Наше общество диктует правила создания контента. Потребительский рынок имеет собственные нужды, которые, как мы видим, ежегодно подкрепляются все новыми и новыми проектами их удовлетворяющими. В мире сформировался порочный круг доставления свежих ощущений и опыта пользователю, который, «проглатывая» очередной продукт, уже предвкушает появление следующего в той же «привычной» открытой для себя сфере. Однако, человека уже не впечатлит что-то «посредственное» предлагающее примерно те же ощущения, что и раньше.

Игры?


Конечно, мы говорим об играх! И все же, схожие принципы прослеживаются во многих сферах, достигая апогея в продуктах, затрагивающих экстремально шокирующий материал, который раздвигает границы дозволенного в индустрии. Ведь только так «создатели» могут задеть взор «потребителей» привыкших к невиданной до сегодняшнего дня широте восприятия новой информации. Вы уже не так легко можете вызвать эмоции, необходимые вам для раскрытия определенных целей, как это можно было сделать десяток лет назад. Однако время от времени появляются продукты, которые могут задеть «потребителя» за живое за счет внутренней идеи.

Игры


Я был просто взбешен, прочитав статью автора бесплатной игры You Must be 18 or Older to Enter, которую Steam заблокировал за то, что администраторам показалось, будто игра является порно. Я кратко опишу ситуацию: вышеупомянутая игра является хоррором, основанном на реальной ситуации, а именно — первое знакомство школьника с миром порно. Эта, достаточно нетривиальная, идея была неплохо (для бесплатного продукта) воплощена в игровой форме, создавая непередаваемый трепет и атмосферу ужаса за счет диалогов и визуального стиля, который выражает ключевую идею геймдизайнера.

Игрока переносят в школьные годы, когда все сверстники уже говорят о сексе, и наш герой, оставшись один на один с интернетом, пытается для себя выяснить впервые — о чем же идет речь? Но школьнику, который впервые сталкивается с этим, тяжело понять, что же находится на экране. Все картинки отображаются с огромной ретушью в стиле ASCII арта, чтобы тому кто сидел за экраном было практически непонятно, что происходит, и определить это может лишь входящий в комнату взрослый. Пытается ли игра имитировать порносайт? Да! Есть ли в ней изображения и анимации имитирующие порно? Баннеры и внезапные звуки томных вздохов? Да, ДА! Является ли она при этом порно? Никак нет!

Все что происходит, нисколько не возбуждает здорового человека, оно и понятно — цель у игры совершенно иная. Все изображение здесь настолько искажено, что если вы посчитаете это за порно, то с тем же успехом можно к этому жанру причислить каракули ребенка, который впервые пытается нарисовать обнаженного человека. А тем временем игра приносит важный игровой опыт: давая постоянную возможность все завершить, вызывая страх звуками улицы и шорохами в комнате, откуда чувствуется наблюдение, задавая уместные вопросы и показывая неприкрыто жесткие возможные выводы ребенка, который впервые увидел запреный контент.

Конечно, это надо увидеть, прежде чем сделать хоть какие-то выводы, но если кто-то, проходя сквозь мрачный мир изображаемого интернета до первой ASCII иллюстрации, получит томно кричащий баннер, и со стальными, испорченными современным контентом, нервами этот кто-то посчитает все происходящее за порно, то у меня плохие новости — не нужно мыслить настолько ограниченно. В современном мире порно-индустрия предоставляет бесконечное количество бесплатного контента. За крупицы денег мы можем получить профессионально снятый материал, в лучшем возможном качестве на пике современных технологий, включая VR, не говоря уже о том, что в дополнение он будет учитывать персональные возможные предпочтения. После этого мы все еще рассматриваем едва-различимые ASCII иллюстрации в качестве порно?

Жестокость и Веселье


Современный мир просто не готов к таким играм. Однако же он готов ко всеобъемлющей жестокости. Для нас давно норма, когда на экранах компьютеров тысячами умирают компьютерные люди и фантастические существа, убиваемые самыми изощренными способами. Эти убийства мы расцениваем как часть игры, как неотъемлемую механику многих современных компьютерных игр. Жестокость в реальном мире карается по закону, однако в виртуальном она является частью веселья! Ключевая особенность, ради которой берут игры и есть это пресловутое «Веселье»*.

Однако, если акценты смещаются на другие проявления жестокости, то «потребитель» встает в тупик — «Веселье», подтпитываемое уже укоренившимися паттернами куда-то уходит, и жестокость показывается с другой, ранее закрытой стороны медали. Так, совсем недавно, Дэвид Кейдж столкнулся с непробиваемой критикой общества, показав сцену семейного насилия и жестокости по отношению к ребенку в новом трейлере игры Detroit: Become Human. Паттерн не сработал, мир посмотрел на невиданную или забытую для этой сферы медиаконтента историю, шокирующую в реальности. Многие новостные порталы подняли шумиху и часть «потребителей» и мало знакомых с ситуацией людей начали призывать бойкотировать еще не вышедшую игру. Только из-за этой сцены! Кейдж резонно заметил, что если бы он снимал фильм, то вопрос о данной сцене даже не возник бы, но нет — похоже, чтобы уравнять в правах содержание фильмов и игр, предстоит еще долгий путь.

Фильмы и Веселье?


Разве фильмам дозволено больше? В недавней экранизации романа Стивена Кинга Оно, фанатам было интересно, сколько из множества сексуальных сцен романа перенесут в фильм. При этом многие, кто об этом узнавал, не читая первоисточника, были возмущены, что «негоже ставить на экране такие моменты» и как вообще такие сцены прошли цензуру изначально. Однако никого не смутил тот факт, что сам сюжет — о детской жестокости в худших ее проявлениях, и монстре, который хладнокровно убивает детей.

Книги?


