image
«Пиццерии будущего» появляются по всему миру. На фото – Zume Pizza из Калифорнии

В прекрасной России будущего вы зайдёте в пиццерию, посетите почтовое отделение или банк, возьмёте нужную вещь – и спокойно уйдёте. Не будет никаких очередей. Просто автоматическое списывание денег с вашего счета. При этом качество товаров значительно возрастет, ведь проверять их будут машины, а не человек.

Облачные решения в ближайшие годы изменят мир ритейла. VR, AR, видеоаналитика, нейросети – все эти технологии связаны с облаками и попадают в прямую зону ответственности VSaaS.

«Додо Пицца» – международная сеть пиццерий с интересной структурой прозрачности – открыты данные по прибылям и убыткам, а инвесторы могут в онлайн режиме следить за жизненно важными показателями пиццерий: выручкой, средним чеком, производительностью, расходами.

«Додо пицца» устанавливает видеонаблюдение в каждую пиццерию. Посмотреть трансляцию с камеры может не только Федор Овчинников, а любой человек на сайте «Додо». Видеонаблюдение – часть стратегии открытости и прозрачности «Додо». А еще это инструмент увеличения продаж.

Основа успеха «Додо» – стремление к автоматизации бизнес-процессов. С этой целью в компании создали облачную информационную систему «Додо ИС» и стали глобально менять подход к видеонаблюдению.

Для «Додо» всё началось с простого желания обеспечить порядок и показать клиентам процесс приготовления пиццы. В каждой пиццерии на кухне висит камера. Трансляция ведется через интернет и доступна к просмотру всем.

За последний год камеры в пиццериях из инструмента «живого присутствия», эволюционировали в инструмент сбора данных для видеоаналитики.

«Додо пицца» воспользовалась двумя сервисами, расширяющими возможности видеонаблюдения: платформой Dbrain и детектором очередей Ivideon.

Нейросети DBrain


image

CEO и соучредитель Dbrain – Дмитрий Мацкевич. Несколько лет назад он участвовал в создании чат-бота Icon8, мгновенно обрабатывающего фотографии с помощью нейронных сетей. Пользователь выбирает один из шести стилей, доступных для использования в боте – на старте проекта в 2016 году это удивляло.

Icon8 собрал 7,5 миллионов пользователей – самый популярный на тот момент проект в Telegram, удостоенный грантом от Павла Дурова.

Полученный опыт Дмитрий использовал в DBrain. Компания делает ставку на нейросети и добавляет к ним технологию распределенного реестра.

DBrain представляет собой блокчейн-платформу для совместной работы над созданием «слабого» ИИ. Обучение нейросети предполагает большой объем ручного труда при разметке данных – процесс дорогой и занимает много времени. Команда придумала, как снизить стоимость создания и повысить точность нейросетей: любой человек может за деньги стать «учителем» для нейросети.

image

Обучать сетку очень просто – смотрим на фотографию в приложении и отвечаем, кто же на ней изображен: лисичка, котик, собачка или комок шерсти. Возможно, это самая невероятная интерпретация игры «Корова делает МУУУ».

По запросу «Додо Пиццы» на DBrain разработали приложение на основе машинного обучения, которое контролирует качество приготовления пиццы. Приложение реализовано в виде Telegram-бота, оценивающего пиццу по фотографии. Бот самостоятельно даст оценку продукту от 0 до 10 по ключевому критерию — качеству теста.

image

Бот работает с армией тайных покупателей – это внутреннее сообщество «Додо пиццы», насчитывающее более 50 000 человек. Рейтинг качества пиццерий формируется на основе отчетов покупателей, которые еженедельно оценивают на соответствие стандартам почти 700 пицц. Добровольцы получают за работу Додо-рубли, которыми можно оплатить пиццу при следующем заказе.

Но где же тут видеонаблюдение?

