В последнее время много отвечаю на вопросы по поисковой оптимизации на Tостере. Регулярно вижу, что разработчики относятся к «специалистам» моей профессии, как минимум, настороженно, а иногда и откровенно с неприязнью. Раньше думал, что это все предрассудки программистов, но пообщавшись на том же тостере узнал откуда сложилось такое отношение. И я вас понимаю!



Разработчиков жутко бесит, когда мои «коллеги» оптимизаторы втирают заказчику какую-то ересь (по результатам бесплатного аудита например), а разрабу приходится писать развернутые ответы на несколько страниц и объяснять на пальцах почему то что они пишут — бред.

Адекватные программисты понимают, что в их обязанности входит отвечать за свою работу, и как все люди они допускают ошибки и понимают что супервизор может найти и указать на узкие места. Обычно они «За» такую супервизию и профессиональную критику. Но регулярные школьные вопросы и претензии, которые исходят не напрямую от клиента, а от seo-теоретика или джуна или, того хуже, менеджера из какой-нибудь «супер-топ SEO фирмы» — это жесть. И пообщавшись с большим количеством разрабов я понял, что это общая проблема и разработчиков, и заказчиков.

Для тех кто в поиске оптимизатора и для разработчиков которые регулярно сталкиваются с представителями моей профессии сделал несколько подборок на тему как выбрать грамотного специалиста, как оценить качество работ по поисковой оптимизации и как понять что оптимизатор втирает вам откровенную дичь. Так сказать, инсайдерская инфа из вражеского стана.

Когда вообще нужно SEO


Ко мне постоянно обращаются люди, которым на самом деле не нужна оптимизация.

Звонят и говорят примерно следующее: «У меня интернет-магазин, запустились месяц назад, хотим много продаж. Пробовали контекст, смм, ничего не помогло, теперь вся надежда на SEO. Бюджета много нет, нужно хоть как-то сделать.»

Вот в таких случаях вам SEO не нужно. Бюджета нет — не надо делать SEO! Надо заработать денег на маркетинг.

Сначала определить основные каналы продаж и прокачивать те откуда вы сможете сразу получать клиентов, например контекст. Контекст тоже вещь, которая требует оптимизации и тестов, и сильно зависит от специалиста его настраивающего. Тот же Яндекс.Маркет, Гугл мерчант и другие маркетплэйсы нужно настраивать в первую очередь, а не SEO!

Для того чтобы иметь стабильный бизнес нужно несколько каналов продаж и да, SEO может быть одним из них и может иметь высокий приоритет, но не должен быть главным (я про коммерцию и услуги, а не про информационные ресурсы)

Настройте другие каналы продаж, прежде чем заниматься SEO (если нет больших инвестиций)

В вашем бизнесе SEO — бестолковый канал трафика. Ко мне обращаются фотографы, которые продают фотки (НЕ УСЛУГИ, а именно готовые фотки), нигде не рекламируются, даже инстаграм не ведут, но вот SEO-магии им хочется. Нафига?! В поисковиках очень мало вашего трафика, вам не нужна оптимизация. Я понимаю в крайне редких случаях SEO реально может быть нужно и для продажи фоток, но это супер редкое исключение.

SEO нужно заниматься в двух случаях.

Первый — есть большой бюджет со старта проекта на тестирования основных каналов продаж и тогда стоит сделать первоначальную внутреннюю оптимизацию (без всяких ссылок и прочего).

Второй — у вас уже настроены несколько каналов продаж и вы готовы вкладывать деньги в перспективное развитие, тут уже стоит задуматься о долгосрочном сотрудничестве в SEO.

Нужно сделать выбор —

  • крутой специалист за дорого
  • удача на школьника

В первом варианте будет дорого, но с 90% вероятностью качественно. Тщательно выбирайте специалиста, мои критерии по выбору были бы такими (учитывая, что я сам SEOшник и понимаю где развод, а где что-то стоящее).

Настоятельно рекомендую выбирать фрилансера с большим присутствием в интернете и на профессиональных ресурсах. Это могут быть:

  • модераторы или старички форумов
  • ведущие блог, телеграм канал или свою группу в соц сетях практикующие сеошники
  • у которых есть свой сайт, хороший как минимум внешне, продающий
  • пишущие статьи на профессиональные ресурсы
  • имеющие свой собственный проект (по-мимо клиентских) который они продвигают
  • имеющие аккаунты на одном или нескольких сайтах фриланса

Чем старше аккаунты в соц сетях, на фрилансе итд — тем лучше. Отзывы в аккаунтах тоже имеют значение!

