На прошлой неделе я отправился в гости в VR Tech. Вместе с Wargaming в конце 2017 они создали объединенную компанию Neurogaming. Новая компания будет заниматься разработкой исключительно игр в виртуальной реальности. VR-версией WoT дело не ограничится, но начать пока решили именно с танков.



Спецы из VR Tech в классическую WoT особо не играют — чересчур хардкорно для них. А вот сделать более аркадную игру «про танки» им хотелось давно. В сентябре 2017 года презентацию прототипа увидели ребята из Wargaming и решили, что коллаборации быть. Прошло 8 месяцев, игра готова, и по ней собираются запустить турнир 11 мая с некислым призовым фондом. Игру все равно продолжают дорабатывать и выпускать новые версии, но самое интересное — то, с чего началась разработка.


Откуда ноги растут


Начиналось все с многочисленных прототипов и гипотез, которые должны были дать ответ на главный вопрос: как сделать такой геймплей, чтобы игрок не устал от игры слишком быстро и без труда разобрался в управлении?

Сначала делали простые прототипы и экспериментировали со скоростью передвижения, детализацией и механикой. Оказалось, чем больше деталей и чем ближе картинка к реальному миру, тем меньше тошноты.


Что если это вообще будет САУ, и мы дадим игроку в руки рычаги управления гусеницами?

Но идея с полноценным симулятором быстро отпала, потому что «нельзя запустить человека в VR и не дать ему в руки управление». Представьте, что было бы, если бы игрок попадал внутрь танка и пробовал управлять там всем одновременно: вращал башню и наводился на цель, управлял гусеницами, заряжал снаряды. Словом, нереально.


А еще можно запустить туда AI-пехоту и дать по ней стрелять

В итоге остановились на модели, когда игрок — это по сути и есть танк. Но чтобы к ней прийти, понадобилась куча экспериментов. Например, выяснилось, что не всякая модель танка подходит для VR: часто из-за высоты башни не видно переднюю часть танка и не понятно, в какую именно сторону ты едешь. Это в целом сбивает с толку, а у некоторых тестировщиков еще и вызывало головокружение.


Плюс к этому чересчур тяжелые и легкие танки не подходили потому, что первые развивают недостаточно высокую скорость, а вторые — слишком быстрые. От этого вестибулярный аппарат сильно колбасит.

Современные танки решили не брать, чтобы в целом аркадная игра не ассоциировалась с настоящей кровавой войной. Хотелось сделать в первую очередь игру для развлечения, а не симулятор. Т-34 казался разработчикам идеальным кандидатом, но выяснилось, что оси вращения самого танка и башни не совпадают, и во время движения это тоже вызывает у многих головокружение. В итоге остановились на T-44-100 — опытном среднем танке 1943 года, который полностью подходит по пропорциям и поведению.


Слева — оригинал, справа — игровое воплощение

Геймплей


Сразу стоит оговориться, что скачать WoT VR и запустить у себя дома не удастся. Игра сейчас доступна только на мощностях VR Tech — в игровых 32 точках по России. В основном они сосредоточены в торговых центрах рядом с кинотеатрами.

Одновременно на площадке (примерно 30 м?) могут играть четыре человека: на них надевают шлемы, дают в руки контроллеры, и погнали. Обучение занимает пару минут, а следом идут два раунда по четыре минуты. Итого один сеанс занимает 8 — 10 минут. Цена вопроса — 390 ?.



Карты соответствующего размера — под четыре танка. Разработчики старались найти баланс, чтобы игроки не искали друг друга слишком долго, но и чтобы не было тесно. Полностью идентичных оригинальной WoT локаций в VR-версии нет, но от них стараются в целом отталкиваться и сохранять узнаваемые элементы. Например, в центре существующей сейчас карты стоит полуразрушенный монастырь, который был в свое время в прототипе World of Tanks.



Прицеливание в виртуальной реальности пришлось тоже сделать более аркадным, иначе из-за невысокого разрешения в VR-шлеме все свелось бы к охоте за пикселями. От сведения прицела полностью отказались, а зум сделали совсем небольшим — х1,5. Резкое увеличение картинки и небольшая смена угла зрения вызывали у многих в фокус-группе неприятные ощущения. А во-вторых, это сразу делало игру менее динамичной — куда проще стоять на месте и кемперить, чем ездить по карте в поисках противника.

