Общим лейтмотивом многих статей на Хабре – является поиск ошибок — неточностей, натяжек, а порой и откровенной глупости в книгах и фильмах. Не являются исключением и мои статьи, в которых я, весь в белом, смеюсь над недотепами авторами.

Поскольку я, ко всему прочему, являюсь литератором, будет честно предоставить право ответного удара: в смысле — дать возможность посмеяться над моим творчеством. Исходя из этого, я решил опубликовать вставную новеллу из цикла «Я у мамы инженер» — благо, по тематике она тесно примыкает к хабротемам.

Пара пояснений: Герой романа – и автор – разные люди. У нас разные позиции по многим вопросам. Я не всегда согласен с товарищем Главным Героем и спорю с ним, через реплики других персонажей. И — упомянутые в романе лица, чьи имена совпадают с реально существующими людьми – не более чем их отражения в другой реальности. Как Цандер в «Прыжке в Ничто» Беляева, если Вы понимаете о чем я.

Итак:

Затухающий костёр освещал только крохотный пятачок пляжа. Сидящий напротив огня кот, как и я, смотрел на огонь, сияя плошками отражающих свет глаз. Было в этой сцене что-то по домашнему уютное.

Я налил себе кофе, и, сев на складной стульчик, похлопал по колену, приглашая Беляша присоединиться. Его пучешарое величество соизволило принять приглашение. Почти невидимая в темноте Никсель полулежала на туристической пенке, но не спала. Конечно, уснешь тут.

— Настало время удивительных историй? — Спросил я. — Раз всё равно не спим.
Никсель промолчала. Беляш вертелся у меня на коленях, устраиваясь поудобней.

— Ну, раз возражений нет, начну: У меня неподалеку от дома работает офисный центр, у которого под автостоянкой расположен подвал смерти.

— Это как? — тихонько спросила девушка.

— Подвал, в который люди заходят и пропадают. Серьезно. Там у них за 30 лет российской независимости человек тридцать пропало. По человеку в год, таксказать.

Расскажу лучше по порядку: – в самом начале СССР построили на окраине Москвы заводик спецсплавов. При союзе он существовал тихо и спокойно, выпуская какую-то ерунду для народного хозяйства.

А в конце перестройки там директор помер. Старик уже был. А на дворе перестройка. Гласность. Ускорение. Коллектив завода – в духе времени, устроил выборы директора завода. Руководство отрасли не протестовало – им уже всё равно было. Вот так и стал один из молодых специалистов, сразу после института – директором. Почему? Говорил красиво, вот потому что. В дела особо не вникал – да ему и не нужно было. Спецсплавы к тому времени уже никому были не нужны.

Потом девяностые пришли. Наш директор, извернулся и приватизировал завод в одну будку. Протоколы подделал, ваучеры с коллектива собрал, выдав взамен ничего не значащие бумаги – и стал, в конце всех махинаций, единоличным владельцем завода. Обычная история – у всех наших миллиардеров, если копнуть, в биографии что-то подобное было.

По началу он, как и положено «гению предпринимательства» просто распродавал завод. По дешевке, естественно – поскольку по-другому не умел. Но, году так в 94, даже до него дошло, что доставшийся ему ресурс не бесконечен. И что надо что мутить.

Выход лежал на поверхности. Превратив заводоуправление в офисный центр, директор получит стабильный источник доходов. Вот тут-то наша история и началась. Само здание заводоуправление было старое – построено при Сталине, планов в архиве толком не сохранилось, так что площади под аренду пришлось обмерять вручную.

Так эту дверь и обнаружили. Стальную. Старую. Что за ней находится – никто в заводоуправлении не знал. Может старые работники и знали, так их уже пару лет, как всех уволили. Понятно, что дверь идет в подвал – но вот что в нем?

Дверь было решено открыть. Рабочих на заводе, к тому времени не было. Так что спиливал замки болгаркой, бывший главный инженер. Он первый и пропал. Взял фонарик, сказал, что спускается в подвал и пропал. С концами.

Директор его подождал пару часиков, и секретаршу за ним послал.

— Она тоже пропала? — Взволнованно спросила Никсель.

— Конечно нет. Она просто не пошла. Не за тем она в секретари пошла, чтоб по подвалам лазать. Спустилась на пару ступенек и вернулась, сказав, что там темно и страшно. Послали электрика. А вот он – как раз пропал.

— Я что-то одно не пойму, почему директор сам не спустился?

— Так я же говорю – это был новый русский директор. Он даже в туалет бы сам не ходил, если бы была возможность туда секретаршу послать.

Так что в тот день в подвал больше никто не пошел. Подчиненные кончились.

Жена главного инженера вечером звонила. Мужа искала. Директор привычно соврал – что он не при делах, муж её домой ушел. Жена электрика не звонила. Электрик один жил. Его просто через пару лет без вести пропавшим суд признал, комнату в коммуналке соседи себе забрали, а вещи на улицу выбросили.

— А почему директор просто МЧС не вызвал?

— Ага. Счасз. Забыла, зачем он площади обмерял? Кредит под залог здания взять хотел. Деньги были очень нужны, чтоб заводоуправление под офисный центр отделать. Так что любое разбирательство с МЧС ему было не в тему. А вдруг что опасное да ядовитое найдут и здание вообще сносить придется?

— И что, пропавших никто не искал? — Спросила жующая что-то в темноте Никсель.

— Конечно нет. На дворе стояли благословенные девяностые. В милиции пропавших без вести даже учитывать не успевали, не то, что искать. Родня инженера согласилась, с подачи директора, что их отца и мужа украли — чтоб выкуп потребовать. Затихло всё, в общем.

Директор – кредит взял, ремонт провел, в офисный центр фирмы въехали. На дверь повесили новый замок, с ключом у директора и какое-то время подвал никак себя не проявлял. А что двое рабочих, пока офисный центр строили, пропали – так домой может быть уехали.

Потом с подвалом бандиты столкнулись. Сначала группировка качков-рэкетиров подкатила к нашему директору. У него, конечно, подвязки в верхах были. Откупные кому надо заносил. Но, фишка в том, что качки были здесь и сейчас – а покровители у себя в МВД и завтра.

Качки хотели денег от аренды. Но, вот так вот сразу подкатить они не решались, поэтому, для начала потребовали, чтоб директор, в знак помощи слабым и больным спортсменам – разрешил им устроить в подвале качалочку. Не забывай – речь идет о девяностых.

Директор начал что-то мямлить, темнить, разводить руками…. В общем – повел себя с точки зрения бандитов ужасно подозрительно. И чем больше бандиты давили, тем больше директор мямлил.

Уж не знаю, какое сокровище, по мнению банды, директор в подвале хранил. Может золото КПСС, может библиотеку Ивана Грозного. В общем – раскололи бандиты директора. И тут-же все полегли. На пол. От смеха. Вся эта история с подвалом смерти показалась им дурацким розыгрышем. Как ты понимаешь, меня там не было, но я хорошо представляю эту ситуацию. Здоровые, мордастые братки и тоненький, худенький директор на гнущихся ножках.
В общем, отсмеялись они и пошли в подвал. Все вместе. Директора с собой повели, чтоб он им дверь открыл. Ну, и заодно, чтоб убедился – что в самое страшное в мире – это они, а не неизвестное нечто, что сидит в подвале.

Ушлый директор сначала немного отстал, потом, когда двери в подвал открыл, вежливо пропустил братков вперед, а на лестнице вниз, он сначала на пару ступенек отстал, потом еще больше, а потом и вовсе удрал.

Так и выжил. Потому что остальные сгинули. Все четверо.

Директор, потом рассказывал, что перед тем, как сбежать он увидел внизу, в конце лестницы, еще одну металлическую дверь. Первый бандит её открыл и удивленно присвистнул.

— И что там было? — спросила заинтересованная Никсель.

— Тьма. За дверью внизу лестницы плескалась тьма, которая братков и поглотила.

— Не поняла.

— Никто не понял. Директор эту тьму видел мельком, удирая вверх по лестнице на четвереньках – споткнулся бедняжка, когда стратегически отступал.

Зато потом, добравшись до двери в подвал и заперев её, он сумел прислушаться. Сначала он еще слышал голоса, потом удивленные возгласы, потом скрежет как, будто что-то металлическое протащили, звуки падения… А потом низкий булькающий рев, словно что-то огромное кричит. Потом пара пистолетных выстрелов и тишина.

— И что? Братков тоже никто не искал?

— Братков как раз искали. Другие братки. Диктор придумал хитрую схему – оставил на столе в своём кабинете ключи, со схемой как найти нужную дверь и уехал в Италию. Переговоры по телефону вёл – по телефону и из Италии он был очень смелый. Прибывающим на поиски товарищей партиям братков он рассказывал, что их коллеги ушли в подвал и не вернулись, выслушивал дежурные угрозы и, выждав положенный срок и изобразив испуг, сообщал где ключи от подвала лежат.

Оставшаяся в России секретарша, через пару часов заходила в здание, закрывала подвал и возвращала ключи на место. Братки приезжали сначала партиями, по двое-трое, потом небольшими группами. В последний раз их вообще целая толпа приехала. Человек десять, с автоматами и в бронежилетах. Впрочем, на итог это не повлияло.

Все сгинули.

Офисный центр при этом работал в обычном режиме. В те годы гуляющим по этажам в поисках владельца бандитам никого было не удивить. Люди выживали как могли – а одном из условий выживания было игнорирование чужих разборок.

