Продолжаем цикл «Календарь тестировщика». В этот раз ответим на вопросы: зачем тестировщику читать книги? Что лучше книг? Есть миллион статей про это. У тестировщиков Контура Виталия Рощупкина и Кати Пальчиковой есть ещё одно мнение. И проверенные ими способы: как найти время, как мотивировать себя и коллег.



Так выглядела библиотека тестеров Контура в 2017


Зачем читать книги


Вспомните весь свой опыт разработки и тестирования ПО. Если опыта мало или нет, книга покажется слишком сложной. Она собьёт с толку и вам понадобится время, чтобы прийти в себя. Если опыт есть, то смело открывайте книгу и сравнивайте с вашими проектами.
Предисловие к Lessons Learned In Software Testing (Cem Kaner, 2001)


Видите лицо?


Какие-то природные процессы случайно создали этот рельеф. Если ты видишь лицо, то это только потому, что мы, люди, заточены на распознавание лиц. Белка не увидит лица человека на этой скале.


Так и с книгами. Пока у тебя нет опыта работы — книги тебе не помогут. Знания из них будет попросту не с чем связать — своего опыта ещё нет. И рецепты из книг почему-то не будут работать. Коллеги будут смеяться над тобой, а ты разочаруешься в книгах, ведь в них сплошная «голая теория», «неприменимая на практике». Ну да, ты джун, у тебя не получилось применить.
Более того, «попробовать самому» приносит больше информации о мире, чем «прочитать в книге».


Потом ты набьешь шишек, получишь опыт, сформируешь своё представление о хорошем и плохом. Тогда открывай книги. Там ты увидишь то, что ты уже знаешь — часть образов будет знакома. Там ты увидишь откровенно глупые вещи, с которыми ты несогласен — это вызовет эмоции, они перестроят твои нейронные связи. Там ты увидишь идеи «на один шаг впереди» того, что придумал ты сам. А пока ты новичок, лучше протестируй ещё одну задачу.


Я всё равно хочу читать, но у меня нет времени и не хватает мотивации


Время и мотивы можно найти.


Читать в транспорте
20–30 минут в автобусе, пока едешь на работу — это удивительно много, хорошую книгу можно освоить за несколько недель.


Аудиокниги
Книги для менеджеров можно не читать, а слушать, потому что в них обычно мало диаграмм и много слов. Например, за рулём велосипеда/автомобиля.


Читать с утра 10–15 минут
С утра еще никто не отвлёк. Брать книгу, чай и читать 15 минут. Это много.


Не читать скучное, глупое и неинтересное
Если книга не идёт, то зачем себя мучить?


Читать долго
Читать хорошую умную книгу год — это нормально. Отложить книгу и вернуться к ней потом — почему нет?


Работать со списком литературы
Есть список книг для чтения? Не обязательно брать первую из списка. Можно осмотреть список и взять то, что интересно сейчас.


Авторитетное мнение
Кого ты считаешь крутым спецом? Хочешь стать, как он? Узнай, какие книги он читает и прочитай то же самое. Появится повод пообщаться с человеком, которого считаешь крутым.


А ещё я хочу, чтобы мои коллеги читали больше


Это тоже можно устроить.


Челлендж “Прочитано”
В нашей корпоративной соцсети люди пишут отзывы на статьи и книги. В конце отзыва передают вызов ещё троим коллегам. Очень нелегко игнорировать такой вызов, и опять приходится читать!


Книжные клубы
Читать непросто. А если у тебя есть жизнь помимо работы, то сложнее. Не забываем про лень, постоянные дедлайны и «сейчас в свой список запишу, потом прочитаю». Ага. Это всё так, мы тоже такие. Поэтому предлагаем сделать небольшой книжный клуб:


  1. Берёшь несколько коллег.
  2. Выбираешь книгу.
  3. Бронируешь в календаре периодическую встречу на 30 минут на каждую неделю.
  4. Договаривайтесь с коллегами по сколько читаете (“читаем по одной главе в неделю”).
  5. На каждой встрече обсуждайте, что прочитали. Иногда обсуждение будет уходить от книги — за этим нужно следить и возвращаться к теме встречи.

Это помогает не лениться, потому что ты берешь обязательство “прочитать вот этот кусок до 30 сентября”. Например, так мы с коллегами прочитали Lessons Learned In Software Testing. Уложились в полтора года.


Также можно...


Сделать библиотеку


Для этого нужно:


  1. Придумать, как вести учёт книжек. Кто взял книгу, у кого на руках, кто сдал.
    Варианты: доска в трелло, гуглотаблица или любой другой удобный инструмент.
    Так выглядела наша библиотека в Trello:

    "


  2. Придумать правила.
    У нас такие: книгу можно взять на 2 месяца, потом продлить ещё на один (написав библиотекарю). Книг можно взять сколько сможешь унести. Чтобы взять — нужно отметиться на специальном листе в библиотеке. Чтобы сдать — положить книгу в специальное место, наклеить на неё стикер с именем.





  3. Договориться об оплате книжек за счёт компании. Скорее всего, с менеджером или офис-менеджером.

