В современной культуре одним из главных средств получения информации и впечатлений являются визуальные образы. Лента в Инстаграме и фотографии из путешествий в Фейсбуке, — всё это составляет немалую часть нашего визуального опыта. «Мы привыкли путешествовать в поисках прекрасных видов и удивительной архитектуры, но мы, как правило, не думаем о звуке», — говорит Тревор Кокс (Trevor Cox), профессор и исследователь в области акустической инженерии.

Однако не только красивая картинка, но и необычные звуки могут стать причиной поездки на фьорды в Норвегию или дюны в Марокко. В этой колонке мы сделали подборку мест, напоминающих об акустических способностях архитектуры и живой природы.


Фото daveynin CC

Студия звукозаписи на острове Йиске


На северо-западном побережье Норвегии находится небольшой пологий остров Йиске (Гиске). Он окружён фьордами и горами с одной стороны и Атлантическим океаном с другой. На берегу бывшей гавани острова располагается известная в музыкальных кругах студия звукозаписи Ocean Sound Recordings. Внешне она выглядит как старый лодочный домик, внутри есть помещения для жилья, поэтому приезжающие музыканты могут жить и играть под одной крышей. Студия была построена с нуля и с одним стремлением — быть идеальным местом для творчества и записи музыки.

Создателям студии было важно, чтобы она вписалась в окружающее пространства, отражая пейзаж и архитектуру острова. «Находиться в нашей студии звукозаписи — все равно что плыть на лодке. Всё, что вы видите — это море, волны и небо вокруг», — говорит музыкант и создатель студии Ante Giskeodegard. Несмотря на то что в большинстве студий звукозаписи нет окон, в Ocean Sound Recordings они есть, и их (с учетом требований к звукоизоляции) сделали очень толстыми. Если за окном шторм или ливень, в помещении всё равно можно записывать даже тихие звуки. «Мы не могли скрыть этот вид, — это одна из самых важных составляющих всей студии».


На Йиске работали над записью не только зарубежные исполнители, такие как Arcade Fire, Sampha, A-ha, Андреа Шрёдер, но и российские музыканты — группа «Ю-Питер» записала там свой альбом «Гудгора», а композицию «Возьми меня с собой» они посвятили самому острову.

Гудящие песчаные дюны в пустыне Мохаве


В «Книге чудес света» Марко Поло описывает свою встречу со звучащими песчаными дюнами в пустыне Гоби, говоря, что эти духи пустыни «порой наполняют воздух звуками всевозможных инструментов, а также ударами и лязгом оружия». Песчаные дюны в Мохаве, США, издают похожие странные низкочастотные гудящие звуки напоминающие отдаленный гул двигателей самолёта.

Звук может быть удивительно громким: иногда его можно услышать за несколько километров.


Звук довольно необычный и жуткий, напоминает басовый музыкальный инструмент. Он вызван движением песчинок, а высота производимой ноты зависит от их размера, формы и влажности, поэтому каждая поющая песчаная дюна имеет свой отличительный голос.

Учёный Натали Враэнд (Dr. Nathalie Vriend) так описывает этот эффект: «Лавина, независимо от того, сделана она из песка или из снега, является примером гранулированной среды. Твёрдые частицы «текут» как жидкости, сталкиваются, отскакивают, взаимодействуют, разделяются и соединяются вместе снова. Примеры движений зернистой среды можно найти везде: от самых высоких гор до утренней тарелки с хлопьями».

Тревор Кокс вместе с группой исследователей специально ездил в Мохаве летом, когда и без того засушливое место находится в своём самом сухом состоянии, что увеличивает шансы услышать звук. В первую ночь в пустыне они ничего не услышали, но на следующее утро учёный и его коллеги смогли создать звук, столкнув песок с дюн.


На своём сайте Кокс выложил список из 14 звучащих дюн по всему миру — от Китая до США.

Шепчущая галерея в Мавзолее Гол Гумбаз в Биджапуре


Нельзя сфотографировать эхо, но можно его услышать. Мавзолей Гол Гумбаз находится в Биджапуре на юге Индии — построенный в XVII веке, он не только поражает визуально, но и интересен своей акустикой. Здание перекрыто полусферическим куполом с внешним диаметром 44 метра, под ним находится галерея, которая позволяет услышать отголоски слов и фраз, сказанных уже ушедшими посетителями — любой звук повторяется внутри мавзолея около 10 раз.