Но вернемся к нашим качкам. Их группировку, кстати, потеря стольких бойцов сильно обескровила, да и в итоге подкосила. Остатки их банды перебили чечены, которые в МСК как раз в силу входили.

Так что в следующий раз к Директору сборщик дани уже от чеченцев пришел. Прямо на его виллу в Италии. Диктор заученно отбарабанил свой текст, действуя по отработанной схеме, но неожиданно был услышан.

И тут дело не в том, что чечены были умнее группировки качков – кто угодно, включая Беляша, умнее бандитов-качков, а в том, что чечены – более молодой народ. Дети гор, не так давно спустившиеся с этих самых гор – и еще помнящие то время, когда все страшные сказки – про чудовищ, демонов и драконов — были не сказками, а документальной хроникой текущих событий.

Так что чечены просто объявили, что подвал «харам» и не предпринимали никаких попыток туда спуститься. Директор платил им дань, а больше их ничего не интересовало. Любопытства у них не было никакого.

Так эта история была законсервирована еще лет на пятнадцать.

Но всему хорошему приходит конец. Пришел он и стабильности. После кризиса 2008 года, нашему Директору стало остро не хватать денег. Часть арендаторов съехала, часть обанкротилась. Директор – попытался компенсировать потерю денег тем, что поднял стоимость аренды для оставшихся арендаторов. После чего разбежались и они – благо, в кризисной Москве в тот год много офисов опустело.

В общем, нужно было что-то менять. Благо, ситуация способствовала – над российскими деньгами, которые наша элита хранила на западе нависла угроза раскулачивания. И пугливые толстосумы начали вкладывать деньги не только в швейцарские банки, но и в Российскую недвижимость.

К Директору подослали ходоков, с предложением снести его, ничем не примечательный, кроме расположения, офисный центр, и построить центр торговый. Что должно было – в перспективе – быть более выгодным вложением капитала. (Ибо вектор развития показывал – что с каждым годом москвичи всё меньше работают и всё больше потребляют).

Сидящий на хлебе и воде (в смысле, вынужденный продать яхту) Директор был только за. Вот только в сделке была некоторая шероховатость. Дело в том, что Инвестор – собирался рассчитаться за землю не деньгами – а торговыми площадями в новом торговом центре.

Понимаешь, куда я клоню? Директор не мог получить деньги и спрятаться в Италии, позволив новому собственнику самому разбираться с нехорошим подвалом. Подвал оставался – частично, конечно, в том числе и его собственностью. И его головной болью.

Так что Директор, скрипя сердцем, рассказал о проблеме Инвестору. Сразу после заключения сделки – идиотом он не был. Впрочем, оказалось, что Инвестор о проблеме знал. Служба безопасности постаралась. Но – большого значения не придавал. В те годы в Москве у любого объекта недвижимости были подобные скелеты в шкафу – треть была внесена в реестр недвижимости за взятки, треть приватизирована по подложным документам. На этом фоне здание с подвалом, в котором пропало тридцать человек – право, бриллиант почти чистой воды.

Оставалось решить – что с подвалом делать. Сразу запускать строителей – было опасно. Строить ТЦ должны были турки, и, если их технический персонал начнет бесследно пропадать в подвале – выйдет конфуз.

Попробовали решить проблему силами службы безопасности – наняли на работу охранником украинского гастарбайтера и попросили проверить подвал. Гастарбайтер пропал. Сидящее в подвале нечто за пятнадцать лет никуда не делось.

После этого служба безопасности самоустранилась. У охранников, что работают не первый год, зад приобретает особую чувствительность к неприятностям – как только в воздухе начинает пахнуть жареным, охранники, как крысы, первыми бегут с корабля.

Оставшись на бобах, Директор с Инвестором, подошли к делу творчески. Они обратились к проектировщику, с просьбой изменить проект строящегося офисного центра таким образом, чтоб подвал здания остался нетронутым и неизменным. Проектировщик, дождавшись ухода заказчиков, долго матерился и вертел пальцем у виска, но сделал как просили. Он уже давно привык к необычным запросам.

Потом здание ТЦ было построено. Подвал, когда здание разбирали, строительным мусором немного засыпало, но больше никаких изменений не было. На плане подвал был обозначен как «Этаж – 3», выше его организовали парковку для автомобилей клиентов, потом шли три этажа собственно торгового центра.

Лет пять после этого дела шли нормально и о подвале было не слышно. На подземной стоянке иногда находили брошенные тачки, водители и пассажиры которых куда-то делись, но такое и в других торговых центрах случалось.

Беда подкралась – откуда не ждали. Когда президент обвалил рубль, проживающие в Италии Директор и Инвестор были поставлены перед фактом – что их, исчисляемые в долларах доходы стали вдвое меньше. Директор было решил поднять для оставшихся арендаторов стоимость аренды в три раза (чтоб компенсировать потери от обвала рубля и бегства части арендаторов) но более умный Инвестор отговорил его от этого самоубийственного поступка.

Вместо этого они сменили управляющего ТЦ. До этого, у них управляющим работала девочка их круга – то ли дочка какого-то генерала, то ли любовница… в общем, совершенно безмозглое существо, у которого хватало умишка только собирать арендную плату. Не всю и не вовремя.

Вместо неё управляющим был назначен истинный сухопутный крокодил – молодой армянин Ашот. Славен он был тем, что мог выдавить полстакана водки даже из пустой бутылки.

И он принялся давить соки из торгового центра. Да так лихо – что любо дорого смотреть. Для начала – он установил на здании глушилки интернета, чтоб арендаторы не подключались к дешевому интернету от сотовых операторов, а втридорога покупали интернет от владельцев ТЦ. Потом сделал все туалеты в ТЦ платными. Даже для персонала ТЦ.

После чего обратил свой взор к подвалу.

Нашел ключи, спустился. Не в сам подвал смерти, конечно. А на заваленный мусором минус второй этаж, в одном из коридоров которого и была дверь в подвал смерти.

Запертая, конечно. Это управляющего и спасло.

Пока он ходил и искал – либо ключи, либо узбека с болгаркой – охрана сориентировалась и доложила владельцам ТЦ о сложившейся ситуации. Владельцы всполошились и запретили управляющему в подвал свой нос совать. Ведь страшно подумать, что будет – если управляющий пропадет. Его же вся московская диаспора, все два миллиона человек искать будут.

Но, тут нашла коса на камень. Я уже говорил, что управляющий был сухопутным крокодилом? В общем, так или иначе – он разузнал всю историю. И впервые – во всей этой истории, предпринял попытку научного исследования феномена. (Он сидел на проценте от собранных с ТЦ средств, а пустующий подвал можно было выгодно сдать).

У электронщика, который спаял им систему глушилок интернета, он заказал исследовательский дрон на колесиках. Мобильную платформу с камерой, фонариком и управлением через хвост из проводов. Чтоб удаленно исследовать подвал, ничем не рискуя.

Электронщик, как и следовало ожидать, был силён в электронике, а не в механике.

Механическую часть этого гроба на колесиках он заказал своему знакомому. А этим эйнштейном был Альберт Эйнштейн, — сказал я, привстав и откланявшись.

В смысле — механическую часть отдали мне. На проектирование и сборку. Ничего ни мне, ни электронщику о назначении устройства, понятное дело, не сказали. Да мы и не спрашивали. Мы его собрали, получили оплату и забыли.

Ну, как забыли… Управляющий через день к нам опять приперся и потребовал деньги взад.

Устройство, мол, не сработало. Устройство выпустили на лестнице, оно спустилось по ступенькам, добросовестно всё снимая, доехало до металлической двери внизу лестницы, в которое и уперлось рогом. Фигурально выражаясь. Открывать двери оно не умело. Скажу больше – у него даже не было ручек.

Но, тут – как говорится, нашла коса на камень.

Если электронщика Вандера управляющий ТЦ зашугал, то со мной у него облом вышел. Меня так и зовут, в определенных кругах: «Где сядешь там и слезешь». Орать на меня бесполезно – я и сам орать умею. И с хамоватыми заказчиками общаюсь не первый день – у меня на руках было задание, что должно было уметь делать устройство. И открытие дверей в нем не значилось.
Конечно, я могу переделать устройство – добавив опцию «Открытия дверей» — но за отдельные деньги и неделю времени. Это задача не из простых. В общем, так я и сказал.

Заказчик согласился. Я тут-же потребовал предоплату – в размере полной стоимости переделки. Раз заказчик показал себя настолько ушлым, то надеяться на честный расчет было бессмысленно. Заказчик предсказуемо отказался, и мы разошлись, как в море корабли.
И как только он ушел, мы с Вандером переглянулись – и бросились писать Анархисту. В смысле, третьему участнику нашего трио, который программную начинку для Гроба На Колесиках писал. Он всегда, в свои самописные поделки черные ходы встраивает. На случай, если заказчик откажется оплачивать. Или из любопытства. Или из природной вредности.

Уж больно нас заинтересовала задача, поставленная перед нашим дроном исследователем. То есть с самого начала мы догадывались, что дело тут нечистое – но выдвигали более разумные версии. Я, к примеру, считал, что наш Гробик правительство России за миллиард рублей заказало у института Российских Уникальных Роботов, институт заказал за 100 миллионов у смежников, смежники заказали за 10 миллионов у прикормленной фирмы, те нашли на Авито подходящую по профилю конторку, чей директор должен был заказать дрона у нас за 100 тысяч, но лично украл две трети. Потом наш дрон будет с большой помпой назван «РОБОТОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ КУКУСИМЫ» и очередной Рогозин вручит его послу Японии. Вандер же считал, что дрон будет исследовать вентиляцию женской раздевалки какого-нибудь фитнес центра.

