image

Читала на Хабре статью девушки-сервисного инженера, которая рассказывала о своих буднях в IT-офисе. Статья мне показалась не совсем полной, в основном потому, что героиня мало рассказала об особенных задачах инженера, при этом подробно “прошлась” по инфраструктуре компании.

Мне же, например, были интересны именно рабочие особенности, наложенные на гендерную принадлежность и корпоративную культуру компании. И тут я сама решилась написать для Хабра пост о том, как живется гуманитарию в IT-сообществе.


В IT-сферу я пришла 2 года назад. Стоит отметить, что до того, как меня пригласили работать в нынешнюю компанию (организация разрабатывает ПО), я почти не интересовалась новостями мира информационных технологий. Работала с организациями из фешн-индустрии, производственными предприятиями, возглавляла отдел по связям с общественностью в крупном вузе. Как видите, это сильно далеко от IT.

Я прекрасно понимала, что как PR-специалист, должна отлично разбираться в продукте и его возможностях, знать рынок, конкурентов-клиентов, и уметь говорить о технологиях не хуже, чем заправский менеджер проекта. Мне предстояло от имени компании общаться с крупнейшими СМИ страны (предварительно наладить с ними контакт) и «не сесть в лужу», мне могли помочь только любознательный ум и мои прекрасные коллеги.

Скажу сразу, после двух лет работы бок-о-бок, после моих бесконечных приставаний с вопросами, просьб «а объясните еще раз, попроще» и фраз «я гуманитарий, объясняй еще раз и, желательно, на птичках», меня ни разу не отправили в Википедию, не повысили на меня голос, не обозвали блондинкой, не раздражались и вообще, были подозрительно терпеливы для закоренелых интровертов.

Терпение коллег и начальства обернулось тем, что уже через полгода я спокойно общалась с матерыми журналюгами из IT-изданий, рассказывала о нюансах продукта и о том, что «база данных у нас самописная in-memory, но для хранения на жестком диске мы используем SQLite и как альтернативу PostgreSQL, потому что из коробочки у нее есть поддержка репликаций и кластеризации», редактировала специализированные тексты и т.д. Но главный плюс, который я получила, работая с айтишниками, – это повышение эффективности собственной работы. Бонус, за который я буду всегда любить IT-сферу – это стремление применять новые технологии, методы и инструменты для повышения продуктивности.

Итак, какие же IT-инструменты/методы/практики не используют многие пиарщики для повышения собственной продуктивности и совершенно зря? Мой топ-5:

1. Кanban-доска и скрам-митинги. На случай, если пост будут читать и гуманитарии, добавлю немного подробностей. Это отдельные элементы гибких методологий разработки – Kanban и SCRUM, относятся к Agile. Канбан как термин на самом деле пришел из Японии, из производственной системы Тойота, однако я услышала о нем именно от программистов. Для работы в пиар-отделе мы адаптировали доску, вот ее самый первый вариант:

image

Когда поняли, что «работает и удобно», попросили у руководства магнитно-маркерную доску.
Удобство скрам-митингов тоже оценили: помогают экономить время, не «растекаться мыслью по древу» и быть в курсе дел друг друга. Раньше наши планерки могли растягиваться на часы и давали гораздо меньший эффект.

2. Система управления проектами (Basecamp, Jira и др.). У нас в компании используется Wrike и, честно говоря, мой гуманитарный мозг долго ей сопротивлялся. Заставить творческого человека разобраться в программе и начать что-то планировать – та еще задачка. Мы вечно ждем вдохновения, нас озаряют «гениальные идеи», которые мы забываем, потому что нет привычки записывать задачи и ставить им дедлайн… Никто в компании не ставил PR-отдел в особые условия. Все работают с wrike, значит должны и пиарщики. Сейчас я уже не мыслю начала рабочего дня без просмотра текущих задач, система заменила мне блокноты, планинг и бесконечные стикеры, куда записывались идеи и списки дел.

3. Средства для совместной работы (Google Docs, Dropbox и др.) – в последнее время становятся все более популярными, но еще пару лет назад многие не слышали о них. Мы пользуемся гуглдоками и я, к своему стыду, работая в других компаниях, не использовала их возможности. Да, вот такая у меня была запущенная степень «дремучести».

4. Система контроля времени за компьютером (DeskTime, Motivateclock и др.). Наша компания пользуется корпоративной Crocotime, но статистика открыта и для нас. Пиарщиков принято ругать за безделье на работе, не скажу, что всегда несправедливо. Для меня это новшество в жизни открыло две возможности: первая — показать начальству, что я в лучшую сторону отличаюсь от некоторых коллег из сферы пиар (руководитель и любой коллега может видеть мою статистику); вторая – следить за тем, на какие задачи я трачу много времени и анализировать свою продуктивность (да-да, привычку проводить анализ я тоже приобрела в общении с коллегами IT-шниками).

5. Возможность автоматизации рутинной работы. Этот пункт, вероятно вызовет вопросы, т.к. это не инструмент, а возможность. Но я все же решила выделить именно его. Коллеги-программисты сделали реальностью мою мечту: мне не приходится вручную считать множество показателей, важных для работы PR-специалиста. Оказалось, что простой скрипт, отнявший у одного разработчика полдня времени, может избавить меня от извечной «головной боли» и автоматизировать ежемесячную отчетность отдела. Достаточно было написать ТЗ, поставить задачку на обсуждение во wrike и ждать волшебства.

P.S. Отдельное спасибо коллегам, что открыли для меня Хабр (вместе с ним Мегамозг и Гиктаймс) и башорг. А также за обсуждения «Краткой истории времени» за обедом, шутки про Пенни из ТБВ и терпение в моем обучении).