Видеонаблюдение сокращает расходы и полностью автоматизирует работу по составлению рейтинга пиццерий. Для этого достаточно предоставить приложению от Dbrain видеоданные вместо фото. С помощью камеры программа успеет проверить не 2 пиццы в неделю, как обычный человек, а 300 в день – ровно всё, что выйдет из печи.

image

Нейросеть Dbrain сегментировала пиццу на 50 000 фотографиях и научилась искать изъяны в каждом сегменте. Например, если на краях пиццы сетка обнаружит маленькие вздутия, которые практически не заметны человеческому глазу, то сразу «поймёт» о плохом качестве теста. При этом сеть сравнивает каждую пиццу с «идеальной» моделью, созданной на основе данных, которые предоставили тайные покупатели и эксперты, профессионально занимающиеся оценкой качества пиццы.

Детектор очередей Ivideon


image

Компания Ivideon использовала машинное обучение для создания детектора очереди. Детекторов придумали уже превеликое множество, но все они не лишены недостатков. Люди в очереди не ведут себя как статичные геометрические фигуры. Люди переходят с места на место, нарушая работу внешних датчиков, становятся так, чтобы сливаться с фоном или друг с другом, и мешают камере различить объекты.

Машинное обучение позволило выделить из человека «главное» – голову. Считая по головам, удалось добиться практически 100% точности определения наличия человека в кадре. А дальше достаточно просто подсчитать количество людей и прислать менеджеру уведомление о возникновении очереди для мгновенной реакции.

Менеджер получает уведомление и решает открыть еще одну кассу. Или закрывает кассу, на которой скучает ненагруженный кассир.

Другая важная часть сервиса – статистика. Детектор считает количество людей в очереди, строит графики и диаграммы, характеризующие распределение покупателей по времени. С такими данными проще оптимизировать рабочий график персонала, оценить качество маркетинговой акции или выявить недостатки оформления витрины.

image

Отчеты формируются в формате CSV, данные также доступны в интерфейсе личного кабинета Ivideon. Из отчета можно узнать:

? проблемные зоны (с возможностью сравнения в рамках одного или нескольких заведений);
? пиковые нагрузки, длину и динамику образования очередей;
? видеоданные по каждому скоплению людей.

С данными отчета легко пойти дальше и строить прогнозы на дни и недели вперед. Теперь легко узнать, какие кассы, в какие часы получают максимальную и минимальную нагрузку.

image

Ivideon также обрабатывает данные из касс по чекам. Для этого систему управления очередью нужно дополнить бесплатным модулем интеграции с 1С. Из интерфейса 1С пользователь получает видеозаписи по любым системным событиям, например печать чека, складские операции (приемка, отгрузка), возвраты товара.

Оценка вложений


Затраты на проект с Dbrain «Додо» в открытых источниках пока не публикует. Даже если считать по максимальным затратам, решение все равно выглядит выгодным – нейросеть есть не просит и не претендует на бесплатную пиццу.

Затраты на детектор очередей видит любой пользователь сервиса Ivideon в личном кабинете – 800 рублей за одну камеру в месяц. В эту же сумму входит детектор движения, облачный архив (который сам по себе платный), возможность встроить трансляцию с камеры на свой сайт или поделиться видео в социальных сетях.

Для тех, кто и так использует облачный архив для хранения данных с камеры, подключение детектора выглядит очевидным шагом. С учетом периодических обновлений следует ожидать изменений, которые расширят функции сервиса. После детектора людей как объектов, очевидно, последует детектор лиц.

Бизнес в этой истории интересует прибыль. С «Додо» выводы делать рано, однако другая компания («Интерлогика») публикует такие цифры: общая стоимость внедрения системы детекции очередей, с учетом закупки камер (на объекте их не было), составила примерно 500 000 руб. Содержание системы обходится в 30 000 рублей в месяц. За счет роста качества работы и экономии на персонале (дополнительный продавец появляется только когда нужен) средняя выручка магазина увеличилась на 7%. Система окупится менее, чем за 1 год, а дальше начнет приносить прибыль.

Выводы


Камера – мелкофункциональный кусок пластика. Помогает наблюдать за сотрудниками, клиентами, товарами – тем самым меняет качество обслуживания. Но ничего больше, чем мигать огоньком и демонстрировать картинку, камера делать не умеет.

Еще 10-15 лет назад камера была похожа на версию охранной собаки с ограниченными возможностями здоровья – наблюдает за периметром, сигнализирует охраннику о нарушителях, помогает раскрывать преступления и на этом всё. С появлением видеоаналитики сама камера не изменилась, но ее возможности многократно расширились.