— Господи, Вандер, – голые женщины! — говорил я. — Эка невидаль. Кому нынче нужны голые женщины? Полчаса пройди ножками от метро – и ты на пляже в Серебряном Бору. Там этих голых женщин, конечно, много меньше, чем мужчин – но тоже с избытком хватает. Смотри – не хочу. Это я тебе как очевидец говорю. На что Вандер отвечал, что мужчине нужна не просто голая женщина, а какая-то конкретная голая женщина. Которая, очевидно, не порадовала цветами своей промежности какого-то конкретно запавшего на неё мужчину.

Так мы вяло переругивались, пока видео через вайфай скачивалось.

Увиденное нам не понравилось. Сильно.

Запись начиналась с того, что наш заказчик, включив камеру, долго вертел дрона в руках, гортанно матерясь. (Сиё действо происходило заваленном строительным мусором подвале) и бодро удрал, передав робота нескольким охранникам в белых малярных комбинезонах поверх формы.

Потом отчаянно мандражирующие охранники, с огромными предосторожностями, открыли банальную, покрашенную салатовой краской металлическую дверь, и Гробик въехал туда, оказавшись на небольшой лестничной площадке.

Самой обычной, советской лестничной площадке. Заваленной пыльным мусором – транспарантами, кадками с засохшими цветами, коробками с папками. Освещения – конечно не было, но наш гроб на колёсиках был сделан на совесть – и тут же включил мощные бестеневые лампы. Дверь в это время, судя по кряхтению и царапающим звукам, подпирали чем-то тяжелым.

Потом дрон, повинуясь командам с пульта, бодро съехал вниз по ступенькам. Внизу его ждала еще одна металлическая дверь, стальная, массивная, как у противоатомного убежища, снабженная варварским механизмом самозахлопывания из ржавой пудовой гири, подвешенной на стальном тросике, пропущенном через систему блоков.

Мы с Вандером одновременно оба протянули руки к клавиатуре ноута, поставив видео на паузу. После чего принялись с возмущенными воплями тыкать пальцами в экран. Вандера удивил лежащий на полу, в пыли, стоящий как хороший автомобиль автоматический пистолет Стечкина, а меня удивила странная конструкция дверных засовов – они были установлены так, чтоб запирать бомбоубежище снаружи. Что довольно глупо. Мы ведь закрываемся в бомбоубежище, а не запираем сидящих в нем людей, не так ли?

Потом мы переглянулись. «Это какая-то сталкериана», напечатал в аське наблюдающий за нами через камеру в ноутбуке Анархист, словно подведя итог нашего молчания. «Дальше можете не смотреть – дрон будет с полчаса ездить вокруг и около двери, видимо надеясь, что её откроют, а потом его вытащили за хвост назад».

— А потом Управляющий заказал у тебя дроида с руками? — спросила Никсель. Было видно, что история её заинтересовала и немного напугала – она, словно черепашка, втянула под плед руки и ноги.

— Нет. Управляющего я больше не видел. Историю подвала рассказал нам Анархист. Он взломал аккаунты у Директора и Инвестора и прочитал их переписку.

— И что, Управляющий так просто успокоился?

— Не надо недооценивать силу человеческой жадности. Дроид с руками показался Управляющему слишком дорогим, и он просто послал туда одного из своих должников, с Гробом на Колесиках в руках. Это видео мы получили сильно позже.

— И что, что там было?

— Практически ничего. Видно, как человек в противогазе спускается по лестнице, потом с трудом открывает металлическую дверь, за которой расположено огромное пустое помещение с колоннами. Пол помещения расположен ниже чем дверь, от которой, отходит небольшой металлический мостик без перил, но со ступенями вниз.

Человек наклоняется, чтоб поставить дрон на мостик, и падает с мостков вбок. Неожиданно. Ничего в его поведении не предвещало такого исхода. Через секунду за ним с мостка слетает дрон – мужик не успел выложить запас свернутого кольцами кабеля управления дроидом, и утянул его за собой. Еще через секунду трансляция с дрона прервалась. То ли кабель лопнул, то ли дрон был поврежден. В этот момент, там кто-то закричал.

— Должник? — спросила Никсель.

— Сама послушай, — сказал я, передавая Никсель телефон. — Я запись сохранил.

В прозвучавшем в тишине басовом реве, казалось, не было ничего человеческого. И это не был бессмысленный крик животного – казалось, что если вслушаться, то можно различить слова. Так мог кричать убиваемый в компьютерной игрушке Дьябло. Вот только это была не игра.

— А видео? Что на видео было? — Спросила заметно напуганная Никсель. — неужели, дрон так ничего и не заснял?

— Почти ничего. Видишь ли, он был рассчитан на самостоятельную работу, а не на путешествие на руках у вынужденного камикадзе. Он так дрон к себе прижимал, что лампы закрыл. Так что у нас получились меньше секунды видео, да и то – практически чёрное, с помехами и артефактами.

— И что, что на них?

— Видно совсем немного. На отдельных кадрах можно заметить, что в помещении витает легкая дымка. Выглядит как легкий туман, стелящийся по дну. Как затекающий в помещение ледяной воздух. Потом, когда дрон стянули с мостков в это нечто, он успел передать еще пару кадров. Тоже не особо четких…

— Ну, ну, не тяни…говори, что там было, — перебила меня Никсель. Я, выдерживая драматическую паузу, взял в руки кружку и сделал глубокий глоток горячего кофе.

— Мертвые люди. Множество мертвых людей. Сваленные кучами, прямо под металлическими мостками. Не скелеты, нет – тела, почти без признаков разложения, только неестественного, серого цвета. Полагаю, там лежат все, кто спускался в подвал за последнею четверть века.

— Это фома, — благоговейным шёпотом сказала Никсель. Стихийное проклятье, высасывающее жизнь из входящих в подвал людей. Я об нём в «Житии Моём» Сыромятниковой читала.

— Ага, сказал я. Четыре раза Фома и один Ерёма. Если бы в нашем мире работали проклятья, то это был бы совсем другой, более чистый и прекрасный мир.

Газ это был. Тяжелый и удушающий.

Завод ведь спецсплавов был, не забыла? В подвале они хранили используемые при работе благородные газы. Криптон и ксенон. Эта сладкая парочка тяжелее воздуха, так что если какой из баллонов дал течь, то вытекший газ будет стелиться по полу, как жидкость. И ими, без труда можно задохнуться. Для начала их вдыхание вызывает наркотический эффект, потом анестезирующий, потом удушающий, потом судорожный и потом смерть от недостатка кислорода. Люди входили в подвал, как в ловушку, вдыхали газ и падали с мостков вниз, на дно резервуара. По одиночке и партиями.

— А крик? Я же сама слышала, — человек так кричать не может.

— В обычных условия нет. Вот только условия там были необычные. Заполнение тяжелыми газами лёгких и выдыхание при разговоре приводит к значительному понижению тембра голоса. В общем, тот же эффект, что при вдыхании гелия, только наоборот.

— И это всё? Вся тайна? Протекающий баллон с инертным газом?

— … и капитализм. Без этого ингредиента ловушка бы не сработала.

— Вот только не надо мне тут нагнетать. Такое и при коммунистах было. Я читала.

— Читала она, — сказал я обращаясь к Беляшу, который спал у меня на коленях, пока я рассказывал эту историю. Проснувшийся кот с хрустом вытянулся в струну, и вновь свернулся клубком, закрыв глазки и ушки лапками, всем своим видом показывая что не хочет участвовать в дискуссии.

— Не уходи от ответа. Общественный строй не убивает сам по себе, в любой проблеме всегда виноваты конкретные люди. Вот ты, почему не заявил в полицию об убийстве?

— О каком убийстве?

— Как минимум – должника и охранника с Украины. Их отправили на верную смерть.

— А как ты докажешь это? Как не верти – никто их в зал с газом не сталкивал. Сами пришли.

— Их отправили на верную смерть, — сказала, как отрезала Никсель. В общем-то я был с ней согласен, поэтому попытался оправдаться.

— Знаешь, почему все супергерои в США в масках геройствуют?

— А это здесь при чем?

— А это здесь при том, что США при капитализме дольше нас живут. И народ понимает, что герой, имея которого будет известно его богатым врагам, жить будет мучительно, но недолго. Его убьют, чад с домочадцами убьют и дом сожгут. А пепелище солью присыпят – чтоб каждый своё место знал.

— И?

— И что единственное, чего бы я добился, заявив о подвальной гекатомбе, это что меня и Вандера убили бы. Просто и без затей. В этот самый подвал и бросили бы. Чтоб воду не мутили. Торговый центр – это многомиллионный бизнес с которого десятки людей кормятся. И никто не даст тебе вот так просто этот бизнес остановить.

— Но нужно же что-то делать? Нельзя же это так оставлять! — Возмутилась Никсель.

— Извини. Я не Бэтмен. Да и если я решу вдруг стать Бэтменом, у меня до мести этим людям руки не скоро дойдут. Они даже в Топ 100 Гнуснейших Гадин, До Сих Пор Оскверняющих Землю Своим Присутствием не входят. Так, мелкая шушера.

