UPD. Компания обновила пресс-релиз. Оказалось, что все сказанное ниже относится лишь к физическим товарам (косметика, товары из сферы здравоохранения), а не виртуальным (сервисы и т.п.).

Грустно, когда бесплатная подписка кончается, а деньги автоматически начинают списывать с карты. И хорошо, если продукт понравился, но бывает и так, что в ходе тестового периода пользователь понимает, что предложение ему не подходит. По забывчивости или из-за занятости подписка не отменяется, и деньги тратятся напрасно.

В некоторых случаях отмена подписки превращается в сложный квест, прохождение которого не приносит никакого удовольствия. Mastercard решила помочь держателям своих карт. Компания объявила о запрете на автоматическое списание денег после завершения бесплатного тестового периода.

После того, как Free Trial закончился, пользователь должен подтвердить намерение оплатить следующий цикл работы с продуктом. Компания, владеющая этим продуктом, не сможет втихую списывать средства, теперь ей нужно отправить пользователю email или sms с такой информацией, как размер транзакции, дата оплаты, название компании. В этом же сообщении должна содержаться четкая инструкция по отмене подписки.

И каждый новый цикл списания средств должен сопровождаться выполнением тех же действий со стороны владельцам продукта. Компания должна отправить email или sms с данными о размере платежа и инструкцию по отмене подписки, в том случае, если клиент захочет прекратить использовать продукт.

В описании платежа должен быть URL сайта компании или телефонный номер магазина (онлайн или оффлайн) в котором была совершена покупка.

По мнению представителей Mastercard, бесплатный тестовый период — отличный способ привлечения покупателей. К сожалению, далеко не все пользователи в курсе, как можно отменить подписку, да и некоторые компании максимально усложняют процесс отмены. Новые правила позволяют защитить клиента, оставляя компаниям возможность привлекать новых пользователей, предоставляя бесплатный тестовый период.

Комментарии (122)


  1. MonkAlex
    17.01.2019 14:06
    +3

    Звучит шикарно, буду ждать этой фичи.


    1. nikolayv81
      17.01.2019 20:47
      +3

      Это полумера, лучше бы просто запретили, либо сразу платная, либо оформление платной после окончания бесплатной.
      А то будет как у наших операторов, любое случайное нажатие ok во внезапно "всплывшем" окне от приложения (от вшитого в сим-карту приложения) после звонка или ussd запроса, а ещё было время когда маркетологи придумали что любой ussd запрос не по коду из списка(любая смс на короткий номер) это подписка на платную услугу (не помню как она называлась).


      1. perlestius
        18.01.2019 08:12

        У меня так маму МТС подписал на ежедневные 10 рублей. Причем телефон был кнопочный, без интернета. Когда заметили, уже больше 600р. утекло. Когда узнал, сразу подключил ей услугу запрета платных подписок, но, как говорится, поздно пить боржоми…
        В отличие от Билайна, где можно дистанционно оставить претензию (по телефону, например) МТС заставил идти ногами в свой офис с паспортом. Заполнили бумажный бланк, где подробно описали ситуацию, что никаких USSD-запрсов не делали и т.д. Недели через две пришел отказ, мол, всё было подключено легитимно. Не согласны — топайте в офис и повторяйте цикл. Единственное — дали контакты контент-провайдера, просить у которого вернуть деньги дело ещё более гиблое, чем у МТС


        1. nikolayv81
          18.01.2019 08:47

          Писать руками надо было не в мтс а в контролирующие органы (и в ЦБ заодно) причина подписки, некоторые кнопочные телефоны не могут отобразить нормально ussd меню, а инициируется оно из приложения вшитого в сим карту.
          В такой ситуации мегафон вернул деньги сразу, правда я им подробно описал в чём это смахивает на мошенничество с их стороны, они только уточнили модель телефона.


      1. denonlink
        18.01.2019 11:19

        Мы с друзьями разработали приложение для ведения бюджета, и там реализовано именно так: бесплатный пробный период активируется без ввода данных об оплате, а по окончанию бесплатного периода уже предлагает подписаться (при этом дается еще 7 дней, в течении которых доступ не блокируется, но висит уведоление «купите подпику»).


  1. GennPen
    17.01.2019 14:10
    +3

    Такое нужно еще и всем сотовым операторам обязать сделать. А то завлекают всякими «бесплатными» услугами, а потом оказывается, что это только на первый месяц, и потом начинают списывать ежемесячную плату.


    1. Am0ralist
      17.01.2019 16:11

      Банкам туда же.
      А ещё операторам запрещать включать платные услуги вообще для новых симок, кроме тарифа. А то задалбливает, когда берешь тариф «интернет для устройства», а к нему услугу «кто звонил» докидывают.


      1. nikolayv81
        17.01.2019 20:50

        В 18 году у зелёных была ещё одна фишка, они переводили бесплатные со "времён царя гороха" (кто звонил вроде), в платные, на некоторых тарифах, при этом одновременно отключая выписку на почту :)


        1. nikolayv81
          18.01.2019 08:57

          p.s. не та ветка, чуть выше, это про оператора


      1. TimsTims
        17.01.2019 21:39
        -3

        Банкам туда же
        А у банков то что? Дают карту бесплатно на 1 год, потом допустим 300р. в год обслуживание. Вас беспокоит, что деньги вы до сих пор храните на банковской карте (значит пользуетесь ей), но против, что банк с неё начнёт списывать абонентку)? А разве то, что вы явно пользуетесь картой не означает, что вам нравится и вы готовы продолжать пользоваться услугами банка?
        Другое дело было бы, если вы завели карту, но не пользуетесь ею, а банк начал списывать деньги с другого вашего счёта, вот это да, было бы жесть как обидно платить кому-то за то, чем не хочешь пользоваться.


        1. smitevg
          18.01.2019 00:00
          +1

          Карт может быть достаточно много.
          То что деньги лежат на карте уже приносит деньги банку. Этого достаточно!