Систему повреждений также упростили. У танка в WoT VR есть три больших зоны с разной степенью урона: лобовая часть, борта и корма.


Получается, что обычная WoT и WoT VR — это две разные игры про танки, хоть разработчики и постарались стилистически подогнать интерфейс к тому, как это выглядит в оригинальной версии: взяли оттуда озвучку и ангар сделали максимально похожим.

Железо и шлемы


В целом для запуска игры не нужно какой-то особо мощной конфигурации. Тестовый стенд в офисе Neurogaming оборудован 4 компьютерами с GeForce GTX 1080 на борту — по одному на игрока — и еще одной машиной послабее, на которой запускается карта. Итого пять компов.



Чтобы «сочувствующим» без шлемов не было скучно, под WoT VR разработали спектатор, который отправляется в гущу событий и выводит картинку на мониторы по периметру фермы.


Так выглядит тестовый стенд в офисе Neurogaming в Сити на 42 этаже

Все ПК размещают в верхней части конструкции, и от них уже вниз тянутся провода с HTC Vive на конце. Vive используют обычный, не Pro. «Прошка» дает не такой уж большой прирост к качеству картинки, зато сильно просаживает fps. Если на стандартной версии выходит около 90 кадров в секунду, то на Pro добиться больше 50 — 60 fps не получалось, как игру ни оптимизировали.


С потолка тут и там свисают VR-шлемы

Контроллеры тоже стандартные. Причем есть ощущение, что вместо них можно было бы использовать и обычный геймпад, так как на положение рук в пространстве завязана только игровая статистика. Поворачиваешь левую руку и видишь на часах, сколько времени прошло и сколько очков заработал. Стрельба и вращение гусениц привязаны к нажатию на кнопки и курки. А вот поворот башни и вертикальное положение дула — это зависит от положения головы.


Примерно так выглядят люди в гуще событий в Word of Tanks VR. Party hard!

Что дальше


Сейчас в «Нейрогейминге» разрабатывают большую карту, где смогут рубиться сразу восемь игроков. Но и тут дизайнеры используют оригинальные карты из WoT скорее для вдохновения. Кроме того, будет еще одна попытка внедрить в игру танк Т-34 и решить вопрос с несовпадением осей вращения.


В нечеловеческих условиях работают ребята :)

Параллельно с работой над обновлениями WoT VR продолжатся исследования по другими играм и жанрам. Цель разработчиков — понять, как сделать так, чтобы человек физически не уставал от игры в виртуальной реальности за 10 минут, и какой нужен геймплей, чтобы в VR было интересно находиться по полчаса.

Субъективные ощущения


Вот запись игры, в которой я участвовал.


Поначалу вестибулярный аппарат действительно колбасит, потому что танк едет, а ты стоишь на месте. Через пару минут это проходит, а странные ощущения периодически возникают только когда съезжаешь с крутого холма — тогда земля норовит уйти из под ног.

Прицеливаться поворотами головы оказалось не так-то просто, потому что зафиксировать себя целиком я не смог. Дуло танка то и дело покачивается, даже если стараешься не двигаться совсем. Попасть в цель во время движения — та еще задача. Тут бы понять вообще, в какую стороны ты едешь, а куда направлена башня.

В целом глаза особо не устали за 10 минут, хотя я ожидал, что они напрягутся. Но больше трех игр подряд я, думаю, не осилил бы. Если ребята таки «переедут» на HTC Vive Pro с разрешением побольше, сразу станет интереснее, потому что и «вот те пиксели на горизонте» превратятся в танки, а картинка станет еще чуть более реальной.

Комментарии (52)


  1. wolfreid
    10.05.2018 13:23
    +1

    С Vive pro будет 3 пикселя на горизонте вместо 2х (как в случае с 3H, когда пытаешься увидеть мишень и на старом вайве и на новом...).


  1. Jamato
    10.05.2018 14:46

    Сходить на второго Дедпула в самое сочное время — 200 рублей.
    10 минут VR с унылыми шлемами текущего поколения — 390 рублей.
    Ясно-понятно.


