У вас часто бывает, что вы забегаете на встречу (стендап, ретро, еженедельную встречу с коллегами, f2f с начальником — нужное подчеркнуть), а ваши мысли остаются где-то за пределами комнаты?

От банального «а выключила ли жена утюг, когда мы выходили из квартиры» до «что же хотел сказать босс последним письмом». Рой мыслей в голове может быть инспирирован как давно произошедшими событиями, так и предыдущей встречей.

Дальше происходит достаточно типичный сценарий: «заряженные» коллеги начинают встречу, бурно что-то обсуждают, пока в какой-то момент не замечают, что вы «не здесь». И тогда реакции могут разнится от «что у тебя случилось?» до «тебе просто плевать на важные вещи, которые мы тут обсуждаем!». Зависеть это будет от общего уровня культуры и отношений в вашей команде.

И конечно на вас накатывает раздражение от происходящего, потому что в данный момент вы действительно не можете выдать «себя настоящего» и команда не получает от вас ту ценность, которую могла бы получить.

Есть одна методика, занимающая от трех до пяти минут, которая помогает выровнять ожидания и сделать встречу более продуктивной для всех участников. Она называется check-in (дальше по тексту будем русифицировать этот термин — чекин). В свое время я подсмотрел эту практику у ребят из holacracy.org и питерского Института Коучинга, и смог применить для нескольких форматов регулярных встреч в нашем банке. В статье я расскажу про теорию и то, как методика ложится на российские реалии.

Что такое чекин


Если максимально упростить, то сама методика сводится к одному простому вопросу, на который должен ответить каждый участник встречи в присутствии остальных: «Как у тебя дела, что тебя беспокоит» (альтернатива: «Есть ли что-то отвлекающее тебя, о чем должны знать остальные участники встречи»)?


Ответ на этот вопрос абсолютно не обязательно должен лежать в бизнес-контексте. Одним из искренних ответов может быть что-то вроде: «Я не выспался и на самом деле не совсем настроен на эту встречу». Дальше происходит интересное: человек раскрылся перед остальными, показал свою уязвимость, и задача коллег — поддержать, показать (кивком, улыбкой, и т. п.), что «мы тебя понимаем, и что это нормально». И с этого момента все в комнате будут понимать, что если не выспавшийся коллега на минуту отвлекся, то в этом, скорее всего, нет эмоции вроде «мне совершенно неинтересно с вами», это связано с банальным недосыпом. И принять подобное всем становится гораздо проще, т.к. каждый испытывал подобные ощущения хотя бы раз в жизни.

Смысл методики в том, чтобы в начале каждой встречи пройти круг ответов на данный вопрос. Иными словами, каждый участник встречи должен что-то ответить. Здесь важно понимать, что методика не подразумевает выдавливание из себя глубинных проблем и моральных терзаний. Всё отдано на откуп отвечающему и подчинено культуре команды и общему уровню доверия в коллективе.

По статистике, чекин в «здоровой» команде занимает от трех до семи минут. Не так много, чтобы сделать встречу более продуктивной.

Важным аспектом является фасилитация этого процесса. Кто-то из участников встречи берет не себя роль курирования происходящего. Важно, чтобы каждому дали высказаться, не перебивали, не осуждали, не дразнили. Ни у кого не будет желания сказать, что у него на уме, если в предыдущую встречу он получил ворох колкостей от коллег. Важно сохранять доверие и уважение к каждой мысли, которая была высказана.

Также важно сразу договориться о том, что чекин — не разовое мероприятие. Только сделав это регулярной и обязательной практикой, можно добиться нужного эффекта и создать доверие на встречах. И нужно понимать, что это, временами, будет проходить очень сложно.

В чем же ценность этой методики?


При правильном применении вы сможете фокусировать каждого участника встречи и на объекте обсуждения, и друг на друге. А главное — встречи проходят быстрее, решения принимаются чаще.