Чем больше присутствие в интернете — тем выше вероятность что человек хорошо разбирается в теме, также как и чем дольше в отрасли — тем лучше.

Также можно найти начинающего SEOшника который будет учится на вашем сайте. Это будет дешево, и как мне кажется вероятность эффективности выше, чем если брать середнячка. Но тут, конечно, может быть и очень «весело». Я вот работаю с разрабом который учится в школе и крайне им доволен (есть свои нюансы, но где их нет).

Под спойлером ответ на распространенный вопрос:

Что должен знать грамотный SEO-специалист
В первую очередь:

Технологии используемые Google и Яндекс:

  • микроразметка (товары, контакты и многое другое)
  • роботы индексации, их виды
  • мобильные технологии amp, яндекс.турбо
  • типы и виды факторов ранжирования
  • работа с вебмастером яндекса, search console google
  • работа с яндекс метрикой и google analitycs
  • формирование сниппетов
  • колдунщики яндекса и виджеты в выдаче гугла
  • различные сервисы гугла и яндекса связанные с поиском (карты, маркет, директ, эдвордс и прочее)
  • факторы влияющие на индексирование (роботс.тхт, сайтмап.хмл, заголовки last-modified, атрибут rel=canonical и прочее)

Технические знания:

  • html
  • php
  • js
  • популярные cms
  • стастистика и аналитика

Дополнительно:

  • общее понимание интернет-маркетинга, каналов продаж и трафика
  • ui/ux
  • современные тенденции и инструменты привлечения трафика и увеличения конверсий

А тут ответ на популярный вопрос:

Как определить толкового SEOшника
Посмотреть опыт работы, присутствие в сети по тематике SEO. Посмотреть отзывы, если они есть, связаться по контактам с оставившими отзыв клиентами.

100% методов нет. Но долгое присутствие в теме SEO (профили на сайте фрилансеров с большой и качественной историей, профили на SEO форумах, собственный сайт/блог/публикации на хабре) и отзывы с контактами клиентов на мой взгляд довольно адекватно могут отражать профессионализм специалиста.

Еще вариант, если вы сами разбираетесь или есть доверенный человек, который разбирается, то попросить фрилансера прислать сайты клиентов и провести аудит его работы с этими сайтами.

Узнать методы оптимизации. Например, работа с юзабилити и коммерческими факторами под Яндекс — очень хороший признак. А вот использование арендованных или просто дешевых вечных ссылок в большом объеме, это уже плохо (если говорить о Яндексе).

Использование Sape под Google (имеется ввиду зарубежное продвижение) и не использование под Яндекс скажет о том, что специалист разбирается в своем деле.

Можно связаться со специалистом голосом и задать ему вопросы (в которых специалист должен разбираться). Например: «Что такое last modified, как и для чего это используется?». «Нужно ли заполнять мета кивордс, есть ли различия у поисковиков?».

Конечно, придется самому подготовиться или где-то заказать вопросы и ответы на них. Я, кстати, много таких вопросов встретил на тостере.

Стоит определиться что именно нужно:

  • регулярная работа на результат
  • разовая оптимизация

Безусловно хочется иметь человека в постоянном доступе, но иногда это просто не нужно, а достаточно провести внутреннюю оптимизацию и не тратить деньги в воздух.

По моему опыту, регулярно работа есть только на очень крупных проектах и проектах, в которые регулярно вносятся изменения. Если вы думаете «как же так, а ссылки!?» кто будет каждый месяц покупать ссылки? Ссылки часто просто не нужны.

Если продвижение в большей степени в Яндексе, и вы сначала настроили несколько каналов продаж и они у вас рентабельны, то будет достаточно сделать качественную внутреннюю оптимизацию и углубленно поработать с UX.

В Яндексе для коммерции (магазины-услуги) важны поведенческие факторы и внутренняя оптимизация (включая коммерческие факторы), ссылки нужны крайне редко. Поэтому чаще всего магазинам и сайтам услуг с отработанными, рентабельными каналами интернет-продаж просто не нужно постоянное ведение проекта, сделали внутреннюю оптимизацию и ждите 3-4 месяца, в 90% случаев вы уже увидите крутой результат. Частные случаи рассматривать не буду так как для этого нужно будет писать отдельную статью.