    Ответить на вопросы: сколько будешь тратить, нужно ли вести отчётность, как будешь вести учёт книг. Мы заказываем до 8 книг в месяц, на это уходит до 5 тысяч рублей. Заказываем в крупных российских интернет-магазинах прямо в офис.

    Добиться ответов на вопросы: за чей счёт будут книги и если за твой, то как будут компенсироваться.


  4. Договориться с начальством, что ты будешь тратить время на библиотеку (если нужно).


  5. Найти хорошее место на виду, чтобы люди мимо ходили. Идеально, если люди часто стоят или подходят к месту (кулер, зона для стендапов).


  6. Сделать список из 10 книг, которые хочется заказать в ближайшее время.
    Как пополнять список: слушать доклады на конференциях, общаться с коллегами, гуглить “топ 100 книг для тестировщика”.

    Пример списка с красивыми книжками будет ниже.


  7. Заказать книги, дождаться, поставить на полку.


  8. Написать где-нибудь объявление о том, что пришли новые книги, приходите и берите.



Библиотека готова!


У нас это заняло примерно год и получилось вот так:








Что делать дальше?


  • Раз в неделю или чаще проверять состояние библиотеки: отмечать сданные книги, проверять, что отмеченные книги на полке.
  • Раз в месяц заказывать ещё 5–6 книжек, писать про них анонс.
  • Пинговать должников “когда ты сдашь книгу”.
  • Не жестить с правилами. Прощать должников, разрешать подержать книгу ещё неделю.
  • Есть ещё куча нюансов и историй про библиотеку. В статью не влезают, можем написать отдельно, если интересно.

Что читать


В интернете много списков книг для тестировщиков. Например. А вот интересные книги “рядом” с профессией, которые могут пригодиться:


  1. Алан Купер. Психбольница в руках пациентов
  2. Элияху Голдратт. Цель-2
  3. Чед Фаулер. Программист-фанатик
  4. Алистер Коберн. Современные методы описания функциональных требований к системам
  5. Адитья Бхаргава. Грокаем алгоритмы
  6. Владимир Савельев. Статистика и котики
  7. Ник Морган. Javascript для детей

А вот ещё список всех бумажных книжек в нашей библиотеке по категориям :)


Что лучше книг


Пойти на стажировку и поработать в другой команде. Например, на месяц. Мы долго боролись с границами между командами и в умах людей и теперь у нас так можно.


Вместо заключения


На собеседовании мы спрашиваем: «Какие книги вы прочитали?». Становится интересно, если человек упоминает что-то кроме Савина, Куликова и Канера .

Комментарии (4)


  1. hMartin
    24.08.2018 11:00

    Пойти на стажировку и поработать в другой команде. Например, на месяц. Мы долго боролись с границами между командами и в умах людей и теперь у нас так можно.

    Или можно пойти в компанию, создающую различные продукты с большим количеством интеграций. Мир, как известно, не совершенен и частенько придется работать за себя и вон того дядю, иначе релиза твоего продукта может и не случиться :)
    Опыта тестирования различных технологических стеков набирается столько, что даже проект менять не требуется.


  1. ukt
    24.08.2018 20:38

    Хорошие книжки.
    Кто то Кнута брал читать, осилил? )
    В нише «Исследования» книга стоит, как называется?


    1. 24twelve
      25.08.2018 13:45

      Кнута иногда берут почитать. Полагаю, что осиливают, но точно сказать не могу :)
      В «Исследованиях» стоит «Handbook of User Research» (ссылка).


  1. lxsmkv
    25.08.2018 19:18

    Очень верно подмечено:

    Пока у тебя нет опыта работы — книги тебе не помогут. Знания из них будет попросту не с чем связать — своего опыта ещё нет. И рецепты из книг почему-то не будут работать. [...] ты разочаруешься в книгах, ведь в них сплошная «голая теория», «неприменимая на практике».

    Насчет челленджа: это ведь противоречит этому выводу. Неэффективно читать книги не имея реальной проблемы с которой можно связать написаное в ней.

    Я тоже читал Lessons learned in Software Testing и выдержки оттуда слал моему тимлиду, мол «Вот оно обьяснение наших проблем, вот… мы не одни во вселенной...» Но в нем это никак не отозвалось кроме замечания, что не нужно тратить время на научные исследования они никому не нужны, нужны зеленые ui тесты, и чем больше, тем лучше. Да понятно, что это бред, но этого хочет заказчик. А успех проекта это деньги заказчика. Не будем выполнять волю заказчика не будет проекта не будет денег. Все просто.

    А книги читаю, да, для себя, молча. И никому больше об этом не рассказываю. Выдаю знания за свои :) На самом деле я еще ни разу не изобрел велосипеда, университет отбил у меня такой навык. Я пользуюсь исключительно чужими знаниями и опытом. Синтезируя его по необходимости в общее решение.

    Алгоритм простой:
    1. Классифицировать новую проблему
    2. Найти как ее решают другие
    3. Применить и опробовать решение
    4. Если нет желаемого результата то у нас новая проблема. goto 1
    5. End.