Экономический рывок в нашей стране станет возможен, только если государство снизит нагрузку на бизнес и пересмотрит свои требования к нему, считает премьер-министр Дмитрий Медведев. В ходе пленарной дискуссии на Гайдаровском форуме премьер-министра отметил, что в России действует более 9 тысяч НПА, которые содержат обязательные требования к бизнесу. При этом многие из них создавались еще в СССР и устарели морально и технологически.

В связи с этим рассматривается механизм «регуляторной гильотины», который заключается в масштабном анализе и пересмотре действующих нормативно-правовых актов (НПА). По сути предполагается, что положения актов, содержащих обязательные требования, автоматически потеряют свою силу, если они не будут специальным образом пересмотрены, подтверждены или изменены. При этом предполагается, что необходимость сохранения существующих ограничений и требований обязательно должна быть доказана соответствующими органами. По словам Медведева, к 1 февраля 2020 года можно пересмотреть все требования к предпринимателям с учетом современных реалий.

В контексте данной идеи Минэкономразвития России разработало законопроект о регуляторных песочницах для инновационной деятельности в сфере цифровых технологий. В документе определяются цели и принципы создания таких песочниц, вводятся ограничения на их применение, и устанавливаются гарантии прав и законных интересов всех участников экспериментальных правовых режимов (ЭПР) и тех, кто с ними будет взаимодействовать. Предполагается, что такой механизм приведет к реальному сокращению времени и других издержек на внедрение инновационных продуктов цифровой экономики.

Полный текст законопроекта.



Экспериментальный правовой режим в первую очередь предназначен для тестирования цифровых инноваций в таких сферах как большие данные, блокчейн, нейротехнологии и ИИ, квантовые технологии и робототехника, беспроводная связь и виртуальная (+дополненная) реальность и т. д. Данный подход должен ускорить внедрение инноваций, сдерживаемое текущим несовершенным законодательством, благодаря отмене ограничений и иных обременений, установленных различными НПА.

В пояснительной записке понятие «цифровая инновация» определяется как «новое средство, использующее цифровые процессы, ресурсы и сервисы на основе технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других технологий, которые в правовых актах РФ отражены как относящиеся к цифровым или к цифровой экономике; новая система таких средств или новая форма использования такого существующего средства/системы средств».

Авторы документа надеются, новый закон позволит тем, кто занимается разработкой и внедрением цифровых инноваций, применить их на практике и проверить реальную полезность в условиях снятия законодательных ограничений и обременений без риска наказания за их нарушения. При этом ЭРП носит добровольный характер, и не дает участникам таких «песочниц» никаких послаблений по налогам и обязательным платежам. Также остаются в силе все требования законодательства РФ по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма.

Участниками экспериментального правового режима смогут стать любые юрлица, ИП, органы исполнительной власти и местных администраций. При этом максимальный срок, на который он может устанавливаться — 3 года.

Конечно, есть области, в которых подобные эксперименты недопустимы. Поэтому чётко определены сферы, где ЭПР не может применяться: оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, деятельность войск национальной гвардии, исполнение наказаний, судопроизводство и некоторые другие. При этом Президент и Правительство могут управлять ограничениями по сферам применения ЭПР.

Предполагается также создание координационного органа, уполномоченного по вопросам ЭПР, и назначение регулирующего органа. На финансовом рынке таким регулятором может стать Центробанк. Управлять ЭПР будет публично-правовая компания, также будет создан реестр с данными о всех «песочницах» и проектах в них. Регулятор будет также заниматься рассмотрением программ претендентов на включение в ЭПР, мониторингом их деятельности и оценкой результатов.

Таким образом, законопроект об ЭПР является одной из «первых ласточек» нового видения в нормотворчестве России. Хочется надеяться, данный законопроект будет принят, его результаты окажутся реально положительными и данная практика будет перенесена и в другие сферы экономики.

Комментарии (11)


  1. tvr
    17.01.2019 13:24

    Законодательный эксперимент с внедрением цифровых инноваций

    Это прорыв канализации прямиком в цифровую экономику, сингулярность на носу (или носе?), жаль только, что про нанотехнологии ни слова.
    P.S. Заголовок статьи просто великолепен, его можно перечитывать как мантру, до полного просветления и осознания величественности происходящих процессов.


    1. Cloud4Y Автор
      17.01.2019 19:37

      жаль только, что про нанотехнологии ни слова.

      в тексте есть слова про «новые производственные технологии», — думаю, сюда как раз можно отнести нанотехнологии, если они имеют хоть какую-то цифровую направленность


  1. kovserg
    17.01.2019 15:52

    Что-то все инновации сводятся, к контролю за всеми денежными операциями, удобной оплате налогов и наблюдению за населением с автоматическим выписыванием и взиманием штрафов за любые нарушения с невозможностью обжалования.
    За последние четверть века так сложилось что любая помощь нашего правительства экономике приводит к результатам обратным декларируемым. Да и рост количества экспериментов за последнее время настораживает. Может в консерватории что-то не так.


    1. Cloud4Y Автор
      17.01.2019 19:35

      в данном проекте как раз наоборот — предлагается легальный механиз проверки рыночной востребованности/успешности новых цифровых продуктов и услуг, которые сегодня входят в противоречие с существующим законодательством, без риска наказания за нарушение законов. Главное, делать это под надзором, в рамках утвержденной «песочницы». Документальной волокиты тут конечно не избежать, но желающие смогут все же испытать себя в роли инноваторов


      1. kovserg
        17.01.2019 23:01

        Проблема как раз в том что законы написаны так, что не нарушать их невозможно.
        Более того «цифровая экономика» должна обслуживать реальную, которой не предвидится.


        1. Cloud4Y Автор
          18.01.2019 10:24

          Так премьер как раз и заявил на всю страну с трибуны, что около 9000 законов с предписаниями и ограничениями, многие из которых живут со времен СССР, надо пересмотреть и обновить.


          1. kovserg
            18.01.2019 13:13

            Так уже не первый год заявляют с трибуны на всю страну, и что?
            «9000 законов со времён CCCP надо обновить», а те что уже напринимали обновить не надо?


            1. Cloud4Y Автор
              18.01.2019 17:42

              так а зачем изливать свое недовольство законотворцами в комментариях к информационному материалу на Хабре? Тут это ничему не поможет. Все свои замечания и предолжения стоит направлять в профильные комитеты, разрабатывающие законопроекты


  1. teecat
    18.01.2019 11:37

    Переводим на русский. Допущенным компаниям можно будет не соблюдать требования действующих законов и им ничего не будет.

    «если государство снизит нагрузку на бизнес и пересмотрит свои требования к нему». А еще мне очень нравится, когда большое-большое начальство «считает». Где выданные поручения, тз, ответственность за невыполнение выданных заданий, план-график работ? Типа все должны сами забегать?


    1. Cloud4Y Автор
      18.01.2019 17:45

      Где выданные поручения, тз, ответственность за невыполнение выданных заданий, план-график работ? Типа все должны сами забегать?

      общественный контроль и гражданское общество эффективнее ТЗ и графиков работ…


      1. teecat
        19.01.2019 11:54

        одно другого не отменяет. но увы у нас в россии даже профсоюзов по сути нет, что уж говорить о нормальных партиях и прочем