    1. Alozar
      10.05.2018 19:00
      +1

      Позвольте спросить, сколько возможных клиентов у дэдпула и этого?
      И где это 200 рублей в самое сочное время (кстати какое именно)?


      1. Jamato
        10.05.2018 19:05

        Я не берусь оценивать.
        Судя по ценам билетов — после 6 вечера. Я загуглил цены в Одессе, так как у нас в Донецке ходить в кино на HD рипы смысла нет.


        1. Tarson
          11.05.2018 01:40
          -1

          Так у вас там настоящие танки ездят, VR не нужна.


          1. alexoron
            11.05.2018 11:05

            Более того, можно записаться в ряды дыныры и можно будет не только покататься на танчике и пострелять, можно получить звезду героя. Посмертно.


            1. EvgeniyNuAfanasievich
              11.05.2018 11:37

              Когда все это закончится не слыхать?


              1. Germanets
                11.05.2018 12:00

                Закончится всё довольно быстро — лимит на поражение в бою стандартный — единица)


  1. GennPen
    10.05.2018 15:07
    +1

    Поначалу вестибулярный аппарат действительно колбасит, потому что танк едет, а ты стоишь на месте.
    Чтобы вестибулярный аппарат не колбасило в едущем танке/машине/пр.транспорт — нужно сидеть на стуле, а не стоять. Т.е. вы сидите в кокпите, а не стоите, поэтому мозгу нет необходимости удерживать равновесие стоя на ногах — вестибулярный аппарат перестает колбасить.


    1. baragol Автор
      10.05.2018 15:08

      Но стул не дают


      1. Javian
        10.05.2018 19:18

        В этом и не достаток. Намного интереснее было бы сидеть на платформе, наклоняющейся в соответствии с ландшафтом.


        1. SnowLoKu
          11.05.2018 09:25

          Так ведь и управление ходом танка можно сделать на педалях. Есть же вот такие симуляторы, images.ru.prom.st/501333587_w800_h640_fly_slider10.jpg поставте в место монитора шлем VR и будет полный эффект присутствия. Ход управляет ногами, прицел и башня руками, а обзор головой.

          Играл както на таком там как раз очень нехватает возможности повертеть головой посмотреть по сторонам, шлем бы как раз решил эту проблему.


  1. copypasta
    10.05.2018 15:33
    +1

    в классическую WoT особо не играют — чересчур хардкорно

    WoT. Хардкорно.
    Ух.


    1. konst90
      10.05.2018 20:16

      Она не то чтобы хардкорна. Просто сейчас у неё очень высокий порог вхождения, на мой взгляд. Причём не по сложности, а по времени на освоение и на не особо интересный менеджмент.
      Особенно раздражают экипажи. Идёшь по ветке — то у тебя лишний радист вырос (который вообще пулемётчик, но пулемётов не завезли, а численность экипажа выдержать хочется), то опять отвалился, то второй заряжающий пропал. И каждый раз при покупке новой техники пересаживай их. Причём они ещё и не могут одновременно несколько танков освоить: тут же забывают, как на Т-34 воевать, если на Т-34-85 переобучились.


      1. Tarson
        11.05.2018 01:41

        Это мелочи. И к самому игровому процессу отношения не имеют.


        1. echo1
          11.05.2018 11:22

          эмм.

          ну покатайте с экипажем без лампы, расскажите как оно не имеет отношения к игровому процессу. это базовый пример, но вообще в новом режиме линия фронта куча народу без экипажей на той технике, что дали бесплатно всем, и они не могут от слова совсем даже в самый казуальный режим без наказания за слив в виде статистики и минусов кредитов.


          1. elmm
            11.05.2018 23:31

            я наверно только после того как до пятого уровня техники добрался, понял зачем вообще нужно замарачитваться — экипажи пересаживать и переучивать — до этого всегда с новой техникой новый экипаж покупал. И ни чего — было весело — так до середины вкачал и советскую ветку и британцев. С экипажами уже замарачивался когда уже после 6го уровня техника пошла, и тянул особовыдающихся до 9го-10го. Правда было это года четыре назад. Наверняка было не эффективно, но играть всё равно было весело.


