Основные устройства ввода


  • Клавиатура
  • Мышь
  • Геймпад
  • Джойстик
  • Сенсорная панель

Альтернативные устройства ввода


  • Графический планшет
  • Веб-камера
  • Сканер
  • Микрофон
  • Трекбол
  • Джойстик
  • Световое перо
  • Руль
  • Педали
  • Танцевальный коврик

Устройства ввода и положения пользователя


Положения пользователя


  • Сидя за столом (стоя рядом со столом)
  • Сидя на диване (в кресле и т. д.)
  • Стоя (в ходьбе, на бегу, ….)

Текущее положение дел


Положение пользователя Устройства ввода
Сидя за столом (стоя рядом со столом) Клавиатура, мышь, джойстик, руль, педали, световое перо
Сидя на диване (в кресле и т. д.) Геймпад
Стоя (в ходьбе, на бегу, ….) Геймпад, танцевальный коврик

Перспективные устройства ввода в зависимости от положения пользователя


Положение пользователя Устройства ввода
Сидя за столом (стоя рядом со столом) Устройство с двумя тач-панелями
Сидя на диване (в кресле и т. д.) Мобильное устройство с двумя тач-панелями
Стоя (в ходьбе, на бегу, ….) Устройство — зажигалка (для одной руки)

О плюсах и минусах устройства ввода


Основные недостатки современных устройств ввода


  • Отсутствие универсальности. Для каждой задачи — своё устройство.


Некоторые пожелания относительно устройств ввода


  • Пользователь должен видеть одновременно клавиатуру и экран. Переключение внимания снижает скорость ввода и добавляет ошибок!
  • Тыкать по экрану — загораживать себе обзор, не эстетично и не гигиенично!
  • Количество наборов символов увеличивается, а количество клавиш нет. Много наклеек на клавиши не наклеишь. Переключение с помощью комбинаций клавиш отнимает время и требует их запоминания.
  • В тёмное время суток трудно использовать клавиатуру без подсветки.
  • Иметь на столе клавиатуру и мышь — ограничивать свободное пространство.
  • Помимо устройств для ввода символов и позиционирования необходимо устройство для изменения точки обзора (взгляда).

Характеристики устройств ввода


Поле выбора


Поле выбора — множество элементов по которым можно произвести выбор. Например, для 106 клавишной клавиатуры (абстрактно) поле выбора равно 106. Для мышки поле выбора, условно говоря, равно разрешению экрана.

Комфортное поле выбора


Несмотря на то, что, как ранее было озвучено, поле выбора мыши равно разрешению экрана, для комфортного выбора элементов желательно это поле несколько уменьшить. Например, при выборе изображений в папке или одной кнопки из нескольких в диалоге, размеры элементов существенно увеличивают. Чем больше размеры элементов которые необходимо выбрать, тем меньше поле выбора, но выше комфорт. В этом смысле: комфортное поле выбора — это множество элементов, среди которых можно выбрать один, достаточно быстро и не сильно напрягаясь.

Селективность


Селективность — возможность выбора дополнительного признака при выборе основного элемента. Например, для 3-кнопочной мыши селективность (в простейшем случае, без учёта двойных или тройных нажатий) равна трём, а для клавиатуры (если говорим о клавишах SHIFT, ALT, CTRL и WIN) селективность равна 4+1.

Комфортная селективность


Комфортная селективность — это возможность выбора дополнительного признака без особых усилий. Например, при выборе элемента с помощью 5-кнопочной мыши удобно использовать любую из верхних трёх кнопок. Но вот использование сразу двух кнопок, или использование маленьких нижних кнопок может замедлять процесс работы. Поэтому, несмотря на то что, теоретическая селективность 5-кнопочной мыши равна 5^2-1=31, комфортная селективность равна 3, т.е. на порядок меньше.

Время выбора


Время выбора — время необходимое для ввода информации (ввод символа, позиционирование указателя, клик по объекту, поворот указателя и т.д.)

Характеристики устройств ввода


Устройство Поле выбора Комфортное поле выбора Комфортная селективность Время выбора, сек
Клавиатура ? 100 ? 100 x 4 ? 0.1 — 1
Мышь ? 1920 x 1080 ? 500 x 250 x 5 ? 0.3 – 1
Геймпад ? 20 ? 20 x 4 ? 0.1 – 0.3
Джойстик ? 10 ? 10 x 2 ? 0.1 – 0.3
Сенсорная панель ? 1920 x 1080 ? 100 x 80 x 1 ? 0.3 – 1
Графический планшет ? 1920 x 1080 ? 100 x 80 x 1 ? 0.3 – 1
Веб-камера ? 640 x 480 ? 640 x 480 x 1 ? 1
Сканер ? 2500 x 3500 - - ? 10
Микрофон ? - - ? 2
Трекбол ? 1920 x 1080 ? 500 x 250 x 2 ? 0.3 – 0.5
Световое перо ? 640 x 480 ? 500 x 250 x 1 ? 0.3 – 0.5
Руль ? ? x 1 ? 0.1 – 0.3
Педали ? 2-3 ? 2-3 x 1 ? 0.1 – 0.3
Танцевальный коврик ? 10 ? 10 x 1 ? 0.1 – 0.3

Универсальное устройство ввода


Есть необходимость в создании универсального устройства ввода, более удобного, чем клавиатура и мышь, к тому же заменяющее геймпад.