          1. TimsTims
            18.01.2019 09:22

            уже приносит деньги банку
            При этом вы забываете про расходы, которые несёт банк, обслуживая вашу карту, и они явно > 0.
            И банк не миллионы зарабатывает с вашего остатка 1000 рублей, а лишь определённый процент. Экономика здесь очень простая: с определённого порога вы перестаёте быть убыточным клиентом для банка (т.е. банк несёт больше расходов, чем с вас зарабатывает). Окей, допустим у вас не 1000рублей, а 10 000рублей. Мы не знаем точно, с какой суммы вы становитесь хотя бы безубыточным для банка, но в банке аналитики это подсчитывают, и у всех этот порог разный(потому-что и расходы у всех банков разные, да и доходы с ваших остатков тоже).
            Это я всё к тому, что вы смотрите на банк как домохозяйка (извините, ничего личного): вот есть «черное и белое», банк либо плохой, либо хороший. Лежит на карте 1 рубль — значит я клиент, и меня должны по-королевски обслуживать. Но везде есть экономика, доходы и расходы.

            > Карт может быть достаточно много.
            И опять-же зачем вам много карт от одного банка(больше 2х)? Ну допустим, вы так захотели, вам они очень нравятся. И при этом вы не готовы за них платить после trial-обслуживания(хотя я мало где такие карты встречал)? Если не готовы, значит не берёте их, вот и всё, голосуете рублём. Смысл бесплатного периода чего-либо это попробовать попользоваться. Варианта «хочу выгодно, и бесплатно навсегда» не бывает, мы же не в сказке живём, мы с вами взрослые люди.


            1. roscomtheend
              18.01.2019 09:54

              Взрослые забывчивые люди, по идее (для клиента) ему должны не автоматом ставить счёт, а давать сообщение «вырази явное согласие с платным продолжением», но ведь это принесёт меньше денег, все те не пользующиеся, но не отключившие (потому что зачастую это не просто или вообще не возможно) не заплатят добровольно, потому тихонько спишем и ок. А ещё есть зелёный оператор, который говорил «пробный период месяц, потом вариант А платен, вариант Б — бесплатен, потому что рекламный» и через некоторое время пользователь обнаружил что уже год платит за бесплатный Б (хотя не подлючал теперь очень не бесплатный А).


            1. F0iL
              18.01.2019 11:25

              И опять-же зачем вам много карт от одного банка(больше 2х)?

              Например, одна основная, другая для платежей в неблагонадежных местах и интернете, плюс еще пара для долларов и евро.


              1. qyix7z
                18.01.2019 12:13

                Именно так. У меня еще одна рублевая карта для жены, итого 5 карт.
                Это не считая зарплатных карт.


            1. VolCh
              18.01.2019 13:02

              > И опять-же зачем вам много карт от одного банка(больше 2х)?

              Например, неотключаемые лимиты на снятие кэша в банкоматах с одной карты в день/месяц могут быть, причём довольно небольшие, заметно меньше месячного дохода.


            1. KostaArnorsky
              20.01.2019 05:11

              Приходите к нам в credit union, будет бесплатно, навсегда.
              Надо на лучшее ориентироваться.


        1. nikolayv81
          18.01.2019 08:56

          Прикол часто в том, что вы не можете бесплатно остановить обслуживание, т.е. когда вам пишут — карта на 2 года первый год бесплатно далее по тарифам.
          В тарифе 200з в год, вы приходите через 9 месяцев (волшебство договора требующего подать заявку на расторжение за 2 месяца до окончания периода обсуждать наверное не будем?), а вам говорят — в случае расторжения бесплатное обслуживание аннулируется…
          И по факту вам продают карту по 1000 в год, просто немного украсив рекламу....


          1. TimsTims
            18.01.2019 10:09

            вы не можете бесплатно остановить обслуживание
            Просто снимаете все деньги, и не пользуетесь услугами банка. Расторгать даже ничего не надо, вы никому ничем не обязаны. И деньги лишние с вас не спишут.


            1. nikolayv81
              18.01.2019 10:28
              +1

              Я бы на вашем месте так не делал, даже если это у вас сработало с каким-то банком, я знаю банки с которыми это не работает, и, также рекомендую читать все связанные с картой "условия обслуживания выложенные на сайте банка в сети интернет" причём убедившись что они именно для вас (в некоторых больших банках с этим могут быть серьёзны сложности).
              p.s. банк спокойно вам может начислять комиссии и через года три продать долг коллекторам :) и всё по закону...


            1. genuimous
              18.01.2019 13:24

              В овердрафт загонят и впаяют % + % за просрочку + % на просрочку %. Потом придут коллекторы и арестуют все что смогут, потом вы будете платить и собирать справки о том что вы принесли справку о том, что погасили долг. Это в худшем случае, конечно, часто бывает и прокатывает, но не всегда.


            1. DMGarikk
              18.01.2019 13:31

              Вы пользуетесь услугами банка, имея карту на руках, даже если у вас там денег нет
              ==
              вы не путайте с картами заплатанного проекта, которые обычно без проблем закрываются сами когда вы меняете работу, по истечении срока действия


        1. vikarti
          18.01.2019 11:52

          Другое дело было бы, если вы завели карту, но не пользуетесь ею, а банк начал списывать деньги с другого вашего счёта, вот это да, было бы жесть как обидно платить кому-то за то, чем не хочешь пользоваться.

          Как быть в ситуации:
          — надо биометрическую идентификацию для Госуслуг сделать (ее банки должны делать и для пользователя бесплатно но банк что сделал — потом на этом заработает)
          — оказалось удобнее зайти в офис банка, услугами которого раньше не приходилось пользоваться
          — там сказали что не-клиенту — не могут сделать но мы вам выдадим карту и счет, без абонентки вообще. и выдали, счет вообще непополнялся
          — через некоторое время решили сделать абонентку и нашли «долго» в 100 рублей (или не 100...)