Отдельные тестовые проекты с видеоаналитикой запускают, кажется, все крупные игроки в России. «Сафмар Ритейл», владеющая 30% рынка потребительской электроники, делает ставку на блокчейн и дополненную реальность. Х5 Retail Group тестирует технологии сколковского резидента Intelligence Retail по мониторингу наличия товаров на полках магазина с применением машинного зрения и камер Ivideon. ФРИИ отдельно инвестирует в платформу для шопинга без очередей.

Малый и средний бизнес замер в ожидании своей участи.

Комментарии (30)


  1. n12eq3
    30.07.2018 11:29

    VR, AR, видеоаналитика, нейросети, облачные вычисления, ИНВЕСТИРОВАНИЕ.
    как у компании, которая собирает, обрабатывает космические массивы данных, содействует внедрению ректальной слежки интеллидженс видеонаблюдения — есть ли у вас данные по отрицательному воздействию применённых технологий?
    в сетевых маркетах крупных городов (или макдакоподобных закусочных) персонал нижнего звена, тот, который и обеспечивает производительность, начинает переходить из статуса просто нигера на галере в статус просто робота. есть ли исследования, сколько ещё % производительности получится выжать для хозяина до момента когда это будет достигнуто ухудшением качества?
    есть ли данные от каких-либо опросах/тестов со стороны не владельцев, а людей за которыми осуществляется наблюдение?


  1. ZlodeiBaal
    30.07.2018 11:38
    +1

    Добрый день, спасибо за статью! Слышал про всю эту тему ещё год назад, было интересно чем закончилось.

    Даже если считать по максимальным затратам, решение все равно выглядит выгодным – нейросеть есть не просит и не претендует на бесплатную пиццу.

    Это верное утверждение для решения ivideon, которое явно делалось на потоке, так же как и другим компаниям. Но вряд ли верно для решения по распознаванию качества пицц. К сожалению, любая такая система имеет и большую стоимость разработки (разработка идёт под одного заказчика), и неплохую стоимость эксплуатации (вышла новая пицца — нужно добавить в модели, в обучение). Поддерживать сервера, поддерживать качество обучения, и.т.д.
    Учитывая размер Додо — это, безусловно, должно быть выгодное решение. Но интересны именно то во сколько раз получилось поднять качество/снизить косты работы системы.


    1. randall Автор
      30.07.2018 17:09

      Согласен, нам тоже интересно. Надеюсь, Додо подготовят ещё пост от себя и расскажут со временем больше подробностей.


  1. 3aBulon
    30.07.2018 12:23

    я оставлю это тут
    medialeaks.ru/2907bva-pizza-po-100


    1. berezuev
      30.07.2018 12:34
      +3

      И зачем это здесь? Жадных идиотов везде хватает. Это никак не умаляет заслуг «Додо». Точно также, как и в случае с Бургер Кингом в Белоруссии.

      В общем и целом, у Додо объективно лучший сервис доставки, как минимум по Москве (доставка за 16 минут — это мощно). Когда-нибудь еще они научатся делать действительно вкусную пиццу, и станет совсем хорошо.


      1. LoadRunner
        30.07.2018 15:32

        В нашем городе по качеству пиццы у Додо конкурентов нет. Может у тех, кто её готовит, прямые руки.
        Ну и наблюдение за процессом готовки в прямом эфире — нигде такого больше не видел.


        1. navion
          30.07.2018 22:09

          В моём городе лучше пицца у Папа Джонс, чуть хуже в Доминос, но там гарантируют доставку за 30 минут и обычно привозят за 15-20. Даже современная Пицца Хат вкуснее, чем Додо, где Пепперони на вкус как жареные макароны с сыром и докторской колбасой.


          1. LoadRunner
            30.07.2018 23:32

            Да я не в защиту Додо, а к тому, что бренд — фигня, работают-то по франшизе. Соблюдение технологии и свежие (и нормальные) ингредиенты создают вкус. Ну и те, кто это делает, разумеется.


