image Владельцам бизнеса стратегически важно использовать интернет-технологии с максимальной выгодой. Если вы сделали сайт или приложение, то сегодня сами по себе они уже не будут конкурентным преимуществом. Бизнес должен быть знаком с последними технологическими трендами и уметь использовать их для своего развития, только тогда можно быть на шаг впереди конкурентов. Одним из таких трендов является автоматизация бизнес-процессов с помощью облачных веб- и мобильных приложений.

Цифровая трансформация все больше проникает во все сферы нашей жизни, а доля мобильных пользователей неуклонно растет в общем интернет-трафике. Сегодня уже в порядке вещей с помощью смартфона вызвать такси, заказать пиццу, купить билет или записаться к врачу.

Я занимаюсь веб-разработкой уже десять лет и руковожу ИТ-компанией по аутсорс-разработке. В этом материале хочу рассказать о технологических трендах, на которые стоит обратить внимание бизнесу, и как они могут помочь ему в развитии.

Размытие границ между платформами


Самый свежий тренд – максимальная адаптация веб-приложений под любые платформы. Пользователь хочет чувствовать себя привычно, используя приложение в браузере, мобильном или десктопном приложении. Хороший пример адаптации показали Slack и Skype, эти приложения одинаково работают на всех платформах. Поэтому все больше набирает популярность разработка кроссплатформенных решений и PWA (Progressive Web Apps).

PWA – это веб-приложения, которые по ощущениям и пользовательскому опыту напоминают мобильные приложения, но их не надо устанавливать, они работают во всех браузерах, пользователи могут сохранять к ним доступ при помощи закладок или в виде иконки приложения на рабочем столе. Такие приложения не надо искать в магазине, а потом скачивать их – они доступны по ссылке в один клик.

Из-за перенасыщения рынка мобильные приложения теряют свою привлекательность, поэтому разработка PWA может стать отличной альтернативой, но необходимо учитывать, что возможности таких приложений уступают нативным. Если у вас сложный продукт или услуга, то все же стоит сделать отдельное приложение.

Облачные решения вместо разработки с нуля


Успешный бизнес без гибкости и прозрачных процессов имеет мало шансов на выживание в современном мире, особенно в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо иметь инструменты для управления и контроля бизнес-процессами. Для этого существуют готовые сервисы, но часто они полностью не решают все необходимые задачи, и приходится разрабатывать свои инструменты.

Хорошим решением для создания таких приложений будет использование облачных технологий. Такие сервисы позволяют быстро пробовать и внедрять новые решения за счет того, что не нужно долго и дорого разворачивать необходимую инфраструктуру, так как облака предоставляют необходимый набор инструментов из коробки. Можно очень быстро создать и запустить приложение, не написав ни одной строчки бэкенд кода, и не заниматься настройкой базы данных. Например, вам нужно собрать статистику по работе отдела, а сбором этих данных занимаются сторонние сервисы, у которых есть открытые API. В таком случае можно создать программу для получения и конвертации необходимой информации и ее вывода в читабельной форме.

Самыми популярными облачными сервисами для создания логики приложения сегодня являются: Google и Azure Functions, AWS Lambda. Существуют фреймворки, которые упрощают работу с облаками, хорошим примером является Serverless, который позволяет писать код у себя на локальном компьютере, а само приложение будет работать в облаке. Такая логика позволяет сфокусироваться на написании приложения, а не на разворачивании и настройке инфраструктуры.

По-моему мнению, это направление будет только развиваться и набирать обороты.
Облачные вычисления более надежны и позволяют быстро наладить работу и прозрачный процесс доступа к данным с минимальными трудозатратами. Не нужно настраивать инфраструктуру: поднимать базы данных, покупать хостинг и настраивать конфигурацию сервера. За счет интеграции с популярными мессенджерами или CRM, можно контролировать состояние вашего бизнеса в режиме реального времени и получать своевременные уведомления о проблемах или успехах.

Контроль клиентского опыта


Бизнес должен уметь обрабатывать полученные данные, знать предпочтения своего клиента и быстро отвечать на интересующие его вопросы. В этом помогают сервисы по обработке и анализу больших данных и машинное обучение.

