В Naumen мы сами организуем техническую конференцию. Мы назвали ее Devel Camp (от «developer»). Для наших сотрудников она стала хорошей альтернативой открытым профессиональным конференциям.

Основное отличие внутренней конференции от открытой – мы обмениваемся мнениями о том, что относится только к нашей компании. Если какие-либо технологии и процессы обсуждаются, значит, это уже используется у нас или может быть применено (по мнению наших сотрудников, а не внешних экспертов).

На конференциях другого формата участники обычно боятся показать себя или свою компанию недостаточно продвинутой или компетентной. На Devel Camp это неактуально – мы максимально открыто обсуждаем все, что происходит в компании.

И, конечно, у нас нет явной или завуалированной под доклады рекламы.

Действительно ли нужны внутренние конференции? В чем профит для сотрудников, докладчиков, организаторов и компании? Как подобрать доклады и сделать конференцию интересной? Мы надеемся, что наш опыт может быть полезен для вас.




Devel Camp в цифрах




Немного о Devel Camp


Мы проводим Devel Camp 2 раза в год (весной и осенью).

Конференция состоит из нескольких треков:
  • в технический трек мы отправляем доклады, которые будут интересны программистам и инженерам;
  • в аналитический – собираем доклады по управлению проектами, аналитике и управлению требованиями, тестированию и разработке пользовательского интерфейса;
  • в общий трек собираются доклады, касающиеся жизни в компании, коммуникациях, управлении и бизнесе. Доклады в этом треке должны быть интересны любому сотруднику компании.

Как подбираем доклады


Подбор докладов начинается примерно за полтора месяца до конференции. Их отбором занимается группа программных директоров – наши сотрудники с большим опытом участия в конференциях. В этом году в программный комитет вошли:
  • Александр Чернин – программный директор Devel Camp, руководитель группы роботизированных сервисов в Департаменте контактных центров;
  • Юрий Калеми – программный со-директор Devel Camp, архитектор группы разработки в Департаменте контактных центров;
  • Светлана Аюпова – программный со-директор Devel Camp, руководитель направления интернет-маркетинга в Департаменте облачных технологий.

Задача комитета – найти доклады и помочь докладчикам подготовить выступление, материал которого будет полезен слушателям.

Поиск докладов состоит из нескольких этапов:
  1. Корпоративная рассылка письма с объявлением подготовки к Devel Camp. В нем мы пишем сотрудникам «если вам есть о чем рассказать, свяжитесь с организаторами». В итоге 70% заявок на доклады приходят к нам в ответных письмах.
  2. Еще есть доклады, которые находит программный комитет, – 20%. Мы знаем про какие-то проекты, которые считаем значимыми для компании, и целенаправленно идем просить коллег рассказать о них.
  3. Часть тем остаются нераскрытыми с предыдущего Devel Camp: нереализованные идеи или развитие уже рассказанных историй. Это ещё 5%.
  4. Отдельно согласуется 1-2 доклада от руководителей компании.

После прослушивания докладов мы их распределяем по трекам.

Критерии отбора докладов:
  • интересный материал (чтобы слушатель сказал: «Может быть, это не имеет ко мне отношения, но клево, что ребята этим занимаются! У них интересные и нужные задачи! Они молодцы»);
  • отражение глобальных трендов в разработке программных продуктов, которые уже добрались до нашей компании или вот-вот доберутся;
  • темы, которые не предполагают глубокого погружения в какую-либо технологию или область знаний.



Мы стараемся делать доклады длительностью 15-20-25 минут. Для рассказа в стиле сторителлинга этого достаточно, а для глубокого технологического доклада маловато. Во втором случае мы предлагаем сотрудникам поделиться краткой версией доклада или просто зацепить слушателей темой, а полную версию рассказать отдельно на какой-нибудь ближайшей конференции или митапе, например, Java User Group. Или просто сделать отдельный доклад в офисе.

Отдельные доклады и митапы – это важно, потому что мы не ограничиваем активность сотрудников по обмену знаниями рамками Devel Camp. Наоборот, мы хотим быть катализатором для активностей внутри компании и за ее пределами.

С какими трудностями сталкиваемся


Основная трудность при отборе и подготовке докладов в том, что носителями знаний часто бывают сотрудники без опыта публичных выступлений. Мы стараемся не отсекать их от участия, а, наоборот, прикладываем максимум усилий, чтобы помочь улучшить доклад. На это уходит львиная доля времени программных директоров при подготовке. Один и тот же доклад можно рассказать очень хорошо, а можно – и вовсе отвратительно и непонятно.

Ещё одна трудность – когда докладчик стремиться сделать тему как можно более узкой и профессиональной (это подойдет только в том случае, когда публика однородная, но это не наш случай).



Сколько времени тратим на подготовку


Календарного времени на подготовку уходит около полутора месяцев. Но, конечно, большая часть работы делается в последние две-три недели, когда проходят предварительные прогоны докладов.

Еще огромную работу выполняют HR-менеджеры, на них – вся организационная составляющая с бронированием, логистикой, кейтерингом, типографией и т.п. Это только кажется, что в конференции главное – это контент. На практике – мелочей в этом деле нет.