Соответственно в 90% случаев просто нет смысла платить оптимизатору деньги каждый месяц, достаточно разовой оптимизации!

Регулярное сопровождение необходимо магазинам с очень большим ассортиментом, сайтам продающим услуги в тематике с очень высокой конкуренцией и регулярно обновляющим код большим и средним проектам.

Как контролировать работу SEOшника


  1. Нанять супервизора (очень многие предоставляют эту услугу) Всегда можно заказать услугу разовой проверки, например, технических заданий которые пишет оптимизатор у серьезного специалиста или даже у нескольких.
  2. Хоть немного войти в тему, найти банальные чек-листы, проверять работу по ним и по каждому пункту с ошибкой просить объяснить почему не исправлено.
  3. Зарегистрироваться на SEO форуме и периодически выкладывать там свой сайт с просьбой оценить оптимизацию. Бесплатный вариант супервизии.
  4. Ежемесячные отчеты требовать и по возможности проверять.

Больше адекватных и реально работающих вариантов я не встречал, а со всеми вышеперечисленными лично сталкивался. Разрабы с Тостера, как и я поддержали этот список.

Ошибки, которые часто совершают оптимизаторы


  • не проверяют банальные вещи, например редиректы с урлов слэшэм на конце и с ввв на без ввв
  • не знают и не предлагают реализовать микроразметку
  • не прописывают мета-keywords для Яндекса, так как живут в заблуждении что он не нужен
  • забивают на sitemap.xml и вообще за ней не следят
  • не дают разбивки группированной семантики по страницам
  • не проверяют за разрабами выполнены ли SEO ТЗ, типа раз разраб сказал что все готово, значит все готово (надо проверять, все мы люди)
  • забывают работать с колдунщиками Яндекса
  • покупают арендованные и просто спамные ссылки под Яндекс (так нельзя делать)
  • не покупают арендованные ссылки под зарубежный Гугл (это очень дешевый и работающий в Гугле инструмент, если умеешь его использовать)
  • совсем не учитывают коммерческие факторы
  • забывают хотя бы на минимальном уровне прорабатывать UX со стороны коммерческих и поведенческих факторов. Проработка хотя бы на минимальном уровне необходима.

Комментарии (30)


  1. dmxrand
    23.10.2018 18:37
    -4

    О. Воспользуюсь советом — какие советы для вот моего сайта по SEO rentgenogram.ru/exams


    1. RotgarSett Автор
      23.10.2018 21:28
      -1

      Извиняюсь, но этот пост не для того чтобы в комментариях давать советы.


  1. greatkir
    23.10.2018 18:38

    модераторы или старички форумов

    пишущие статьи на профессиональные ресурсы

    Думается, можно привести ссылки на популярные ресурсы или форумы. Например, крупнейший в рунете по сео-тематике www.searchengines.ru и сопутствующий форум


    1. RotgarSett Автор
      23.10.2018 21:30

      Вот куда бы я не рекомендовал обращаться, так это на серч. Webmasters, maultalk, seocafe, вот форумы с очень адекватными людьми.


  1. webzuweb
    23.10.2018 19:24
    -1

    Что за мода пошла странная?
    «Им не нужно SEO», может им не нужно стремиться в топ естественной выдачи???
    SEO — Search Engine Optimization. Это нужно всем. Всем нужно на сайте исполнять требования поисковых систем, делать качественный, уникальный, интересный для пользователя контент.
    Другой вопрос несоответствия ожидания и действительности. Большинство считают, что они получат с SEO-продвижением гораздо больше за меньшие деньги в короткий срок.


    1. RotgarSett Автор
      23.10.2018 21:37

      Я с вами соглашусь, но не во всем. Безусловно качественный контент необходим хотя бы просто для увеличения коюоличества целевых действий. Но вот именно SEO нужно не всем и не сразу, даже информационные ресурсы могут опираться на многие кагналы трафика по-мимо SEO. Вопрос в том на каком этапе необходимо серьезно браться за оптимизацию.