— Да, ты никаким образом не Бэтмен, — согласилась Никсель, и поежилась, испуганно вглядываясь в окружающую нас темноту. Несмотря на то, что она всего лишь повторила сказанное мной минутой раньше, прозвучало это неожиданно обидно.

Комментарии (120)


  1. EndUser
    02.06.2018 17:59

    Неплохо :-)


  1. Snusmumrick97
    02.06.2018 19:22

    Мне понравилось)


  1. DjSens
    02.06.2018 19:26

    "… при 300 процентах (прибыли) нет такого преступления, на которое он (капитал) не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы" Т.Дж.Даннинг и в "Капитале" Маркса


  1. Vsevo10d
    02.06.2018 19:33

    Много опечаток, но идея симпатичная)


    1. Zangasta Автор
      02.06.2018 23:36

      Все верно — опечаток у меня много — ничего не могу с ними поделать. Я их просто не вижу — как я уже писал, я не всегда замечаю, даже если буквы в словах переставлены — мозг отфильтровывает шум.
      Буду публиковаться — оплачу услуги корректора с редактором. К примеру — только сейчас заметил, что спящий кот на коленях СИДИТ. Лежит, конечно же.


  1. andrew911
    02.06.2018 19:38

    Понравилось, но

    Видно, как человек в противогазе спускается по лестнице
    это неточность или...?


    1. geher
      02.06.2018 20:04

      А что не так?
      У дрона камеры могли смотреть не только вперед, но и назад, и видеть, как человек в противогазе спускается к двери, рядом с которой застрял дрон. Это про то, что было "видно как человек в противогазе..."
      Если же претензия к тому, что "человек в противогазе" выжил в предполагаемом "газовом бассейне", так если противогаз не изолирующий, а фильтрующий, он никак не поможет дышать в бескислородной атмосфере. Да и от большинства газов никак не спасет. От того же угарного не спасает, от простых инертных скорее всего тоже.


      1. andrew911
        02.06.2018 20:31

        Да, про выжил.
        Была мысль про фильтрующий, но тогда почему он использовал такой, ведь он в нем неспроста?
        Хотелось бы автора услышать, возможно тут подразумевается, что не в газе дело.


        1. geher
          02.06.2018 20:39

          Не вижу ничего нелогичного. Далеко не все знают про то, как работает фильтрующий противогаз, от чего он помогает, а от чего нет.


          Впрочем, и для изолирующего отмазка есть. Когда человек падал в бассейн, противогаз мог с него слететь, например, зацепившись за что-то. Например, тем же кабелем от дрона сорвало.


          1. JC_IIB
            02.06.2018 21:03

            Так он упал-то именно от того, что газку хлебнул. Повело его, и оп. То есть, будучи в изолирующем, он бы не упал, наверное.


            1. Zangasta Автор
              02.06.2018 23:29
              +4

              В реальной истории — которая легла в основу рассказа, последний погибший рабочий, который полез спасать своих друзей — надел обычный противогаз.
              Который ему закономерно не помог.
              Вообще — изолирующие противогазы — вещь редкая, знают о них немногие. Люди даже на пожаре лезут в дым в обычных противогазах — и гибнут.


              1. lostpassword
                03.06.2018 10:31
                +1

                Так история на реальных событиях основана?


              1. rPman
                03.06.2018 12:26
                +2

                расскажите о реальной истории


              1. ForNeVeR
                03.06.2018 13:13
                +1

                Спасибо, ваш рассказ мне понравился. Хотелось бы услышать и о реальной истории тоже.


                1. Zangasta Автор
                  03.06.2018 13:35
                  +1

                  Я знаю о реальной истории не так много — случилась она как минимум 30 лет назад, мне рассказывал мой отец — и она не столь драматична — в одном из цехов в Пермской области, газ скопился на дне непроветриваемного коллектора, сначала спустился один рабочий, потерял сознание, потом, чтоб спасти его, следующий… Всего погибло шесть человек. Последний был в противогазе, но это его не спасло.
                  В целом, подобные истории часто повторяются, увы: Смерть в канализационном коллекторе. Четыре человека погибли, по предварительной информации, – отравились токсичными испарениями. Отец и сын решили прочистить сток возле дома в частном секторе Харькова. Один из них спустился в шахту – и потерял сознание, второй – пытался помочь и тоже потерял сознание. Спасти мужчин попытались двое прохожих, но и они задохнулись.


    1. Mitch
      02.06.2018 20:14

      Тоже подумал что это косяк.
      А сам рассказ классный!


  1. OldGrumbler
    02.06.2018 20:37
    -1

    Хорошая страшилка. Было бы чем — плюсанул бы)
    Не припомню, чтобы криптон и ксенон юзали для сварки — больно дорогие. Ксенон вызывает в малых % потерю сознания по типу наркоза. Хотя и банальный аргон малость тяжелее воздуха — так что и из него может получиться «собачья пещера» )


    1. Moog_Prodigy
      03.06.2018 10:29
      +1

      Так их не для сварки, а для сплавов использовали. Инертная среда, все дела. Особенно приколы у твердых сплавов на основе вольфрама вылезают — те же пластинки для резцов. Вот там металлургия очень, очень навороченная. Поэтому эти пластинки и стоят так дофига, при тиражах в сотни миллионов штук. Конечно, на цену сильно влияет использование редкоземельных металлов.
      PS/2: рассказ понравился, идея может иметь продолжение.


    1. j_wayne
      04.06.2018 16:01

      Не только по типу наркоза, в наши дни он так и применяется. Абстиненции нет, не токсичен, полное прекращение действия через несколько минут (по той же причине, довольно сложно применять, в т.ч. и поэтому дорого).
      Ксеноновый наркоз (wiki)


  1. olgerdovich
    02.06.2018 21:04

    Раз товарищ автор предлжил напихать ему самых дотошных претензий, то я с охотой откликнусь на такое предложение, это я люблю — докопаться до изъянов, промахов и огрехов.
    На деле пока успел дочитать до середины, где сорвался на претензии. Их две. Но причина для второй меня возмутила до предела.
    Во-первых, если костер отражается (блестит) в глазах кота, сидящего вместе с главным героем (гг) у костра, то, значит, кот сидит напротив гг у костра, и, соответсвенно, не сможет увидеть приглашающее похлопывание по коленке через пламя, и не сможет на него откликнуться. Да и вообще коты часто боязливо относятся к огню, так что подойти к объекту у костра — это не запросто.
    Во-вторых, за искаженное «скрепя сердце» автору следует выписать бан на писательство. И не надо прикидываться, что автор не гг и все такое. Если такое удается написать без кавычек и/или комментариев естественным образом — злости моей нет предела. Не мусорьте в ноосфере.
    Как просили, со всей придирчивостью.
    Но я пока дочитал только до середины, так что могу вернуться с новыми претензиями.


    1. Fullmoon
      02.06.2018 21:21

      Ну, мне кажется, тут скрипя сердцем — это намеренный эрратив.


      1. olgerdovich
        02.06.2018 21:32

        Это мусор в ноосфере, который меня жутко бесит, хочется взять и понятно что сделать.
        Будь этот мусор в кавычках — я бы был готов, по случаю и со скидкой, поверить в постмодернистский эрратив, а так — автор не умеет употреблять фразеологизм «скрепя сердце». Запятыми, кстати, не обособляется.


        1. Zangasta Автор
          02.06.2018 23:33

          а) Котик не увидел похлопывания. Котики вообще — не сказать, чтоб хорошо видят. Котик похлопывавшие услышал.

          б) Скрипя сердцем — в рассказ вставлено намеренно. Для героя — сердце Директора — способно только скрипеть. Как сухая деревяшка.


          1. olgerdovich
            02.06.2018 23:56
            +2

            Не надо такого намерения, потому что это мусор, который замыливает восприятие литературной нормы. В крайнем случае, возьмите в кавычки. Потому что скрипя — зубами, а про сердце «скрепя». Либо вы литератор, каким себя сами среди прочего назвали во вступлении, и, значит, знаете и ПОНИМАЕТЕ русский язык, либо вы графоман.


            1. Zangasta Автор
              03.06.2018 00:06

              Я и так скрипя сердцем соглашаюсь на их свидания. (с) Братья Вайнеры — 1988

              Уж если Вайнеры графоманы — то я тем более.
              Отличная, уместная характеристика героем Директора вышла.

              Хотя иногда и меня бесит бессмысленное коверканье языка — «Прыснула со смеху» В нашем веке веке бытует форма, в которого героиня, со смеху, простите, писается. Можно проверить гуглом. А в книгах СССР героиня «прыскает смехом» — насколько это лучше звучит.

              Кстати: таксказать и счасз — не опечатки. Особенности речи.


