Коротко. Цель ND-фильтров – уменьшение количества света, попадающего в на матрицу, поэтому их можно назвать солнцезащитными очками вашего дрона.



ND фильтр обеспечивает снижение количества света, который попадает на матрицу, обеспечивая более длительную экспозицию. Уменьшение количества света может быть необходимо в нескольких случаях. Например при съемке в горах, где много снега, либо при съемке на песчаных пляжах. В таких ситуациях минимальной выдержки камеры может не хватить, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. Кроме того, ND фильтры могут быть использованы, чтобы подчеркнуть движение (например, капель водопада) или придать изображению более мягкий сюрреалистический вид или даже убрать динамические объекты с пейзажа. Использование фильтра для коптера поможет настроить необходимую экспозицию при съемке рек, водопадов и других «движущихся картинок».

ND фильтр — это не просто лист затемненного стекла, размещаемого перед объективом камеры. Качественный светофильтр должен снижать уровень света, при этом не оказывать влияния на контраст, провоцировать появление бликов и самое важное влиять на резкость и детализацию. Поэтому выбор производителя фильтров крайне важен. Недорогие наборы фильтров, производимые небольшими компаниями могут не отвечать всем требованиям и одновременно со снижением количества света «дополнять» изображение лишними бликами и переотражениями. Поэтому важно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя производителя.



Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

Но куда большее значение ND фильтры имеют для съемки видео. Все дело в том, что современные камеры позволяют снимать с очень короткой выдержкой, которая полезна для съемки четких фото, но наоборот не подходит для съемки видео. При съемке с короткой выдержкой видеоряд может получиться слишком резким и «дерганым». Камеры некоторых коптеров позволяют ограничить количество света при помощи лепестковой диафрагмы (например Phantom 4 Pro/Adv или камеры DJI Zenmuse X4s или X5/7 c полноценными объективами), но даже это не всегда помогает. Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). Поэтому для увеличения выдержки логично и просто использовать именно ND фильтры. Таким образом мы имеем возможность снимать видео на требуемой для получения «киношности» выдержке в районе 1/100-1/120, при этом не закрывая диафрагму больше необходимого и не рискуя получить размытое изображение.

Нейтральные фильтры различаются по силе затемнения. Чем выше плотность фильтра, тем меньше света он пропускает в кадр.

ND фильтры помогут сделать эффектные фотографии воды – бушующая горная река мгновенно превращается в молочную пену. И сделать подобный снимок


При этом владелец коптера может сделать такой снимок даже в солнечную погоду.

Показатель f-stop – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. А если простыми словами, то чем больше число «F-stop», тем меньше света попадет в объектив. Это позволит Вам лучше контролировать экспозицию изображения или видеоматериала, которые Вы пытаетесь захватить в полете.

Чтобы узнать, как различные модели фильтров ND соотносятся с уровнем «F-stop», см. таблицу ниже.


Кроме ND фильтров существует множество фильтров для вашего дрона, и все они дадут разные результаты:


CPL/PL — это фильтры имеющие поляризационный слой и позволяющие убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п. (кроме металла). Кроме того, такие фильтры способны усилить цвет неба и листвы, но нужно помнить, что работают они только под определенным углом.



Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Если солнце находится сзади коптера или наоборот светит в объектив, то действие фильта будет практически не заметно или не заметно совсем. Кроме того, любой поляризационный фильтр имеет некоторый процент затемнения, это также стоит учитывать при съемках на закате или восходе для контроля выдержки и чувствительности.


Градиентные фильтры — это фильтры, имеющие плавное затемнение от одной стороны к другой. Такой фильтр можно считать разновидностью ND фильтра, но обеспечивающей плавный переход от затемненной части к полностью прозрачной. Такой фильтр можно использовать, чтобы затемнить небо, сохранив при этом яркость на земле. Например такое может пригодиться при полете над лесом в ясный день. Нижняя более светлая часть даст проработку деталей деревьев, а верхняя часть будет затемнена.

