В ночь с понедельника на вторник запланирован первый пуск финальной версии ракеты Falcon 9 — Block 5. 4 мая первая ступень успешно прошла прожиг на стартовой площадке LC39A. В этой версии, как ожидается, первая ступень сможет использоваться повторно как минимум десять раз. Почему-то SpaceX еще не выпустила полный список изменений в наглядной форме, поэтому его пришлось составлять энтузиастам из разрозненных заявлений представителей компании.


Прожиг первой ступени Falcon 9 Block 5, фото nasaspaceflight.com

Ступень 1046


Внутренний номер SpaceX для первой ступени Block 5 — 1046. В феврале она отправилась в МакГрегор на испытания.


Ступень на испытаниях в МакГрегоре, фото ScaryDare/Nasaspaceflight.com

На фото видна новая черная окраска переходного отсека наверху, но, например, посадочные опоры еще не установлены. 11-13 марта двигатели ступени включали на очень короткое время, зато 15 марта они отработали полный цикл работы реального полета. Затем ступень отправили на сборку в монтажно-испытательный комплекс стартовой площадки LC-39A. В гораздо более высокой степени готовности мы смогли увидеть ее совсем недавно, при вывозе для прожига на стартовой площадке.


Транспортировка ступени на старт, фото SpaceX

Здесь уже видны новые опоры, которые также поменяли цвет. Вечером 4 мая ступень успешно прошла прожиг.



Возможные изменения


Поскольку SpaceX все еще не выпустили официальный список изменений, энтузиасты космонавтики с Reddit собрали свой по анализу фотографий, новостям и заявлениям различных официальных лиц.

Титановые аэродинамические рули



Алюминиевые рули пришлось покрывать теплозащитой, и все равно они повреждались при входе в плотные слои атмосферы (на фото слева). Новые титановые рули уже были испытаны в 2017 году и показали себя гораздо более выносливыми. Также немного увеличили их площадь, что должно улучшить управляемость.

Новые посадочные опоры



В прошлых версиях опоры приходилось снимать после посадки, и это было неудобно. Теперь они будут складываться, облегчая подготовку к повторному старту. Изменение цвета может означать изменение материала, из которого они сделаны.

Пригодность для пилотируемых полетов

К ракетам, на которых летают люди, предъявляются более высокие требования безопасности. NASA потребовало 7 успешных полетов Falcon 9 в «замороженной» конфигурации без новых изменений. Иногда за это решение агентство критикуют, мол, в 80-х само NASA запустило шаттл в первый полет сразу с экипажем, но, учитывая любовь SpaceX к постоянному внедрению новых улучшений, наработка статистики лишней не будет, а учитывая темпы пусков SpaceX, и времени много не займет.

Изменение конструкции турбонасосов

В турбонасосах двигателей Merlin появлялись микротрещины. SpaceX не считала это достойной внимания опасностью, но, по требованию NASA, оказалась вынуждена исправлять проблему.

Установка теплозащиты

Для того, чтобы ступень могла экономить топливо, входя в атмосферу на более высокой скорости, и меньше страдала от тепловых нагрузок, краску заменили на полноценную теплозащиту.

Усиление теплозащиты хвостового отсека

В районе двигателей уже есть теплозащита, ее собираются усилить.

Замена способа крепления силового элемента хвостового отсека



Двигатели Falcon 9 установлены на раме Octaweb. В прошлых версиях она крепилась на ракету сваркой, теперь будет устанавливаться на болтах, чтобы облегчить межполетное обслуживание. Это же должно упростить переоборудование первой ступени Falcon 9 в боковой блок Falcon Heavy.

Возможная замена материала переходного отсека

То, что переходный отсек (в нем расположен двигатель второй ступени) из белого стал черным, может означать, что его материлал заменили на некрашеный карбон.

Новая версия обтекателя

Новый обтекатель будет чуть больше и доработанным под спасение и повторное использование.

Новые баки наддува

Историю с аварией 2016 года, когда при подготовке к старту взорвался бак наддува второй ступени и был потерян спутник Amos-6, в SpaceX помнят и внедряют все новые улучшения, чтобы эта проблема не повторилась.

Более мощные двигатели

Версия двигателей Merlin по-прежнему называется -1D, но пишут, что их тяга вырастет еще примерно на 10%.

Прочие мелкие изменения

По слухам, в конструкции ракеты для многоразового использования меняются клапаны. Также изменения ожидаются в системе управления — первая ступень сможет садиться с меньшим запасом топлива, что позволит не терять ее при выведении более тяжелых полезных нагрузок.

Полезная нагрузка и дата пуска




В предстоящем пуске Falcon 9 Block 5 должен вывести первый геостационарный телекоммуникационный спутник Бангладеш Bangabandhu-1. Он достаточно легкий, всего 3500 кг, и у первой ступени останется топливо для посадки на баржу. Стартовое окно открывается в 20:00 МСК 7 мая и закроется в 1:25 МСК 8 мая.
UPD: По слухам из-за погодных условий старт уже успели перенести на четверг.

