«Советы основателя» опять в строю и мы напоминаем, что с помощью этой постоянной рубрики здесь, на «Мегамозге», доносим до всех читателей субъективный опыт основателей и сооснователей интернет-проектов и растущих компаний.

Сегодня под светом прожекторов – Олег Грибанов. С 2000 года Олег работал руководителем различных диджитал-проектов, которых, по его словам, реализовал добрую сотню. В 2011 году основал собственное агентство «FIRSTEP», которое три года подряд входило в сотню лучших российских агентств по версии «Тэглайн». В мае 2014 года Олег решил заняться чем-то новым – так и появился на свет сервис Darenta, позволяющий частным лицам сдавать свои личные автомобили в аренду на любой срок.

Сегодня на Darenta более 350 автомобилей не только в России, но и Беларуси, Казахстане, Чехии, Черногории, Испании, Крите, Кипре, ОАЭ и так далее. Передаём слово основателю.

Ищите незанятую нишу


Многие начинающие бизнесмены начинают своё дело, не вычислив спрос и не выясним количество конкурентов. Перед тем как потратить собственные деньги на организацию своего дела, можно оценить потенциал идеи в цифрах, то есть, полагаться не на интуицию, а на количество потенциальных клиентов, а также на отсутствие конкурентов или их слабость. Чтобы оценить наличие спроса на вашу будущую услугу или товар, можно воспользоваться Вордстатом Яндекса или аналогичным инструментом Гугла. Введите в Вордстате те запросы, которые будут вводить ваши будущие клиенты. Если увидите значительное количество запросов, которое сгенерирует большую прибыль в будущем, то можно будет переходить к следующему шагу. Но если вы в Вордстате видите маленькие цифры, говорящие о слабом интересе публики, то лучше поискать другую идею для своего будущего бизнеса.

В том случае, когда имеется хороший спрос, который вы измеряли в цифрах, можно переходить ко второму шагу анализа ниши — просто идите на главную страницу поисковика и вводите там те же самые запросы, которые чуть раньше вводили в Вордстате. Если на первых трёх страницах результатов выдачи поиска нет существенных конкурентов, начинайте радоваться — вы нашли незанятую нишу! Если конкуренты есть, но у них плохие сайты, которые не внушают доверия и не мотивируют к покупке или заказу услуги, то можно ввязаться в конкурентную борьбу и победить.

Кого взять к себе в команду


Вспомните всех крутых специалистов, с которыми вы когда-либо работали, пригласите их в свой проект на part-time, то есть, на частичную занятость. Обычно большие профессионалы редко соглашаются выйти на full time в стартап без ЗП и т.п… Также вы можете сделать пост в своих аккаунтах в соцсетях. Во-первых, вы получите хорошие советы от друзей по поводу вашего проекта. А во-вторых, можете получить сильных спецов, что и являлось вашей главной целью в момент публикации в блоге.

Во время поиска через соцсети вы можете натолкнуться на предложение самых лучших профессионалов в отрасли, получив рекомендацию от других людей. То есть, к вам обратятся не сами соискатели, а какие-либо сторонние люди, рекомендующие вам нужных специалистов. За такие рекомендации желательно платить: если рекомендованный проработал у вас 3 месяца, то есть, весь испытательный срок, то рекомендовавшему нужно выплатить какую-то сумму в знак благодарности. В таком случае ваши знакомые будут всегда стремиться порекомендовать какого-то хорошего сотрудника. При такой стратегии выигрывают все. И в завершение своего совета про командообразование посмею порекомендовать ещё одно действие — взгляните на команду конкурентов. Попробуйте схантить кого-то оттуда. Дайте тому спецу какую-то ценность, которую он не мог получить, но желал бы, например, это может быть высокая должность.

