Доброго времени суток. Хочу рассказать о водосливных устройствах, применяемых авиацией МЧС и Авиалесоохраны.
Для тушения лесных пожаров в структуре Авиалесоохраны существуют специальные парашютно-десантные команды. Отважные парашютисты, прыгающие в условиях задымления в районы кромок лесных пожаров. На их вооружении пилы, топоры, специальные ручные помпы, иногда взрывчатка. Их работа – Подвиг. Но рассказ о, «тяжёлой артиллерии» пожаротушения. Вертолётных водосливных устройствах ВСУ-5А, ВСУ-15А.



Первые модели этих систем, ВСУ-5, были разработаны в 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и «Авиалесоохраной» для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Оболочка водосливного устройства ВСУ-5 представляла собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Жесткость оболочке, около верхнего отверстия, придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра. Подвес этой конструкции осуществлялся через тонкие стальные тросы по периметру к штатной тросовой внешней подвеске вертолёта, длиной 21 метр. По тросам подвески отбортовывался кабель Механизма Управления сливом воды. На сегодняшний день все ВСУ-5 выведены из эксплуатации, и заменены на усовершенствованные ВСУ-5А. Конструктивно, сама мягкая ёмкость почти не изменилась. Стальные тросы подвески заменены стропами, состоящими из нескольких слоёв капроновых лент, вшитыми в конструкцию мягкой оболочки обоими концами, у мягкой оболочки на боковых стропах нашиты специальные проушины. При подготовке ВСУ к работе 4 части верхнего обода последовательно продеваются в эти проушины, и проточки в верхней части мягкой оболочки. В трёх местах части обода стыкуются соединением «стакан – палец», а четвёртое «ухо – вилка». Все соединения обода контрятся осями, которые, в свою очередь контрятся либо шплинтами, либо пружинными колечками. Нижний обод состоит из двух половин, стыкующихся друг с другом аналогично. Схема строповки ёмкости ВСУ-5А показана на рисунке.
строповка ёмкости ВСУ-5А



На серединах стропов вплетены титановые втулки с ребордами. Всего таких втулок на последней модификации шесть. На предыдущей было восемь. Через них мягкая ёмкость прикрепляется к Механизму Управления сливом. Конструкция навешивается через метровый трос-удлинитель от штатной подвески на замок внешней подвески ДГ-64М с помощью ленточной стропы длиной 20 метров, состоящей из набора капроновых моноколец, спрятанных в защитный чехол. Прочность этой стропы на разрыв около 40 тонн. Мягкая ёмкость, чехлы стропов выполнены из технической полиамидной ткани с плёночным покрытием. Сами стропы, радиальный силовой каркас, нашитый на мягкую ёмкость выполнены из ленты ЛТПЭ-26-2000. В нижней части мягкая оболочка дополнительно усилена кольцевой лентой ЛТ-свм-48-6000. Внутренний герметичный вкладыш выполнен из более тонкой полиамидной прорезиненной или с полиуретановым покрытием ткани. Части верхнего и нижнего ободов выполнены из стальной трубы, диаметром 51 мм. Причём, две секции верхнего обода наполнены свинцовой дробью. Это необходимо для быстрого затопления одной из сторон устройства при наборе воды из водоёма. Общая длина всего устройства 27 метров. Масса около 160 килограмм. Максимальный объём ёмкости в первом исполнении ВСУ-5А составляет 5 кубометров воды. Устройство проектировалось универсальным. Но грузоподъёмность вертолётов Ми-8 и Ка-32 различна. И если Камов запросто тягает 5 тонн, то Ми-8 МТ, МТВ с двигателями ТВ3-117ВМ могут поднять на внешней подвеске лишь 3 тонны груза. На мягкой ёмкости предусмотрен специальный пояс рифления, позволяющий за счёт утягивания уменьшать объём ёмкости вплоть до 3 кубометров. В дальнейших трёх исполнениях максимальный объём ёмкости изменялся до 2,5; 1,8; 3,5 кубометров. Соответственно, пояс рифления на них позволяет уменьшить объём вплоть до 1 кубометра. Сейчас появилась новая модификация Ми-8 АМТШ, с двигателями ВК-2000, и новым главным редуктором, способная поднимать до 4 тонн груза.
Механизм управления электромеханический.
Устройство механизма управления


