Доброго времени чтения, уважаемые пользователи Хабра!

В книге Педро Домингоса «Верховный алгоритм» приведено описание семейств различных алгоритмов, используемых при проектировании систем искусственного интеллекта.

В предлагаемой статье приведены доводы для специализации алгоритмов по уровням сложности.

ai.png

Для алгоритмов Домингос предлагает цепочку из пяти разновидностей алгоритмов, каждый из которых может оценивать другой алгоритм на определенной стадии исследования. В данной статье предполагается, что алгоритмы логически следуют один за другим. Для обеспечения такого следования пару алгоритмов (Байеса и эволюционный) пришлось поменять местами, а также изменить точку входа в семейство алгоритмов. В предлагаемой модели цепочка начинается с обработки с помощью теоремы Байеса.

Приведу основные разделы (уровни сложности), которые можно исследовать для улучшения взаимодействия существующих алгоритмов.

Supergroup — разделы классификации областей применения:

Inanimate — неживая природа
Animate — живые существа, включая людей
Cosmic — наука, включая искусственный интеллект

Subgroup — алгоритмы ИИ, включая науку

Bayes — определение случайных связей
Evolution — эволюционные алгоритмы
Analogy — распознавание образов
Symbolic — символические вычисления
Gradient — математическая оптимизация

Level — отдельные уровни сложности



Неживая природа:



Начнем с уровня, о котором в настоящее время известно мало — то ли струны там летают, то ли темная материя.

Chaos — Inanimate — Bayes — не распознаваемый первичный хаос

Законы эволюции находят подтверждение в животном мире, однако эволюционные алгоритмы применимы и к микромиру с макромиром. Например, вращение одного объекта вокруг другого.

Fractal — Inanimate — Evolution — фрактальная структура для познания

К энергии по формуле Эйнштейна сводят и вещество, обладающее массой, и невесомые фотоны.

Energy — Inanimate — Analogy — энергия

Свойства информации во многом опережают появление вещества. К информации можно отнести не только энтропию, но и такие свойства Вселенной, как пространство и время.

Information — Inanimate — Symbolic — информация

К статическому уровню относятся системы с элементами. Существует большое количество искусственных систем, но геология и астрономия занимаются и естественными системами.

Static — Inanimate — Gradient — системы

Живая природа:



Процессы (психические, социальные, экономические) отличают живую природу от неживой

Dynamic — Animate — Bayes — процессы

Синергетические явления, при которых человек управляет элементами неживой природы для изменения среды обитания, позволяют организовать жизненное пространство в соответствии с потребностями.

Market — Animate — Evolution — рынок

Важную роль в организации больших коллективов играет возможность объединения «по интересам»

Corporation — Animate — Analogy — корпорации

При дальнейшем усложнении фиксируются правила и появляются специализированные органы для контроля за исполнением правил.

Bureaucratic — Animate — Symbolic — бюрократический аппарат

При приближении к пределу населенности возникает необходимость в контроле за деятельностью, поддерживающей существующие экологические системы.

Ecology — Animate — Gradient — экология

надчеловеческие решения:



По мере деятельности у человечества (или искусственных существ) появляется необходимость расширения занимаемой территории, что в настоящее время ведет к попыткам освоения космического пространства.

Space — Cosmic — Bayes — космическое пространство

Обмен идеями с целью расширения знания похож на механизм эволюции животных.

Intellect — Cosmic — Evolution — развитие науки

По мере увеличения количества идей возрастает необходимость в их классификации

Class — Cosmic — Analogy — классификация явлений

После классификации появляется возможность определения реакций членов классов на изменение окружающей среды.

General — Cosmic — Symbolic — определение законов природы

Появляется возможность оптимизации живой и не живой природы для благоприятствования развитию природы и общества.

Optimal — Cosmic — Gradient — определение оптимальной структуры

Возможно начало следующего витка изучения случайных проявлений.

Периоды уровней развития:


Development — подготовка
Progress — развитие
Stabilization — стабилизация
Conservation — консервация

Abstraction — периоды уровней абстрактности



Matter — материальное
Abstract — абстрактное



Заключение:


Предполагается, что данный набор атрибутов составляет необходимое подмножество для применения известных алгоритмов машинного обучения. Использование таблицы уровней сложности позволяет проверить гипотезу о супергруппах, подгруппах, уровнях сложности на данных, размещаемых в сети Интернет.

Комментарии (24)


  1. mwizard
    10.01.2019 20:11

    А у вас еще осталось?


