image

Как «проклятие знания» влияет на UX


В начале девяностых в Стенфорде провели эксперимент: одну группу попросили настучать пальцами по столу популярную мелодию, а другую — угадать ее. Абсолютное большинство «барабанщиков» былы уверены, что распознать песню легко, но результаты оказались поразительными: только 2,5% слушателей угадали мелодию.

Суть «проклятия» в том, что «барабанщики» точно знают мелодию, которую они выстукивают, и уверены, что другие просто ДОЛЖНЫ ее угадать. Но другие слышат только аритмичные звуки. Это касается и 70% статей на хабре, которые 2% профи минусуют за баянистость, и вообще любых вещей, которые мы с вами считаем «само собой разумеющимися».

И если форумное недопонимание влияет только на ЧСВ, то недопонимание юзеров легко похоронит ваше приложение. Эта статья — сборник лайфхаков по следам личного опыта борьбы с информационным дисбалансом и проработке слабых мест UX.

От сложного — к простому


Длинные инструкции (онбординг) не просвещают, а злят пользователей. Мы редко читаем инструкции в реальной жизни, а обширные инструкции в приложении становятся причиной его удаления. Первое впечатление от пользования не сгладишь никакими фичами.

Эффективный онбординг способен увеличить LTV до 500%, поэтому вот несколько вещей, о которых стоит помнить в процессе разработки инструкций:

  • Делайте логин и создание аккаунта максимально простым, не перегружайте его дополнительными полями и не требуйте паролей больше 8 символов, с заглавными буквами и символами:

image

  • Не перегружайте приложение длинными инструкциями перед использованинием — подождите, пока пользователь доберется до них и используйте всплывающие подсказки.
  • Попросите 5-7 своих знакомых протестировать процесс регистрации и внимательно наблюдайте за их действиями.

Согласованность и последовательность дизайна


Часто разработчики приложений сотрудничают с несколькими дизайнерами на аутсорсе на разных этапах. Поэтому конечное приложение выглядит, как Франкенштейн, что не добавляет трастовости. Чтобы сохранять вовлеченность, пользователям нужно постоянство: навигация, цвета приложения, шрифты и общий стиль не должны меняться.

Есть три главные вещи, на которые пользователь ВСЕГДА обращает внимание:

  • Качественная графика
  • Лаконичный и понятный контент
  • Минимальный размер кликабельных элементов UI (не используйте размер меньше, чем 44?44px)

image

Задавайтесь вопросом — могут ли пользователи предвидеть следующий шаг? Не брызнет ли у них кровь из глаз при виде вашего симпатичного сочетания цветов?

Правило один скрин — одно действие тоже никто не отменял.

Рush-уведомления в тему


Рush-уведомления — эффективный инструмент взаимодействия, который требует вдумчивого подхода.

Плохо, когда уведомления настроены на всех пользователей, без привязки к региону:

image

Но еще хуже — когда текст и посыл уведомления звучат агрессивно и не соответствуют возрасту пользователя. Вот плохой пример push-уведомлений, которые приходили пользователю игры MyPet, девочке 9 лет на телефон:

image

Есть несколько простых правил хорошего тона для push-уведомлений:

  1. Нужное время — на основе поведения или местоположения пользователя. Уведомление о комментарии или активности должно приходить ДО того как пользователь ответил на комментарий или проявил активность в приложении.
  2. Важное персонализированное сообщение — push-уведомление значимо для конкретного юзера.
  3. Побуждение к действию: пользователь понимает, какое действие нужно совершить.

Очень хорошо работают Rich push-уведомления, где к сообщению можно добавить аудио, гифку или видео:

image

Запрашивайте минимум доступов


В официальном гайде для андроид-разработчиков пишут: приложение должно запрашивать абсолютный минимум прав доступа, которые необходимы ему для поддержания основных функциональных возможностей.

