Ссылка на фото
В преддверии нового года, хочется напомнить, а для кого-то это будет новой информацией о том, что с 2019-го года в КНР вводятся квоты на продажи автомобилей (легковые, спортивно-утилитарные автомобили и минивены) в рамках программы «Автомобили с новыми источниками энергии». Так, в следующем году автомобильные компании или импортеры должны вписываться в 10% квоты от продаж подключаемых легковых электромобилей. В случае если они не будут достигнуты, то их можно будет покупать у других автомобильных компаний, или, в крайнем случае – штрафные санкции (профильное министерство может запретить производство новых моделей, пока они не будут соответствовать определенным нормам по расходу топлива).

Для начала нужно понимать, что такое программа «Автомобили с новыми источниками энергии» (условно придумаем аббревиатуру — АНИЭ, в оригинале New Energy Vehicle (NEV)). За основу была взята калифорнийская программа «Транспортные средства с нулевыми выбросами», но с определенными изменениями, цель которой – продвижения автомобилей с новыми источниками энергии и соблюдение жестких норм по уровню расхода топлива транспортным средствами.

Так же, как и в калифорнийском документе, в КНР предусмотрены условные кредиты (квоты), а не сами продажи автомобилей. Текущая программа затрагивает два следующих года, так в 2019-м году АНИЭ кредитов должно быть 10%, а в 2020-м – 12%. Что будет после – еще не известно. К АНИЭ относятся подключаемые гибриды, электромобили с АКБ, а также электромобили на топливных элементах. В зависимости от ТТХ таких электромобилей, может выдаваться от 1 до 6 кредитов за 1 единицу. То есть, 10% кредитов могут составлять от 1,67% до 10% продаж АНИЭ. Также есть минимальные условия, при которых кредиты могут быть выданы, а также могут быть использованы для перепродажи другим производителям. Еще кредитами АНИЭ можно покрывать недостачу в кредитах на общий расход топлива автомобилями отдельной автомобильной компании.
Если компания продает в год меньше 30 тыс. автомобилей, то для неё нет необходимости в преодолении квот АНИЭ, только соблюдение политики касательно расхода топлива.
Ниже предоставлен алгоритм получения АНИЭ квот



*картинка кликабельна, но переход будет обнулять новые сообщения, если кликать назад
BEH – электромобиль с АКБ;
PHEV – подключаемый гибрид;
FCV – электромобиль на топливных элементах;
SP – максимальная скорость (км/ч);
R – запас хода на АКБ (км);
S — АНИЭ квоты на 1 автомобиль;
Y – расход (кВт*ч/100 км);
m – снаряженная масса (кг);
P – мощность системы на топливных элементах (кВт);
Сondition — условие
Условие 1: тест в режиме электротяги:
  • Y?0.014?m+0.5 (m?1000);
  • Y?0.012?m+2.5 (1000<m?1600);
  • Y?0.005?m+13.7 (m>1600).

Условие 2: тест в режиме электротяги:
  • Y?0.0098?m+0.35 (m?1000);
  • Y?0.0084?m+1.75 (1000<m?1600);
  • Y?0.0035?m+9.59 (m>1600).

Условие 3: тест не в режиме электротяги, расход топлива (л/100км) ниже 70% от текущих лимитов расхода топлива (согласно 4-го этапа (2016-2020) политики на каждую автомобильную компанию).
Условие 4: расчетная мощность системы на топливных элементах не ниже, чем 30% от расчетной мощности мотора или 10 кВт (что больше).

Схематично ниже показаны варианты начисления АНИЭ квот для каждого вида автомобилей:
Электромобили с АКБ


Подключаемые гибриды


Электромобили на топливных элементах


На примере Model 3 от Tesla предлагаю посчитать, сколько получиться баллов.
Возьмем для примера модель со средним и с максимальным пробегом (версия Перфоменс). Здесь данные о расходе.

Ограничение 1: скорость — 201 и 249 (км/ч) – оба автомобиля превосходят условие в 2 раза – идем дальше;
Ограничение 2: запас хода 418 и 499 (км) – в 4-5 раз больше (при этом стоит отметить, что китайцы используют европейский стандарт, а он более лояльный, в любом случае – 2-й барьер преодолен);
Условие 1. Снаряженная масса 1-й модели 1671 кг, а второй – 1847 кг, значит нужно использовать последнюю формулу условия Y?0.005?m+13,7 (m>1600).
Расход:
  • 27 kWh/100 миль = 16,77 кВт*ч/100 км;
  • 29 kWh/100 миль = 18,01 кВт*ч/100 км.