        1. VolCh
          18.01.2019 12:58

          > А разве то, что вы явно пользуетесь картой не означает, что вам нравится и вы готовы продолжать пользоваться услугами банка?

          Это может быть меньшим из зол. Особенно в связи с нормативным ограничениями на расчёты кэшем. Выглядит вообще как сговор банков и властей: не пользоваться банковскими услугами практически невозможно для нормальной жизни, а услуги эти денег стоят.


        1. Am0ralist
          18.01.2019 14:59

          А у банков то что? Дают карту бесплатно на 1 год, потом допустим 300р. в год обслуживание.
          Нет, месяц бесплатно полные услуги смс-информирования, а потом ежемесячные списания. ВТБ24 в том году.


          1. TRIMER
            18.01.2019 15:28

            У ВТБ как и у многих есть условия при которых обслуживание стает бесплатным. Например, пакет «Мультикарта» при ежемесячной трате по карте 5000 руб. и более дает оформить до 5 карт (или 6 не помню). Достаточно тратить на любой и все карты пакета будут бесплатными, в том числе онлайн банк, смс и т.д.


            1. DMGarikk
              18.01.2019 15:42

              ВТБ очень любит быстренько сворачивать такие программы или менять условия
              Пользуюсь их услугами примерно с 2009 года… сейчас хочу закрыть последнюю кредитку и забыть о них
              ==
              Как пример, оформлял у них золотую карту, на тот момент к ней бесплатно прилагалась Visa Virtual (как я бился с отделением чтобы её получить, отдельная история) и страховка для путешествий, подписка на смс бесплатная… через два года ни virtual ни страховки… еще через пару лет и смс пакеты стали платными… сейчас это обычная (золотая) карта которую мне в прошлом году даже не смогли в paywave перевыпустить… но стоит она всё техже непонятных денег за обслуживание… для меня этот банк превратился в сбер образца 2009 года…


              1. TRIMER
                18.01.2019 18:52

                Я ими (не только ими) пользуюсь уже не помню с какого года. Где-то с 2007-2010. В универе выдавали их карты. На себе почувствовал только как убрали виртуальные карты, было удобно. Судя по опциям у меня ± год назад была золотая как у вас, но полученная позже сразу бесконтактная. В какой-то момент так же смс стали платными (когда такую карту уже не выпускали). Подошел в отделение (проще было подойти чем звонить так как офис у них через дорогу) и мне вернули как было.
                На самом деле лично у меня претензии к ним только по приложению. Вот оно так себе. При чем там есть все нужные мне функции, но периодически «система не доступна» и тд. Сразу повторяешь операцию и все ок. Бесит, причем это началось недавно — месяца 3-4 назад, а поддержка не может помочь. Принудительный короткий код доступа зачем-то ввели… Ну и на дворе 2019 год, а все еще приложение не могут адаптировать под айфоны вышедшие осенью 2018.


            1. Am0ralist
              18.01.2019 16:41

              У ВТБ как и у многих есть условия при которых обслуживание стает бесплатным
              Ну я ж не говорил что нужно заставить бесплатное обслуживание делать или ещё что.
              Я лишь про то, что хорошо бы запретить триалуслуги, которые врубят по какой-нибудь акции и с оповещением через смс, и которые превращаются потом в платные без подтверждения, что ты с этим согласен.


              1. TRIMER
                18.01.2019 18:43

                Понял. У меня просто ни разу такого не было с ними.


    1. BigFlask
      17.01.2019 17:47

      А то завлекают всякими «бесплатными» услугами, а потом оказывается, что это только на первый месяц, и потом начинают списывать ежемесячную плату.

      Ладно б если только завлекали — так они и сами их подключают.


    1. Milfgard
      17.01.2019 20:17
      +1

      Логика в том, что у банков и Мастеркарда цели разные. Мастеркарду нужны клиенты на своей платформе. Банкам, операторам и приложениям нужны транзакции (я сейчас очень условно). В данной ситуации МК придумали, как получить от пользы клиентам больше, чем от негативного отношения к этому их партнёров. И это очень круто.


      1. nikolayv81
        17.01.2019 20:53

        Самое главное — организатор подписки не может повлиять на то какой картой воспользуется клиент, в отличие от операторов у которых клиент уже в руках (а контент — провайдеры — юридическое прикрытие)


  1. maximw
    17.01.2019 14:30

    После того, как Free Trial закончился, пользователь должен подтвердить намерение оплатить следующий цикл работы с продуктом. Компания, владеющая этим продуктом, не сможет втихую списывать средства, теперь ей нужно отправить пользователю email или sms с такой информацией, как размер транзакции, дата оплаты, название компании. В этом же сообщении должна содержаться четкая инструкция по отмене подписки.

    Так все же неясно.
    Компания больше не может списывать автоматически? Тогда в емейле или смс должна быть инструкция по продлению подписки, а не по отмене.
    Или компания все же сможет списывать автоматически, но должна рассылать уведомление? Тогда заголовок врет.


    1. kir_rik
      17.01.2019 14:45

      «Запретить» в юридическом поле обозначает «наказывать» обычно. Убивать-воровать-жестоко обращаться с животными тоже запрещено :)


    1. stork_teadfort
      17.01.2019 14:46

      первоисточник не смотрел, но из статьи вынес следующее:
      — чтобы перевести с триала на платную подписку, запроси явное согласие;
      — провел очередное списание в рамках подписки — уведоми об этом факте со ссылкой на себя и на отмену подписки.


    1. MooNDeaR
      17.01.2019 16:00

      Прошел по ссылке в статье:

      Там есть следующее (под спойлерами оригинальный текст):

      Изменения в правилах потребуют от продавцов по окончании пробного периода получать явное одобрение [на продление подписки] от владельцев карт, до того момента, как начать списывать средства...
      "...The rule change will require merchants to gain cardholder approval at the conclusion of the trial before they start billing..."