Если несколько лет назад такие решения стоили больших денег и требовали высококвалифицированных специалистов, то сегодня технологические гиганты Google, Microsoft, Amazon предоставляют облачные сервисы для решения этих задач.

Например, раньше для того, чтобы создать и обучить чат-бота, который сможет выдавать релевантную информацию на запросы клиента, нужно было искать редких специалистов в области машинного обучения или покупать дорогие решения. Сегодня можно воспользоваться облачным сервисом, и, обладая минимальными знаниями в области машинного обучения, обучить свое приложение и при помощи API распознавать клиентские запросы и выдавать релевантные ответы.

Сервисы по машинному обучению и работе с большими данными продолжают развиваться, и думаю, что на них спрос будет только расти, так как они позволяют повысить конкурентное преимущество с минимальными вложениями.

Высокая скорость работы приложения


Очень важными для бизнеса параметрами являются скорость работы веб-приложения и его юзабилити. Самое ценное, что есть у людей, – время, поэтому старайтесь, чтобы ваши приложения и сайты работали быстро. Современные фреймворки и технологии позволяют значительно увеличить скорость работы веб-приложения.

Если вы хотите, чтобы ваше приложение было быстрым, необходимо создавать так называемое одностраничное приложение SPA (Single page application), которое позволяет использовать сайт без полноценной перезагрузки страниц. Быстрая работа сайта и ощущение целостности приложения при переходе между разделами увеличивает лояльность клиента и время посещения на сайте.

Существует два подхода для реализации одностраничных приложений: с клиентским рендерингом (CSR – client side rendering) и серверным рендерингом (SSR – server side rendering).

В первом случае, для отображения и работы веб-приложения сначала нужно загрузить все тяжеловесное приложение, и только затем запустится механизм отображения страницы с данными. Это дает задержку в отображении, кроме того мы скачиваем все приложение целиком, даже если сейчас нам не нужен код по управлению другим разделом. Так как все отображение данных на странице генерируется javascript-ом в браузере, то большинство поисковых ботов не могут прочитать информацию, находящуюся на странице и не правильно индексируют страницы, что влияет на выдачу в поиске.

Во втором случае (SSR), сервер подготавливает страницу на своей стороне, потом отдает браузеру уже готовую страницу с данными, и только затем загружает основное приложение, которое навешивает события и делает страницу интерактивной. Мы сразу видим страницу с данными, поисковые боты счастливы. Можно не загружать все приложение целиком, а подгружать его по мере необходимости.

В зависимости от задачи, мы в компании используем оба подхода. Для реализации серверного рендеринга используем Angular Universal или Next.js.

Сервисы для управления контентом


Для управления контентом на сайте долгое время использовали классические CMS типа Wordpress или Drupal. Эти системы по-прежнему живут и пытаются развиваться, но по своей архитектуре и процессу обработки данных они устарели и по сегодняшним меркам очень медленные.

Уже существует более быстрая и гибкая альтернатива – Headless CMS, которая позволяет использовать один контент для разных платформ и не привязана к сайту напрямую, а используют API-интерфейс. Для управления контентом я бы рекомендовал использовать сторонние популярные облачные сервисы типа Contentful или Prismic, или опенсорсный аналог Strapi, который можно разместить на своем хостинге. Сейчас они самые популярные и решают большой спектр задач. Например, с их помощью можно легко развернуть стандартный сайт с информацией, сделать простой блог, списки услуг или товарные галереи. Не нужно искать плагины и думать о хранении, не нужно поднимать базу данных и иметь свой хостинг.

Заключение


Мир меняется очень быстро, чтобы бизнесу оставаться конкурентоспособным, нужно быть в курсе последних технологических новинок, придумывать киллер-фичи и быстро внедрять их в свою работу. Технологии уже позволяют вполне за разумные деньги добиться хороших результатов: быстро попробовать гипотезу, создать MVP, используя облачные решения, и оперативно его протестировать. Даже если гипотеза не сработает и продукт не пойдет – вы сэкономите свои время и деньги.

Комментарии (0)