      1. luckychess
        31.07.2018 11:40

        Воспользовался услугами «Додо» ровно однажды, но до сих пор вспоминаю с ужасом — сделал заказ через сайт, оплачиваю, на экран вылезает сообщение о том, что в процессе возникла ошибка и одновременно слышу, как на телефон приходит СМС о том, что деньги были успешно списаны. К счастью, в итоге дозвонился до них и проблему удалось уладить, но настолько плохой сервис я не видел уже очень-очень давно.


  1. stepik777
    30.07.2018 13:30
    +1

    В прекрасной России будущего вы… посетите… банк. Не будет никаких очередей. Просто автоматическое списывание денег с вашего счета.

    А зачем вообще в будущем нужны банки, которые можно посетить? Люди же не ходят в отделения Хабра или отделения ВКонтакта, зачем в банк ходить?


    1. randall Автор
      30.07.2018 17:07

      Это более далекое будущее) Думаете, в ближайшие 5 лет банки как физические объекты полностью переползут в мобильные приложения?


      1. hippoage
        30.07.2018 19:07

        Ну, для банков уже практически да (за исключением первоначальных подписей). Особенно, если ваша карточка позволяет снимать в практически любом банкомате.


      1. gmikhail94
        31.07.2018 08:00
        +1

        Как минимум один банк такой банк в Украине уже существует. Отделений нет, все делается через приложение.

        Спрятал под спойлер чтобы не приняли за рекламу

      1. Nimo_tsi
        31.07.2018 09:49
        +1

        Тинькофф уже много лет только в онлайне. Нет ни одного отделения.


    1. RomanArzumanyan
      31.07.2018 11:22

      зачем в банк ходить?

      Люди не перестали ездить на лошадях, а количество портретов в год, написанных кистью, даже выросло со времён Возрождения.

      А если серьёзно — со временем, конечно, большинство переползёт в онлайн. Но пару штук оставят как памятник старины.


    1. androidt1c
      31.07.2018 12:52

      А зачем вообще в будущем нужны банки, которые можно посетить

      Приведу пример: был сделан вклад в банке (из крупнейших, но не Сбер) на год. Наличкой, через кассу. В интернет банке было всё видно сразу после открытия вклада. Ближе к окончанию срока захожу в интернет-банк: а там вклад не виден! Ножками иду в отделение, тетенька говорит: «Ой, я тоже не вижу!». И 20 минут общалась со своей поддержкой по телефону. В итоге на следующий рабочий день всё появилось.
      А без бумажек и офисов — вот так исчезнет вклад и доказывай через интернет, что ты не верблюд! Избалованы все стали интернетом, а вот случись что — куда бежать? Никто об этом думать не хочет.


      1. balexa
        31.07.2018 13:04

        у вас какой-то странный пример если честно. Эта аргументация лучше бы подошла скандальной пенсионерке, объясняющей почему коммуналку надо платить только на почте.


      1. Nimo_tsi
        31.07.2018 13:43

        Вот честно, я бы после такого инцидента задумался, стоит ли там вообще деньги держать? Случаи «тетрадочных» вкладов исчисляются тысячами. Конечно, если это «из крупнейших» — вероятность мала, но часто даже бумажка с печатью не доказательство, что вклад у вас в этом банке реально существует и застрахован АСВ.

        p.s. К тому же очень часто банки открывают отделения, если им нужны деньги, принимают вклады («пылесосят»), а потом через полгодика эти отделения закрывают, а ближайшее может оказаться за 500-1000 км. Реальные случаи с сиб. и уральскими отделениями.


  1. anprs
    30.07.2018 15:35

    Идеально выглядящая пицца не гарантирует такой же идеальный вкус. Она может выглядеть на 10 из 10 но быть абсолютно несъедобной из-за дико пересоленного теста. Поэтому пока нет каких-то экспресс-анализаторов химического состава, данная система никак не заменит институт тайных покупателей. Но отлично его дополнит


    1. ZlodeiBaal
      30.07.2018 16:04
      +4

      Со вкусом проблема в том, что тайный покупатель тоже его корректно не сможет оценить, это эксперт нужен. Так что единственный способ что-то мониторить — это следить за соблюдением рецептуры и технологии.
      У Додо, на мой взгляд, это хорошо сделано. Ел у них три раза в жизни: в Смоленске, в Москве и в Находке. И везде было ровно одно и то же. А вот ПапаДжонс, который куда вкуснее чем они — от пиццерии к пиццерии может кардинально отличаться.