Серия PolarPro Gradient это отличное решение для съемки пейзажей. Используя обычный ND фильтр, Вы можете правильно выставить параметры съемки только для неба или только для земли, с градиентным фильтром Вы можете получить наиболее широкий динамический диапазон.

ПОМНИТЕ: использование конкретно фильтра может частично отражать ваш стиль как оператора или фотографа. Поэтому выбирайте тот, который вам подходит.

Если подытожить, то простые в использовании быстросъемные фильтры, могут помочь Вам получить качественные и красивые кадры и минимизировать количество последующей обработки в редакторе. Нейтральные фильтры не только не помешают любителям аэрофотосъемки и видеооператорам, но и помогут поднять качество материала на более высокий уровень.

Для тех кто задумался о покупке, мы сделали подборку фильтров по моделям фильтры для DJI Mavic Air, DJI Mavic Pro, DJI Phantom 4 Pro, DJI Spark.

PS. Приносим извинения за предыдущую редакцию статьи. Статья была обновлена.

Комментарии (27)


  1. kAIST
    13.07.2018 17:37
    +1

    Не ожидал я такого от компании, которая занимается коптерами.
    ND фильтры на коптерах нужны прежде всего для съёмки видео — чтоб уменьшить выдержку до правильного значения (в два раза короче частоты кадров). От этого получается более плавная и "кинематографическая" картинка.
    А снимать на длинной выдержке водопады с комптера…


    1. An_private
      13.07.2018 17:42
      +1

      уменьшить выдержку

      Увеличить.


      1. kAIST
        13.07.2018 18:13

        Да да, вы правы "опечатался".


  1. f1inx
    13.07.2018 17:43

    Ждем статью зачем моему дрону P-IRIS…


  1. DrZlodberg
    13.07.2018 18:52

    CPL/PL — это фильтров имеющие поляризационный слой и позволяющих убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п.
    Только все, кто рекламируют эти фильтры забывают упомянуть, что фильтр ещё нужно настраивать под каждый конкретный ракурс (что несколько проблематично на дроне, если нет задачи сделать один конкретный снимок) из-за чего можно видеть толпы людей, накрутивших и забывших про фильтр, но ожидающих от него волшебного эффекта.
    А с ND-шками играться интересно :)


    1. excentrisitet
      13.07.2018 22:36

      фильтр ещё нужно настраивать под каждый конкретный ракурс

      Полярик действительно нужно настраивать, если речь идёт о затенении неба или не горизонтальных поверхностей. Но поскольку вода сама задаёт горизонт — для удаления бликов на ней положение полярика достаточно настроить единожды и больше не изменять.


  1. Airrr
    13.07.2018 19:32

    Неплохо было бы хоть раз упомянуть nd = Neutral-density.
    И, судя по фоткам, если бы в моём мавике стояло «это», надо было бы «это» незамедлительно убрать в мусорку.
    Попытка выдать баг за фичу не удалась.


  1. sith
    13.07.2018 19:37
    +3

    Заранее извиняюсь за комментарий капитана очевидность, но, может быть кто-то не знал и мой комментарий спасёт кому-то жизнь, ну, или просто сохранит пару сотен долларов в кармане и место в фотосумке.

    Если нет необходимости иметь нужную пару (именно пару, а не по отдельности) выдержка/диафрагма и можно настраивать эти самые выдержка/диафрагма (не все дроны это умеют), то ND не нужен — количество света регулируется диафрагмой или выдержкой. Т.е. для фотографии ND чаще всего избыточен, а тем более целый набор ND.

    В случае с видео всё несколько осложняется тем, что выдержка должна иметь нужное оператору для данной сцены значение (например, 1/24 или 1/48 и т.д.). Если поставить нужную выдержку, то количество света придётся регулировать диафрагмой. Но, обычно, нужна и конкретная выдержка и конкретная диафрагма. Например 1/24 и 1.4 (для малой DOF) в солнечный день. Такая пара даст избыточно много света. На этот случай и нужен ND фильтр (иногда бывает встроен в саму камеру).