              1. olgerdovich
                03.06.2018 00:27

                Героини в книгах СССР иногда просто «прыскают» — и понятно, что речь о «внезапно засмеялась»
                О Вайнерах не знаю ничего кроме того, что по их «Эре милосердия» снято «Место встречи...». Возможно, это существенный пробел в моем (не очень обширном) литературном образовании, возможно, не очень.
                Может, графоманы, может — нет.
                Но справедливости ради — в контексте упомянутой цитаты у Вайнеров этот оборот хотя бы обыгрывается, кроме того, при этот отмечается некоторая странность этого оборота (Она так и говорила — «скрипя сердцем»).
                Вам же еще раз скажу — в вашем тексте это выглядит как грубая ошибка, а не как каламбур. Хотите сделать намек на каламбур — поместите в кавычки, хотя я против такого каламбура вообще. Потому что это действительно становится как «прыснула со смеху» — я процитирую вам в ответ оборот, бесящий вас, чтобы вы лучше поняли меня.
                В целом же — www.aif.ru/society/education/skrepya_serdce_ili_skripya_serdcem_kak_pravilno и все прочее, что вам выдаст гугл на соответсвующий запрос (почему-то не могу вставить гиперссылку через a href=«http://», и эта проблема у меня давно)


                1. Zangasta Автор
                  03.06.2018 00:41

                  Вам же еще раз скажу — в вашем тексте это выглядит как грубая ошибка, а не как каламбур.

                  В том числе и потому, что это фрагмент. В романе оговорок не очень образованного героя — который постоянно рожает пёрлы вроде «как свиньи в берлоге», «ослица Волоколамская» «зажили они часто и счастливо» много, так что ошибкой это выглядеть не будет.


                  1. olgerdovich
                    03.06.2018 00:53

                    рожает перлы или рождает?
                    Словом, вы хотели мнения — я вам высказал свое по одному из очень спорных, на мой взгляд, моментов, в развернутой форме и с последующими комментариями, делайте дальше что знаете. Забавно только, что на 0:45 3 июня (MSK) все комментарии к этому посту с нулевой оценкой, кроме двух: моего первого в этой ветке, критического, с оценкой "-3" и ответного, в котором за вас вступились, с "+2". Вот и влезай после этого в дотошную критику (улыбающийся смайлик).


                    1. Zangasta Автор
                      03.06.2018 00:56

                      Это не я — у меня алиби. Я был в качалочке.


                1. Fermalion
                  03.06.2018 01:02

                  Вы правы по сути, но резковаты по форме.
                  Это, конечно, ошибка, и автор зря пытается сыграть в постмодерн, но и говорить ему слово «графоман» за это не надо, наверно.

                  (Ну, и еще с полдюжины опечаток, конечно, нужно причесать.)


                  1. olgerdovich
                    03.06.2018 01:11

                    Да ну что вы, я в том же предложении перед словом «графоман» употребил в отношении топикстартера (тс) слово «литератор», оставил пространство для маневра, потом еще подробно комментировал свою точку зрения… Это потом уже тс прикрылся Вайнерами, что-де если уж они — графоманы, то что с тс взять. Но Вайнеры-то, кстати, и кавычки ставили, и комментариями оборот обыгрывали, как выяснилось после гугления. Я старался быть тактичен.

                    Но вы натолкнули меня на забавную мысль, что одним из видов графоманов действительно можно считать автора, который «зря пытается сыграть в постмодерн(изм)» — поскольку если постмодернизм не удается, то это пшик.


                  1. Zangasta Автор
                    03.06.2018 01:19

                    Это, конечно, ошибка, и автор зря пытается сыграть в постмодерн
                    От ваших комментариев автору хочется сыграть в ящик.
                    Если это ошибка — то какой был оригинальный текст? Скрепя сердце? Ну, совершенно в текст не ложится, хоть режьте.

                    А вообще, господа критики — у меня есть чудесный опыт. Я как-то показал критикам текст Пелевина, сказав, что это моё — и о чудо, они нашли груды ошибок у одного из лучших стилистов современности.


                    1. olgerdovich
                      03.06.2018 01:54

                      Бинго!
                      Во-первых, вы почему-то меня и Fermalion смешиваете с теми критиками, которым подсунули Пелевина под своим именем (кто они? как вы их выбирали?). Это довольно распространненая ошибка: вы объединяете людей по признаку, по которому они одинаково относятся к вам (критики вашего и выдаваемого за ваш текстов), но это не значит, что в этом есть вообще какой-то смысл. Может, я вообще ничего общего не хочу иметь с человеком, который не узнал текст Пелевина?
                      Во-вторых, определитесь все-таки с происхождением перлов главгера, он их рожает или рождает ( habr.com/post/413011/#comment_18725501 ). После этого будет яснее весомость вашего

                      Ну, совершенно в текст не ложится, хоть режьте

                      Ну а в-третьих, у вас теперь есть еще один чудесный опыт: вы хотели критики своего текста, вы ее получили совсем немного, а уже задумываетесь о суициде.
                      Общим лейтмотивом многих статей на Хабре – является поиск ошибок — неточностей, натяжек, а порой и откровенной глупости в книгах и фильмах. Не являются исключением и мои статьи, в которых я, весь в белом, смеюсь над недотепами авторами.
                      Поскольку я, ко всему прочему, являюсь литератором, будет честно предоставить право ответного удара: в смысле — дать возможность посмеяться над моим творчеством. Исходя из этого, я решил опубликовать вставную новеллу
                      От ваших комментариев автору хочется сыграть в ящик.


                    1. olgerdovich
                      03.06.2018 03:01

                      Вы пишете об этом так, будто никогда не публиковались в рецензируемых научных журналах.


                    1. JC_IIB
                      03.06.2018 05:46

                      Скрепя сердце? Ну, совершенно в текст не ложится, хоть режьте.


                      Ну как бы не имеет значения. «Скрипя сердцем» — такая себе ошибка, зародившаяся где-то в недрах безграмотного интернета, где-то рядом с «войн» и «растекаться мыслию по древу».


                      1. Zangasta Автор
                        03.06.2018 13:40

                        … замечательному, людей, склонных к тому, чтобы только скрепя сердце, или, как иногда говорится, «скрипя сердцем», допустить того или другого.

                        (с) А.В. Луначарский где-то в недрах безграмотного интернета.


                    1. reci
                      04.06.2018 12:28

                      «Скрипя сердцем», действительно, странновато читать. Будь директор роботом, или полнее раскрыта его бесчеловечная натура (а так — обычный человечишка, пусть и со своими недостатками), мне кажется, оборот бы не вызывал вопросов.


              1. geher
                03.06.2018 13:44

                счасз — опечатка.
                Правильно Щаззз (количество з в конце слова определяет уровень нежелания говорящего действовать от отсутствия оного — одна до полного нежелания — более трех) :)


                1. killik
                  03.06.2018 19:03

                  IIpaBUJlHO CU4AC )


            1. MacIn
              03.06.2018 01:55

              Нарочитая неграмостность — вполне обычное ходовое средство для выделения определенных аспектов, подчеркивания сарказма и т.п.


              1. JC_IIB
                03.06.2018 05:44

                Любопытно, как вы сможете это подтвердить.


                1. Fermalion
                  03.06.2018 08:42

                  Статья «эрратив» в Википедии как раз об этом.
                  (Хотя в данном контекстебэто больше похоже на добросовестную ошибку, чем на эрратив.)



      1. olgerdovich
        03.06.2018 00:07

        Эрратив — это уже намеренное употребление неправильной формы, так что с «намеренным эрративом» вы переборщили.
        Вообще я не против эрративов. Но эрратив, по моему глубокому убеждению, должен быть очевидным, а не повторять распространненную ошибку, иначе он, собственно, от ошибки не отличается. Т.е. «аффтар» — это эрратив, а, например, «полувер» и, тем более, омерзительное «вообщем» — это ошибки.
        Иными словами, если

        Эрратив — слово или выражение, подвергнутое умышленному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой, для придания особого эффекта

        (спасибо википедии за складно подобранные слова), то умышленность должна быть ясной.


      1. dronsovest
        03.06.2018 13:41

        А мне этот «скрип сердца» резанул по уху и испортил впечатление от произведения.


        1. Fullmoon
          03.06.2018 18:42

          Нам всем очень интересны детали вашей литературной идиосинкразии. Расскажите скорее, какие ещё словосочетания и ошибки вы не переносите.

          Мне вот царапнуло раздельное по одиночке. Что дальше?


          1. olgerdovich
            03.06.2018 23:22

            Вы все, которые «нам всем очень интересно», — это, простите, кто?
            Представьтесь, пожалуйста, поименно. Вам знакомо утверждение «отучаемся говорить за всю сеть»? Если нет, загуглите, пожалуйста.
            И вы в самом деле не боитесь искреннего ответа на саой вопрос «что дальше»?


            1. Fullmoon
              04.06.2018 00:52

              Предъявы „от всей сети“ оставлю без внимания. Флейм — это грех. Тем не менее, не удержусь.

              > И вы в самом деле не боитесь искреннего ответа на саой вопрос «что дальше»?

              Нет. Напротив, мне исключительно интересно, что вы сможете придумать.


              1. JC_IIB
                04.06.2018 01:05

                Предъявы „от всей сети“ оставлю без внимания.


                Вот и зря, olgerdovich прав. Вы на публичном ресурсе сделали заявление «от нас от всех», не имея на то никаких оснований, кстати.

                Флейм — это грех.


                Первое. Люди очень любят выдумывать себе грехи, я всегда хотел понять, что же их заставляет это делать… Второе. «флейм» != «флуд», это две большие разницы.

                мне исключительно интересно, что вы сможете придумать.


                Мне, в свою очередь, исключительно интересно, как вы выйдете из ситуации.


                1. Fullmoon
                  04.06.2018 09:15

                  Вы на публичном ресурсе сделали заявление «от нас от всех», не имея на то никаких оснований, кстати.

                  Следует понимать, что вам лично или olgerdovich действительно интересны грамматические предпочтения dronsovest? В самом деле? Что же, если вы подтвердите, что это так, то я готов признать, что „мы все“ было неуместным преувеличением.