Что же не так с книгами? Почему общество нормально относится к содержанию в них жестокости и сексуального подтекста в самых разных проявлениях? Если мы увидим на полке книгу режиссера порно о его работе, то вряд ли подумаем о том, что ее нужно ограничить в распространении. Слишком сложно также отнести книгу к порицаемому обществом жанру порно, хотя на полках и стоят тысячами «Любовные романы» соседствующие с книгами Э.Л.Джеймс, и даже где-то недалеко будет стоять Декамерон созданный почти 7 веков назад. Дело в том, что общество давно считает, что книги это не «Веселье» в чистом виде. Книги доступны другому типу «потребителей», и вряд ли ребенок посчитает интересным толстый том без картинок, напичканный взрослыми словами и непонятными ему ситуациями. Для многих книга это барьер. Книги иногда цензурируются и запрещаются из-за каких-либо порицаемых обществом (чаще всего политических) идей, но со временем общество пересматривает взгляды, снимая с части таких идей запреты.

Порно, Веселье, Игры


К сожалению, порно, являясь неотъемлемой частью культуры человечества, остается в серой области, мало подверженной обсуждению. Возможно, это связано с внутренними убеждениями человечетсва и неосознанным чувством стыда, касающегося «запретной» темы, о которой не принято говорить. При этом существует огромная индустрия, занятая его производством, оценивающая актерскую игру, и даже снимающая ленты художественной направленности лишь со вставками «взрослого» контента. Однако большинство под давлением общественного мнения выскажет безоговорочное осуждение этой области человеческой культуры и многие затем в одиночестве в отсутвие посторонних глаз уткнутся в экран порносайта. Лишь малая толика населения готова вообще задуматься, что, возможно, существуют некие рамки и культура потребления такого контента, о чем необходимо говорить публично. Если же мы касаемся сексуального подтекста в книгах, то как и было сказано, для восприятия такой информации необходимо приложить дополнительные усилия, что создает для многих плохо-преодолимый барьер.

Вернемся к играм, которые изначально создавались лишь как «Веселье». Со временем мы получили технологии, позволяющие создавать образы, близкие к объектам реального мира. Игры стали представлять ментальную угрозу для неокрепших умов широкой аудитории «Веселья», привыкшей потреблять их беспрепятственно. Игры и фильмы, как представители самого простого аудиовизуального способа получения информации, получили барьер — возрастной рейтинг! Однако это просто ломает паттерны многих «потребителей», никогда не сталкивавшихся с таким барьером. Они все еще считают, заблуждаясь, что «Веселье» доступно каждому и каждая игра это «Веселье». Отчасти они правы, т. к. возрастной рейтинг это очень необъективная граница, лишь теоретически применимая к реальным людям. Так же, как и книга, которую, при богатом словарном запасе и понимании ситуаций, теоретически можно прочитать когда угодно — Игры являются частью культуры, и рейтинг носит лишь рекомендацию, позволяющую родителям более ответственно отнестись к покупке «Веселья» своим детям.

Примерно то же самое мы видим в анимированных фильмах, а именно японской анимации — «аниме», в которых поднимается очень много тем рассчитанных на разную аудиторию, чаще переходного возраста. Но встречаются и очень взрослые фильмы, неподходящие юному зрителю. «Потребители» же, никогда не видев барьера в этой сфере медиа, зашоренно считают, что мультфильм по умолчанию является «Весельем» для детей. И мы видим на государственном ТВ в середине дня мультфильм Босоногий Гэн, который накрепко впечатывается в неокрепшие впечатлительные души детей, и подпитывает еще долгое время множеством реальных страхов, которых не стоит переживать в юном возрасте.

Невесело?


Одним из первых встреченных мною разрывов шаблона «Веселья» в играх стал проект That Dragon, Cancer, основанный на реальной истории разработчиков, и рассказывающая об обнаруженной терминальной стадии рака у их 12-месячного ребенка. И хотя новости об игре и шквал критики прошли еще в 2011-12 годах, игра вышла только совсем недавно — в 2016 — и спустя это время была встречена достаточно тепло сообществом, потому что мир за это время стал готов к данной теме. Однако я и сейчас легко представляю человека, который узнав о тяжелой тематике, вновь обманутый в своих ожиданиях очередного «Веселья» будет выражать недовольство и даже соберет некое сообщество против серьезных тем в играх.

Совсем недавно прошла презентация The Last of Us 2, в очередной раз сломавшая шаблоны «потребителей», которые никак не могут смириться с фактом, что не все игры это «Веселье». Нам показали мрачный мир с очень реалистичной графикой и зверской жестокостью, обусловленной разыгрывающимся сюжетом. Поднялся очередной шквал критики, на которую глава европейского подразделения Sony Джим Райан очень метко ответил, что эта игра создается взрослыми людьми для других взрослых людей, и если вы ждете «Веселья» в привычном виде, то для этого есть множество других игр.

Выводы?


Тут все просто — мир должен серьезно воспринимать игры, принимая идеи, но ни в коем случае не проецируя игровые ситуации в реальность. В противном случае — каждый из игроков в шутер — уже убийца, причем многие из них имеют опыта больше чем самые жестокие преступники. Эта мысль в целом относится не только к играм, но и к любому медиа-контенту. Разработчики должны расширять границы дозволенных тем, честными неожиданными идеями. Критики и потребители должны вести открытый диалог не ограниченный рамками отдельных мнений. Смиритесь — не все игры это «Веселье»! Игры всегда содержат опыт, и от нас с вами зависит, каким оттенком, глубиной и силой воздействия мы пытаемся задеть игрока и его окружение.

P.S.


Если вы не дочитали до конца, я не хочу, чтобы у вас сложилось ложное впечатление о том, что вседозволенность это плохо! Проблема, на мой взгляд, в том, что при кажущейся общей вседозволенности мы видим «цензуру» для тех, кто несколько выделяется из общего потока. Пытаясь не просто расширить границы восприятия уже знакомых тем, а задевая темы новые, непривычные массовому потребителю, разработчик сильно рискует. Большинство потенциальных игроков, услышав лишь краем уха критику и вовсе не узнав о чем идет речь, отвергнет игру, даже не пытаясь вникнуть в суть претензий. Однако риск оправдан! Рискуйте, и ломайте штампы привычного «Веселья».