Процент реализации


Обещания SpaceX о возможностях Falcon 9 Block 5 крайне амбициозны — в прошлые годы говорилось о возможности повторного запуска в течение 24 часов, а недавно появилась информация о том, что первую ступень можно будет 10 раз запускать только заправляя, без серьезной переборки, а общий ресурс ступени собираются довести до 100 пусков. Так что будет интересно наблюдать, насколько у SpaceX получится реализовать эти планы.

Комментарии (106)


  1. LelouchVee
    07.05.2018 07:50

    >первую ступень можно будет 10 раз запускать только заправляя, без серьезной переборки, а общий ресурс ступени собираются довести до 100 пусков
    Перефразируя: один перезапуск без обслуживания; 10 с обслуживанием.
    К уже ставшему мемом Elontime-у впору добавлять Eloncount.


    1. EmDrive
      07.05.2018 08:17
      +1

      Самолеты же не перебирают после каждого полёта даже если это сверхзвуковые истребители, так что не вижу повода для пессимизма. Также можно вспомнить положительный опыт эксплуатации ракетоплана X-15.


      1. AlexSpirit
        07.05.2018 10:13

        В результате этого «положительного опыта эксплуатации» погиб Майкл Джеймс Адамс, попав на X-15 в сверхзвуковой штопор.
        Но машина исключительная по своим ТТХ, спору нет.


        1. voyager-1
          07.05.2018 13:26
          +1

          Есть куча самолётов при испытаниях которых погибло людей больше. И на 3 самолёта X-15 было 200 вылётов и только одна катастрофа — для тех времён не такой уж плохой показатель для экспериментального самолёта.


        1. Astroscope
          07.05.2018 19:40

          Я плохо знаю эту историю, кроме нескольких условно-общеизвестных строчек в википедии, поэтому стесняюсь спросить: катастрофа случилась из-за недостаточного обслуживания как такового, когда недозаменили что-то изношенное или незаметили неисправное, либо причина была в отказе, несчастном случае или чем-либо еще, не связанном с тем, что летательный аппарат был недостаточно тщательно обслужен? Официальная версия, согласно той же википедии: «The accident board found that the cockpit instrumentation had been functioning properly, and concluded that Adams had lost control of the X-15 as a result of a combination of distraction, misinterpretation of his instrumentation display, and possible vertigo. The electrical disturbance early in the flight degraded the overall effectiveness of the aircraft's control system and further added to pilot workload.» Это непохоже на проблемы с обслуживанием, но возможно я слишком многого не знаю.


      1. nickName0
        09.05.2018 12:54

        Самолеты же не перебирают после каждого полёта
        — Но и у них есть понятие ресурса (в целом — разного, для разных компонентов).


  1. wiha
    07.05.2018 07:57

    "То, что переходный отсек (в нем расположен двигатель второй ступени) из белого стал черным, может означать, что его материлал заменили на некрашеный поликарбонат." некрашенный поликарбонат прозрачен, да и врятли там применен. Композит на основе углеволокна (карбон) — возможно.


    1. EmDrive
      07.05.2018 08:11

      Ноги и переходный отсек сделаны из алюминий-углепластикого композита. Начиная с блок 5 их стали покрывать жаростойким материалом под названием «пирон». Об свойствах этих материалов смогут сказать только профильные эксперты, т.к. это трудно нагуглить даже в англоязычном интернете.


      1. mirwide
        07.05.2018 09:25

        Pyron® is a registered tradename for oxidized polyacrylonitrile fibers produced by Zoltek. PAN fiber is processed through a high temperature oven to stabilize its molecular structure.


        Полиакрилонитрил по-русски, есть в Википедии.


        1. mirwide
          07.05.2018 09:39

          … углеволокно полученое пиролизом
          полиакрилонитрильного волокна.


          1. nickName0
            09.05.2018 13:04

            Пиролиз — это термическое разложение.
            Как пример: получение бензиновых фракций из мазута (пример из нефтехимии).
            Так что точно речь не о пиролизе (в оригинальном смысле этого термина).
            Но, наверняка, после прохождения термической обработки, в результате которой имеет место и пиролиз.

            Да, приведённый англоязычный вариант сделанное предположение подтверждает.


    1. lozga Автор
      07.05.2018 09:07

      Да, там композит, я неправильно материал перевел


      1. NetBUG
        07.05.2018 17:07
        +1

        Угу, а то поликарбонат при 260 градусах уже активно окисляется, и к тому же очень страдает от ультрафиолета.


  1. saag
    07.05.2018 08:25

    Маск собирался перейти на метановый двигатель, сажа в нем в камере сгорания не накапливалась и из-за этого межполетное обслуживание проще, интересно есть в этом деле подвижки?


    1. BlackMokona
      07.05.2018 08:57

      Маск говорит, что дело с BFR идёт лучше ожидаймого, вторая ступень BFR должна начать испытательные суб орбитальные прыжки в следующем году.


      1. burzooom
        09.05.2018 09:58

        Прыжки… эх, еще немного и этот термин в космонавтике синхронизируется с термином из научной фантастики. И прыжок будет не какой то суборбитальный, а гипер\варп итд


    1. lozga Автор
      07.05.2018 09:11

      Метановые двигатели собираются ставить на BFR. Официально объявлено, что инженеры с Falcon 9 переключились на пилотируемый Dragon и BFR, но, с другой стороны, собираются спасать обтекатели, а Маск пишет про тормозной парашют второй ступени.