Фото Ashwin Kumar CC

Звук «обнимает» внутреннюю часть купола, поэтому даже шёпот можно услышать почти в 40 метрах по другую сторону галереи — создаётся ощущение, что говорящий шепчет у вас за плечом. Добраться до галереи можно, поднявшись по сотне крутых небольших ступенек, и лучше это делать утром, чтобы интересный эффект шёпота не терялся в звуках бесконечных возгласов других посетителей, проверяющих «работу» эха.


Музыкальная комната во Дворце Али-Капу в Иране


Дворец Али-Капу, расположенный в городе Исфахане в Иране, является примером нестандартного решения архитектурно-музыкальных задач. Во дворце шесть этажей, самый примечательный из них — последний, там находится музыкальная комната с необычной акустикой. Комната использовалась шахом для приёмов с участием музыкантов, которые играли на традиционных персидских инструментах, таких как сетар, каманча, даф, и развлекали гостей.

Сводчатый потолок дворца создаёт зонтик из ниш над головой, каждая из них с уникальным рисунком в форме ваз и других сосудов. Ниши не только красивы внешне, они служат акустическим задачам — уменьшают реверберацию звука и выступают в роли звукового диффузора. А пустотелые участки в стенах позволяют сделать так, чтобы звуки пения и музыкальных инструментов были слышны чётко во всех частях комнаты.


Фото Mohsen Ghasemee CC

Подробнее почитать про акустический феномен музыкальный комнаты с точки зрения физики можно в исследовании учёного Хасана Азада (Hassan Azad) из Тегеранского университета. Он анализирует акустические качества комнаты с помощью 3D-моделей.

Звуковая инсталляция Экко в Дании


Немецкий художник Тило Франк (Thilo Frank) создал необычную инсталляцию на севере Дании.

Ekko состоит из 200 вращающихся деревянных рамок, в балках находятся встроенные микрофоны, которые улавливают звуки, издаваемые посетителями. Компьютерная система фильтрует и ремиксует каждый записанный шаг и отправляет его на встроенные электромеханические резонаторы.


Сооружение, таким образом, само становится инструментом и играет постоянно меняющейся саундтрек. Посетитель, перемещаясь по извилистой и бесконечной петле, слушает звуки своего голоса и шагов.

«Инсталляция работает как архив звуков, и одновременно усиливает восприятие посетителями пространства и присутствия в нём», — говорит Тило Франк.

В конце подборки делимся самым длинным эхом в мире, обнаруженным в Шотландии группой учёных во главе с Тревором Коксом, в подземной сети резервуаров для хранения нефти времен Второй мировой войны. Выстрел пистолета внутри тоннеля резонирует в течение 112 секунд.




Еще больше материалов о звуке – в нашем «Мире Hi-Fi»:




Комментарии (5)


  1. gearbox
    17.05.2018 18:27

    Спасибо за расширение кругозора! Это реально круто!


  1. malishich
    18.05.2018 11:19

    В списке не хватает места рядом с Алма-Атой — Поющий Бархан


    1. rjhdby
      18.05.2018 12:04

      Насколько я понимаю — это та же гудящая дюна.

      На своём сайте Кокс выложил список из 14 звучащих дюн по всему миру — от Китая до США.

      Алмаатинская дюна есть в списке


  1. madf
    18.05.2018 11:58

    Класс!


  1. Javian
    18.05.2018 15:39

    Была и вовсе необычная встреча с айсбергом: советские моряки видели «поющую» ледяную гору. Морская вода промыла в ней сквозные отверстия, в которых ветер выдувал звуки.

    По-разному выглядит снег, лежащий в Прибалтике и, скажем, в Сибири. Например, плотность его в Сибири вдвое меньше, чем в западных областях нашей страны. А на Севере, в заполярных районах, он настолько тверд, что звенит под ударом топора. Особенной твердостью обладает снег в Антарктиде. За три-четыре дня он становится таким монолитным, что его с трудом берет нож бульдозера. Здесь наблюдают Интересное явление, названное «голосом снега». В истории освоения Антарктического материка записан случай, когда к зимовщикам вбежал радист и сообщил: «Я только что слышал крики о помощи!» Но кто мог кричать? Все были на месте, а ближайшая станция находилась в четырехстах километрах. «У парня галлюцинация»,— додумал начальник станции, но все же решил выйти из помещения. Пройдя несколько шагов, он, к своему удивлению, явственно услышал приглушенные крики… Как оказалось, звуки возникали при ходьбе по снегу. По существу, это тот же скрип, который знаком каждому, кто ходил по снегу в сильный мороз, но скрип в данном случае необычной тональности..