P.P.S


В статье нет иллюстраций и ссылок, что создает дополнительный барьер читателю, но я надеюсь, что сообщество хабра это не остановит.

* Единственный момент, в который хотелось бы внести ясность — слово «Веселье» в кавычках от того, что для геймдизайнера основа игры это Fun, однако русского аналога с таким широким смыслом я так и не смог придумать, и считаю, что лучше оставить «Веселье» в кавычках, чем использовать другие возможные варианты. Если вам привычнее другие аналоги, считайте, что вы правы, в этом я не навязываю свое мнение.

Комментарии (36)


  1. Bromesh
    11.01.2018 12:17

    Была бы карма, поставил +. А так, чувствую, сейчас набежит тьма недовольных, непонимающих. А по сути, хорошо, что вы не боитесь поднимать такие темы. И да, я также не доволен развитием, вернее состоянием таких игр на рынке. Но если сравнивать с фильмами, то есть некая аналогия. Из нашумевших «Человек швейцарский нож», очень плохо публика принимает такие творения. Или фильм «Рога» от Стивена Кинга младшего, его оболша волна недовольных, но популярности он не обрел, хотя есть над чем задуматься. А впрочем, нам, людям, не свойственно думать.


    1. YaRobot
      11.01.2018 12:21

      Если вам — людям — не свойственно думать, то что вы делаете на данном ресурсе?


      1. Bromesh
        11.01.2018 12:30

        Заниматься несвойственными делами — один из путей приобретения такого навыка в «свойственные».


    1. wowaaa Автор
      11.01.2018 12:32

      Возможно, будет много недовольных, но это лишь индикация готовности общества к обсуждению непопулярных тем. Моя цель — увидеть в комментариях конструктивную критику и выйти на какой-то диалог. Ваши мысли понятны, и я сам очень хорошо принял упомянутые вами фильмы.
      И все же считаю, что стоит предпринимать шаги в разрушение настроений пессимистического фатализма, а не полностью им подчиниться.


  1. flymithra
    11.01.2018 12:50

    Когда читал, аж засосало под ложечкой. Неистово поддерживаю эту идею. Сам иногда задумываюсь над созданием игр и написанием сценариев. Последняя идея была о проблеме гиперопеки к детям, рассказываешь кому угодно: «Это разве игра? А как играть?»


    1. wowaaa Автор
      11.01.2018 13:02

      Если всерьез задумываетесь о геймдизайне, то советую прочитать книгу The Art of Game Design: A Book of Lenses автора Jesse Schell — сейчас, насколько знаю, второе издание. Очень неплохо систематизирует взгляд на игры с этой стороны. Единстенный совет, как и любую книгу — не принимайте ее за прописную истину, таковой просто не сформировано.
      Для сценариев же — нет никаких границ между разными медиа, в худшем случае — придется адаптировать их под некоторые ситуации. Но в том множестве существующих современных игровых жанров я верю, что в игру можно превратить любую из идей.


  1. StCedarwood
    11.01.2018 13:09

    Возможно игры дискриминируются сильнее фильмов и книг по причине практически полного управления действиями игроком в них. Хотя все же мы знаем об исследованиях, которые гласят только о положительных моментах проецирования своих мыслей в видеоиграх. По аналогии и с порно, посмотрит человек пару-тройку пикантных роликов, глядишь и дурные мысли о насилии или еще о чём пропадут.


  1. Liverius
    11.01.2018 15:26

    Проблема не играл, но осуждаю на основе чье-то критики относится не только к играм (с ними то как раз проще всего и автор точно подметил — обычно от них ждут именно фан), но и к фильмам с книгами. И даже комиксам, для которых даже отдельный жанр придумали и назвали графическая новелла. И дело здесь не только в том, что есть какие-то табу или что-то еще. На лицо переизбыток проектов на соотвествующих рынках. Ознакомиться со всеми не выйдет, поэтому это своего рода оправдание, почему не читал/смотрел/играл.

    Что до отсутствия по-настоящему серьезных тем в играх, то здесь соглашусь. Большинство еще не готовы к таким вещам. Но из личных наблюдей картина становится еще интереснее. Один тот же человек можно рассказывать какой прекрасный артхаус о природе человеческой жестокости он посмотрел, какую невероятно душевную книгу и сумасшествиях прочитал, но стоит предложить игру с подобными темами, ответит: «Что я просто не хочу этого. В играх я хочу расслабиться». Одолеть такой подход можно только одним способом — делать больше «серьезных» проектов.


  1. camradee
    11.01.2018 15:26

    Как мне видится описанная автором проблема разбивается на две составляющие — восприятие adult контента в играх обществом и дистрибуция таких игр. Последнюю по идее легко решить возрастными ограничениями, но жадные издатели, по всей видимости хотят расширить аудиторию. Насчет же восприятия игр, как мне видится тут два аспекта — мы можем легко смотреть с родителями военное/криминальное кино с убийствами, чего не скажешь про эротику/порно — это все же личное, интимное что ли, а другой аспект в том, что говорят игра — подразумевают детей. Может такие игры стоит позиционировать как то иначе, не называть их играми, например, по аналогии с терминами «мультики» — детское, «анимационный фильм» — нечто для более взрослой публики.

    ЗЫ. В инстаграмме есть аналогичная проблема, хозяева фб-ка хотят, чтобы их сервисами пользовались малолетние дети и вплоть до бабушек, поэтому любые фото/видео/теги безжалостно удаляются. Хотя вполне можно было ввести функцию подтверждения возраста и помечать такой конктент как контент для взрослых, а дальше фильтровать соотв-но и кому надо смотрел бы его спокойно. Наверное и в стиме такое можно реализовать или вообще в новом сервисе.