      1. Morgan_iv
        18.01.2019 03:56

        Хм, а разве «изменения в правилах» не обозначают изменения в оферте/пользовательском соглашении? Как я понял, тут имеется в виду то, что компании по-прежнему могут списывать средства автоматически, но теперь перед каждым списанием они обязаны присылать счет. При условии регулярной проверки почты/смс все еще неплохо, хотя и хотелось бы, конечно же, необходимости явного нажатия на кнопочку для переключения с триала на платную подписку.


      1. foal
        18.01.2019 09:03

        Ну часть наказания понятна — просто безусловный возврат денег клиенту при несоблюдении этого правила. Причём деньги вернёт MC. А потом будет разбираться с компанией.


  1. yuuyake
    17.01.2019 14:46
    +1

    Давно пора. Сколько в App Store типа бесплатных приложений, но не с платными расширениями, а с бесплатным периодом и подпиской, о которой естественно просто забыть. Причем ценник за нее конский, не 100 руб, а сразу 1000 в месяц (так как бабала надо много, а любой нормальный человек подписку отменит после первого списания), за какое-нибудь средней степени паршивости приложения по заучиванию иностраных слов. Я так попал на 1000 и больше ничего с подпиской не ставлю, сразу нет, если приложение просит это. Либо альтернативы есть, пусть платные, но где указана цена сразу или бесплатные или нафиг надо. Подписка в основном у горе-разработчиков, которые понимают, что добровольно никто не купит их продукт, так что остается только подписка. Да, все честно, меня предупредили, но как всегда мелко и быстро, а главное везде слово беплатно, быстрее кликай и пользуйся 10 дней бесплатно.


    1. alexgp13
      17.01.2019 15:16
      +1

      Я так попал на 1000

      Из личного опыта — техподдержка Apple без лишних вопросов (хотя и предупреждая, что это «в порядке исключения») возвращает деньги, хотя, конечно, приходится потратить время на звонок. Мне все интересно, когда же в США им иск предъявят и практика бесплатно-триальных приложений прекратится…


      1. KostaArnorsky
        17.01.2019 20:04
        +1

        В США вы не вставая с дивана кликаете Dispute в мобильном банке и денеги возвращаются. Нет у них такой проблемы.*
        * В 99% банков, полные условия можно найти на сайте... шутка

        У вас 2-4 кольца защиты и они реально работают:

        • Банк
        • Платежная система (e.g. Mastercard)
        • Электронная платёжная система (e.g. PayPal)
        • Площадка (e.g. Google Play, eBay)



      1. TRIMER
        18.01.2019 08:42

        Можно не звонить. После каждого списания Apple присылает чек на email. Там же есть ссылка чтобы пожаловаться через которую можно запросить деньги назад. Не уверен, что это в 100% случаев работает, но точно работает.

        На самом деле у Apple очень жесткие требования по объяснению подписки клиенту. Там целый список того, что должно быть указано в явном виде прямо на форме оформления подписки около кнопки оплаты (а не запрятано под спойлерами и ссылками на другие формы). Другое дело, что мало кто соблюдает эти правила и при этом нарушения нормально проходят ревью.


        1. alexgp13
          18.01.2019 09:00

          Спасибо, не обращал внимания на эту ссылку. Полезно иногда читать письма до конца.

          По правилам оформления приложения — постоянно вижу в приложениях классический «контентный развод» с большой кнопкой «Продолжить», автоматически активирующей подписку и мелкой ссылки «не хочу подписки», которая в общем то дает пользоваться приложением бесплатно, не активируя подписку, но если человек не сталкивался до этого с контентным мошенничеством (и разными файлошарами)) ), то понять, что мелкая ссылка тоже позволит пользоваться приложением, а не выкинет из него, практически невозможно.

          В целом очень жду именно от Apple и Google системного окна подтверждения активации подписки, так как в отличие от обычных покупок внутри приложения система вообще никак не запрашивает явного подтверждения от пользователя.


          1. TRIMER
            18.01.2019 09:08

            Сейчас глянул для интереса последнее письмо от Apple. Либо шаблон подписок и обычных покупок разный, либо просто шаблон поменяли и кнопка стала глубже. Для подписки приходится пройти пару ссылок чтобы найти кнопку «Report a Problem» (через которую и можно решить вопрос), не очень очевидно.


    1. anti4ek
      17.01.2019 15:48

      В Google Play аннулировали подписку и вернули деньги, даже несмотря на то, что прошёл лимит на обжалование в 48 часов.


    1. advan20092
      17.01.2019 15:54

      В AppStore можно сразу отменить подписку. Пробный период продолжит действовать


    1. LSDtrip
      17.01.2019 19:20

      Использовать карты с 0 балансом не вариант? Чтоб если и захотели что-то списать, не смогли. Хотя я вот пробовал, но почему-то не проканало, решил, что эти жулики хотят сразу списать деньги за месяц после триала.


      1. dimka11
        17.01.2019 19:27

        Обычно списывают 1$ и возвращают через неделю.


        1. dimka11
          17.01.2019 19:28
          +2

          Раньше для этих целей использовал qiwi virtual, но они в какой-то момент ввели минимальную комиссию в 30 рублей.


      1. nikolayv81
        17.01.2019 21:00
        +1

        Неразрешённый овердрафт может оказаться сильно дороже. В принципе если вы подтвердили сервису готовность к оплате, и услуга вам была оказана, с вас имеют право списать деньги, а как их выбивать из вас, это дело вашего банка (есть ещё зависимость от того, какая карта)


        1. playnet
          18.01.2019 01:27
          +1

          Овердрафт на дебетовой карте возможен только технический — это когда платил при временной недоступности сети и система такое разрешает или когда были конвертации — условно — холд ставится на одном курсе, реальное списание идёт по другому. Остальные случаи вроде можно оспорить через суд.