Внутри расположены коллекторный электродвигатель постоянного тока 27В с червячным редуктором, шариковая фрикционная муфта со шкивом, на котором намотан вытяжной трос, длиной 1,6 метра, шариковый замок, фиксирующий бобышку на тросе в закрытом положении замка, два концевых выключателя АМ-800К, определяющих работу электродвигателя и момент закрытия шарикового замка. При нажатии оператором кнопки «СЛИВ» происходит подача питания. Электродвигатель через кинематику проворачивает шариковый замок, открывая его, и вызывает срыв фрикционной муфты, связанной со шкивом вытяжного троса. Бобышка на тросе высвобождается и трос под действием массы воды выматывается со шкива. В этот момент ось шкива закручивает пружинный двигатель, служащий для уменьшения нагрузки на эл. двигатель при сматывании троса. Трос связан с вытяжным фалом мягкой ёмкости, который через пластиковые кольца на сливном патрубке удерживает его во втянутом положении. Запирание производится обжимом массой воды в ёмкости. В момент открытия сливной патрубок высвобождается и выворачивается наружу. Вода сливается. После слива оператор нажимает кнопку «Подготовка» на пульте управления. Включается электродвигатель, сматывающий вытяжной трос на шкив, который втягивает сливной патрубок внутрь ёмкости. При входе бобышки вытяжного троса в шариковый замок, она обжимает шариковый фиксатор. Шариковый замок проворачивается, вдавливая 3 шарика в канавку бобышки, и запирает её. Срабатывает концевой выключатель, пульт обесточивает электродвигатель. Устройство готово к следующему применению.
Сборка водосливного устройства по документации группой из 4 человек занимает 30 минут. На практике за то же время вполне можно собрать вдвоём. При работе вертолёта с устройством время заполнения сухого – 15 секунд, влажного – 10 секунд. Скорость полёта вертолёта с пустым устройством до 160 км в час, с полным до 180 км в час. Слив воды на очаг пожара может производиться на скорости до 120 км в час. Скорость истечения воды около 700 литров в секунду. Время закрытия сливного клапана после слива около 8 секунд. При этом скорость полёта ограничена 80 км в час. Потеря воды из ВСУ в полёте не более 8 литров в минуту.
Конструкция ВСУ-15А аналогична. Это устройство предназначено для работы с вертолётом Ми-26Т, и рассчитано на забор 15 тонн воды. Просто всё больше. Ёмкость, количество боковых стропов подвеса. Ленточная стропа длиннее, выдерживает 80 тонн на разрыв. Верхний обод собирается из шести секций, а не из четырёх. Конструкция Механизма Управления полностью аналогична ВСУ-5А. Пружинный двигатель развивает большее усилие при сматывании вытяжного троса. Если для ВСУ-5А максимальное усилие на вытяжном тросе 25 килограмм, то для ВСУ-15А оно 35 килограмм. При превышении усилия проворачивается шариковая фрикционная муфта. Она представляет из себя диск с углублениями, в которые утапливаются подпружиненные стальные шарики, находящиеся в пазах шкива вытяжного троса.
Просушка мягкой ёмкости ВСУ-15А после применения


Практика применения данных устройств выявила следующую проблему. Даже 15 тонн воды, сброшенные на лесной пожар недостаточно эффективны. Горение на поверхности прекращается, но высокая температура быстро высушивает её. Достаточно лёгкого ветерка, и дерево разгорается снова. Поэтому в дополнение к ВСУ применяется ещё одна система – СДП. Система добавления пенообразователя. Специального вещества, образующего пену. А при попадании на горящую поверхность – плёнку, препятствующую доступу атмосферного кислорода. Представляет из себя ёмкость, объёмом 250 литров для ВСУ-5А, и три идентичные для ВСУ-15А. В нижней части такой конструкции расположен электромагнитный клапан. СДП управляется блоком управления, построенном на основе микроконтроллера Atmel ATmega16. В микроконтроллер заносятся данные о объёме залитого пенообразователя, его плотности, объёме мягкой ёмкости, Он рассчитывает необходимое количество добавки, время, на которое надо открыть клапан, ведёт учёт количества сливов, объём оставшегося пенообразователя. При нажатии оператором кнопки «Добавка» на пульте управления, контроллер открывает клапан СДП на рассчитанное время. От клапана СДП внутрь мягкой ёмкости прокладывается шланг, по которому пенообразователь подмешивается в воду. Также разработаны специальные методики, при которых авиация работает совместно с наземными командами. Вертолёты массированными сбросами сбивают пламя, а наземные пожарные не дают ему вспыхнуть вновь. Помимо непосредственного тушения, данные устройства применяются для создания запаса воды в труднодоступных местах. Сооружается искусственный водоём, в который вертолёты сливают воду. Её используют наземные команды. Одна полная ВСУ-15А это пять заправок водой стандартной пожарной машины.
Забор воды из реки ВСУ-15А