  1. demimurych
    23.10.2018 19:25
    +1

    SEO специалистов не любят по двум причинам:

    1. В основной своей массе это технически безграмотные специалисты, которые считают что их работа заключается в наращивании ссылочной массы, и формирования ТЗ программистам на тему длинны title description и т.д.
    2. Никто не может дать никаких гарантий и точных прогнозов. Более того, традиционно SEO специалист, это человек который не может объяснить почему нужно делать так, а не этак. И если с какой-то чепухой вроде длины title до 70 символов, они еще могут объясниться, то прояснить почему сработал именно этот метод продвижения, а не другой они не могут.

    Корни всего это в прошлом, когда все SEO заключалось в массовой закупке ссылок и это действительно работало. Что привлекло в эту область массу безграмотных людей. Которые сейчас, в условиях когда качество поиска стало серьезно расти все еще пытаются цепляться за устаревшие способы продвижения проектов.


    1. RotgarSett Автор
      23.10.2018 21:39

      Ох, как я с вами согласен по всем пунктам! Плюсанул бы коммент, да карма не позволяет)))


      Мои коллеги зачастую реально несут какую-то SEO-магию, я их называю эльфами-блогерами. И чушь несут они, а стыдно мне, за то что они мои коллеги.


    1. begemot_sun
      24.10.2018 11:44

      Корень всего этого в том шаманстве, что они исследуют черные ящики поисковых систем Яндекса и Гугла. Ну конечно они могут подмечать какие-то особенности, но они никогда не объяснят почему именно так. И это сравни алхимии, которая не могла объяснить почему одни вещества превращаются в другие.
      Просто особенность профессии. Таких профессий много.


      1. RotgarSett Автор
        24.10.2018 13:19

        Да, я это понимаю. Пока написал несколько статей содержащих в какой-то степени «шаманство». Отклик от таких статей мягко говоря отрицательный.

        Интересно ли будет вам читать более технические статьи? Например подробный мануал по оформлению всех элементов разметки интернет-магазина? Или развитие индексирования поисковиками сайтом использующих JS?


        1. begemot_sun
          24.10.2018 18:24

          Лично мне нет. У меня область не та.


  1. dom3d
    23.10.2018 19:29

    Автор пишет, — не покупают арендованные ссылки под зарубежный Гугл (это очень дешевый и работающий в Гугле инструмент, если умеешь его использовать)…

    Что это такое, — арендованные ссылки под зарубежный Гугл?


    1. demimurych
      23.10.2018 19:56
      +1

      Есть такая возможность, на какое то время, оплатить услугу, когда на каких-то сайтах будет висеть ссылка на Вас. Деньги закончатся и ссылка исчезнет.

      До сих пор наличие ссылок из внешних источников на Ваш сайт, влияет на поиск. Хотя и не так сильно как раньше. Под умением его использовать, понимают обычно как отфильтровать мусор, потому как на биржах очень много предложений очень низкого качества, что может навредить.

      Сейчас, самый большой профит приносят работы с сетями сатилитов, что в сущности тоже самое, с той лишь разницей, что намного дороже, намного сложнее, и поисковые алгоритмы думают что это реальный онлайн проекты.


      1. dom3d
        23.10.2018 20:03

        Спасибо. Думаю как лучше (эффективнее) продвинуть свой сайт в поиске.
        Мой племянник занимается SEO профессионально уже более 5 лет.
        Но моим сайтом не хочет заниматься, говорит, что он спец по русскоязычному SEO и семантике.


        1. demimurych
          23.10.2018 20:04

          Звучит очень странно.
          Логичнее было бы сказать — я спец по продвижению в Google или Yandex.
          Можете написать мне в личку, я Вас могу проконсультировать и направить в нужном направлении с базовым аудитом.


          1. unlor
            25.10.2018 10:34

            Наоборот, вполне логично. Гуглояндекс в рамках СНГ имеет не такие уж и принципиальные различия внутри, а вот за пределами действительно методы отличаются.


            1. demimurych
              25.10.2018 11:11

              Типичный пример SEO индустрии. Мой опыт показывает совсем другое — Google и Яндекс это две большие разницы в продвижении. Google для Ру и для En сегмента отличается качеством необходимого контента. Для Ру сегмента можно делать из мусора, в En сегменте это возможно разве что в специфических областях


              1. unlor
                25.10.2018 11:23

                Google для Ру и для En сегмента отличается

                Как бы и я о том же. Или чукча не читатель?


