Всем привет!

Потихоньку развиваем спектр охватываемых областей обучения. Вот запускаем новый тип для нас — «Аналитик бизнес-процессов», четвёртый в пуле курсов «Маркетинг и бизнес». Поэтому начинаем обычный для нас цикл интересных статей и заметок по этой теме.

Поехали!

Уверен, с этой мыслью читатели сайта согласятся — качественный анализ бизнеса может значительно повысить его ценность на протяжении всего жизненного цикла проекта. Но позвольте задать вопрос. Встречались ли вам когда-нибудь стейкхолдеры, которые “не понимают” бизнес-анализ? Они просто хотят внедрить тактическое, небрежное решение, даже не понимая первопричину, оперативные потребности и возможности.

Слышали ли вы когда-нибудь подобное от стейкхолдеров:

  • “У нас нет времени на предварительный анализ предприятия… давайте просто начнем!”
  • “Зачем мне нужны требования? Все очень просто, мне нужна система xyz. Это мое требование. А теперь идите и делайте, и чтобы до вторника было готово, пожалуйста.”
  • “Зачем нам понимать систему “как есть” — нас должны волновать только изменения!”
  • “Почему вы продолжаете спрашивать про бизнес-цели? Это вас не должно волновать.”




Если же вы никогда ничего подобного не слышали, я страшно завидую! Исходя из опыта работы с организациями и практиками бизнес-анализа в Великобритании, подобное недопонимание, а в некоторых случаях и сопротивление против роли бизнес-аналитика, действительно происходит. Иногда кажется, что им вовсе не нужен анализ бизнеса.

Можно просто всем сообществом обвинить стейкхолдеров в непонимании роли бизнес-анализа. “Это глупые стейкхолдеры… почему они просто не видят преимуществ, которые им дадут структурированные изменения и анализ?” Тем не менее, я считаю, что настало время для нас, как для сообщества, изменить диалог.

Задача: Тест на Коктейльной Вечеринке

Одну из задач, с которой мы сталкиваемся при объяснении значимости бизнес-анализа, можно проиллюстрировать “тестом на коктейльной вечеринки”. Предположим, вас представили новым друзьям на вечеринке — кому-то, кого вы раньше не встречали. Они не работают в сфере изменения бизнеса, фактически они никогда не работали в условиях проекта. Возможно, они шеф-повар или кондитер. Допустим, вы сказали им, что работаете бизнес-аналитиком — а в ответ получили полное непонимание. За которым последовал вопрос: “Что это значит?”

Как бы вы объяснили им свою роль? Подумайте об этом, прежде чем читать дальше.

Некоторые называют это “питчем для лифта”, и многие бизнес-аналитики (я в том числе) считают, что описать роль и ценность бизнес-анализа кратко и осмысленно, невероятно трудно. Наша зона ответственности очень широка — мы работаем над проектом от концепции до релиза — и очень сложно свести суть к короткому, но “сочному” предложению. Особенно объясняя это кому-то, не связанному со сферой изменения бизнеса.

Будто между нами кирпичная стена…

А если вы попросите 50 разных бизнес-аналитиков объяснить свою роль, то получите 50 разных описаний, каждое из которых будет верным. Несомненно, будут противоречия; определение “системного анализа” или “дизайна” меняется от компании к компании. Так что, если даже само сообщество аналитиков не может выбрать краткое и емкое определение роли, неудивительно, что стейкхолдеры в замешательстве!

Вы спросите: “Почему это важно?” История пронизана случаями дорогих провальных проектов… и мы знаем, что качественный бизнес-анализ (в совокупности с работой наших коллег по сфере — проджект-менеджеров, архитекторов, и тд) может помочь этого избежать. Но иногда кажется, что между нами и стейкхолдерами стоит кирпичная стена. Мы знаем, что могли бы им помочь… обратись они к нам раньше. Если бы они привлекли нас до того, как были приняты ключевые решения. Но они до сих пор не видят всех проблем, которые мы можем решить за них.

Вопрос на миллион долларов:

И вот мой финальный вопрос: Кто-нибудь действительно хочет бизнес-аналитика? Или проджект-менеджера, или архитектора? Противоречиво, но мой ответ — нет. Используя приевшееся клише: люди покупают дрель, не потому что им нужна дрель. Они покупают дрель, потому что хотят дыру в стене. Аналогично, люди привлекают бизнес-аналитиков и других профессионалов, потому что они хотят эффективное изменение, ценное для бизнеса и клиента. Звучит очевидно, верно?

Тем не менее, даже это дает возможность разобрать кирпичную стену непонимания. Когда мы сталкиваемся с скептицизмом, его нужно разобрать, кирпич за кирпичом, объясняя и показывая, в чем заключается наша ценность в контексте изменения, необходимого бизнесу. Затем, мы должны добросовестно выполнить это изменение.

Мы не сможем снести стену бульдозером, но надежное и стабильное выполнение работы, в совокупности с менеджментом и маркетингом стейкхолдеров, поможет начать разбирать ее, по кирпичу за раз… что ведет к более качественному раннему вовлечению и более качественному проекту и результату.

THE END

Как всегда ждём вопросы и комментарии, которые можно оставить тут или заходите к преподавателю курса Радию Веснину на его открытый урок.

Комментарии (10)


  1. Hardcoin
    08.11.2018 19:53
    +3

    Инда люди покупают дрель, потому что им нужна дрель. Они видят, что могут сверлить много дырок или у неё удобная ручка и хороший дизайн или у отца была дрель и клиент уверен, что она ему тоже нужна.


