Автоматизация придорожных кафе


image
Итак расскажу немного про автоматизацию придорожных кафе и приведу несколько реальных примеров.
Первое и самое главное это проблематика. Проблемы в придорожных заведениях нетипичные:
1. Слабая образованность персонала. Обычно персонал набирают из окрестных деревень, уровень знания компьютера стремится к нулю, а возраст наоборот стремится к бесконечности. Причина набора такого персонала – низкая цена и легкая доступность. Собственно вариантов выбора персонала немного и выбирают из того, что есть.
2. Резкие перепады покупательской активности. Когда подъезжает 1-2 автобуса и из них выходит 20-40 человек, то у кассы моментально возникает очередь. Кто-то просто за мороженкой, кто-то за полноценным обедом.
3. Спецификация таких заведений тоже своеобразна. Некоторые специализируются на «автобусах» у других же специализация на дальнобойщиках.
4. Ну и конечно стандартная проблема для всех торговых заведений – это воровство. Способы воровства тоже различны о них подробнее расскажу дальше.

Итак принцип работы одного из заведений до автоматизации. Есть некая барная зона, за которой стоит несколько кассиров. Подъезжает автобус и вдоль этой барной зоны появляется очередь из 15-30 человек, которых надо срочно обслужить, т.к. автобус стоит строго ограниченное время. Кассиры слушают заказ человека, если это обычный товар (сникерсы, минеральная вода и прочее), то сразу ему выдают и получают деньги. Все что выдали, а также сумму полученных денег записывают в тетрадку, по которой во время сдачи смены будут пересчитывать остатки на складе. Если же заказ необходимо приготовить (супчик, второе, салат), то на листочке пишется весь заказ, указывается номер стола и передается на кухню. Но в свою очередь эта информация дублируется в тетрадь с общей кассой. Сделано было для того чтобы «кухня» и «бар» сводили свои продажи в конце смены. После того как кухня приготовит заказ, разносчики на подносе несут заказ к нужному столику.
Для обеспечения быстрого обслуживания автобусов за барной стойкой работало одновременно 7 (СЕМЬ!!!) кассиров, которые быстро записывали заказы и отдавали их на кухню а также отпускали товар из бара.

Итак, руководство решило автоматизировать этот процесс. В итоге конфигурация была выбрана следующая. Два кассовых компьютера и один компьютер администратора, три сканера штрихкода (два на кассу один администратору) и три принтера чеков (опять же два на кассу и один на кухню). Конфигурацию самих компьютеров не привожу, скажу что это были самые дешевые офисные компьютеры, ну и проводная сеть между ними. В качестве кассового ПО, мы поставили свою конфигурацию на базе 1С. Она решала следующие задачи:
1. Штучный учет товара. (приходы/расходы/инвентаризация/списание/дооприходование).
2. Учет денег.
3. Работа со скидочными карточками и прочее.
Также напомню, что в данном месте очень важна скорость набора чека, и простота для персонала. Мы поступили следующим образом. Для повышения скорости работы и одновременно упрощения работы кассира мы использовали сканер штрихкода. Кассир открывал чек, сканировал товар и закрывал чек с помощью штрихкодов. Также штрихкодом обзавелись и супы с салатами. В итоге на рабочем месте кассира висело 2-3 листа А4 на которых были напечатаны штрихкоды с супами и салатами а по краям штрих код «Открыть чек» и штрихкод «Закрыть чек». Это очень удобное и быстрое решение, в итоге на кассе остался один кассир, и лишь изредка в периоды отпусков брали второго кассира в смену.
Далее после завершения заказа, сам заказ печатался на принтере чеков и отдавался клиенту а копия чека печаталась на кухне, на таком же принтере. Кухня выполняла заказ и разносчик нес поднос с едой на тот стол, который был указан в заказе. Вопрос с инвентаризацией снялся сам собой, т.к. появилась возможность «снимать» остатки по группам товара. И можно было в течении дня пересчитывать склад постепенно, а не все скопом.
Через некоторое время для борьбы с обманом покупателей на кассах установили табло покупателей. Так как многие не смотрят в чек, а кассир может назвать совсем другую сумму. Проблема обмана и воровства стоит очень остро. Примеров тому масса. Иногда перепечатывают ценники и вроде покупатель может увидеть и посчитать сам, но по факту отдает больше денег чем надо. Очень часто кассиры могут торговать «своим» товаром. Покупают его в метро и мимо кассы продают по цене в кафе. От этого спасает табличка «если вам не выдали чек – не платите».

В данном варианте автоматизация сократила издержки на содержание 7 кассиров (и это только в одной смене, смен было две). Повысилась скорость обслуживания покупателей, уменьшился процент воровства и обмана покупателей. И как следствие оборот повысился оборот на 10-15 % (по словам владельцев бизнеса)

Комментарии (6)


  1. SysCat
    12.07.2015 15:36
    +15

    Статья как-то пустовата.


    1. dance000 Автор
      12.07.2015 18:06
      -4

      А чего не хватает???


      1. SysCat
        12.07.2015 18:52
        +1

        Здесь только вода и не очень конкретная. Для технического сайта хотелось бы технических подробностей, схем и другого. А так просто получается что вот было кафе, а мы выгнали кучку народу и поставили компа, все… Очень плоско.


      1. EnterSandman
        12.07.2015 18:59
        +2

        Вопросительных знаков много в комментарии.
        Вы уже успели разбить статью на части, а опубликовали на лист а4.


      1. Sabin
        12.07.2015 19:39
        +5

        Технических подробностей. Например, список софта, который использовали. Что в качестве базы товаров, чем сканировали, как сделали табло и прочее.


  1. Security_Lab
    13.07.2015 10:11
    +2

    Открывая статью, прочитав заголовок, надеялся увидеть решения автоматизации торговли, даже со стороны сервисного инженер: настройка оборудования, серверов, терминалов.
    А увидел пустоту и много не нужных строк!

    Было бы интересно почитать и увидеть о построении сети и настройки оборудования для автоматизации торговли, о применяемых методах защиты сети и т.д. Про helpdesk и так много информации!