                  Мне, в свою очередь, исключительно интересно, как вы выйдете из ситуации.

                  А я в какой-то ситуации, из которой требуется выход?


                  1. JC_IIB
                    04.06.2018 10:59

                    Следует понимать, что вам лично или olgerdovich действительно интересны грамматические предпочтения dronsovest?


                    Это следует понимать как мне лично интересны мнения по поводу опубликованного произведения, и его грамматического качества — в том числе. И я склонен подозревать, что не только мне.

                    А я в какой-то ситуации, из которой требуется выход?


                    Безусловно, так как возник некий спор, требующий разрешения. Впрочем, один из вариантов его разрешения вы уже предложили.


                    1. Zangasta Автор
                      04.06.2018 11:15

                      И я склонен подозревать, что не только мне.
                      Отвечу как автор.
                      Конечно, мне лестно, что несколько читателей встали на мою защиту. Спасибо. Это значит, что вам понравилась история.
                      Но, в то-же самое время — мне очень важно получать отзывы — даже негативные, связанные с произведением. И то, что «скрип сердца» кого-то резанул по уху — для меня важно. Одним из недостатков моих текстов является циничность — многие читатели считают что я слишком резок. Так что это мнение я учту. (А то будет как с фокусником*).
                      При этом — многие комментарии действительно негативны — я сказал что «такой мой авторский замысел» и точка, а мне продолжают доказывать, что это безграмотность и ошибка. Господа — у меня в рассказе реальной безграмотности вагон и маленькая тележка. Мне незачем вам врать — убеждая что именно это я нарочно так написал. Больше доверия.

                      * В двадцатые годы, один клоун показывал пародию на фокусника. Юмор строился на том, что он притворялся смертельно пьяным факиром, у которого фокусы не выходят — из кармана выпадает кролик и т.д.п. Был непонят и поколочен зрителями, решившими что он реально пьян.


                    1. Fullmoon
                      04.06.2018 21:26

                      Принимается. Мои слова „мы все“ было неуместным преувеличением.


    1. geher
      03.06.2018 14:43
      +1

      Мне всегда представлялось, что словосочетания "скрепя сердце" и "скрипя сердцем" имеют разный смысл, практически противоположный.
      Первое означает собраться, отбросить сомнения, идущие "от сердца", второе — действовать, оставаясь под гнетом этих самых сомнений. Причем у сомнений этих разная эмоциональная окрашенность. В первом случае речь о жалости и любви, а во втором страхи за собственную шкурку.
      А вот если бы было "скрипя сердце" (такая форма тоже часто встречается), то однозначно ошибка и неграмотная речь. И в случае особенностей персонажа сей момент необходимо особо отметить.


  1. Fullmoon
    02.06.2018 21:19

    Очень неплохо.

    А разве благородные газы вызывают при нормальном давлении наркотический эффект? Про газовый наркоз у аквалангистов в курсе, про отсутствие признаков удушья (так как нет углекислого) тоже знаю, а вот про это не слышал.


    1. Zangasta Автор
      02.06.2018 23:39

      Сам я, как понимаете, газами не дышал, но по литературе эффект именно такой, как описано.


    1. heavyrail
      03.06.2018 10:26

      Ксенон применяется для наркоза с 90-х годов.


      1. Fullmoon
        03.06.2018 11:23

        Да, уже загуглил. Неожиданно.

        Пишут, что он поляризуется и связывается с белками, блокируя ионные каналы.


        1. heavyrail
          03.06.2018 11:36

          Мне кажется, я когда-то догугливался и до того, что другие инертные газы тоже имеют такой эффект, просто менее выраженный.


  1. x6b726173
    02.06.2018 23:33

    Здорово. Спасибо.


  1. Malligan0
    02.06.2018 23:33
    +1

    Очень сильно напомнило SCP, интересно.


  1. arielf
    03.06.2018 01:49
    +1

    Поскольку я, ко всему прочему, являюсь литератором, будет честно предоставить право ответного удара
    Ok, «Вы» с прописной буквы используется в личном персональном общении при обращении к конкретному человеку. :3


    1. engine9
      03.06.2018 12:35

      Чтобы быть литератором достаточно заниматься литературой и считать себя литератором.
      Ведь, есть художники типа Баскиа, не «умеющие рисовать» в стереотипном понимании, но при этом успешно ставшие художниками. Короче, это все дебри терминологии и нечеткость понятий.

      Короче, автору не помешало написать увлекательно. С чем его и поздравляю.


  1. ganqqwerty
    03.06.2018 02:37

    А-а-а-а, отлично. Для хабра круто было бы немного деталей о том, как робот был устроен и как именно Хакермэн ломал почту буржуинам.


    1. CaptainFlint
      03.06.2018 12:53
      +1

      Разве что отдельными статьями. Здесь эти детали только всё испортят, рассказ совершенно цельный и не нуждается в уточнениях, какой тип передачи использовался в дроне и какую конкретно CVE использовал хакер.


    1. Zangasta Автор
      03.06.2018 13:44

      Она хакервумен :-)
      Просто герои пока об этом не знают.
      И, как и все остальные персонажи, является отражением реально существующего человека.
      У меня вообще трудности с героями — я их из ничего не могу создать.


  1. bearpaw
    03.06.2018 07:42

    Когда прочел про первого погибшего сразу пришла мысль о газе. Работая в нефтянной отрасли часто слышал истории о погибших при заходе в резервуары которые вставали под ремонт. В некоторых регионах прежде чем спускаться в подземные погреба кидают горящую спичку т.к. число погибших от удушья газами так же много.


    1. Moog_Prodigy
      03.06.2018 11:35

      Тут же ТБ для работ сварщиков в закрытых обьемах. На работе случай был — дед полез в погреб и задыхаться стал, его сын начал вытаскивать и оба задохнулись. То есть не на работе конечно, а в частном доме. Глупые смерти. Но замечу — в этом случае никто не паникует, а просто отрубается. Я один раз тоже так. Вытащили. В рассказе же была паника и крики, выстрелы. Может быть, это предсмертные глюки, врагов увидел там или что, но честно говоря не верится. Характер обморока — мгновенный. Значит, все же SCP.


      1. exehoo
        03.06.2018 11:45

        В рассказе паника имхо от изобилия трупов вокруг. Заорешь тут ))


      1. Zangasta Автор
        03.06.2018 13:48

        В рассказе всё-таки сначала идет отравление от газа, который используют как наркоз, с галлюцинациями.


      1. OldGrumbler
        04.06.2018 16:33

        паника и крики, выстрелы.

        Кто-то повыше, кто-то пониже, кто-то раньше упал, а кто-то еще ловит глюки и пытается отбить «нападение». Как правило, «бодигуарды» покрупнее и поживучее охраняемых. Но в данном случае конец для всех немного предсказуем)


  1. exehoo
    03.06.2018 11:40

    Байка сама по себе занятная и поучительная, котики, девушки и ТБ — наше всё, хотя в качестве аудитории аутентичнее бы смотрелись подростки. Про опечатки и ошибки словоупотребления вам уже сообщили. А еще очень напрягает отсутствие системы в вашей авторской пунктуации =)


  1. engine9
    03.06.2018 12:07
    +2

    Обычно не читаю «литературные» посты на хабре, а тут с первой строчки влип и увяз. (вот она магия котиков) Годно, чем-то Стругацких напомнило.


  1. reminor7
    03.06.2018 13:49
    +1

    Отличная история. Очень часто, в таких историях, концовки бывают открытыми или скомкаными а здесь хоть и просто, но красиво.
    Я давно читаю хабр и вот, даже зарегился — спасибо автору.
    Спионерил эту сторию на Джой, но там, наверно, заминусят.


  1. stjimmy54
    03.06.2018 13:50

    Очень хорошая и интересная история, очень порадовало научное, а не сверхъестественное объяснение смертей. Жду новых рассказов.


    1. Zangasta Автор
      03.06.2018 14:07

      Я специально зарегистрировался на Гиктаймс, чтоб совместно с читателями написать повесть (Короткий роман) #ДАШАНАЛУНЕ — но, об этом я сделаю отдельный пост с голосовалкой.

      Когда я был маленьким, я обожал истории — из ближнего будущего. В которых йунный пионер прятался в ракету, летел на Луну, где испытывал массу приключений — находил инопланетян, открывал тайны из прошлого своей страны и т.д.п. попутно рассказывая нам о геологии луны и прочих технических подробностях.
      Мне жаль, что таких историй сейчас не пишут — на сожаление на хлеб не намажешь. Лучше я напишу сам. Итак — молодая русская бьюти-блогер в составе китайской лунной миссии попала на Луну. Где испытала массу приключений и открыла много тайн.

      а) История должна быть полностью и абсолютно научной. Твердая НФ — вся техника или реальна, или возможна в реальности. Гипотезы — иметь подтверждения из научных журналов.

      б) История должна быть полностью и абсолютно реалистичной. То есть мотивация поступков героев — сами поступки, мир — хоть и отличаются от нашего, но не должны вызывать желания закрыть лицо руками от наивности.

      От читателей — буду ждать помощи в конкретике — физике, технике, картах, истории. До сюжета, скажу прямо — не допущу, просто потому, что он твердый и законченный — то есть без возможности внесения изменений.