Слив воды из ВСУ-15А на пожар



Но огненная стихия, как и любая в природе, обладает кошмарной силой. Лесные пожары делятся на низовые, когда горят сухая трава и подлесок, и верховые. Когда Лес полыхает целиком. И если с первым могут справиться авиация и парашютно-десантные команды, то верховой тушить практически бесполезно. Температура горения достигает 1000 градусов, объёмность пожара обеспечивает подсасывание огромных объёмов воздуха. Искры поднимаются на высоту более 100 метров и переносятся на большие расстояния. Скорость распространения пожара может достигать 100 км в час. Поэтому применяются другие технологии. Валка леса, опахивание противопожарной полосы бульдозерами. Но…
Конечно, виновниками лесных пожаров часто бывают грозы. Но и люди по глупости запросто порождают огненный ад. Непотушенный костёр, окурок, брошенный в лесу, выжигание травы на земельном участке. А после не в состоянии справиться с последствиями своей глупости. Глупость одного зачастую приводит к потере сотнями всего имущества, а в некоторых случаях и жизни людей. Многочисленные случаи, когда сгорали целые посёлки в разных уголках России, думаю, помнят все. А иногда лес вообще поджигают намеренно. После фирмы, принадлежащие преступникам, покупают деляны горельника за небольшие деньги под лесозаготовки. И попутно валят рядом деловую древесину.
В России это уже приняло колоссальные масштабы. А между тем, лес не зря называют лёгкими планеты. Также лес сглаживает воздействия погодных явлений. Вполне возможно, что многие современные проблемы в мире, потепление климата, таяние ледников, катастрофические по последствиям ливни, связаны именно с варварским отношением к лесам. Мы забываем о могуществе Природы. И если не одумаемся, не остановимся, стихии уничтожат нас самих.

Фотографии лесных пожаров



Комментарии (17)


  1. Kpblc
    01.07.2015 17:42
    +2

    Меня всегда волновал вопрос, когда в новостях показывают тушение с вертолётов, а разве лопасти при подлёте/прицеливании не раздувают огонь? На фотографии «Слив воды» разве кроны деревьев не прогибаются?


    1. Roman1977 Автор
      01.07.2015 17:52
      +6

      Слив производится с горизонтальной скоростью. Слив с висения на очаг пожара не допускается по нескольким причинам. Основная, чтобы вертолёт не хапнул гари в двигатели. Поток от винта на расстоянии более 70 метров (высота полёта вертолёта) уже слабо ощущается. Возможно, какое то воздействие и есть. Но надо учесть, что в этот момент сбрасывается 15 тонн воды, в случае вертолёта Ми-26Т. От Ми-8 поток практически неощутим уже на расстоянии 40 метров. Восьмёрка в сравнении с двадцать шестым — игрушка. Достаточно сравнить макс. взлётные веса. 12 тонн для Ми-8, и 56 тонн для Ми-26Т


      1. speakingfish
        01.07.2015 20:06

        А почему тогда городские пожары тушатся с зависания?


        1. Roman1977 Автор
          01.07.2015 20:42
          +6

          Потому, что возгорания точечные, а не фронтальные. Я так думаю. Применять такие устройства в условиях города мне не доводилось. Деревню, Киселёвку, недалеко от Комсомольска-на-Амуре, тушили. Там по улице три или четыре дома горели. Но там именно с проходом. Набор воды, выход на линию, слив. На круг уходило около 7 минут. При этом на земле работала пожарка. Ей приходилось забирать воду прямо из реки, что занимало значительное время. Деревню отстояли. Не дали распространиться огню на соседние дома.