Например, это могут быть две тач-панели с несколькими дополнительными кнопками и, опционально, микродатчиками.

Настольное универсальное устройство ввода



Приблизительные размеры: 12?30 см.

Мобильное универсальное устройство ввода



Приблизительные размеры: 4?15 см.

Улучшение точности позиционирования при вводе





Датчики определения направления взгляда


Определение направления взгляда применительно к использованию ПК даёт новые возможности для реализации удобного пользовательского интерфейса. Современные операционные системы с графическим интерфейсом позволяют запускать отдельные приложения в виде окон, между которыми можно переключаться с помощью «панели задач». Во многих операционных системах реализована концепция нескольких рабочих столов. Для пользователей, чья работа связана с постоянным переключением между окнами и рабочими столами в поисках информации использование датчиков определения направления взгляда позволило бы ускорить работу.

Работая в самих приложениях с помощью этой функции можно было бы показывать дополнительную информацию или реализовать возможность просмотра в дополнительном режиме.

В играх, например в гонках, изменение направление взгляда могло бы использоваться для изменения точки обзора (с места водителя, с капота, сверху автомобиля, вид сзади) или выводить на экран карту, информацию о повреждениях, место в гонке и т.д.

Датчики расположенные на пользователе




Датчики расположенные на мониторе




Новый подход к вводу информации


Совмещая универсальное устройство ввода в виде двух тач-панелей и датчиков ориентации направления взгляда, можно реализовать очень удобный ввод информации.

Например, опуская голову чуть вниз, можно активировать окно для ввода текстовой информации (имитируя поведение людей, набивающих текст и не владеющих «слепым методом печати»). А возвращаясь в исходное положение использовать тач-панели как устройство для управления графическим курсором.

Аппаратная и программная составляющие


Одна из проблем стоящая при реализации проекта использования датчиков определения направления взгляда и универсального устройства ввода — это программная составляющая. Поскольку направление это новое, требуется время для экспериментов и выбора подходящих сценариев для ввода текста, позиционирования курсора и управления в играх.

Комментарии (59)


  1. remzalp
    12.03.2018 15:26

    Википедия: саккады
    такой странный эффект, когда направление взгляда меняется довольно часто и довольно быстро.


    1. vvzvlad
      13.03.2018 14:05

      Трекерам взгляда это не мешает. Они фильтруются легко.


  1. JustDont
    12.03.2018 15:46

    Подобные идеи никогда не взлетят без хороших решений по организации тактильного фидбека.

    Проблема ровно та же, что и у всяких «клавиатур через проектор» — слепой метод набора очень сильно связан с тактильными и звуковыми ощущениями «нажатия на кнопку». Когда этих ощущений нет — всё становится крайне грустно. Быстрый набор текста на тачскрине возможен только с визуальным фидбеком (смотреть в клавиатуру), а иначе никакой гуру слепого набора с этим не справится.

    Попытки заменить кнопки на тачскрины — обречены по всё тем же причинам, по каким и не смогут взлететь различные проецируемые клавиатуры — от тактильного фидбека от «нажал на кнопку» остаётся только «нажал (на поверхность)», чего не достаточно для слепого набора, от звукового фидбека не остаётся ничего. Звуковой фидбек, разумеется, можно организовать подручными средствами — но, во-первых, придётся очень сильно бороться с лагами (задержки даже в ~50-100ms уже распознаются и вызывают нехорошие ощущения), а во-вторых — одного только звука всё-таки мало.

    PS: Тактильные выступы на F и J для слепого набора — очень важные и нужные штуки. Как они вписываются в ваши тачпанели?


    1. alekseev_ap Автор
      12.03.2018 17:59

      Вы правы, по поводу звука — могу даже дать ссылку на готовое решение. Что касается идеи слепого набора: при нажатии на тачскрине отображается клавиатура на экране и ваше касание визуализируется. Если Вы промахиваетесь, то видите это сразу же. Ну и, в отличии от клавиатуры, где генерируются события KeyDown, KeyUp и KeyPress, я считаю, должно генерироваться только событие KeyUp (или остальные тоже должны указывать на последний выбранный символ). Т.е. хотите нажать «G», а попали на «F», но палец ещё не отпустили, тогда ведём его вправо и отпускаем над нужным символом, после чего система генерирует события KeyDown, KeyUp и KeyPress для символа «G», а не «F».