Комментарии (14)


  1. dyadyaSerezha
    26.06.2015 19:01
    +2

    Спасибо за хорошую статью, но все же… не могу не заметить, как технарь гуманитарию, что «по-проще» и «пол года» пишутся слитно. ;)

    И кстати, почему слово «реклама» повсеместно заменилось теперь словом «пиар»? Или у вас есть и отдельный рекламный отдел тоже?)


    1. newdya
      27.06.2015 15:45

      не могу не заметить, как технарь гуманитарию, что «по-проще» и «пол года» пишутся слитно.

      Как технарь блондинке.


    1. new_tata Автор
      28.06.2015 09:14
      +1

      Спасибо за замечания, поправила!

      По поводу пиара и рекламы, поясню. Мы работаем со СМИ без бюджета, не платим за публикации, пишем полезные для читателя материалы: аналитические статьи, колонки, отвечаем на запросы журналистов. Без денег и «наш продукт лучше всех, с ним вас ждет другая жизнь» – это все же больше пиар, чем реклама. Рекламой в компании, действительно, занимаются отдельные люди.


  1. mgremlin
    26.06.2015 19:40
    -1

    Как технарь технарю — может, слово заменилось потому, что пиар — это не реклама? 8-)


  1. edwardspec
    26.06.2015 22:59
    +6

    Я считаю, что никакого разделения на технарей и гуманитариев нет (собственно в мозгах, а не «по диплому» и «по месту текущей работы»).
    Есть желание учиться, есть нежелание учиться.

    Нет в мозге такой галочки «Способен разбираться в техническом», которая у некоторых установлена, а у некоторых снята.
    Есть галочка «Хочет/Не хочет обучаться», и она не в мозгу, а в доступных самому пользователю опциях жизни.


    1. DaylightIsBurning
      27.06.2015 15:38
      +2

      Черно-белого разделения нет, но предрасположенности есть, мне кажется.
      Наверняка существуют некоторые предпосылки, которые определяют эффективность обучения и применения конкретным человеком знаний в конкретной области или решения задач конкретного типа. Эти предпосылки могут быть обусловлены генетикой, воспитанием, образованием, опытом и т.д.
      Возможно, выбор правильного направления деятельности для «технарей» проще т.к. легче понять твое это или нет. Возможно, из-за этого «гуманитарии» чаще оказываются не на своём месте из чего возникают мифы, что они, якобы, в основном дармоеды.


      1. Meklon
        27.06.2015 16:06
        +2

        Сложный вопрос. Я одновременно занимаюсь обучением сотрудников, врач, исследователь, работающий со стволовыми клетками и человек, который спокойно поднимает нужный ему сервис на виртуальной машине под Linux, не отнимая времени IT-отдела. Мне кажется — фигня эти гуманитарно-технические разделения.


        1. DaylightIsBurning
          27.06.2015 16:13

          Ваш пример не опровергает гипотезы о предрасположенностях, не так ли? Предрасположенности не обязательно должны быть в способности решить задачу, но также и в психологической совместимости с профессией. Кроме того способность совмещать разные виды деятельности, преуспевая в каждой из них — тоже предрасположенность, и очень востребованная — такие люди могут выполнять связующую функцию, а также получать выгоды за счет синергии. Мне, правда, неизвестны случаи, когда человек мог бы одновременно и совмещать разные виды деятельности и при этом добиться исключительных успехов в одной из них.


          1. Meklon
            27.06.2015 17:16

            Ну, супер-успехов я наверное не достигаю, но плюшек от совмещения разных направлений масса. Просто обычному айтишнику долго объяснять, что мне нужно для системы тестирования сотрудников, например. Зато самому поднять сетевой сервис проведения тестов просто и удобно. Ну или врачам сложно представить разработку железяки для работы в лаборатории. Я хоть и совершенный новичок в этом, но могу сделать гораздо больше, чем чистый врач-исследователь.


        1. vladob
          29.06.2015 13:56
          +2

          Есть.
          Есть разница между «прирожденными гуманитариями» и «прирожденными технарями».
          Я так считаю на основе своего жизненного опыта.
          Не лучше и не хуже.
          Просто разные.

          Отрицать этот факт, по-моему, это все равно, что отрицать разделение людей на правшей и левшей.

          А еще есть амбидекстеры (не ругательное).


  1. greebn9k
    29.06.2015 16:58

    Спасибо. Интересно написано. И все-таки, чувствуете себя в своей тарелке или нет?


    1. new_tata Автор
      29.06.2015 17:38
      +1

      По-началу было сложно, сейчас чувствую себя на своем месте. В плане карьеры и просто как человек — развиваюсь здесь в разы быстрее, чем на прежних местах работы. Мне интереснее постоянно узнавать что-то новое, чем каждый год (как было в вузе) работать по накатанной, потому что «так до меня делали и после меня будут». Ну и от команды многое зависит. Не буду сильно их хвалить, ребята прочитают — зазнаются:)


      1. greebn9k
        30.06.2015 17:17

        Спасибо за ответ.


  1. polinasample
    30.06.2015 17:47
    +1

    Спасибо за статью! Нашла здесь что-то своё, родное)

    Бонус, за который я буду всегда любить IT-сферу – это стремление применять новые технологии, методы и инструменты для повышения продуктивности.

    Да и в принципе новые технологии. Сама полюбила IT-сферу именно за динамику. Тут всегда всё развивается, чувствуешь, что не стоишь на месте. Разрабатываются новые продукты, следишь за инновациями.

    P.S. комментарий от блондинки-рекламщицы :)