    1. palexisru Автор
      10.01.2019 20:13

      Нет, но оно откуда то постоянно появляется. Вроде, дальше некуда, а потом… :)


    1. palexisru Автор
      12.01.2019 13:47

      Не, ну общая картина выглядит так:
      15 групп сложности, вводимые в этой статье
      3 периода в каждой группе
      2 уровня абстрактности
      4 фазы цикла Деминга
      10 видов ресурсов, повторяющих уровни сложности

      В общем — веселая картинка, которую в одной книжке описать трудно…


  1. Sirion
    10.01.2019 20:15

    Божечки. У вас 18 публикаций, из них только одна с положительным рейтингом. Рукоплещу вашему упорству (достойному, впрочем, лучшего применения).


    1. palexisru Автор
      10.01.2019 21:19

      Могли бы и содержимое просмотреть, составить свое мнение…


      1. Sirion
        10.01.2019 22:06

        Содержимое просмотрел, мнение выразил в ремарке в скобках)


        1. palexisru Автор
          11.01.2019 07:26

          Чтож. Спасибо за интерес, проявленный к темам.


  1. mwizard
    10.01.2019 20:16
    +2

    Chaos — Inanimate — Bayes — не распознаваемый первичный хаос
    Fractal — Inanimate — Evolution — фрактальная структура для познания
    Налицо признак хорошей статьи по машинному обучению — вы с легкостью можете представить описываемую в ней вещь как часть лора Warhammer 40k.


  1. Master255
    10.01.2019 20:53
    -1

    Нормальное содержание, но надо красиво и с картинками и удивительными историями про алгоритмы. И что бы длина статьи была не большой и не маленькой. Пишите про алгоритмы, а сами их не соблюдаете. Так не пойдёт ;-)


    1. palexisru Автор
      10.01.2019 23:24

      Как обычно, тороплюсь :)
      Необычная тема пошла в обсуждениях на форумах — выкладываю вариант на Хабр. Потом, потихоньку прилизываю так, чтобы убрать источники возражений.
      Стиль писем докомпьютерной эры :)


      1. Master255
        11.01.2019 19:28

        похоже меня ещё больше не любят, чем вас :-). Наверное они так статью выпрашивают)))


  1. YuryZakharov
    10.01.2019 22:02

    В данной статье приведены доводы для специализации алгоритмов по уровням сложности.

    Честно прочёл статью, не нашел ни одного довода.
    Скажите, они где-то в скрытом слое, да?


    1. palexisru Автор
      10.01.2019 22:24
      -1

      Черт, точно, спасибо :)
      В человеческом мозге выявлены только простые химические связи. Все разнообразие сводится к возбуждению и торможению.
      В связи с этим излишне предполагать использование мозгом единого верховного алгоритма. Легче предположить, что происходит специализация участков мозга. Кроме того, основные алгоритмы мозга изучаются последние столетия, и можно предположить, что все они уже описаны философами.


      1. lair
        11.01.2019 21:11

        можно предположить, что все они уже описаны философами.

        Это предположение ошибочно.


        1. palexisru Автор
          11.01.2019 22:38
          -2

          Не все философские идеи прошлого мы сейчас знаем
          Могу порекомендовать неокартезианство: Гуссерль, Столярова


          1. lair
            11.01.2019 22:57

            Не все философские идеи прошлого мы сейчас знаем

            Если мы их не знаем, мы не можем строить о них предположений.


            Могу порекомендовать неокартезианство: Гуссерль, Столярова

            И что, там есть разумное, непротиворечивое и подкрепленное исследованиями объяснение, почему прерванный оборот в музыке работает именно так, как работает?


            1. palexisru Автор
              12.01.2019 11:42

              там нет, но музыка хороша возможностью предсказания мелодии, и — обманом этого предсказания


              1. lair
                13.01.2019 11:48

                там нет

                А где есть?


                музыка хороша возможностью предсказания мелодии, и — обманом этого предсказания

                Это всего лишь констатация некоего наблюдения. А где объяснение?


  1. lair
    10.01.2019 22:27
    +1

    В данной статье приведены доводы для специализации алгоритмов по уровням сложности.

    Ни одного довода нет. Равно как и определения "уровня сложности алгоритма".


    Как всегда у этого автора, впрочем.


  1. vanxant
    11.01.2019 08:27

    К вашему mind map неплохо было бы добавить пару абзацев… перед и после каждого пункта. Так многим раскурить сложновато.


    1. palexisru Автор
      11.01.2019 18:52

      Пока добавил по абзацу перед строками таблицы. Необходимость абзацев после осталась? :)


      1. vanxant
        11.01.2019 19:46

        Уже значительно лучше, хотя ещё есть над чем работать:)
        Теперь нужны введение и выводы. И да, абзац, как правило, это несколько предложений:)


        1. palexisru Автор
          11.01.2019 20:35
          -2

          И да, абзац, как правило, это несколько предложений

          Блин, я короткий, но полностью работающий код люблю :)


        1. palexisru Автор
          11.01.2019 21:37
          -1

          Введение и выводы расширил — на сколько «не противно» :)