=>
  • 0,005*1671+13,7 = 22,059;
  • 0,005*1847 + 13,7 = 22,935.

В обоих вариантах расчетный расход выше, чем фактический, а это значит, что Условие 1 выполнено и минуем расчет баллов, когда можно получить максимум 2,5 балла.
Условие 2. Опять расчет зависит от снаряженной массы, поэтому выбираем 3-ю формулу:
  • 0,0035*1671 + 9,59 = 15,4418 >= 16,77 – условие не выполняется;
  • 0,0035*1847 + 9,59 = 16,0546 >= 18,01 – условие не выполняется.

В связи с тем, что условие не выполнено, мы уже не можем получить максимальные 6 баллов за 1 автомобиль. Теперь необходимо посчитать, сколько можем получить баллов из максимальных 5 по такой формуле S=0,012*R+0,8.
  • 0,012*418+0,8 = 5,816;
  • 0,012*499 + 0,8 = 6,788.

В обоих случаях получаем 5 баллов. При такой формуле хватило б и 350 км, то есть, базовая модель Model 3, если выйдет, то ей как раз хватит, чтоб получить 5 балов, для получения 6, нужно как минимум снизить расход, примерно на 2 кВт*ч/100 км. Но, скорее всего такого не будет.
Можно еще взять Hyundai Ioniq Electric.
Запас хода 199 км, максимальная скорость 185 км/ч, снаряженная масса 1420 кг, расход – 15,53 кВт*ч/100 км.

Условие 1: 0,012*1420+2,5 = 19,54 >= 15,53 – выполнено условие;
Условие 2: 0,0084*1420+1,75 = 13,678 >= 15,53 – условие не выполнено.

S = 0,012 *199+0,8 = 3,188 (3,8 – если взять 250 км по европейскому циклу).

То есть на данный момент, даже самый эффективный электромобиль не в состоянии взять все 6 балов. Немного жесткие правила. И они вступают уже на днях. Это легкий намек на то, что лишних кредитов от производителей электрокаров не стоит ожидать производителям автомобилей на ДВС. Купить все кредиты АНИЭ может обойтись очень дорого, к тому же, не все кредиты АНИЭ можно еще продать. В обязательном порядке нужно будет самим переходить на электрокары, в противном случае – определенные ограничение.

Так же, вот есть отдельные расчеты для 2-х подключаемых гибридов и электромобилей с АКБ (США и КНР).


Какой расчет властей с учетом такой программы? 3% в 2019-м году доля продаж подключаемых электромобилей, а в 2020-м – 4%.

Хочу напомнить, что за 11 месяцев сего года уже достигнуто доли в районе 4%. То есть, пока документ готовился и утверждался в начале этого года, то планы уже выполнили и перевыполнили за 2 года до его окончания. Да, до 2020-го рассчитывают на 5 миллионов единиц подключаемых электромобилей, это уже будет чуть сложнее. В любом случае, текущая программа расписана только на 2 года, а далее – данных нет. Предположу, что в 2025-м году будет не 20% кредитов, а уже продаж. Планка высокая, но и темпы не малые.

Желающие ознакомится с оригинальным документом, могут найти его здесь.

Комментарии (1)


  1. Belking
    30.12.2018 07:10

    >> то есть, базовая модель Model 3, если выйдет, то ей как раз хватит, чтоб получить 5 балов

    Очень странных подход у Китая. Они вроде как сами производят неплохие электромобили для своего рынка, наполняя его темпами опережающими многие развитые страны, но Тесла им крайне интересна как партнер. Гигафактори 3 строится супер-быстрыми темпами, субсидии появляются с расчётом на полноценную награду эффективности Теслы, да и налоги вроде ради неё немного опускали.

    Чего они добиваются? Хотят прикормить Теслу в премиум рынке, чтобы самим тем временем захватить низкоценовой сегмент? Может быть, но глупо. Они же прекрасно знают, что Тесла движется в направлении удешевления. Привлечь поставщиков и подрядчиков Теслы? Но они же сами знают, что те любят многие вещи на собственное производство переводить. Хотят устроить на Гигафабрике совоебразный полигон для обучения остальных своих автопроизводителей? Пожалуй, самое вероятное.

    >> То есть на данный момент, даже самый эффективный электромобиль не в состоянии взять все 6 балов. Немного жесткие правила.

    Ждём Tesla Model Y

    >> Предположу, что в 2025-м году будет не 20% кредитов, а уже продаж.

    И это при том, что сам китайский рынок автомобилей вообще вырастет к этому моменту раза в 2-3. Мне кажется можно смело даже предположить, что это будет доля среди всех автомобилей в стране. Подход у них уж больно правильный и высчитанный.