Давайте представим, что у нас горят глаза скорее делать свой стартап на миллиард. Есть миллионы идей, как навсегда изменить мир и возглавить рейтинги Форбса. Двух маленьких вещей только не хватает: опыта и денег даже на минимальную разработку проекта. Недели, месяцы и годы проходят. Эти бестолковые инвесторы идей не понимают. Слишком уж инновационные эти идеи. Денег никто не дает и полезного опыта больше не становится.




Со временем становится понятно, что эти две маленькие вещи что-то да и значат. Особенно какой-либо адекватный опыт создания своего проекта, привлечения клиентов и подсчета метрик.

Что делать?


Устроиться на работу и работать на работе? Пффф… Как вариант, сходить в какой-нибудь бизнес-инкубатор, где все расскажут и покажут.

А вот у нас появилась еще одна простая идея. Давайте поставим цель: создать за 3 месяца прибыльный интернет-магазин?

Почему именно интернет-магазин?


Самая простая бизнес-модель — это «купи-продай». Можно оказывать услуги, но их нужно будет оказывать и потом поддерживать клиентов. В интернет-магазине можно поручить доставку специальным сервисам и тренироваться всего по 2-3 часа в день, не отвлекаясь особо от основных стартаперских задач.

Довольно интересная штука может получиться


Главная наша цель — это получить реальный опыт запуска и хотя бы минимального продвижения своего проекта.

Итак, мы дополним свои недостающие компетенции


Нам, как стартаперу, желательно быть технарем или маркетологом, или продажником. Так обычно рекомендуют.

Если мы технарь, то создание магазина займет у нас несколько часов, если не будем капризничать и месяц выбирать идеальное решение (такого все равно не найдем). Нам же нужен, как мы уже знаем из десятков книг, статей и семинаров –  минимально рабочий продукт для тестирования идей. Чтобы быстро и без особых затрат. Верно?

Далее можно будет потренироваться в запуске различной рекламы и привлечении клиентов.

Если мы маркетолог или продажник, то научимся с помощью различных сервисов и конструкторов собирать свой сайт, в нашем случае – магазин. Если придется заказывать услуги фрилансеров, получим бесценный опыт сотрудничества с разработчиками. В будущем создать лэндинг для ленивых стартапов и т.п. будет крайне просто.

Разумеется, за пару месяцев результаты будут крайне скромными, относительно наших планов по рейтингу в форбсе. Зато реальный опыт из дополняющей нас области будет полезен в поиске партнеров (точнее этих… кофаундеров). Главное не зазвездиться, конечно.

Научимся выделять целевую аудиторию


При выборе ниши может оказаться, что вариант «мы продаем одежду» будет  провальным. Одежду какую, для кого и где мы будем продавать? Это гипермаркет по всей России и СНГ или вообще весь мир? Или это бутик монобрендовой дорогой одежды в Москве? Или это секонд-хенд в Ростове-на-дону? Аналогично, например, часы. Это Patek Philippe или их 100% идентичные копии по 600 рублей?

Скорее всего, окажется, что совсем разные сценарии продаж будут, если мы более детально будем изучать, что и кому мы продаем. Сайт wordstat.yandex.ru поможет определить, нужно ли это кому-то.

Поскольку проект учебный, будем выбирать нишу уже популярную и относительно массовую. Не будем пытаться объяснять клиентам что-то новое или искать клиентов по полгода на дорогой товар. Так легко научимся считать метрики и проверять свои идеи по росту и развитию.

Научимся считать метрики и показатели


Метрик можно составить много для себя, но чаще всего внимание обращают на следующие три.

Цена привлечения клиента. Берем сумму, сколько потратили денег на рекламу за определенный период, делим ее на количество новых клиентов. Получаем цену одного клиента. Желательно, чтобы период был адекватным – от одного месяца. Количество клиентов от десяти хотя бы. Желательно проверить, если вдвое увеличить бюджет, увеличится ли вдвое количество новых клиентов. Если да, то вроде все подсчитано корректно в рамках нашего тренировочного проекта. Главное не попасться в ситуацию, когда стоимость клиента кажется крайне низкой, но таких клиентов всего 2-3 в месяц с чеком по 1000 рублей.

Процент отказников. Сколько людей перестали покупать у вас. Не для всех ниш магазина, безусловно, подходит или невозможно оценить за несколько месяцев. Но, например, для зоотоваров или косметики – вполне можно считать.

Средний доход с клиента. По каждому клиенту посчитать, сколько в среднем они вам заплатили. Если один клиент купил один раз на 1000 рублей, то средний доход – 1000 рублей. Если он купил 3 раза на 1000, 1500, 1000 рублей, то средний доход – 3500 рублей. Так мы поймем, сколько можно тратить на привлечение одного клиента и когда все это дело окупится, в среднем.

Научимся проверять гипотезы


Это могут быть гипотезы о самой нише. Скорее всего, окажется, что какой крутой бы магазин не получился, какой бы революционный продукт мы не продавали, клиенты не завалят его заказами мгновенно.

Это могут быть гипотезы о привлечении клиентов, когда контекст или супер вирус в топовом паблике не дали результат. Становится понятно, что придется попыхтеть.

Это могут быть гипотезы об увеличении продаж. Идея сделать рассылку с невероятной распродажей на 30% может не привести столько клиентов, сколько хочется.

Так одна за другой будут отшлифовываться неадекватности в наших гипотезах и каждая следующая будет значительно точнее.

Чем все закончится?


Свой интернет-магазин – это такой же бизнесовый проект и опыт, как и любой другой. Поэтому есть несколько сценариев.