    В Таджикистане известна «музыкальная» пещера Тигровая в массиве Ходжамумин, состоящем из залежей каменной соли. Уже подходя к Тигровой пещере, вы слышите тихие мелодичные звуки; они летят из подземелья. Звучат здесь… соляные сталактиты, колеблемые ветром. Когда в пещеру при усилении ветра попадают песчинки, «пение» усиливается. Различные по размерам сталактиты издают звуки разных тонов.

    Вспоминается случай, который произошел много лет назад в одной из деревушек Южного Урала. Люди вдруг стали слышать звуки, идущие как бы из-под земли. Особенно ясно их слышали в морозные зимние ночи. Иногда это был короткий, но сильный гул, будто гудела земля, иногда звук напоминал отдаленный пушечный выстрел. А временами казалось, что кто-то ссыпает в большой и гулкий подвал картофель… Крестьяне, естественно, встревожились, но объяснить загадочное явление не смогли. И пошли в ход рассказы, один страшнее другого,— о подземных духах, о душах грешников, не находящих в земле покоя…
    Ответ нашли геологи. Они обнаружили, что под деревней протекает та самая речка, которая километрах в двух от неё уходит под землю. На глубине около ста метров она промыла в песчанике большую пещеру, обвалы в ней и были слышны на поверхности. Все оказалось очень простым, естественным, чудо развеялось. Впрочем, случай этот довольно простой, доказательства оказались настолько очевидными, что лишь немногие жители деревни по-прежнему верили сказкам о нечистой силе и мятущихся под землей душах грешников.

    В Югославии одно из мест близ Куршумлии долгое время считалось дьявольским. Каменные фигуры, созданные старанием ветра и влаги, тоже по ночам издавали различные звуки, пугая суеверных людей, для которых эти звуки были не чем иным, как дьявольскими кознями. В Египте звучат по утрам, при восходе солнца, колонны — остатки древнего Карнакского храма. Французские ученые заинтересовались этим и установили, что колонны сложены из очень пористого камня. Днем у нагретого горячим солнцем камня поры несколько увеличиваются в размерах (обычное тепловое расширение — явление, известное ныне каждому школьнику), воздух проходит через них без задержки, и колонны молчат. Утренняя прохлада создает условия, при которых движение воздуха в порах сопровождается звуком, напоминающим стон.

    При этом более громкие звуки издают пески на гребнях барханов и дюн. В других местах звучат лишь небольшие участки среди песков, песчаные косы и пляжи, подчас поросшие кустарником. Поющие пески у нас в стране можно услышать на отмелях Кольского полуострова, на Рижском взморье, в долинах рек Вилюя и Лены, на Байкале. Порой такие пески издают самые неожиданные звуки. То под ногами идущего человека слышится что-то вроде лая собак, то звон натянутой струны, а то и рокот авиационных моторов. Жители города Никополя многократно слышали звучание песка на косе, которая находится на речке Лапинке (один из рукавов Днепра). Очень хорошо это пение было слышно после дождя, когда верхний слой песка слипался, затем подсыхал, образуя рыхлую корку. Когда по нему шли, он издавал звуки, похожие на свист воздуха, выпускаемого из автомобильной камеры. О том, сколь сильное впечатление производит иной раз это природное явление, рассказал Джек Лондон в своем романе «Сердца трех»:
    «Каждый шаг по песку вызывал целую какофонию звуков. Люди замирали на месте — и все замирало вокруг. Но стоило сделать хотя бы шаг, и песок снова начинал петь.
    — Когда боги смеются, берегись! — предостерегающе воскликнул старик.


    Рекомендую Мезенцев В. А. Энциклопедия чудес. В 3-х книгах. Обычное в необычном. Загадки живой природы. Природа и человек. 1987