9 ошибок начинающего микростокера / Хабр
Все началось с того, что я создал аккаунт на микростоке и начал набивать его фотографиями из своего большого домашнего архива, где отсортированными от дублей и брака хранились несколько десятков тысяч снимков. Жареным запахло практически сразу — и тогда я постучался за советом к тем, кто живет микростоками уже как минимум лет десять.

Под катом — уроки, выученные новичком, и советы двух «старичков».

Для фотографов, видеографов и дизайнеров микростоки — это идеальное решение проблемы с самореализацией, хранением портфолио, а при приложении достаточных усилий, еще и с заработком. Но несмотря на всю внешнюю простоту затеи, достаточно большой процент терпит неудачу буквально на старте. Основные причины — завышенные ожидания и ошибки позиционирования, припудренные стандартным процессом набивания шишек при освоении новой социальной среды.
Прилагательное «социальной» тут не случайно, потому как покупка изображений осуществляется именно людьми, и голосуют за работы авторов они не чем иным, как кошельком, и это можно считать самым адекватным мерилом. Доллары — это вам не лайки.
Итак, предлагаю пройтись по самым распространенным граблям с целью почувствовать, куда на микростоках дует ветер и как сделать первый заход наиболее продуктивным. Ведь если первоначальные усилия не принесут плодов, вторую попытку, даже с учетом появившегося опыта, будет сложно сделать из-за необходимости приложения заметных усилий.
В общем, все надо делать с первого раза.
В качестве тестовой площадки я взял один из популярных микростоков — Adobe Stock. Он интересен тем, что тесно интегрирован с графическими продуктами Adobe семейства Creative Cloud, из которых можно получать прямой доступ к микростоку как для подбора изображений, так и для загрузки. Второе дыхание Adobe Stock получил в 2015 году после поглощения компанией Adobe популярного микростока Fotolia. Теперь это один из крупнейших сервисов в сети.