    Так что клише не просто избитое, оно неверное. И если бизнес-аналитик думает, что клиент хочет эффективное изменение, он теряет половину клиентов.


    1. fivehouse
      09.11.2018 01:15

      Что такое дрель известно уже много сотен лет. Для дрелей выпускают сверла, в сети для электродрели нужное напряжение и частота, а у человека есть руки для ручки дрели и некоторое понимание что же конкретное делает дрель. И когда человек дрелью вдруг решит красить, а у него не получится, никто не будет говорить что производитель дрели сделал плохую дрель.
      И вот попросили в бизнесе добавить маленькую фичку-дрельку. А что при использовании фички работа остановится у части подразделений и у части партнеров, вот это то как раз никого не волнует. А что в части подразделений использование этой фички приведет к увеличению затрат — это тоже заказчика не волнует. А еще часть подразделений понятия не имеет что с результатом работы этой дрельки делать. А уж про сверла к дрельке заказчик вообще забыл, а напряжение с частотой — это вообще к этим, к программистам. И при всем при этом заказчик свято уверен, что никак не он ответственен за то, чтобы было все хорошо у придуманной им дрельки.


  1. Gemorroj
    08.11.2018 20:10
    -1

    Пришлось лезть в википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/Стейкхолдер


  1. exehoo
    08.11.2018 21:28
    +5

    Аналитик порой бывает даже не пятым колесом в телеге, а просто палкой в колесе. Очень редко попадаются люди в должности «бизнес-аналитик», которые действительно умеют разбирать по косточкам, раскладывать по полочкам или хотя бы просто обладают аналитическим складом ума и толикой здравого смысла (мне на нынешней работе свезло). Обычно же это какие-то случайные штатные единицы, слегка разбирающиеся в теме и в делопроизводстве, и тогда любое изменение превращается в адЪ


  1. Fengol
    09.11.2018 08:54

    Смотря в какой печи этот аналитик закалялся. Есть такие, что закончат курсы менеджмента на которых с ними поделятся матрицами и они думают, что с помощью них можно ответить на все вопросы. Вот это вообще не аналитики, а алхимики, думающие что у них в руках философский камень. Если в их число примкнет человек с необычным нестандартным воображением, то станет не просто алхимиком, а опасным фанатиком, которому будет казаться, что он может доказать абсолютно все. И на самом деле докажет, но все его доказательства будут полным бредом. Настоящих аналитиков много, но они не работают аналитиками. Настоящих аналитиков работающих аналитиками очень мало, да и в большинстве случаев, за настоящих аналитиков принимают зубрил, которые зазубрили одну область и действительно хорошо с ней работают. Но и они могут нанести вред, так как анализ других областей им не поддается, и люди ожидающие от них ответов обманываются и теряют время.


  1. usego
    09.11.2018 09:53

    От бизнес аналитика будет толк, если он хорошо понимает конкретный бизнес. А такие люди редкость, так как быстро сами становятся бизнесом, а не наёмным работником.


    1. prolis
      09.11.2018 12:13

      Кроме БА этот бизнес не менее хорошо знают:

      1. Участники процесса
      2. Технологи
      3. Методологи
      4. Риск-менеджеры
      5. и т.д.

      Эти знания не несут в себе мотива к предпринимательству.


    1. sirius23
      09.11.2018 16:18

      +


  1. max1gu
    09.11.2018 14:44

    «Слышали ли вы когда-нибудь подобное от стейкхолдеров» — конечно слышали. И в 90% они правы. Потому что все эти бизнес-процессы — это долго, а значит дорого. В большинстве случаев, если пациент операбельный, требуеются локальные изменения, где надо по-быстро разобраться, взять и сделать и пойти дальше.

    А вот на счет глобальных вопросов, где действительно нужны бизнес-аналитики… Там есть вторая сторона медали.
    В больнистве случаев, когда вы видите компанию, которой более 2-3 лет, и в ней наблюдается бардак и бессмыслица, то вы, как бизнес-аналилитк, вникнув поглубже, обнарыживаете, что весь этот бардак мало того, что создан сознательно и целенаправлено, но ещё и будет активно защищаться от изменений самим собтвенником и прочими ЛПР-ами. Это если конечно собственнику его бизнес не безразличен и он им занимается. Ведь не думаете же вы всерьез, что успешный богатый человек будет слушать бредни дилетантов и проходимцев (этих ещё терпят некоторое время и даже сами нанимают) или ещё хуже, бизнес-аналитика (могут и послать, если настроение плохое).
    А вот если собственник потерял пульс бизнеса, то весь бизнес-анализ очень быстро сводится к фразе «этих жуликов и воров выгнать и найти других» (в большинстве случаев — таких же).


  1. leossnet
    09.11.2018 20:58

    По большому счету, бизнес-аналитики — это современные Остапы Бендеры, эксплуатирующие жадность и лень руководителей компаний. Руководителей, которые хотят чужими руками за относительно небольшие деньги увеличить прибыль собственного бизнеса. С другой стороны, постановка задачи в стиле «мне нужна система xyz. Это мое требование» как раз и характеризует эффективного руководителя, ясно понимающего недостатки собственного бизнеса и совершенно не готового платить лишние деньги за многотомные талмуды или за красивые слова, произносимые с умным видом.