      1. JustDont
        12.03.2018 18:06

        при нажатии на тачскрине отображается клавиатура на экране и ваше касание визуализируется. Если Вы промахиваетесь, то видите это сразу же

        Да. Если смотрите в клавиатуру. О чем собственно и речь. И сразу же это входит в противоречие с вами же высказанным «переключение внимания снижает скорость ввода и добавляет ошибок».


        1. alekseev_ap Автор
          12.03.2018 19:37

          Под переключением внимания я имел в виду мотание головой с клавиатуры на экран и обратно.


          1. Ckpyt
            13.03.2018 04:11

            Ну будет "мотнул головой вниз и вверх по экрану". По сути — то же самое переключение внимания.


        1. old_gamer
          13.03.2018 17:09

          Визуализировать можно и на основном экране, наглядненько так чтобы, нажатый символ и все, что вокруг него, чтобы можно было палец передвинуть в случае чего. Ну и передвижение визуализировать тоже.


          1. alekseev_ap Автор
            13.03.2018 17:14

            Именно это я и имел в виду. Клавиатура виртуальная — когда надо появляется на экране, когда не надо, есть только курсор мыши. На самом тачпаде ничего не визуализируется!


          1. Maximuzzz
            14.03.2018 00:38

            Да автор просто пытается изобрести велосипед. Погуглите Steam controller keyboard, там и клавиатура виртуальная, и визуализация перемещения и тактильная отдача.


    1. Nansen09
      12.03.2018 18:10

      К тачскринам добавить напальчники на все пальцы, в напальчниках встроить тактильный фидбек.


      1. JustDont
        12.03.2018 18:13

        Если говорить о совсем уж таких ядрёных подходах, то тачскрин тут лишняя сущность. На голову — шлем VR или AR, на руки — перчатки с фидбеком, и погнали. Только стоимость такого решения будет очень сильно отличная от клавиатур. А стоимость разработки и прототипирования — и подавно.


        1. alekseev_ap Автор
          13.03.2018 08:23

          Во-во. А стоимость устройства ввода с двумя тач-скринами, несколькими кнопками и (опционально для мобильной версии) акселерометра и гироскопа составит 1-2 тысячи рублей.


          1. Maximuzzz
            14.03.2018 00:41

            Не изобретайте велосипед. Уже есть стим контроллер — там и два тач сенсора и несколько кнопок и акселерометр с гироскопом, а ещё и аналоговый стик.


  1. old_bear
    12.03.2018 15:55

    Не нашёл в статье слов «обратная тактильная связь».
    Фразы

    Пользователь должен видеть одновременно клавиатуру и экран. Переключение внимания снижает скорость ввода и добавляет ошибок!
    и
    В тёмное время суток трудно использовать клавиатуру без подсветки.
    ясно дают понять, что техника слепой печати прошла мимо автора. Т.е. основная техника, которая используется сейчас для быстрого ввода информации, не затронута вообще. Что, мягко говоря, сильно снижает ценность идеи.
    P.S. Сори, вроде обновил комменты, но не увидел предыдущее сообщение.


    1. alekseev_ap Автор
      12.03.2018 18:01

      Согласен, техника слепой печати прошла мимо меня. Хоть я и пользуюсь компьютером почти 30 лет. А теперь прикиньте сколько в процентном соотношении пользователей компьютера, которые так же как и я не владеют этим методом.


      1. old_bear
        12.03.2018 19:32

        А теперь прикиньте сколько в процентном соотношении пользователей компьютера, которые так же как и я не владеют этим методом.

        Я думаю, что приблизительно тот же процент пользователей не нуждается в новых мега-инновационных интерфейсах, т.к. их и нынешний вариант устраивает по скорости ввода. В противном случае они бы уже освоили слепую печать. Это, что касается стационарных компьютеров.
        Мобильные устройства неизбежно будут совмещать экран и место ввода, т.к. ограничены в размерах. И даже частичный голосовой интерфейс не изменит ситуации, когда пользователю понятнее и удобнее тыкнуть пальцем в кнопочку на экране или пальцем «промотать» текстовый элемент на этом же экране, чем что-то там отдельное использовать.
        А уж когда в массы пойдёт полный голосовой интерфейс, то необходимость дополнительных устройств ввода явно отпадёт в пользу распознавания естественных жестов (причём индивидуальных для каждого пользователя).


        1. alekseev_ap Автор
          12.03.2018 19:40

          Мобильные устройства типа смартфона или планшета, на мой взгляд, непременно будут заменены очками типа Google Glass. И вот тогда возникнет необходимость в устройствах ввода вроде тех, что описаны выше.


          1. old_bear
            12.03.2018 20:46

            К тому моменту, как мобильные устройства будут заменены чем-то, удобным для постоянного ношения на голове, необходимость акцентированных устройств ввода для повседневного (не профессионального) использования отпадёт. Я так думаю. (с)
            Рекомендую вам почитать «Конец радуг» Винджа. На мой взгляд, там наиболее реалистичный сценарий развития человеко-машинного интерфейса описан. Ну и сама книга вполне достойная.