      1. Nikobraz
        11.05.2018 05:53

        Поиграйте в тундру, там этой колбасни с лишними «стрелками-садистами» нету, а настоящей хардкорности хватает.


  1. shteyner
    10.05.2018 15:37

    Под VR лучше всего подойдут симуляторы БЧР или даже ОБЧР, а не танки какие-то. Вроде мехвариоры 5 будут с нормальной поддержкой VR


  1. Kalashmatik
    10.05.2018 15:45

    Спецы из VR Tech в классическую WoT особо не играют — чересчур хардкорно для них.


    WoT хардкорно? Серьезно?! Кто-нибудь, покажите этим ребяткам War Thunder или какой-нибудь по настоящему хардкорный сим… Да хоть ArmA/OFP!


    1. baragol Автор
      10.05.2018 15:49

      По сравнению с аркадой, которая получилась — очень хардкорно )


      1. Kalashmatik
        10.05.2018 16:27

        Ох не знаю, стоило ли оно того, мне вот прототипы вида внутри танка, да еще и с самостоятельной перезарядкой больше понравились )


    1. roscomtheend
      10.05.2018 15:59

      Сколь понимаю WoT идёт им на встречу — перезаряжаемые аптечки сделали, потом снаряды и пушки на поле появляться будут и здоровье само восстанавливаться.


      1. Kalashmatik
        10.05.2018 16:28
        +1

        Еще чуть чуть и будет квейк на танках :) Осталось добавить только усилитель дамага…


        1. IgeNiaI
          10.05.2018 17:33

          Deathmatch режим уже был


          1. Germanets
            11.05.2018 11:04

            В каком-то виде он в очередной раз появился на днях, в режиме генерального сражения…


    1. alexisneverlate
      10.05.2018 19:53
      +1

      Тундра в сим режиме это аркада и есть. Эти ребята делали конкретно пятиминутку для кинотеатров так что тут понятно


    1. alexisneverlate
      10.05.2018 20:13

      Люди просто путают понятия, WoT действительно очень сложная игра. Только это скорее Моба, т.е. как и какая нибудь DOTA — сложная.
      Хардкорность же всё таки ассоцируется с элементами реализма, как «Стальная ярость», или симуляторный режим для аркадной игры WarThunder

      P.S. Первые демки с ПтСау и рычагами очень понравились. В такое бы с удовольствием бы поиграл и один и в кооперативе.


    1. sHaggY_caT
      10.05.2018 22:31
      +1

      War Thunder


      Тоже не симулятор


    1. echo1
      11.05.2018 11:15

      да, вот хардкорно, невероятно высокий порог вхождения и кучи твинков специализирующихся на вырезании малышни.


  1. AllexIn
    10.05.2018 17:21
    +2

    Как человек немного работающий с VR — я бы людей предложивших использовать оригинальный контроллер без крепления с ТАНКАМИ да еще стоя — поувольнял бы нафиг.
    Нет, серьезно, над удобством и адекватность не думали даже 10 минут?


    1. AllexIn
      10.05.2018 17:24
      +4

      Для Vive контроллер есть док станции, которые легко и непренужденно превращают их в джойстики. Которые идеально ложатся на концепцию управления танком.
      Ок, не хочется иметь дело с кастомными док станкциям — классический, всем привычный геймпад легко визаулизируется в VR пространстве, если на него трэкер повесить. Самый что нинаесть штатный HTCшный.

      А вестибюляр перестает колбасить, если его разгрузить посадив на стул, о чем уже выше написали.
      Отличная антиреклама VRTech как спецов по VR.


      1. DexterKZ
        11.05.2018 12:53

        Отличная антиреклама VRTech как спецов по VR.

        Если на стандартной версии выходит около 90 кадров в секунду, то на Pro добиться больше 50 — 60 fps не получалось, как игру ни оптимизировали.

        Учитывая, что игру не надо было оптимизировать под весь зоопарк сетапов, а под один конкретный ( причем весьма мощный ), это звучит как расписка в проф. непригодности.