  1. synedra
    11.01.2018 15:44

    Не в фане или его отсутствии дело, мне кажется. Это же в основном не геймеры ругаются, а широкая публика. Тут история скорее в том, что игры всё равно внешним миром воспринимаются как преимущественно детское медиа. Может быть, не обязательно детское, но как минимум инфантильное. Понятно, что и задротские исторические варгеймы, и профессиональные инженерные игрушки вроде Shenzhen IO, и симуляторы трансатлантического перелёта (согласитесь, что всё это едва ли кому-нибудь младше лет тридцати сильно интересно) существовали всегда, но стереотип-то не про них. Стереотип про то, что игры — это такая штука, в которой можно схватить Большой Сияющий Меч и спасать что-нибудь там условно средневековое. Или схватить автомат и спасать что-нибудь условно современное, или там в дочки-матери в симсах играть. Короче, или играться в солдатики/кукол, или «косынку» раскладывать. Для взрослого человека геймерство сейчас не то чтоб неприлично, но это не воспринимается массово как Серьёзное Занятие Специально Для Сорокалетних Дядь С Высшим Образованием.

    Из-за этого на игры незаслуженно налагаются все правила, которые налагаются на что угодно детское. Никакого секса, никакой серьёзной полемики о религии, этика непременно одномерная с однозначными хорошими парнями, политическую позицию не то чтоб нельзя, но она должна быть правильная и довольно беззубая. Ничего, короче, что нельзя обсуждать в присутствии пятилетнего ребёнка. Concerned parents, а-если-ваш-ребёнок-это-увидит, вот это всё.

    В кино и литературе по крайней мере понятно, что Жюль Верн и Венедикт Ерофеев, или Спилберг и Пак Чхан Ук — это два разных мира с разными правилами и критериями, а в играх этой границы пока никто не провёл. Не то чтоб я не видел разницы между соответственно Питером Молиньё и Николаем Дыбовским, но человеку вне игрового мира само её существование совершенно неочевидно.

    В статье упоминается аниме, и с ним было то же самое. Условный родитель смотрит пару серий покемонов с нарутой или там «Ходячий замок», видит неплохой продукт для 12-летних и останавливается на мнении, что всё аниме является таковым. В результате потом, когда он натыкается на хентай, в голове у него не просто порнография, а порнография, специально предназначенная для потребления детьми. Это, согласитесь, куда более странная штука.


  1. Helwig
    11.01.2018 16:17

    Прочитал сперва бегло, затем все же перечитал, чтобы носом не тыкали в абзацы. И все равно не понял я вашего крика души.

    Тут все просто — мир должен серьезно воспринимать игры

    Почему должен? Люди разные, вкусы разные. Любое медиа — в первую очередь бизнес. Есть студии, для которых геймдев = обеспечение существования, они фигачат массовый продукт. Есть инди, которые нет-нет, да затыкают за пояс крупные студии (про Hellblade я, да).

    Т.е. в результате как бы получается, что есть у пользователя ассортимент и выбор. В чем проблема-то? В том, что сторы имеют свои определенные правила, сформированные для того, чтобы максимизировать трафик и $? Так никто ж не заставляет тольно там публиковаться. А вот ожидать от ВСЕХ окружающих принятия любимого ВАМИ контента с распростертыми объятьями — это максимализм и ограничение свободы выбора, уважаемый.


    1. wowaaa Автор
      11.01.2018 16:29

      Тут вы трактуете совершенно неверно, я не за ограничение выбора. В пост-скриптуме я специально выделил еще раз основной посыл. Ассортимент и выбор это отлично, но существующие тенденции рынка зажимают проекты своими рамками, ущемляя и налагая ценз на выделяющиеся непривычные проекты. Я только за расширение ассортимента, и пусть потребитель будет решать стоит ли тот или иной продукт его внимания. Упомянутые же «правила» и критика, как мы видим, применяются настолько неверно, что возникло желание оформить целую статью.


      1. Helwig
        11.01.2018 16:38

        Так я же про это как раз :) Тенденции рынка диктуют условия для массового продукта, чтобы он продавался на большую часть аудитории. Отсюда и цензура и т.п. А потребитель и сейчас решает — игру из первых абзацев вашей статьи спокойно можно найти в других сторах.
        Повторю еще раз — вы жалуетесь на то, что у площадки распространения есть свои правила. Но как бы в этом и заключается суть сотрудничества с площадкой — вы соглашаетесь с их правилами, в обмен на это вы получаете доступ к аудитории площадки. Не хотите соглашаться с правилами — не суйтесь на эту площадку, никто же не заставляет.


        1. wowaaa Автор
          11.01.2018 16:47
          -1

          Действительно ли площадка настолько ударилась в пуританство и мы не найдем там игр в которых присутствуют схожие и даже более откровенные сцены? Со стороны площадки такое решение выглядит крайне лицемерно. В конечном итоге следят за площадкой люди, и как раз их неспособность анализировать контент привела к подобному преценденту.


          1. Helwig
            11.01.2018 16:51
            +1

            Слишком у вас критерии громкие :) А рассуждать надо с рациональных позиций — сколько % аудитории до 18 у площадки, сколько % доходов площадке приносят игры 18+, есть ли на них спрос и т.п. Вы поверьте, все эти возрастные рейтинги, цензура и прочее берутся не от того, что какие-то пуритане запрещают, «ибо неправославно». Здесь все про деньги и только про них.


            1. wowaaa Автор
              11.01.2018 20:44
              -1

              Насчет аудитории — вы утверждаете будто большинство из них младшего возраста. Однако, хотя Steam официально и не публикует данные, из нескольких независимых источников легко прослеживается, что доля игроков до 18 лет не превышает 30%. Есть все основания полагать, что реальная доля доходов от них еще меньше.
              Как я понял, в вашем мире, в котором нет ничего кроме денег — нормально, что конкретный проект удаляют по сфабрикованному доводу, из-за надуманных рисков и возможной реакции. При этом в списках на главных страницах остается нечто вроде Genital Jousting. Если же при сформировавшихся взглядах вы все еще сомневаетесь, стоит ли последнюю также исключить, подумайте, что разработчики могут сделать тоже самое, но не так весело, а в жанре хоррора на тему изнасилований. В чем же грань — идея и сеттинг все портят? Это вызовет общественный резонанс? Или это не будет продаваться? А если у общества будет другой настрой, площадка сможет заработать, и все нормально?