            1. alekseev_ap Автор
              13.03.2018 08:25

              Для непрофессионального — да, согласен. Но, программистам, писателям, дизайнерам, верстальщикам без эффективных позиционирующих устройств никак не обойтись.


              1. Maximuzzz
                13.03.2018 10:50

                Ну так профессионалы используют узкоспециализированные инструменты по роду своей деятельности. В случае ввода символьной информации, например, это клавиатура в комбинации со слепым методом ввода, про который вы совсем забыли. Поэтому ваша идея не подходит профессионалам, а рассчитана на широкие массы, о чем вы выше в комментариях и говорите, но эта ниша будет занята голосовым вводом, с чем вы, как мне кажется, согласились в этой ветке обсуждения.


  1. saboteur_kiev
    12.03.2018 17:18
    +1

    * Можно на клавиатуре печатать одним пальцем, можно десятью, можно подглядывая или слепым. Можно тренироваться на клавогонках, можно стать джедаем по vi.
    * Можно пользоваться мышкой чтобы с трудом запускать ворд, а можно рисовать пиксельарт, а можно играть в контерстрайк на уровне мировых чемпионатов.

    Итог: В статье совершенно не затронута тема обучаемости пользователя для работы с новым устройством — насколько оно легко к использованию новичком, и насколько увеличивается комфорт и возможности после обучения и тренировок.


    1. alekseev_ap Автор
      12.03.2018 18:02

      Так и есть, Вы правы. Это планы на будущее.


  1. Gryphon88
    12.03.2018 17:52

    Разве придумали что-то лучше для тактильной обратной связи, чем надувные шланги/подушки по телу (давление, симуляция перегрузки)?


  1. de-iure
    12.03.2018 18:02

    Что-то подобное давно разрабатывается и применяется для людей с ограниченными возможностями, но производство таких устройств не массовое… есть интересная передача про разработки интел для Стивена Хокинга.


  1. jrthwk
    12.03.2018 18:03

    Каждый раз видя подобные прожекты, а особенно аргументацию к ним, вспоминаются старые но не устаревшие строки:

    "...- Он недавно сконструировал МУКУ-1. Это светлое дерзание технической мысли.
    — А что это за МУКА?
    — Это Механический Универсальный Консервооткрывающий Агрегат — вот это что! Теперь домашние хозяйки и холостяки будут избавлены от возни с открыванием консервов.
    — У тебя нет этого агрегата? — спросила Люся. — Интересно бы посмотреть.
    — У меня его нет и не будет. Он ведь должен весить пять тонн, под него нужен бетонный фундамент. И стоить он будет четыреста тысяч новыми.
    — Какая же хозяйка сможет купить эту МУКУ? — удивилась Люся.
    — Господи, какая же ты непонятливая! — воскликнула Светлана. — Каждой хозяйке и не надо покупать этот агрегат. Его одного на весь город хватит. Он будет установлен где-нибудь в центре города, скажем на Невском. И там будет оборудован ЕГКОЦ — Единый Городской Консервооткрывательный Центр. Это очень удобно. Вот, скажем, пришли к тебе гости, надо для них шпроты открыть. Не надо ни консервного ножа, ни физических усилий. Ты просто берешь свою консервную банку, быстренько выходишь на улицу, едешь в ЕГКОЦ. Там сдаешь банку приемщице, платишь пять копеек новыми и получаешь квитанцию. Приемщица наклеивает на банку ярлычок и ставит ее на конвейер. А ты идешь себе в зал ожидания, садишься в кресло и смотришь короткометражный фильм на консервную тему. Вскоре тебя вызывают к окошечку, ты предъявляешь квитанцию, получаешь открытую банку и спокойно едешь домой на Васильевский. Удобно, правда?" ©Шефнер.


  1. psycho_zs
    12.03.2018 18:03

    Пользователь должен видеть одновременно клавиатуру и экран. Переключение внимания снижает скорость ввода и добавляет ошибок!


    Уже противоречие. Или мы смотрим на устройство ввода, или мы эффективно используем устройство ввода.
    Необходимость смотреть на устройство ввода в любом случае снижает эффективность.
    Отсюда выводы: без тактильного интерфейса ничего путного не выйдет, тачскрин — отстойное устройство ввода.

    На роль универсального устройства ввода больше подошла бы клавиатура под одну руку, которую можно положить на стол, или прилепить на бедро. Тут вопрос в том, как дать четырем с половиной пальцам возможность быстро вводить большое разнообразие символов.


    1. alekseev_ap Автор
      12.03.2018 18:07

      Насчёт противоречия: представьте, что Вы сидите за компьютером, а монитор находится у Вас за спиной и Вы вынуждены каждый раз, введя очередную команду или слово поворачиваться на 180 градусов. Удобно? Думаю, нет. Фишка в том, что по факту мы все так и работаем, просто угол на который мы поворачиваем голову не 180 градусов, а 40-80. Если уменьшить это значение до 0-5 градусов, я полагаю, производительность работы повысится.