В чем видим профит от внутренней конференции для организаторов, докладчиков и сотрудников




Для чего внутренняя конференция нужна компании


Мы в Naumen считаем, что нельзя внедрять новые технологии по указке сверху. Наш Генеральный Директор не выпускает приказы, типа «что с первого августа во всех проектах компании будет использоваться машинное обучение». В проекте или продукте определенная технология появляется не раньше, чем менеджеры и разработчики осознают, что эта технология действительно необходима, и она решает какие-то проблемы клиентов.

Поэтому очень важно, чтобы те группы, которые первыми получили новый опыт, рассказали о нем. А другие группы могли попробовать перенести этот опыт к себе и не бояться неудач. Успехи коллег – это отличный мотиватор. И Devel Camp в этой истории – неплохой катализатор.

Также важно, чтобы сотрудники знали, чем занимаются их коллеги. Наличие горизонтальных связей в компании невероятно важно: знания и опыт будут распространяться намного быстрее (все знают специалистов по каким-то задачам или технологиям из других отделов. И в случае необходимости всегда понятно к кому обратиться).

Кроме того, Devel Camp позволяет поближе познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке сотрудникам из разных проектов и городов.

И хочется верить, что Devel Camp повышает вовлеченность сотрудников в жизнь компании, что в конечном итоге положительно влияет на лояльность к работодателю.

Чего не ждем от внутренней конференции


Мы не воспринимаем Devel Camp как профессиональное обучение. Это способ узнать что-то полезное и новое. У нас слишком разношёрстная публика: аналитики, разработчики разных направлений, тестировщики, маркетологи, руководители проектов и так далее. Чтобы углубиться в отдельные темы, конференция должна быть очень узкой и дробиться на десять треков. В последний раз в техническом треке у нас были доклады от инженера сопровождения, разработчика Java, тестировщика, разработчика мобильных приложений и DevOps’а.

Как меняются темы докладов


Темы, безусловно, меняются, поскольку технологии развиваются и Naumen развивается вместе с ними.

Несколько лет назад для нас был актуален активный переход на TDD (Test-Driven Development), многие наши продукты проходили через редизайн интерфейса, мы начинали активно использовать облачные решения и упаковывать свои решения как облачные.

В последние годы мимо нас не прошёл хайп Machine Learning. Сейчас уже очевидно, что от этой темы все устали и не хотят слушать только теорию. Нужны практические результаты внутри компании, и мы этим занимаемся.

Сейчас для нас приоритетна разработка продуктов и проектов в концепции «цифровой трансформации бизнеса». Это значит, что мы должны не просто прийти и автоматизировать бизнес-процессы клиента «как есть» или «как надо», а помочь ему изменить бизнес с помощью новых технологий.

Для нас актуально развитие продуктов на основе CX/UX, тестирование гипотез, перенос фокуса с backend- на frontend- и mobile-разработку, машинное обучение и готовность наших данных к анализу.

Но, конечно, на горизонте 5-10 лет нас ожидают и другие значимые преобразования.

Что нового хотим привнести


Планируем сделать что-то вроде пособия или урока по хорошему докладу. Объяснить, что 10 слайдов с теорией мелким шрифтом – плохо, а один живой и яркий пример – хорошо. Что читать тексты со слайдов – плохо, а пошутить для разрядки – хорошо. Что говорить лучше простым языком, а слайды делать понятными. Уверены, что такие простые истины сразу поднимут уровень докладов.



Ну, и ещё :)


И еще мы хотим, чтобы вокруг Devel Camp возникали группы по интересам со своими митапами, семинарами, блогами, чатиками, посиделками… Чтобы у сотрудников было желание общаться со своими коллегами. Это важно, полезно и круто.

Комментарии (3)


  1. Wolonter
    13.06.2018 15:30

    Корпоративная рассылка письма с объявлением подготовки к Devel Camp. В нем мы пишем сотрудникам «если вам есть о чем рассказать, свяжитесь с организаторами». В итоге 70% заявок на доклады приходят к нам в ответных письмах.

    Ох, обманываете, ох врете. Помнится, работал только персональный подход и индивидуальные нападения на потенциальных докладчиков. Или с 2014 года ситуация кардинально поменялась?:)

    Классная конференция с неплохим качеством докладов. Гостей, кстати, перестали приглашать? А то я б рассказал чего. Могу на заданную тему. ;)


    1. eermoshina Автор
      13.06.2018 15:48

      Все верно, ситуация поменялась :) Среди всех докладчиков — 70% проявляют сами инициативу.

      На внутреннюю конференцию гостей не приглашаем. Но мы рады будем видеть вас на мероприятиях, которые проходят при поддержке нашей компании. Например, JUG.EKB. Там, кстати, можно и рассказать свой доклад. Интересно? :)


      1. Wolonter
        13.06.2018 16:20

        На внутреннюю конференцию гостей не приглашаем.

        Жаль, что перестали.

        На jug не очень, не мой формат.