          1. nikolayv81
            18.01.2019 08:32

            Фишка в том, что в суде можно оспорить что угодно :)
            Но с той стороны скажут что вы оплатили оказанную услугу, подписавшись под договором, средство платежа не имеет значения.


            1. playnet
              18.01.2019 09:49

              так с банком судиться, он просто не должен был провести такую операцию. Хотя в целом это смысла конечно не имеет, ну и юристы у банков опытные…


        1. pyrk2142
          18.01.2019 05:07

          Это достаточно интересный вопрос: является ли отсутствие денег на счету карты или ее блокировка в момент списания достаточным условием для того, чтобы клиент перестал быть что-то должен за услуги? И насколько законно включать обратное в договор? Иначе может возникнуть приятная ситуация: не отменил подписку на что-то, через год приходит сообщение «Вы не отключили подписку, с вас 1000$ за год, будем благодарны за оплату до суда».


          1. nikolayv81
            18.01.2019 08:38

            Там вопрос в том, с какими настройками ваша карта выставлена вашим банком в мпс, это про списание.
            Про суд вполне, просто обычно издержки не сопоставимы с суммой долга и ещё придётся доказывать что услуга реально была предоставлена.
            Как пример есть такие организации — коллекторы, они ведь не только основной долг требуют вернуть, но и штрафы и проценты и собственные расходы ...


          1. burzooom
            18.01.2019 11:51

            А если вы пришли в ресторан покушать без кошелька?


          1. vikarti
            18.01.2019 12:09

            Был как то опыт с одной английской хостинг-компанией — у них была интересная политика как надо разрывать договор (почти за месяц предупреждение, причем этот пункт не вполне очевидно был прописан при оформолении). Вообщем в итоге они и абонентку продолжали начислять несколько месяцев после того как им сказали что не нуждаются. Списать пытались. В итоге отстали. И прямо говорили что вот у нас такая политика.

            Из более новых примеров:
            — правила G Suite про подписку читали? Варианта с помесячной оплатой но годовым контрактом? Там прямо сказано что нельзя уменьшить количество лицензий до истечения года.
            — Adobe'вская подписка на CreativeCloud — то же самое. Но только там это вообще единственный (из легкодоступных) вариантов оплаты. Правда без проблем отменяют на практике.


      1. MartinMiles
        17.01.2019 23:41

        Я делаю примерно так же, только чуточку хитрее. Завел специальную карточку, на ней вообщем то есть немного денег (порядка $100), но сама карта всегда в паузе. И вот когда очередно сервис мне предлагает бесплатный триал но просит карту, то я в мобильно приложении снимаю с паузы, провожу регистрацию (там разумеется снимается доллар или сколько то, карта в этот момент живая, после чего когда аккаунт создан — снова ставлю в паузу). Потом забавно наблюдать как сервисы пытаются списать, но при этом получают отлуп. У меня так эверноут еще дополнительный месяц проработал пока раз в 7-10 дней (почему то нерегулярно) пытался списть месячную сумму. После трех попыток сдался и выдал мне отлуп с премиума


        1. tuxi
          17.01.2019 23:50
          +1

          ФССП с вами не согласится :) С ними это не работает. Они запросто загонят вашу дебетовую карту в технический овердрафт, а там зачастую дикие проценты.


          1. MartinMiles
            17.01.2019 23:53

            не знаю что такое ФССП, но это припэйд катра без овердрафта. Но даже если бы и с ним, в момент намерянно установленной паузы никакие транзакции не пройдут, это и есть смысл паузы.


            1. tuxi
              18.01.2019 00:44
              +2

              Овердрафт на самом деле всегда технически возможен. И как пример, ФССП может его инициировать и вполне на законных (я не говорю справедливых) основаниях. Все дальнейшие головные боли владельца карты, разруливаются согласно договору между банком и владельцем карты. То есть вы будете должны банку и только так.

              Второй вариант: у вас есть дебетовая карта в евро (например). На ней был 21 евро. Вы сделали платеж на 20 евро. Остался 1 евро. Через неделю наступил срок оплаты годового обслуживания. Оно стоит 20 евро. В итоге у вас на счету -19 евро. Это тоже овердрафт.

              Еще могу привести примеры как вгоняют в офердрафт платежи с конвертацией во время резких колебаний курсов.


              1. MartinMiles
                18.01.2019 02:00

                Понятно, это обычная ситуация, все правильно пишете. Я же имел ввиду другое, что там специальная припэйдная карта, и пауза — ее неотъемлимая фича, специально для этого введена, как такая вот востребованная фича. То есть есть вы ставите паузу, то никаких списаний быть не может. А если (вдруг) произойдет, то это легко оспаривается с банком.


                1. TRIMER
                  18.01.2019 08:35

                  ФССП — это судебные приставы в РФ. Они действуют на законных основаниях. В банке вы это не оспорите. Хотя, по личному опыту, когда на карте не хватало денег, то списание не проходило (платеж отклонялся банком) и приставы просто присылали бумажное постановление на оплату.


                  1. MartinMiles
                    18.01.2019 18:54

                    Ах, ясно. Я просто не живу в РФ поэтому не в курсе нюансов. Ну думаю на западе точно также после постановления суда у осиполнителей есть доступ в счетам должника.


              1. DMGarikk
                18.01.2019 10:24

                ФССП может его инициировать и вполне на законных (я не говорю справедливых) основаниях.

                как ФССП сделает овердрафт на дебетовой карте? они же делают операции относительно счета к которому карта привязана, а не через платежную систему

                тут возможен только технический овердрафт про который уже говорили, когда ФССП списывает деньги (реальные) до того как пройдут уже существующие «обычные» захолдированные операции, которые и создадут овердрафт…
                тоесть ФССП не сможет списать с карты 10000р в овердрафт когда там остаток (реальный, а не «карточный») 50р.