              1. Helwig
                12.01.2018 10:15

                К сожалению, нет у меня своего мира, все на одной планете живем :(


          1. Helwig
            11.01.2018 16:57

            Т.е. для площадки возможны ситуации, когда негативная реакция на спорную игру спровоцирует недополученную прибыль // упадок аудитории. И площадке такие риски не нужны.


  1. VVZigel
    11.01.2018 23:44

    Откровенно не понимаю смысла данной статьи. Для кого она написана? Зачем?
    Примеры у вас в статье, мягко говоря, странные и хотелось бы ткнуть в это дело пальцем.

    1)You Must be 18 or Older to Enter
    Очень странно упрекать Стим в «пуританстве» и контроле контента, когда Valve доказали что не способны на это благодаря тому озеру мусора, которое вылилось в массы благодаря Steam Greenlight, и ныне Steam Direct. Да, быть может там правда нельзя ничего толком разглядеть (я не играл), но если у какой-то платформы в этом плане строгая политика — то как можно удивляться подобным вещам? Есть тонкая граница между эротикой и порно, и мне теперь жутко интересно почему именно эта игра в вашем примере заслужила бан, а «Material Girl», которая находится в разделе «Sexual Content Games» в том же Стиме — нет. Особенно странным мне кажется этот пример из-за того, что игра таки за пределами Стима имеет другие источники распространения и даже признание игроков и критиков, так с чего возмутились вы и Джеймс Кокс — мне не ясно.

    2)Detroit: Become Human
    Есть достаточно серьёзная причина почему люди стараются не трогать щекотливые темы: наложение собственного опыта на пережитое. Кто-то такие вещи вынести может, кто-то нет, это тяжёлый момент, да и откровенно говоря делать из домашнего насилия «фишку» для трейлера — идея тупая, сравнимая разве что с проведением открытого гей-парада на Красной Площади. И нет, я не говорю что это плохо, но надо уметь преподносить такие вещи грамотно, а не тыкать ими с ходу в нос, и потом удивляться почему интернет, который априори готов забросать гуано первого встречного, внезапно взорвался по данному вопросу. Хотите дискомфорта? Как насчёт попробовать Hellblade — Senua's Sacrifice? С виду — фэнтезийное рубилово, а на деле оказывается крайне жуткий экскурс в голову человека, больного психозом, где благодаря фантастическому труду разработчиков вам пришлось бы ощутить похожие эффекты на своей шкуре. Другой, несколько более сюрреалистичный пример — Yume Nikki, культовый психологический хоррор, который сейчас начинает набирать обороты, опять же, в Стиме.

    3)That Dragon, Cancer
    Я извиняюсь, но за этот пример очень хочется дать ремнём по одному месту… Да, игры не обязательно должны быть чисто фаном и мордобоем, но называть игрой то, что едва-едва является интерактивным фильмом по меньшей мере смешно. Признаюсь, что у меня есть предвзятое мнение касательно этого жанра, но сейчас не об этом. В данной игре поднят очень тяжёлый вопрос и преподнесён без купюр. Да, это смело, но чем хаять тех кто ожидал «веселья» — лучше бы вы заглянули в толковый словарь и посмотрели что значит «игра». Из данного проекта лучше было бы сделать фильм, тем более что фильмом эта «игра», по сути и является. Странно как вы не вспомнили «Among the Sleep», в котором за, о ужас, веселеньким игровым процессом и цветной графикой прячется тема алкоголизма, депрессии и жестокого отношения к детям.

    4)The Last of Us 2
    Я откровенно удивлён увидеть этот тайтл, т.к. он убивает смысл вашей статьи. Как? Да очень просто: её изготавливает студия-ветеран, а издателем является не какая-то контора, а Sony Interactive Entertainment, из-за чего уровень шоковости происходящего в трейлерах на экране я бы сравнил с… ну скажем Игрой Престолов. Обыватель может и поморщится, но для большинства это лишь пробудит интерес, и если для вас чрезвычайно детализированное насилие до сих пор является чем-то новым, то мне хочется спросить где вы были когда вышел новый Resident Evil? И прежде чем вы ткнёте пальцем в то что, мол «Resident Evil — игра как раз для людей ожидающих „веселье“», то вспомните, пожалуйста, что The Last of Us — шутер.

    Итого я считаю что статья адресована непонятно кому, и непонятно по какому вопросу, особенно учитывая что контролируется контент в играх в наше время уже не столько народной волей, сколько действиями издателей и заинтересованностью публики. Я уже упомянул Hellblade — Senua's Sacrifice, который обозвал «фентезийным рубиловом», но по факту это был очень серьёзный проект с очень серьёзными темами, который произвёл весьма мощный пример на индустрию, успешно затронув тяжёлую тему и продемонстрировав невероятное качество для инди проекта.

    Ваша тема сильно устарела, люди уже давно начали бороться с собой и пробовать новое как раз потому, что игры позволяют вовлечь обывателя интерактивностью и завлекающим геймплеем, в процессе открывая покров перед тяжёлыми моральными выборами, запретными темами и шокирующим зрелищем.


    1. wowaaa Автор
      12.01.2018 00:44

      Судя по вашему комментарию статья относится как раз и к вам тоже.

      1) Вы все верно поняли, однако возмущение в целом как раз из-за абсолютно несправедливого запрета. В этой игре просто не может быть границы между эротикой и порно, т. к. в ней можно увидеть что угодно при хорошем воображении и определенной степени испорченности. Без этого — если вы видели хоть раз ASCII арт, то понимаете о чем идет речь — далеко не сразу можно увидеть хоть что-то, если не полностью расфокусироваться и не уйти подальше от монитора.