      1. Mike_soft
        07.05.2018 09:56

        а что получается у них с ловлей обтекателя? вроде фотография была, обтекатель (половинка) спускающийся на парафойле. (вроде с запуска TESS) Но официальных заявлений я не помню.


        1. lozga Автор
          07.05.2018 10:14

          Приводнился, были фото уже побитого волнами, очевидно, эксперименты продолжаются.


          1. voyager-1
            07.05.2018 13:32

            Фразы «побитый волнами» и «без видимых повреждений» (no apparent damage) как-то сильно по значению отличаются.


            1. lozga Автор
              07.05.2018 14:23

              Я видел фото после перегрузки с корабля, там он гораздо более сильно поврежден

              image


              1. EmDrive
                07.05.2018 14:44
                +1

                Это фото другого обтекателя, в первый раз успели выловить сразу после приземления, а здесь нехило помяло волнами в неспокойном океане.


              1. Jamim
                07.05.2018 15:56

                Думаю, Вам будет интересно следующее видео:
                SpaceX — Fairing Final Journey — TESS 04-25-2018


                1. tmg
                  07.05.2018 22:16

                  надо это видео показывать в след раз всем, кто «Почему не садить ракету на парашютах», «А пусть ракета садится на воду и там надуваются понтоны»


                1. Aplgt
                  08.05.2018 10:11

                  Только Mr. Steven у них припаркован на западном побережье и ловит обтекатели после запусков с Ванденберга, а TESS улетал с восточного. Выше фото из инстаграмма Маска с прилично сохранившимся обтекателем — после запуска PAZ с Ванденберга.

                  Возможно, по состоянию обтекателя после миссии TESS пока не стоит судить о прогрессе. Особенности миссии и космодрома могут играть существенную роль. Я вполне допускаю, что на восточном побережье пока не стоит цели полностью спасти обтекатель (в отличие от западного, где есть корабль-ловушка).


                  1. lingvo
                    08.05.2018 17:24

                    Так сколько у SpaceX кораблей ловушек? Получается нужно 4-е — по два у каждого побережья? А в наличии только один?


                    1. striver
                      08.05.2018 17:37

                      На сколько я понял, они еще ни разу не словили, но возвращали с переменным успехом, то есть повезет или нет, разобьют волны или же во время посадки. Более того, я слышал тему о возвращении на парашюте только 1й створки, то есть я так понимаю, они пока что тестируют как лучше будет.


                1. Mike_soft
                  08.05.2018 10:50

                  Спасибо!


        1. SelenIT3
          07.05.2018 12:41

          ЕМНИП, кораблик с «сачком» чуть-чуть не успел, половинка приводнилась метрах в 100 от него. По идее, какие-то выводы сделали, в следующей попытке должны учесть)


          1. Popadanec
            07.05.2018 14:08

            Опытный парашютист может приземлится на 30 см пятачок. Инженеры/программисты Маска опыта наберутся и тоже будут точно сажать/ловить.


  1. lingvo
    07.05.2018 09:56

    Обещания SpaceX о возможностях Falcon 9 Block 5 крайне амбициозны — в прошлые годы говорилось о возможности повторного запуска в течение 24 часов, а недавно появилась информация о том, что первую ступень можно будет 10 раз запускать только заправляя, без серьезной переборки, а общий ресурс ступени собираются довести до 100 пусков.

    По идее, если эти планы реальны, то мы должны уже наблюдать значительное снижение темпов производства новых ступеней Block 5 на заводах SpaceX. Ведь чтобы покрыть все запуски нужно не так уж и много ступеней — я бы сказал, всего штук 5-10, и запускать их по очереди.
    А для FH нужно всего где-то 2-3 центральных ступени. SpaceX нужно построить флот ракет, чтобы стать фирмой, вроде «Авиалинии Антонова», которые имеют флот из нескольких транспортников и возят грузы туда-сюда.

    Есть ли информация по этому поводу?


    1. Mike_soft
      07.05.2018 09:58

      Либо увеличить темп запусков. Возможно, попутно ощутимо снизив стоимость.


      1. lozga Автор
        07.05.2018 10:15

        Снижать стоимость больше, чем «немного ниже конкурентов» банально невыгодно, этого не будут делать.


        1. Mike_soft
          07.05.2018 10:19

          это если «держать рынок таким как есть». а если цель «увеличить рынок» (т.е. грубо говоря, чтоб каждый ВУЗ или небольшой, хм, «стартап» был в состоянии купить вывод своего спутника — то можно и опустить цену… (избитый пример — как Форд со своим конвейером)


          1. lingvo
            07.05.2018 11:10

            Расходы на R&D никуда не денутся, и с разработкой BFR они еще возрастут и их как-то надо отбивать. А рынок космических запусков, я так понимаю, не резиновый — банально на НОО нет такого большого количества туристов и грузов, даже если цены будут в половину меньше. По крайней мере до первых запусков НОО интернет-сети, а это само по себе огромные инвестиции, непосильные стартапам
            Поэтому цены SpaceX вряд-ли резко снизит.


        1. NetBUG
          07.05.2018 17:11
          +2

          С учётом механизма ценообразования я скорее поверю в отдельные «дешёвые» пуски для университетов или исследовательских центров.