                1. balexa
                  18.01.2019 11:12

                  Овердрафт тоже делается относительно вашего счета. Я не в курсе юридических тонкостей, но тоже сомневаюсь что ФССП может снять с банка деньги, если на счету должника их нет. Если бы ФССП имело право снимать деньги с контрагентов должника и предлагать дальше им самим разбираться кто кому должен, то все было бы очень печально.


                  1. MaxDamage
                    19.01.2019 18:21

                    Если бы ФССП имело право снимать деньги с контрагентов должника и предлагать дальше им самим разбираться кто кому должен
                    Через суд и ФССП


                1. tuxi
                  18.01.2019 13:31

                  Прецеденты уже были и не вчера. Такие истории регулярно всплывают уже лет 5 как. Причина таких историй чаще всего в том, что нет устойчивого нормального обмена данными между структурами накладывающими штрафы и ФССП. То есть можно и штраф/задолженность оплатить и повторно получить списание по этому же делу от ФССП.


                  1. DMGarikk
                    18.01.2019 13:35

                    в таких историях люди часто не описывают значимые детали (во многом потому что не разбираются в работе платежных систем), а это важно

                    Как попасть а тех.овердрафт по дебетовке «из-за ФССП»:
                    Получить зарплату 20000р
                    Сходить в магазин и купить холодильник на 20тыр
                    допустим через 1-2 дня от ФССП прилетает письмо в банк, бац… у вас овердрафт -20000р на дебетовой карте, потому что деньги за холодильник ещё не ушли в магазин, а висят в холде, но приоритет от запроса ФССП выше
                    При этом ни ФССП, ни банк не виноваты в этом, это особенность работы платежных систем и вообще банков


                  1. d-stream
                    19.01.2019 20:03

                    На самом деле была ситуация, когда какая-то мелкая сумма до 100р от ФССП заблочила карту с нулевым остатком. Ну и погасил с другой карты эту сумму на их сайте, с поступивших на карту денег — тоже списалась та сумма.
                    Но примерно через месяц вернулись «излишне» оплаченные деньги.


          1. smitevg
            18.01.2019 00:05

            Федеральная Служба Судебных Приставов? Я не рекомендую устанавливать данное приложение


    1. vikarti
      18.01.2019 12:02

      А это касается AppStore? И… кто в этом случае должен все извещения присылать? Apple или разработчик? И что будет если Apple решит повесить на разработчиков отсылку извещений (а они скажут — что API Apple'овских недостаточно и вообще)
      и с Google аналогично.

      И кстати — как тут разруливается ситуация когда сама карта это нечто побочное? Пример — Тиньков Мобайл. У пользователей Мобайла есть карта MasterCard от Тиньков Банка (и вроде бы отказаться от ее заведения — нельзя) и счет там — единый (если бонусы не учитывать), при этом абонентка различных компонентов Мобайла(там не просто X рублей в месяц за Y минут/Z Gb в дату Q а именно раздельные (которые могут быть с разными датами списания) 'подписки' на минуты, трафик, всякие допуслуги оператора вроде Безлимитного трафика на Х или например — Яндекс.Музыки(или там Megogo)+1 Gb трафика на Яндекс, все из приложения доступно ) разумеется списывается без всяких СМС и e-mail. Бонусом — там еще и овердрафт можно подключить(!)(в данном случае это такой своебразный кредитный лимит, проценты вменяемые) Разве это как минимум формально — не нарушение?


  1. fyoletx3
    17.01.2019 15:31

    Новость очень хорошая, сама несколько раз попадала на такие подписки. Даже вариант с уведомлением лучше, чем то что происходит сейчас. В идеале остановка подписки и инструкция по ее продлению, реквизиты или ссылка на страницу оплаты были бы предпочтительнее, но пока будем довольствоваться малым.


  1. Moskus
    17.01.2019 22:40

    Хорошая иллюстрация для фанатичных сторонников радикального экономического либертарианства, как корпорации берут на себя функцию государства, имея, фактически, власть, сравнимую с властью гос. структур, при этом — будучи куда более устойчивыми к общественному волеизъявлению (благодаря тому, что отказаться от использования их услуг может быть сопряжено с существенными трудностями, а также с отсутствием реальной альтернативы). Теоретически, ничто не мешает той же компании Mastercard взять на себя и любые другие функции регулирования отношения между гражданами и сторонними компаниями, например — регулировать цены или бойкотировать обслуживание платежей в пользу каких-то компаний. Тем более, что этот прецедент — уже второй по счету.


  1. vshemarov
    17.01.2019 23:45

    Не понимаю, как Мастеркард собирается отличать триал-подписку от рекурентных платежей, на которые юзер дал явное согласие


    1. logran
      18.01.2019 09:26

      Элементарно т.е никак. Просто первый запрос на платеж считать окончанием триала (даже если триала не было). И, соответственно, на него просить явное прямое согласие пользователя, а об остальных — уведомлять по sms/email.


      1. hatari90
        18.01.2019 09:36

        Просто первый запрос на платеж считать окончанием триала (даже если триала не было)

        А как они будут себя вести в случае, если перед началом триала делается транзакция на $1 и отменяется? Получается, это будет уже не первый платеж. Тогда нужно запрашивать подтверждение платежа, если нет успешных транзакций без возврата.


        1. unclejocker
          18.01.2019 11:44

          Транзакции на 1$ обычно нет. Есть блокировка-разблокировка. А списания нет — легко отличить.


    1. alsii
      18.01.2019 13:35

      Я полагаю, что согласие на триал-подписку не будет считаться Мастеркардом согласием на рекуррентные платежи.


  1. bondarenkod
    17.01.2019 23:46

    Огромное количество сервисов по подписке — в современном мире физически сложно все это контроллировать и держать в голове.
    Я бы хотел контроль за подписками видеть немного иначе. Пусть этим занимаются банки, не без помощи, допустим, MC\VISA.
    Есть личный кабинет, там отображаются абсолютно все подписки или ежемесячные платежи. Абсолютно все — начиная от подписки\ежемесячных платежей за подключение провайдеру или на Netflix, заканчивая софтом от JB или приложениями в сторах. Зашел — увидел, отменил.