Набивать шишки и ходить по граблям я начал самостоятельно, создав на микростоке новый аккаунт, который можно найти по этой ссылке. Получилось так себе. Поэтому я быстро нашел себе двух наставников — топовых фотографов, работающих с микростоками более 10 лет: это Анастасия Казакова и еще один мой старый коллега, попросивший не называть его имени. Для порядка назовем его Иваном. Они и помогли очертить все основные ошибки, которые я совершил на старте.
Также личные связи позволили уточнять некоторые детали у сотрудников Adobe. Правда, их ответы были слишком официальными, хотя кое-что проясняли.
Итак, давайте пробежимся по хитовым граблям, ну а то, что не попало в категорию граблей, я поместил в раздел советов. Let's go!
— Пойду, трясану свой фотоархив из отпуска, и «вся рыба будет наша»
Такой подход давно уже не работает. Любая залитая на микросток работа будет хорошо продаваться лишь в том случае, если это будет во всех смыслах качественное изображение. И разница между съемкой для домашнего архива и работой для микростока — это как две разные планеты, хотя бывают и исключения.
Ну да, это раньше стоки выглядели как фотоальбом соседки по лестничной клетке, теперь это в полном смысле отдельная профессия. Тут трудится много фотостудий.
Анастасия
Любительская съемка чаще всего выглядит немного snappy, то есть в стиле «снял и загрузил». Нужно обязательно покрутить ретушь, сделать их повеселее по цвету и свету! То есть коммерчески более привлекательными и яркими.
Иван
Тусклые цвета, не самая удачная компоновка, отсутствие сюжета
Кроме того нужно четко представлять свою аудиторию. То, кому именно и для чего может пригодиться загружаемое фото. Можно ли его будет поместить, например, на календарь, открытку, этикетку, растяжку? Подойдет ли оно сети спортивных магазинов, ресторану?
— У меня тут шикарный пейзаж — похоже, это то что надо
Есть устойчивое мнение, что на стоках лучше продаются фото с людьми: в студии, на локации, в разных жизненных ситуациях, на производстве, а также бизнес-тематика, различные предметы, снятые на белом фоне (так называемые «изоляты»). В целом это так. Однако и конкуренция на этом направлении также высока.
Я думаю, что стоковая фотография — это специальное направление фотографии. Это могут быть и предметы, и портреты, и пейзажи. Главное, чтобы такую фотографию можно было использовать для продажи чего-то, как рекламный имидж.
Анастасия
10 лет назад можно было заработать на яблочке на белом фоне. Сейчас этих яблочек — 50 млн. Что нужно снимать? Например, поехать сфотографировать в джунглях оленяток, которых мало кто снимает, или Гималаи с необычного ракурса. В общем снимать надо то, что недоступно каждому фотографу.
Иван
Для полноты картины я попросил комментарий у ребят из Adobe:
В данный момент мы наблюдаем высокий спрос на аутентичные вещи, которые показывают реальных людей за их работой, живые эмоции.
Adobe Stock
Также они поделились вот такими ссылочками, которые мне показались полезными:
— А тут шикарный сюжет...
Фото с сюжетом — это определенный залог успеха. Сюжет помогает точнее спозиционировать работу и быстрее найти покупателя. Однако и здесь есть свои подводные камни.
Я бы сказала, больше важны четко читаемые эмоции в более менее очерченной теме сюжета.
Анастасия
Сейчас на микростоке много банальных сюжетов. А нам надо выделяться. Например, на те же пейзажи нужно добавлять изюминку — маленькую фигурку человека на фоне. Так у фото появится история.
Иван
— А еще есть крутые ночные фотки Эйфелевой башни!
Вот это главная засада. Такое изображение примут, только если вы получите письменное разрешение у компании SETE — illuminations Pierre Bideau, которая занимается обслуживанием башни. Именно она является обладателем прав на дизайн освещения.
Впрочем, с 2016 года компания дала послабление, и ночные фото можно публиковать, но не с целью продажи. А на дневную съемку ограничений нет.
А памятник Петру I на Москве-реке ОК? – Нет. Права на дизайн принадлежат Зурабу Церетели. Вот тут можно найти список известных объектов, съемка которых имеет ограничения или запрещена владельцами.
Отклонено по причине нарушения прав интеллектуальной собственности
Впрочем, запрет не означает то, что тема закрыта навсегда. Фотографу достаточно получить разрешение правообладателя. У каждого автора на Adobe Stock есть раздел в личном кабинете, где хранятся все подобные разрешения, именующиеся в терминологии микростока релизами. Оттуда можно взять и распечатать шаблон, а скан подписанного релиза потом загрузить обратно. Также можно воспользоваться автоматической отправкой формы релиза на указанный почтовый адрес.
Получивший такое письмо правообладатель сам подписывает его и отправляет на микросток. Такой подход удобен в случае, когда вы работаете с фотомоделями.
— Еще несколько слов о съемке чужой собственности