    Поляризационный фильтр служит для совсем других задач — просто так совпало, что он тоже тёмный.

    Однако два поляризационных фильтра расположенных друг за другом неплохо работают как ND фильтр переменной силы. Этот эффект, обычно, легко увидеть если взять пару очков с поляризационными стёклами и повертеть их в руках (или одни очки плюс какой-нибудь экран с поляризационным фильтром, например, телефона).

    Т.е. вместо большого набора ND фильтров можно купить 2 «полярика» и накрутить их один на другой регулируя вращением силу затемнения.


    1. excentrisitet
      13.07.2018 22:32
      +1

      Однако два поляризационных фильтра расположенных друг за другом неплохо работают как ND фильтр переменной силы. Этот эффект, обычно, легко увидеть если взять пару очков с поляризационными стёклами и повертеть их в руках (или одни очки плюс какой-нибудь экран с поляризационным фильтром, например, телефона).

      Т.е. вместо большого набора ND фильтров можно купить 2 «полярика» и накрутить их один на другой регулируя вращением силу затемнения.

      В том-то и беда, что и не очень-то хорошо. Я купил такой, думая, что: «это же намного удобнее, чем набор!»
      А потом выяснилось, что и цветовой баланс может быть смещён. И что при максимальном затенении картина получается неравномерной: какие-то углы светлее, какие-то темнее. В общем уж лучше купить два-три ND фильтра с хорошей однородностью, чем надеяться на удобство поляризационного варианта.


      1. sith
        14.07.2018 00:21

        «Полярики» бывают разные. Если купить недорогие, то кроме всего прочего может и итоговое разрешение изображения упасть.
        С одной стороны 2 хороших PL будут стоить дешевле, чем 4 хороших ND и при этом будут ещё и удобнее.
        С другой стороны чем дополнительных стёкол на объективе меньше — тем лучше. Если есть возможность/желание то, конечно, набор ND предпочтительнее.


        1. mx2
          15.07.2018 15:25

          Даже дорогие (300-400+ баксов) фильтры переменной плотности почти все имеют какой-то оттенок, который к тому же почти нереально полностью убрать, т.к. интенсивность этого оттенка зависит от поворота фильтра. И резкость они снижают все, хотя заметно это обычно только на длиннофокусной оптике, и для видео не так критично. Еще из-за толщины вариНД скорее всего придется брать диаметр чуть больше, чтобы ставить на ширики — получается довольно громоздкая штука на конце объектива. И еще полярики превращают некоторые дисплеи и пленочные покрытия (например, на окнах) в цветную мазню и это не лечится кроме как заменой на нейтральный фильтр.
          Короче, штука крутая, но не для дронов, а для каких-то динамичных съемок, или съемок, где нужно снимать на открытой днем плавно на ходу не отключая камеры регулируя освещенность…


          1. sith
            15.07.2018 18:12

            Всё верно. Ещё можно добавить, что у «поляриков» можно случайно сбить «настройку» прозрачности случайно повернув внешний, а у ND фильтра нет.


    1. uzverkms
      15.07.2018 11:29

      2 «полярика» — это фактически vario-ND фильтр. И с этими упражнениями надо иметь в виду, что с неудачными и тяжелыми фильтрами подвес камеры не всегда может пройти инициализацию при включении. Поэтому народ мается с установкой таких фильтров после включения дрона.


  1. Stan_1
    13.07.2018 21:57

    По ощущениям, на одной из фотографий был применен поляризационный, а не ND-фильтр. Это где две рыбки, под таблицей.