Есть много классных примеров, как чекин помогает снимать фильтры восприятия, но мне нравится этот, описанный в статье Кристин Коббл:

«Однажды я проводила двухдневных тренинг для команды управленцев. На второй день тренинга один из участников (большой босс, который совсем не любил выглядеть уязвимым) решил не говорить на чекине, что он проснулся в 3 часа утра от зубной боли. Его сжатая челюсть, искаженные мышцы лица и резкая речь были истолкованы коллегами следующим образом: «Он недоволен этим разговором. Он злится». Если бы он потратил минуту на упоминание этого факта на чекине, то его коллегам и руководителю было бы гораздо проще понять и принять его поведение»

Как мы используем чекин в Райффайзенбанке


Как уже было сказано, эту методику мы подсмотрели у пары компаний в России и за рубежом. И в какой-то момент стали пробовать

В моем случае речь идет о двух командах:

  1. Я и мои подчиненные
  2. Я, коллеги и наш общий босс

В этих форматах мы за последние пару лет научились проводить чекин. Сразу скажу: я ни разу не слышал, чтобы чекин работал во временных командах. Всё-таки должно быть что-то, достаточно долго объединяющее людей, чтобы родилось доверие.


Какие могут быть сложности:

  1. Разговорить интровертов. Очень тяжело интровертам выдавить из себя что-то кроме «всё ок/я с вами/готов». Нужно время и поддержка всей команды, чтобы они заговорили. И главное не передавить, а то вы получите обратный эффект
  2. Делать, не смотря ни на что. Сколько раз было, когда мы забегаем в комнату, чтобы начать встречу, и кто-то говорит: «так, ну его этот чекин, тут тема горящая, вроде у всех всё ок?». Крайне важно собраться в этот момент и потратить 3-5 минут на чекин. И это правда тяжело, но со временем ценность чекина перевешивает срочность вопросов
  3. Фасилитация. Правда, нужен кто-то (особенно поначалу), кто будет следить за процессом, не давать коллегам влезать с комментариями, подколами и всем прочим. Со временем потребность в этой роли уйдет, но в начале это важно

Как нам это помогает?

  1. Мы научились обращать внимание на состояние коллег и стараемся поддерживать друг друга во время встречи.
  2. Из-за п.1 многие решения стали принимать быстрее. Простой пример: если в начале чекина коллега, от которого зависит важный вопрос, говорит, что он не спал всю ночь из-за ребенка и с нами сейчас находится процентов на пять, то мы просто не тратим время на обсуждение и убеждение, а в следующий раз принимаем решение максимально быстро.
  3. Доверие между коллегами выросло на глазах. Чекин помогает стать чуть человечнее. Показать себя не как функцию/начальника/коллегу, а как человека. И отсюда рождается доверие.

Для нас эта методика оказалась подходящей и очень полезной. Будет ли она полезна вам — зависит от вашего контекста и культуры в вашей компании. Мне будет интересно узнать, а есть ли у кого-то другие методы повышения качества проводимых встреч?

Комментарии (48)


  1. JC_IIB
    03.05.2018 12:27
    +5

    Добавлю из личного опыта.
    Чекин это обычно одна-две фразы от участников, чему там занимать 5 минут — непонятно.

    И нужно понимать, что это, временами, будет проходить очень сложно.


    Не будет. Не обязательно рассказывать всем о своих мыслях, достаточно просто сказать «чекин».

    Фасилитации подвергается весь процесс совещания, выстроенного по правилам холакратии. Вообще, холакратические совещания — это очень эффективная штука, как Tactical, так и Governance. Tactical мне субъективно нравится больше.

    Существует еще и чекаут.

    p.s. статья для Geektimes.


  1. VMichael
    03.05.2018 12:46
    +5

    Наверное это работает в команде единомышленников нацеленных на результат.
    А вот подставляться так там, где идет корпоративная грызня, неудачная стратегия, на мой взгляд.


    1. bondbig
      04.05.2018 18:07

      Зачем работать там, где грызня? Нервы дороже


      1. VMichael
        04.05.2018 21:19
        +2

        Начиная с какого то уровня, всегда грызня. Желающих много порулить и получать много плюшек.


        1. bondbig
          05.05.2018 01:23

          Это неправда


          1. VMichael
            05.05.2018 15:45

            Рад за вас, если в вашей организации это не так.


  1. opanas
    03.05.2018 13:26
    +2

    Интересный подход, нужно будет попробовать. Наспех нашел английскую статью, может кому интересно.
    Чем-то похоже на small-talk, когда встреча начинается отвлеченными разговорами о погоде, а в итоге люди более расположены к конструктивному диалогу.