      2) Собственный опыт можно наложить на что угодно, и как раз фильмам сопереживать проще всего, учитывая профессиональную актерскую игру. Однако у меня вовсе не возникло дискомфорта при просмотре трейлера Detroit, он показывает одну из актуальнейших проблем в этом мире. И если кто-то считает эту тему «личной», то я вас огорчу — в масштабах, которых это происходит в реальности, об этом стоит начать разговор. Я просто не вижу из-за чего, даже имея собственный опыт, необходимо было разводить гору критики. Мы видим перед собой абсолютные стереотипы, где очевидно кому необходимо сопереживать. Весь трейлер построен на геймплейных механиках выбора и последствий, среди которых нужно пытаться вывести ситуацию в хорошую сторону. Так вы все же за гей-парад, или его надо хорошо преподнести?

      3) Вы сами подтверждаете предвзятость — и не надо приводить в пример толковый словарь, т. к. мы видим широчайший спектр различных механик и ситуаций, которые нам предлагают современные компьютерные игры. Тот термин явно устарел. И почему же интерактивный фильм не является игрой? Почему вообще мы говорим о том, что актеры «играют»? И это относится даже к самых жестоким и сложным ситуациям на экране.

      4) Разве Detroit не сравним с Last Of Us? Запредельную жестокость я вижу как раз из-за «потребителей», для которых степень непробиваемости шоковым материалом постоянно растет. И вы правильно вспомнили «Игру престолов» — этих моментов там ничуть не меньше, однако так было далеко не всегда. Если в книгах жестокость в первоисточнике могла быть запредельной, то в экранизациях ее градус всегда резко снижали, и даже грешили хеппи-ендами, там где их и быть не могло. Мы просто пропустили момент, в котором стало нормой показывать на экране то, о чем раньше было и подумать страшно. И нет, это не плохо, но наверное, я бы хотел получить предупреждение на коробке, что игра содержит такие сцены. Меня это не остановит, но кто-то сможет обходить стороной неприятные для себя материалы.

      Опять же посыл в том, что не надо ничего запрещать — но и не стоит критиковать каждого, кто выходит с очередной дозой неудобных и неприятных моментов на экране — если это создается, то у этого есть аудитория. Если же аудитории нет, то такие проекты будут забыты до ее появления или останутся в забвении.

      Тема только набирает обороты — с черствостью текущей публики и накалом в обществе, которое готово разорвать за неприятную, личную и/или задевающую чьи-то чувства идею. Пока общество не сможет выработать более открытые рамки, и пока мы не станем серьезно смотреть на получаемый контент — тема так и останется открытой.


      1. Helwig
        12.01.2018 10:14

        И вот опять «черствое общество», «не стоить критиковать каждого». Почему вы считаете, что площадки и общество что-то вам должны?
        Мои комментарии выше вы, судя по ответам, не поняли, поэтому прибегу к аналогии.
        1. Есть продуктовый магазин, сотрудничаете как с крупными поставщиками, так и с местными фермерами и эко-производителями. Туда приходит человек с очень нишевым продуктом, к тому же открыто признающий, что использует в нем ГМО (скользкая тема для ваших потребителей). Магазин отказывает ему в размещении его товара.
        Если развивать вашу мысль, человек далее устраивает митинг, т.к. «злобный ритейлер» мешает ему продавать продукт, который «если создается, то у этого есть аудитория».
        2. Теперь же владелец магазина вы и к вам приходит человек, предлагающий стейки из человечины. Разместите? Аудитория же есть.

        Разумеется, примеры выше крайне утрированы. Но похоже иначе в этом диалоге нельзя…


        1. Art4es
          12.01.2018 13:24

          Нет, немного не правильный пример.
          Автор говорит о том, что генно-модифицированные помидоры это вкусный и востребованный покупателями продукт, а вот такие же яблоки — это «неправильно».


        1. wowaaa Автор
          12.01.2018 17:45

          Ваши примеры не только крайне утрированны, но и не совсем корректны.
          1. Вы спроецировали «игру о порно», автор которой говорит, что она им не является — в продукт который открыто использует ГМО и гордится этим. Не находите неувязок? И уж честно, порно и ГМО? Настолько все плохо? Может у вас есть и софт-ГМО, которое абсолютно как ГМО, но не содержит определенных модификаций? И последнюю этот эко-магазин предоставляет в любых количествах. Мы также обрезали эти модификации, если не больше, но нам отказывают — из-за чего?
          2. Этот пример еще дальше от реальности, т.к. я бы также запретил игру, в которой есть следы реальных незаконных действий в реальном мире. Сразу вспоминается фильм об аборигенах, команде которого пришлось в суде отстаивать, что это не документалистика и ни один человек на съемках не пострадал. Закон будет на моей стороне, каких бы митингов человек дальше не проводил.

          В остальном — я полностью понимаю Вашу мысль о площадке-медигиганте, которая готова в погоне за репутацией и прибылью идти на сопутствующие жерты.


      1. VVZigel
        12.01.2018 14:19

        Да, я люблю игры и поэтому крайне рад тем смелым шагам которые индустрия сделала за последние годы, но об этом ниже.

        1) Helwig ниже опередил меня с ответом на этот пункт, но я хочу немного дополнить его идею. В вопросе с этой игрой надо фокусироваться не на публичной реакции, которая, вопреки вашему заявлению, была положительной, а на том почему игра была удалена с торговой платформы после достаточно продолжительного времени успешного существования, да ещё по причине, которая являлась её ключевым элементом. И вы, и Джеймс критикуете узконаправленность взглядов потребителей, когда на деле кто-то из Valve взял и дёрнул рычаг. Возможно даже поиграв в игру и «насладившись» тем, чего добивались создатели. Не стоит забывать, что Стим — крайне безответственный в плане контроля качества дистрибьютор, и уже успел дважды сесть в лужу, о чём я упомянул. Тут мы, как общество, при всём желании не можем повлиять на ситуацию. Усугубляется проблема ещё и тем, что в наш цифровой век Стим, по сути, стал монополистом в плане распространения игр, и оказаться там забаненым — довольно печальное дело, так что туда и надо стучаться.