          Заметно улучшить ситуацию могло бы появление организации (например, некоммерческой ассоциации), которая бы занималась планированием и помощью в подготовке таких запусков. От помощи при переговорах с операторами ракет, до предоставления документации на требуемые конструкции и наземное тестирование.


        1. lavmax
          07.05.2018 22:22

          Агрессивное снижение цены имеет смысл для выхода на новые рынки. Маск не хочет продавать космос только богатым и военным. Он хочет продавать его всем и каждому. Его цель это сотни, может тысячи пусков в год. А для этого нужна и многоразовость, и сильное снижение цены.


          1. striver
            07.05.2018 22:32

            Тысячи в год пуски… это кто же будет запускать столько? Предложений нет. Вот он и сам своим инэтом себе создает спрос и закрывает предложением в 100 пусков на 1 ракете. Другие земляне, похоже не готовы к таким объемам в обозримом будущем.


            1. lavmax
              07.05.2018 23:36

              Я считаю, что земляне вполне могут насыпать заказов при соответствующей цене. Обозримое будущее покажет )


            1. biomassa
              08.05.2018 06:43

              Если кроме запуска спутников делать межконтинентальные пассажирские рейсы. Тут было видео с BFR на эту тему, то вполне возможно что SpaceX может наладить полеты на самых популярных маршрутах.
              10 мегаполисов навскидку:
              Нью Йорк
              Майами
              Сан Франциско
              Лондон
              Рим
              Шанхай
              Токио
              Сидней
              Кейптаун
              Рио
              Это все портовые города, так что построить плавучий "космодром" (А ля "Of Course I Still Love You") в 5 км от берега не проблема.


              Длинных маршрутов можно штук 30 сделать и если рейс раз в неделю, то это 50*30=1500 рейсов в год. Где-то побольше, где-то поменьше.


              Ну неужели в Майами или Сиднее за неделю не наберется 150 толстосумов на рейс в Токио? Да они еще драться за билеты будут.


              150 человек * 100 кг = 15000 кг = 15 тонн


              • еще 15 тонн на системы жизнеобеспечения
                = 30 тонн (вполне сносно)

              Сейчас 1 рейс = $100М если поставить ракетостроение на конвейер и делать 100 пусков одной ракеты вместо одного можно существенно уменьшить цену. Скажем в 20 раз. 1 рейс = $5М


              $5 000 000 / 150 человек ~= $34 000


              Вполне себе сносная цена.
              В мире масса богатых людей, которые деньги не считают.
              Когда будет выбор:


              1. Тащиться через пол мира 10-18 часов в тесной, гудящей коробке, с какими-то нудными, пафосными му*аками (извините за мой французский) и подыхать от скуки за $5К как последние нищеброды.… или ...
              2. Вечерком за "полчасика" из Нью Йорка смотаться в Токийский ресторанчик покушать местные суши с любовницей, а как стемнеет, за "полчасика" же вернуться домой, приласкать жену :) и уложить детишек в кроватку. Кругосветка и все за каких то несчастных $70К.

              ПС: Все цифры взяты с потолка, так что сильно не пинайте.


              1. striver
                08.05.2018 17:31

                Пока что идет речь о Ф9 блок 5, а не БФР.
                Даже если предположить, что стоимость полета будет 35к на чела… то это всё вилами по воде. Полеты будут не ранее 5-10 лет. 35к — если полный челнок. Есть параллель — Конкорды, там рейсовые полеты были убыточны. То есть, полеты на БФР — это корпоративы… или же Маску нужно слетать в Китай, и ему на хвост будут падать. Даже 2-3 полета на Марс реалистичней, чем тысячи полетов БФР в рамка планеты.
                Сейчас нужно находить клиентов для Ф9… а уже после будут ФБР, которые заменят всё. Более того, можно еще добавить экспресс доставки грузов на дальние расстояния — это более реалистичней, чем перевозка людей.
                Но это тема 5-10 лет. До них дожить еще нужно.


                1. lingvo
                  08.05.2018 22:47

                  Не были полеты на Конкордах убыточными.


                  1. striver
                    08.05.2018 23:00

                    Именно поэтому 15 лет уже никто не летает.


                    1. lingvo
                      09.05.2018 08:20

                      Не летают после последней катастрофы, терактов 11 сентября и повышенного уровня шума. Убыточности в этом списке нет.


                      1. striver
                        09.05.2018 09:42

                        Другие самолеты падают и продолжают летать… Теракт? Серьезно? А как же с другими полетами по несколько тысяч бортов в воздухе одновременно, с 10-ю то Конкордами справились бы. И катастрофа произошла не по причине поломки самолета.


                        1. lingvo
                          09.05.2018 12:15

                          После терактов 11 сентября произошло значительное снижение пассажиропотока для авиаперевозок.
                          По случайности это совпало со временем восстановления полетов Конкордов после катастрофы в Париже, что и привело в конце концов убыточности и закрытию программы. Но до катастрофы 2000 года полеты Конкордов не были убыточными.