  1. altrus
    03.05.2018 15:46
    -11

    После этой статьи идти в Райффазен банк абсолютно не хочется. Даже если будут предлагать бесплатные деньги.

    И вообще их надо Роскомнадзором заблокировать за всю эту забугорную бизнес-похабщину а-ля Дэйл Карнеги.


    1. altrus
      03.05.2018 16:49
      -8

      О, банкиры, спасибо, карму сразу на 5 уронили. Это ваш доброжелательный необидчивый чекин, как я понимаю?

      Беспонтовая статья, медовые комментарии и 6к просмотров за два часа. Кому пыль в глаза пускаем-то? Отмываем рекламный бюджет?


      1. bzq
        03.05.2018 17:16
        +4

        Не банкир, но минус поставил. Методика может и наивная, но от Вашего комментария толку вообще никакого, один вред. Если Вы против — аргументируйте, а не поливайте грязью.


        1. altrus
          03.05.2018 17:27
          -3

          Что именно аргументировать? Что лицемерные натянутые чекины и тренинги с попыткой всем корпоративом залезть в душу это плохо? Что это пустая ложь аргументировать? Если кому-то из коллег ты действительно важен и интересен он без всяких чекинов будет знать как ты, и что тебя нужно поддержать.

          Любое насилие это плохо, а здесь оно и есть. Человек не хочет в этой клоунаде участвовать, а его заставляют- корпоративная этика. Иначе всякое может быть в наше суровое время. Если человек в дружный коллектив не вливается.

          И о какой грязи вы тут говорите? Накрутка посещений — грязь? Отмыв рекламного бюджета всякой ерундой — грязь? Хваление себя в комментах — грязь? Да, грязь. Однозначно. А говорить об этом — не грязь.


          1. pudovMaxim
            03.05.2018 22:19

            Если Вы против лицемерия, то можно быть честным и каждый чекин жаловаться на свое отвращение к процедуре. И реакция коллег зависит от качества коллектива, если всё в порядке, то найдут способ как-то Вас ободрить.


            1. altrus
              04.05.2018 02:50

              О да, конечно. И понимать, что через некоторое время ты станешь в глазах коллег нытиком-изгоем. А так как любая современная желающая быть успешной компания всегда стремится окружить рабочую атмосферу лицемерным позитивом (для того и нужны все эти чекины и прочая хрень), тебе скоро дадут понять, что ты в нее не вписываешься.

              После этого анализа подбив все риски выходишь на чекин, растягиваешь рот до ушей и весело пищишь, как у тебя все в этой жизни хорошо.


              1. pudovMaxim
                04.05.2018 09:44

                Если вся команда поддерживает формат чекина, а Вы нет, то Вы изгой в команде.
                Если есть коллеги не очень довольные чекинами, но они понимают что это некоторая их обязанность, а Вы ноете что всё плохо и не нравится, то Вы нытик.
                Если Вы не говорите, что Вам не нравится, а натягиваете улыбку, то Вы лицемер.

                И тут вопрос — а на своем ли Вы месте? Если почему-то всех в коллективе устраивают чекины, а одного нет, то возможно он просто заблудился и попал не туда. И от такой личности лучше избавиться, т.к. скорее всего человек будет действовать против всего коллектива, что опасно.

                Но я говорю не о культах карго, а о нормальных практиках, когда чекин — это проверка состояния человека, а не кустарный групповой психоанализ.


                1. Druu
                  04.05.2018 11:10
                  +2

                  Если есть коллеги не очень довольные чекинами, но они понимают что это некоторая их обязанность, а Вы ноете что всё плохо и не нравится, то Вы нытик.

                  Но, погодите, ведь человек не сам ноет. Его в данном случае заставляют силой.


                  1. pudovMaxim
                    04.05.2018 11:40

                    Ну да, заставляют. Еще на работе «заставляют» быть работником :)

                    Нытик — в моем понимании, это тот кто постоянно говорит что всё плохо, но делать ничего не делает. Даже если его заставили силой ныть. Есть же варианты — можно один раз конструктивно поднять эту тему и обсудить на совещании свое недовольство и решение проблемы, устраивающее всех. А можно уволиться.


                    1. Druu
                      04.05.2018 12:23

                      Нытик — в моем понимании, это тот кто постоянно говорит что всё плохо, но делать ничего не делает.