        2) Решил поискать этот самый трейлер. Нашёл. Нашёл соответствующие статьи, и у меня создалось впечатление что вы искажаете факты. Почему? Главным образом потому, что основная масса негатива идёт со стороны западной прессы и политиков, в то время как народные массы, внезапно, высмеивают приведённые аргументы. В России, опять же, всем чихать. Обращу внимание, что игровые медиа, и даже раздел комментариев на канале Sony на ю-тубе, имеют очень положительные отзывы, из-за чего выходит что вы, как и западные политиканы, раздуваете из мухи слона. Пускай желающие бойкотируют игру сколько им угодно, это не повлияет на то что её делает Quantic Dream(Heavy Rain, Fahrenheit и Beyond: Two Souls) и дистрибутирует Sony. Игру всё равно купят, в неё всё равно будят играть, т.к. студия на этом жанре собаку съела, и не одну. К вопросу о кино, то мне почему-то кажется что те люди, которые сейчас хаят Detroit, в своё время либо хаяли It, либо не пошли на этот фильм, т.к. посчитали гадостью. Но в итоге, как и в первый раз, винить надо не общество, а кого-то выше.

        3) Я не подтверждаю, а ПРИЗНАЮ предвзятость, что говорит несколько о другом. И… я извиняюсь, но вы вообще знаете о чём ведёте речь? Я говорю конкретно про That Dragon, Cancer? Мне кажется что нет. Давайте по порядку: толковый словарь я посоветовал для того, чтобы вы посмотрели определение термина «игра», потому что вы явно не понимаете разницу между «актёр играет на сцене» и «мой друг играет в GTA». Если объяснить на пальцах — то в первом случае вы зритель, во втором — непосредственный участник. Интерактивные фильмы МОГУТ быть хорошей вещью, как, на пример, указанный вами же Detroit, т.к. контролируя действия актёра вы выбираете действия и от вашего выбора зависит дальнейшее развитие сюжета, открытие новых поворотов и т.д. и т.п. Каким образом, пардон, гонка на коляске в That Dragon, Cancer, почти в самом начале, дополняет сюжет или влияет на него? Можем ли мы спасти пацана? Нет. Можем ли мы в ней проиграть? Нет. Вне независимости от результата — мы получим одно и то же развитие сюжета, одну и ту же историю, и от того что тут есть пара абсолютно рудиментарных мини-игр совершенно не делает этот фильм, а это фильм, пускай и анимированный, интерактивным и не даёт ему права называться игрой. И если уж говорить на чистоту, то я думаю, что если кто-то, как вы пишите, может купить That Dragon, Cancer и ожидать веселье, то… такому человеку не поможет ни ваша статья, ни здравый смысл, т.к. каким образом можно ожидать веселья от игры в описании которой написано «An immersive, narrative videogame that retells Joel Green’s 4-year fight against cancer through about two hours of poetic, imaginative gameplay that explores themes of faith, hope and love.» я не имею понятия. У вас явно богатое воображение.

        4) Вы опять противоречите сами себе и явно не совсем понимаете о чём ведёте речь. Я в итоге не могу понять: вы критикуете излишнюю жестокость, вернее то что народ ею оказался на столько непрошибаем что её подняли на такой градус что даже у вас тошнит, или поддерживаете её, т.к. раз одна неприятная тема со временем стала приемлемой, то так следует поступить и с остальными? При чём тут врезанный контент на общественном ТВ — мне совершенно не ясно, т.к. вы всегда можете раздобыть расширенное издание с увечьями и инцестом. Я понимаю вы бы вспомнили, на пример, прецедент с DMC: Definitive Edition, где люди оказались на столько возмущены отсутствием в данной версии сцены где главгад оприходует одну из своих девок, что до конца не верили в то что данное изменение было сделано самой студией, потому что им этот момент показался безвкусным, ненужным и который они решили исключить в «финальной» версии игры. И вообще на играх то как раз о таких вещах пишут. Видели там на коробочках есть обычно черно-белая рамочка с буковкой или другими значками? Это ESRB рейтинг, они как раз и существуют для того чтобы предупреждать людей о контенте. И если мы можем поворчать, мол, что для России эта вещь, по сути, незнакомая, то это не оправдывает массовые приступы идиотизма со стороны родителей в США, которые покупали GTA, а потом возмущались на содержание.

        Я спрошу ещё раз: для кого существует этот посыл? Общество уже давно не контролирует то что попадает на прилавки, вернее имеет прискорбно малое количество контроля над этим вопросом. Все игры что вы перечислили — не запрещены, и у них имеется аудитория. Проблемы в наше время возникают из-за издателей, которые готовы творить полный бред в угоду бизнесу, из-за чего мы видим в индустрии стагнацию, т.к. куда более выгодно продавать 11-ти летним пацанам Call of Duty, который принесёт безумные бабки, чем сделать новый Dead Space, который имеет более взрослую и более узкую аудиторию.

        Поэтому чем агитировать людей и упрекать их в узости взглядов — разберитесь в ситуации и не искажайте факты.


        1. wowaaa Автор
          12.01.2018 17:47

          Хоть в чем-то мы полностью согласны — мы любим игры.

          1) Helwig последним комментарием несколько передергивает, на что я уже ответил. Публичная реакция среди сообщества положительна, однако человек, который «дернул рычаг» оказался иного мнения, независимо от его истинной причины — и в обществе таких людей много. Я тоже считаю, что ответ за содеянное стоит спрашивать непосредственно со Стима, и дойти до судов с показательными процессами. Зачем? — об этом далее.

          2) Медиа и «Верхушка» имеют большое влияние и, как мы понимаем — те кто подхватывает эти новости зачастую даже не имеют хоть некоторой осведомленности в затрагиваемых вопросах. Однако это влияние проходит сквозь все общество, снежным комом формируя мнение и заставляя усомниться своих взглядов даже бывалых членов игровых сообществ. Я все еще искажаю факты? Именно это заставляют сильно цензурировать игры в германии и австралии. Также как и цензура японских игр при портировании в европу. Вы немного затрагиваете этот вопрос, но за редким исключением такая цензура это необходимость, а не взвешенное решение студии. Однако мы несколько отклонились от первоначальной темы.