                          1. striver
                            09.05.2018 13:13

                            Честно сказать, глубоко не изучал этот вопрос. Но. Вот нашел статистику пассажиропотока между США И Европой, жаль нет ранее 2007-го, но 2007 год — 68 млн, 2017 — почти 85. Есть еще один график, но это общий по миру. Да, в 2001м просел, но посе 2003-го, когда Конкорды перестали летать — поток вырос, при чем значительно и продолжает расти, почти линейно. Что тогда им помешало выкатить свои Конкорды и продолжать летать и зарабатывать бабло? Есть какие-то данные? Для сравнения есть наш «Конкорд» — это еще более плачевная ситуация, ибо плата была огромная. Всё уперлось в деньги. Ибо 2 часа быстрее не стоили тех значительных сумм, что просили перевозчики.


                        1. black_semargl
                          10.05.2018 12:32

                          Не потому что стали бояться терактов, а потому что из-за них время пребывания в аэропорту перед/после посадки увеличилось. Что собственно свело эффект быстрого перелёта к минимуму.


                    1. konst90
                      10.05.2018 12:44

                      Не летают потому, что на смену Конкорду ничего не пришло.
                      Насколько я читал — сама по себе эксплуатация Конкорда выходила прибыльной — но не настолько прибыльной, чтобы возобновить производство Конкордов или проектировать новые машины им на смену. Поэтому уже созданные Конкорды летать продолжали, но когда у них кончился ресурс — заменить их было нечем, и пассажирский сверхзвук кончился.


                      1. striver
                        10.05.2018 13:03

                        Пассажирские самолеты летают чуть ли не полвека. Ресурс закончился — наклепали новые. Но с учетом малой отдачи — не делают. В который раз уже пришли к тому, что всё уперлось просто в бабло.


        1. burzooom
          09.05.2018 10:16

          Рынок цифрофотокамер, 2003 год, ближайшая по доступности зеркалка Canon D60 стоит 2200$ с матрицей 22х15мм. Столько сейчас стоит мощная Canon 5Dm3, которую не все тянут по финансам.
          Олимпус готовит к выходу «экосистему» камер с размером матрицы 18х13мм за те же 2200$, рассчитывая привлечь покупателей фишкой «под цифру нужно проектировать объективы заново. Тут Canon выкатывает 300D — с ценой 1000$ (почти в 2,5 раза ниже рынка) и все той же 22х15 матрицей. В итоге Олимпус сделавший ставку на меньшую матрицу еле выжил. А рынок цифрозеркалок (и объективов) начал стремительно расти


    1. black_semargl
      07.05.2018 11:13

      В связи с объявленными ценами на ФХ (90 млн за запуск с возвратом, 95 без возврата центрального блока) — скорей значительная часть запусков пойдёт по второму варианту.


      1. lingvo
        07.05.2018 11:17

        95 без возврата центрального блока

        Пожалуйста, найдите подтверждение этой цены.


        1. black_semargl
          07.05.2018 13:32
          +1

          1. lingvo
            07.05.2018 13:45

            Don't mix cost and price.


            1. black_semargl
              07.05.2018 15:29

              image


              1. Areso
                08.05.2018 06:46

                Центральный блок оценили в 5 млн, когда боковушки аж в 27,5. Странно.


                1. black_semargl
                  08.05.2018 07:22

                  Просто надо перемножать на вероятность спасения. Если удастся посадить один раз из пяти — то где-то так и получится…
                  Боковушка же в случае спасения расходует ~1/10 стоимости


      1. BlackMokona
        07.05.2018 12:20

        За запуск с полным возвратом 70 миллионов(Три бустера и обтекатель)


    1. slavokhire5
      07.05.2018 11:40

      по поводу флота — НАСА затребовало минимум 8 полетов НОВЫХ ступеней блока5, для получения разрешения использовать этот блок в пилотируемых полетах. Итого около 10 штук спейсы обязаны сделать.


      1. lingvo
        07.05.2018 12:17

        по поводу флота — НАСА затребовало минимум 8 полетов НОВЫХ ступеней блока5, для получения разрешения использовать этот блок в пилотируемых полетах. Итого около 10 штук спейсы обязаны сделать.

        Ну вроде 6-ой (SN 1051) уже собирают. Он будет использоваться для Demo-1 — полета к МКС без экипажа.


  1. byria
    07.05.2018 10:24

    Не припомню такого энтузиазма по отношению к нашим ракетам. И к такому вниманию к нововведениям и обсуждению после появления на арене Элона. А жаль! То ли это открытость информации и подогревание со стороны команды Элона к проекту, то ли закрытость и скупость на «утечки» наших КБ для «фанатов»… Но результат на лицо — объем информации и внимания. В сотни раз различается.


    1. Mike_soft
      07.05.2018 10:33

      так и результат отличается.


    1. alexk24
      07.05.2018 10:51

      Во первых с той стороны больше информации. Во вторых там прогресс активнее. Есть чему сопереживать и за что болеть.
      У нас Ангара слетала по разу и затишье на годы, все что можно уже обсудили. Планы и обещания же Роскосмоса вызывают еще более скептическое отношение т.к. выполняются практически никак.