    1. Chamie
      30.07.2018 18:14

      У них тесто, если я правильно помню, готовится централизованно, а не на местах, так что состав у него не должен быть неправильным.


  1. divanus
    30.07.2018 21:19

    Главное — блокчейн. Статья — пиар. Пицца у додо нормальная, есть можно. Заказываю иногда. Даже когда-то думал их франшизу купить :) Сейчас часто вижу объявления о продаже готовых пиццерий, видимо бизнес потихоньку угасает.


  1. Mimus_spb
    30.07.2018 22:37

    Бизнес в этой истории интересует прибыль. С «Додо» выводы делать рано, однако другая компания («Интерлогика») публикует такие цифры: общая стоимость внедрения системы детекции очередей, с учетом закупки камер (на объекте их не было), составила примерно 500 000 руб. Содержание системы обходится в 30 000 рублей в месяц. За счет роста качества работы и экономии на персонале (дополнительный продавец появляется только когда нужен) средняя выручка магазина увеличилась на 7%. Система окупится менее, чем за 1 год, а дальше начнет приносить прибыль.


    Мутноватая статейка из которой, впрочем, при минимально внимательном прочтении нельзя сделать вывод о том что в «500 000 рублей» входила стоимость закупки камер.

    Затем, в тексте упоминается что в сетке «Инженерной сантехники» 50 магазинов.

    Примерно такими соображениями руководствовалась сеть магазинов «Инженерная сантехника». В сети — 50 магазинов, в каждом из которых было по нескольку камер.


    Удивительно, но похоже компания «Инженерная сантехника» исповедует принцип полного отказа от присутствия в глобальной сети Интернет. Находятся вот эти товарищи: neoinsant.ru Но там 50 магазинами и близко не пахнет, как и высокими технологиями.

    Фантасмагорические 7% увеличения «средней выручки» которые, по логике статьи, являются результатом внедрения новой технологии — это вообще венец. Видимо, кроме камер наблюдения «Инженерная сантехника» является единственной в РФ компанией с около-идеально отлаженной BPMS системой, которая позволяет точно трекать влияние новых изменений в БП на выручку.

    Вам не стыдно?


    1. randall Автор
      31.07.2018 11:50

      Нет, мне не стыдно. Я дал ссылку на текст компании Интерлогика, которая гуглится за 5 секунд и чьё существование объективно. Могли ли в Интерлогике дать неверные цифры? Если не строить теорию заговора, какая у них мотивация для этого?


      1. balexa
        31.07.2018 16:10

        какая у них мотивация для этого?

        Очевидно точно такая же, как и у всех бизнес-консультантов и прочих внедренцев сапов, которые обещают гарантированое увеличение прибыли после покупки их услуг.


  1. Vlad_fox
    31.07.2018 09:40

    Еще 10-15 лет назад камера была похожа на версию охранной собаки с ограниченными возможностями здоровья

    сегодня же она получила фамилию, ИО и должность — Шариков Полиграф Полиграфович, заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных


  1. klim76
    31.07.2018 10:46
    +1

    покрытие тестами — теперь актуально и для пиццы :)


  1. smok999
    31.07.2018 11:50

    Это все здорово, но вот буквально вчера при попытке через сайт понаблюдать за процессом в ближайшей пиццерие банально камера не работала. В таком случае аналитика тоже встанет, или доя нее отдельные камеры установлены?


    1. randall Автор
      31.07.2018 11:51

      Вероятность выхода из строя камеры существует всегда. В таком случае владелец (или любой ответственный менеджер) получит соответствующее уведомление, чтобы быстро исправить проблемы.


  1. wataru
    31.07.2018 13:03

    DBrain представляет собой блокчейн-платформу для совместной работы над созданием «слабого» ИИ.

    Срочно нужна статься "Вам не нужен блокчейн". Если я понял все правильно, то тут просто приложение которое позволяет аутсорсить проставление тегов к картинкам. Зачем тут блокчейн?! Только для повышения капитализации на хайпе что ли?


    Отдельно порадовало обзывание классификатора Искусственным Интелектом. Хорошо, хоть прилагательное "слабого" добавили, хоть и в кавычках.