          1. speakingfish
            01.07.2015 21:17

            Т.е. если выбор «зависать или нет» надо делать в зависимости от площади пожара, то аргумент «чтобы вертолёт не хапнул гари в двигатели» не при чём.


            1. Roman1977 Автор
              01.07.2015 21:25
              +2

              Я не могу ответить конкретно. Я был техником спец. оборудования. Моей задачей была исправность оборудования. Пилоты говорили, что с висения нельзя. У них отдельная инструкция по применению данного оборудования. Как сливать, как строить заходы на кромку и так далее. Тушение зданий… Ну плюхнешь на крышу 3 или 15 тонн воды. Много ли толку? Тушение промышленных объектов. Может быть. Кстати, ВНИИ ПАНХ ГА разработана ещё одна система. Именно для тушения промышленных объектов, нефтепродуктов. Я видел и работал с прототипом. Пошла ли она в серию, я не знаю. А вот в условиях лесного пожара «не хапнуть гари» очень даже актуально.


              1. speakingfish
                01.07.2015 21:38

                Понятно. Спасибо за подробное разъяснение.


  1. Aclz
    01.07.2015 18:42
    +7

    Меня всегда волновал вопрос, когда в новостях показывают тушение с вертолётов, а разве лопасти при подлёте/прицеливании не раздувают огонь?

    Раздуть огонь можно только с совсем небольшой высоты. С такой высоты, скорее, воздушное судно может пострадать от восходящих потоков.


  1. wormball
    01.07.2015 20:29
    +1

    > Просушка мягкой ёмкости ВСУ-15А после применения

    В сугубо офисном коридоре. Интересно, а вертолёт тоже в актовом зале обслуживают?


    1. Roman1977 Автор
      01.07.2015 20:37
      +2

      :) Вообще, это здание инженерно-авиационной службы. Дело в том, что ткань, из которой сделаны ВСУ, боится солнечного ультрафиолета. По этому и приходится сушить в помещениях. Офисном? Ну… Вот такие в авиабазах МЧС коридоры. :)


    1. Roman1977 Автор
      01.07.2015 21:10
      +4

      И, к сожалению, нет. Вертолёты обслуживаются на улице. Вне зависимости от времени года и погоды. Благо им пофиг. Допускается эксплуатация при температурах от -50 до +50. Конечно, в зимнее время кабина пилотов, грузовая кабина, редукторный отсек в условиях базового аэродрома нагреваются специальными тепловыми машинами. Но зимой возможен запуск вспомогательной силовой установки, а от неё основных двигателей. Лишь бы аккумуляторы были тёплыми. Ну и снежок тщательно смести. Например, американский Апач требует час предполётной подготовки в условиях ангара. А про русский Ми-24 один американский старший унтер-офицер Джеф Стейтон ", пилот Армии США сказал:
      «Он вынослив как трактор».
      «Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи и вы можете сразу лететь. С нашими вертолетами это не получится».
      «Он идет гладко, как старый Кадиллак 62 года».
      «Смажьте его хорошенько и вы сможете лететь на нем в течение сотни часов»
      Дело было в Ираке.
      topwar.ru/31566-mi-24-v-ssha.html


  1. Tomasina
    01.07.2015 23:11

    А с какой высоты происходит тушение лесных массивов? Это же огромный поток восходящего воздуха под вертолетом.


    1. mblp
      02.07.2015 11:46

      Рекомендуемая высота полета при тушении, (от земли до среза патрубка ВСУ-15А), от 20 до 60м


  1. Akr0n
    02.07.2015 10:44
    +5

    В Забайкальском крае весь лес выгорел. Всю весну горел, по федеральным каналам ноль внимания. Всего 2 вертушки работало и то только возле города для вида и все равно все выгорело. А земли теперь продают китайцам.


  1. artspb
    02.07.2015 13:12

    Спасибо за статью! Фотографии, в принципе, можно было под кат и не убирать.


  1. ruizAw
    05.07.2015 19:48

    Всегда было странно видеть: летит такая бандура, а под ней болтается мензурка с водой :) что ей потушишь.


    1. Roman1977 Автор
      06.07.2015 15:40

      К сожалению бандуре запрещено таскать больше 20 тонн. А в мензурку 15 тонн помещается. Это, конечно, не 40 тонн в ВАП-3 самолёта Ил-76. НО и черпает воду из речки или крупного озера. Ил-76 заливается водой на аэродроме.