      1. Mike_soft
        07.05.2018 11:21

        и это тоже.
        хотя в первые годы космической эры информационная закрытость советской космонавтики давала некоторый ореол привлекательности. «в секретных городах секретные физики...»
        Ну а Маск, попутно к тому что весьма неплохой технический менеджер — еще и обладает талантом пиара.
        Плохо только то, что это все «закручивает спирали» — открытость и активный пиар Маска привлекает к нему не только взгляды, но и деньги, и людей, что позволяет ему развиваться, пиариться и привлекать сильнее. А информационная закрытость РосКосмоса отталкивает людей, что вызывает в лучшем случае стагнацию (на на мой взгляд — деградацию), и далее по кругу.


        1. zapimir
          07.05.2018 16:11
          +5

          Главное, имхо, другое. Для Маска ракетная тема это любимое хобби, ради которого даже личных денег не жалко, так как исполняет свою мечту.
          В Роскосмосе мечтают только о том, как бабла накосить на личные нужды пока при должности. Потому проекты рассчитаны только на то, чтобы пустить пыль в глаза начальству и получить госфинансирование. Реализация же проектов — вообще не первостепенная задача, и даже не на вторых ролях.


          1. burzooom
            09.05.2018 10:22

            А если придумают как правдоподобные рендеры запусков монтажить (ну типа запуск секретный, поэтому съемка с плохим качеством через глазок), то можно вообще ничего не проектировать в железе


    1. opxocc
      07.05.2018 10:56

      А дело, как мне кажется, вовсе не в «наших» и «не наших», а в том что это частная компания (пусть и с господдержкой и т.д. и т.п.), те же Атласы да Арианы вон летают, к ним столько-же внимания как к нашим Союзам и Протонам, а вот если будут новости от Филева и Sea Launch, то к ним будет не меньше интереса чем к SpaceX.


      1. alexk24
        07.05.2018 11:40
        +1

        Атласы да Арианы летают уже давно и ничего принципиально нового в них нет.
        А тот же «Электрон», например, тоже интерес вызвал. Безос опять же.


        1. NetBUG
          07.05.2018 17:13

          Электрон — это не Безос, это Питер Бекк.


          1. Chamie
            07.05.2018 18:29
            +1

            Думаю, это было перечисление.


    1. veylee
      07.05.2018 11:05

      Потому что СпейсХ — это будущее, а Роскосмос — прошлое.


      1. amarao
        07.05.2018 14:06
        +1

        Великое священное благородное прошлое, и низменное, торгашеское никчёмное никому не нужное будущее.

        /сарказм


      1. barbos6
        07.05.2018 18:24
        -17

        Будущее — это убыточные частные компании?
        Свежо. Неожиданно.


    1. Laney1
      07.05.2018 12:22
      +1

      дело не в объеме информации, вы просто почитайте новости из Роскосмоса и смежных областей.


      На одном заводе обнаружили массовый брак, пришлось срочно организовать аварийную комиссию и разбирать нафиг все готовые изделия.
      На другом заводе проворовалось начальство, против него возбудили уголовное дело.
      На третьем заводе успешно внедряют цифровые технологии проектирования (в 2018 году).
      Одна небольшая частная фирма хотела сделать свою ракету, но в Роскосмосе послали ее подальше, и дело кончилось неудачным запуском из заброшенной промзоны.
      Другая небольшая частная фирма таки запустила свой микроспутник, который почему-то не заработал. Почему — неизвестно, но ее опять же послали подальше со словами "ваш спутник — ваши проблемы".


      Дальше продолжать?


      Да, Маск тоже далеко не святой, но его несвятость — проблемы исключительно его подчиненных и инвесторов. Если у него все получится, то в выигрыше окажутся все. А кто окажется в выигрыше от того, что сумрачные отечественные гении понаклепают ракет, нацеленных на территорию вероятного противника?


      1. Mike_soft
        07.05.2018 12:57

        ну так и зарубежные «сумрачные гении вероятного противника» клепают ракеты, нацеленные на нас. таков пока грустная реальность мира.
        но в данном случае речь о космических ракетах (пусть даже выводящих разведывательные спутники).
        Ну а то, что у нас то понос, то золотуха то брак, то воровство — неизбежное следствие существующей системы управления отраслью и государством. закрытой, нацеленой на «освоение» денег, с назначениями-прродвижениями по принципам, не связанным с эффективностью.


        1. byria
          07.05.2018 14:56

          Как бывший сотрудник Хруничева официально поддерживаю ваше высказывание!


        1. zapimir
          07.05.2018 16:21
          +5

          ну так и зарубежные «сумрачные гении вероятного противника» клепают ракеты

          Да не особо они клепают, модернизируют разве, что древние Минитмэны, да Трайденты вторые (причем в сторону уменьшения мощности боеголовок). Нет, конечно, сейчас после торжественного разбомбления Флориды в кремлевских мультиках, явно тоже зачешутся руки у желающих подзаработать на новых ракетах.


    1. metric_ghost
      07.05.2018 19:56
      +3

      А какие именно нововведения есть у нас? Ангара, которая после своего первого полёта в 2014 величественно готовится лететь повторно когда-нибудь? Или, ммм, нововведённый припой в двигателях Протонов? Может быть, лунная база в 2015? Ах да… Тут понимаете в чём дело — нововведений нет как таковых, а обсуждать стартовавший в пятисотый или какой там по счёту раз Союз 2.1б нет смысла. Обсудить можно разве что Даурию как зеркало российского частного космоса. Или Лин. Хотите принять участие?