    1. slonpts
      18.01.2019 04:44

      Я тоже такой ЛК хочу. Но это выглядит как пчелы против меда…


      1. bondarenkod
        18.01.2019 12:53

        Да, понимаю. Но в моем понимании именно для этого нужно государство с его правилами, законами и ограничениями — в хорошем понимании — для того, что бы улучшать жизнь граждан.
        «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». ©


      1. JC_IIB
        18.01.2019 13:49

        У PayPal именно такой ЛК, в нем видно все подписки.


  1. s-kozlov
    18.01.2019 07:34

    Почему вообще существует автоматическое списывание средств в обход СМС-потдверждений и прочего?


    1. vaslobas
      18.01.2019 08:25

      Потому что в мире вообще мало используется смс-подтверждение.


    1. TRIMER
      18.01.2019 08:38

      Потому что это очень удобно, если клиент знает, что именно он делает (что это подписка и тд). У меня, например, несколько подписок и если бы каждый месяц везде надо было бы что-то подтверждать, то я бы давно уже плюнул и все отменил.


      1. s-kozlov
        18.01.2019 09:56

        то я бы давно уже плюнул и все отменил

        Вот-вот. Значит, не сильно-то и нужно продлевать?


        1. TRIMER
          18.01.2019 10:01

          Нет, это значит, что делаем не удобно и я пойду в сервис где будет удобно.


          1. s-kozlov
            18.01.2019 10:44

            Разумно.


    1. batyrmastyr
      18.01.2019 09:01

      А как вы себе представляете, например, ежемесячные списания с подтверждением по СМС?
      1) Куда вводить прилетевший код?
      2) Что делать, если у вас нет интернета, телефон выключен, вы спите, плывёте в море, а там ловит только спутниковый телефон и т.д.?
      3) Ах да, для смс нет ещё и гарантии доставки нет. Как запросить новую СМС взамен потерявшейся, если не знаешь, что её отправили?


      1. roscomtheend
        18.01.2019 10:04

        > вы спите, плывёте в море, а там ловит только спутниковый телефон

        Который и надо оплатить, иначе не будет ловить даже он.


      1. halted
        18.01.2019 10:22

        1) в ответное смс
        2) это проблемы индейцев из области форс-мажора
        3) отправить смс с нужным кодом или написать/позвонить/зайти на сайт


    1. balexa
      18.01.2019 10:57
      +1

      Потому что в мире СМС подтверждение мало где используется. Вариант с collect payment (когда кастомер дает подтверждение что с него будут списываться платежи) — более удобен если нормально работают банковские диспуты и судебная система. Небольшие ежемесячные платежи — коммунальные услуги, телефон, интернет, страховки и т.п. гораздо удобнее оплачивать без напоминаний автоматом.*

      * к сожалению это работает только если управляющая компания и оператор не пытается вас обмануть каждый раз.


      1. s-kozlov
        18.01.2019 11:08

        Видимо, менталитет всё-таки не отпускает меня. Мне как-то стремно давать Амазону возможность списывать с меня баксы без подтверждения или позволять почтальону оставлять посылку под дверью.


      1. alsii
        18.01.2019 13:51

        Я любое списание такого рода (инициированное получателем, по-немецки это называется SEPA Lastschrift) могу отменить одним кликом в списке транзакций. Дальше банк будет запрашивать у получателя платежа мое разрешение на списание средств. Если тот не сможет его предъявить, или предъявить что-то, что банк не признает разрешением — будут серьезные проблемы. Насколько я понимаю, это правила SEPA.
        Причем если так был отменен хотя бы один платеж, все остальные такие платежи этому получателю с моего счета будут автоматически заблокированы. В принципе достаточно удобно.


  1. TRIMER
    18.01.2019 08:45

    Да, кстати, новость не полная. На других ресурсах уже пишут, что Mastercard скорректировали свой анонс. Новые правила будут касаться только подписок на физические товары/услуги.

    No one wants to be unsatisfied with a physical product after paying for it.

    newsroom.mastercard.com/2019/01/16/free-trials-without-the-hassle


  1. EminH
    18.01.2019 10:29

    Поделюсь своим лайфхаком: я для таких дел использую PayPal- там для автоматического списания средств есть понятие «subscribe», так я после создания триального акаунта просто в настройках удаляю этого вендора. Не все правда поддерживают Paypal


  1. fpir
    18.01.2019 10:43

    А вот интересно, как быть с такими триальными периодами от банков? Они могут списывать оплату прямо со счёта, который у банка. Но и с карты, которая мастеркард.


    1. balexa
      18.01.2019 11:02

      Они могут списывать оплату прямо со счёта, который у банка. Но и с карты, которая мастеркард.

      Банки списывают деньги не с карты, а со счета. Это совершенно разные вещи. Мастеркард не может контролировать движение денег по счетам. А банку не нужна карта чтобы списать деньги со счета или чтобы выдать их вам.


      1. fpir
        18.01.2019 11:26

        Вот и я про то-же. Банку не нужна карта, но она есть и с неё тоже списывается. Мастеркард может сказать банку — вы не выполняете наши условия и мы лишаем вас права выпускать наши карты.
        Нет, это фантастика, но зёрнышко-то закапывается.


        1. TRIMER
          18.01.2019 11:52

          Тоже из серии фантастики — мастеркард вводит контроль подписок для цифровых товаров. Крупные сервисы (Google, Apple, Netflix...) говорят: «Ок, мы больше не принимаем Master Card». И тут виза: «С нашей картой вы можете полноценно пользоваться Google, Apple, Netflix...». В основной массе клиенты откажутся от сервисов или от мастер карда в пользу визы? Я думаю второе.

          P.S. Я уже писал, что в других источниках сказано о том, что правила описанные в статье касаются только подписок на реальные товары, а не цифровые.