Если повезет и будем стараться, то что-то начнем зарабатывать. Можно будет дальше продолжать бутстрепить, обеспечивая себя 2-3 средними зарплатами и вкладывать это уже в свой стартап. Если что, найдем помощника.

IPO у нас не бывает, поэтому продадимся. Если магазин с прибылью и получился стабильным, продать его на telderi.ru. Получим свой заслуженный pre-seed, так сказать. Возможно, намного быстрее и проще, чем презентуя свои идеи. Тогда и свои идеи получится более критически рассматривать, стоит ли в них свои денежки вкладывать?

Просто завершить учебный проект. В отличие от услуг или производства, с клиентами ничего не случится. Покупали у нас, начнут покупать в другом месте.

 

В итоге мы получили реальный опыт



Понять, что делать, можно за один вечер прочитав довольно популярный блог в нише магазинов. У нас вы можете создать магазин за один день и по внутренним чек-листам сделать из него рабочий сайт.

По опыту наших клиентов уровень 2-3 средние зарплаты можно получить за 1-3 месяца. Зависит от ниши и скорости работы. Будем рады, если идея пришлась вам по душе. Тогда создавайте свой интернет-магазин, поделитесь результатами.

Разумеется, нету прямой связи между успешным магазином и будущим стартапом. Но реальный практический опыт и тренировка определенно будут полезны. Возможно, даже полезнее каких-либо семинаров или тренингов.

Мы вот пошли примерно по этому пути и делаем свой магазин с блэкджеком и куртизанками разными модулями и большими возможностями.

И пусть ваш стартап скорее запустится и выстрелит! :)

Комментарии (14)


  1. lexnekr
    01.07.2015 14:55
    +1

    Очередная статья на тему «как открыть бизнес в интернете». Ничего нового или хотя бы полезного, увы, нет.


    1. ewgenij Автор
      01.07.2015 14:58

      Тут просто идея, без открытия, извините) Надеюсь, в следующий раз сделаем практичнее.


      1. lexnekr
        01.07.2015 15:39
        +2

        Нет, сама идея шикарна. Я полностью согласен. Это по сути один из способов реализовать минимально работоспособный продукт (ИМ) перед реализацией основного проекта (Стартапа). Пусть и зачастую в иной области.

        Но всё описанное на мой взгляд больше похоже на известный мем «как нарисовать сову» и обычно располагается в бесконечных манимейкерских бложиках, а так же на сайте недо-консалтеров и недо-бизнес-тренеров.

        Но если ужать статью до одного посыла — сделайте хоть что-то (например ИМ), потренеруйтесь перед стартапом, то это явно не тема для целой статьи.
        =)


        1. ewgenij Автор
          01.07.2015 15:43
          +2

          мы капризные заказчики и на 3.27 у.е. вытрясли автора на адвего на целую статью и посчитали все символы чтобы вставить свою сеошную ссылку в продвижение статьями) спасибо, учтем)


  1. aszhitarev
    01.07.2015 16:30

    Я так и не понял что вы предлагаете.
    Симулятор магазина?


    1. ewgenij Автор
      01.07.2015 16:32

      Идею: для тренировки перед стартапом создать свой магазин и довести его до прибыли, чтобы что-то получилось на практике.


      1. aszhitarev
        01.07.2015 16:38

        Э…
        И как эту идею реализовать? Что вы предлагаете?
        Я правда не понимаю.


        1. Jabher
          01.07.2015 18:19
          +1

          Интернет-магазин можно сделать практически «на коленке» — сейчас есть сервисы, которые обеспечивают складирование, доставку, (вроде даже) закупку — при желании всем можно управлять с ноутбука из любой точки мира. Главное угадать с тем, что продавать.
          На самом деле давно уже хочу что-то такое устроить сам, даже в качестве эксперимента, только опять же — сам не знаю, что перепродать такое) в жизни не был коммерсантом.


          1. aszhitarev
            02.07.2015 13:00

            Ну и при чём тут вы?


            1. ewgenij Автор
              03.07.2015 00:39

              Эту идею реализовать относительно просто: мы предлагаем сделать и раскрутить свой магазин :) Мы по части его разработки как раз можем помочь, но обучением «успешному успеху» пока не можем себе позволить заниматься глобально. Поэтому рекомендуем блог вот такой. Изучив его можно пройти этот квест по ведению своего магазина)


  1. Londoner
    01.07.2015 21:56

    Стартап стоит создавать когда есть большая идея, она либо взлетил либо нет. А так с таким же успехом можно сказать «хочешь свой бизнес — иди потренируйся, открой на рынке палатку с шаурмой».


    1. ewgenij Автор
      03.07.2015 00:43

      Здесь есть несколько нюансов: 1. у каждого свое понятие «большой идеи» и к сожалению 99.9% из них не такие уж большие в итоге оказываются, то есть не взлетают. 2. опыт открытия своей палатки с шаурмой тоже будет минимально полезен, если вообще нет никакого опыта. 3. интернет-проект будет полезнее палатки, поскольку будет получен опыт, о котором написано в статье, в палатке такого не будет)


  1. ali_aliev
    02.07.2015 01:45
    +1

    Скажите пожалуйста, а что можно почитать на эту тему? Может есть какие то книги? Например начать с тренировочного проекта, который приносил бы хоть какую то прибыль (не обязательно интернет магазин)


    1. ewgenij Автор
      03.07.2015 00:45

      К счастью и к сожалению одновременно тренингов и книжек и разных курсов типа «начать свое дело с нуля» очень много. Про магазины вот тут можно все узнать, про все остальное в БМ, судя по размерам их сообщества :)