Старший UX-дизайнер Booking.com поделился на конференции по продуктовому маркетингу Epic Growth Conference философией и главными принципами продуктового дизайна, которыми руководствуются в Booking-e.


Смотрите видео или читайте расшифровку под катом.

Уже третий год я работаю старшим дизайнером в Booking.com. Когда я только пришел, в Booking было всего пятнадцать продуктовых дизайнеров. На сегодняшний день это число выросло до трехсот. За это время продакт-менеджеров также стало значительно больше.

В своем докладе я расскажу про пять основных принципов, которые определяют дизайн наших продуктов.

Пять принципов Booking в дизайне


1. Дизайн для людей


Название говорит само за себя, но иногда понимание может искажаться. Конечной целью дизайна — является человек и его личный опыт.

2. Детали — есть дизайн


В Booking.com мы проектируем в огромных масштабах, но это не значит, что мы игнорируем нишевые потребности пользователей в продукте.

3. Делай то, что правильно, а не то, что умеешь


Зачастую проще пойти легким путем, но это может негативно отразиться на опыте пользователя (UX). Поэтому мы всегда стремимся делать то, что важно для наших пользователей в первую очередь.

4. Полагаться на данные и руководствоваться эмпатией


Мы часто слышим, что продуктовые команды для выполнения ежедневных задач основываются на данных. В Booking мы используем данные, но обязательно подкрепляем их эмпатией. В первую очередь мы сопереживаем нашим пользователям, то есть изучаем их боли, и только потом смотрим на статистические данные.

5. Дизайн — командный вид спорта


Не только дизайнеры несут ответственность за дизайн. Дизайнеры, менеджеры продукта и другие специалисты должны работать в команде для создания продукта и получения ценного опыта.
Каждый является UX-дизайнером. Являетесь ли вы менеджером проекта, директором по маркетингу, генеральным директором, официантом в ресторане или таксистом, у каждого есть возможность создавать или влиять на пользовательский опыт. Это также можно считать личным опытом. Потому что люди — это то, что действительно важно. Я имею в виду не только пользовательский опыт, но и опыт, каким бы он ни был.

Что делать, если вы хотите создать хороший UX?


Задавайте больше правильных вопросов

Большинство сталкивались со следующими вопросами:

  • Как мне увеличить доход?
  • Как мне уменьшить расходы?
  • Как мне увеличить продажи от существующих клиентов?
  • Как мне увеличить количество новых клиентов?
  • Как мне увеличить стоимость акций?

Это довольно распространенные вопросы, особенно когда мы говорим о растущих продуктах. Но мы считаем неправильным задавать эти вопросы, хотя они, конечно, являются важными и требуют ответа. Если вы хотите создать хороший UX, не начинайте с этих вопросов.

Один из недавних примеров — Snapchat. У продукта большая база пользователей, которая продолжает расти, но не приносит много денег. Мы могли бы вернуться к одному из вопросов и спросить, как увеличить доход, например. Но это, как я упомянул, не будет верным решением. Изменения дизайна в Snapchat вызвали шквал недовольства со стороны пользователей. Более миллиона человек подписали петицию об отмене этих изменений.

Ниже представлен фрагмент данных из HubSpot, в котором говорится о самом важном факторе дизайна сайта. Более 76% опрошенных пользователей сказали, что хороший сайт позволяет легко находить то, чего они хотят.



Общайтесь со своими пользователями

В Booking.com мы стараемся регулярно общаться с пользователями, используя при этом различные инструменты:

  • инструменты онлайн-опросов;
  • street-тесты;
  • юзабилити-тесты;
  • исследование пользователей;
  • diary study;

Как пример, я работал над чат-ботом. У нас была бизнес-идея: мы хотели, чтобы этот чат-бот помог клиентам легко получить ответы на повторяющиеся вопросы без необходимости обращаться в сервис. Чтобы проверить идею, мы пошли в Starbucks и показали посетителям прототипы дизайна. Мы просто пообщались с людьми, не все из них даже были пользователями Booking.com. Но это позволило нам проверить свою идею и получить реальную обратную связь.
Практикуйте эмпатии.