          1. fpir
            18.01.2019 12:01

            И тут виза: «С нашей картой вы можете полноценно пользоваться Google, Apple, Netflix...»

            И тут, например я, весь в белом «Всего за 0.5% я проведу Ваш платёж с мастеркард в GooglePlay c минимальной задержкой». Ну, банк в России тоже может прожить на одной визе, и даже на одном спутнике. Но банк, который не работает с мастеркард это похлеще, чем сервис, который не работает с мастеркард.
            Но это спор о сферичности коня.


            1. TRIMER
              18.01.2019 12:06

              > Всего за 0.5% я проведу Ваш платёж с мастеркард в GooglePlay c минимальной задержкой
              На самом деле нормальная тема :) Я условно так же счет Appstore пополнял когда у меня карта для таких сервисов кончилась. Через Яндекс путем покупки у них подарочного кода на нужную сумму. При этом с комиссией 0%. Не знаю в чем профит для Яндекса.

              > Но банк, который не работает с мастеркард это похлеще, чем сервис, который не работает с мастеркард.
              Это да :) Я больше про сервисы.


              1. fpir
                18.01.2019 12:10

                Не знаю в чем профит для Яндекса.

                В том, что яндекс обязуется привести апстору условный миллион в обмен на скидку в 0.5%.


        1. mayorovp
          18.01.2019 12:21

          Что в вашем понимании означает «с карты тоже списывается»?


        1. balexa
          18.01.2019 12:22

          Да не списывается ничего с карты. Списывается со счета. Это вообще разные вещи.
          Мастеркард может отказаться проводить через себя некоторые транзакции, но брать на себя обязанности госрегулятора он не будет.

          Мастеркард может сказать банку — вы не выполняете наши условия и мы лишаем вас права выпускать наши карты.

          В теории мастеркард может лишить права кого угодно и за что угодно, в т.ч. потому что цвет логотипа банка не понравился секретарше, но к чему это? Это фантастика, да.


          1. DMGarikk
            18.01.2019 12:42

            Это фантастика, да.

            какая ещё фантастика, в РФ чутьли самая продвинутая карточная система в мире во многом потому что VISA/MC сказали что для получения лицензии надо чтобы все банкоматы и терминалы поддерживали EMV… бац… все поддерживают, сказали что надо чтобы везде был PayWave/PayPass… бац везде внедрено как по указке
            сейчас вот эту штуку скажут внедрить и через год-два везде так будет, и никто не пикнет
            МПС очень сильно влияют на банки (во всяком случае в РФ)


            1. balexa
              18.01.2019 12:56

              МПС влияют на банки только в той сфере, которая относится к карточным операциям. Банкоматы и пейпасы — да.
              На то, как вы будете снимать деньги по паспорту например, или сколько денег можно класть в кассе без комисии — МПС не влияют никак, это не их зона ответственности. Запретить проводить платежи по своим картам они могут. Запретить по другим каналам — свифт, ностро/востро счета, простая настройка списывания в личном кабинете по номеру телефона — нет.


  1. dimonoid
    18.01.2019 10:57

    Теперь можно будет смотреть Netflix сколько угодно бесплатно? Регистрируя новый аккаунт каждый месяц. Ну или сделают оплату только через PayPal / Visa .


    1. F0iL
      18.01.2019 11:29

      Скорее, при регистрации у вас все-таки будут спрашивать номер карты (опять же, нововведением это не запрещено), и если вы попользовались бесплатным периодом, но не подтвердили дальнейшую подписку, то в следущий раз с этим номером карты вам месяц халявы уже не дадут.


      1. s-kozlov
        18.01.2019 11:35

        Бесплатный перевыпуск карты?


        1. unclejocker
          18.01.2019 11:48

          Сбер с тем же номером (но другим CVV) перевыпускает, т.е. надо искать банк, который вам каждый раз будет новый номер давать.


          1. s-kozlov
            18.01.2019 12:39

            Значит, тут инфа устарела.


            1. unclejocker
              18.01.2019 12:43

              Может быть что то поменялось, я не каждый день карты меняю. Но когда последние два раза (последний раз — в 18м году) менял карты — было так. Либо они под «сменой номера» понимают смену CVV, это в общем то, тоже номер.


          1. parshkov
            18.01.2019 23:21

            С тем же номером только очередной перевыпуск. При внеочередном номер карты меняется.


      1. genuimous
        18.01.2019 13:30

        А он проверяет действительность карты? Если нет, то достаточно сгенерировать валидный (чтобы проходил проверку на контрольную сумму) номер карты. Я так часто делаю на том же букинге и вообще везде, где требуют указать номер карты «на всякий случай».


        1. TRIMER
          18.01.2019 13:37

          На букинге «всякий случай» зависит только от отеля. В рандомный момент отель может захотеть списать сумму/часть суммы (в том числе в период бесплатной отмены). Если платеж не пройдет, то и с бронью могут возникнуть проблемы.


          1. genuimous
            18.01.2019 14:07
            +1

            А вот это и хорошо. Отель либо свяжется и попросит прояснить ситуацию (в свою очередь я спрошу, зачем он это делает), либо я выберу другой отель. Сразу показывает и выводит отель на чистую воду. Там, кстати, данные карты по открытым каналам передаются.


            1. TRIMER
              18.01.2019 14:10

              Эм, не понимаю, что плохого в таком списании, но ок.


  1. mDOGx
    18.01.2019 11:48
    +2

    Актуально только для физических покупок увы.


  1. saaivs
    18.01.2019 11:51

    Mastercard опечатался: запрета на списывание средств после пробного периода для онлайн-сервисов не будет

    Нашумевшее в четверг объявление о запрете автоматического списывания средств клиентов после окончания пробного периода (free trial) оказался ошибкой. Компания поправилась и выяснилось, что этот запрет относится только к физическим товарам.

    Просто ошибка.