      1. byria
        07.05.2018 20:14
        +1

        Модуль Наука разве что, который с трубками засорившимися и очищенными, вероятно, все же взлетит в космос. Но это не точно!


        1. metric_ghost
          07.05.2018 20:36

          Поглядим, конечно.) Я слежу за этим долгостроем уже многие годы, ещё с первого плана по запуску в 2007 или 2008, точно уже и не помню, столько лет прошло. Но с годами вера в то, что модуль когда-нибудь оторвётся от земли, слабеет все больше и больше.


  1. alff31
    07.05.2018 11:43
    +1

    Ещё из «важных» отличий. Надпись «SpaceX» перенесли выше. Теперь надпись будет на белой части ступени, которая не покрывается черным нагаром после посадки.


  1. androude
    07.05.2018 14:23

    в прошлые годы говорилось о возможности повторного запуска в течение 24 часов

    Не совсем так. Говорилось о сокращении трудозатрат на межполетное обслуживание до 24 часов. К примеру — 3 дня по 8 часов. Там акцент не «упарываясь в 3 смены запустить через сутки», а снизить стоимость межполетного обслуживания и соответственно стоимость доставки кг на орбиту.


    1. striver
      07.05.2018 19:13
      +1

      На сколько я понимаю, главное для Маска было — повторный запуск через 24 часа. А если 24 часа — то и трудозатраты будут меньше, ибо 24 часа и полгода (или сколько там проходит времени перед повторным запуском) — значительно меньше.


    1. Nordosten
      08.05.2018 23:01

      На самом деле Маск высказывал свои пожелания инженерному отделу насчет 24 часов, но там ответили что что более осуществимо 48. К этому стоит стремиться но в сегодняшних реалиях и 48 с головой, так как есть и другие факторы невозможности моментального запуска, такие как погода, интеграция полезной нагрузки


      1. striver
        08.05.2018 23:18

        Вообще-то было 12, он согласился на 24. Когда 48 стало? Месяца 2 назад Шотвел как раз говорила о 24.


        1. Nordosten
          09.05.2018 23:32

          Точно. Маск просил 12 исходя из интервью Тома Мюллера в прошлом году.


  1. metric_ghost
    07.05.2018 20:36

    del


  1. Kapeks
    07.05.2018 21:01
    +1

    Пацаны, я тут подумал, что для быстрой дефектовки ступеней Маску нужно использовать спиральную рентгеновскую томографию — цилиндрический корпус ракеты для этого подходит идеально. А выход томографа нужно подключить к нейронной сети, натренированной искать дефекты в рентгеновских снимках. Тогда можно будет делать экспресс диагностику и запускать эти ступени сплошным потоком. Маск, если ты читаешь — дарю идею.


    1. striver
      07.05.2018 23:00

      Пиши ему в твиттер, сомневаюсь в его способностях к русскому языку.


    1. Nubus
      08.05.2018 02:48
      +1

      А разве одинаковый материал на разных глубинах не будет конфликтовать на снимках? Или более жесткий для рентгена материал не будет полностью экранировать внутренности?


    1. black_semargl
      08.05.2018 07:26

      Сейчас вполне научились рассчитывать эти вещи — не просто так говорят, что вещи ломаются через неделю после истечения гарантийного срока.
      Т.е. не сплошная дефектовка, а только отдельных узлов и анализ телеметрии с целью расчёта оставшегося ресурса для остальных


  1. Ollrite888
    08.05.2018 19:47

    Пишут: Версия двигателей Merlin по-прежнему называется -1D, но пишут, что их тяга вырастет еще примерно на 10%

    Если так, то значит изменили режим двигателя в более энергонапряжённый, а это как раз сокращает его рабочий ресурс. То есть он меньше выдержит циклов взлёт-посадка!

    Попахивает очередным блефом от Маска! Я на счёт 10 раз использования без капитальной переборки!


    1. striver
      08.05.2018 22:41

      Попахивает очередным блефом от Маска! Я на счёт 10 раз использования без капитальной переборки!
      Теперь движки крепятся болтами, то есть легче снимать. Будут смотреть. Не встречал инфы по поду сроков службы и регламентных работ после пуска, если нет инфы… то говорить, что Маск блефует — просто смешно.


    1. lingvo
      08.05.2018 22:51

      Попахивает очередным блефом от Маска!

      То есть вариант того, что разобрали, посмотрели, нашли слабые места, исправили (например трещины в нагнетателе) и после соответствующих испытаний определили, что мощность можно поднять без ущерба для ресурса, не рассматриваем?


    1. konst90
      10.05.2018 12:51

      Если так, то значит изменили режим двигателя в более энергонапряжённый, а это как раз сокращает его рабочий ресурс. То есть он меньше выдержит циклов взлёт-посадка!

      Назначенный ресурс двигателя НК-12 — 150 часов. Для НК-12МП ресурс довели до 5000 часов. И это при выросшей мощности.


  1. Ollrite888
    09.05.2018 07:56

    То есть вариант того, что разобрали, посмотрели, нашли слабые места, исправили (например трещины в нагнетателе).

