вы что-то ничего нового и интересного не рассказали.


    1. HappyClover Автор
      11.01.2018 11:33

      Все это помещается в несколько таблиц и прикручивается веб-морда.

      Верно, именно так предложенную систему учета и нужно автоматизировать. Но согласитесь, сначала нужно «все это» спроектировать. Статья именно об этом.


  1. ni-co
    11.01.2018 11:37

    Уверен, что время затраченное на это благое дело будет гораздо больше чем то, которое понадобится если что случится. У автора статьи видимо есть лишнее или свободные ресурсы.


  1. VMichael
    11.01.2018 11:50

    Оффтопик.
    Как подбираются картинки для привлечения внимания?
    Учет техники — скучнейшее дело. Когда он решается, в реальной жизни может быть только вздох облегчения от выполнения этой рутины.
    А лица на картинке испытывают восторг, эмоции победителей.
    Автор, это дело у вас реально ассоциируется с такими эмоциями?


    1. HappyClover Автор
      11.01.2018 13:29

  1. Mikhael1979
    11.01.2018 12:10

    По архитектуре пара замечаний.
    1. Часто сильно помогает наличие истории перемещения оргтехники. Типа, сейчас ноутбук у Иванова, а кто на нём работал 2 месяца назад?
    2. Очень полезна возможность автоматической печати бумажных документов на выдачу оргтехники сотрудникам. На случай каких-либо проблем с оборудованием по вине сотрудника.
    3. Ну и для работы с ремонтами удобно иметь в карточке оборудования копии документов на приобретение.


    1. electronus
      11.01.2018 18:31
      +1

      Тикет система. При выдаче и возврате — asset id идет в тексте тикета, совместно с именами. Когда нужно узнать историю — просто поиск по asset id и всё как на ладони


      1. Mikhael1979
        12.01.2018 06:25

        Ого. Это вы для мелкой фичи интеграцию с тикет-системой пилить собрались? И потом, на каждый чох тикет заводить не устанете? А если у вас, например, переезд ЦОДа? =)


  1. dnbstd
    11.01.2018 14:32

    Да еще по архитектуре, не выяснен момент когда орг.технику к примеру закупает отдел Закупок, Тендерит отдел Аналитики, а по факту на бумаге хранится техника на Складе отдела ИТ. То есть бумаг на закупку, гарантию и прочие ты в глаза не видишь.


    1. electronus
      11.01.2018 18:33
      +1

      Мелкому предприятию — клеить самим asset id при приходе на склад и учитывать. Крупному предприятию можно позволить отдать стикеры вендору, пускай сам их клеит и сообщает номера при получении


      1. dnbstd
        12.01.2018 12:40

        Крупные предприятия обычно с одним вендором не работают. Экономия денежных средств и так далее.


  1. paranoya_prod
    12.01.2018 16:59

    Я бы ещё добавил место установки, очень помогает, когда люди в опенспейсе сидят. Правда заранее придётся промаркировать ещё и столы (места установки). А при наличии хелпдеск системы, юзер может завести заявку вида: перемещение компьютера с места установки #111 на #113, а не «поближе к Василисе».
    В принципе можно место установки использоваться и для кабинетных фирм, кодируя место установки номером кабинета и номером стола.
    А чтобы совсем заморочится красотой учёта, то для проводных локальных интерфейсов прописать номер розетки. :) Но это требует фиксации каждого переключение кабеля на соседний порт.


  1. alexrus
    12.01.2018 22:25

    «Заразить компьютер в корпоративной сети, поднять привилегии, получить доступ к домену администратора и одной кнопкой остановить деятельность компании любого размера»

    Ох уж этот домен администратора.


  1. gindos
    15.01.2018 14:52

    Каким сканером штрих-кода пользуетесь?


  1. HappyClover Автор
    15.01.2018 14:52

    АТОЛ Smart.DROID