    1. Fandir
      13.07.2018 22:20

      Так там так и написано CPL/PL, это и есть полярик, но вообще для меня нейтральный фильтр и поляризационный всегда были разными вещами, а вот видать для автора статьи это не так…


      1. Stan_1
        13.07.2018 22:24

        Ну да. :) Не заметил. Спасибо.


  1. semibiotic
    13.07.2018 22:12

    Полярик, в зависимости от поворота фильтра может не только убирать блики, но и наоборот выделять их, подавляя то что за ними. То есть поляроидный фильтр нужно настраивать на земле, предугадывая условия съемки (наврядли фильтр управляется удаленно).

    BTW. Надеюсь что передняя линза на камере неповоротная, иначе поляроид и вовсе будет бесполезен.


  1. redpax
    13.07.2018 23:00

    Зачем ND если запаса по длинне выдержки достаточно? Укоротил выдержку и вот тебе эффект ND. ND нужен только при статичной съемки движущихся объектов, что по определению не для увадрокоптеров.
    Мало того, что ND не полезен он еще и шумов вам накидает, так, как автоматика быдет пытаться выровнять экспозицию за счет поднятия ISO.


    1. sith
      14.07.2018 00:25

      Зачем ND если запаса по длинне выдержки достаточно?

      Не всегда можно делать короткую выдержку. При съёмки видео — при короткой выдержке появляется эффект «action» съёмки. А на 24(30) кадрах в секунду картинка без смаза (т.е. достаточно длинной выдержки) выглядит плохо при панорамировании.


  1. VT100
    14.07.2018 13:48

    … Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). .....

    Возможно, я неправильно понимаю автора, но, при уменьшении диафрагмы — увеличивается глубина резко изображаемого пространства. Значит детализация должна вырасти?

    image


    1. ookami_kb
      14.07.2018 14:14
      +1

      После определенного значения диафрагмы вступает в действие дифракция, и детализация действительно начинает снижаться.


    1. mx2
      15.07.2018 15:30

      Чем меньше матрица, тем ближе дифракционный предел, т.е. при сильном закрытии диафрагмы картинка начнет мылиться. Кроме того, скомпенсировать яркое дневное солнце где-то в горах или в тропиках до выдержек 1/50-1/100 некоторые объективы просто не позволят в виду конструктивных ограничений, т.к. надо 1/32, например.


  1. uzverkms
    15.07.2018 11:33

    Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

    Конечно же это не так. Эффект ND-фильтра — уменьшение экпозиции кадра. И при обработке снимка этот «эффект» не получится воспроизвести только в случае, если снимок сделан в граничном значении параметра выдержки и уже пересвечен — там просто нет информации в светах для редактирования.
    А вот при съемке видео изменить скорость завтора при редактировании уже снятого видео действительно не получится.


    1. mx2
      15.07.2018 15:31

      Только увеличение, а не уменьшение, и если в кадре что-то двигается, то действительно не получится воспроизвести, не важно видео или нет.


      1. uzverkms
        15.07.2018 15:38

        Тут, конечно, надо быть более точным с терминологией. Если у нас выдержка/диафрагма/чувствительность фиксированы, то ND-фильтр просто уменьшит экспозицию кадра — уменьшит количество света. А вот если у нас задача увеличить выдержку или раскрыть диафрагму при той же экспозиции (количестве света) — тогда ND-фильтр позволяет нам не менять экспозицию при изменении других параметров съемки. Контекст статьи конечно подразумевает именно такое использование.


        1. mx2
          16.07.2018 14:07

          Согласен, я, конечно, имел в виду, что с нейтральным фильтром нужно будет дольше экспонировать кадр для достижения того же ДД.


  1. uzverkms
    15.07.2018 15:38

    При использовании поляризационных фильтров на широкоугольных объективах (а именно такие установлены на дронах DJI) можно словить эффект неоднородности изменения цветового контраста по полю кадра, так как действие фильтра действительно зависит от положения относительно источника света. Так что это не универсальный инструмент.