  1. IgeNiaI
    10.05.2018 17:37
    +1

    Но идея с полноценным симулятором быстро отпала, потому что «нельзя запустить человека в VR и не дать ему в руки управление». Представьте, что было бы, если бы игрок попадал внутрь танка и пробовал управлять там всем одновременно: вращал башню и наводился на цель, управлял гусеницами, заряжал снаряды. Словом, нереально.

    Реально, если посмотреть на реальную жизнь и дать управлять танком нескольким людям. Один (механик-водитель) ездит, второй (наводчик) наводится и стреляет, третий (командир) смотрит по сторонам и командует. Командира и наводчика при желании можно совместить или сделать несколько разных танков.


    1. Kalashmatik
      10.05.2018 20:28

      Сидеть внутри танка, да еще и с другом-напарником, вот это было бы действительно круто в VR


      1. Zmiy666
        11.05.2018 03:44

        тогда было бы круто действительно играть двойками или тройками.
        Но 100% надо чтоб было разделение на мехвода и кома-наводчика. И голосовая связь через тот же шлем ВР (надеюсь там микрофон встроен?) Вот это было бы круто… один управляет танком, второй — башней и стрельбой. От их слаженных действий сильно зависит игра… А уж если еще и обзор сделать как у реального танка… Тут и ВР сама по себе не очень то и нужна, скорее как приятная опция, а так и на простом экране норм играться будет.
        А вешать все управление танка на 1 человека — отстой аркадный.


  1. willmore
    10.05.2018 17:40
    +4

    Как по мне, идея WoT в VR заведомо провальна. Попытка натянуть сову на глобус. По крайней мере, мне совсем не хочется играть в то, что я вижу.
    Про глупую идею играть стоя уже сказали не единожды.


  1. alexisneverlate
    10.05.2018 20:07

    В Warthunder VR c 13 года. В танках, понятно, тоже. Как и многое они лет на 3-5 варгейминг опережают концептуально и технологически (но, понятно, не по популярности даже близко)

    Играются танки довольно весело, надо сказать, хотя в самолетах — намного лучше т.к. органы управления не мышь а джойстик и самолет буквально в твоих руках. Естественно сидя.

    Притом что Warthunder в сим режиме это аркада с элементами симулятора, сама WoT это аркадная Moba с модельками танков вместо «героев», а эта мини игра — именно промо-развлекуха на 5 минут для ТЦ. (Аркадный, не значит «простой». С геймплейной точки зрения WoT намного сложнее чем тундра)

    Варгейминг просто как Гугл — уж не знает в какие проекты вкладываться, вот и балуются с разным. (и это хорошо)

    Из подобных кстати мне ОЧЕНЬ понравились бесплатные VR мехи War Robots VR от разработчиков одной мобильной игры на телефонах (!) — отлично сделаны на 10 минут.

    Вот там VR гораздо лучше себя проявляет чем в танковых боях как по мне, поэтому полноценный 5й MechWarrior с поддержкой VR очень жду.


    1. AllexIn
      11.05.2018 08:03

      Танки и мехи чем вообще отличаются с точки зрения VR опыта?


      1. Arty_Fact
        11.05.2018 10:04

        Мех управляется одним человеком, а танки несколькими. Поэтому в мехе можно сделать полноценное управление из кабины, с нормальным обзором и интуитивным управлением, а чтобы один танк набрать, нужно несколько людей. Либо делать вид от третьего лица, но тогда прикол от VR вообще теряется.


        1. AllexIn
          11.05.2018 10:07

          Это условность.
          Нет никаких пробелм в том, чтобы сделать управление танком в одно лицо.


      1. alexisneverlate
        11.05.2018 15:08

        Отличается — ощущением присутствия. В мехе ты в кабине и даже размеры неплохо передаются. в этом смысле мех ближе к самолету чем к танку.
        Плюс т.к. вокруг довольно много близких элементов — здания, земля и проч.
        Игра «в танке» т.к. не от первого лица как в первой демке тут, ты именно «над» танком, в случае War Thunder больше как десантник на броне танка, т.е. погружение несколько теряется


        1. AllexIn
          11.05.2018 15:37

          Что мешает делать вид из танк?
          «Современного» с одним членом экипажа и видом через обзорные экран аля «кабина меха»?