Один из способов работы с командой


Данный способ имеет разные грани, которые нужно рассмотреть:
  • Передача доли в своём ООО;
  • Заключение договора;
  • Погружение в проект;
  • Проактивность;

Что означает каждый из пунктов, расскажу вкратце. Чтобы мотивировать новых членов команды, которые будут нужны вам всегда в вашем бизнесе, отдайте им какую-то часть в своём ООО и в прибыли, то есть, нужно будет поделиться и частью компании, и частью денег. В таком случае, ваши партнёры будут замотивированы на то, чтобы взращивать компанию и генерировать прибыль. Понимая, что всё зависит только от них, люди могут работать больше и эффективнее, чем если бы они работали за оклад.

Позвольте рассказать, зачем вам нужен договор и что там нужно прописать: ваши будущие или текущие партнёры могут во время какой-нибудь ссоры выйти из бизнеса и создать конкурирующую компанию, но если бы у вас было прописано, что невозможно использовать идею, коммерческую тайну и специалистов из вашей компании, то вы сможете защитить себя. Также в договоре нужно прописать обязанности и права, чтобы в будущем у партнёров, коллег и подчинённых не было обид или каких-то надуманных фантазий. Когда у вас будет подписанный договор на руках, можно провести обучение новых участников проекта, погрузить их в проект, объяснив стратегическую цель и тактическую роль специалиста в бизнес-проекте. В таком случае у всех будет единое виденье.

Как нужно управлять вашим проектом


Если вы хотите контролировать свой проект и понимать, как куда и за сколько денег вы движетесь, то необходимо иметь 4 документа, которые всегда нужно поддерживать в актуальном состоянии:
  • Прототипы;
  • ТЗ;
  • Тайминг;
  • Смета;

Прототипы вашего сайта и/или мобильного приложения вы можете сделать благодаря этим сервисам www.axure.com и balsamiq.com

Техническое задание нужно написать самостоятельно, так как никто лучше вас не знает вашу идею. Вы можете попросить каждого из членов команды подробнее расписать те части ТЗ, которые касаются их работы. Когда документ будет готов, можно переходить к планированию сроков. Составьте диаграмму Гантта, которая наглядно покажет любому человеку, когда вы планируете начать разработку дизайна, когда макеты будут утверждены, когда можно приступать к вёрстке и программированию, а также пропишите сроки по задачам, связанным с продвижением вашего проекта.

И заключительный документ, который необходимо сделать — это смета расходов. Благодаря данному файлу вы сможете контролировать свою бюджет и быть уверенным, что вы не выходите за рамки имеющейся у вас суммы.

Почему не нужно делать работу самому


В завершение разрешите рассказать про тайм-менеджмент в стартапе и делегирование обязанностей. Если у вас есть тайминг, то вы можете разделить его на три типа задач:
  1. Долгосрочные стратегические;
  2. Среднесрочные;
  3. Краткосрочные тактические;

Долгосрочной задачей может быть, например, «заработать миллион». Можете пометить такие задачи зелёным цветом. Среднесрочные задачи могут быть длиной в один месяц. К примеру, это может быть разработка сайта. Такой тип задач желательно отметить жёлтым цветом. Краткосрочные задачи говорят о том, что конкретно и как будет реализовываться. Например, дизайн главного экрана мобильного приложения или вёрстка внутренней страницы сайта. Эти задачи нужно пометить красным цветом. Все задачи должны иметь ответственного, а также напротив задачи должен быть прописан дедлайн. Все красные задачи, кроме согласования и утверждения вами как лидером команды, должны быть сделаны остальными членами команды.

Если вы попробуете самостоятельно делать задачи, то со временем вы погрязните в рутине. Делегируйте все возможные задачи вашим подчинённым, тогда у вас останется время на стратегию. Более подробно о всех вышеописанных вещах могу рассказать в фэйсбуке, если добавите меня в друзья и зададите там свои вопросы по конкретному проекту. Нужно понимать, что сейчас я написал универсальные советы, а в вашем бизнесе нужно погружение и какие-то уникальные рекомендации.

От редакции: если у вас есть желание принять участие в рубрике «Советы основателя», пишите нам на editor(at)megamozg.ru

Комментарии (0)