      1. jrthwk
        12.03.2018 19:12

        >Фишка в том, что по факту мы все так и работаем, просто угол на который мы поворачиваем голову не 180 градусов, а 40-80. Если уменьшить это значение до 0-5 градусов, я полагаю, производительность работы повысится.

        Никогда не видел чтобы голову между монитором и клавой поворачивали на 40-80 градусов. У людей есть периферическое зрение, есть наконец подвижные глазные яблоки, которые можно переводить между устройствами.

        А для того чтобы при работе надо было так мотать головой — есть ровно два варианта:
        1. монитор зачем-то был подвешен где-то под потолком.
        2 за компьютером сидит рептилоид с планеты Нибиру. Им, видимо нужно, у них анатомия другая.


        1. alekseev_ap Автор
          12.03.2018 19:47
          -1

          Вот пример image.
          Изображение взято отсюда.
          В данном случае угол между центром экрана и клавиатурой градусов 30.
          Приведите свой пример, где монитор не подвешен. Либо Вы должны сидеть нагнув голову, что вредно для шейных позвонков, либо клавиатура должна не лежать на столе, а каким то хитрым образом располагаться совсем рядом с монитором.


          1. jrthwk
            12.03.2018 20:16

            Во1х ссылка на рекламную помойку — не лучший аргумент.

            Во2х
            >В данном случае угол между центром экрана и клавиатурой градусов 30.
            Ну вот сами сказали — 30. А не 40-80. И большая часть этого угла будет обрабатываться движением глаз, а не головой. Но это у нас, людей, у существ с другой анатомией, конечно, будет иначе.

            В3х «компьютерные столы с полочками под клавиатуру» с рекламных картинок, внезапно, к реальности отношения имеют столько же, сколько супергеройские голливудские фильмы.


            1. braineater
              12.03.2018 22:42

              Я клавиатуру люблю держать на коленях сидя в кресле (Мягком, с подлокотниками). Угол получится даже больше чем на фото. Головой мотать не приходится и дискомфорта не испытываю.


            1. alekseev_ap Автор
              13.03.2018 08:30

              1. Хоть какой то! У Вас вообще никаких.
              2. Да пример, может не самый яркий, но всё же даёт представление о проблеме. Что касается анатомии, то да, она (Ваша), я полагаю, сильно отличается от анатомии 50-60 летних бухгалтерш позвоночник которых не такой гибкий и глазки не такие шустрые.
              3. А вот здесь соглашусь.


              1. jrthwk
                13.03.2018 14:39

                >1. Хоть какой то! У Вас вообще никаких.

                Аргумент первый, он же достаточный — посмотрите как реально работают люди, те же самые тетки из бюстгалтерии. Это нормальный, а не «компьютерный» стол, на котором хватает места и клаве и мыши и документам, клавиатура лежит перед монитором или же это вообще ноутбук, и никто не изображает рок-звезду, тряся хайром — на клавиатуру просто переводят взгляд, максимум — чуть-чуть поворачивают голову. Проблем с видимостью клавиатуры в темное время суток у них нет — в комнате есть освещение. Им в 99% случаев более чем достаточно уже имеющихся двух раскладок на клавиатуре. Итд, итп.
                Предложения нацепить на пользователя напальчники, наголовники и прочие налядвенники — это вообще за гранью добра и зла, это сразу помещает устройство в гетто «гик-игрушек».
                Управление взглядом это из той же серии «за гранью» — человек при работе, внезапно, не пялится строго в одну точку, он может смотреть в разные области документа и вообще мимо монитора, и система которая попытается по этим взглядам что-то делать будет отключена сразу же.

                В общем до создания нормального, корректно работающего нейроинтерфейса лучше не позориться с потугами на замену связки клава-мышь, этих потуг уже было много и всё закончилось пшиком.


      1. psycho_zs
        12.03.2018 19:45
        +1

        Все это имеет хоть какой-то смысл, если на устройство ввода все-таки смотреть, чего делать как раз не нужно. Если устройство ввода требует взгляда на него, это уже сразу означает, что устройство неудачное.


        1. alekseev_ap Автор
          13.03.2018 17:19

          Именно так. Смотреть на тачпады не нужно. Нужно только нажимать на них. Кнопки и прочее визуализируются на экране (а-ля виртуальная клавиатура).


          1. Stanislavvv
            14.03.2018 09:50

            На клавиатуре на клавишах f и j есть тактильные маркеры для правильной постановки рук.
            То есть я не глядя ставлю руки именно так, как надо для слепой печати и таки набираю без вгляда на клавиатуру и без необходимости корректировать положение пальцев. Как подобное решается в вашем случае?