      1. stjimmy54
        03.06.2018 14:12

        Буду ждать поста :)


      1. CaptainFlint
        03.06.2018 14:21

        Мне жаль, что таких историй сейчас не пишут
        «Астровитянку» читали? Если нет, то советую.

        Что касается написания, хочется предостеречь от чрезмерного увлечения описанием «геологии и прочих технических подробностей», художественная книжка не должна превращаться в лекцию или научно-популярную статью. А то бывают фантасты, которые грешат таким…


        1. killik
          03.06.2018 15:39

          А по-моему, научная фантастика и должна состоять из технических подробностей не менее, чем наполовину. Неинтересно — пропустите, уменьшив себе удовольствие от прочтения. Но зачем тогда читать, есть же много других интересных жанров.


          1. CaptainFlint
            03.06.2018 16:31

            Стругацкие (да и не только они) в своё время очень много статей написали по этому поводу, потому что как раз отношение к фантастике как к научпопу сильно вредило этому направлению. Фантастика — это художественная литература, и ценность произведения определяется отнюдь не научно-познавательным процессом, для него имеются совсем другие жанры (не художественные). Технические подробности нужны лишь тогда, когда они способствуют раскрытию сюжета. Взять того же Жюля Верна. Разве ценность «20 тысяч лье под водой» в детальнейших рассуждениях Конселя о семействах, отрядах и подотрядах морских обитателей? Или «451 по Фаренгейту» Брэдбери что-то выиграл бы, добавь он подробное описание устройства огнемётов или «ракушек»? Или «Трудно быть богом» Стругацких страдает от отсутствия принципиальной схемы видеокамеры в обруче Руматы?..


            1. Zangasta Автор
              03.06.2018 16:48

              АБС очень, очень хорошие авторы.
              Но, именно концепция научного поиска — в их романах отсутствует. Герои часто и много рассказывают о том, как они любят работать — но авторы никогда не показывают эту работу изнутри. Писатель пишет о том что знает. Литераторы АБС — лучше понимали литературный труд — более подробно и впукло у них показан труд «журналиста» Каммерера.
              Я это без претензий — каждая книга хороша по своему. АБС писали не производственные романы, где технические подробности важны не меньше героев. Жанры разные.


              1. exehoo
                03.06.2018 17:07
                +1

                А как же «За миллиард лет до конца света»? «Пикник на обочине»? Практически всё их раннее творчество? Даже не учитывая «Понедельник начинается в субботу», который суть производственный роман и описание работы НИИ изнутри с автозаменой научных терминов на сказочные.


                1. Zangasta Автор
                  04.06.2018 11:33

                  … описание работы НИИ изнутри с автозаменой научных терминов на сказочные.
                  Подробно описано как герой страдает ерундой — обходит здание и рисует стенгазету. Это чуть-ли не треть повести. При этом собственно работе Привалова отведена пара строк — «я поработал».
                  Вообще — если читать внимательно, то собственно трудятся в повести — проводят эксперименты, три персонажа — Корнеев, Седловой и Выбегало.


                  1. JC_IIB
                    04.06.2018 11:38

                    «Путь на Амальтею». Показана именно работа, как в мелочах — настройка недублированного фазоциклера, так и в главном — вытаскивание планетолета из Юпитера.


                    1. Zangasta Автор
                      04.06.2018 11:52

                      Это превозмогание. Я про вытаскивание планетолета.
                      А вот будничной, рутинной, ежедневной работы — очень мало. Не то, чтоб совсем нет — но мало, и описана она так невнятно, что не запоминается.
                      То, что Горбовский всё делает лёжа — я запомнил.
                      А то, что он летчик — нет. (При этом, вся его летчиковость — заменяется без потерь для текста на любую другую специальность — без потери смысла)


                      1. JC_IIB
                        04.06.2018 11:54

                        Я упорол косяк, кстати. Фазоциклер был в «Стажерах» (отличный пример именно будничной рутины), а не в «Пути на Амальтею». А они («Стажеры», в смысле), кстати, тоже показывают работу — Юрковский инспектирует, смерть-планетчики аннигилируют астероиды, попутно «держа ось»…


                        1. Zangasta Автор
                          04.06.2018 12:02

                          Еще раз — медленно и по буквам.
                          Показать работу — это окунуть в процесс. Показать как Юрковский инспектирует — это уделить процессу инспекции пару страниц — как он получает и обрабатывает документы, как получает агентурные данные, как ведет переговоры, как проводит саму инспекцию.
                          У АБС — этого нет. У них работа Юрковского — как и работа Привалова — просто заявлены. Для примера сравним с Лемом — который в Солярисе дает подробный экскурс в историю вымышленной науки и показывает как мыслит герой-ученый.
                          Я не говорю, что книги АБС от этого плохи — они не ставили перед собой цели показать «процесс изнутри» — их книги просто о другом. Не «научная фантастика» а просто «фантастика».


                          1. JC_IIB
                            04.06.2018 12:08

                            как ведет переговоры, как проводит саму инспекцию.


                            Ну, как он проводит инспекцию все же показано, просто на более высоком уровне, без деталировки. А смерть-планетчики, а фазоциклер?
                            Хотите еще пример? «Сказка о Тройке», работа ТПРУНЯ там показана на отлично, в деталях, хоть и несколько… ммм… своеобразная она. Они ведь все это делали от души.

                            Лем не самый мой любимый автор, я честно прочел «Солярис», пожал плечами и отправил его обратно на полку.


                  1. exehoo
                    04.06.2018 12:15

                    Вообще — если читать внимательно, то собственно трудятся в повести — проводят эксперименты, три персонажа — Корнеев, Седловой и Выбегало.

                    Не могу с вами согласиться, коллега, ибо даже при беглом взгляде видны также эксперименты с пятаком, умклайдетом, попугайчиком (сопровождается наглядным изображением работы команды при мозговом штурме), обсуждения направлений профильной деятельности предприятия и возможностей ее оптимизации, работа в ИВЦ, предотвращение аварии во время эксперимента, испытание машины времени, а также деятельность административно-хозяйственого персонала и руководящая работа непосредственно товарища Невструева. =)


                    1. JC_IIB
                      04.06.2018 12:18

                      Кота. Кота забыли.

                      «Труд, труд и труд, — сказал он. — Только труд!
                      Он снова заложил лапы за спину и пошел влево от дуба, бормоча:
                      — Дошло до меня, о великий царь, что в славном городе Багдаде жил-был портной, по имени… — он стал на четвереньки, выгнул спину и злобно
                      зашипел. — Вот с этими именами у меня особенно отвратительно! Абу… Али… Кто-то ибн чей-то… Н-ну хорошо, скажем, Полуэкт. Полуэкт ибн… мнэ-э… Полуэктович… Все равно не помню, что было с этим портным. Ну и пес с ним, начнем другую...» (С)


                      1. exehoo
                        04.06.2018 12:21

                        Котики — наше всё! =)


                    1. Zangasta Автор
                      04.06.2018 12:22

                      эксперименты с пятаком, умклайдетом, попугайчиком

                      Это хорошо и забавно — но, не является трудом. Я согласен — с тем, что описано именно советское НИИ — если бы Вернер фон Браун позволял в своей команде отвлекаться на эксперименты с пятаком, умклайдетом и попугайчиком, первыми людьми на Луне стали бы китайцы.


                      1. exehoo
                        04.06.2018 12:33

                        *представив себе «Понедельник...», написанный с полнейшей серьезностью и с пространными, детальными описаниями всех лабораторных процессов*
                        Брррррр.
                        Вообще есть такой отдельный жанр — фейковые квазинаучные статьи. Они довольно косвенно относятся к научной фантастике, да и к художественной литературе их можно причислить с большой натяжкой, но под ваши требования они подходят идеально!


                        1. Zangasta Автор
                          04.06.2018 12:37

                          *представив себе «Понедельник...», написанный с полнейшей серьезностью и с пространными, детальными описаниями всех лабораторных процессов*
                          Речь о настрое коллектива. Просто сравним два вымышленных НИИ — из Понедельника и из Скрытых Фигур (недавнего фильма). В обоих случаях «понедельник начинается в субботу» — но в одном случае у коллектива есть цель, и мы видим их усилия в достижении цели, во втором случае мы понимаем, что герои и в субботу, придя на работу будут стенгазету рисовать и чаи гонять.
                          А детали — чем конкретно коллективы занимаются — тут не важны. И там и там это фоном.


                          1. exehoo
                            04.06.2018 12:56

                            Мне не доводилось смотреть «Скрытые фигуры», но почему вы ставите Стругацким в упрек то, что описанный ими коллектив НИИЧаВо неоднороден, состоит из разных отделов и занимается совершенно различными задачами, а не одной на всех, как вам, похоже, хотелось бы?
                            Я отчетливо вижу на примере Хунты и Киврина, Ойры-Ойры и Корнеева, что у коллективОВ есть целИ, и мы видим их усилия в достижении целЕЙ. Жаль, что вам этого не видно


                            1. Zangasta Автор
                              04.06.2018 13:17

                              Жаль, что вам этого не видно
                              Остановимся на этом.
                              Всегда неприятно, когда кто-то критикует твою любимую книгу — это как будто бы нападают на друзей. Чтож — Понедельник и моя любимая книга. Было время, когда я читал её по кругу — так захватил меня их вымышленный мир. И то, что я сейчас смотрю на ПнВ немного другими глазами — означает только одно. Я стал старше. Стал начальником отдела. Изменилась ответственность — изменились цели, изменился взгляд на работу. И то, что я вижу в книге то, что, что не закладывали туда авторы, наверно, не мой плюс, а мой минус.