Мы также регулярно работаем над проблемами, которые возникают у людей с продуктом. Для этого мы делаем Diary Study исследования. Они помогают выявить эмоции пользователей. Мы наблюдаем за пользователями с самого момента возникновения мысли о бронировании и наблюдаем за эмоциональным состоянием на каждом этапе бронирования. На основе полученной информации делаем выводы, почему ситуация была успешной или принесла разочарование.



Что мы можем сделать, чтобы улучшить пользовательский опыт?


Одним из способов является создание сборника различных инструментов тестирования ваших продуктов людьми. Примерами могут быть следующие инструменты:

  • дизайн-спринты;
  • мозговой штурм;
  • карты путешествий;
  • точки соприкосновения;
  • jobs to be done;
  • вопрос: как мы могли бы..?

Мне нравится последний пункт. Мы пытаемся дополнить фразу таким образом, чтобы понять, как мы можем помочь пользователям. После этого генерируем гипотезу.

Генерация гипотезы

  • как выглядит успех?
  • понимание, чего мы планируем достичь?

Если у вас есть идея, вы должны доказать ее ценность как на уровне бизнеса, так и на уровне пользовательского опыта. Очень важно посчитать, что бизнес и пользователь получат взамен. Когда будете работать с доказательством гипотез, важно не забывать: то, что вы думаете — не имеет значения. Вклад идей вашей команды велик, но продуктовый дизайн основан на фактах, а не просто на мнениях людей, которые знают теорию создания продукта.



Процесс разработки дизайна становится непрерывным циклом: мы доказываем гипотезы, создаем прототипы, тестируем, учимся на полученном опыте. Основная задача этого цикла — учиться на полученном опыте, будь он успешным или неудачным.

Все, о чем я рассказал, является основой и будет работать для любой компании любого размера. Это будет работать для вас и для ваших собственных продуктов и, фактически, сопутствовать их росту.

Больше докладов по продуктовому маркетингу — в Telegram-канале @epicgrowth. Epic Growth Conference – конференция по продуктовому маркетингу, которую организовали Mobio, Getloyal и Appsflyer при поддержке myTarget.

Комментарии (13)


  1. Aquahawk
    14.12.2018 13:05

    Как же я ненавижу это грёбаный букинговский дизайн.

    АААА ПРЯМ СЕЙЧАС ЕЩЁ 3 ЧЕЛОВЕКА СМОТРЯТ СЮДАА ААААА
    ,
    ООООЙ всего один номе остался.
    Галки уменьшенного размера и тп. При этом нулевая безопасность вида мы данные вашей карточки и всё остальное сольём отелю, а не самои отпроцессим. Да это работает. Также как работает попрошайничество на улицах и много что ещё. Не все вещи которые работают стоит применять. Но в данном случае можно пронаблюдать абсолютную продажность дизайна.


    1. ILya63
      14.12.2018 14:19

      ну то, что «всего один номер остался» это действительно так, всё дело в том, что отели выводят в продажу, скажем по два номера и если один продается, то остаётся всего один номер.

      Данные карточки поступают отелю как есть, это пол беды. В отеле к этим данным будут иметь доступ как минимум несколько человек и чаще всего бесконтрольно. В сетевых и больших отелях с этим строже.


      1. Aquahawk
        14.12.2018 14:35

        Да может и так, только букинг явно с этим перегибает, в связи с чем у меня возникают вопросы. Открыл сейчас предложения в Ухту в с 30 января по 1 февраля. Тупо для примера. Город находится чёрти где, там всегда мёртвый сезон, никого нет, туризма считай нет. И что я вижу
        image
        image
        image
        image
        image
        И как я понимаю эти плашки не имеют никакого отношения к реальности и тем датам на которые я смотрю. Я вполне допускаю что они может и не врут, и реально кто-то забронировал, только на новый год а не на нужные мне даты. Я специально потыкал по нескольким предложениям в т.ч. внизу выдачи. И во всех, подчёркиваю, во всех есть та или иная выделенная красным фраза которая должна заставить меня подумать что предложения заканчиваются и вот-вот всё кончится и надо срочно брать. Но это не так. Формально они не врут, но это не то, что я считаю хорошим отношением к клиенту. Я давно это заметил и всегда плюю на эти плашки. Ну и не пользуюсь букингом при возможности.