            1. alekseev_ap Автор
              14.03.2018 10:39

              1. Вы смотрите на экран.
              2. Касаетесь пальцем левой руки левого тачпада.
              3. На экране появляется полупрозрачное всплывающее поверх других окон окошко, разделённое на две части.
              4. В левой области появляется курсор (не мыши, а другой), по форме это может быть затенённая окружность, соответствующая положению вашего пальца в координатах левого тачпада.
              5. Перемещая палец левой руки на нужную область (кнопку) Вы фиксируете её, например, на кнопке [Латинские большие символы].
              6. В правой части всплывающего окна появляется соответствующий набор символов (Латиница, большие).
              7. Вы опускаете палец правой руки на правый тачпад.
              8. В правой области появляется курсор (не мыши, и не тот, что на левой области, а другой), по форме это может быть затенённая окружность, соответствующая положению вашего пальца в координатах правого тачпада.
              9. Перемещая палец правой руки на нужную область (кнопку) Вы фиксируете её, например, на кнопке [Y].
              10. Поднимаете палец правой руки.
              11. Драйвер устройства посылает системе сообщения KeyDow, KeyUp, KeyPress соответствующие нажатому символу.
              12. Курсор на правой области светится ещё какое то время (скажем 0.5 сек) и пропадает.
              13. Поднимаете палец левой руки (если ввод уже окончен).
              14. Курсор на левой области светится ещё какое то время (скажем 0.5 сек) и пропадает.
              15. На экране пропадает полупрозрачное всплывающее поверх других окон окошко, разделённое на две части.

              Это всего лишь одна из возможных реализаций интерфейса ввода для описываемого устройства. Плюс в том, что этот интерфейс можно дорабатывать или создать совершенно новый без замены самого устройства.


              1. Stanislavvv
                14.03.2018 11:18

                Слишком много движений для того, чтобы набрать одну букву. Не приживётся там, где идёт _работа_ с текстом.
                Набор текста на клавиатуре в процессе набора — порядка 200-400мс на букву, если что. При этом нажатие кнопки — всегда явное нажатие.
                У вас же ввод символа — по удержанию в одном положении в течение какого-то времени + ещё какое-то время тратится на то, чтобы переместить палец в нужную область, так как на тачпаде хрен спозиционируешь как надо сразу без взгляда на тачпад.
                Ну и недостаток данного конкретного интерфейса — перекрытие интерфейсом основного окна, где требуется что-либо вводить, точно так же, как в случае использования виртуальной клавиатуры и тачскрина, только у вас ещё и отдельный девайс для ввода.
                И, на всякий случай, с клавиатуры я могу вводить и одной рукой так же не глядя прямо на клавиатуру. Проблемы в данном случае возникнут при нажатии всяких LCtrl-Alt-9, что не совсем экзотика, но всё же редкость.


                1. alekseev_ap Автор
                  14.03.2018 22:03

                  Я понимаю, что совершил ошибку, не описав многие моменты в статье. Просто идея зрела давно, а сделать всё тщательно времени не хватило. Видимо придётся писать ещё один пост на эту тему.

                  Теперь о том, что Вы пишите. Я считаю, что времена сильно меняются. Прежде, когда только придумали печатающую машинку, наборы символов были ограничены. После создания ПК наборы символов расширили. Кодировка UTF ещё более расширила наборы символов, сейчас их тысячи.
                  Всё идёт к тому, что современные тексты становятся более и более насыщенны не только цифрами, знаками препинания и латиницей/кириллицей, но и греческими символами, математическими символами, символами национальных алфавитов, знаками валют, ненужными (на мой взгляд) смайликами и т.д. и т.п.
                  В этом смысле становится важным не тарабанить по клавишам вводя литературный текст, а вводить множество разнообразных символов, что, используя современные средства ввода становится затруднительно.
                  Это раз. Второе. У меня есть опыт ввода текста на ПК, ноутбуке, смартфоне, планшете, TV-приставке, XBOX и т.д. Везде кроме клавиатуры на ПК — это геморрой.
                  Устройства, которые я описываю, по моему мнению, ускорят ввод обычного текста в разы везде кроме использования ПК с клавиатурой. А для ввода текста насыщенного символами различных алфавитов, скорость ввода будет выше чем на ПК с клавиатурой. Кроме того, эти устройства заменят или будут конкурировать на равных одновременно с клавиатурой, мышкой и геймпадом одновременно. Наличие двух тачпадов позволит создавать двухкурсорные интерфейсы, как в фильме «Стиратель» со Шварценеггером.

                  По поводу недостатка с перекрытием. Его можно легко убрать. Во время ввода на планшете или на смартфоне Вы действительно имеете дело с серьёзным недостатком. Сами себе загораживаете обзор не только виртуальной клавиатурой, но и руками. Здесь же, если использовать датчики определения направления взгляда, Вы получаете лёгкий контроль за тем, показывать виртуальную клавиатуру или нет. Наклонили голову на 5 градусов вниз — появилась полупрозрачная виртуальная клавиатура, которая позволяет не промахиваться по клавишам и в то же время следить за тем, что Вы вводите. Есть и ещё один большой плюс. Именно такая система и будет обучать человека наиболее эффективно слепому методу печати, так, что спустя несколько месяцев большую часть текста пользователи смогут набирать вслепую.