          1. alexisneverlate
            11.05.2018 17:59

            Не мешает, но я говорю именно конкретно про свой опыт с VR War Thunder (ну и данный продукт аналогично в плане вида от 3го лица).
            Даже в аркадный симулятор с видом «Изнутри» я бы с удовольствием поиграл.


  1. DmitrySpb79
    11.05.2018 07:31

    Сразу стоит оговориться, что скачать WoT VR и запустить у себя дома не удастся. Игра сейчас доступна только на мощностях VR Tech — в игровых 32 точках по России. В основном они сосредоточены в торговых центрах рядом с кинотеатрами.

    Забавно, как по спирали развивается история. Первые игры лет 30 назад делались для аркадных автоматов, сейчас из-за пиратства видимо, снова идет к этому.

    PS: Геймдев для непосвященных — эдакая романтика, что видно по подписям к фото в статье. Реально же это кропотливая работа с невысокими (в среднем) зарплатами, нестабильностью рынка и многочисленными переработками. Автору на интервью стоило бы спросить, например про среднюю продолжительность рабочего дня :)


    1. pesh1983
      11.05.2018 17:03

      Я думаю, что все намного проще. Пиратство тут не причем, скорее, необходимость пощупать почву, потому что нужен фидбэк от живых людей сразу после игры. Ну и дома не у каждого есть шлем)
      А про ЗП и рабочий день, всегда можно сменить работу, если что-то не устраивает)


      1. DmitrySpb79
        11.05.2018 17:23

        И тем не менее, геймдев — одна из самых нестабильных и малооплачиваемых из всех отраслей в программировании. Зачастую невысокие зарплаты, переработки, отсутствие внятного ТЗ, постоянные переделки (т.к. неизвестно заранее что «выстрелит» а что нет), спешка и суета. Это на промо-картинках от геймдев-компаний все красиво и зашибись, романтика и VR-шлемы с потолков свисают, а когда коллеги заканчивали билд в 5 утра — поверьте, уже не романтика. Да и зарплата бывает, серая, с бюджетами проблема, и все такое.

        Можно уйти разумеется. В геймдеве я отработал год и ушел, понял что это не мое от слова «совсем». Но некоторым нравится, да.


        1. pesh1983
          11.05.2018 19:23

          Ну я в геймдеве проработал 4 с половиной года, и у меня другой опыт) Все стабильно, и ЗП по рынку, и выплачивали вовремя и переработок было не больше, чем в других местах) Компании видимо разные и менеджмент соотв-но тоже. Так что не все так однозначно.


          1. DmitrySpb79
            11.05.2018 19:55

            Ваш случай, честно, скорее исключение. Но допускаю что и так бывает.

            Вот было написано еще в 2010м :)
            В геймдеве весело. Так весело, что аж жутко. Веселье начинается с первого дня выхода на работу и напоминает легкое безумие. Здесь низкие зарплаты и постояннные переработки. Проекты открываются и тут же закрываются. Вот в банках совсем не так. Там все стабильно и хорошо платят. К нам тут приходил чувак собеседоваться из банка, так он рассказывал… Геймдевелоперов любят нанимать в другие индустрии, потому что они усердно работают, хотят мало денег и рассказывают веселые байки за обедом.
            alenacpp.blogspot.nl/2010/03/blog-post_21.html

            Вот тут поновее:
            dtf.ru/14956-rabota-na-iznos-prichiny-i-posledstviya-kranchey-v-igrovoy-industrii

            Суть-то моего поста была в том, что у непосвященных статьи подобные этой, могут вызвать ощущение что создание видеоигр это вечный праздник и отдых, что в реальности совсем-совсем не так, и сильно отличается от промо-картинок.


  1. ktod
    11.05.2018 09:11

    Картошка делала самолеты, а получились танки. Картошка делала корабли, а получились танки. Теперь картошка делает танки, а получается другая игра? Это победа.


    1. elmm
      11.05.2018 23:38

      В статье же сказанно, что делал не варгейминг.


  1. elmm
    11.05.2018 23:37

    С видом из танка подавало надежды. Вообще в идеале хотелось бы поиграть «командный» режим — чтоб танком управляла команда из 2-3х человек. Мехвод и командир например. Т-70, PZ Kpfw II. Это было бы весело :)