                1. demimurych
                  25.10.2018 11:36

                  Не методом продвижения. Метод точно такой же, что для Ru что для EN
                  Отличается обьемом работы.


              1. RotgarSett Автор
                25.10.2018 11:25

                Google и Яндекс имеют принциииальные отличия как в рунете, так и забугром. Ядро алгоритма общее и от географии не зависит. А вот что касается контента, тут вопрос несколько спорный и он скорее не про контент, а про качество ссылок и его зависимость от качества контента. Дорвеи делают и под En и Ru Google одинаково.


                1. unlor
                  25.10.2018 11:44

                  Это они так говорят. Но по большому счету 3 столпа остаются — контент/внешняя/ux.
                  И если целенаправленно не перегибать палку в какой-то области забивая или наоборот, упарываясь, например, в ссылки, сайт будет расти в обоих поисковиках. Разные списки поддерживаемой микроразметки или разные критерии оценки качества сайта я к принципиальным различиям отнести не могу.


                  1. RotgarSett Автор
                    25.10.2018 12:01

                    Именно отношение к ссылкам и ux сильно отличает в обоих поисковиках. Жаль что не существует документации на которую можно было бы дать ссылку, а статьи от блогеров достовернвми не считаю.


                    1. unlor
                      25.10.2018 12:07

                      значит, разные взгляды на «принципиальность» различий.


        1. RotgarSett Автор
          23.10.2018 21:40

          Возможно он просто не хочет работать с родственниками :)


          1. dom3d
            23.10.2018 21:49

            Возможно, хотя сайт он мне сделал.


  1. unlor
    25.10.2018 10:49

    Зарегистрироваться на SEO форуме и периодически выкладывать там свой сайт с просьбой оценить оптимизацию. Бесплатный вариант супервизии.

    Вот этот пункт я бы все-таки исключил. Во-первых, это бесит, говорю как модератор, куча постоянно появляющихся тем с невнятным вопросом «оцените оптимизаицю» — ужс.
    Во-вторых, это источник как раз таких проблемых задач для разработчиков, о которых говорилось в начале статьи. Форумчане не в курсе внутренней кухни сайта, поэтому дадут стандартные советы, основанные на беглом анализе из screamfrog, копипаст из pagespeed и «имхо дизайн говно». Ну чаще всего так и происходит.
    В-третьих, это бесит самого сеошника, когда клиент раз в квартал приходит с каким-то непонятным «аудитом» скомпилированным из десятка ответов с форума и начинает выносить мозг.
    не прописывают мета-keywords для Яндекса, так как живут в заблуждении что он не нужен

    Я что-то на хабре уже не первых раз встречаю это утверждение. Это тренд? Keywords жив. как Ленин? 6 лет были на хрен никому не нужны и вдруг в 2к18 Яндекс начал их учитывать?


    1. RotgarSett Автор
      25.10.2018 11:15

      1. unlor
        25.10.2018 11:36

        ожил внезапно

        «May be used»? Так это уже бог знает с каких пор там висит.
        Делать по принципу «ну если совсем скучно и делать нечего, а что-то надо», но говорить о заблуждении и явной ошибке если тег не заполнен. Не согласен. Совсем.


        1. RotgarSett Автор
          25.10.2018 11:43

          Дело в другом. Дело в том что оптимизацторы утверждают что поисковики его совсем не используют и не учитывают. Они так говорят потому что читают блогеров которые копируют зарубежные блоги в которых вышла новость о том что Гугл перестал учитывать кивордс. А Гугл действительно перестал, и вырезал его из своего руководства. А блогеры увидели это и написали «все поисковые системы». Сеошники читают это и думают что и Яндекс тоже. А Яндекс не так давно это руководство обновлял и кивордс там оставил.


          Поэтому я с вами согласем что если мета кивордс не заполнены, то это не повод для паники. Но если оптимизатор утверждает что Яндекс его не учитывает, то он просто не знает правды.


    1. RotgarSett Автор
      25.10.2018 11:18

      Я тоже модератор на seo-форуме, у нас есть отдельная тема для бесплатных аудитов и там дают вполне дельные советы. Конечно из нужно фильтровать и то что я пишу нужно использовать с умом, например не каждый месяц такие аудиты проводить, но как инструмент это работает.