                  По поводу ввода комбинаций клавиш. Да это проблема. Делать виртуальные Ctrl, Alt, Shift и Win кнопки можно, но не особо удобно ими пользоваться. Я полагаю, что в перспективе, от этого уйдут сами разработчики ПО. Помню раньше, во времена моего детства, ещё в домышинную эпоху чрезвычайно распространено было использование функциональных клавиш, причём в сочетании с клавишами модификаторами, например в NC. Сейчас от этой практики многие разработчики отказались. Они есть, но большинство операций делаются мышкой.


                  1. Stanislavvv
                    15.03.2018 09:02

                    1) нестандартные для текущего алфавита символы вполне себе неплохо вводятся в линуксах при помощи всяких XCompose. Что мешает это сделать в винде — не в курсе, нет винды уже лет 12. При этом скорость набора основного текста не меняется и остаётся достаточно высокой при нормальной клавиатуре.

                    2) если требуется постоянно набирать текст — надёжнее взять обычную клавиатуру или выбрать ноут с таковой (да, такие есть). В остальных местах (всякие иксбоксы и телефоны) — ввод текста является дополнительной опцией и неудивительно, что неудобен.

                    3) у вас даже в этом способе перекрывается окно, куда будут вводиться символы. Кстати, слепой метод печати — это когда ты нажимаешь клавишу с нужной буквой сразу, а не выбираешь её на экране, так что то, что вы предлагаете — ни каким образом не является набором вслепую, так как требуется видеть, какой символ выбирается, пусть даже и на экране, а не на клавиатуре.

                    4) в большинстве софта для _работы_, создания контента, а не потребления, как браузер, комбинации клавиш используются очень даже часто. Не надо говорить за всех.

                    На мой взгляд, то, что вы предлагаете — нечто, неудобное для постоянного ввода примерно так же, как и экранная клавиатура, которой и является.


        1. Maximuzzz
          14.03.2018 00:43

          Стим контроллер, его то и изобретает автор вместе с двумя сенсорными панелями, кнопками, гироскопом и виртуальной клавиатурой на экране.


          1. alekseev_ap Автор
            14.03.2018 07:30

            Вы почти угадали! Стим в этом отношении молодцы! Но у них не хватило мудрости понять, что с помощью двух сенсорных панелей (а у абсолютного большинства людей две руки) возможности по вводу информации не складываются, а перемножаются. Сенсорная панель для них — это дань моде, некая фишка, чтобы быть в тренде. В моём случае сенсорная панель нужна для того, чтобы не смотреть на экран (руки свободны), а использование двух сенсорных панелей позволяет одну их них использовать как набор модификаторов при вводе символов, а при эмуляции мыши…. Чтож об этом напишу в следующей статье.


    1. Gryphon88
      12.03.2018 18:09

      через шифты (примерно как боковые клавиши на мыши) и спецсимволы.


      1. psycho_zs
        12.03.2018 19:47

        Верно. И тут возникает вопрос, сколько нужно разных шифтов, как их эффективно распределить, под какие пальцы, с какими низлежащими раскладками.


        1. Gryphon88
          13.03.2018 02:02

          На старом SonyEricsson мне хватало двух и 9тикнопочной клавы, зажать можно было или любой, или оба. Печаталось быстрее Т9, правда, двумя руками. Если делать в форм-факторе мыши, то клаву можно расположить где основные клавиши и колёсико, а боковые шифты или сместить ближе к запястью, или вынести один под большой палец, а другой под мизинец, на разные боковины.


  1. arheops
    13.03.2018 01:43

    Собственно мышка и взлетела потому, что смотреть на нее НЕ НАДО.
    А автор предлагает устройства на которые смотреть надо.
    Чем это лучше планшета или телефона — непонятно.


    1. alekseev_ap Автор
      13.03.2018 08:59

      Как раз наоборот. Перечитайте статью. Хотя, каюсь, там это подробно не расписано. Смотреть надо на экран. В режиме мыши вы просто водите по тачпаду и видите курсор на экране. В режиме клавиатуры (как вариант) нажатие на левый тачпад приводит к появлению полупрозрачного окошка разделённого на две части. Левая часть с активными областями — выбор набора символов (знаки, цифры, латиница, кириллица, греческие символы, математические, смайлики и т.д.). Правая — сами символы из текущего набора.


      1. Maximuzzz
        13.03.2018 11:18

        Поздравляем, вы открыли достижение — «изобретатель Steam Контроллера»!


        1. Maximuzzz
          13.03.2018 11:23

          И там, кстати, даже есть подобие тактильной отдачи. Не плохое — шарик трекбола хорошо эмулируется, например, но до клавиатуры ему, конечно, все равно далеко. Поэтому я использую контроллер, когда нужно ввести короткий текст по быстрому, например в игре или строке поиска. В остальных случаях перехожу на компактную беспроводную клавиатуру, да и даже в строке поиска мне проще и быстрее бросить джойстик и набить текст с клавиатуры, если он длиннее чем на одно слово.