Если нужно больше данных, объясняйте, зачем приложению доступ к дополнительным данным пользователя:

image

Монетизируйте грамотно


Даже самое удачное приложение может быть испорчено неуместной рекламой. Так бывает, когда стратегию монетизации срочно подгоняют под существующий UX, игнорируя user flow.
Если приложение уже допилено, и срочно хочется монетизировать его прямо сейчас, потратьте немного времени на интеграцию user-friendly форматов и поиск нативных мест размещения, чтобы не отвлекать внимание пользователя от приложения.

Среди популярных рекламных форматов обратите внимание на смарт баннер, который адаптируется к размеру экрана — он эффективнее стандартного баннера и выглядит намного лучше:

image

Прокачивайте «прилипчивость» приложения


Учитывая то, насколько важна прилипчивость приложения, удивляет, как мало внимания ей уделяют разработчики. Отток юзеров приложения постоянно растет — 25% пользователей не возвращаются в приложение после установки. А если приложение открыли всего раз в неделю, есть 60% вероятность, что его забросят — слишком большая конкуренция за внимание пользователя.

image

Ни одно приложение на моей памяти не было сделано СРАЗУ 100% удобным и понятным для пользователей. Если вы знаете, что некоторые аспекты приложения можно улучшить?—? скорее всего так и есть. И даже когда все работает как часы, не помешает еще раз критически оценить UX вашего приложения.

Уверена, у каждого из вас были свои собственные UX-грабли, делитесь ими в комментах:)

Комментарии (12)


  1. KevinMitnick
    06.09.2018 14:15
    +2

    трастовость кликабельного контента


  1. onegreyonewhite
    06.09.2018 14:23

    Лучше всего UI улучшается, когда разработчик сам регулярно пользуется приложением. Бывают конечно исключения, но чаще всего это помогает быть «в шкуре» пользователя и проявлять больше эмпатии.


    1. hdfan2
      06.09.2018 14:35
      +2

      Это частично работает, но не всегда — разработчик хорошо знает своё приложение, и ему в голову не придёт, что какие-то функции пользователи используют совсем не так, как он задумывал, а какие-то вообще не могут найти. Для него-то всё просто и логично. Но вообще принцип Eating your own dog food хороший и годный, только не надо ограничиваться только им.


      1. Nina_Bohush Автор
        06.09.2018 15:42

        мы недавно так попали с упрощением User Flow — думали, один шаг уберем и будет класс, просто потому что мы все думали что он очевидный и по фидбекам ориентировались на тех пользователей кто уже давно юзает наше приложение.
        а потом увидели, что с новыми юзерами картина вообще другая


      1. onegreyonewhite
        06.09.2018 16:27

        Это частично работает, но не всегда… только не надо ограничиваться только им.

        Я с вами полностью согласен. Я же не говорю, что нужно использовать только этот метод. Безусловно в любой сфере не надо исключать здравый смысл и искать «серебряную пулю».


  1. ibudda
    06.09.2018 17:02

    Я ремемберю вандеровый момент
    На фронте зааппеидилась ты
    Эз флиттинговый вижен
    Эз джиний пуровой бьюты


    1. qrKot
      07.09.2018 08:41

      У вас размер поломался. Попробуйте так:

      Ремемберю момент вондерный:
      Во фронт саппирилась мне ты,
      Как флайингаут квикли вижен,
      Как джиний пьюровой бьюты.

      Рифма, конечно, поломалась, рефакторить надо, а размер выправили.


      1. Nina_Bohush Автор
        07.09.2018 13:18

        АААА, круть какая!


  1. vba
    07.09.2018 12:41

    Скажите эта статья это перевод?


    1. Nina_Bohush Автор
      07.09.2018 13:16

      нет, я только последнюю иллюстрацию перевела


      1. berez
        07.09.2018 18:40

        «Нет» в ответ на альтернативный вопрос — это прекрасно…


        1. berez
          07.09.2018 18:49

          А нет, вопрос не альтернативный.
          Слепошарость к концу дня — это прекрасно…