                      Подождите, еще раз. Человек сам бы не ныл, а спокойно работал и все. Но вы его заставляете ныть на своих чекинах. Он же не имеет права просто на них не пойти, так? Вы же сами сказали: "можно быть честным и каждый чекин жаловаться на свое отвращение к процедуре" — ну то есть ныть. Какие еще варианты? Врать?


                      1. pudovMaxim
                        04.05.2018 14:53

                        И Вы подождите :)
                        Человек «спокойно работает», значит выполняет все возложенные на него трудовые обязательства. А это — пилить фичи, чинить баги, писать тесты, участвовать в собраниях. И как в коде сотрудник обязан придерживаться CodeStyle, так и на собраниях есть свои правила.

                        Да, получается я посоветовал ныть. Возможно подставил человека. НО. Если на нытика не обратили в первый раз внимание и никак не решили его проблему, то наверное что-то не то в компании. И после недельки постоянного нытья результата 2, либо поменяется формат встреч, либо уволят сотрудника :)


                        1. Druu
                          05.05.2018 02:30
                          +2

                          > Человек «спокойно работает», значит выполняет все возложенные на него трудовые обязательства.

                          Именно так.

                          > Да, получается я посоветовал ныть.

                          Именно так.

                          Смотрите. Любой человек абсолютно всегда будет чем-то недоволен. Это аксиома. Невозможна такая ситуация, когда человек доволен абсолютно всем.
                          И по-этому на чекине есть два варианта:
                          1. ныть (то есть честно говорить, что недоволен).
                          2. врать.
                          Вот и весь сказ.

                          > Если на нытика не обратили в первый раз внимание и никак не решили его проблему, то наверное что-то не то в компании. И после недельки постоянного нытья результата 2, либо поменяется формат встреч, либо уволят сотрудника

                          Для этого чекины никакие не нужны. Понимаете в чем дело, проблема ведь не в том что люди молчат, проблема в том, что окружающим плевать. Если коллективу плевать на ваши проблемы — то коллективу плевать. Чекины не сделают так, что коллектив плевать перестанет. Вам (если проблемы есть) наоборот станет _хуже_ — т.к. вы будете обозначать проблемы, и видеть в ответ лицемерие.
                          С другой стороны, если коллективу не плевать — то все будет в порядке и без чекинов. Вот в чем штука-то.


                1. altrus
                  04.05.2018 11:12

                  Ваша логика тоже верна — в такой команде, думаю, этот «изгой» сам не захочет работать.

                  Просто получается что вы (и начальство) ставите во главу угла не профессиональные качества работник, а его способность растягивать когда надо рот в улыбке, если ему это не хочется, а хочется спокойно работать.


                  1. pudovMaxim
                    04.05.2018 11:31

                    «изгой» сам не захочет работать.

                    Да, я как раз об этом.

                    профессиональные качества работник

                    А тут тонкая грань и нужен хороший руководитель. Он должен оценить пользу от человека, пользу от чекинов, сравнить, найти оптимальное решение. Возможно он поговорит с сотрудником и договориться, чтобы отвечал односложно на чекинах, и на него не будут давить. А возможно начальник примет решение избавиться от сотрудника, т.к. он постоянно в своих мыслях, по работе косячит, и обсуждать не хочет.


                    1. altrus
                      04.05.2018 11:42

                      Возможно он поговорит с сотрудником и договориться, чтобы отвечал односложно на чекинах, и на него не будут давить.

                      «Бог есть Истина, а Сатана отец лжи»

                      Есть люди которые нутром своим не приемлют никакого лицемерия. А для него это будет лицемерие. И насилие. Потому что оно само по себе насилие, по сути своей. Психическое опускание и подчинение в сектах, армии или тюрьме начинается именно с таких уступок.

                      С людьми/сотрудниками надо общаться по-людски, а не по манюалу «Института Коучинга».


                    1. Druu
                      04.05.2018 12:28

                      Возможно он поговорит с сотрудником и договориться, чтобы отвечал односложно на чекинах

                      Классическая ошибка — сперва проблемы создать, а потом начать героически их преодолевать. Может, лучше просто не создавать проблемы и не делать ненужных чекинов? Зачем они вообще?


                      1. altrus
                        04.05.2018 12:43

                        Зачем они вообще?