    Кроме этих «слабых мест» существует ещё несколько более слабых мест, которые невозможно определить дефектоскопом (рентгеном), например:
    «унос конструктивного вещества» в критическом сечении сопла РД,
    уменьшение пропускной способности форсунок из-за образования нагара,
    ухудшение шероховатости поверхности самого сопла РД, также, из-за отложения нагара на стенках,
    деформация сопловой части, вследствии тепловой нагрузки (проще говоря-отклонение от цилиндричности среза сопла),
    «термоусталостный эффект» — меняется структура металла из-за цикла: быстрый нагрев -медленное остывание.
    Всё это ведёт не только к уменьшению тяги, но и сокращению рабочего ресурса РД!
    Если же, мы изменили режим двигателя в более энергонапряжённый, то вышеперечисленные дефекты быстрее накапливаются и следовательно, сокращают рабочий ресурс РД!
    Отсюда логичный вывод:
    Маск заявил о увеличении тяги без модернизации РД:… «вырастет еще примерно на 10%», следовательно — Попахивает очередным блефом от Маска!


    1. Mike_soft
      09.05.2018 09:25

      Нагар в форсунках
      — это сильнО!


      1. Ollrite888
        09.05.2018 12:25

        Про нагар в форсунках говорили учёные-испытатели из КБ ХимМаш при разработке и испытаниях двигателя на метане. Если топливо керосин — то нагар ещё больше!
        Так что, ничего удивительного!


    1. lingvo
      09.05.2018 12:29

      Кроме этих «слабых мест» существует ещё несколько более слабых мест, которые невозможно определить дефектоскопом (рентгеном)

      А что, кроме дефектоскопии не бывает других средств диагностики?
      Всякие нагары на форсунках легко определять путем измерения расхода рабочего тела через них же. Например, в дизелях прямым впрыском форсунки довольно шустро засыраются сажей, но тем не менее блок управления прекрасно с этим борется, компенсируя уменьшающееся сечение большим временем открытия.
      Для этого всего-лишь надо иметь необходимые датчики на самой ракете, которые, я не сомневаюсь, на современный двигатель поставить не забыли.
      А всякие термоусталостные эффекты или температурные деформации уже давно научились и моделировать и рассчитывать так, что рабочий ресурс конкретной детали становится известен заранее и только подтверждается натурными испытаниями. И опять же для испытаний существуют соответсвтующие датчики, которые вполне могли показать, что реальные тепловые и механические нагрузки меньше расчетных и поэтому можно увеличить энергорежим двигателя без потери ресурса.

      Также не забывайте, что со времен самой первой посадки SpaceX продолжает эксперименты с профилем входа в атмосферу и финальной фазы. Вполне вероятно, что успехи в совершенствовании системы управления для этих режимов привел к значительному снижению тепловых и механических нагрузок на ракету.
      Грубо говоря, в первых посадках бабахали ступень об землю со скоростью 3м/с, аж ноги гнулись, а сегодня научились сажать, как пушинку с 0.1м/с. Или раньше тормозили так, что рули раскалялись докрасна, не говоря уже о двигателях, а сегодня научили систему управления проходить такие участки с меньшей температурной перегрузкой.

      Так что
      Маск заявил о увеличении тяги без модернизации РД:… «вырастет еще примерно на 10%», следовательно — Попахивает очередным блефом от Маска!

      Это просто звучит как магия для простого человека, но как типичная инженерия для инженера.


      1. Eklykti
        09.05.2018 23:31

        Или раньше тормозили так, что рули раскалялись докрасна,

        и заметно обгорали при этом, а теперь будут ставить рули из титанового сплава, которому пофиг.


        1. oleg_go
          09.05.2018 23:59

          уже ставят рули из Титана — они как раз не обгорают


  1. Ollrite888
    09.05.2018 12:43

    Конечно, при отработке любого изделия РКТ, всегда оптимизируются режимы и нагрузка снижается, но не в разы, а на проценты.
    Я как специалист и инженер меня поймёт, хотел указать на несоответствие направления доработок по двигателю (« тяга вырастет еще примерно на 10%»), для увеличения его ресурса.


    1. lingvo
      09.05.2018 14:29

      Я как специалист и инженер меня поймёт, хотел указать на несоответствие направления доработок по двигателю (« тяга вырастет еще примерно на 10%»), для увеличения его ресурса.

      Насколько я знаю, ресурс Merlin-1D — это уже доказанная тема, не требующая особых обсуждений. Я уверен, что его уже успели погонять на стендах не один десяток раз в различных режимах, чтобы убедиться, что он выдержит 10 полноценных запусков без переборки. То, что для кислородно-керосинового двигателя это в принципе не проблема, доказали еще разработчики НК-33(Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд).
      Поэтому, скорей всего в Falcon 9 Block 4 ограничения по многоразовости были не в двигателях, а в самой конструкции ракеты, которые Маск и устранил в Block 5
      А по доработкам для двигателей, так как не было нужды концентрироваться на ресурсе, решили пойти в направлении повышения тяги.


      1. Ollrite888
        10.05.2018 07:01

        Ну что же, посмотрим сколько реальных повторных пусков будет у Falcon 9 Block 5!
        Время нас рассудит.


  1. Ollrite888
    09.05.2018 12:48

    Кстати, первые образцы не использовались повторно, так что эти результаты вообще нельзя учитывать в одном ряду сравнений.