          3) Да, я слабо различаю актерскую игру и игру в компьютер — в конечном итоге и то и другое в какой-то мере и степени «развлекает» потребителя, а то в какие темы мы скатываемся не влияет на факт существования самих продуктов. Также как сейчас стало модно вести трансляции своей игры, превращая все в новый фильм. Игрок всегда был неким актером, играя в предложенный сценарий. Вы лишь высказываетесь против линейности в играх, что несколько странно. Все линейные игры это интерактивные фильмы? Или вы не переносите линейных сцен в любых играх? Данный пример был лишь о непринятии идеи, которая не входила в стереотипную оценку игр обывателем. Вы сами писали, что «игры не обязательно должны быть чисто фаном» и с этим я полностью согласен.

          4) Жестокость это следствие медийной гонки, и я нисколько бы не удивился, если бы мы получили такие сцены в трейлере Detroit. Это не плохо, но и застает обывателей врасплох. Рейтинги это отлично, и я о них также упоминал в статье. Единственное, что меня встревожило — стоит ли ввести новое обозначение для этой гипержестокости в уже существующий ряд оценок, или старые вполне сгодятся.

          Проблема также не в контроле, а в просвещении общества, которое до сих пор не может определиться со своими взглядами, и не может принять даже базовые идеи исходящие из профильных сообществ. А насчет массовости молодого игрока — статистика в 30% аудитории хоть и является большой цифрой, но мне кажется, что многие проекты могут себе позволить выйти за эти рамки.


  1. MrGobus
    12.01.2018 06:09

    Ну, если «не порно», накидали бы скриншотов и видосиков геймплея. Забавно взглянуть на «непередаваемый трепет» и особенно «атмосферу ужаса» от того как «школьник» просматривает порно. Или все же там порно?


  1. Bookvarenko
    12.01.2018 11:18

    Давненько не видел в играх толковой жюльвернианы. Сокаль был мэтр, и тот осрамился.


  1. GermanRLI
    12.01.2018 13:26

    "Веселье" в кавычках и с большой буквы — как мне кажется вполне правильный выбор. Потому что проглядывает отсылка к Dwarf Fortress )


  1. AbstractGaze
    12.01.2018 16:20

    Странное сравнение. Есть фильмы развлекательные для общего потребления, которые идут в кинотеатрах, а есть серьезные фильмы, который если и идут то только редко и арт хаус залах на 10-20 человек.
    Почему на площадке для развлекательного контента, должны появляться серьезные игры не являющиеся развлекательным контентом?
    На счет порно вообще к чему? Его распространение уже узаконили и 242 статью отменили?


    1. wowaaa Автор
      12.01.2018 18:08

      Существуют различные площадки, однако давайте выберем какую-нибудь современную массовую. То есть, вы за то, чтобы тот же Netflix убрал из своей библиотеки все арт-хаус фильмы? Выпустил после этого дополнительно Netflix-Festivals или нечто подобное? Где же та грань, и существует ли она, для развлекательного и неразвлекательного — ведь аудитория потребляет и первое и второе в свое свободное время по личному выбору.


      1. AbstractGaze
        12.01.2018 19:40

        Грани нет и не может быть. Все грани придумывает общество, а общество у нас иррационально.
        Мне ваш пост, чем то напоминает пост чернокожего человека выступающего за свои гражданские права. Всему свое время. Вспомните что было до сексуальной революции и после. Как быстро в некоторых странах геи стали нормальной социальной ячейкой?
        Будет, все будет, только боюсь мы этому не очень будет рады, а вот наши дети\внуки будут воспринимать это как очевидное и разумеющееся.

        Кстати, вы не упомянули довольно известную в свое время игру «рандеву с незнакомкой».


        1. wowaaa Автор
          12.01.2018 19:52

          Цели рассказать об эротических играх как таковых вообще не было.

          В остальном, вы очень верно подмечаете — общество изменится, на это уйдет время, однако во мне еще теплится надежда на то, что можно ускорить такие процессы не дожидаясь смены нескольких поколений.


    1. popov654
      13.01.2018 02:30

      Слушайте, ну статья тут не в тему. В куче стран порно — легальный продукт, а Стим — международная площадка. Если бы, допустим, там было порно — вы за фильтрацию такого контента для пользователей из России только потому, что у нас законы такие?


      1. AbstractGaze
        13.01.2018 06:20

        На самом деле законы тут не причем, просто для некоторых это аргумент.
        В каждом обществе или его части, что-то принятно считать нормой, а что то является извращениями, больной фантазией людей с психическими растройствами. Порно кстати хороший пример, потому что в нем самом некоторые вещи многие считают нормой, а что то извращениями психов. Где тут четкая грань где норма? ЕЕ нет.
        Возьмите обоеполые браки, или курение марихуаны — в некоторых странах это норма, а в других за это чуть ли не смертная казнь. Вы хотите равенство везде и во всем — общество до такого будет идти еще не одну сотню лет.

        Хотя проблема с играми описанная в стать вероятно в течение 10-15 лет уйдет, так как игры это все же вымышленный мир, как фильмы и книги, а не реальный.


        1. popov654
          14.01.2018 03:02

          Я не говорил, что я за равенство везде и во всём. И кстати да, я был не прав, международные площадки подчиняются законам стран, в которых они работают, на местном уровне.

          Просто уголовная статья за порнографию — такое себе…


          1. camradee
            15.01.2018 10:58

            Такое себе это какое? Вроде как есть русские порнографы. Но я не об этом, в стиме же уже с 1970 годов существует ограничение на скачивание каких то определенных игр в конкретных странах. То есть если в России это нельзя, то ставишь чекбокс в админке и игра недоступна, все просто вроде.