                        Психически и социально подчинить волю человека


      1. Fen1kz
        03.05.2018 17:52
        +3

        Несмотря на то, что я не согласен со статьей чуть более чем полностью, поставил вам минус за расхожее мнение, что блокировка и ограничение доступа к «вредной, плохой» информации сделает ситуацию лучше.

        Нет, даже если чуваки гонят бизнес-похабщину, их не стоит блокировать. Если это шутка — это не смешно, более того — вредно, ведь вы укрепляете в головах людей мысль о цензуре как о допустимом явлении. Нет, ваш комментарий не стоит удалять (см. выше), но выразить свой негатив и заминусть вас я считаю правильным.


    1. mafia8
      04.05.2018 12:58

      Что тут могло не понравиться? Они спрашивают «как дела, что тебя отвлекает?», но им это не интересно, они не собираются помогать в решении проблем. Однажды встретил знакомого, шли навстречу друг другу, он сказал «привет, как дела?» и продолжил идти дальше. Так и тут.

      — Им так интересно, как у меня дела?
      — Нет, не интересно.
      — Почему тогда спрашивают?
      — Просто так.
      (с) Брат 2.

      Лучше бы каждый говорил что-то вроде «я отложил свои дела на потом и буду сейчас заниматься работой». И чтобы можно было промолчать.


  1. altrus
    03.05.2018 18:02
    -4

    Вы всерьез восприняли фразу о блокировке банка РКН-ом? Что я на это как-то влияю?
    Мда-а…
    Спокойной ночи.


    1. sasha1024
      04.05.2018 09:30

      Нет. Но после Вашего (первого) комментария сложилось впечатление, что Вы воспринимаете Роскомнадзор, как что-то хорошее (реального защитника), а «забугорную бизнес-похабщину а-ля Дэйл Карнеги» — как что-то однозначно плохое.


  1. AstorS1
    03.05.2018 21:51

    Практика позитивная, мне это напомнило рапорта на предприятиях с длительной историей работы и сложившейся корпоративной культурой, на которых кратко и ёмко информируют коллег и руководство о задачах, достижениях и трудностях за период.


  1. Maccimo
    03.05.2018 23:21

    В свое время я подсмотрел эту практику у ребят из holacracy.org и питерского Института Коучинга

    Какой сложный путь к просветлению!
    В любом американском фильме, содержащем сцены из клуба анонимных алкоголиков, вам покажут эту гениальную методологию в действии.


    1. altrus
      04.05.2018 04:27

      В структуре американского английского языка всё это уже заложено:
      — How are you?
      — How are you!
      И разошлись дальше по своим делам.


      1. sasha1024
        04.05.2018 09:41

        Эээ, так в случае «How are you?» как раз, AFAIK, считается невежливым распространяться о своих проблемах; по крайней мере, меня в детстве, когда изначально серьёзно отвечал на «How are you?», так учили; ожидается лишь оптимистический короткий ответ а-ля «I'm fine», как я понимаю.

        А тут — наоборот — минутка короткого нытья о своих проблемах. Человек получает явную индульгенцию признаться в негативе (причём в вещах, которые, возможно, объективно незначительны, но эмоционально его сейчас беспокоят — т.е. раздуть из мухи слона). Так что если это как-то и связано с «How are you?», то это скорее, наоборот, компенсация за «How are you?» (за пропагандируемый в остальный аспектах жизни перекос в сторону оптимизма).


        1. altrus
          04.05.2018 11:20

          На «how are you» вполне естественно что-то и рассказать о делах, если это действительно уместно по контексту — в американских фильмах это случается. С незнакомыми или на работе, конечно, более формальные и деловые отношения, и там распространяться мало смысла.

          Я имел ввиду что эта, грубо говоря, лицемерная диссонансная составляющая общения, еще в более извращенных формах выливающаяся во всяких коучингах — действительно обезьяних карго-культах, — заложена в самом языке, в приветственной конструкции «how are you». Которую надо сказать, но смысл которой никого не интересует. В «Брат-2» это обыгрывалось.


  1. lxsmkv
    04.05.2018 03:10

    Стилистика текста смахивает на перевод.


    1. altrus
      04.05.2018 04:10

      А стилистика исконно русских гиппопотамов, ленивцев и негров с потрясающими по смыслу надписями ни на что не смахивает?