        1. Aquahawk
          14.12.2018 14:51

          Особенно фраза: «самая низкая цена, которую вы видели в городе на ваши даты». Её можно выводить каждый раз как я вижу что-то дешевле чем то что я уже посмотрел. В это вообще никакого отношения не имеет к тому что это самое дешёвое или самое выгодное предложение.


        1. Art3
          14.12.2018 17:45

          Совершенно согласен с вами. А дизайн, который ввергает пользователя в стресс — не может быть хорошим.


          1. Insane11
            15.12.2018 21:44

            Абсолютно согласен. Из-за этих алёртов умудрился забронировать 0-звёздочный отель в Париже. В принципе ничего страшного не случилось, но ожидание хтонического ужаса нервировало.


  1. Art3
    14.12.2018 14:34

    Триста (300!) дизайнеров, которые делают то, что «правильно», а не то, что умеют — это все, что нужно знать про букинг.


  1. hardex
    14.12.2018 15:20

    У букинга, пожалуй, самый ублюдочный UX из крупных проектов.


    1. Alexufo
      15.12.2018 00:22

      UX у них как раз что надо, UI не очень


    1. lagranzh
      16.12.2018 16:00

      нет, конечно. Первое место у линкедина. У букинга — почетное второе.


  1. DrunkBear
    14.12.2018 16:41

    Ну… В Чём-то я согласен с дизайнером букинга — я могу быстро найти нужный отель и забронировать его. И не менее быстро отменить и взять другой. И видеть тренды — а-ля «сейчас бронируют ещё 20 человек». На остальное пофиг.
    PS Смотрел на билеты в Питер осенью, пока ждал прихода денег, чтоб на последние не покупать — билеты из мск вместо 4к стали стоить 5к ( мониторил за неделю до вылета).
    Ага!, подумал я,- Это хитрые алгоритмы, которые накручивают цены! Вот щас зайду с другого браузера / IP и будет снова 4! пока заходил, билеты стали 5.5к. Подумал немного, зашёл с третьего IP инкогнито — билеты по 6. Решил пройти по другим агрегаторам и сайтам авиакомпаний — 6.5к.
    В итоге взял по 7 и рад — в день вылета самый дешевый билет мск — спб Победой ( простите за выражение) стоил 17.5k…


  1. ninJo
    17.12.2018 09:35

    Букинг выглядит так будто его на коленке собрали в 90ые и с тех пор летали заплатками то тут, то там. Не понимаю над чем там работают 300 дизайнеров.


    Вообще это большая международная компания и все их ux решения основанны на цифрах конверсии, видимо альтернативи их сервису немного, поэтому какое гавно они бы не сделали, люди все равно будут пользоваться.


  1. achekalin
    17.12.2018 09:58

    Какой блин «дизайн», когда они из года в год намеренно не убирают из UI раздражающие элементы, задерживающие внимение юзеров и тратящие их время? Совесть бы поимели!

    Одно то, что по дефолту показываются, скажем, отели с уже распроданными номерами (собственно, чтобы подтолкнуть купить остальные — мол, смотрите как мало осталось!), и что сортировка по «рекомендациям» подкидывает заметно более дорогие, но сравнимые по оценкам, варианты, чем рычной выбор, а также что любой момент поиска занимает по многу секунд — не верится, что они делают «все для юзера».

    Но, как говорится — «он говорит — и вы говорите», что у них дизайн якобы есть.

    То же, что и у FB какого-нибудь: не надо делать эффективно, надо, чтобы человек провел на сайте много времени и устал выбирать сознательно, тогда ему можно впихнуть что-то трешовое.

    Странно, что альтернатив у Букинга не полинтернета еще.