      1. arheops
        13.03.2018 12:12

        Ну это ничем от планшета по сути не отличается. Не подходит для скоростного ввода. Посредственно для нескоростного ввода(проще прямо на основном экране вводить).


  1. saboteur_kiev
    13.03.2018 03:08

    Как правильно когда-то сказал Стив Джобс, чтобы создать новый качественный юзер интерфейс, нужно новое устройство для управления.
    А чтобы создать новое устройство для управления, нужно качественно новое техническое решение.
    Возможно даже уже существующего девайса — тач-экраны уже были до айфона, но им было очень далеко до мультитач.

    Если появится решение для управления при помощи взгляда, разговора, мысли, жеста, но качественное, точное, работающее без ложных срабатываний и удобное в использовании (а палец был гораздо более удобный, чем стилус) — тогда взлетит.

    А приводить в качестве устройств ввода танцевальный коврик, руль и педали для управления компом — это как-то несерьезно вообще. Почему тогда уже не привели вращающиеся ручки, тумблеры, кнопки, рычаги и другие вещи, которые уже активно используются, просто оказались непопулярны?
    Джойстик два раза указан — он совсем не такой мегапопулярный, думаю тачскрин уже популярнее может оказаться в пересчетах на единицу техники.


    1. alekseev_ap Автор
      13.03.2018 09:02

      У тачскрина в том виде как его используют сейчас есть один недостаток — его используют поверх экрана! Не загораживай он обзор и не марай он экран — цены бы ему не было!


      1. saboteur_kiev
        13.03.2018 14:00

        А по сути — тачскрин и должен использоваться поверх экрана, чтобы тыкать непосредственно в элемент управления.
        Тачпад на ноутбуках, который заменяет мышку — в разы менее удобный, потому что сложно сопоставлять положение пальца на отдельном тачпаде с курсором на экране. А по качеству он не хуже, включая обработку мультитач.

        Так что, все что я могу сказать — мойте руки =)


  1. Denkenmacht
    13.03.2018 04:08

    Нужно думать не над тем, как усовершенствовать нынешние элементы управления, а как выйти на качественно иной уровень скорости управления, доведя скорость управления до скорости мыслительного процесса. Для этого есть только одна возможность — прямой нейроинтерфейс с головным мозгом. Думать надо на тем, как связать комп напрямую с головой, как вообще отказаться от механических устройств ввода, имеюших фудмаментальное ограничение — скорость человеческой реакции и время передачи импульса от голове к руке.


    1. Gryphon88
      13.03.2018 12:41

      Вы сильно переоцениваете скорость мышления, скорость обмена данными достаточна. Проблема в том, что руки устают или нужен специальный интерфейс под задачу.


    1. saboteur_kiev
      13.03.2018 14:03

      Прямой нейроинтерфейс с головным мозгом невозможет как отдельное устройство.
      Внешне мы схожи (руки/ноги). Но вот устройство мозга на уровне нейронных связей настолько отличается, что невозможно создать универсальный интерфейс. К каждому такому интерфейсу человек должен привыкать годами, и в идеале с рождения — ибо чем старше, тем сложнее мозгу адаптироваться к новым сигналам.
      Почитайте про современные нейропротезы для рук и ног, которые реагируют на импульсы — там люди годами учатся просто сжимать и разжимать руку, чтобы не раздавить стакан. А вы хотите виртуозно чем-то управлять.


      1. Denkenmacht
        13.03.2018 14:22

        А манипулировать предметами разве не годами учатся? С рождения до 5-7 лет как бы. А на велосипеде сразу учатся ездить? А машину водить?
        А писать не годами люди учатся? А на клавиатуре печатать вслепую не надо привыкать?
        Элементарно сенсорным телефоном научиться пользоватьс янормально — несколько недель.
        Умение пользоваться нейро интерфесом должно прививаться годами, с детства, это само собой.
        Универсальный интерфейс создать возможно, и головной мозг — очень мощный инструмент, который способен адаптироваться и даже создать отдельные структуры внутри себя (адаптировать существующие) для управления новым орагом (взаимодействия с компом).
        Вопрос просто в том, как быстро это потребуется людям в военных целях и потребуется ли вообще. К примеру, не так сложно представить процесс управления самолетом без помощи штурвала, возможности пилота в бою станут намного шире из-за сокращения времени реакции и отсутствия необходимости управлять самолетом при помощи мускульной силы рук и ног. То же самое с танком и прочим сложным оружием — сокращается экипаж установки, сокращается время реакции, но повышаются требования к обучению персоанала.


        1. Gryphon88
          13.03.2018 14:25

          Вы забываете, что люди растут. и до окончания роста имплантировать не стоит, особенно в голову. Итого ждём до 21 года примерно.