  1. altrus
    04.05.2018 04:45

    Только сейчас заметил, что автор статьи учился или стажировался в питерском Институте Коучинга. Бизнес-секты. Вспомнилось — Настя Рыбка со своим гуру тоже коучингом на жизнь зарабатывали.

    – Эти конторы как раз нацелены на захват бизнеса, имущества учеников, – продолжает Вершинин. – Часто они вербуют кадровиков, работодателей, и потом весь персонал строем идет на культовые занятия. Есть и еще одна опасная технология – лайфспринг. Это тренинги личностного роста, но они теперь работают и в сегменте бизнес-образования. На подобные курсы, кстати, загоняли сотрудников «Миракс-групп» Полонского.

    Лайфспринг давно запрещен на Западе, но в России по нему работают десятки организаций. Этим летом в Питере 30-летняя ученица такой конторы бросилась под поезд, потому что не смогла найти денег на очередной этап тренинга. Изначально пошла на бизнес-курсы, чтобы помочь мужу открыть ресторан.

    – Моей подруге, чтобы оправиться от коучинга по лайфспрингу, понадобилось 1,5 года с психологом, – рассказывает петербурженка Оксана Федоренко. – На первом этапе вас воодушевляют. На втором прессуют, подавляют волю, это называется трансформацией. А на третьем целью вашей жизни становится вовлечение новых адептов.

    А начинается всё с «чекинов».


  1. Fen1kz
    04.05.2018 07:31

    Меня тут недавно поймали на переменной в замыкании — codepen.io/Fen1kz/pen/KRvNYP

    И ещё на утечке памяти при обработке асинхронных месседжей с вебсокетов. Так что я бы ещё в статью добавил какую-нибудь хитропридуманную задачу про утечки памяти.


    1. sasha1024
      04.05.2018 09:50

      Это, случайно, не сюда?


      1. Fen1kz
        04.05.2018 10:19

        Угу, я написал в поддержку просьбу удалить =(


        1. Zettabyte
          04.05.2018 14:12
          +1

          А по-моему, вы чуть ли не первый в комментариях, кто фактически зачекинился — рассказали о той зубной боли, которая привела вас на Хабр аж в 7:30 утра.

          От себя скажу, что это нормально, со всеми бывает, так что ничего страшного :)


          1. altrus
            04.05.2018 14:56

            За МКАДом есть другие города и другие часовые пояса


  1. 4eyes
    04.05.2018 14:43

    Уже вижу это:
    * у меня такое чувство, что девушка собирается уйти, сказала — не любит
    * мне муж изменил
    * я не могу забеременеть 7й месяц
    * с конца капает…
    * а у меня гормоны и эрекция
    * вам-то хорошо, у вас гормоны…
    * е-если друг оказался вдруг…
    * я не хочу об этом говорить, совру что не выспался
    * я не хочу об этом говорить и заявлю это публично

    При этом треть команды не хочет делать свои проблемы достоянием общественности но делает, и чувствует себя некомфортно. Треть не хочет, и не делает, находясь в напряжении из-за лжи, треть радостно жалуется и честно говоря, уже задолбала, и так сегодня настроения нет. А еще один чудак публично отказывается чекиниться.

    Отличное начало плодотворного совещания.


  1. Cront
    04.05.2018 17:00

    В Раффайзенбанке попробовали внедрить small-talk, только в отличие от оригинла с каким-то отвратительным желанием залезть коллегам в душу. Отличная контора, так прямо захотелось у вас поработать сразу…


  1. knstqq
    04.05.2018 17:56

    По статистике, чекин в «здоровой» команде занимает от трех до семи минут. Не так много, чтобы сделать встречу более продуктивной.

    Да большинство встреч хорошо бы провести за 10-20 минут в режиме максимальной эффективности. Это получается, +30% времени к каждой встрече? Или вы говорите о ситуации, когда нужно каждому сотруднику придти на 5 часовых митингов составом 20+ человек?


  1. lotse8
    04.05.2018 19:22
    +3

    Что-то эти чекины саентологов мне напоминают, или еще что пораньше: «в глаза мне смотри! на вопрос отвечай!» :-))))
    На любителя, конечно, и на тип характера — одни склонны все первому встречному вываливать, а другие все носят в себе как в сейфе. И не всегда последние плохие специалисты, бывает и наоборот.