Под запрет попадают здания (если они являются центральным объектом съемки), дачи, автомобили, фирменные игрушки, фотки из зоопарков, тематических парков. В общем все то, что имеет собственника, и собственник сможет это распознать.
Ну и все торговые марки тоже, которые специально или случайно попали в кадр. Аналогично и с попавшими в кадр лицами людей.
Потру торговые марки и логотипы, никто и не заметит
Тут 50 на 50. Если силуэт предмета без логотипов легко идентифицируется, этот номер не пройдет. Вдобавок есть риск, что изображение будет отклонено по технических причинам, если затирка была проведена не столь аккуратно.
Какие еще технические проблемы могут возникнуть?
Помимо очевидных вещей типа излишних шумов, ошибок в балансе белого и объектов не в фокусе, проблемой может стать «бочка» от недорогих китовых объективов, особенно заметная на прямых геометрических линиях по краям кадра.
За композицией на микростоке тоже следят. Ну и не стоит забывать сдувать пылинки с объектов съемки, в прямом и переносном смысле.
Если нужно больше информации, то еще ряд рекомендаций можно почерпнуть из официального хелпа микростока.
Впрочем, менеджеры, принимающие фото, тоже могут ошибиться. Иногда достаточно отправить фото повторно, и, возможно, оно успешно пройдет «фейсконтроль». Например, вот такое атмосферное фото было отклонено с пометкой «проблема с экспозицией». При этом замысел фотографа проигнорировали.
После повторной заливки этого же кадра и смены названия с brown sky на black & gold проблема с «экспозицией» исчезла.
Видеоролики — не мой конек
А зря. Тема весьма перспективная. По заверению Анастасии, в среднем покупка одного ролика длительностью несколько секунд приносит 23–25 долларов.
Залью 200 фоток и дело в шляпе!
Микросток — это отдельная и системная работа. Обычно тут работает «арифметика порядка», т.е. залитые сотни фоток принесут десятки долларов в месяц. Залитые тысячи — сотни долларов. Это с условием того, что вы потренировались и поймали волну. Хотя, тут бывают и исключения, когда одна удачная фотография делает всю кассу!
В любом случае, к микростокам нужно пристреляться, почувствовать их. На это нужно время и определенные усилия. В целом это достаточно креативная задачка, а кто-то даже скажет, что увлекательный квест.
На ежика есть небольшой спрос
Зачем авторы идут в микростоки?
Во-первых, это возможность заработка на своем творчестве. Одни снимают или рисуют специально для стоков. Другие создают стоковый контент по ходу реализации клиентских или творческих проектов.
Во-вторых, это самореализация. Человеку свойственно делиться с другими чем-то хорошим. А уж красивой фотографией или дизайнерской работой — сам Бог велел.
В-третьих, на микростоке можно хранить ту часть своего портфолио, которое ушло «в стол». Да и само портфолио с осени можно разместить на специальной площадке portfolio.adobe.com, которая напрямую связана с аккаунтом на микростоке.
Ну и свободный график работы для тех, кто преуспел.
Кроме того микросток может помочь оценить перспективность того или иного направления вашей творческой деятельности. Ведь одно дело собирать лайки друзей в уютном «фейсбучике», и совсем другое — доллары заказчиков. Последние будут с вами честны как никогда.
Советы профи
Ошибки — ошибками, а учиться всегда лучше на best practice. Поэтому я попросил профи ответить два простых вопроса.
Три составляющих успешного фото для микростока
Поскольку мой конек — бьюти-индустрия, то рецепт таков: хорошие модели, хорошая композиция и технически качественная картинка. С другой стороны, лайфстайл — это самое популярное и продаваемое на стоках. Но и конкуренция там куда больше.
Анастасия
Чтобы выделиться из 100 млн фото, нужно чем-то удивить зрителя —
вот первое правило. Плюс сосредоточиться на ракурсах, обработке и сюжетности.
Иван
Покажите, что у вас в топе продаж
Дабы расширить тематический охват, в галерею выше я добавил несколько работ из недельного топа продаж (увы, он доступен только зарегистрированным пользователям). В нем можно переключать вкладки с «фото» на «иллюстрации» и «векторные изображения», где также много всего интересного.
Из топа можно черпать идеи и брать ориентиры. Причем попадают туда не только авторы, у кого в портфолио десятки тысяч изображений, но и те, в чьем активе всего сотня-полторы прекрасных картинок. Для меня это развеивает миф о том, что успешными на стоках могут быть только люди с высоким рейтингом.
В итоге, надеюсь, что мои ошибки помогут вам поймать нужную волну и успешно стартануть.
Если же говорить про Adobe Stock — это вполне удобная площадка для новичка. Для начала работы на ней не нужно сдавать тестов или экзаменов, как на некоторых других площадках, ну а внимательные цензоры помогут быстрее встать на нужные рельсы.

P.S. Материал подготовлен при поддержке Adobe — отдельная благодарность за контакты Анастасии Казаковой, которая не скупилась на комментарии.

Комментарии (0)