                              1. exehoo
                                04.06.2018 13:24

                                Подождем, когда вы станете руководителем НИИ =)


            1. Vsevo10d
              03.06.2018 19:01
              +1

              Ну вот недавно перечитывал «Фиаско» Лема, как раз там мне понравилось проработанное описание всего-всего, начиная от геологии заканчивая перекликающимся с недавней статьей про «встряхнуть черную дыру» эпизодом. Там космический корабль должен был сократить время путешествия за счет искривления пространства-времени, которое обеспечили бы выстрелом мощной одноразовой пушки с орбиты черной дыры.
              Про всякие мелкие подробности вроде описания астроинженерного запуска того самого корабля путем остановки вращения Титана и превращения его в стартовую площадку из гигантских лазерных пушек я вообще молчу, читать так же тяжело, как и круто!


              1. CaptainFlint
                03.06.2018 19:10

                К сожалению, «Фиаско» не читал, поэтому прокомментировать не могу. Но, как я написал, если описание технологии нужно для сюжета, я ничего против него не имею. Или для атмосферности. Или для демонстрации характера персонажа, который обожает доставать всех занудными поучениями. Или… да мало ли, для чего! Моя претензия была лишь к тем описаниям, которые никакой роли не несут, а добавлены просто так, потому что автору вот просто невмоготу хочется поболтать о технике, а не с кем, все знакомые уже наслушались по горло и разбежались. (Шучу, понятно, но в каждой шутке…)


                1. Zangasta Автор
                  03.06.2018 21:28

                  Моя претензия была лишь к тем описаниям, которые никакой роли не несут
                  Очень часто замечаю за собой, что слежу за подобными описаниями больше, чем за линейным простеньким сюжетом и никакими персонажами.


                  1. CaptainFlint
                    04.06.2018 00:22

                    Ну, если вся ценность произведения исключительно в какой-то технической или научной задумке… Нет, я и сам в детстве подобные книжки глотал пачками и хотел ещё, так что свою аудиторию оно найдёт. Но со временем вкусы у меня всё-таки сильно сместились.


        1. Fullmoon
          03.06.2018 18:47

          В «Астровитянке» Горькавый несколько переборщил с научпопом (не говорю про прочие проблемы сюжета). Местами неплохо, местами „два прозрачных человека“. Например, в самом начале, эпизод с ячейками Бенара.

          Хотя возможно, это я не умею читать детскую литературу, а в соответствующем возрасте она заходит на ура.


          1. CaptainFlint
            03.06.2018 19:01

            Естественно, там есть свои проблемы и недочёты. Да и где их нет? Просто топикстартер посетовал на отсутствие определённого типа фантастики, а эта книга, как мне кажется, в обозначенные рамки укладывается, и, несмотря на свои недостатки, в целом является вполне неплохой книженцией (на мой взгляд, конечно).


            1. Fullmoon
              03.06.2018 19:24

              А, это вы про отсутствие вообще. Тогда да.

              И то, первая книга вышла в 2008 году, и до сих пор вспоминают только одну её, как Событие.


          1. JC_IIB
            04.06.2018 01:07

            В «Астровитянке» Горькавый несколько переборщил с научпопом


            В «Астровитянке» он просто переборщил. Где-то к концу первой трети от немеряной крутизны героини начинает сводить скулы. Собственно, я дропнул, мне стало скучно читать эту мэрисьюшную писанину.


            1. Fullmoon
              04.06.2018 09:21

              не говорю про прочие проблемы сюжета

              Так-то да, и мерисьюшность, и очередная перепевка «Гарри Поттера», и интересные социоэкономические представления...


              Но любим мы его не за это ©.


      1. killik
        03.06.2018 15:49

        молодая русская бьюти-блогер в составе китайской лунной миссии
        Родом из Якутска ;)


        1. Zangasta Автор
          03.06.2018 16:03

          Нет. Здесь будет не «Приходит как-то ночью к МаоДзену Фантомас и говорит: „Раскидала нас судьба, Василий Иванович“.Все железно обоснованно. Кто, почему и зачем.

          Зы Сами китайцы, естественно, никакой блогерши (какое неприятно слово) на своем корабле не ждут.

          — В моём плане по доставке тебя на Луну не должно быть никаких сбоев. Я не отпускаю события на волю случая – у меня всегда есть способы направить участников к предусмотренным планом действиям. Еще раз повторяю – сбои в выполнении плана исключены.
          — Ты не ответил на вопрос — зачем тренировка по всплытию.
          — Тренировка даст тебе шанс выжить, если китайцы выбросят тебя из корабля в космос без скафандра.
          — А…э… о… — Только и смогла просипеть я.
          —… если они решатся на это, решение не будет спонтанным. А если и будет – то ты сможешь сопротивляться некоторое время. Кусаться, царапаться, цепляться за переборки. Таким образом, у нас будет несколько минут, чтоб подогнать шатл. Потом ты сделаешь глубокий выдох, откроешь люк и прыгнешь в сторону от корабля. Шатл тебя подберет, закроет створки отсека и восстановит атмосферу. После тренировок на всплытие ты будешь уметь правильно выдыхать оставшийся воздух, чтоб не травмировать легкие. Ты выживешь.
          — Это вообще возможно? — спросила я, немного придя в себя.
          — Конечно. Во время тренировке в бассейне твоё тело испытает снижение давления с трех атмосфер до одной. На целых две атмосферищи, Даша! В вакууме тебе нужно будет недолго перетерпеть снижение давления всего-то на одну крохотную атмосферку. И совсем недолго.
          — Я не про это. Это вообще возможно, что китайцы выбросят меня в космос со своего корабля? — В моём голосе звучал неподдельный испуг. Я впервые задумалась, в насколько шатком плане я участвую.
          — Сценарий «Выкинь Дашу на мороз» — относится к возможным, а не к вероятным, — терпеливо, как маленькой девочке объяснил ОО. — Неужели ты думаешь, что мы пустим события на самотёк? В смысле, предоставим право решать – брать тебя на борт или нет самим тайконавтам? По соображениям секретности, я не буду рассказывать тебе всё, просто помни – я ничего не оставляю на волю случая. А тренировки ты проходишь только потому, что я стремлюсь предусмотреть все случайности. Предотвратить их невозможно, а вот подослать соломки, чтоб не было больно падать, я могу.


          1. JC_IIB
            03.06.2018 16:31

            — Тренировка даст тебе шанс выжить, если китайцы выбросят тебя из корабля в космос без скафандра.


            «Сделайте глубокий вдох», Артур Кларк.


            1. Zangasta Автор
              03.06.2018 16:38

              Да, аллюзия именно на это — но, согласно современным научным данным — нужно делать как раз ГЛУБОКИЙ ВЫДОХ. Глубокий вдох тебя убьёт.


              1. killik
                03.06.2018 17:49

                Вроде как при таком экстремальном спорте дышать надо чистым кислородом при 0.2 атмосферы. Вроде даже двадцать секунд сознания обещали ;)


          1. killik
            03.06.2018 19:22

            нас будет несколько минут, чтоб подогнать шатл.

            Суровый стелс? Незаметно за несколько минут подогнать челнок даже посреди обломков Звезды Смерти не получится, КМК.


            1. Zangasta Автор
              03.06.2018 21:24

              События происходят в условном 2022 году.
              Экипаж «Нефритового странника» — корабля, созданного чтоб доставить на орбиту Луны посадочный модуль «Чанъэ» может обнаружить шатл, который оставил Дарью на орбиту только визуально — и эту проблему довольно просто решить — просто отлетев на несколько километров и повернувшись к «Страннику» темной стороной.
              Впрочем, это уже спойлеры пошли.


  1. denisgrim
    03.06.2018 14:13

    Прекрасный рассказ! Держал в напряжении с самого начала до самого конца!
    Похоже, вдохновлялись этим обсуждением:
    http://forums.balancer.ru/tech/forum/2011/04/t81961--gibel-ot-argona-i-drugikh-tyazhyolykh-gazov.html


  1. killik
    03.06.2018 15:33

    Отлично! В последнее время как-то много историй о задохнувшихся в колодцах семьями, можно ли вывести мораль — не лезь в колодец без страховки? Ну и немного странно, что для исследования подвала ни разу не пригласили спелеологов.


    1. Zangasta Автор
      04.06.2018 11:44

      … можно ли вывести мораль — не лезь в колодец без страховки?
      Идею этой сказки
      А может и не сказки
      Поймет не только взрослый
      Но даже карапуз
      Не спорьте и не прыгайте
      Не пойте не пляшите
      В кессонах непроветренных
      Где мог скопился газ.


  1. george3
    03.06.2018 15:47

    Весьма достойный сюжет и язык. Надеюсь на этом не остановитесь. А то кроме В. Пелевина читать нечего. А так еще и Вас буду!


  1. killik
    03.06.2018 15:53

    Немного по сатире — 282 весьма щшипает, а 228 нету.


  1. reci
    04.06.2018 12:32

    Замечательный рассказ, даже обозначенные в комментариях стилистические ошибки и опечатки не портят его. Спасибо!


  1. roscomtheend
    04.06.2018 14:39

    Капитализм, капитализм… при социализме тоже находили рабочих(или не рабочих — кто там разберёт через столько лет) за кирпичной кладкой при ремонте котлов.